Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
УДК 329.78
Р. А. Литвак, И. В. Резанович
ПРОБЛЕМА ПАРИТЕТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Авторы формулируют проблему паритетности как основу системного теоретического исследования социокультурной деятельности детей и подростков; выделяют ряд паритетов и обосновывают необходимость их применения в логике исследования проблем социокультурной сферы; делают вывод о перспективах применения принципа паритетности и реалиях развития исследований в связи с обоснованием данной концепты.
Ключевые слова: паритет, социокультурная деятельность детей и подростков; социализация, социокультурное развитие и социальное воспитание
The authors formulate the problem of parity as the basis of system theoretical research of socio-cultural activity of children and teenagers: they mark the set of parities and prove necessity of using them in the logics of research of socio-cultural sphere problems; they conclude about the perspectives of using the principle ofparity and the realities of the research development in connection with argumentation of the given concept. Keywords: parity, socio-cultural activity of children and teenagers, socialization, socio-cultural development and social upbringing
В современный период внимание к возможностям социально-культурной деятельности не только в досуговой, но и в педагогической сфере значительно возрастает. Исследователями осуществляется поиск соотношений воспитывающих, развивающих, обучающих и иных ресурсов социально-культурной деятельности детей и подростков. При этом во многих исследованиях данной области упущена значительная концептуальная позиция социальнокультурной деятельности, а именно ее паритетность.
Паритет (нем. Рагіїаі, от лат. рагіїж - ‘равенство’) есть относительное равенство двух или нескольких систем. Социокультурная деятельность паритетна по своей сути, поскольку включает фактическую равнозначность социального, культурного и деятельностного. Во многих современных исследованиях акцент делается на одну из составляющих данной деятельности, что влечет за собой мнимость глубины исследования, атипичность педагогического влияния на социализацию детей и подростков, неравномерность их социокультурного развития и др.
В формате интеграции в педагогических теориях философского, культурологического, социологического, психологического и собственно педагогического знания возникает потребность не только всестороннего рассмотрения проблемы, но и как минимум дуальности в построении социально-педагогических концепций детства в целом.
Так, в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков для обеспечения целостности процессов следует выделить следующие паритеты.
Одним из наиболее значимых, с позиции теоретического обоснования и педагогической практики, выступает паритет социального воспитания и культурного развития. Равноправие данных направлений в социокультурной деятельности детей и подростков позволяет осуществить исследователю формирование личности ребенка, ориентированной на соизмерение своих ценностей и образцов поведения, организации жизнедеятельности в соответствии с социально-культурными образцами, принятыми в общест-
ве, что обеспечивает достижение успеха в определенной деятельности.
Проектирование данного паритета связано с тем, что социальная политика государства, формирование гражданского общества ориентирует культуру, образование, включая и воспитание, как социально значимую ценность, с одной стороны; с другой - данный паритет образует социальное воспитание и культурное развитие, которые направлены на необходимость разрешения проблем, связанных с низким культурным уровнем развития населения, асоциальными проявлениями в обществе (преступность, безнадзорность, алкоголизм, наркомания, коррупция), ос-лабленностью воспитательной функции семьи, пропагандой асоциального или аморального досуга и др.
Социальное воспитание является категорией достаточно новой для педагогической науки, ключевой для социальной педагогики, актуальной для социально-культурной деятельности общества. Термин социальное воспитание отражает ориентацию личности на ценности социума, помогающие личности совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной деятельности, ориентироваться в общественных отношениях.
К анализу возникновения и различного толкования понятия социальное воспитание обращались и обращаются многие ученые: как ключевой категории социальной педагогики - В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Р. А. Литвак, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин и др.; как исторического аспекта формирования теории и практики социального воспитания - Л. В. Алиева, А. Г. Корнилова, Б. В. Куприянов, Э. А. Мальцева, М. В. Шакурова и др.
В современной научной литературе генезис теоретических воззрений на социальное воспитание рассматривается в основном в связи с исследованиями истории социальной педагогики (И. Н. Андреева, Н. Ф. Басов и В. М. Басова А. Н. Кравченко, В. И. Беляев, Т. А. Василькова и Ю. В. Василькова, Е. Ю. Клепикова, К. Нимайер, Т. С. Про-светова, Фр. Прюс, С. А. Расчетина, Т. Н. Самсонова и др.).
117
Методологические и теоретические проблемы социального воспитания широко разрабатываются в современной отечественной педагогике. На данный момент можно условно выделить три принципиально отличные позиции: воспитание в социальной среде (В. Г. Бочарова, Б. П. Би-тинас, М. П. Гурьянова, Л. Е. Никитина, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, В. А. Фокин и др.); формы социальнопедагогической работы, нацеленные на изменение и формирование личности (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. В. Мардахаев, Т. П. Степанова, В. А. Никитин и др.); воспитание групп и соответствующих категорий людей в организациях, в том числе культурно-досуговых (Т. П. Степанова, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая, Н. Н. Ярошенко
и др.) [5].
В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя основные направления воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных и личностных функций семьянина, труженика и гражданина. Социальное воспитание включается в общий процесс воспитания как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. В социальном воспитании акцент в ориентации делается на ценности и интересы общества и личности во взаимодействии с социальными институтами. Основная задача при этом определяется как формирование и развитие личности, которая способна полностью выполнять систему социальных ролей (Н. М. Таланчук) [9].
Следовательно, специфика социального воспитания заключается в ориентации личности в детстве на социальные ценности, прежде всего на ценности культуры отношений. Результатом социального воспитания является социализация личности как процесс взаимодействия с обществом, людьми, природой, который продолжается на протяжении всей жизни.
Социальное воспитание осуществляется через традиционные механизмы: семейное воспитание и воспитательное воздействие с социальным окружением, институционный механизм: семейное, государственное и общественное - школа, детские и молодежные общественные объединения, воспитание в культурно-досуговых учреждениях и межличностный механизм: воспитание через пример референтно значимых людей и в референтных группах (В. И. Слободчиков и др.).
Следовательно, социальная микросреда является одним из факторов, стимулирующих либо сдерживающих процесс социального воспитания личности, а также необходимым условием развития этого процесса. В период детства социальное воспитание обеспечивает формирование социального статуса, когда закладывается базис личности, основы человеческой культуры. Социальное воспитание конкретной личности обеспечивает освоение базовой культуры, основ социального развития общества и связано с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры, что указывает на необходимость выбора паритета - культурного развития личности детей и подростков. Впервые развернул теорию о социальном и культурном предназначении человеческого развития Ф. Ариес, который подчеркнул, что культурное развитие предполагает формирование личности человека, способного соизмерять свои образцы поведения, организацию жиз-
недеятельности с социально-культурными образцами, принятыми в обществе [1].
Проблеме культурного развития человека (в частности в детстве) посвящены работы М. М. Бахтина, Б. П. Зинченко, В. И. Слободчикова и других исследователей. Определяющим значением для названных авторов является то, как понимается воспроизводство культуры. С одной стороны, у ребенка на определенном жизненном этапе созревания проявляются умения и навыки, а с другой - он, усваивая культурные стереотипы, сам становится носителем культуры. В психолого-педагогической литературе «культура» понимается как ценности, убеждения, которые являются общими для определенной группы людей, служащими для регулирования их поведения. Культура основана на знаниях, верованиях, искусстве, законах, обычаях и привычках, усвоенных человеком; передается, осваивается воспитанием и воспроизводится каждым новым поколением.
Данная характеристика определения подчеркивает деятельностный характер культуры, т. е. она является способом и результатом жизнедеятельности человека. В то же время имеет и целостный характер, раскрывая роль и значение идеальной модели жизни, базируется на определенных идеалах и ценностях.
Культура связана с психологическими процессами в жизни ребенка и подразумевает определенную культурную социальную организацию. Культура выступает и воспитательно-образовательным, жизненным пространством, обеспечивающим взаимопроникновение различных типов культур и субкультур, в которых происходит развитие детства.
Таким образом, развитие предопределяется включением растущего человека в культуру, в систему ценностей, конкретизацией данной проблемы применительно к проявлениям особенностей современного ребенка (принятие другого человека как ценности; переживание чувства общности, ответственности за происходящие явления; становление демократической культуры в сочетании с гуманными интересами других народов и национальностей) [6].
Следует заметить, что социальное воспитание и культурное развитие личности в детстве осуществляется более успешно, если она включена в деятельность известных социальных сообществ. Само социальное сообщество носит и формальный, и неформальный характер. К формальным объединениям относятся те, которые находятся под патронатом взрослых и преследуют определенные цели. Их ценность для социального воспитания и культурного развития личности доказали своим массовым педагогическим экспериментом С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и мн. др.
Логично в качестве следующего паритета в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков выделить необходимость формирования культуры досуга и педагогизации среды. Данный паритет позволяет не только включить детей и подростков в культурно-досуговую деятельность, но и организовать пространство жизни ребенка как пространство творчества, саморазвития, самореализации и др., что в исследованиях выражается также в раскрытии ценностей социокультурного пространства.
Сегодня возникла парадоксальная ситуация, в которой прямая зависимость существующих подходов в воспитании от среды «уживается» с отсутствием ясных представлений о перспективах использования ее возможностей
118
для усиления собственных позиций и расширения инструментальной базы педагогики. В то же время влияние социальной среды является неоспоримым фактором социализации личности, формирования культуры отношений личности в детском возрасте.
Что касается культурного (социокультурного) пространства, то оно, по мнению Л. Когана, задается прежде всего смысловыми координатами, т. е. смыслоцелями человеческой жизни и деятельности. Основаниями и одновременно причинами интегрирования единого культурного пространства выступают близкие ценностные ориентации и значимые смыслоцели для социально активных субъектов. Субъекты эти, как и ценности, ими разделяемые, могут быть совершенно различного масштаба: от отдельной личности до целой цивилизации, существующие как в синхронном, так и в диахронном срезе (или измерении). Отсюда и масштабы, и степень интеграции социокультурного пространства могут так же быть весьма различны: от индивидуальноличностного до этнического или глобального [8].
Педагогизация среды в социокультурной деятельности представляется: организационно-педагогическими условиями; психологическими условиями (моральнопсихологическая составляющая, ценности, комфортность, взаимодействие и др.); материальными условиями (материально-техническая база, обеспеченность специализированными программами, методической базой и т. п.); эстетическими условиями; временными, темпоритмическими условиями, отражающими типичный ритм СКД и др. [2].
Социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности [4].
Развитие культуры детского досуга предполагает акцент на проявление личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользой проводить свободное время, способствующее самореализации внутренних творческих потенций, готовности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности [3].
Соотношение развития культуры досуга и педагогиза-ции среды определяет уровень развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.), более того педагогизация среды и развитие культуры досуга личности проецируются пропорционально.
В настоящее время социокультурная деятельность выбирает в качестве приоритета направленность на решение социальных проблем, предлагая новые технологии педагогического взаимодействия и организации среды развития личности ребенка. Конечно, это не означает, что данная деятельность в полной мере способна выполнить социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры ребенка в современном мире обязана.
Вызывает известный интерес позиция Дж. Квортруп [10], утверждающей, что детство существует как часть социально-культурной структуры общества, участвующая в жизни общества, в организованных видах деятельности, включенная в систему социальных отношений и взаимодействующая со взрослым сообществом.
В соответствии с этим следующий паритет представляет собой взаимодействие детского коллектива и взросло-
го наставника. Организация социально-культурной деятельности с детьми и подростками осуществляется в системе деятельности «ребенок - взрослые - детский коллектив», а значит в процессе формирования личности в данном виде деятельности следует учитывать как педагогическое влияние взрослого, так и социальное влияние детского коллектива, которому придается огромное значение.
Детский коллектив рассматривается как цель педагогической деятельности, объект педагогической заботы, инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Т. Е. Иконникова, И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро и др.).
По мнению А. В. Малиновского, ценность современных детских объединений заключается в следующем:
- привлекательная новизна предлагаемых группой (объединением) разнообразных социальных позиций (руководитель, организатор, исполнитель, аналитик, творец, инициатор и др.);
- динамика социальных ролей, меняющихся очень быстро и зависящих от характера разрешаемых группой задач («активист», «пассивный», «неформальный лидер», «формальный лидер», «хороший человек», «спорщик»и др.);
- возможность самореализации в системе социальных отношений, многообразия социальных проблем [7].
В процессе социокультурной деятельности детский коллектив осуществляет социальное воспитание и культурное развитие, в котором:
- интегрируются составные компоненты процесса социально-культурного развития личности - обучение, воспитание, социализация, саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются условия для развития личности;
- разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-органи-затора; в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности); как личность, демонстрируя социальную гражданскую позицию (пусть в стадии становления), принадлежность к государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих объединениях, организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в «парламенты», «республики», «министров», «президентов»);
- эффективно приобретается личный жизненный опыт, самостоятельность, опыт человеческого общения, отношений в процессе коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; происходит эмоционально-нравственное развитие в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;
- проявляется мир игры, фантазии, свободы творчества.
Решающую роль в организации социокультурной
деятельности играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, модератора, волонтера, куратора и др.). От его взглядов, гражданской, культурной и других позиции, увлечений и профессионализма зависит избираемость педагогических приоритетов социально-культурной деятельности. Взрослым в этом отношении фактически предоставлено право выбора.
119
Детская субкультура функционирует в пространстве взрослых, взаимодействует с миром взрослых, зависит от мира взрослых, при этом становление личности зависит от саморефлексии.
В связи с этим мы выделяем еще один паритет - паритет педагогического воздействия и саморефлексии в социально-культурной деятельности детей и подростков. Данный паритет определяет «зоны ближайшего развития» и перспективы в личности ребенка, позволяет соотносить социокультурное влияние и процессы развития «самости» -самопознание, самореализация, самосовершенствование и др., что определяет проектирование индивидуальных задач социально-педагогической деятельности, составление программ социокультурного развития личности, систематический анализ и самооценку.
В соответствии с логикой организации исследований социокультурной деятельности детей и подростков нами обоснованы также следующие паритеты:
- паритет выбора методологической основы в исследовании социокультурной деятельности при разделении на приоритет внешней (культурологический, социокультурный, средовой и др.) и внутренней (аксиологический, акмео-логический, креативный и др.) организации деятельности -теоретико-методологическая основа научно-педагогического исследования;
- паритет целеполагания как соотношение социальных и индивидуальных целей социокультурной деятельности детей и подростков - научный аппарат и результатив-
ный ориентир научно-педагогического исследования;
- паритет социокультурной ценности и социокультурной деятельности - организационно-деятельностная составляющая научно-педагогического исследования;
- паритет внедрения инноваций на основе традиций социально-культурной деятельности детей и подростков -технологическая составляющая научно-педагогического исследования;
- паритет критериев оценки эффективности социокультурной деятельности (соотношение критериев организации социально-культурной деятельности и критериев развития личности детей и подростков) - диагностикоаналитическая составляющая научно-педагогического исследования.
Итак, в современный период широкого наукообразова-ния и развития теоретических исследований, перехода культуры и науки на прикладную область и ориентированности на практическую деятельность в развитии личности ребенка исследование социально-культурной деятельности отражает характер паритетности и делает акцент на совокупность указанных паритетов, что обеспечивает не только системность и проецируемость исследований в социально-педагогическую практику, но и позиционирует определение закономерности в решении обозначенной проблемы, что побуждает исследователей реализовать свой научно-творческий потенциал в соответствии с классическими представлениями о догмате социально-культурной деятельности как сферы форсайтинга и детерминизма общественного развития в целом.
1. Ариес, Ф. Возрасты жизни / Ф. Ариес // Философия и методология истории: сб. ст. - М., 1977.
2. Бадашкеев, М. В. Педагогизация образовательной среды как условие профессионального самоопределения / М. В. Бадашкеев // Сред. проф. образование. - 2009. - № 2. - С. 63-65.
3. Будкина, Е. К. Культура досуга и проблемы социализации современной молодежи / Е. К. Будкина, Ю. В. Будкин // Научн. Вестн. Моск. гос. техн. ун-та граждан. авиации. - 2009. - № 142. - С. 139-143.
4. Головина, Г. В. Культура досуга как фактор формирования современного общества / Г. В. Г оловина // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - № 4. - С. 156-161.
5. Куприянов, Б. В. Антропологические основы социального воспитания школьников [Электронный ресурс] / Б. В. Киприянов // Образование и общество. - 2007. - № 1. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru/1_2007.html.
6. Литвак, Р. А. Концептуальные подходы к подготовке социальных педагогов в вузе / Р.А. Литвак // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 2. - С. 5-8.
7. Малиновский, А. В. Развитие современных детских общественных объединений / А. В. Малиновский // Теория и методика профессионального образвоания. - М., 2009. - № 3. - С. 64-89.
8. Нестерова, Н. В. Социокультурное пространство успеха: возможности и перспективы социологического исследования / Н. В. Нестерова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 52-56.
9. Педагогическое наследие профессора Н. М. Таланчука и современные проблемы социального воспитания: тез. докл. и выступлений на пед. чтениях, 28 окт. 2003 г. - Казань: ИСПО РАО, 2004. - 106 с.
10. Qvortrup, J. Childhood as a social phenomen / J. Qvortrup. - Budapest; Viena: European Centre for Social Welfare Policy and Research, 1991.
Сдано 23.11.2011
120