Научная статья на тему 'Репертуарная политика современных любительских театральных коллективов: опыт социологического исследования'

Репертуарная политика современных любительских театральных коллективов: опыт социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
787
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАР / РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОРЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / REPERTOIRE / REPERTOIRE POLICY / FACTORS INFLUENCING THE CHOICE OF AMATEUR THEATRES’ REPERTOIRE / COMPARATIVE ANALYSIS / MODERN SOCIOCULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рашина Татьяна Олеговна, Михайлова Ольга Александровна, Плёхова Вероника Владимировна

В статье рассматривается проблема подбора репертуара театра, принципы его формирования в любительских и профессиональных театральных коллективах. Авторы провели сравнительный анализ и особое внимание уделили вопросу репертуарной политики театров Белгородской области: был выполнен мониторинг приоритетного интереса театров в плане отечественной и зарубежной драматургии, а также режиссерских предпочтений жанровых, временных. В данном исследовании определены факторы, влияющие на выбор репертуара любительских театров, и показана целостная картина театральной жизни Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Repertoire Policy of Modern Amateur Theatre Groups: Attempt of Sociological Research

The article examines the problem of choosing theatre repertoire, analyses the basic principles of its formation in amateur and professional theatre groups. A comparative analysis is conducted. Special attention is paid to repertoire policy of Belgorod region theatres: monitoring of the stage directors’ preferences was implemented with a view to identify their motives for choosing plays of a certain domestic or foreign author, of a particular genre, time period. The factors influencing the choice of amateur theatres repertoire are determined and an integral picture of theatrical life in Belgorod region is presented.

Текст научной работы на тему «Репертуарная политика современных любительских театральных коллективов: опыт социологического исследования»

https://doi.org/10.30853/manuscnpt.2020A30

Рашина Татьяна Олеговна, Михайлова Ольга Александровна, Плехова Вероника Владимировна Репертуарная политика современных любительских театральных коллективов: опыт социологического исследования

В статье рассматривается проблема подбора репертуара театра, принципы его формирования в любительских и профессиональных театральных коллективах. Авторы провели сравнительный анализ и особое внимание уделили вопросу репертуарной политики театров Белгородской области: был выполнен мониторинг приоритетного интереса театров в плане отечественной и зарубежной драматургии, а также режиссерских предпочтений - жанровых, временных. В данном исследовании определены факторы, влияющие на выбор репертуара любительских театров, и показана целостная картина театральной жизни Белгородской области. Адрес статьи: от^.агато1а.пе1/та1епа18/9/202С)/4/3СШт1

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 144-149. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Театральное искусство

Dramatic Art

УДК 792.077 Дата поступления рукописи: 21.01.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.4.30

В статье рассматривается проблема подбора репертуара театра, принципы его формирования в любительских и профессиональных театральных коллективах. Авторы провели сравнительный анализ и особое внимание уделили вопросу репертуарной политики театров Белгородской области: был выполнен мониторинг приоритетного интереса театров в плане отечественной и зарубежной драматургии, а также режиссерских предпочтений - жанровых, временных. В данном исследовании определены факторы, влияющие на выбор репертуара любительских театров, и показана целостная картина театральной жизни Белгородской области.

Ключевые слова и фразы: репертуар; репертуарная политика; факторы подбора репертуара любительского театрального коллектива; сравнительный анализ; современная социокультурная ситуация.

Рашина Татьяна Олеговна Михайлова Ольга Александровна Плёхова Вероника Владимировна

Белгородский государственный институт искусств и культуры 27luna@rambler.ru; olgall846@mail.ru; veronika-nika76@mail.ru

Репертуарная политика современных любительских театральных коллективов: опыт социологического исследования

Сфера репертуарных проблем в любительских театральных коллективах очень широка и включает множество аспектов. В данной публикации внимание сконцентрировано на отдельной, наиболее актуальной, по мнению авторов, проблеме методологического подхода к исследованию репертуарной политики в современных любительских театральных коллективах.

Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении особенностей формирования репертуара современных любительских театральных коллективов для новаторских поисков режиссеров при составлении репертуарных планов.

В соответствии с поставленной целью были определены первостепенные задачи: обобщить теоретический материал и провести сравнительный анализ репертуара профессиональных и любительских театров Белгородской области; проанализировать современную социокультурную ситуацию и определить систему факторов, влияющих на подбор репертуара современных любительских театральных коллективов.

Научная новизна предпринятого исследования связана с тем, что в нем планомерно проводится социологическое исследование репертуара профессиональных и любительских театров Белгородской области для дальнейшей выработки стратегии репертуарной политики режиссерами любительских театральных коллективов.

В современной социокультурной ситуации место театра в ряду других социальных институтов существенно изменилось. У него появились иные функции и задачи, разрушились старые социальные связи и образовались новые. В связи с этим изменением роли театра в общественной жизни изменилась и наука о театре, которая открыла новые аспекты своего исследования [7, с. 314].

Театр высказывается через спектакль. Он обнажает, чем коллектив живёт, чем дышит, чему радуется, какие проблемы его волнуют, в нём видна его позиция, его взгляд на вещи, его вкус, культура и т.д. Репертуар любительского театрального коллектива, с одной стороны, носит учебно-творческий характер, с другой стороны, это своеобразная форма воспитания личности участников и зрителей. От его качества, идейно-художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит во многом эффективность функций, выполняемых любительским театральным коллективом.

Формированию репертуара в коллективах разных жанров художественной самодеятельности уделяли внимание такие исследователи-педагоги, как: В. А. Колесникова (хореографический коллектив); О. В. Буркавцова, Е. А. Бойко, И. В. Мясищева (хоровой коллектив); Т. О. Петракова, Л. М. Петрова (театральный коллектив). Искусствоведы и театроведы А. Л. Ефремов, Л. Я. Алексеева, Ф. А. Соломоник, А. П. Шульпин рассматривали репертуар как основу учебно-творческого и воспитательного процесса в самодеятельном коллективе. Исторический аспект формирования репертуара в коллективах театральной самодеятельности исследовали литературоведы В. А. Вакулин и В. М. Кукаретин, российский и советский актёр, театровед, доктор искусствоведения, профессор В. Н. Всеволодский-Генгросс. Более подробно проблемы подбора репертуара в любительском театральном коллективе в своих работах касались культуролог А. С. Каргин, российский театральный режиссёр З. Я. Корогодский, психолог Ю. Е. Соколовский, театральный режиссёр и педагог А. Г. Буров, исследователь истории и теории искусства, театральный педагог Н. А. Яковлева и др. Социологическую проблематику и предмет осмысления степени приобщенности населения к театральному искусству, факторы посещаемости профессионального тетра, структуру театральной аудитории, специфику восприятия и воздействия тетра как социального института, потребности, запросы детской, подростковой и молодежной аудитории исследовали Н. А. Хренов, Л. Коган, В. Я. Нийгульдберг, В. М. Петров, В. И. Волков, Г. Г. Дадамян. Методологические, теоретические и методические аспекты социологических исследований театра, вопросы междисциплинарного сотрудничества при изучении театра и его аудитории, а также исторические аспекты функционирования театра и связанные с этим процессом содержательные теоретико-методологические подходы как в изучении социального функционирования театра, формирования и эксплуатации текущего репертуара, так и в рассмотрении мотивации и стимулов поведения зрительской аудитории, освещены в работах таких исследователей, как А. Н. Алексеев, В. Н. Дмитриевский, А. Я. Рубинштейн, Ю. М. Барбой, Б. М. Фирсов, Л. Е. Кесельман, Ю. У. Фохт-Бабушкин.

Однако специальных исследований, посвящённых проблеме подбора репертуара, на наш взгляд, недостаточно. В учебно-воспитательной работе любительского театрального коллектива необходимо рассматривать проблему подбора репертуара как определяющую в деятельности каждого любительского театрального коллектива. Ведь от репертуара в первую очередь зависит эффективность его работы. Данная проблема не теряет своей актуальности и в наши дни, так как жизнь, идя вперед, выдвигает всё новые требования, фонд драматургических произведений не перестает пополняться, а знания руководителей любительских театральных коллективов постоянно обогащаются открытиями новых закономерностей при работе с актёрами-любителями, выявлением новых возможностей их обучения и воспитания.

Выбор репертуара - постоянная задача режиссёра, репертуар - лицо театра, определяющее его мировоззренческий и художественный уровень [3, с. 92]. Но говоря о сценическом искусстве или о каком-либо отдельном театральном коллективе, нельзя игнорировать его художественную специфику, иначе все разговоры о нём приобретают отвлеченный умозрительный характер. Поэтому в нашем исследовании именно оценка репертуара театров является исходным звеном.

Диапазон вкусов и потребностей публики весьма широк, и понятно, что, стремясь вовлечь в театры новые, ещё плохо подготовленные к восприятию сценической культуры слои населения, театр может и в некоторых случаях даже должен ставить общедоступные, общепонятные в эстетическом плане спектакли [5, с. 76]. Великий мастер русского и советского театра, один из основателей МХАТа В. И. Немирович-Данченко неслучайно подчеркивал: «Надо уметь иногда опускаться до уровня понимания массового зрителя, а потом вместе с ним подниматься к вершинам искусства» [2, с. 137].

Нами было проведено исследование - сравнительный анализ репертуара профессиональных и любительских театров Белгородской области, где мы проанализировали их репертуарную политику.

Результаты, полученные в ходе исследования (Табл. 1), показывают, что современная российская драматургия (40,3%) и русская классическая драматургия (37,7%) занимают в афише профессиональных театров Белгородской области ведущее место. А также режиссёры профессиональных театров дают зрителю по возможности полное представление о зарубежной классической и современной драматургии, характеризующееся следующими показателями - 13,9% и 8,1% соответственно.

Таблица 1

Профессиональный театр Русская классическая драматургия Зарубежная классическая драматургия Современная российская драматургия Современная зарубежная драматургия

БГАДТ им. М. С. Щепкина 36% 24% 24% 16%

Старооскольский театр для детей и молодёжи им. Б. И. Ровенских 47,7% 9,5% 42,8% 0%

Губкинский театр для детей и молодёжи 29,3% 8,3% 54,1% 8,3%

Итог 37,7% 13,9% 40,3% 8,1%

Приведенные в Таблице 2 сведения свидетельствуют о наличии явно выраженной тенденции тяготения режиссёров к жанру драмы (37%). Весьма широко представлены и жанр комедии (27%), и музыкально-сценические жанры (22,4%). К современным экспериментальным жанрам тяготеет 7,8% театральных постановок, трагедийный сюжет просматривается в 5,8% всех театральных постановок. А к жанру абсурда в профессиональных театрах не проявлен интерес.

Таблица 2

Музы- Современ-

кально- ные экспе-

Профессиональный театр Комедия Трагедия Драма Абсурд сценические жанры римен-тальные жанры

БГАДТ им. М. С. Щепкина 32% 8% 28% 0% 28% 4%

Старооскольский театр для детей и молодёжи им Б. И. Ровенских 23,9% 9,5% 42,9% 0% 14,2% 9,5%

Губкинский театр для детей и молодёжи 25% 0% 40% 0% 25% 10%

Итог 27% 5,8% 37% 0% 22,4% 7,8%

Логично будет предположить, что любительские театры прежде всего в выборе репертуара ориентируются на репертуарную политику профессиональных театров.

Приведённые ниже Таблица 3 и Таблица 4 подтверждают данное предположение.

Таблица 3

Любительский театральный коллектив Русская классическая драматургия Зарубежная классическая драматургия Современная российская драматургия Современная зарубежная драматургия

«Народный образцовый коллектив» -театральная студия «Лик» МБУК «Центр досуга», г. Белгород 12,5% 25% 50% 12,5%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Гротеск» МБУК «ДК "Форум"», г. Губкин 25% 50% 12,5% 12,5%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Маска» МАУК «ДК "Комсомолец"», г. Старый Оскол 30,8% 15,4% 46,1% 7,7%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Окно» ЦКР с. Таврово Белгородского района 47% 17,6% 35,4% 0%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Визави» МБУК «Волоконовский РДК», пос. Во-локоновка Волоконовского района 56,3% 9,4% 31,2% 3,1%

«Народный самодеятельный коллектив» - молодёжный театр-студия «Вопрос» РДК «Солнечный», пос. Солнечный Алексеевского района 22,2% 11,1% 66,7% 0%

Итог 32,3% 21,4% 40,3% 6%

Максимальный процент в репертуаре любительских театров Белгородской области занимает современная российская драматургия (40,3%). На втором месте представлена русская классическая драматургия (32,3%). Достаточно высокий процент интереса отдан зарубежной классической драматургии (21,4%). Менее всего представлена современная зарубежная драматургия (6%).

Сводная картина соотношений жанровых предпочтений режиссёров любительских театров представлена в Таблице 4: комедия - 37%, драма - 35,2%, музыкально-сценические жанры - 15,7%, современные экспериментальные жанры - 7,2%, трагедия - 3,6% и абсурд - 1,3%.

Высказывание Г. А. Товстоногова справедливо применительно к нынешнему состоянию театра: «Зритель приходит исключительно с целью развлечься в театр... Но этот же зритель первый перестанет ходить в театр, который его только развлекает. Зритель не ходит и в этот театр, который только учит. Зритель идет в театр, чтобы его увлекли, чтобы его повели за собой. С первой же реплики спектакля. начинается сражение театра за своё право быть воспитателем, носителем общественно значимой идеи. Театр никогда не сможет неким "волевым" решением отменить свою развлекательную функцию - это было бы для него равносильно самоубийству» [6, с. 8].

Выполненное исследование продемонстрировало наличие устойчивой структурной закономерности, которая проявляется в преемственности репертуарной политики любительских театров. И под каким углом зрения репертуар бы ни рассматривался, мы сталкиваемся с более общим фундаментальным явлением, затрагивающим базовые социокультурные процессы, поэтому крайне важным представляется регулярное и систематическое изучение репертуара, основанное на методах социологического мониторинга дифференцированной оценки каждого профессионального и любительского театра и анализа динамики современной социокультурной ситуации.

Любительские театры сегодня в большей мере ориентированы на современную российскую и русскую классическую драматургию, жанр драмы и музыкально-сценические жанры. В Белгородской области при анализе данных статистики нам важно понять, что стоит за этими цифрами, определить систему факторов, влияющих на выбор репертуара любительских театров.

Таблица 4

Музы- Современ-

Любительский театральный коллектив Комедия Трагедия Драма Абсурд кально-сценические жанры ные экс-перимен-тальные жанры

«Народный образцовый коллектив» -

театральная студия «Лик» МБУК «Центр 25% 0% 25% 0% 12,5% 37,5%

досуга», г. Белгород

«Народный самодеятельный коллек-

тив» - любительский театр «Гротеск» 62,5% 12,5% 25% 0% 0% 0%

МБУК «ДК "Форум"», г. Губкин

«Народный самодеятельный коллек-

тив» - любительский театр «Маска» МАУК «ДК "Комсомолец"», г. Старый 30,6% 0% 23,1% 7,7% 38,6% 0%

Оскол

«Народный самодеятельный коллек-

тив» - любительский театр «Окно» 47% 5,9% 29,4% 0% 11,8% 5,9%

ЦКР с. Таврово Белгородского района

«Народный самодеятельный коллек-

тив» - любительский театр «Визави» МБУК «Волоконовский РДК», пос. Во- 34,4% 3,1% 53,1% 0% 9,4% 0%

локоновка Волоконовского района

«Народный самодеятельный коллек-

тив» - молодёжный театр-студия «Вопрос» РДК «Солнечный», пос. Солнеч- 22,2% 0% 55,5% 0% 22,3% 0%

ный Алексеевского района

Итог 37% 3,6% 35,2% 1,3% 15,7% 7,2%

Таблица 5

Профессиональный театр Учёт возрастных особенностей участников коллектива Учёт количественного состава участников Учёт материально-технической базы Ориентированность на социокультурную, экономическую, политическую ситуацию региона Ориентированность на предпочтения зрителей Ориентированность на собственные предпочтения Ориентированность на выполнение плана организации Идейно-художественная ценность репертуара

БГАДТ им. М. С. Щепкина 9% 9% 10% 16% 16% 10% 10% 20%

Старооскольский театр для детей и молодёжи им Б. И. Ровенских 5% 5% 10% 20% 15% 10% 15% 20%

Губкинский театр для детей и молодёжи 8% 7% 10% 15% 20% 10% 10% 20%

Итог 7,3% 7% 10% 17% 17% 10% 11,7% 20%

Исходя из перечня факторов, представленных в Таблице 5, можно утверждать, что профессиональные белгородские театры стремятся сформировать репертуар, в большей степени ориентируясь на идейно-художественные ценности (20%). Второе место разделили факторы ориентированности на социокультурную, экономическую, политическую ситуацию региона (17%) и на предпочтения зрителей (17%). Менее всего режиссёры профессиональных театров ориентируются на учёт возрастных особенностей участников коллектива (7,3%) и учёт количественного состава участников (7%). Исследование сферы профессионального театра выявило основные факторы формирования его репертуара - это репертуарная политика театра, потребности зрителей и социального контекста всей театральной жизни.

Представленный нами анализ позволил выявить диспропорцию в количественных соотношениях в Таблице 5 и Таблице 6, которая свидетельствует о том, что между формированием репертуара профессионального театра и любительского существует максимальное расхождение в следующих факторах: учёт возрастных особенностей участников коллектива (профессиональные театры - 7,3%, любительские театры - 17,5%) и учёт количественного состава участников (профессиональные театры - 7%, любительские театры - 16,7%). Но в то же время режиссёры любительских театров большой процент внимания уделяют ориентированности

на идейно-художественную ценность репертуара (15,8%), как и режиссёры профессиональных театров (20%). Эмпирический материал исследования репертуара любительского театра даёт возможность сделать выводы о том, что основополагающими факторами здесь являются учёт возрастных особенностей участников и учёт количественного состава участников.

Таблица 6

Любительский театральный коллектив Учёт возрастных особенностей участников коллектива Учёт количественного состава участников Учёт материально-технической базы Ориентированность на социокультурную, экономическую, политическую ситуацию региона Ориентированность на предпочтения зрителей Ориентированность на собственные предпочтения Ориентированность на выполнение плана организации Идейно-художественная ценность репертуара

«Народный образцовый коллектив» -театральная студия «Лик» МБУК «Центр досуга», г. Белгород 20% 20% 15% 10% 10% 5% 10% 10%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Гротеск» МБУК «ДК "Форум"», г. Губкин 15% 20% 15% 7% 7% 6% 15% 15%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Маска» МАУК «ДК "Комсомолец"», г. Старый Оскол 20% 10% 10% 8% 8% 7% 12% 15%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Окно» ЦКР с. Таврово Белгородского района 15% 15% 10% 6% 10% 19% 5% 20%

«Народный самодеятельный коллектив» - любительский театр «Визави» МБУК «Волоконовский РДК», пос. Во-локоновка Волоконовского района 20% 20% 10% 10% 10% 5% 5% 20%

«Народный самодеятельный коллектив» - молодёжный театр-студия «Вопрос» РДК «Солнечный», пос. Солнечный Алексеевского района 15% 15% 15% 5% 15% 15% 5% 15%

Итог 17,5% 16,7% 12,5% 8% 10,3% 9,5% 9,7% 15,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подбор репертуара в современном любительском театральном коллективе - дело непростое. К репертуару предъявляет требования руководство учреждения, где работает коллектив, для которого важно, чтобы любительский театральный коллектив исполнял такие пьесы, которые можно показать для самой различной аудитории, на разных мероприятиях, имеющих тематическую направленность. Режиссёру любительского театрального коллектива при выборе репертуара приходится опираться не только на свой личный вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать возрастным особенностям и исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и зрителей, чтобы он позволил участвовать в культурно-массовых мероприятиях, был актуальным. Это подтверждается многими режиссерами и руководителями любительских театральных коллективов. В частности, С. Ф. Куц и В. А. Бокий-Мощенских, исследуя данный вопрос, определили следующее: «Материал должен соответствовать не только эстетическим принципам театра, но и нести в себе воспитательную функцию, соответствовать возрасту и уровню развития всех участников будущей постановки» [1, с. 82].

Ю. А. Завадский был глубоко убежден в том, что каждый художник имеет право на жанровое разнообразие, свободу сценических решений. Глубокое знание жизни, связь с народом, выражение его конкретных интересов, утверждение гуманистического идеала - путь к истинному искусству. Общность задачи драматургии и театра - быть воспитателем нравственности народа - требует взаимной ответственности за дальнейшее развитие театрального искусства, формирование художественного вкуса зрителя [3, с. 93]. При этом важно помнить, что первейший показатель профессиональной вооруженности режиссёра любительского театрального коллектива - умение создать эстетически гармоничный, жанрово разнообразный репертуар, в котором гражданственность и требования современности по идейно-эстетическому воспитанию зрителя

сочетались бы с воспитательной работой внутри коллектива. Пьесы, включаемые в репертуар коллектива, по художественным достоинствам должны быть не ниже пьес профессионального театра и должны отвечать специфическим требованиям и уровню мастерства исполнителей-любителей [4].

Репертуарная политика формируется, как известно, во взаимодействии театра и аудитории и тем самым отражает многообразие социальных связей театрального процесса в целом. Данное исследование показывает целостную картину театральной жизни Белгородской области и определенную взаимодополняемость факторов, влияющих на формирование театрального репертуара любительских коллективов и социального контекста театральной жизни региона.

Список источников

1. Куц С. Ф., Бокий-Мощенских В. А. Выбор репертуара в детском театральном коллективе // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 1 (15). С. 81-84.

2. Литовский О. Так было. М.: Искусство, 1958. 137 с.

3. Сазонова В. А. Театральная педагогика Ю. А. Завадского [Электронный ресурс]: учебное пособие. Изд-е 3-е, доп. СПб.: Планета музыки, 2019. 176 с. URL: https://e.lanbook.com/book/113980 (дата обращения: 14.03.2020).

4. Сапегин Б. В. Режиссер самодеятельного театрального коллектива: учебное пособие для студентов отделения режиссуры драмы института культуры. Л.: Искусство, 1986. 146 с.

5. Театр и публика: опыт социологического исследования 1960-1970-х годов / отв. ред. В. Н. Дмитриевский. М.: Государственный институт искусствознания «Реабилитация», 2013. 400 с.

6. Товстоногов Г. А. Парадокс о зрителе // Литературная газета. 1973. 23 мая.

7. Хренов Н. А. Театр как социологический феномен // Алексеев А. Н., Дмитриевский В. Н. Театральный репертуар как объект социологического исследования. СПб.: Алетейя, 2009. С. 314-327.

Repertoire Policy of Modern Amateur Theatre Groups: Attempt of Sociological Research

Rashina Tat'yana Olegovna Mikhailova Ol'ga Aleksandrovna Plekhova Veronika Vladimirovna

Belgorod State University of Arts and Culture 27luna@rambler.ru; olga11846@mail.ru; veronika-nika76@mail.ru

The article examines the problem of choosing theatre repertoire, analyses the basic principles of its formation in amateur and professional theatre groups. A comparative analysis is conducted. Special attention is paid to repertoire policy of Belgorod region theatres: monitoring of the stage directors' preferences was implemented with a view to identify their motives for choosing plays of a certain domestic or foreign author, of a particular genre, time period. The factors influencing the choice of amateur theatres repertoire are determined and an integral picture of theatrical life in Belgorod region is presented.

Key words and phrases: repertoire; repertoire policy; factors influencing the choice of amateur theatres' repertoire; comparative analysis; modern sociocultural situation.

УДК 792.8 Дата поступления рукописи: 14.03.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript2020A31

В статье изучается влияние на ранний китайский балет Н. М. Сокольского, который создал балетную труппу «Русский балет в Шанхае», тем самым способствуя распространению классического танца во всем Китае. Также рассматривается целая плеяда талантливых китайских артистов - учеников Н. М. Сокольского, внесших в дальнейшем большой вклад в развитие национальной танцевальной культуры. Отмечается, что инициатива Сокольского изменила эстетическое восприятие шанхайской публики, ускорила распространение среди публики и влияние на профессиональную среду западной танцевальной культуры в Китае. На примерах воспоминаний учеников Сокольского прослеживаются принципы его педагогической работы в стенах Центральной академии драмы (первой высшей академии театрального образования в КНР). Автор приходит к выводам относительно влияния работы Сокольского на ранний китайский балет.

Ключевые слова и фразы: балет; Китай; Н. М. Сокольский; «Русский балет в Шанхае»; учебный курс по танцевальному движению; зарубежное влияние на китайский балет.

Чжан Тяньцзяо

Российский институт театрального искусства - ГИТИС, г. Москва Tianj.zhang@yandex. гы

Влияние Н. М. Сокольского на ранний китайский балет

Распространение русской хореографической школы в XX веке стало основой для возникновения национальных балетных школ по всему миру. Каждый раз история её восприятия какой-либо национальной культурой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.