Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ЭРИХА ФРОММА'

ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ЭРИХА ФРОММА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
474
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРИХ ФРОММ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / АУТЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джейранова М.О., Солтаева М.А.

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы отчуждения в философии Эриха Фромма. В отличие от Маркса, Фромм применял к анализу современного положения человека индивидуальный, а не классовый подход. В этой связи он рассматривал человеческие потребности на предмет их подлинности и аутентичности, разоблачая чуждые человеку ценности общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ΤHE PROBLEM OF ALIENATION IN THE PHILOSOPHY OF ERICH FROMM

The purpose of this article is to examine the problems of alienation in the philosophy of Erich Fromm. Unlike Marx, Fromm applied to the analysis of the current situation of man an individual, rather than a class approach. In this regard, he considered human needs for their authenticity, which was a stranger to the human values of the consumer society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ЭРИХА ФРОММА»

УДК 140

Джейранова М.О. студент 2 курса лечебный факультет Солтаева М.А. студент 2 курса лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Россия, г. Саратов

ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ЭРИХА ФРОММА

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение проблемы отчуждения в философии Эриха Фромма. В отличие от Маркса, Фромм применял к анализу современного положения человека индивидуальный, а не классовый подход. В этой связи он рассматривал человеческие потребности на предмет их подлинности и аутентичности, разоблачая чуждые человеку ценности общества потребления.

Ключевые слова: Эрих Фромм, отчуждение, общество потребления, потребности, аутентичность.

Dzheyranova M. O. Student, 2 course

Saratov State Medical University them Razumovsky V.I.

Russia, Saratov Soltaeva M.A. Student, 2 course

Saratov State Medical University them Razumovsky V.I.

Russia, Saratov

THE PROBLEM OF ALIENATION IN THE PHILOSOPHY OF ERICH FROMM

Abstract: The purpose of this article is to examine the problems of alienation in the philosophy of Erich Fromm. Unlike Marx, Fromm applied to the analysis of the current situation of man an individual, rather than a class approach. In this regard, he considered human needs for their authenticity, which was a stranger to the human values of the consumer society.

Keywords: Erich Fromm, alienation, consumer society, needs, authenticity

Одним из именований современной эпохи в гуманитарной мысли фигурирует эпоха техники, где под последней понимается не столько сами технические изобретения, машины и соответствующая инфраструктура, но и свойственный современному человеку способ мыслить. Предшествовавшая ХХ веку философия усмотрела эту особенность нового мышления через

категорию «отчуждения», ставшую одной из основных в философии марксизма. Под рубрикой отчуждения гуманитарная мысль вообще и философская в частности разработала в ХХ веке целое проблемное поле, которое характеризуется как критическим подходом к социально -историческим событиям, осмыслением фундаментальных оснований общественного устройства, экзистенциальным измерением вопроса о подлинности или неподлинности (самоотчужденности) человеческого существования, так и этическими, практическими и политическими выводами, рекомендациями и намерениями. Многообразие вопросов, расположившихся на проблемном поле философии под рубрикой отчуждения требует тщательного рассмотрения и подведения существенных итогов. Одним из авторов, продолживших разработку понятия отчуждения в ХХ веке стал Эрих Фромм (1900-1980)

Эрих Фромм связывает проблему отчуждения с культурой, но сосредотачивает внимание не столько на объективных социальных процессах, сколько на индивиде, что дает возможность выявить новые аспекты отчуждения как магистрального направления развития культуры. Именно Фромм проанализировал понятие отчуждения сквозь призму индивидуального бытия, используя для этого материал общественных и естественных наук (социологии, психологии, медицины, антропологии, культурологии) и философии.

Мыслитель не затрагивает историю отчуждения, лишь указывая на то, что в «разных культурах отчуждение различно как по характерным для них сферам, подвергающимся отчуждению, так и по полноте и завершённости процесса» [3, С.169]. Уделяя достаточно много внимания проблеме отчуждения, Фромм рассматривает различные ее аспекты по отдельности в разных произведениях, часто постулируя тезисы, не подкрепляя их какой-либо развернутой аргументацией. Таким образом, философское наследие Фромма дает возможность разнообразного толкования проблемы отчуждения из-за «полной произвольности манеры изложения идей Фромма; он пишет не как ученый, а как жрец, который не обязан предъявлять кому-то какие-то доказательства или обоснования» [1, С.342].

Фромм не оставил после себя целостной концепции проблемы отчуждения, однако, опираясь на высказанные им суждения, ее возможно реконструировать, чтобы на основании этого выявить социально-исторические предпосылки, причины, формы, сущность и социально-психологические последствия отчуждения и его роль в развитии культуры. В первую очередь рассмотрим определение, данное этому понятию Фроммом: «Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чуждым самому себе. Он как бы "отстраняется", отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот - эти поступки и их последствия подчиняют его себе. Им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ»[5].

Проблема отчуждения в философии Эриха Фромма состоит из двух частей: ее явная часть, где мыслитель развернуто рассуждает об отчуждении человека как следствии общества потребления, рыночных отношений и прочих условий современного состояния человечества; а также ее неявная часть, где отчуждение рассматривается как глобальный, вневременной феномен. Ограничиваясь рамками статьи, мы обратимся к первой, явной части фроммовского учения, показав оригинальные черты подхода Фромма к отчуждению в современности.

Видение форм отчуждения у Фромма в основном совпадает с теорией Маркса. Фромм выделяет четыре основные формы отчуждения:

1) Отчуждение человека от труда. Труд, сделавший человека человеком, может превратиться в отчужденное для личности состояние, в тех обстоятельствах, когда индивид не имеет собственности, несвободен, когда ему навязывается деятельность, кажущаяся бессмысленной. И труд перестает быть смыслом жизни, а превращается, в лучшем случае, в пустое «зарабатывание» денег.

2) Отчуждение человека от продуктов труда. Продукты труда не принадлежат рабочему. Более того, из-за узкого разделения труда он даже не видит конечный продукт своих усилий. Вся его работа заключается в выполнении маленькой монотонной функции.

3) Отчуждение человека от других людей. Отношение двух людей в современном мире, по Фромму, больше похоже на взаимодействие двух абстракций или живых машин, использующих друг друга. Такое отчуждение приводит к потере всеобщих и социальных связей.

4) Отчуждение человека от самого себя. Финальная стадия отчуждения. Фромм утверждает, что появление самоотчужденных индивидов говорит о скорой смерти общества.

В своих трудах Фромм больше всего внимания уделяет четвертому из выделенных нами типов отчуждения, который можно охарактеризовать как чуждость человека самому себе. Для определения сущности отчуждения в философии Фромма нам следует, в первую очередь, проанализировать природу человека и положение человека в современном социуме, как это представлено в произведениях данного мыслителя. Фромм делает акцент на том, что культура как часть бытия общества, способствует возникновению новых форм отчуждения.

В работе «Бегство от свободы» Фромм определяет три существовавших до него подхода к проблеме человеческого основания культуры:

- психологический (Зигмунд Фрейд), согласно которому культура проистекает и обуславливается инстинктивными побуждениями;

- экономический (Карл Маркс), согласно которому культура проистекает и обуславливается субъективными экономическими интересами;

- идеалистический (Макс Вебер), согласно которому культура проистекает и обуславливается религиозными идеями [2, С.281-282].

Некоторые рассуждения Фромма примыкают к гуманистическому отрицанию современной культуры - направлению, к которому, например, также примыкают Хосе Ортега-и-Гассет или Жан Бодрийяр. Так, в статье «Современное положение человека» Фромм пишет: «Хотя производство и комфорт увеличиваются, у человека все больше притупляется ощущение собственного "Я", он чувствует, что жизнь его бессмысленна, часто не осознавая этого. В XIX веке проблемой было "Бог умер", в ХХ веке стало "умер человек". В XIX веке бесчеловечность означала жестокость, в ХХ веке она означает шизоидное самоотчуждение. В прошлом боялись, что люди станут рабами, в будущем следует бояться, что люди могут стать роботами. Они разрушают свой мир и самих себя, ибо не смогут вынести тоски бессмысленной жизни» [4, С.195-196].

Следует заметить, что некая степень отчужденности является обязательным условием процесса духовного производства и отношения человека и мира, так как для созерцания, размышления, изучения мира вокруг себя и других индивидов необходима некоторая степень изолированности, негативное отношение и уход в себя. Но в наше время, по Фромму, «человек умер», переродившись в новый тип шизоидного самоотчужденного индивида.

Несмотря на то, что Фромм в своих трудах пытается соединить лучшее, с его точки зрения, что есть в психоанализе Зигмунда Фрейда и философии Карла Маркса, он все-таки отказывается от биологизма первого и не согласен с ограниченностью рассмотрения природы человека и общества у второго, формируя собственный взгляд на природу человека, его сущность и определяя его как «причуду Вселенной». Согласно его мысли, «причуда Вселенной» наделена двойственной природой. «Жизнь человека определяется неизбежной альтернативой между возвращением вспять и прогрессом, между возвращением к животному существованию и достижением человеческого бытия» [3, С.37], - пишет Фромм.

Всякая попытка возвращения к животному существованию болезненна и, в конце концов, приводит человека либо к психическому заболеванию, либо к смерти. Все потребности, кроме инстинктивных (голод, жажда, сексуальное удовлетворение), определяются стремлением к человеческому бытию. Даже наиполнейшее удовлетворение животных потребностей не снимает основной человеческой проблемы, так как самые сильные влечения гнездятся не в теле индивида, а в специфике его существования. В этом положении Фромм расходится с Фрейдом, который считал основной силой, движущей человеком, либидо. Следует также акцентировать внимание на том, что реализация человеческих потребностей, по Фромму, зависит от культуры и системы ценностей общества, в котором находится человек.

Согласно взглядам Фромма, человек наделен двойственной природой,

вследствие чего мы заключаем в себе и два рода потребностей -биологические (животные) и специфически человеческие. К последним относятся следующие:

1) Потребность в связи с другими. Это так называемые горизонтальные отношения, которые человек должен построить с окружающими его людьми в индивидуальных и бытовых сферах. В данном случае человек может выбрать один из двух путей: либо общение на основе принципа господство/подчинение, либо на основе универсальной системы человеческого общения, каковой, по Фромму, является любовь. «Существует только одно чувство, удовлетворяющее человеческую потребность в единении с миром и вместе с тем дающее ему ощущение целостности и индивидуальности, — любовь» [3, С.43];

2) Потребность в трансценденции. Это вертикальные отношения, в которых человек может реализовать себя как создатель, наполнить свою жизнь смыслом, оторваться от животной природы;

3) Потребность в укорененности. Человеку свойственна потребность ощущать себя неотъемлемой частью мира, общества. Данная потребность заключается в постоянном стремлении человека к безопасности, стабильности, прочности его пребывания в мире и основывается на биологической связи с матерью и чувстве изоляции после выхода из природного состояния;

4) Потребность в идентичности. Это потребность реализации себя в обществе, мире, результатом которой являются все культурные ценности;

5) Потребность в системе ориентации или объекте поклонения. Фромм считает любую систему взглядов и действий религией, следовательно, данную потребность можно с уверенностью назвать религиозной, так как она является источником жизненных ориентаций [3, С.42].

Все они в большей или меньшей степени сопряжены с культурой и системой ценностей общества, к которому относится индивид. «Все люди -идеалисты и не могут ими не быть, если под идеализмом мы подразумеваем стремление к удовлетворению специфически человеческих потребностей, превосходящих физиологические потребности организма» [3, С.40], -заявляет Фромм.

Конечно же, возникает вопрос об условиях и способах реализации потребностей. Фромм считает, что реализация детерминируется социальным порядком жизни человека, то есть возможностями, предлагаемыми каждым конкретным обществом, каждой конкретной культурой. К примеру, в условиях капитализма индивид может удовлетворить потребность идентичности, став богатым, а потребность в стабильности - став служащим крупной компании, заслужив доверие и почет. Таким образом, адаптация индивида к обществу является компромиссом между внутренними потребностями и внешними требованиями, который обретает форму

социального характера. Таким образом, обращение к проблеме отчуждения обусловлено не столько теоретическим интересом к одному из фундаментальных вопросов в истории философии, сколько определено тем, что тематика отчуждения неразрывно связана с конкретными фактами социально-исторического бытия в целом, с особым положением каждого из нас в текущей современности. Исследование философской концепции Фромма позволит современному человеку лучше понять себя, определиться с жизненным выбором и следовать по пути подлинного существования.

Использованные источники:

1. Рэнд А., Бранден Н., Гринспен А., Хессен Р. Капитализм: Незнакомый идеал / А.Рэнд, Н. Бранден, А. Гринспен, Р.Хессен. - М.: Альпина Паблишер. 2011.

2. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990.

3. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм. - М.:АСТ; Хранитель, 2006.

4. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М.: Республика, 1993.

5. Фромм Э. Человек одинокий / Э. Фромм [Электронный ресурс] Режим доступа: http://scepsis.net/librarv/id 898.html (последнее обращение -22.04.2018)

6. Чебан А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства/ А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.