Научная статья на тему 'Проблема периодизации в истории андрагогики'

Проблема периодизации в истории андрагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АНДРАГОГИКИ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ АНДРАГОГИКИ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНДРАГОГИКИ В УКРАИНЕ / ANDRAGOGY / THEORY AND PRACTICE OF ADULT EDUCATION / PERIODIZATION OF HISTORY OF ANDRAGOGY / HISTORY OF DEVELOPMENT OF ANDRAGOGY IN UKRAINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тымчук Л. И.

Aннотация. В статье представлен общий обзор имеющихся в истории андрагогики подходов к периодизации развития андрагогической науки и практики обучения взрослых; кратко охарактеризовано содержание основных периодов. В рамках проанализированных подходов автор предлагает периодизацию становления и развития андрагогики в Украине со второй половины ХIХ начало ХХI в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General overview of existing approaches to the periodization of andragogical science development and practice of adult education is presented in the article; content of the main periods is briefly described. Within the analyzed approaches the author proposes the periodization of formation and development of andragogy in Ukraine in the second half of XIX the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Проблема периодизации в истории андрагогики»

Л.И. Тымчук

доцент кафедры общей и социальной педагогики, к.пед.н., Черновицкий национальный университет имени Ю. Федьковича L.I. Tymchuk

Associate Professor (PhD), Candidate of Pedagogical Sciences, Chernivtsi National University named after Y.Fedkovych,

E-mail: timchyklyda@mail. ru

ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ В ИСТОРИИ АНДРАГОГИКИ

Лннотация. В статье представлен общий обзор имеющихся в истории андрагогики подходов к периодизации развития андрагогической науки и практики обучения взрослых; кратко охарактеризовано содержание основных периодов. В рамках проанализированных подходов автор предлагает периодизацию становления и развития андрагогики в Украине со второй половины XIX - начало XXI в.

Annotation. General overview of existing approaches to the periodization of an-dragogical science development and practice of adult education is presented in the article; content of the main periods is briefly described. Within the analyzed approaches the author proposes the periodization of formation and development of andragogy in Ukraine in the second half of XIX - the beginning of the XXI century.

Ключевые слова: история андрагогики, теория и практика обучения взрослых, периодизация истории андрагогики, история развития андрагогики в Украине.

Key words: andragogy, theory and practice of adult education, periodization of history of andragogy, history of development of andragogy in Ukraine.

История науки - это исследование феномена науки в его истории. История андрагогики как отдельный вид-поток гуманитарного знания изучает историческое развитие андрагогической мысли, образовательной практики для взрослых и персоналий в их единстве как обобщенное теоретическое историко-культурное осмысление проблем андрагогики в обществе [8, с.11].

Логическим началом для изложения истории андрагогики является периодизация, ведь в гуманитарной сфере, по оценке украинской ученой О.Сухомлинской, проблема периодизации является одной из главных научных проблем [9].

Современные подходы к периодизации в истории андрагогики отражены в работах российских ученых С. Змеева, О. Марона, И. Колесниковой, украинских исследователей Л. Вовк, И. Воробец, Л. Лукьяновой, Е. Мартиросян, Л. Сигае-вой, М. Скрипник, Л. Шинкаренко и др.

В данной публикации хотим осуществить анализ имеющихся подходов к периодизации истории андрагогики и на их основе выделить и обосновать периоды в истории андрагогики в Украине.

Анализ научной литературы свидетельствует, что на сегодня нет единых подходов к периодизации истории андрагогики. Большинство исследователей

периодизацию развития андрагогики как науки начинают с середины ХХ века. Одним из первых такой подход представил российский ученый С.Змеев в фундаментальном исследовании «Становление андрагогики (Развитие теории и технологии обучения взрослых)» (2000 г.) [3]. Определяя основные закономерности и пути становления андрагогики как самостоятельной науки об образовании взрослых в контексте социально-экономических, образовательных, науковедче-ских предпосылок и факторов второй половины ХХ в., С.Змеев выделил три этапа в развитии научных исследований по проблемам образования взрослых в России: 1) 1960-1969 гг.; 2) 1970-1980 гг.; 3) 90-е годы ХХ в. - начало XXI в. [3].

Предмет научных исследований на первом этапе (1960-1969 гг.) С.Змеев определяет в основном проблемами базового общеобразовательного обучения работающей молодежи и взрослых в вечерней (сменной) школе. Второй этап (1970-1980 гг.) связывает с расширением проблематики исследований, вызванным бурным развитием образования взрослых в стране (рост количества вечерних и заочных школ, народных университетов, учреждений системы повышения квалификации кадров и т.д.) и новыми направлениями в деятельности Академии педагогических наук. На базе Научно-исследовательского института вечерних (сменных) и заочных средних школ в 1970 г. создается Научно-исследовательский институт общего образования взрослых АПН СССР.

Обозначенные С. Змеевым этапы отражены в периодизации, представленной в учебном пособии «Основы андрагогики» (под ред. И. Колесниковой, 2003)

[4].

Однако авторы пособия (И. Колесникова, О. Марон, О. Тонконогая, Л. Николаенко и др.) начало истории андрагогики датируют хронологически более ранним периодом и считают необходимым рассматривать отдельно этапы развития теории и практики обучения взрослых за рубежом и на отечественных территориях. В частности, развитие теории и практики обучения взрослых в мировом масштабе ученые ретранслируют через следующие этапы:

- первый - середина 30-х годов XIX в. - 30-е годы ХХ в. - истоки андраго-

гики;

- второй - 40-60-е годы ХХ в. - оформление андрагогики в самостоятельную отрасль теоретического знания;

- третий - 70-80-е годы ХХ в. - андрагогика в контексте непрерывного образования;

- четвертый - начиная с 90-х годов - развитие андрагогики в открытом обществе [4, с. 14-15].

Выделение исторически первого этапа становления андрагогики (почти столетний период) И.Колесникова и др. связывают с появлением термина «андрагогика» (1833 г., А.Капп, Германия) и развитием практики обучения взрослых во многих странах Европы и Америки, накоплением стихийного опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных слоев), инициированного бурными развитием промышленного производства и социальными преобразованиями.

Те времена исследователи классифицируют как период формирования традиций в обучении взрослых, для которого характерно активное функционирование соответствующих общественных институтов, появление ярких личностей, которые внесли весомый вклад в развитие образования взрослого населе-

ния. Среди них особое место занимает датчанин Н. Грунтвиг - основатель народных школ в Скандинавских странах.

Выход образования за пределы традиционно устоявшихся возрастных границ привел к возникновению ряда вопросов, касающихся содержания, форм и методов обучения взрослых, их отличия от школьного обучения. Возникала необходимость в формировании специальной отрасли знания, посвященной проблемам обучения взрослых.

В начале ХХ века проблематика обучения взрослого человека постепенно вводится учеными в контекст человековедческих наук. Прежде всего, это коснулось психологии, в части, связанной с периодизацией этапов психического развития человека. В то время точка зрения на способности человека продолжать обучение в любом возрасте была далеко неочевидной и нуждалась доказательств. С момента выхода книги известного американского исследователя Э. Торндайка «Психология обучения взрослых» и опубликования работ, в которых анализируются особенности вторичной социализации (Э. Эриксон, Р. Гоулд, О. Бримм и др.), ученые получили мощный импульс к более глубокому изучению проблем обучения взрослых.

К концу 30-х годов ХХ века сформировалась научная база, ставшая основой дальнейшего теоретического обоснования значимости обучения для развития взрослого человека.

40-60-е годы ХХ в. И. Колесникова, О. Марон, О. Тонконогая и др. определяют как период оформления андрагогики в самостоятельную отрасль знания. Усилия ученых разных стран мира направлены на поиск определения специфики предмета андрагогики, исследовательских методов, категориального аппарата. Формировался круг вопросов, характерных для андрагогического знания: специфика обучения взрослых, их образовательные проблемы, принципы и методы обучения взрослых, характер отношений в системе обучения взрослых, роль социальных условий в развитии активности взрослого человека в процессе обучения и т.д. В 1950-60-е годы в европейских странах впервые появляется серия учебных пособий по андрагогики [4, с. 15].

Следующий этап, который И.Колесникова и др. очерчивают 70-80-тыми годами ХХ века, охарактеризовался формированием научного понимания обучения взрослых как комплексного явления и неотъемлемой составляющей социокультурного развития человека и общества. Андрагогическая проблематика была введена в контекст исследований непрерывного образования, которые представляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых: Ф. Джес-сап, М. Дюрко, А. Корреа, П. Лангран, П. Шукла, А. Даринский, С. Вершлов-ский, Ю. Кулюткин, В. Онушкин, Г. Сухобская.

В этот период исследователи отмечают активизацию международных связей в сфере непрерывного образования. По инициативе ЮНЕСКО проводятся компаративные исследования, периодически созываются конференции по вопросам обучения и образования взрослых, принимаются декларации, издаются журналы и т.п. Одним из серьезных вопросов для мирового сообщества стала борьба с неграмотностью [4, с.15].

Социальная значимость образования взрослых, провозглашенная на международном уровне, стимулировала создание исследовательских и образовательных структур на уровне специальных центров, институтов, кафедр, лабораторий.

Образование взрослых изучалась в рамках теории непрерывного образования. Продолжалось накопление исследовательских и экспериментальных данных о тенденциях развития внешних образовательных структур и внутренних предпосылок, обеспечивающих успешность обучения взрослого человека.

Четвертый этап развития андрагогики исследователи связывают с формированием системного взгляда на проблемы образования взрослых в условиях стремительных социально-экономических и политических преобразований, которые активизировались в начале 90-х годов во многих странах мира. Формирование тенденций к открытости общества, демократизации, развития информационно-коммуникативных технологий обусловили глобализационные процессы в развитии системы непрерывного образования и форм образования взрослых. На уровне теории сказалась смена представлений о взрослом человеке как субъект обучения и содержании образования, который ей необходим. Оформился статус андрагога как носителя профессиональных умений и навыков, началась разработка специальных учебных и образовательных программ подготовки андраго-гов, выпуск учебной литературы и т.д. На рубеже веков вся эта работа координируется на международном уровне в разных планах: в организационном (конгрессы, конференции); исследовательском (научные программы, кросскультур-ные исследования); практическом (проектная деятельность).

В общем линии исторического развития андрагогики ученые И. Колесникова, О. Марон, О. Тонконогая и др. выстраивают таким образом:

- расширение практики образования взрослых в ответ на вызовы и усложнения социальных и личностных потребностей в сфере образования;

- поиски и формирования государственно-общественных предпосылок и механизмов реализации непрерывности образования на этапах обучения взрослых;

- углубление знаний о внутренних закономерностях, обуславливающих активность и успешность образования взрослого человека во всех периодах и во всех социальных ситуациях его жизни;

- совершенствование путей интеграции внешних и внутренних факторов, которые определяют эффективность обучения взрослого населения;

- интернационализация проблематики образования взрослых;

- рост степени институализации андрагогики и профессии андрагог [4,

с.16].

После освещения генезиса истории андрагогики в международном масштабе, авторы учебного пособия «Основы андрагогики» (И. Колесникова, О. Марон, О. Тонконогая и др.) осуществляют исторический обзор развития теории образования взрослых в России в разрезе шести этапов, которые определяют такими хронологическими рамками:

- вторая половина XIX в. - начало ХХ в. - зарождение теории внешкольного образования взрослых в дореволюционной России;

- 1920-1940 гг. - развитие дидактики взрослых;

- 1950-1960 гг. - развитие теории школьного и внешкольного образования взрослых.

Следующие три этапа (1960-1969 гг.; 1970 - 1980 гг., 90-е годы ХХ в. -начало XXI в.) И. Колесникова и др. характеризируют на основе периодизации С. Змеева.

Анализ вышеприведенных периодизаций С. Змеева и коллектива ученых под руководством И. Колесниковой позволяет констатировать социальную направленность выбранного ими подхода и сосредоточенность на социокультурной составляющей андрагогики, изучение путей ее становления в контексте социально-экономических, образовательных и науковедческих предпосылок и факторов.

С позиций этого же подхода, но без территориальной дифференциации, выделяет этапы становления андрагогики как науки российский исследователь А. Марон в докладе «Развитие андрагогики как сферы профессионально-педагогического знания и социальной практики» (2009 г.) [5]: введение понятия андрагогика (А. Капп, 1833); формирования науки андрагогики как направления педагогики (40-60-е годы ХХ в.) признание андрагогики как самостоятельной науки (70-е годы ХХ в.) институциализация андрагогических исследований (90-е годы); субьективизация и одновременно социокультурная значимость (конец ХХ в.) усиление прикладной направленности и опережающих функций (ХХ1 в.).

Учет масштабности исследовательских проектов в области теории и практики обучения взрослых положено в основу этапов становления андрагогики, выделенных Г. Вершловским [6]. В «Рабочей книге андрагога» (1998 г.) ученый выделяет три этапа и характеризует их так:

1) 40-60-е годы ХХ в. - обоснование «взрослости» как социально-психологического феномена; формирование относительно автономной области знаний об образовании взрослого человека как проявление процесса дифференциации педагогической теории, обусловленной социальными, экономическими и психологическими факторами; обоснование предмета исследования и формирования специфических задач; институализация, проявляющаяся в создании многочисленных кафедр, научно-исследовательских институтов, профессиональных объединений и т.п.;

2) 60-70-е годы ХХ в. - характеризуется осмыслением предмета исследования, задач и методов;

3) 80-90-е годы ХХ в. - главное направление исследований - реализация принципа индивидуализма в образовательном процессе. Усилия ученых направляются от изучения микропроцессов к анализу достижений взрослых в сфере образования.

Серьезные попытки периодизировать историю развития андрагогических идей и практики обучения взрослых сделали и современные украинские ученые (Л. Сигаева, М. Скрипник, Л. Шинкаренко).

В частности, в исследовании Л. Сигаевои [7] определены этапы развития образования взрослых в Украине во второй половине ХХ - начале XXI в. В основу периодизации положено общие процессы и явления, события, которые повлияли на дальнейшее развитие образования взрослых в Украине. Исходя из того, что социально-экономическое, политическое развитие страны неизбежно связано с развитием ее образования, исследовательница определила следующие четыре этапа:

- 50 - 60-е годы ХХ в. - этап послевоенного возрождения;

- 70 - 80-е годы ХХ в. - этап распространения идеи непрерывного обучения;

- начало 90-х гг. - конец ХХ в. - этап адаптации взрослых к новым условиям жизни в постсоветском обществе;

- начало XXI в. - этап развития образования взрослых в независимой Украине, который продолжается и сейчас.

Процессы и явления, которые происходили в сфере обучения взрослых к середине ХХ в., Л. Сигаева рассматривает как предпосылки или основы развития образования взрослых в исследуемый автором период. В частности, исторический контекст развития образования взрослых в Украине Л. Сигаева анализирует в пределах двух временных периодов: 1) вторая половина XIX в., 2) первая половина ХХ века. Во втором периоде исследовательница подвергает отдельному рассмотрению развитие образования взрослых в 1900-1917 годы и 1918-1940 годы.

В основу такого подхода положено социокультурный подход (связь развития образования взрослых с общественно-политическим и социально-экономическим развитием конкретной страны, региона и т.д.).

Другой подход предлагает М. Скрипник [8]. Исследовательница условно определяет два периода становления и развития теории и практики обучения

и U T-v

взрослых: донаучный и научный. В первом периоде выделяет два этапа: латентный и номинационный.

Если на латентном этапе изучения проблемы обучения взрослого преобладает контекстность в разработках идеи непрерывного образования, анализ разницы в обучении лиц разного возраста (труды Песталоцци, Дистервег, Дидро и др.), то номинационный этап начинается с построения К.Ушинским концепции педагогической антропологии и активно развивается в 20-30 годы ХХ века через разработку системы образования взрослых. Всего в этот период обостряется интерес к развитию человека в профессиональной деятельности, определяются особенности обучения через опыт (Дж. Дьюи) и выстраиваются подходы к образованию взрослых (Е.Линдеман). При этом категории андрагогики не становятся предметом специальной психолого-педагогической рефлексии.

Второй период - научный - берет свое начало из идей гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу). Зарождается и развивается андрагогический подход в Югославии, Германии, Польши, Франции, СССР. В этом периоде - два этапа: концептообразующий и институциональный.

Концептообразующий этап представлен в ведущих идеях психологической теории взрослости и зрелости (Б. Ананьев «Человек как предмет познания», 1969). Однако, считает М.Скрипник, системности андрагогика приобретает в исследовании американского ученого М.Ноулза («Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», 1970).

Институциональный этап, активно развивающийся с середины 90-х годов. характеризуется формированием кафедр, лабораторий по изучению теории и практики обучения взрослых, отдельным направлениям развития андрагогики; популяризацией андрагогики через развитие прикладных исследований.

Взвешенно воспринимая имеющиеся подходы к периодизации истории андрагогики, с учетом их хронологических и содержательных параметров, считаем целесообразным выделить периоды и этапы становления и развития андра-гогики в Украине.

Под понятием «период» понимаем промежуток времени, ограниченный определенными датами, событиями и т.д., а этап - как отдельная часть этого периода. Исходным тезисом периодизации является понимание ее как «логического разграничения исследуемого периода в качественной характеристики его относительно самостоятельных отдельных этапов. Такая характеристика должна отражать как общие закономерности развития общественной жизни, так и специфические, а также существенные составляющие основных методов и форм генезиса проблемы» [2, с.19].

В истории украинского андрагогики, с учетом вышесказанного, рассматриваем четыре периода в таких хронологических рамках: 1) вторая половина XIX - начало ХХ в.; 2) 1918-1940-е годы; 3) 1950-1980-е годы; 4) 90-е годы ХХ в. - начало XXI в.

Первый период - зарождение теории и практики обучения взрослых -определяем временным промежутком - вторая половина XIX - начало ХХ века -и выделяем в нем два этапа. На первом этапе - 1859-1890-е годы - происходит зарождение образования взрослых в контексте и в форме общественно-просветительского движения, который активизировался на украинских территориях во второй половине XIX в. Традиции обучения взрослых были начаты в воскресных школах, школах повторного обучения, читальнях, народных домах, народных университетах, во время проведения публичных лекций для народа и т.п. Их деятельность стала основой для теоретических обобщений и формирования первых андрагогических идей. Именно «после создания первых воскресных школ, - отмечает современная исследовательница Л.Вовк, - украинские педагоги самостоятельно разрабатывали как общие проблемы внешкольного образования, так и отдельные вопросы дидактики взрослых» [1, с.34]. На основе этого выделяем второй этап - 1895-1917 годы - и характеризуем его как этап теоретического осмысления проблем обучения взрослых в концепции внешкольного образования. Одним из оснований для хронологического разграничения первого периода на второй этап в 1895 г. есть подтвержденные документально попытки понятийно-категориальной идентификации науки об обучении взрослых. С 1895 г. совокупность всех видов просветительской деятельности, направленных на широкие слои взрослого населения обозначали понятием «внешкольное образование». С появлением обобщающего термина замечаются первые попытки научной рефлексии вопросов обучения и воспитания взрослого населения, в частности обоснование организационно-педагогических основ функционирования образовательных учреждений для взрослых, разработки теоретических основ содержания, форм и методов обучения взрослых. Одновременно продолжается количественный рост и расширение спектра деятельности сети учреждений для взрослых (воскресные школы, повторяющиеся школы, курсы для неграмотных и малограмотных, читальни, библиотеки, общеобразовательные и научно-популярные публичные лекции, профессиональные курсы, народные университеты).

Общественно-политические события начала ХХ века, началом которых стало свержение самодержавия в России во время февральской революции 1917 г., вызвали большие и частые изменения в Украине, которые отразились и на развитии образования взрослых.

Поэтому рубеж 1917/1918 гг. определяем как начало второго периода в развитии украинской андрагогики. С того времени и до конца 1920 г. Украина пережила несколько смен власти, каждая из которых по своему определяла развитие украинского образования и если не вносила что-то новое, то хотя бы разрушала старое. Независимо от политических переориентации в центре, на местах более или менее стабильно продолжали действовать типы школ для взрослых, сложившиеся еще в дореволюционный период. Однако старые школы в новых условиях и в соответствии с новой направленностью всего образования или приобретали новый формат, или заменялись новыми типами. Организационно-содержательные основы их деятельности в основном зависели, как и в дореволюционный период, от общественно-политических условий государств, в состав которых входила та или иная часть Украины.

На западноукраинских территориях в условиях польской, румынской или чехословацкой оккупации изменялось количество и многообразие организационных форм образования взрослых, однако не произошло существенных вариаций в целях и содержании их работы (эти территории, как и раньше, находились в условиях отсутствия собственной государственности, чужеземного подчинения). Зато начало 1920-х годов для Великой Украины сказалось активными процессами национального государства, возрождение украинской культуры и образования как ее составной части. Вырисовывались многообещающие условия для создания оригинальной украинской системы образования, реальность чего подтверждала декларируемая большевистским правительством политика украинизации. Но уже в конце 1922 г., в контексте создания союзного государства, Наркомпрос РСФСР усилил давление на украинских коллег с целью разработки общих концептуальных подходов и приближения моделей образования двух республик. Несмотря на то, что Наркомпросу УССР приходилось постоянно отстаивать собственную концептуальную линию и модель образования, в начале 30-х годов очевидной стала унификация системы образования в УССР вроде образовательной системы в РСФСР. Образование стало надежным средством внедрения в сознание широких народных масс доминирующей идеологии пролетариата и политики коммунистической партии.

Несмотря на политические перипетии, в сфере обучения взрослых происходили эволюционные процессы: определялась общая стратегия в теории образования взрослых (понимается как «вся работа, связанная с просвещением и развитием взрослого населения»), продолжались поиски смысла и методики внешкольного образования (тождественно понятию «образование взрослых»), вводилось государственное руководство образованием взрослых (Внешкольный отдел в Наркомпроссе и Центральной Раде).

В 1920-х годах в Украине, как и в других республиках тогдашнего Союза ССР, осуществлялась масштабная культурно-образовательная кампания ликвидации неграмотности (ликбез), в ходе которой быстрых темпов развития приобрела сеть учебных заведений для взрослых под обобщающим названием «система ликбеза» (школы грамоты, ликбезы, школы для малограмотных, кружки индивидуально-группового обучения и воскресные школы) [11]. Происходила разносторонняя разработка теоретических проблем общего образования взрослых: дидактики взрослых, методики преподавания предметов, воспитания в процессе

обучения, построения системы образования взрослых, обоснование типов учреждений.

Одновременно замечается эволюция понятийно-терминологической базы теории обучения взрослых: термин «внешкольная работа», применяемый еще с дореволюционных времен, постепенно заменили понятиями «культурно-просветительная работа» и «политпросвещение», которые закрепились в употреблении на протяжении всего советского периода (и понятным образом нивелировали собственно педагогическую (или андрагогическую) сущность образования взрослых, акцентируя внимание только на ее потенциале как политтехно-логии). Стоит отметить, что в отличие от большевистской части Украины, на за-падноукраинских территориях в настоящее время активно использовался термин «андрагогика», в частности в трудах галицких педагогов М.Галущинского и И.Ющишина.

Выдающимися событиями в сфере образования взрослых становятся регулярные совещания, съезды, на которых обсуждались различные вопросы. Образование взрослых приобретает официальный статус сферы педагогических исследований, о чем символизировало создание отдела политпросвещения в Научно-исследовательском институте педагогики в Харькове (1927 г.).

Вышеупомянутое подтверждает активные процессы в развитии теории и практики образования взрослых, что, безусловно было связано с масштабностью кампании ликбеза, развертывания и расцвет которой приходится на 1921-1931 годы.

В 1930-х годах было введено обязательное всеобщее начальное обучение детей, семилетнее среднее образование. Оперируя данными переписей, советское руководство заявляло о «сплошной грамотности населения» СССР и соответственно успешное выполнение кампании ликбеза. Происходила унификация содержания образования в массовых школах и учреждениях для взрослых. Все это приводило к сужению развития образования взрослых, что в дальнейшем еще более усложнилось в связи с событиями Второй мировой войны.

Обобщая качественные характеристики периода 1918-1940-е гг., определяем его как период формирования научных основ обучения взрослых в системе ликвидации неграмотности.

Известно, что кампанию ликбеза было продолжено и в послевоенное время (до 1954 г.). Однако в области научной разработки вопросов образования взрослых в дальнейшем замечаются серьезные изменения - они, так сказать, возвращаются в педагогическую плоскость. Поэтому 1950-1980-е годы мы рассматриваем как третий период в развитии отечественной андрагогики и характеризуем как период научной разработки андрагогических проблем в формате концепции педагогики взрослых.

В послевоенный период с особой остротой встала проблема общего образования работающей молодежи и взрослых, поскольку в годы войны и в период восстановления разрушенного народного хозяйства десятки тысяч молодых людей по разным причинам вынуждены были оставить учебу в детской школе. Недостаточный уровень образованности работающей молодежи и взрослых становится тормозом для развития в стране научно-технической революции. Принят в 1958 г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» поставил задачу в течение ближайше-

го десятилетия осуществить в стране обязательное 8-летнее обучение молодежи и взрослых (до 35 лет), занятых в народном хозяйстве. Согласно закону вечерняя школа была объявлена основным каналом получения общего среднего образования.

Соответственно осуществлялись научные исследования проблем образования взрослых. В 1960 г. в составе Академии педагогических наук РСФСР был создан Научно-исследовательский институт вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ. Его главной задачей стали: разработка теоретических основ общего образования работающей молодежи и взрослых без отрыва от производства и практическая помощь школам в решении организационных, педагогических и методических проблем. Это был первый в мире институт, который начал систематически и планомерно заниматься разработкой теоретических основ образования взрослых на междисциплинарной основе. Первыми директорами этого института были известный методист - биолог, кандидат педагогических наук В.Корсунская, а затем доктор педагогических наук, профессор А.Даринский.

За 1960-1969 годы основным в работе НИИ вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ стало изучение проблем базового общеобразовательного обучения работающей молодежи и взрослых в вечернее (сменной) школе.

В 1970-1980 годах замечается расширение проблематики исследования, вызванное бурным развитием образования взрослых в стране (рост количества вечерних и заочных школ, народных университетов, учреждений системы повышения квалификации кадров и т.д.) и новыми направлениями в деятельности Академии педагогических наук, которая в этот период с республиканской превратилась в союзную. На базе НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ в 1970 г. создается НИИ общего образования взрослых АПН СССР. В его задачу входило: изучение истории развития образования взрослых в стране; разработка социально-педагогических и психолого-педагогических основ образования взрослых; исследование дидактических и организационно-педагогических проблем обучения взрослых; усовершенствование вечерней и заочной общего среднего образования взрослых; разработка педагогических основ внешкольного образования взрослых; поиск путей совершенствования подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

С 1975 г. изучение актуальных проблем образования взрослых начинает осуществляться в русле единой концепции непрерывного образования. НИИ общего образования взрослых в конце этого периода реорганизуется в НИИ непрерывного образования взрослых АПН СССР, который с 1976 г. возглавлял академик В.Онушкин. На основе общей концепции непрерывного образования и в связи с программой ЮНЕСКО институт приступает к исследованию вопросов функциональной неграмотности взрослых, образования взрослых в условиях перехода к рыночной экономике, «пожизненного» обучения в изменяющемся мире. Этот период исследований связан с именами таких известных ученых, как Т. Браже, С. Вершловский, Л. Высотина, В. Кричевский, Ю. Кулюткин, Л. Лесохи-на, А. Марон, Г. Сухобская, О. Тонконогая, В. Федорова.

В Советском Союзе доминирующей концепцией образования взрослых была концепция педагогики взрослых, что является частью педагогики как все-

сторонней науки об образовании. Долгое время советские авторы отказывались одобрить концепцию андрагогики вследствие идеологических предубеждений, потому что концепция андрагогики развилась в противоположном идеологическом лагере.

Однако некоторые советских ученые выделяли дисциплину, предметом изучения которой было исследование обучения и образования взрослых. Наиболее известным из них был А. Даринский. Он считал, что педагогика взрослых была неотъемлемой частью педагогики как интегративной науки об образовании. А. Даринский указал на специфику педагогики взрослых, которая прежде отображается в объекте образования. Область исследования педагогики взрослых, по мнению А. Даринского, гораздо шире, чем педагогики.

Хотя исследователи образования взрослых рассматривали педагогику взрослых в рамках общей педагогики, однако они развили целый ряд разделов этой науки. Некоторые ученые заключили классификацию разделов педагогики взрослых следующим образом: социология обучения взрослых, психология старения и педагогическая психология взрослых, дидактика взрослых, педагогика вечерней школы, педагогика производства и т.п. Не выходя за пределы общей педагогики, советские авторы значительно расширили структуру науки об обучении и образовании взрослых. Наибольший вклад в становление и развитие андрагогики как науки в Советском Союзе сделано Б.Ананьевым и его ленинградской школой. По мнению Д.Савичевича, вклад этого ученого в развитие андрагогики в советском обществе можно сравнить с вкладом Э.Торндайка в развитие науки об образовании взрослых в США.

Новые общественные трансформации начала 90-х годов ХХ века повлекли за собой кардинальные изменения во всех сферах жизни. Бывшие советские республики стали на путь самостоятельного развития и государствостроения. Изменения произошли и в образовательной системе, что дает основания рассматривать следующий период развития андрагогики, который продолжается по настоящее время - 90-е годы ХХ в. - начало XXI в.

На территории постсоветского пространства масштабная научная разработка андрагогики в одной из первых началась в России, где в 1990-е годы в составе Российской академии образования создается Институт образования взрослых (под руководством В.Подобеда). Появляется серия научных работ и учебных книг, непосредственно посвященных вопросам андрагогики: С. Вершлов-ский («Рабочая книга андрагога», 1998), С. Змеев («Основы андрагогики», 1999, «Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых», 2000,«Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых», 2003); Ю. Калиновский («Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых», 2000); Т. Ломтева («Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы», 2001); Т. Василькова («Андрагогика», 2002); И. Колесникова («Основы андрагогики», 2003); М. Громкова («Андрагогика: Теория и практика образования взрослых», 2005), О. Кукуев («Проблема статуса андрагогики в отечественной науке, 2009) и многих других.

С 1994 г. в России в официальный перечень специальностей педагогического профиля высшей школы введена специальность «Андрагогика», а в 1995 г. был утвержден Государственный стандарт специальности и осуществляется подготовка специалистов.

В Украине, в отличие от соседей, профессия андрагога не имеет официального статуса и подготовка к ней пока не осуществляется. В то же время в последние годы существенно возросло внимание украинских ученых и практиков к андрагогики как науки и учебной дисциплины.

В Украине создаются первые кафедры, которые занимаются научно-теоретическим (философским, историческим, социополитическим, этическим и психолого-педагогическим) анализом андрагогики и определением на его основе оптимальных и эффективных технологических основ образования взрослых. В содержание подготовки специалистов педагогического профиля включена учебная дисциплина «Основы андрагогики» [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью проведения фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение актуальных теоретико-методологических и методических проблем образования взрослых в 2007 году был создан Отдел андрагогики Института педагогического образования и образования взрослых Национальной академии педагогических наук Украины, который возглавляет профессор Л. Лукьянова. Под ее научным руководством разработан проект Концепции образования взрослых в Украине, начаты ценные исследования, формируется андрагоги-ческая научная школа. Основан научно-методический ежегодник «Образование взрослых: проблемы, поиски, перспективы» (председатель научного совета -Президент АПН Украины, действительный член НАН Украины и АПН Украины В. Кремень, главный редактор, доктор педагогических наук, профессор Л. Лукьянова).

На внедрение идей образования взрослых в Украине направлена деятельность Всеукраинского координационного бюро Международной общественно-государственной программы «Образование взрослых Украины», созданное при содействии Института образования ЮНЕСКО (с 2000 г.). С его помощью Украина ежегодно проводит Международные Недели образования взрослых, цель которых состоит в популяризации учебных кружков как метода обучения; идей народных высших школ; расширении образования в пользу устойчивого развития.

Библиография источников по андрагогике пополнилась трудами украинских ученых, в которых представлены научные исследования различных аспектов образования взрослых:

- философские и теоретико-методологические основы образования взрослых как составляющей системы непрерывного образования (В. Андрущенко, В. Александров, С. Архипова, И. Бех, С. Болтивець, С. Гончаренко, И. Зязюн, И. Зель, В. Кремень, И. Лещенко, В. Луговой, Л. Лукьянова, Н. Нычкало, С. Сысоева, Л. Сигаева, Л. Сущенко, Е. Хриков);

- андрагогические основы последипломного профессионального образования (В. Анищенко, Н. Бибик, И. Вакарчук, В. Витюк, И. Воротникова, Г. Гребенюк, И. Дмитренко, А. Зубко, В. Крижко, С. Крисюк, М. Лапенок, Л. Набока, В.Олийнык, Н. Протасова, В. Пуцов);

- научно-теоретические положения об особенностях и технологиях обучения взрослого человека (С. Архипова, А. Вербицкий, Т. Григорьева, О. Куринный, С. Наумко);

- концептуальные положения методологии сравнительной андрагогики и компаративистские исследования (Д. Антонова, И. Беюл, М. Борисова,

М. Бердник, Л. Ведерникова, Г. Воронка, В.Давыдова, Т. Десятов, Т. Зотова, С. Коваленко, О. Котлякова, О. Митина, Е. Огиенко, З. Сафина, А. Сбруева, О. Сухомлинская, О. Федотова, И. Фокина, И. Фольварочный, О. Хахубия).

Итак, в истории андрагогики есть разные подходы к периодизации, которые отличаются хронологическими и территориальными границами, качественными характеристиками. Взяв их во внимание, нами выделены четыре периода в становлении и развитии андрагогики на территории Украины:

1) вторая половина XIX - начало ХХ века - зарождение теории и практики обучения взрослых в контексте развития образования взрослых как формы общественно-просветительского движения и внешкольного образования;

2) 1918-1940-е годы - формирование научных основ обучения взрослых в системе ликвидации неграмотности;

3) 1950-1980-е годы - научная разработка андрагогических проблем в формате советской концепции педагогики взрослых (два этапы: 1950-1960-е годы - разработка теоретических основ обучения работающей молодежи и взрослых; 1970-1980-е годы - научные исследования вопросов теории и практики обучения взрослых в концепции непрерывного образования);

4) 90-е годы ХХ в. - начало XXI в. - развитие андрагогики как науки, учебного предмета, социальной практики.

Четыре условно выделенные нами периоды отражают глубинность и многогранность украинской андрагогики, эволюционность ее развития. Анализ содержания каждого периода позволит понять весь предыдущий процесс развития этой научной дисциплины с позиций максимальной объективности и целесообразности.

Список источников:

1. Вовк Л.П. Iсторiя освгги дорослих в Украшк Нариси / Л.П. Вовк. - К.: Укр. пед. ун-т iм. М.П. Драгоманова, 1994. - 226 с.

2. Гупан Н.М. Iсторiографiя розвитку юторико-педагопчно'1 науки в Укра'1ш [Текст] / Н.М. Гупан; Кшвський ш-т внутршшх справ при Нацюнальнш академп внутршшх справ Украши. - К.: [б.в.], 2000. - 221 с.

3. Змеев С.И. Становление андрагогики (Развитие теории и технологии обучения взрослых) / С.И. Змеев: дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.01. - М., 2000. - 179 с.

4.Колесникова И.А. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 031000 / [И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.]. - М.: Академия, 2003. - 238 с.

5. Марон А.Е. Развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики // raop.ru/./ Otdelenie_professionalnogo_obrazovania.2009.04.15.Spravka. 1.doc

6. Рабочая книга андрагога / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: Знание, 1998. - 197 с.

7. Огаева Л.С. Освгга дорослих: етапи становлення / Л. Огаева // Неперервна професшна освгга: теорiя i практика. - 2002. - Вип. 4. - С. 185-193.

8. Скрипник М. Iсторiя андрагопки: генезис, основш тенденци, бюграфи вчених у контекст нового юторизму / Марина Скрипник // 1мщж сучасного педагога. - № 10 (109). - 2010. - С. 10-12.

9. Сухомлинська О.В. Перюдизащя педагопчно'1 думки в Украшк кроки до нового вимiру / О.В. Сухомлинська // 1сторико-педагопчний процес: новi тдходи до за-гальних проблем. - К.: А.П.Н., 2003. - С. 47-66.

10. Тимчук Л.1. Основи андрагопки. Навчальний поабник. - Чернiвцi: Видавни-чий дiм «РОДОВ1Д», 2014. - 244 с.

11. Тымчук Л.И. Система образования взрослых в Украине (20-30-е годы ХХ века) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Журнал научных публикаций. - № 02 (61). - Февраль. - 2014. - Часть II. - 320 с. - С. 195-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.