Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1957
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ОТЧУЖДЕНИЕ / СВОБОДА / РЕСУРС ЧЕЛОВЕЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна, Бех Екатерина Владимировна

В статье раскрываются основные положения антрополого-гуманистического психоанализа Эриха Фромма и показана актуальность его идей в современных условиях глобальных трансформаций в обществе и образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE IDEAS OF ERICH FROMM IN MODERN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF SOCIETY AND EDUCATION

The article reveals the main provisions of the anthropological-humanistic psychoanalysis of Erich Fromm and shows the relevance of his ideas in modern conditions of global transformations in society and education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ»

чтобы этот мир был человеческим и человечным... Личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия...» [1, 14]. «Заповедь «не навреди» выполнима через воспитание человека, способного к самоопределению и самоизменению, через построение такой образовательной среды, которая распахивает перед растущими людьми веер равно-достойных направлений самоизменения, а не зомбирует один, единственно верный, «научно обоснованный» путь, который лишь для некоторых окажется подлинным, собственным» [1, 283].

ЛИТЕРАТУРА

I.Зинченко, В.П. Живое знание: психологическая педагогика/ В.П.Зинченко. - Самара, 1998. -296 с.

2.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и проблемы современного образования. Колл. моногр. / Под общей ред. А.Ю. Голобородько. - Ростов-на-Дону, Фонд науки и образования, 2021. - 194 с.

3. Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований. Колл. моногр. / Под общей ред. А.Ю. Голобородько. Ростов-на-Дону, Фонд науки и образования, 2020. - 351 с.

4.Скуднова, Т.Д. Философская антропология - методологическая основа педагогического образования. // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2006. - №10. С. 23-29.

5.Скуднова, Т.Д. Аксиологическая позиция личности как стратегическая цель образования// Вестник АГУ. Выпуск 1. Майкоп, 2008. - С. 34-39.

6.Скуднова, Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка профессионального саморазвития в системе лицей-вуз. // Преподаватель XXI век. - №3. - 2006. - С.55-60.

7.Скуднова, Т.Д. Философские основы антропологизации педагогического образования /Т.Д.Скуднова. - Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2007 - 352 с.

8.Скуднова, Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования. /Т.Д.Скуднова. -М. Социально-гуманитарные знания, 2009. - 292 с.

9.Скуднова, Т.Д. Социально-философский анализ трансформации педагогического образования // Социально-гуманитарные знания. - №12, - 2008.

10.Скуднова Т.Д. Философско-антропологические основания трансформации социально-педагогического образования// Вестник АГУ. Выпуск 8. Майкоп, 2008. - С. 28-35.

II.Скуднова, Т.Д. Философско-антропологический фундамент современного педагогического образования// Философия права. РЮИ МВД России. - №6. -2008. - С. 32-35.

12.Скуднова, Т.Д. Образование как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре// Философия права. - №5. - РЮИ МВД России, 2009.

13.Скуднова, Т.Д., Макаров, А.В. Культурно-историческая психология детства Л.С. Выготского (К 125-летию со дня рождения)// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2021. - №2 (278). - С. 110-119.

14.Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Т.Д. Скуднова, Е.В. Бех

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ЭРИХА ФРОММА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются основные положения антрополого-гуманистического психоанализа Эриха Фромма и показана актуальность его идей в современных условиях глобальных трансформаций в обществе и образовании.

Ключевые слова: психоанализ, экзистенциальные противоречия, смысл жизни, отчуждение, свобода, ресурс человечности, социальный характер.

T.D. Skudnova, E.V. Bekh

THE RELEVANCE OF THE IDEAS OF ERICH FROMM IN MODERN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF SOCIETY AND EDUCATION

Abstract. The article reveals the main provisions of the anthropological-humanistic psychoanalysis of Erich Fromm and shows the relevance of his ideas in modern conditions of global transformations in society and education.

Keywords: psychoanalysis, existential contradictions, the meaning of life, alienation, freedom, resource of humanity, social character.

Актуальность статьи обусловлена вызовами перехода общества к новому этапу своего развития, характеризуемому как эпоха неопределенности, неустойчивости, сложности и неоднозначности и требующему от нас новых стратегий социализации, когда окружающая нас реальность отражает трансформацию жизненного самоопределения всех социальных субъектов. Эра дефицита общения, понимания, смыслов, переоценки ценностных ориентаций и ориентиров усиливает роль трудов представителей гуманистического психоанализа. Важно подчеркнуть, что современный этап цивилизаци-онного развития характеризуется как этап постнеклассической науки, основными чертами которого являются междисциплинарный дискурс и человекосообразная ориентация исследований. К числу таких ученых по праву можно отнести одного из прогрессивных представителей экзистенциально-гуманистического направления в психологии Эриха Фромма, идеи которого представляют собой синтез неофрейдизма, философской антропологии и социального конструктивизма.

Известно, что еще в XIX веке австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд создал свое направление в психологической науке, получившее название «фрейдизм». Главным методом в данном направлении являлся психоанализ. Сам Фрейд определил свою психоаналитическую теорию как исключительно научную. Здесь нашли свое отражение идеи позитивизма, последователем которых и являлся психолог. Слово «психоанализ» имеет греческие корни, оно произошло при слиянии понятий «psуhe» - душа и «analysis» - разложение. По Фрейду психоанализ - это общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Атеизм и отказ от поиска смысла жизни, сведение почти любого действия человека к инстинктивному и бессознательному были основаниями для критики его идей многими психологами, в том числе и Эрихом Фроммом.

Целью статьи является на основе анализа основополагающих идей антрополого-гуманистиче-ского психоанализа Эриха Фромма показать актуальность его идей в современных условиях глобальных трансформаций в обществе и образовании.

Эрих Фромм (1900 - 1980) - один из основоположников неофрейдизма, немецкий социолог, философ, психоаналитик, социальный психолог, основоположник антрополого-гуманистического самоанализа. Он родился в семье ортодоксальных иудеев. Обучался в национальной еврейской школе, затем поступил в Гейдельбергский университет, где изучал социологию, философию и психологию. Здесь же в университете он впервые знакомится с идеями Зигмунда Фрейда. Продолжая свое обучение в Берлинском Институте психоанализа, он увлекся практической психологией и по окончании института начал частную практику как психоаналитик.

В 1932 г. Эрих Фромм знакомится с трудами Карла Маркса, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Психолог писал: «Меня глубоко волновали вопросы индивидуальных и социальных феноменов, и я стремился найти ответы на эти вопросы. Я нашел ответы в системах и Маркса, и Фрейда. Но я также был увлечен анализом различий между этими двумя системами и желанием разрешить эти противоречия.. .я хотел добиться синтеза, который должен был стать следствием понимания и критики обоих мыслителей» [7]. Именно в это время начинается период становления совершенно нового антрополого-гуманистического психоанализа.

Работая в США, Фромм знакомится с множеством новых психологов и психоаналитиков, в том числе и с будущими яркими представителями неофрейдизма. В этот период он начинает разрабатывать основные положения антрополого-гуманистической теории психоанализа. Переход от проблем индивидуальной психологии к психологии межличностных отношений был осуществлён Фроммом после подробного изучения теории межличностных отношений Салливена [7]. Отношение человека к миру - так стала звучать ключевая проблема психологии в работах ученого. Философское, социологическое и психологическое образование, многолетний практический опыт, взаимодействие

с разнообразными специалистами стали основой для создания кардинально новой целостной картины общества и человека великим «художником» Эрихом Фроммом.

Идея Фрейда о бессознательном подверглась резкой критике со стороны Фромма. Он считал, что австрийский психолог совершенно не раскрывает проблему взаимодействия индивида и общества и не учитывает социокультурную, биологическую и экзистенциальную природу человека. Эрих Фромм впервые высказывает мысль о том, что понимание человека должно начинаться с анализа общества, в котором он живет. За основу своих теорий и идей он берет антрополого-философскую концепцию, где внутренний мир человека выводится на первый план, а экзистенциальные противоречия, поиск смысла жизни и стремление к преодолению отчуждения являются главными темами рассуждений. Само существование (экзистенция), по мнению Фромма, и есть проблема человека. В статье, посвященной 120-летию со дня рождения Э. Фромма, Т.Д. Скуднова пишет: «Отвечая на вопрос «Что такое человек?», многие мыслители прошлого пытались также понять его природу, подчеркивая, с одной стороны, разумность человека, с другой, - его социальность. Позиция Э. Фромма была принципиально иной. Не давая конкретного определения человека, рассматривая этот загадочный феномен как философское понятие, мыслитель подчеркивал, что сущность человека выражают противоречия, свойственные амбивалентной природе человеческого бытия. По его мнению, мотивацию поведения человека нельзя объяснить только исходя из биологических и социокультурных факторов, игнорируя его экзистенциальное (духовное) измерение. Проблема сущности человека понимается Фроммом как глубинное экзистенциальное понятие. «Человек - единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» [3].

Исследователь рассуждал так: человеческая природа амбивалентна и состоит из противоречий; рождаясь, мы отделяемся от природы, теряем чувство защищенности и единения; регрессивное стремление к истокам - животной жизни и предкам - является несостоятельным и ведет к разрушению, страданию и смерти. По его мнению, прогрессивным является изучение развития внутренних человеческих сил (потенциалов, ресурсов человечности). Именно созидательная деятельность, по мнению Фромма, есть процесс формирования личности. Но где же тогда противоречие? Ведь прогрессировать и регрессировать одновременно нельзя. Сформированная личность ищет свою индивидуальность и начинает отстаивать ее. Однако ощущение отделения от общества и отрешённости от мира в целом, заставляет человека почувствовать свою незначительность в сравнении со всем, что не входит в собственное «Я». Это возрождает в человеке стремление соотнести себя с кем-либо, стать причастным к чему-либо и в итоге обрести смысл в единении с собой и другими людьми. Все влечения человека, его наклонности не являются биологически обусловленными, как считал Фрейд, они -продукты социальной культуры. Задача социальной психологии, по определению Фромма, - изучить процесс формирования личности в ходе истории. Ответы на вопросы о возникновении тех или иных влечений человека можно найти, если провести подробный анализ эпох, предшествующих современности. Люди создаются историей, а история - людьми и здесь возникает противоречие, разрешение которого и есть задача психологии.

Изучая «человеческую природу», ученый подчеркивал, что она не может быть строго фиксированной, но бесконечно пластичной тоже не является. На формирование личности влияет не только историческая эволюция, но и психологические законы, и наследственные механизмы. Для объяснения связи между ними он дает определение понятия «адаптация»: как приспособление к изменяющимся условиям она может быть статической и динамической. Статическая адаптация проявляется в неизменности характера, но с добавлением новых привычек при смене привычной среды. Например, переезд в другую страну не изменит человека в корне, но скорректирует его поведение в соответствии с требованиями менталитета нации данного государства. Динамическую адаптацию он считает вынужденной, она формируется при столкновении с неизбежной, даже опасной ситуацией, происходящей регулярно. Например, подчинение ребенка суровому отцу. Враждебность, ненависть будут подавляться детским страхом. Такое приспособление изменяет человека. Социальный характер, по его мнению, также является результатом динамической адаптации.

Актуально сегодня звучит рассуждение Э. Фромма о человеке и обществе. Уход человека от средневековых устоев в корне менял личности и цели. Человек - современник Фромма вряд ли бы

понял человека эпохи Средневековья и наоборот. Причиной этому были бы элементарные цели каждого из них и способы их достижения. По мнению Эриха Фромма, переход западного общества к капиталистическому строю изменил всю человеческую природу, стал переломным моментом в духовном развитии. Экономическое благополучие становится центром в ценностной ориентации общества. Рост производительных сил делает реальностью прекращение непрерывной борьбы за удовлетворение все возрастающих материальных нужд. Труд ради накопления положительно влиял на развитие человечества, но только в экономической сфере. На самом деле человек стал лишь деталью огромной машины, созданной им самим, и работал уже ради внеличностных целей. Общество начинает стремиться к свободе и в некотором роде получает ее. Но что такое «свобода»? Действительно люди добились ее или в очередной раз стали зависимыми от собственных убеждений? Эти вопросы Эрих Фромм анализирует в своей работе «Бегство от свободы» и приходит к выводу: приобретая собственность, человек теряет свободу [8].

В работе «Бегство от свободы» автор пишет, что капитализм избавил человека от традиционных уз, внес огромный вклад в развитие позитивной свободы. Личность теперь можно было характеризовать как активную, критическую и ответственную. Общество стремительно развивает промышленную, а, следовательно, и экономическую сферы. Однако у капитализма есть и другая - отрицательная - сторона. Ощущение отчужденности, одиночества и изолированности стало расти в геометрической прогрессии. Психолог подчеркивал, что концепция капитализма предполагает, что человек делает все для себя, для своих целей, в ней провозглашается индивидуалистический характер, который неизбежно ведет к одиночеству. Экономический индивидуализм почти не отличается от психологического, в обоих случаях человек сталкивается с огромной, подавляющей силой. Мир, который построил человек, больше не являлся продуктом - он стал хозяином. Кризисы, войны, безработица и другие экономические явления управляют человеком. Сохраняя иллюзию могущества и самостоятельности, люди стали частью большой экономической машины. Отношения между ними также изменились. Вопреки сформулированному Иммануилом Кантом еще в 18 веке категорическому императиву [2], человек больше не относится к другому как к цели, а только как к средству. Межличностные отношения утратили человеческий смысл, они носят характер манипуляций, отчуждения и безразличия. Уверенность в себе становится лишь отражением того, что думают о человеке другие. Личность становится ослабленной и даже пустой. Эта пустота (экзистенциальный вакуум) заполняется разными способами: накоплением капитала, приобретение различной собственности, наличием власти и престижа и другими. Положительное влияние этих «поддерживающих» факторов было лишь поверхностным и сохранялось до тех пор, пока существовали данные факторы. Мир наполнился абстракциями, неопределенностями и манипуляциями. На первый план во всем выводилась выгода, даже в любовных отношениях. Таким образом, было показано, что свобода скорее стала бременем и люди старались «бежать» от нее.

На основе глубокого анализа человеческой природы и общества Эрих Фромм создал гуманистическую этику, где единственным критерием было благополучие человека. Общество, считал он, которое не препятствует реализации потребностей человеческой природы, является здоровым. Именно потребности становятся главными мотивационными силами, определяющими развитие истории, а также критериями оценки нормы и патологии человека и общества. Работа «Человек для самого себя» непосредственно посвящена вопросам этики. Гуманистическая этика Фромма представляет собой прикладную науку об искусстве жить. Как всякое искусство, считал Фромм, жизнь подчинена системе норм, которые человек сам должен устанавливать для своего поведения. В гуманистической этике добро - это раскрытие человеческих сущностных сил, а добродетель выражает ответственность по отношению к собственному существованию. Злом же является всё, что препятствует развитию человеческих способностей [11] Такими были основные психоаналитические идеи Э. Фромма, которые кардинально отличались от идей Фрейда.

В середине XX века происходит смена парадигмы научного мышления. Хоть классический психоанализ З. Фрейда и остается фундаментальным - появляется современный психоанализ с совершенно иными концепциями. Термин «современный психоанализ» впервые употребил американский психоаналитик и психиатр Хайман Спотниц. Он писал: «...я надеюсь, что «современный психоана-

лиз» лучше всего показывает, что теория лечения, представленная в этой книге (Современный психоанализ шизофренического пациента), по своей сути является фрейдовской теорией и фрейдовским методом терапии, переформулированной на основе последующих психоаналитических исследований» [4]. Х. Спотниц изучал нарциссические неврозы, включая шизофрению. Он критиковал идею Фрейда о том, что пациенты с такими расстройствами не могут вылечиться и что им нужно научиться справляться с этими симптомами, привыкнуть к ним. Причину шизофрении австрийский психоаналитик определял, как регрессию к стадии нарциссизма. Спотниц не соглашался с этой идеей и говорил о том, что причиной является неудачная защита от деструктивного поведения и что такие пациенты могут излечиться, если будет изучена межличностная ситуация. Именно на основе анализа взаимоотношений людей американский психоаналитик формулировал свою концепцию.

Характерно, что в этот период одной из самых современных считается модель интерсубъективного подхода. Здесь в фокусе исследования находится взаимодействие наблюдателя и объекта наблюдения. Единственной реальностью, доступной для психоаналитического исследования в данном подходе, признается субъективная реальность пациента, субъективная реальность аналитика и психологическое поле, создаваемое в результате их взаимодействия. Как и в концепциях Спотница в интерсубъективном подходе происходит полное переосмысление идей Фрейда, а также их критика. Из двух этих точек зрения видно, что современные психоаналитики в своих исследованиях используют клинический способ объяснения заболеваний. Они отталкиваются от анализа человеческих, объектных взаимоотношений и здесь можно найти огромное сходство между современным психоанализом и гуманистическим психоанализом Э.Фромма.

Рождаясь, мы становимся частью общества, и, желаем ли мы того или нет, оно влияет на формирование нашей личности, иногда в корне изменяя её. Наше время ставит перед нами экзистенциальные вопросы, решение которых кроется в изучении этой огромной социальной структуры. Интенсивное экономическое развитие, научно-технический прогресс, геополитические и социокультурные трансформации кардинально изменили, мир со времени жизни Эриха Фромма, однако именно его идеи актуализируются в современной реальности. Мы все еще части огромной машины, созданной нами самими, как и писал психолог. Превращение людей в средство вместо цели дегуманизировало межличностные отношения и привело к «расчеловечиванию человека». Психологи и психоаналитики активно изучают причины возникновения этих феноменов, увеличивая количество психологический теорий, концепций и парадигм, не находя источника проблем и путей их решения. Поверхностное наблюдение за ситуацией глобального кризиса не дает адекватной научной картины современности, порождает все новые вопросы, требующие ответа.

Иметь или быть? Таков центральный вопрос современного человека, о чем писал Фромм, отмечая, что большая часть людей живет по способу «иметь», а чем больше человек имеет, тем более он теряет свободу, попадая в зависимость от своей собственности. Однако суть человеческого существования заключается отнюдь не в этом. Мы можем «иметь и быть», или только «иметь», или только «быть», но при этом жить в деградирующем обществе с прогрессирующими техническими и экономическими сферами [9].

В своей работе «Искусство любить», Фромм утверждает, что только любовь имеет продуктивный, плодотворный характер деятельности: «...любовь единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования; любое общество, которое так или иначе мешает развитию любви, должно рано или поздно погибнуть...» [10]. В прогрессирующем социуме технического прогресса исчезает духовность, важность чувств и эмоций. Любовные отношения становятся все более похожими на рыночные, об этом писал Фромм еще в середине XX века. Реальная личная мысль подменяется общественной и воспринимается как жизненно важная. Разрешением таких проблем и занимается антрополого-гуманистический психоанализ, созданный Эрихом Фроммом. Обращение к его идеям и их переосмысление в контексте вызовов современности поможет психоаналитикам спасти человечество от духовно-нравственной и эмоциональной деградации.

В работе «Человек для самого себя» Эрих Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его творческого потенциала. Анализ произведений классика позволяет выделить главные экзистенциальные идеи: развитие нравствен-

ных качеств человека, самопознание и саморазвитие как смысл и жизненная цель. Можно утверждать, что свобода в экзистенциалистской философии Фромма выступает как два непременных условия:

- возможность выбора человеком своей цели (свобода воли);

- возможность достичь человеком поставленной цели (свобода действия).

Ключевая проблема экзистенциально-гуманистической антропологии Эриха Фромма - это вопрос о модусах человеческого существования. Дихотомия «иметь или быть», вскрывающая экзистенциальное противоречие, является побудительным мотивом самореализации человека и приобретает сегодня особую значимость и актуальность [9]. В своем экзистенциальном поиске ученый направлен на осмысление важнейших человеческих проблем: любовь, смысл жизни, свобода, власть, смерть, которые отражают естественное стремление людей обрести самих себя, реализовать свои актуальные потребности и личностные потенциалы. Экзистенциально-гуманистическая антропология Э. Фромма включает в себя психоаналитические, экзистенциальные, собственно антропологические и гуманистические идеи. Доминанта философской рефлексии ученого - целенаправленное постижение сложности, загадочности, противоречивости и тайны Человека. Подлинной ценностью человека мыслитель считает способность к любви, детерминирующую, опосредующую и предопределяющую переход от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию и гуманистическому мировоззрению.

Как видно из представленного в статье анализа, творчество немецко-американского социолога, философа, социального психолога, психоаналитика Эриха Фромма уже в конце ХХ столетия послужило темой исследований в многочисленных диссертационных работах, монографиях, научных статьях российских ученых. Серьезным этапом в актуализации наследия Э. Фромма явилось издание его трудов и публикации П.С. Гуревича, В.И. Добренькова, А.А. Гусейнова, И.М. Ильинского, B.C. Сте-пина и др. Причины популярности творческого наследия Фромма кроются, на наш взгляд, не только в его оригинальных идеях, но и в кризисной ситуации, которая сложилась в мире в последние годы XXI века.

Таким образом, представленный в статье теоретический анализ показывает, что экзистенциально-гуманистическая антропология Эриха Фромма остается актуальной особенно в наше время ци-вилизационных трансформаций, в век неопределенности, нестабильности, сложности и неоднозначности, так как основной темой его исследований было раскрытие гуманистической, духовной сущности человека как реализации продуктивного, жизнетворческого начала, ибо «в жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно» [3].

Современная экзистенциально-антропологическая ситуация в научном познании складывается вокруг категорий человеческого бытия и форм самоопределения человека в постоянно изменяющемся, неопределенном и непредсказуемом мире. Экзистенциальная антропология ориентирована на изучение проблемного поля самоопределения человека в сложном и неоднозначном, ценностно-смысловом пространстве современной культуры и цивилизации. Антрополого-экзистенциальные ценностные установки содержат эвристический потенциал для философской рефлексии глобальных вопросов бытия. Синергия экзистенциальной антропологии, психоанализа и социальной философии создает новое понимание ключевых проблем внутреннего мира человека: его переживаний, выборов, модусов существования, субъектности, смысла жизни, предназначения и др. Как подчеркивают в своей книге «Гуманистическая антропология Эриха Фромма». В.И. Добреньков и П.В. Агапов, «Обращение к антропологической проблематике, к анализу сущностных характеристик человека особенно актуально в кризисные, переломные моменты жизни человечества. Природа человека остается той решающей силой, которая позволяет человеку выжить, обеспечивает самосохранение и развитие общества в XXI веке» [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Добреньков, В.И., Агапов, П.В. Гуманистическая антропология Эриха Фромма /В.И.Добреньков. - М., 2015. - 208 с.

2. Кант, И. Категорический императив и всеобщая мировая ирония/ И. Кант. - Литагент Алгоритм, Москва, 2020. -272 с.

3. Скуднова, Т.Д. Экзистенциально-гуманистическая антропология Эриха Фромма // Э. Фромм и психоанализ. -Ин-т философии РАН, М., 2022.

4. Спотниц, Х. Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники/ Х. Спотниц - Восточно-Европейский институт Психоанализа, 2004. - 296 с.

5. Старовойтов, В.В. Психоанализ и общество: психоаналитическое учение Эриха Фромма о поведении// История философии - 2009. - С. 143-156.

6. Старовойтов, В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления// История философии - 2001. - С. 2937.

7. Старовойтов, В.В. Современный психоанализ: грани развития /В.В. Старовойтов - Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2008. - 127 с.

8. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм - Швеция, Философский архив, 2016. - 233 с.

9. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм, пер. с англ. Э. М. Телятниковой - АСТ; Москва; 2014. - 320с.

10. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм - Москва: Издательство АСТ, 2021. - 221, (3) с

11. Фромм, Э., Человек для самого себя /Э. Фромм - Москва Издательство АСТ 2021. - 320 с.

И.А.Стеценко, Л.Н. Брезгулевская

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность психолого-педагогических условий, а также вопросы выявления и разрешения профессиональных конфликтов в образовательной организации. Акцентируется внимание на особенностях форм педагогического управления, включающих в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов. Анализируется совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для результативного управления конфликтами в образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, профессиональный конфликт, управление конфликтами, выявление и разрешения конфликтов, прогнозирование конфликтов, предупреждение конфликтов.

I.A.Stetsenko, L.N. Brezgulevskaya

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IDENTIFICATION AND RESOLUTION OF PROFESSIONAL CONFLICTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract. This article examines and reveals the essence of psychological and pedagogical conditions, identification and resolution of professional conflicts in an educational organization. Attention is focused on the features of the forms of pedagogical management, including forecasting, prevention, stimulation, regulation, conflict resolution. The set of psychological and pedagogical conditions necessary for effective conflict management in an educational organization is analyzed.

Keywords, professional activity of a teacher, professional conflict, conflict management, conflict detection and resolution, conflict forecasting, conflict prevention.

Профессиональная деятельность педагога всегда связана с реализацией различных идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, различных творческих сообществ. Нередко возникают разногласия и противоречия сторон, часто перерастающие в конфликты в образовательной организации [4]. В педагогической среде сама специфика работы предполагает наличие различных интересов в среде учащихся, учителей, педагогов, администрации, родителей. Отсутствие практических навыков в области разрешения конфликтных ситуаций создает трудности в решении профессиональных задач педагога [6].

Поэтому проблема управления, выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации является одной из важнейших в педагогической сфере. Главными задачами педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предотвращение, опережение, возникновения неблагоприятных, негативных конфликтов, конструктивизация неизбежных конфликтных ситуаций [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.