Научная статья на тему 'Детство в российском и мировом социокультурном пространстве'

Детство в российском и мировом социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2265
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ДЕТСТВА / СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА / ОБРАЗ РЕБЕНКА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук О. В.

Данная статья посвящена рассмотрению социокультурного феномена детства в российском и мировом социокультурном пространстве. Образ ребенка и тип отношения к нему были неодинаковы в разных обществах, причем зависело это как от уровня социально-экономического развития, так и от социокультурных особенностей. На сегодняшний день детство является важнейшей из субкультур повседневности в глобальном мире. Но исследователям только предстоит изучить всю неоднозначность мира детства в повседневном мире современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детство в российском и мировом социокультурном пространстве»

ДЕТСТВО В РОССИЙСКОМ И МИРОВОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ1

В культурной антропологии человек рассматривается сквозь призму взаимодействия со средой, другими людьми и социальными группами, т.е. диалогически. Содержание совместной жизни и деятельности людей, в том числе и его межкультурные коммуникации, входит в понимание повседневности. Нельзя отрицать, что важной частью повседневности является отношение к детям. На сегодняшний день можно констатировать, что детство является одной из важнейших субкультур современности, причем в мировом масштабе. Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с взрослыми людьми, мир социальных взаимоотношений, предметный мир, мир познания. Как и любой человек, ребенок архетипически и исторически связан с нашими далекими предками, с их традициями, культурой, архаическим мышлением.

Детство - всем хорошо известное, но, как это ни странно звучит, малопонятное явление. Термин «детство» используется многопланово и многозначно. Специальной дефиниции детства нет ни в философских, ни в педагогических, ни в социологических словарях. В психологическом словаре2 есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. Детство в онтогенезе - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В филогенезе - это совокупность детей разных возрастов, составляющих «довзрослый» контингент общества на различных этапах его развития.

Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве «некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью», в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж. Ж. Руссо "О воспитании" (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиографические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л. Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.

В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

е-таИ: kovalch.uk @Ъяи.е^.ги

О.В. КОВАЛЬЧУК

Данная статья посвящена рассмотрению социокультурного феномена детства в российском и мировом социокультурном пространстве. Образ ребенка и тип отношения к нему были неодинаковы в разных обществах, причем зависело это как от уровня социально-экономического развития, так и от социокультурных особенностей. На сегодняшний день детство является важнейшей из субкультур повседневности в глобальном мире. Но исследователям только предстоит изучить всю неоднозначность мира детства в повседневном мире современного человека.

Ключевые слова: феномен детства, субкультура детства, образ ребенка, социокультурный феномен.

1 Статья подготовлена в рамках внутривузовского конкурса грантов НИУ «БелГУ», № проекта ВКГ 146-2012

2 Психологический словарь / Авдеева Н.Н. и др. - М., 1997-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

Бесспорным лидером в этой области исследования культур было направление "Культура-и-личность" (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир "взрослой" культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.

По сути, исследования истории и культурологии детства были начаты, вышедшей в 1960 году в Париже книгой Филиппа Ариеса (1914-1984) «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке». Новаторство концепции автора состояло в том, что понятие «детство» понималось не как данная застывшая на все времена реальность, а как социокультурный конструкт, который в разных культурах и эпохах наполняется различным содержанием, различной ценностью и материальным «сопровождением». Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство - не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. Период детства устанавливается от новорожденное™ до полной социальной зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Однако продолжительность детства в разные исторические отрезки различна: в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья, сегодня - совсем иная, чем в Новое время. Этапы «возраста» детства человека, продолжительность детства находятся в прямой зависимости от материальной и духовной культуры той или иной культурно-исторической эпохи.

Интерес к феномену детства, даже само понятие детства практически отсутствовали в текстах до XVIII века. Однако, это не означает, что детей «не было» или детьми пренебрегали и не заботились о них. Человечество всегда придавало большое значение продолжению рода. Многие религии считают бесплодие самой страшной божественной карой. Деторождение почти всюду оформляется особыми священными ритуалами. Для первобытного общества (да и для последующих - античного и средневекового) характерна была двоякость в отношении к детям. Младенец -одновременно персонификация невинности и воплощение природного зла. А главное -он как бы недочеловек, существо, лишенное разума. Например, в Древней Японии новорожденных признавали полноценными людьми после совершения специальных обрядов. Убийство младенца не считалось тяжким преступлением, считалось «отправить назад», «возвратить» в мир духов. Вместе с тем иметь детей считалось почетным, и все члены общины обычно ласковы и внимательны к детям.

На основе изучения этнографических материалов известный советский педагог Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности3.

Постепенно складываются и развиваются традиции патриархально-семейного включения детей в общество. С зарождением древних цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай) в V тысячелетии до н.э. возникают новые способы социализации и аккультурации подрастающего поколения: складывается воспитание детей в моногамной семье как особой сфере социокультурной деятельности. Обычно до 57 лет дети усваивали культурные нормы и традиции в рамках своей семьи, а позже процессом социализации руководило государство. Ребенок при этом рассматривался как

3 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.,1989.

незавершенный взрослый, особенности детского возраста игнорировались, физические наказания считались естественными и необходимыми.

Далее феноменология детства трансформируется в контексте античной и христианской цивилизаций. По воспоминаниям античных и средневековых авторов детство было не из легких в те далекие времена: отец медицины Гиппократ и родоначальник гинекологии Сорон Эфесский деловито обсуждают вопрос о том, какие именно новорожденные заслуживают того, чтобы их выращивали. Маленькие дети не вызывают у античных авторов чувства умиления, их большей частью просто не замечают. Ребенок рассматривается как низшее существо, он в буквальном смысле слова принадлежит родителям как прочая собственность.

В Средние века, как только ребенок начинал обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он входил в «корпорацию» взрослых. Слово «ребенок» не имело в европейских языках смысла, который придается ему сейчас в различных культурах. Так, например, в Средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом понятия «дурак». Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Визуальным примером нового отношения к детству служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие по средневековому принципу: Бог дал, Бог взял. В XVII веке впервые на полотнах художников начинают появляться первые изображения-портреты реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте.

В области искусства представления о периодах человеческой жизни нашли отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, во многих гравюрах XVI-XIX веков, в живописи и скульптуре. Так, например, в росписи Дворца Дожей выбор игрушек символизирует возраст детей, играющих с деревянным коньком, куклой, ветряной мельницей и птичкой; школьный возраст - мальчики учатся читать, держат книги в руках, а девочки учатся вязать; возраст любви и спорта - юноши и девушки вместе гуляют на празднике; возраст войны и рыцарства - человек, стреляющий из ружья; зрелость, вхождение во взрослую жизнь - изображается в виде судей и ученых. Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе - детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества.

У славян издревле существовала дифференциация детского возраста. С момента появления на свет и до 3-4-летнего возраста ребенок находился на попечении матери, которой помогали и другие члены семьи. Ребенка, вскармливаемого грудью, называли дитя. Поощрялись игры, развивавшие у детей силу, ловкость, смекалку. К молодым относили детей 3-6 лет. В Древней Руси младенчество называли безгреховным и неразумным периодом, который длился до 6-7 лет. Именно с этого возраста начинали учить, приводить к исповеди, наказывать. С 7 до 12 лет ребенка называли чадо, а подростка 12-15 лет - отрок. Правда, ребенку в древнерусской литературе места не находилось. Проблема возрастных особенностей детей и методов их воспитания сводилась лишь к кратким высказываниям. Отсутствовали и специальные педагогические наставления по воспитанию детей. Принятие христианства приводит к тому, что важным средством воздействия на формирование личности служит церковная исповедь, к которой, по некоторым данным, приводили мальчиков с 10, а девочек с 8 лет. Значение исповеди было в том, что она приучала к анализу своих поступков и формировала вовсе недетское осознание своей изначальной греховности. Ведь уж начиная с семилетнего возраста, считает Православная церковь, у человека накопились грехи перед Богом. Отсюда и возраст причастия.

Взаимоотношения детей и родителей в русской семье ХШ-ХУП веков регламентировались «Домостроем», некоторые главы которого (15, 16, 17) непосредственно посвящены воспитанию детей. В «Домострое» содержатся призывы «страхом спасти» детей от неразумных поступков. В нем перечислены запреты, которые обязаны соблюдать дети: не красть, не лгать, не обижать чужого, не помнить зла и т.д. «Домострой» требует повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать мужество, трудолюбие, бережливость и др. Содержание этого

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21

документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей. В качестве методов педагогического воздействия рекомендуется наказание («воспитати во всяком наказании»), включая и физическое («ино плетью постегати по вине смотря»).

Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Для того чтобы исправить поведение ребенка, прежде всего, необходимо понять его, и научные тексты конца XVI и XVII веков полны комментариев относительно особенностей детского развития. Укажем здесь сочинение известного западноевропейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: 4-68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69-78 - относились ко всему, связанному с одеждой; 79-81 - рекомендуют детям, как вести себя в церкви; 82-125 - о поведении за столом и во время еды; 126-142 - учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т.д.; 143-145 - о правилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146-158 - посвящены играм; 159-164 - о поведении и гигиене ребенка. Книга и по содержанию, и по форме изложения была рассчитана на детей. Следует отметить также, что в начале книги говорится о необходимости в первую очередь религиозно-нравственного воспитания. Таким образом, в ней впервые было определено содержание воспитания детей: овладение нормами христианской морали; обучение свободным мудростям и овладение нормами культурного поведения. Причем «Гражданство обычаев детских» - не только первый западноевропейский памятник педагогического характера, но и первый в русской культуре памятник, посвященный светскому воспитанию детей. Важно отметить его значение для процесса социализации детей того времени.

В конце XVII - начале XVIII веков нравы постепенно стали смягчаться. Под влиянием нескольких поколений гуманистической пропаганды (Гварино, Э. Роттердамский, Т. Элиот, Я. Коменский и др.) телесные наказания становятся реже, некоторые вовсе от них отказываются. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка, а позже о его праве на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Школа, благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом «детство». Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал «класс». Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства и отрочества.

Понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией школы как теми специальными структурами, которые были созданы обществом для того, чтобы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности. Следующий возрастной уровень связывается с новой формой социальной жизни - институтом военной службы и обязательной воинской повинности. Это подростковый, или юношеский возраст. Понятие подростка привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали. Позже, в XX веке, Первая мировая война породила феномен «молодежного сознания», представленного в литературе «потерянного поколения». «Так, на смену эпохе, не знавшей юности, - пишет Ф. Ариес, - пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом... Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем

подольше»4. Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: «Молодость - это привилегированный возраст XVII века, детство - XIX, юность - XX»5. Итак, культурно-исторический образ ребенка и тип отношения к нему неодинаковы в разных обществах, причем это зависит как от уровня социально-экономического развития, так и от социокультурных особенностей.

Какой же возраст является привилегированным в XXI веке? С одной стороны, детям и детству сегодня уделяется огромное внимание, повсеместно подчеркивается необходимость индивидуального подхода в развитии детей, на детей работает целая индустрия. Одним детям дано слишком долгое детство - многие люди до зрелого возраста живут за счет своих родителей. Появилась даже характерная поговорка: «Плохи те родители, которые не могут кормить детей до пенсии» (имеется ввиду пенсия детей). С другой стороны, социальные проблемы и противоречия, имеющие глобальный характер, в первую очередь отражаются именно на детях и, к сожалению, не все дети могут похвастаться «детством», многим из них приходится вступать во взрослую жизнь, полную проблем и невзгод, гораздо раньше, нежели им хотелось. Невероятно возросло количество детских домов с их специфическими концепциями детства. Исследователям только предстоит изучить всю неоднозначность мира детства в повседневном мире современного человека.

1. Ариес Ф. Возрасты жизни // Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. -Екатеринбург: Уральский университет, 1999. - с. 26-43.

2. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке - Екатеринбург: Уральский университет, 1999. - 415 с.

3. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 428 с.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: история, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 352 с.

5. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. - Ростов н/Д: Изд. РГУ, 1992. - 272 с.

6. Психологический словарь / Авдеева Н.Н. и др. - М.: Педагогика-пресс, 1997. - 438 с.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1989. - 554с.

Список литературы

THE CHILDHOOD WITHIN THE RUSSIAN AND WORLD SOCIOCULTURAL SPACE

Belgorod National Research University

e-mail: kovalchuk@bsu.edu.ru

O.V. KOVALCHUK

This article is about studying the problem of the sociocultural childhood phenomenon within the Russian and world sociocultural space. The child image and type of respect to him is changeable in the history of cultures and had been different in other communities and depended on the level of socio-economic development and sociocultural peculiarities. The problem of childhood is actual for many subcultures of nowadays. The specific of childhood in the context of everyday live of a modern humanity is going to be studied by science.

Keywords: sociocultural phenomenon, childhood subculture, childhood phenomenon, the child image, the problem of childhood.

4 Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке - Екатеринбург, 1999. - С. 236.

5 Ариес, Ф. Возрасты жизни / / Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - с.29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.