Научная статья на тему 'Проблема смысла в экзистенциальной психологии Э. Фромма и В. Франкла'

Проблема смысла в экзистенциальной психологии Э. Фромма и В. Франкла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2935
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ / ЛОГОТЕРАПИЯ / ВОЛЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна, Соколовский Георгий Валерьевич

В статье рассматривается проблема смысла как мотивация развития человека на основе анализа становления экзистенциальной психологии и философско-психологических идей Э. Фромма и В. Франкла. Показано, как экзистенциальная психология помогает человеку в изменяющемся мире адаптироваться к новым реалиям и находить эффективные способы существования и жизненные смыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема смысла в экзистенциальной психологии Э. Фромма и В. Франкла»

- Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

- Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, - это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания.

Современные исследователи подчеркивают, что ценности - это атомарные составляющие наиболее глубинного слоя всей целостной структуры личности, в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания - обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» душе и сердце (аспект прошедшего). Ценность - нечто значимое, должное, нормативное, регулируемое, направляющее деятельность и отражающее эмоциональное отношение человека к миру, природе, социуму. Специфика ценностных начал во многом зависит от предмета социально-гуманитарного знания, в радиусе исследований которого находятся общество, культура, человек. Специфической особенностью социально-гуманитарного знания, ядром исследований является человек, обладающий свободой и способностью к преобразованию мира: природы, социума и самого себя, создающий материальные, духовные ценности и мир культуры. Ценностные ориентации в науке выявляются в пристрастиях, целях, интересах, мотивах, эмоциях, идеалах, присущих субъекту социальной деятельности

В заключении важно отметить, что социальная деятельность - это важный элемент современного общества, один из механизмов государства, цель которого заключается в достижении устойчивого динамичного развития социума. При этом благо отдельного человека выступает основой достижения блага общества. Качество и уровень социальной деятельности во многом отражают социальная рефлексия, самосознание нации, степень цивилизованности и демократичности государства. Теория и практика социальной деятельности непосредственно связана с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами, между личностью, обществом и государством. Она направлена на реализацию процесса социализации человека, на совершенствование общественных отношений, на проведение в жизнь идей гуманизма и справедливости. Основная цель социальной деятельности заключается в том, чтобы сохранять комфортное, безопасное, достойное, правовое существование человека как субъекта социума. Аксиологический подход к социальной деятельности, таким образом, выступает как фактор позитивной трансформации общественных отношений и социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. Опыт культурной феноменологии. / В. Виндельбанд. -Москва: Директ-Медиа, 2010. - 157 с.

2. Ганжа, А.О., Зотов, А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого. // Социологические исследования. - 2002, № 3.- 112120

3. История социологии: В 3 кн.: учебник / под ред. В.И. Добренькова. - Кн. 1: М.: ИНФРА-М, 2004. - 596 с.

4. Кант, И. Сочинения в 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. I. - 544 с.

5. Колесникова, Е.Ю., Скуднова, Т.Д. Практика трансформации российского образования в свете социологических теорий: дефицит «социальности» // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - N° 7. - С. 157-163.

6. Парсонс, Т. О структуре социального действия. / Т. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

7. Скуднова, Т.Д., Гасанов, А.М. Актуальность идей П. Сорокина в глобализирующемся мире. // Вестник ТГПИ. - 2012. - №2.

8. Сорокин, П. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования - 1990. - № 2. - 139-141

9. Степин В.С. Философская антропология и философии культуры. Избранное. / В.С. Степин - М.: Академический проект, 2015. -542 с.

10. Шелер, М. Положение человека в космосе. / Избранные произведения./ М. Шелер - М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

11. Юркевич, П.Д. Философские произведения. / П.Д. Юркевич - М.: Правда, 1990. - 670 с.

Т.Д. Скуднова, Г.В. Соколовский

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Э. ФРОММА И В. ФРАНКЛА

Аннотация. В статье рассматривается проблема смысла как мотивация развития человека на основе анализа становления экзистенциальной психологии и философско-психологических идей Э. Фромма и В. Франкла._Показано, как экзистенциальная психология помогает человеку в изменяющемся мире адаптироваться к новым реалиям и находить эффективные способы существования и жизненные смыслы.

Ключевые слова: смысл жизни, экзистенциальная философия и психология, логотерапия, воля, экзистенциальный вакуум, саморазвитие, самосовершенствование, самореализация.

T.D. Skudnova, G.V. Sokolovsky

PROBLEM MEANING IN EXISTENTIAL PSYCHOLOGY E. FROMM AND W. FRANKL

Abstract. The article deals with the problem of meaning as a motivation for human development on the basis of the analysis of the formation of existential psychology and philosophical and psychological ideas of E. Fromm

and V. Frankl. It is shown how existential psychology helps a person in a changing world to adapt to new realities and find effective ways of existence and life meanings.

Key words: the meaning of life, existential philosophy and psychology, logotherapy, mens, existential vacuum, self-development, self-improvement, self-realization.

«Рассмотрение проблемы смысла в науке и гуманитарном образовании требует погружения в фило-софско - психологический дискурс», как считают современные исследователи [6]. Проблема смысла жизни является предметом научных изысканий философов и психологов, среди которых Ж.П. Сартр, Э. Гусерль, В. Дильтей, М. Хайдеггер, З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и многие другие.

Экзистенциональная философия задумывалась о смысле жизни, бренности бытия, роли и месте человека в этом мире, а гуманистическая психология утверждала, что именно творчество, любовь, свобода, духовное развитие наполнит жизнь человека тем самым смыслом. Высказывание Ницше гласит: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стало своеобразным девизом экзистенциальной психологии [5].

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны появление этого направления было вызвано несогласием многих психологов причинного подхода к изучению человека, а с другой стороны небывало возросший интерес к экзистенциальной философии. Психология появилась именно из философии, поэтому и было решено применить идеи экзистенциальной философии в психологии. Идею поддержали К. Ясперс, М. Босс, В. Франкл и др.

Важно отметить, что идеи экзистенциализма не просто создали новое направление в психологии, но и активно начали проявляться в педагогике и социологии. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др.

Экзистенциональная психология сформировалось в Европе, и называлась на тот период времени - экзистенциально - аналитическим подходом, но после второй мировой войны её активно стали применять и придерживаться психологи США. В том виде она представлялась как хорошо осознаваемая и реализуемая позиция, где чётко можно было выделить пути решения и действия нужные для этого. Представителями в то время были Р. Мэй и Д. Бюджентал и другие. Принцип экзистенциальной психологии - это осознание уникальности жизни каждого человека в каждое отдельное мгновение времени и в пространстве.

Экзистенция («существование») происходит от латинского existere - «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование - это динамический процесс. Для представителей экзистенциализма именно процессу уделяется больше внимания, чем объекту. Они выдвинули идею о том, что существование - это постоянно изменяющийся процесс, и рассматривать его без учёта времени и пространства просто невозможно.

Впервые идея существования как динамического процесса была выдвинута датским философом С. Кьеркегором [4]. Развил его идеи Э. Гуссерль в рамках своей феноменологии. А настоящими предпосылками для бурного развития идей экзистенциализма и экзистенциальной психологии в частности стали труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдеггера. И это лишь малая часть философов, которые поддержали эти идеи.

Направление стало так бурно развиваться сразу в нескольких странах, что проследить и изложить полный анализ этапов становления и развития экзистенциализма на данный момент ещё не удалось. Это связано с тем, что несмотря на то, что трудов по экзистенциальной философии и психологии огромное множество, среди которых есть и много незначительных работ и много фундаментальных, выделить общую идею, единое связующее звено, которое бы просматривалась во всех работах. Но нужно отметить, что общее у всех авторов всё-таки было, а именно вера в реальность свободы личности.

Экзистенциальная психология - наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, и, следовательно, к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.

Проблемы, которые авторы - экзистенциалисты поднимали практически во всех своих работах, это проблемы жизни и смерти, смысла жизни, свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, и многие другие. По мнению приверженцев экзистенциализма именно эти проблемы являются движущей силой развития человека как личности.

Экзистенциальная психология формировалась на основе идей и принципов гуманистической психологии, а также на общечеловеческих идеях А. Камю, Ж. Сартра и Ф. Ницше и других.

Особое влияние на развитие экзистенциальной психологии оказал тезис Г. Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет [1]. Мы можем сделать два очень важных для себя психологических вывода: с одной стороны, человеком управляют обстоятельства и влечения, а с другой, он может им не позволить этого сделать.

Одним из первых экзистенциалистов стал А. Шопенгауэр. Он изучал такое основополагающее для экзистенциализма понятие как волю. Он утверждал, что жизнь человека наполниться смыслом, если у него есть воля. Если у него есть воля, он будет стремиться сделать свою жизнь лучше, тем самым удовлетворяя свои экзистенциальные потребности. Шопенгауэр так же связывает понятие воли и проблему выбора, так как одно непосредственно влияет на другое, что влечёт изменения в жизни человека, наполняя её смыслом.

Основная идея экзистенциальной философии просматривается в словах И. Гёте:

«Принимая человека, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы помогаем ему стать таким, каким он может быть» [2].

Экзистенциальная психология даёт человеку выбор, заниматься самосовершенствованием и саморазвитием, а не оставляет его в настоящем времени. Для экзистенциалистов все свойства личности являются процессами, которые можно изменить усилием воли и действиями, а не как «состояния» или «черты».

Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание своего способа существования. Многие философы считают, что чувство настоящей экзистенции - чувство подлинного существования, возникает только в экстремальных ситуациях. По - другому это чувство называется аутентичностью. Понятие аутентичности является на ряду понятий жизни и смерти является ключевым в экзистенциальной психологии. Экзистенциалисты определяют его, как возможность «быть собой». Аутентичность ощущается нами во время горя, радости, и других ярких и сильно выраженных, неподдельных эмоций и чувств. Именно это и есть проявление нашей сущности.

Экзистенциальная психология - это наука 21 века, когда становится очевидна невозможность построения стратегии нашей жизни по моделям прошлого, считает профессор СПбГУ Н. Гришина - автор первого в нашей стране учебника по экзистенциальной психологии... По её мнению страх личностной некомпетентности - это один из самых главных страхов современного человека. Ведь в современном мире все сейчас стараются соответствовать каким-то стандартам, навешивать на себя ярлыки и так далее. Это страх несозвучия, несовпадения с жизнью, с быстроменяющимся миром. Адаптироваться к новым реалиям и находить эффективные способы существования - это задача, которая всегда стояла перед людьми.

Если раньше психология занималась поиском и изучением качеств человека, то сейчас вектор сменился на взаимодействие человека с социумом, на систему отношений человека и мира.

Лучше всего проблему, стоящую перед современной экзистенциальной психологией, выражает цитата: «В прошлом человек в основном решал проблему выживания, это было основной мотивацией. Сегодня проблема выживания отходит на второй план, и главной движущей силой становится мотивация развития, возникают те самые смысловые вопросы. Каждый отвечает на них в одиночестве, но экзистенциальная психология помогает нам всем» [3].

Наиболее яркими представителями экзистенциальной психологии 20 века являются Эрих Фромм и Виктор Франкл.

Эрих Фромм (1900 -1980) - немецкий философ и психолог, приверженец неофрейдизма. Один из немногих учёных, подвергших сомнению учение Зигмунда Фрейда. Фромм считал, что Фрейд не всегда прав: создавая свою психоаналитическую теорию, он не учитывал этическую сторону развития личности.

В своей книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается европейский человек, когда стремление к индивидуальности приводит к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия [8]. Он провёл анализ периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развернутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» Эрих Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его творческого потенциала.

Анализ произведений Эриха Фромма позволяет выделить главные экзистенциальные идеи: развитие нравственных качеств человека, самопознание и саморазвитие как смысл и жизненная цель.

Не менее важным представителем экзистенциальной психологии является Виктор Франкл (1905-1997

г.).

В процессе своего развития и становления как психолога он шёл через несколько психологических школ, среди которых были психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера и другие. После этого он загорается идеей создать свою теорию, так как с течением времени он стал всё больше в них разочаровываться, находя несоответствия или недочеты той или иной теории. Таким образом, плодом его тридцатилетней работы становится логотерапия.

Термин «логотерапия» В. Франклом был предложен еще в 20-е гг., впоследствии он использовал понятие «экзистенциальный анализ». Необходимо подчеркнуть, что сам термин «логос» для Франкла - не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, то есть это и есть сам смысл.

Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и положениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного заболевания или в концентрационном лагере, — так он получает возможность познать смысл и ценность своего существования. Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несомненно, обогатили его как психолога: «Когда человек перестает видеть конец какого-то временного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержание и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духовную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии уберечь человека от падения под влиянием отрицательных сил социальной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя»

[7]. По мнению В. Франкла, «латинское слово "fmis" означает как "конец", так и "цель"» и именно смысл, свобода, ответственность, являются критериями психического здоровья.

Франкл вводит термин «экзистенциальный вакуум», обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. Экзистенциальный вакуум является следствием невроза, депрессии, наркомании, агрессии. Самое главное, что помогает жить, - это смысл жизни. Когда он осознает это, он становится более ответственным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обладает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.

В работе « Человек в поисках смысла» В. Франкл утверждает, что мы не должны задавать вопрос, в чем смысл жизни, наоборот, жизнь задает нам этот вопрос, а мы должны ответить на него не словами, а действиями [7]. Такой «экзистенциальный поворот» выводит нас на экзистенциальный смысл, которого еще пока нет, он ждет, пока будет найден и реализован.

В отличие от А. Маслоу, В. Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла. Поэтому рекомендованную Маслоу и Роджерсом установку на самовыражение личностью своих мотиваций, аутентичных ее внутренней природе, Франкл считал недостаточной для человека, чтобы он понял, зачем жить. Быть человеком значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов. Это не самоактуализация, а самотрансценденция (выход за пределы самого себя), благодаря чему жизнь приобретает смысл в любви, отношениях, глубинных переживаниях, сопереживании, в реальных жизненных поступках.

Франкл разработал специальную технику психотерапии, ориентированную на избавлении личности от негативных состояний ( стрессов, гнева, тревоги, вины, комплексов неполноценности, экзистенциальной фрустрации и т.д.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и кажущейся непреодолимой преградой. Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние «экзистенциального вакуума» в виде чувства апатии, опустошенности, бессмысленности существования.

Анализ творчества В. Франкла позволяет говорить, что он строил свою логотерапию на основе сущности человека и человеческого бытия. Он подчеркивал, что « человеческое в человеке на протяжении длительного времени было совершенно исключено из поля зрения...., что человека невозможно понять из двух составляющих - наследственности и окружающей среды» [7]. Развивающийся человек - это, прежде всего свободный человек, видящий смысл своего существования.

«Логотерапия» стала самым главным произведением в творческом наследии и в деятельности В. Франкла, которой он уделял больше всего времени и развивал до конца жизни.

В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, нечеловеческих условиях, тем самым создавая стимул к продолжению жизни.

Франкл считал, что смысл жизни и его поиски являются движущим фактором собственно жизни человека. Франкл представлял человека как целостность, как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная (экзистенциальная) составляющая, являющаяся совокупностью определенных психических процессов, чувств и переживаний, в корне отличающих людей от животных. Все эти три измерения и составляют целостного человека, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Философ, психолог и психотерапевт он считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность - залог гармоничного развития личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и развитие продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, неврозам, различным расстройствам и «экзистенциальному вакууму», выход из которого многие видят в суициде.

Во время логотерапии клиент вместе с психологом анализирует всю свою жизнь, вспоминая все события своей жизни как хорошие, так и плохие. При этом пробираясь через память человек пытается найти в каждом даже плохом моменте что-то хорошее и постепенно осознаёт свой смысл жизни.

Основой метода являются культурные ценности, смысл жизни и их дальнейшее влияние на судьбу человека и выбор его собственного пути развития. Таким образом, методика этого замечательного мастера своего дела помогла миллионам человек избавиться от плохих мыслей от переживаний, от страхов и суицида.

Человек часто задумывается о том, зачем я живу в этом мире, в чём смысл моей жизни, как мне жить дальше , кто я в этом огромном мире? Именно ответы на эти вопросы и даёт вам в полной мере экзистенциальная психология.

Проведенный анализ философско-психологических взглядов Э. Фромма и В. Франкла дает нам основание для следующих выводов.

1. Поиск смысла жизни, реализация планов по претворению идей в жизнь и стремление к развитию - основной двигатель поведения и развития личности, являющийся врождённым.

2. Смысл жизни не изобретается и не выбирается, а находится человеком путём самореализации, саморазвития и деятельности

3. Смысл жизни настолько же уникален, сколько и внешность человека. Для полного осмысления своей жизни человек должен ориентироваться на несколько групп ценностей:

• Ценности творчества - реализация себя через творческую деятельность

• Ценности переживания - важность переживания спектр эмоций, получаемых от внешнего мира.

• Ценности отношения - важность понимания важности взаимодействия с другими людьми.

4. Обретая смысл, человек должен стремиться его осуществлять, чтобы добиться самоактуализации личности

5. Человек может найти и реализовать смысл жизни, может и должен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это возможно благодаря фундаментальным человеческим качествам.

• Способность к самотрансцендентности - возможности мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне.

• Способность к самоотстранению - возможности в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья личности является определенный уровень напряжения, возникающий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человек должен осуществить.

• Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзистенциального вакуума», которое выступает причиной самых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» - существует конкретный смысл жизни данной личности в данный момент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гегель, Г. Наука логики. Объективная логика. Учение о бытие // Москва - 1998. - С. 254.

2.Гете, В. Фауст. // С- Петербург - 1986. - С. 107

3.Гришина, Н.В. Экзистенциальная психология. // СПБГУ - 2015. - С. 239

4.Кьеркегор, С. Стадии жизненного пути. // ЭКСМО - 2013. - С.97

5.Ницше, Ф. Воля к власти // МОСКВА - 2005 . - С. 93

6. Скуднова, Т.Д. Серикова, И.Б. Проблема смысла в науке и психолого-педагогическом образовании. Государственное и муниципаль-

ное управление. Ученые записки. Научный и общественно-теоретический журнал., №2, 2017, с.186-190

7.Франкл, В. Воля к смыслу. // ЭКСМО - 2000. - С 340

8.Фромм, Э. Бегство от свободы. // АСТ Москва - 2011. - С. 302

Т.Н. Тювикова

ИСТОКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КОРЕЙСКОЙ МУЗЫКИ

Аннотация: В данной статье рассматривается общая история развития корейской традиционной музыки. Указаны основные понятия и выдающиеся деятели музыкального искусства. Традиционные корейские музыкальные инструменты указаны с общим внешним описанием.

Ключевые слова: музыкальная культура, корейская традиционная музыка, история Кореи, теория музыки, музыкальные инструменты

T.N. Tyuvikova

ORIGINS AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF TRADITIONAL KOREAN MUSIC

Abstract. This article discusses the General history of Korean traditional music. The basic concepts and outstanding figures of musical art are specified. Traditional Korean musical instruments are listed with a General external description..

Key words: music culture, Korean traditional music, Korean history, music theory, musical instruments.

В сегодняшнем мире остро стоит вопрос международной интеграции, а в педагогики одним из ведущих направлений является мультикультурное образование. По-настоящему образован тот, кто знает традиции своего народа и обладает общими представлениями о других культурах. В связи с этим, людям следует подробнее изучать культурное наследие других народов.

Корейская цивилизация существует уже не одну тысячу лет. Легенды гласят, что основателем первого государства на территории Корейского полуострова является легендарный Тангун - сын небожителя Хвану-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.