Научная статья на тему 'Отчуждение как клинический диагноз капитализма в социальной философии Эриха Фромма'

Отчуждение как клинический диагноз капитализма в социальной философии Эриха Фромма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
363
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / КАПИТАЛИЗМ / ЭРИХ ФРОММ / СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прошкин А.С.

В данной статье анализируется концепция отчуждения, сформулированная немецким философом и психоаналитиком Э. Фроммом. Проведенное исследование позволяет выявить идейные источники, конституирующие взгляды Фромма, а также определить ключевые особенности рассматриваемой концепции путем экспликации теорий «социального характера» и «рыночной ориентации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчуждение как клинический диагноз капитализма в социальной философии Эриха Фромма»

Отчуждение как клинический диагноз капитализма в социальной философии Эриха Фромма

Прошкин Александр Сергеевич

студент, философский факультет, Российский государственный гуманитарный университет, proshkin.as@mail.ru

В данной статье анализируется концепция отчуждения, сформулированная немецким философом и психоаналитиком Э. Фроммом. Проведенное исследование позволяет выявить идейные источники, конституирующие взгляды Фромма, а также определить ключевые особенности рассматриваемой концепции путем экспликации теорий «социального характера» и «рыночной ориентации». Ключевые слова: отчуждение, капитализм, Эрих Фромм, социальный характер, рыночная ориентация.

Одной из главных тем социальной философии Э. Фромма является критический анализ капиталистической системы, сложившейся в большинстве западных государств после окончания Второй мировой войны. Высоко оценивая экономические достижения капитализма, Фромм обращает внимание на увеличивающееся число деструктивных действий среди материально благополучного населения развитых стран [1, с. 11-12]. Пытаясь дать рациональное объяснение этому парадоксу, Э. Фромм подробно изучает историческое развитие конкретных форм капитализма, собирая тем самым анамнез болезни, выявляет и классифицирует основные симптомы данной общественной патологии и, как итог, ставит клинический диагноз - отчуждение как хроническая болезнь капиталистических обществ, обретающая острую, жиз-неугрожающую для всего человечества стадию во второй половине 20 века, излечить которую возможно лишь путем качественных социально-экономических преобразований. Глубокий социальный анализ, проведенный Фроммом, особенно актуален для 21 века, когда прекратили свое историческое существование СССР и государства социалистического блока, а капиталистическая система стала самой востребованной экономиче-ско-политической формацией, функционирующей практически во всех развитых странах мира.

Идейные источники концепции отчуждения Э. Фромма

Понимание отчуждения как общественного противоречия было выражено еще К. Марксом: критически переосмыслив творческое наследие Ф. Гегеля и Л. Фейербаха, Маркс создает оригинальную концепцию отчуждения, вскрывающую социально-экономическую природу данного феномена [2, с. 599]. Следующие положения формируют идейное ядро теории отчуждения К. Маркса: качественное разделение феноменов объективации и отчуждения [3, с. 324]; постулирование отчуждения труда в качестве базового, детерминирующего все остальные виды отчуждения [3, с. 333]; взаимообусловленность феноменов отчуждения и частной собственности [3, с. 336]; требование положительного преобразования капиталистической системы, с целью радикального преодоления всех видов отчуждения [3, с. 344]. Именно эти аспекты материалистического понимания отчуждения составили главную часть идейного фундамента, опираясь на который Фромм создает собственную теорию отчуждения. При этом в концепции

в У X

А

>

0-X

т

гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

Фромма аутентичная марксистская интерпретация отчуждения как социально-экономического феномена преломляется через призму социальных исследований представителей критической теории, акцентировавших внимание в большей степени на культурных проявлениях отчуждения, развивая при этом мысль о тотальности отчуждения не только в современных им капиталистических странах, но и в государствах, развивающихся по социалистическому пути.

Социально-экономическая трактовка отчуждения не является единственным источником, идейно фундирующим концепцию Фромма: идущая от изысканий З. Фрейда психоаналитическая традиция, которая связывает феномен отчуждения с психическим здоровьем индивида, также оказала значительное влияние на взгляды Фромма. Согласно данной интерпретации, отчуждение представляет собой глубоко деструктивное состояние человеческой психики. Основным симптом такой психопатологии является потеря индивидом контроля над своей собственной жизнью, сопровождающаяся ощущением подавленности и отстраненности как от самого себя, так и от других людей [1, с. 135].

Итак, две основные интерпретации отчуждения, идейно повлиявшие на концепцию отчуждения Э. Фромма:

- понимание отчуждения как социально-экономического феномена;

- квалификация отчуждения в качестве психической патологии индивида.

Творчески сочетая данные подходы к объяснению отчуждения, Э. Фромм создает собственную концепцию отчуждения, включающую в свой состав разные уровни отчужденности: как отчуждение индивида, так и отчуждение всего общественного организма. Однако каким образом Фромм связывает феномены индивидуального и общественного отчуждения? Для прояснения этого вопроса рассмотрим теорию «социального характера», которая является ключевой не только для концепции отчуждения, но и для всего творчества Э. Фромма.

Социальный характер

Одно из главных теоретических положений, по которым мнение Э. Фромма (наряду с другими представителями так называемого неофрейдизма, например, Г.С. Салливаном [4]) расходится с позицией З. Фрейда состоит в оценке влияния общества на формирование характера человека: Фромм делает концептуальный акцент на том, что многие черты характера имеют не физиологическую и врождённую, а социальную и приобретенную природу [5, с. 16]. Конечно, каж-„ дому представителю рода человеческого прису-с щи определенные имманентные потребности, © без удовлетворения которых нормальное суще-оТ ствование индивида было бы невозможно. Но, о так как человек существо биосоциальное, фор-^ мирование множества других черт личности, по 2 мнению Фромма, детерминируется реальными

общественно-экономическими факторами. Следовательно, именно социум формирует динамические черты характера человека. При этом решающую роль (но не единственную) на процесс становления личности оказывает экономическая система, господствующая в конкретную историческую эпоху. Таким образом, согласно Э. Фромму, черты характера, свойственные большинству членов того или иного социума, составляют социальный характер индивида [1, с. 89]. Здесь важно отметить, что выявление социального ядра в конституции личности не является интеллектуальным открытием Фромма: достаточно упомянуть исследования К. Хорни, нацеленные на поиск социальной причины возникновения большинства невротических состояний индивида [6]. Творческая заслуга Э. Фромма состоит в экспликации, классификации, а также подробной аналитике типов социального характера, доминирующих на различных этапах развития западной цивилизации, в том числе и в современном Фромму капиталистическом обществе середины 20 века. Однако почему теория «социального характера» играет центральную роль для концепции отчуждения, разрабатываемой Э. Фроммом?

Принимая позицию К. Маркса относительно общественного источника возникновения различных форм отчуждения, Э. Фромм интерпретирует отчуждение как феномен, имманентный функционированию капиталистической системы, которая и формирует динамические черты характера индивидов. Из этого следует, что если капиталистическое общество есть общество отчужденное, то и члены этого социума являются людьми в крайне степени отчужденными. Таким образом, социально- экономическое и психопатологические интерпретации феномена отчуждения соединяются в концепции отчуждения Э. Фромма через введение оригинальной теории «социального характера», который опосредует отчуждающее воздействие социальных институтов капиталистического общества на психику отдельного индивида.

Данный тезис, а также рассмотренная выше концепция социального характера, констатирующая принципиальную изменяемость большинства черт личности, позволяет сделать вывод о том, что, по мысли Э. Фромма, отчуждение не является неотъемлемой характеристикой земного существования человека как такого, а есть лишь негативное последствие господствующей капиталистической системы, которое можно и нужно сначала осознать, а затем и практически преодолеть. Перейдем к рассмотрению конкретных проявлений отчужденности человека в условиях развитого капитализма, которые были раскрыты Фроммом в рамках еще одного важнейшего для концепции отчуждения теоретического конструкта- «рыночной ориентации».

Рыночная ориентация

Э. Фромм дополняет мнение К. Маркса о том, что самым отчужденным классом в капиталистическом обществе является пролетариат [7, с. 398]:

основываясь на реальных трансформациях в социально- экономической структуре, свойственных для капитализма середины 20 века, Фромм заявляет о тотальном характере отчуждения в современном ему западном обществе [1, с. 140]. Особое внимание Фромм обращает не столько на работников физического труда, осуществляющих свою трудовую деятельность на многочисленных предприятиях промышленного комплекса, а на так называемых «белых воротничков» и сотрудников, задействованных в сфере услуг- секторе экономики, который начал стремительно развиваться в США 50-60х годов.

Подробный анализ западных обществ, осуществленный как на практическом, так и на теоретическом уровнях, позволяет Фромму выделить следующие фундаментальные черты социального характера, которые являются следствиями негативного влияния развитой капиталистической системы:

- сведения всего к абстракциям и количеству;

- автоматический конформизм;

- принцип беспрепятственного удовлетворения.

Причем вышеуказанные характеристики, по мнению Фромма, взаимно обуславливаются сущностным стержнем рассматриваемого типа социального характера- отчуждением [1, с. 169]. Именно отчуждение является главным итогом деструктивного воздействия капитализма на личность.

Восприятие самого себя, а также отношение человека, живущего и действующего под постоянным отчуждающим влиянием капиталистической системы, к другим людям, было раскрыто Фроммом через теорию «рыночной ориентации»: при такой ориентации человек не принимает себя активным действующим лицом, самостоятельно созидающим свою судьбу- он ощущает себя лишь отчужденной вещью, единственной целью которой является удачный обмен себя на рынке [8, с. 90]. Отчужденный индивид перестаёт быть целостной личностью- он всего лишь абстрактный личностный набор, качественное наполнение которого зависит от поворота флюгера рыночного механизма. Необходимо отметить, что Фромм не отождествляет отчужденность только с рыночной ориентацией: отчуждающие черты свойственны всем непродуктивным ориентациям, правда для рыночной мировоззренческой установки они являются доминантными. Итак, через введение «рыночной ориентации» в собственную концепцию отчуждения, Фромм раскрывает отчуждающее влияние рынка на человека, личные качества которого отрываются от своего носителя и приносятся в жертву верховному идолу капитализма- прибыли. Но если, как было установлено ранее, отчуждение не является безусловной константой человеческой природы, а является лишь изменчивой чертой социального характера индивида, детерминированной пагубным влиянием капиталистиче-

ской системы, то как Э. Фромм предлагает преодолеть эту тотальную отчужденность?

Здоровое общество - здоровая личность

Решение проблемы отчуждения, которое сформулировал Э. Фромм, включает два этапа изменений: индивидуальный и общественный. Отправной точкой, запускающей процесс оздоровления, является осознание личной отчужденности со стороны индивида, а также признание необходимости качественных социальных-экономических реформ, направленных на устранение главного источника отчуждения- деструктивного влияния капиталистических механизмов. Фромм также не питал иллюзий относительно государств, декларировавших социалистический вектор развития общества- в частности, СССР. Еще К. Маркс предупреждал о недостаточности обобществления средств производства для создания подлинно социалистического общества [3, с. 341]. Такого же мнения придерживался и Фромм: изолированная национализация может привести лишь к возникновению «государственного капитализма», по своей сути мало отличающегося от рыночной капиталистической системы [1, с. 391]. Однако если Фромм отклоняет как западный капиталистический путь, так и советский, то как же он представляет устройство общества, способное избежать тотальную дегуманизацию и отчуждение?

Фромм разрабатывает программу по оздоровлению отчужденного социального организма, основным пунктом которой является децентрализация и коммунитаризм всех сфер общества. Наряду с предложением конкретных мер по изменению капиталистической системы (соединения теоретического и практического обучения на всех уровнях образования, ограничения суггестивного влияния массовой культуры на человека), Фромм излагает достаточно абстрактные идеи и прогнозы: например, о необходимости возникновения новых видов коллективного искусства или возможности появления в ближайшем времени новой нетеистической религии. Определенная размытость основных положений программы коммунитарного социализма позволяет некоторым авторам классифицировать ее как социальную утопию [9]. В защиту Фромма можно сказать, что немногие мыслители, критически оценивавшие капиталистические реалии, были способны выдвинуть четкий алгоритм социальных реформ: достаточно упомянуть «великий отказ» Г. Маркузе [10]. Итак, только после реализации программы «оздоровления» капиталистической системы, возможно будет преодоление отчужденности конкретным человеком, а также изменение патологической рыночной ориентации на подлинно продуктивное восприятие мира.

Таким образом, Э. Фромм, предварительно изучив «историю болезни» капитализма, а также проанализировав основные общественные и индивидуальные симптомы рассматриваемой патологии, ставит капиталистической системе клинический диагноз- отчуждение, преодолеть которое

6 У X

А

>

0-X

т

гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О З Д

о

-о О ГО О-Я

возможно только путем интенсивной терапии как всего общества, так и отдельно индивида.

Литература

1. Фромм Э. Здоровое общество / Пер. с англ. Т.В. Банкетовой, С.В. Карпушиной. — М.: Аст-рель, 2011.

2. Лукач. Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. —М.: Наука, 1987.

3. Маркс. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. — М.: Академический Проект, 2010.

4. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты / Пер. с англ. А.М. Руткевича. — М.: REFL-book, 1997.

5. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф. Швейника. — М.: Астрель, 2012.

6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / Пер. с англ. А.М. Боковинкова. — М.: Академический проект, 2009.

7. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Душа человека / Пер. с нем. Э.М. Телятнико-вой. — М.: Республика, 1992.

8. Фромм Э. Человек для самого себя / Пер. с англ. Э. Спировой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010.

9. Прибыткова Л.А. Социальная утопия Э. Фромма. — Иркут. гос. пед. Ун-т, 2000.

10. Маркузе Г. Одномерный человек / Пер. с англ. А. Юдина. — М.: REFL-book, 1994.

Alienation as the clinical diagnosis of capitalism in Erich

Fromm's social philosophy Proshkin A.S.

Russian State University for the Humanities This article issued the concept of alienation that was formulated by the German philosopher and psychoanalyst E. Fromm. This research identify the ideological origin of Fromm's constituting views, also, it identifyed key features of it's concept under consideration by explicating the theories of "social nature" and "market orientation" Keywords: alienation, capitalism, Erich Fromm, social pattern, market orientation. References

1. Fromm E. Healthy Society / Trans. from English T.V. Bank-etovoy, S.V. Karpushinoy. - M .: Astrel, 2011.

2. Lukach. D. Young Hegel and the problems of capitalist society.

—M .: Science, 1987.

3. Marx. K. Economic-philosophical manuscripts of 1844 and other

early philosophical works. - M .: Academic Project, 2010.

4. Brown D. Freudian psychology and post-Freudians / Per. from

English A.M. Rutkevich. - M .: REFL-book, 1997.

5. Fromm E. Escape from Freedom / Trans. from English G.F.

Sharpener. - M .: Astrel, 2012.

6. Horney K. Neurotic personality of our time / Trans. from English

A.M. Bokovinkov. - M .: Academic project, 2009.

7. Fromm E. The concept of man in K. Marx // Soul of man / Per.

with him. EM. Telyatnikovoy. - M .: Republic, 1992.

8. Fromm E. Man for himself / Per. from English E. Spirovoj. - M .:

AST: AST MOSCOW, 2010.

9. Pribytkova L.A. Social utopia E. Fromm. - Irkut. state ped. Uni-

versity, 2000.

10. Markuze G. One-dimensional man / Per. from English A. Yudin. - M .: REFL-book, 1994.

n

с <

e

Oi

о

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.