Научная статья на тему 'Проблема перехода российских банков на международные стандарты бухгалтерского учета'

Проблема перехода российских банков на международные стандарты бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема перехода российских банков на международные стандарты бухгалтерского учета»

РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ

ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА РОССИЙСКИХ БАНКОВ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

A.B. Суварович,

кандидат экономических наук

Реформирование бухгалтерского учета в банках и международные стандарты финансовой отчетности

Проводимая в настоящее время в России банковская реформа - сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских банков в международное банковское сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции - повышение доверия иностранных партнеров к российским банкам. Поэтому переход российских банков на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом банковской реформы. Многие российские банки уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам. В существующей практике составления финансовой отчетности можно найти много примеров того, как меняется отношение к российским банкам со стороны зарубежных партнеров после ознакомления с финансовой отчетностью, составленной по международным стандартам.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчетности является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. По словам аналитика банка «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) Д.-П. Смита, иност-

ранные инвесторы «не готовы всерьез прийти на российский рынок до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности». Переход на международную практику учета существенно облегчит взаимоотношения кредитных организаций с их зарубежными партнерами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствие международным стандартам не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухгалтерского учета носит глобальный характер. Например, в рамках Европейского союза (ЕС) эта работа осуществляется уже около 40 лет.

Международные стандарты бухгалтерского учета (International Accounting Standards - IAS) в российском варианте называются международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), поэтому дальнейшее использование обоих вариантов терминологии является вполне правомерным. Эти стандарты разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета {International Accounting Standards Committee - IAS С), в российском варианте этот комитет называется Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), который был создан в 1973 году со штаб-квартирой в Великобритании. В его состав входят 98 профессиональных организаций из более чем 75 стран мира, среди которых

Австралия, Великобритания, Италия, Канада, Франция, Германия, США, Япония, ЮАР и др. Данные стандарты признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности банков.

Переход на IAS кредитных организаций планируется в 2004 году, что говорит о том, что движение к международным стандартам будет поэтапным и займет несколько лет. Поскольку данная проблема представляет значительный практический интерес и, несомненно, является актуальной, возникает необходимость ее более детального анализа, который невозможно провести в рамках одной статьи. Поэтому планируется публикация целого цикла статей, посвященных анализу сходства и различий между российской и международной системами учета в банковской сфере.

Кроме того, следует подчеркнуть, что Ба-зельский комитет высказался за скорейшее и полное принятие IAS в банковском секторе, оказав значительную поддержку Международному комитету стандартизации бухгалтерского учета. Как отметили министры финансов стран «Большой семерки» в своем обращении к Ба-зельскому комитету, «стандарты, разрабатываемые IASC, позволяют повысить степень прозрачности и открытости финансовой деятельности государств, финансовых институтов, предприятий и международных финансовых институтов».

Оставшееся время должно быть потрачено на совершенствование функционирования и обеспечения прозрачности банковской системы России за счет приведения в соответствие принятых в России принципов бухгалтерского учета требованиям МСФО. Это связано с необходимостью разработки пакета стандартов и правил в соответствии с IAS, которые затем будут использоваться коммерческими банками. Новые стандарты и правила призваны облегчить процесс предоставления банками релевантной и надежной финансовой информации как в целях надзора, так и в целях управления. Параллельно с запланированным изменением системы бухгалтерского учета у российских коммерческих банков за оставшееся время появится возможность усовершенствовать свои системы учетной информации (прежде всего, управленческого учета и внутреннего контроля).

Несмотря на наличие определенного сходства между вариантами учетной политики, использование которых разрешено в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международными стандартами, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах и преследует различные цели. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и IAS приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составленной в кредитных организациях России и в западных странах. По причине этих различий многие российские банки, развивающие международные деловые отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований IAS.

Основные особенности подготовительного этапа перехода российских банков на международные стандарты бухгалтерского учета

Особенность подготовительного этапа перехода российских банков на международные стандарты бухгалтерского учета состоит в специфике деятельности банковского сектора, свидетельствующей о том, что многим банкам в настоящее время приходится составлять отчетность в соответствии с двумя системами стандартов - российскими (ПБУ) и международными (IAS). Кроме того, опыт банков, в которых аудит уже проводится по международным стандартам, показал, что при внедрении этих стандартов могут возникнуть определенные проблемы (например, обеспечение необходимого уровня прозрачности).

При переходе банков на IAS следует учесть, что данные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета:

• содержание отчетности;

• критерии внесения в отчетность различных ее элементов;

• правила оценки элементов отчетности;

• объем предоставляемой в отчетности информации.

При переходе российских кредитных организаций на IAS за основу принимаются:

• стандарты, разработанные IASC, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;

• учетные директивы, которые принимаются путем согласования законодательных актов стран - членов Европейского экономического сообщества.

На настоящий момент принято 40 стандартов. В международных стандартах нашли свое отражение такие важнейшие вопросы бухгалтерского учета, как учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. Данные стандарты не являются обязательными для всех стран-участниц, а лишь выполняют рекомендательную функцию - на их основе в национальных учетных системах разрабатываются национальные стандарты с более детальной регламентацией учета определенных объектов. В странах-участницах действуют только те стандарты, которые закреплены в соответствующих национальных положениях по учетной практике.

Каждый стандарт содержит следующую информацию:

• объект учета: дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;

• признание объекта учета: дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;

• оценка объекта учета: приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;

• отражение в финансовой отчетности: раскрывается информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Возникает вполне естественный вопрос: а все ли 40 стандартов применимы в банковской отчетности. Банковский комитет по унификации стандартов бухгалтерского учета по просьбе министров финансов и руководителей центральных банков развитых стран в 2000 году проанализировал 15 международных стандартов бухгалтерского учета, имеющих, по мнению IASC, самое непосредственное отношение к банкам, среди которых специалисты уделили особое внимание IAS 30 «Раскрытие информации в финансовых отчетах банков и аналогичных финансовых учреждениях» и IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

В итоге специалисты определили несколько направлений совершенствования IAS 30, а для раскрытия сложных вопросов применения

IAS 39 Международный комитет стандартизации бухгалтерского учета сформировал специальный подкомитет для подготовки методических указаний по его применению.

Поэтому следующей особенностью переходного периода является тот факт, что применение I AS в банках является новым не только для России, но и для банковских систем других стран, причем применение IAS осуществляется в ходе совершенствования самих стандартов.

Международные стандарты бухгалтерского учета предназначаются за рубежом для использования в различных секторах экономики, в том числе и в банковском. Заметим, что Россия официально не присоединилась к странам, использующим IAS. Таким образом, в течение подготовительного этапа перехода банковского сектора на международные стандарты России предстоит совершить целый ряд последовательных шагов по пути к этому присоединению. Именно в последовательном сближении российской системы бухгалтерского учета и IAS состоит основная особенность переходного периода.

Законодательная основа проводимой реформы бухгалтерского учета в банках

Реформа российских банков началась еще в конце 1980-х годов, когда было принято решение о структурной перестройке банковской системы и были созданы специализированные банки. Следующим этапом было построение двухуровневой банковской системы. На современном этапе основная задача реформирования банковской системы состоит в достижении качественных изменений в самих банках. Под реформированием понимается комплекс мер, предпринимаемых законодательной и исполнительной властью, Банком России, самими банками в целях формирования банковской системы, соответствующей международным стандартам. Необходимо, чтобы российские банки приблизились к западным не только по размерам капитала, но и по уровню использования современных технологий, по уровню сервиса и по возможностям удовлетворения нужд экономики. Важно, чтобы они вернули доверие кредиторов, вкладчиков, чтобы денежные потоки, в том числе и наличные, консолидировались в банковской системе.

Что касается реформирования системы отечественного бухгалтерского учета в целом, то переход на международные стандарты в нашей стране был начат в 1993 году с момента принятия государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».

Законодательную основу проводимой реформы бухгалтерского учета в банках на современном этапе составляют следующие нормативные акты:

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон от 03.02.96 № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с учетом изменений и дополнений);

Федеральный закон от 25.02.99 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с учетом изменений и дополнений);

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97);

Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.97 № 61 (утверждены приказом Банка России от 18.06.97 № 02-263);

Приказ Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений);

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н (с учетом изменений и дополнений));

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общее методологическое руковод-

ство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, вправе утверждать документы трех уровней:

• планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

• положения (стандарты) бухгалтерского учета, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

• другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухгалтерскому учету - это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике.

Следующим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.97. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухгалтерского учета по следующим вопросам:

• цель бухгалтерского учета;

• основы организации бухгалтерского учета;

• содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете;

• состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей;

• критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.

В основу Концепции были положены базовые принципы IAS. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухгалтерского учета.

Определенную роль в практической реализации усилий по реформе бухгалтерского учета сыграл Указ Президента РФ от 03.04.97 № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». Спустя по-

чти год постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, которую по праву можно назвать «краеугольным камнем» реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что реформирование отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования провозглашалось «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчетности», при этом предлагалось решить следующие задачи:

• сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей (в первую очередь, инвесторов);

• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

• оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Можно выделить три основных направления реформы:

• разработка нормативов и методологических положений;

• реорганизация системы управления учетом;

• подготовка и переподготовка кадров.

В развитие Программы Правительство РФ издало распоряжение от 21.03.98 № 382-р, в котором общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Министерство финансов РФ (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Центральный банк РФ).

Распоряжением Правительства РФ от 22.05.98 № 587-р был утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику. В 1998 - 1999 годах предполагалось разработать 22 стандарта, классифицировав их на три группы:

• общие вопросы раскрытия информации;

• активы и обязательства организации;

• финансовые результаты деятельности организации.

Говоря о результатах реализации этого распоряжения, следует отметить, что на настоящий момент принято лишь 15 положений, прочем не все из них имеют прямое отношение к банковской деятельности.

Для того чтобы максимально приблизить российские положения по бухгалтерскому учету в банках к международным стандартам, потребуется изменение действующего законодательства, направленное на защиту прав кредиторов, системы правоприменения и механизмов конкуренции, предотвращение действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере, а также на то, чтобы сделать информацию о финансовом состоянии кредитных организаций более прозрачной.

Важнейший элемент обеспечения финансовой стабильности банковского сектора - дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых на себя кредитными организациями. Последовательное внедрение «Основополагающих принципов эффективного банковского надзора», рекомендованных Базельским комитетом, предполагает качественные изменения, замещение формальных процедур контроля за соблюдением норм оценкой качественных параметров степени рисков, принятых кредитными организациями.

Цели и задачи финансовой информации

Важнейшей задачей финансовой информации является отражение текущего финансового положения кредитной организации и предшествующей деятельности, позволяющее пользователю финансовой отчетности принимать решения экономического характера. Ответственность за предоставление данной информации берет на себя руководство организации.

Финансовое положение кредитной организации определяется имеющимися в ее распоряжении ресурсами, их источниками, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

Информация о результатах деятельности кредитной организации необходима для того, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности получать прибыль и фор-

мировать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов, при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменениях в финансовом положении кредитной организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется преимущественно в виде бухгалтерского баланса. Информация о результатах деятельности кредитной организации обеспечивается главным образом Отчетом о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении - в основном Отчетом о движении денежных средств.

Полнота информации о финансовом положении кредитной организации, результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными. Содержание, порядок формирования и способы предоставления информации для внутренних пользователей определяются руководством кредитной организации.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна отвечать трем основным требованиям:

• быть понятной имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам;

• давать представление имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами;

• давать представление о материальных, финансовых и иных ресурсах кредитной организации, ее обязательствах, составе и источниках средств, а также об их изменениях.

Следует отметить, что финансовая информация, содержащаяся в отчетности на момент ее подготовки, отражает результаты прошедших событий, и, хотя возможность ее использования для прогнозирования будущих событий существует, она в силу целого ряда обстоятельств может оказаться весьма ограниченной. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, хотя и отвечает потребностям большинства заинтересованных пользователей, однако не всегда может оказаться необходимой и достаточной для принятия соответствующих

экономических решений. Поэтому не только сотрудникам банка, занимающимся подготовкой и составлением финансовой отчетности, но и пользователям (как внешним, так и внутренним) необходимо знать основные принципы и положения, лежащие в ее основе.

Отчетность банка, подготовленная по международным стандартам бухгалтерского учета, содержит большой объем различной информации о его деятельности. Анализ отчетных данных позволяет получить четкое представление об общих направлениях деятельности, финансовом положении, а также об активах, обязательствах и перспективах развития банка.

Президиум стран Европейского союза (ЕС) придает большое значение унификации финансовой отчетности кредитных организаций. В документах президиума отмечается необходимость ускорения формирования внутреннего рынка финансовых услуг и устанавливаются сроки для реализации планов мероприятий в сфере финансовых услуг и рискового капитала на период до 2005 года. Основными из этих документов являются «План мероприятий в сфере финансовых услуг» и Отчеты Комиссии по финансовым услугам и рисковому капиталу. В каждом документе предусматривается формирование емкого и ликвидного фондового рынка в интересах как эмитентов, так и инвесторов. При этом в качестве одной из приоритетных задач рассматривается необходимость обеспечения большей сопоставимости финансовой отчетности кредитных учреждений различных стран как одного из факторов стабильности европейского финансового рынка. Для выполнения поставленной задачи необходимы единые стандарты финансовой отчетности: прозрачные, понятные, обеспечивающие основу для соответствующей аудиторской проверки и возможность эффективного контроля за их соблюдением.

В настоящее время рынки ценных бумаг в странах - членах ЕС характеризуются резкими изменениями и все большей степенью интеграции в связи с новыми технологиями, глобализацией и введением единой валюты - евро. Быстрое развитие информационных технологий и средств связи, в частности электронных торговых площадок, приводит к изменению условий заключения сделок и способов распространения информации. Кроме того, меняется сама система составления финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности

в Интернете облегчило доступ инвесторов к экономической информации, обеспечило возможность анализа и сопоставления этой информации. Инвесторы стремятся принимать решения, связанные с движением своих капиталов, на основе постоянно раскрываемой стандартизированной финансовой и нефинансовой информации. Финансовая отчетность играет важную роль в обеспечении прозрачности хозяйственной деятельности, предоставлении определенных гарантий инвесторам и достижении общей стабильности на рынке.

Основные задачи бухгалтерского учета в банках и пользователи финансовой информации

Бухгалтерский учет в кредитных организациях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе этих организаций, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, от 18.06.97 № 61 в действующей редакции, а также с учетом международной практики основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

• формирование полной, детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, акционерам (участникам) организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

• предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении кредитной организацией банковских и хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• предотвращение отрицательных результатов деятельности кредитной организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

• использование бухгалтерского учета и финансовой отчетности для принятия управленческих решений.

Учет в банках тесно связан с учетом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банками операции по кредитованию, расчетам и т.д. находят свое отражение в бухгалтерском учете банков, предприятий и других хозяйствующих субъектов. Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и организаций и показывают сумму полученных банковских кредитов. В то же время денежные средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и других счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка - по пассиву.

Как уже упоминалось, в системе бухгалтерского учета кредитной организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

Пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, клиенты и органы власти, а также общественность в целом.

Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, могут иметь различные интересы: инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности своих фактических и планируемых инвестиций; кредиторы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены ссуды, предоставленные ими кредитной организации, и выплачены соответствующие проценты; органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического учета; общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе кредитной организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Поскольку интересы пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме, собираемая учетная информация ориентирована на удовлетворение наиболее общих потребностей.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе и на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению кредитной организации, результатам ее деятельности, изменениям в финансовом положении.

Бухгалтерский учет ведется банком непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

Прозрачность учетной информации

Важным условием предоставления учетной информации о деятельности кредитной организации в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета является ее прозрачность. Как известно, предоставление прозрачной информации об участниках финансового рынка и совершаемых ими сделках является необходимым условием создания эффективных рыночных отношений. Это одна из наиболее важных предпосылок создания необходимой рыночной дисциплины. Рынки, предоставленные сами себе, не могут обеспечивать достаточный уровень раскрытия информации о своих участниках. Как правило, рынок уравновешивает как предельные выгоды, так и предельные издержки, связанные с раскрытием дополнительной информации, поэтому конечный результат не всегда удовлетворяет потребностям участников рынка.

Для любой кредитной организации предоставление информации о своей деятельности является необходимым условием участия в финансовых рынках. Регулирующие органы также рассматривают качество информации об участниках рынка как самую приоритетную характеристику. Требования к качеству учетной информации со стороны участников рынка и регулирующих ор-

ганов постоянно повышаются. В этой связи кредитные организации также должны быть заинтересованы в улучшении своих внутренних информационных систем, если они хотят иметь репутацию банков, предоставляющих качественную информацию о своей деятельности.

В основе публичного раскрытия информации о деятельности кредитной организации лежит соответствующая методология. Принимая во внимание, что раскрытие информации подразумевает публикацию соответствующей качественной и количественной информации, содержащейся в годовой финансовой отчетности, к которой прилагается промежуточная финансовая отчетность и другая уместная информация, после перехода на IAS требование прозрачности будет заключаться в публикации ежеквартальной отчетности по установленной форме, не проверяемой аудитором, в дополнение к проверяемому аудитором годовому отчету.

Сроки раскрытия информации также имеют важное значение. Публичное раскрытие негативной информации, если оно неправильно интерпретировано, может нанести ущерб кредитной организации. Требования к раскрытию информации являются одинаковыми для всех участников финансового рынка. Особенно это касается банков, предоставляющих некачественную информацию и/или информацию, которую внешние пользователи не в состоянии надлежащим образом интерпретировать.

Следует помнить, что с точки зрения долгосрочной перспективы полное раскрытие информации, как правило, приносит пользу кредитной организации, даже если возникают проблемы в краткосрочном периоде, так как издержки, связанные с недостаточной прозрачностью того или иного банка, в конечном итоге оказываются выше затрат по обеспечению прозрачности.

Прозрачность финансовой информации напрямую связана с ответственностью за ее предоставление. Прозрачность означает создание условий, при которых информация о существующей ситуации, принятых решениях и действиях оказывается доступной и понятной для всех участников финансового рынка. Раскрытие информации включает в себя процесс и методологию предоставления информации и своевременное уведомление о стратегических решениях, принятых кредитной организацией.

Ответственность означает обязанность участников финансового рынка и органов государ-

ственной власти обосновывать свои действия и проводимую политику, а также отвечать за принятые решения и достигнутые результаты.

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации. За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации. Главный бухгалтер также обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, указаниям Центрального банка РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств (п. 1.4 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, от 18.06.97 № 61).

Прозрачность необходима для внедрения концепции ответственности трех основных групп участников финансового рынка, а именно:

• заемщиков и кредиторов;

• эмитентов и инвесторов;

• органов государственной власти и международных финансовых институтов.

Постепенно правительства многих стран так же, как и их центральные банки, начинают осознавать, что прозрачность, в целом интерпретируемая как открытость и понятность политики, способствует предсказуемости, а следовательно, и эффективности принимаемых решений. Благодаря прозрачности кредитные организации могут учитывать реальное положение дел, а чиновники - более ответственно подходить к исполнению своих служебных обязанностей, особенно если им впоследствии приходится публично обосновывать свои взгляды, решения и действия. Поэтому своевременные корректировки проводимой учетной политики всячески приветствуются.

Международная практика показывает, что чем больше степень прозрачности предоставляемой учетной информации, тем выше качество решений, принимаемых всеми кредитными организациями - участниками рынка. Прозрачность способствует не только повышению качества управления, но и укреплению ответственности за проводимую учетную политику.

Однако прозрачность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей, и ответственность за предоставление этой ин-

формации не являются самоцелью. Они направлены на стимулирование роста экономических показателей, улучшение работы финансовых рынков путем повышения качества принимаемых решений и управления рисками. Это касается не только участников рынка, но и органов государственной власти. Тем не менее они не являются панацеей. В частности, прозрачность не меняет характер финансовых систем или присущих им рисков. Она, возможно, и не предотвратит финансовые кризисы, но по крайней мере обеспечит более или менее сдержанную реакцию участников рынка на плохие известия. Прозрачность помогает участникам рынка определять и предвидеть негативные последствия, посредством чего снижается вероятность паники и других пагубных для рынка действий.

Тем не менее следует четко разграничивать прозрачность и конфиденциальность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей. Разглашение внутренней учетной информации о деятельности той или иной кредитной организации может предоставить ее конкурентам преимущество, что, как правило, и сдерживает участников рынка от полного раскрытия свой учетной информации. Регулирующие органы часто получают конфиденциальную информацию о деятельности кредитных организаций, разглашение которой может повлечь за собой значительные изменения на финансовом рынке. При таких обстоятельствах кредитные организации неохотно предоставляют внутреннюю учетную информацию, ссылаясь на необходимость соблюдения конфиденциальности. Однако полное раскрытие информации вносит свой вклад в общий режим прозрачности того или иного финансового рынка, который в конечном итоге станет выгодным для всех его участников, даже если в краткосрочном плане переход к такому режиму приведет к негативным последствиям для отдельных кредитных организаций.

В заключение следует отметить: в контексте достоверного представления учетной информации считается, что лучше не раскрывать никакой информации, чем предоставлять такую информацию, которая вводит пользователей в заблуждение. Поэтому, если кредитная организация по каким-либо причинам не соблюдает конкретные требования к раскрытию информации в соответствии с МСФО, необходимо отразить данный факт в банковской отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.