Научная статья на тему 'Особенности перехода российского банковского сектора на МСФО'

Особенности перехода российского банковского сектора на МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов А. В.

Продолжая развитие темы, автор во второй части дает общую характеристику международных стандартов, имеющих отношение к деятельности кредитных организаций, подробно останавливается на требованиях МСФО к учетной информации и основных задачах бухгалтерского учета в кредитных организациях в свете перехода на МСФО, а также их влиянии на результаты работы банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности перехода российского банковского сектора на МСФО»

РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА МСФО

A.B. Суворов,

кандидат экономических наук, председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Феникс»

Общая характеристика международных стандартов, имеющих отношение к деятельности кредитных организаций

При переходе российских кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности за основу принимаются:

• стандарты, разработанные Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;

• учетные директивы, которые принимаются путем согласования законодательных актов стран — членов Европейского экономического сообщества.

Следует также учесть, что международные стандарты унифицируют такие основополагающие требования бухгалтерского учета, как:

• содержание отчетности;

• критерии внесения в отчетность различных ее элементов;

• правила оценки элементов отчетности;

• объем представляемой в отчетности информации.

В МСФО нашли свое отражение все важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. Каждый стандарт содержит следующую информацию:

• объект учета (дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом);

• признание объекта учета (дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности);

• оценка объекта учета (приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности);

• отражение в финансовой отчетности (раскрывается информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности). Однако возникает вопрос о том, все ли 40

стандартов МСФО применимы в банковской отчетности. Банковский комитет по унификации стандартов финансовой отчетности по просьбе министров финансов и руководителей центральных банков развитых стран в 2000 г. проанализировал 15 международных стандартов финансовой отчетности, имеющих, по мнению Комитета, самое непосредственное отношение к банкам, среди которых специалисты уделили особое внимание МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовых отчетах банков и аналогичных финансовых учреждениях» и МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

В итоге специалисты определили несколько направлений совершенствования МСФО 30, а для раскрытия сложных вопросов применения

МСФО 39 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности сформировал специальный подкомитет для подготовки методических указаний по его применению.

Применение МСФО в банках является новым не только для России, но и для банковских систем других стран, причем применение этих стандартов осуществляется в ходе совершенствования самих стандартов. Международные стандарты финансовой отчетности предназначаются за рубежом в целом для использования в различных секторах экономики, втом числе и в банковском. Заметим, что Россия официально не присоединилась к странам, использующим МСФО. Таким образом, банковскому сектору России предоставлено право первому сделать шаг по пути к этому присоединению.

Требования МСФО к учетной информации

Важнейшей задачей учетной информации является отражение текущего финансового положения кредитной организации и предшествующей деятельности, что позволяет пользователю финансовой отчетности принимать экономические решения. Ответственность за предоставление такого рода информации принимает на себя руководство кредитной организации.

Финансовое положение кредитной организации определяется имеющимися в ее распоряжении ресурсами, их источниками, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

Информация о результатах деятельности кредитной организации необходима, для того чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности получать прибыль и формировать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменениях в финансовом положении кредитной организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется, главным образом, в виде бухгалтерского баланса. Информация о результатах деятель-

ности кредитной организации обеспечивается в основном отчетом о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении — отчетом о движении денежных средств.

Полнота информации о финансовом положении кредитной организации, результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными. Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством кредитной организации.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна отвечать трем основным требованиям:

1) быть понятной имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам;

2) давать представление имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами;

3) давать представление о материальных, финансовых и иных ресурсах кредитной организации, ее обязательствах, составе и источниках средств, а также об их изменениях.

Следует отметить, что финансовая информация, содержащаяся в отчетности на момент ее подготовки, отражает результаты прошедших событий, и, хотя возможность ее использования для прогнозирования будущих событий существует, она в силу целого ряда причин может оказаться весьма ограниченной. Несмотря на то, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей, это вовсе не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для принятия соответствующих экономических решений. Поэтому не только сотрудникам банка, занимающимся подготовкой и составлением финансовой отчетности, но и пользователям (как внешним, так и внутренним) необходимо знать основные принципы и положения, лежащие в ее основе.

Важным условием предоставления учетной информации о деятельности кредитной организации в соответствии с международными стандартами является ее прозрачность. Как известно, предоставление прозрачной информации об участни-

ках финансового рынка и совершаемых ими сделках является необходимым условием создания эффективных рыночных отношений. Это одна из наиболее важных предпосылок создания необходимой рыночной дисциплины. Рынки, предоставленные сами себе, не могут обеспечивать достаточный уровень раскрытия информации о своих участниках. Как правило, рынок уравновешивает как предельные выгоды, так и предельные издержки, связанные с раскрытием дополнительной информации, поэтому конечный результат не всегда удовлетворяет потребности участников рынка.

Для любой кредитной организации предоставление информации о своей деятельности является необходимым условием участия в финансовых рынках. Регулирующие органы также рассматривают качество информации об участниках рынка как самую приоритетную характеристику. Требования к качеству учетной информации со стороны участников рынка и регулирующих органов постоянно повышаются. В этой связи кредитные организации также должны быть заинтересованы в улучшении своих внутренних информационных систем, если они хотят иметь репутацию банков, предоставляющих качественную информацию о своей деятельности.

В основе публичного раскрытия информации о деятельности кредитной организации лежит соответствующая методология. Принимая во внимание, что раскрытие информации подразумевает публикацию соответствующей качественной и количественной информации, содержащейся в годовой финансовой отчетности, к которой прилагается промежуточная финансовая отчетность и другая уместная информация, после перехода на МСФО требование прозрачности будет заключаться в публикации ежеквартальной отчетности по установленной форме, не проверяемой аудитором, в дополнение к заверяемому аудитором годовому отчету.

Сроки раскрытия информации также имеют важное значение. Публичное раскрытие негативной информации, если оно неправильно интерпретировано, может нанести ущерб кредитной организации. Требования к раскрытию информации являются одинаковыми для всех участников финансового рынка. Особенно это касается банков, предоставляющих некачественную информацию и/или информацию, которую внешние пользователи не в состоянии надлежащим образом интерпретировать.

Следует помнить, что с точки зрения долгосрочной перспективы, полное раскрытие информации, как правило, приносит пользу кредитной организации . Это связано с тем, что даже если приходится нести издержки, связанные с недостаточной прозрачностью, они в конечном итоге оказываются выше затрат по обеспечению прозрачности.

Прозрачность представляемой учетной информации напрямую связана с ответственностью за ее предоставление. Прозрачность означает создание условий, при которых информация о существующей ситуации, принятых решениях и действиях оказывается доступной и понятной для всех участников финансового рынка. Раскрытие информации включает в себя процесс и методологию предоставления информации и своевременное уведомление о стратегических решениях, принятых кредитной организацией.

Ответственность означает обязанность участников финансового рынка и органов государственной власти обосновывать свои действия и проводимую политику, а также отвечать за принятые решения и достигнутые результаты.

Согласно существующему законодательству за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации. А за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации. Главный бухгалтер также обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Прозрачность необходима для внедрения концепции ответственности трех основных групп участников финансового рынка, а именно:

• заемщиков и кредиторов;

• эмитентов и инвесторов;

• органов государственной власти и международных финансовых институтов.

Постепенно правительства многих стран,

также, как и их центральные банки, начинают осознавать, что прозрачность, в целом интерпретируемая как открытость и понятность политики, способствует предсказуемости, а сле-

довательно, и эффективности принимаемых решений. Благодаря прозрачности, кредитные организации могут учитывать реальное положение дел, а чиновники — более ответственно подходить к исполнению своих служебных обязанностей, особенно если им впоследствии приходится публично обосновывать свои взгляды, решения и действия. Поэтому своевременные корректировки проводимой учетной политики всячески приветствуются.

Международная практика показывает, что чем больше степень прозрачности предоставляемой учетной информации, тем выше качество решений, принимаемых всеми кредитными организациями — участниками рынка. Прозрачность способствует не только повышению качества управления, но и укреплению ответственности за проводимую учетную политику.

Однако прозрачность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей, и ответственность за предоставление этой информации не являются самоцелью. Они направлены на стимулирование роста экономических показателей, улучшение работы финансовых рынков путем повышения качества принимаемых решений и управления рисками. Это касается не только участников рынка, но и органов государственной власти. Тем не менее они не являются панацеей. В частности, прозрачность не меняет характера финансовых систем или присущих им рисков. Она, возможно, и не предотвратит финансовых кризисов, но, по крайней мере, обеспечит более или менее сдержанную реакцию участников рынка на плохие известия. Прозрачность помогает участникам рынка определять и предвидеть негативные последствия, посредством чего снижается вероятность паники и других пагубных для рынка действий.

Тем не менее следует четко разграничивать прозрачность и конфиденциальность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей. Разглашение внутренней учетной информации о деятельности той или иной кредитной организации может предоставить ее конкурентам преимущество, что, как правило, и удерживает участников рынка от полного раскрытия своей учетной информации. Регулирующие органы часто получают конфиденциальную информацию о деятельности кредитных организаций, разглашение которой может повлечь за собой зна-

чительные изменения на финансовом рынке. При таких обстоятельствах кредитные организации неохотно предоставляют внутреннюю учетную информацию, ссылаясь на необходимость соблюдения конфиденциальности. Однако полное раскрытие информации вносит свой вклад в общий режим прозрачности того или иного финансового рынка, который в конечном итоге станет выгодным для всех его участников, даже если в краткосрочном плане переход к такому режиму приведет к негативным последствиям для отдельных кредитных организаций.

Следует отметить, что отчетность банка, подготовленная по МСФО, содержит большой объем различной информации о его деятельности. Анализ отчетных данных позволяет получить четкое представление об общих направлениях деятельности, финансовом положении, а также об активах, обязательствах и перспективах развития банка.

Президиум стран Европейского содружества (ЕС) придает большое значение унификации финансовой отчетности кредитных организаций. В его документах отмечается необходимость ускорения формирования внутреннего рынка финансовых услуг и устанавливаются сроки для реализации планов мероприятий в сфере финансовых услуг и рискового капитала на период до 2005 г. Основными из этих документов являются «План мероприятий в сфере финансовых услуг» и отчеты Комиссии по финансовым услугам и рисковому капиталу. В каждом документе предусматривается формирование емкого и ликвидного фондового рынка в интересах как эмитентов, так и инвесторов. При этом в качестве одной из приоритетных задач рассматривается необходимость обеспечения большей сопоставимости финансовой отчетности кредитных учреждений различных стран как одного из факторов стабильности европейского финансового рынка. Для выполнения поставленной задачи необходимы единые стандарты финансовой отчетности: прозрачные, понятные, обеспечивающие основу для соответствующей аудиторской проверки и возможность эффективного контроля за их соблюдением.

В настоящее время рынки ценных бумаг в странах — членах ЕС характеризуются резкими изменениями и все большей степенью интеграции в связи с новыми технологиями, глобализацией и введением единой валюты — евро. Быстрое развитие информационных технологий и средств связи, в част-

ности электронных торговых площадок, приводит к изменению условий заключения сделок и способов распространения информации. Кроме того, меняется сама система составления финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности в Интернете облегчило доступ инвесторов к экономической информации и является объективной предпосылкой для ее анализа и сопоставления. Инвесторы стремятся принимать решения, связанные сдвижением своих капиталов, на основе постоянно раскрываемой стандартизированной финансовой и нефинансовой информации. Финансовая отчетность играет важную роль в обеспечении прозрачности хозяйственной деятельности, предоставлении определенных гарантий инвесторам и достижении общей стабильности на рынке.

Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях в свете перехода на МСФО

Бухгалтерский учет в кредитных организациях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе этих организаций, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Бухгалтерский учет ведется банком непрерывно — с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и с учетом международной практики основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

• формирование полной, детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, акционерам (участникам) организации, а также внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

• предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федера-

ции при осуществлении кредитной организацией банковских и хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• предотвращение отрицательных результатов деятельности кредитной организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

• использование бухгалтерского учета и финансовой отчетности для принятия управленческих решений.

Учет в банках тесно связан с учетом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банками операции по кредитованию, расчетам и т. д. находят свое отражение в бухгалтерском учете банков, предприятий и других хозяйствующих субъектов. Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и организаций и показывают сумму полученных банковских кредитов. В то же время денежные средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и других счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка — по пассиву.

МСФО предъявляет особые требования к системе бухгалтерского учета кредитной организации, где формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

Пользователями согласно международным стандартам могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, клиенты и органы власти, атакже общественность в целом.

Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, могут иметь различные интересы (инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности своих фактических и планируемых инвестиций; кредиторы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены ссуды, предоставленные ими кредитной организации, и выплачены соответствующие проценты; органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распре-

делению ресурсов, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического учета; общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе кредитной организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях).

Поскольку интересы пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме, собираемая учетная информация предназначена для удовлетворения наиболее общих потребностей.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета в соответствии с МСФО состоит в формировании информации, полезной руководству кредитной организации для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению кредитной организации, результатам ее деятельности, изменениям в финансовом положении.

Влияние МСФО на результаты работы банка

Результаты аудиторских проверок банков, составляющих свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, свидетельствуют об устойчивой тенденции роста этих банков по таким показателям, как «Собственный капитал», «Активы» и «Чистая прибыль». Как показало проведенное исследование, успешные результаты работы этих банков обусловлены тем, что в процессе кредитования они основное внимание уделяют анализу и управлению рисками. В то время как средний уровень риска кредитных операций в большинстве российских банков составляет порядка 30%, в банках, составляющих отчетность в соответствии с требования МСФО, риск кредитного портфеля не превышает 10%.

В России к началу 2004 г. отчетность по МСФО составляли около 120 банков. Фактически эти банки охватывали 70% активов всего банковского сектора и капитала, причем для проверки соответствия составленной отчетности требованиям МСФО эти банки привлекали международные аудиторские компании. Как пока-

зывает опыт, эти банки высоко оценивают помощь аудиторов международных компаний в области независимого анализа внутрибанковских процессов и процедур. За время работы по подготовке составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО банки, как правило, получают целый ряд рекомендаций по совершенствованию отдельных сфер управления (таких как оптимизация организационной структуры банка, совершенствование управления филиальной сетью, развитие системы внутреннего контроля, безопасность и совершенствование информационных технологий, оптимизация клиентской политики). Кроме того, у персонала банков появилась возможность повысить квалификацию за счет изучения МСФО и методов составления отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов.

Успешным результатам работы таких банков также способствует стремление инвестировать значительные финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры, позволяющей обеспечить доходность и стабильность деятельности в долгосрочной перспективе. Инфраструктура этих банков включает консалтинговую, страховую и лизинговую сферы деятельности, клиринговые центры по расчетам в сфере топливно-энергетического комплекса и целый ряд других видов деятельности, для участия в которых эти банки создали собственные компании. Главная цель и преимущество созданной при этих банках инфраструктуры заключается в комплексном обслуживании клиентов в интересах эффективного развития бизнеса.

Несмотря на то, что базовый принцип МСФО — принцип приоритета содержания над формой — использовался банками при составлении управленческой отчетности и принятии решений и до момента составления отчетности в соответствии с МСФО, ценность опыта работы с международными аудиторскими компаниями трудно переоценить. Вместе с тем следует признать, что для достижения реального эффекта от перехода банковской системы Российской Федерации на МСФО (в первую очередь, для достижения прозрачности финансовой отчетности) необходимо определенным образом изменить существующие положения по бухгалтерскому учету и некоторые нормативные акты Банка России (что и происходит в настоящее время), определяющие порядок формирования специальных резервов.

Прежде всего, это касается формирования резервов на возможные потери по ссудам. Кроме того, следует урегулировать отдельные вопросы налогового законодательства.

В частности, для устранения наиболее серьезных расхождений между РПБУ и МСФО необходимо ввести учет доходов и расходов по методу начислений, доработать правила учета ценных бумаг, а также правила учета имущества и начисления амортизации.

Гораздо более серьезной проблемой, с которой сталкиваются банки при составлении отчетности по МСФО, является проблема несоответствия некоторых подходов, заложенных в Налоговом кодексе РФ, принципам международных стандартов. В частности, МСФО предполагают весьма консервативный подход к формированию банками специальных резервов и оценке получаемой прибыли. Напомним, что, согласно МСФО, доход может признаваться только в том случае, если он реально получен или нет никаких сомнений в том, что он будет получен в будущем. В то же время налоговое законодательство Российской Федерации стоит на позициях чрезмерного оптимизма в отношении будущих доходов (с 2002 г. в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль принимаются наращенные проценты к получению по ссудам, выданным банками). Кроме того, в соответствии с действующим налоговым законодательством в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не включается существенная часть формируемых банками специальных резервов, а именно: резервы на потери по ссудам первой группы риска. Определенные расхождения с принципами МСФО наблюдаются также в законодательно установленных правилах амортизации.

При наличии такого рода расхождений между налоговым законодательством, РПБУ и принципами МСФО отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, может оказаться лишь еще одним видом внешней отчетности банков. Поэтому практические результаты перехода на МСФО целиком зависят от позиции Банка России и аудиторских компаний, использующих собственные методологии проверки отчетности на предмет соответствия МСФО. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что перевод банковской системы Российской Федерации на международные стандар-

ты является необходимым шагом в деле интеграции России в международное экономическое сообщество, формирования чувства доверия у зарубежных инвесторов к российским финансовым институтам — тем более, что в последнее время достигнут целый ряд основополагающих соглашений по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В этом смысле такой переход, безусловно, соответствует государственным интересам страны.

И еще одним важным моментом, на который следует обратить внимание в процессе перехода кредитных организаций на МСФО, является учет интересов инвесторов. Как неоднократно отмечалось специалистами, в результате применения МСФО кредитная организация становится более привлекательной для инвесторов. Наличие в банке четко построенной системы управленческой отчетности в соответствии с МСФО, а также системы контроля и управления рисками является важным положительным фактором для международных финансовых организаций. С позиции эффективного управления кредитной организацией при переходе на международные стандарты потребуется наличие четких инструкций Банка России, которые отвечали бы международным требованиям.

В процессе перехода банков на международные стандарты следует иметь в виду, что нужную отчетность следует составлять параллельно с отчетностью в соответствии с российскими положениями. Параллельное ведение бухгалтерского учета в соответствии с РПБУ и по международным стандартам, которое необходимо осуществлять в переходный период, требует больше времени и больших затрат трудовых ресурсов. При этом важно, чтобы таили иная кредитная организация обладала необходимыми возможностями для составления двойной отчетности.

Поскольку перед российской банковской системой стоит задача перехода на МСФО, все заинтересованы в том, чтобы требования и пруденциальные нормы, предъявляемые Банком России, были едиными для всех кредитных организаций. Для этого вовсе не обязательно менять План счетов, а достаточно изменить порядок учета по таким направлениям, как оценка активов, операции с ценными бумагами, основные средства и пр.

Для перехода банков на МСФО следует широко использовать опыт пилотных проектов и банков, ведущих двойную отчетность. Какпоказыва-

ет практика, основные проблемы при переходе банков на ведение учета в соответствии с МСФО связаны, прежде всего, с адаптацией учетных бухгалтерских систем. К сожалению, эти банки, как правило, закрыты для какого-либо обмена опытом. Хотя, например, банкам — участникам программы ТАС18 удалось достичь определенных успехов в области независимого анализа внутрибанковских процессов и процедур. За время работы над проектом персонал этих банков имел возможность повысить свою квалификацию за счет участия в семинарах по вопросам перехода на МСФО.

Следует отметить, что сотрудничество банков с международными аудиторскими компаниями в деле составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО явилось чрезвычайно полезным для банков, поскольку на основании такой отчетности можно было увидеть, что тому или иному банку, например, не хватает капитала или его активы характеризуются как «плохие». Таким образом, в процессе перехода на МСФО у банков появляется возможность улучшить свои показатели и снизить риск, связанный с расходами.

Внедрение международных стандартов уже позволило некоторым российским банкам повысить эффективность системы финансового контроля и управления риском, что повысило качество управленческих решений и способствовало улучшению финансовых результатов. Кроме того, составление заключений аудиторских фирм по результатам работы целого ряда банков в соответствии с требованиями МСФО способствовало повышению доверия к этим отечественным банкам со стороны потенциальных партнеров, особенно иностранных. «

Вместе с тем приходится признать, что для достижения реального эффекта от перехода банков на МСФО (в первую очередь, для достижения реальной прозрачности финансовой отчетности) необходима соответствующая корректировка существующих правил бухгалтерского учета и положений Банка России, определяющих порядок формирования специальных резервов (прежде всего, резервов на возможные потери по ссудам). В частности, для устранения наиболее серьезных расхождений между положениями по бухгалтерскому учету и МСФО необходимо ввести учет доходов и расходов по методу начислений, доработать правила учета ценных бумаг, а также правила учета имущества и начисления амортизации.

В настоящее время РПБУ и составленная на их основе финансовая отчетность отличаются от стандартов учета и отчетности, принятых в международной практике. Базовые отличия (например, принцип приоритета экономического содержания операции над формой ее отражения, консервативный подход при оценке рисков и т. д. ) могут в значительной степени повлиять на финансовые показатели деятельности банка, определяемые по МСФО. Это позволяет банкам, составляющим отчетность в соответствии с международными стандартами, проанализировать свою деятельность с несколько иных позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые далеко не всегда очевидны при анализе отчетности, составленной с применением РПБУ.

Данные отчетности, составленной в соответствии с МСФО, действительно позволяют выяснить реальное финансовое положение банка при условии, что эта финансовая отчетность составляется в строгом соответствии с принятыми стандартами.

Одной из весьма серьезных проблем перехода кредитных организаций на МСФО является проблема предоставления банками достоверной информации о своем финансовом состоянии. Дело в том, что для успешного перехода на МСФО банкам рекомендуется составлять финансовую отчетность в соответствии с требованиями этих стандартов в течение не менее двух лет. Это означает, что для внедрения МСФО с начала 2004 г. банки должны были начать подготовку к представлению информации по международным стандартам еще в 2002 г.

Международные стандарты, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности банков. Базельский комитет высказался за скорейшее и полное принятие МСФО в банковском секторе, оказав значительную поддержку Комитету. Как отметили министры финансов стран «большой семерки» в своем обращении к Базельскому комитету, «стандарты, разрабатываемые КМСФО, позволяют повысить степень прозрачности и открытости экономической деятельности государств, международных финансовых институтов и предприятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.