Научная статья на тему 'Экзистенциальные основания культуры в философии существования: коммуникационный аспект'

Экзистенциальные основания культуры в философии существования: коммуникационный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
993
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КУЛЬТУРА / EXISTENTIALISM / EXISTENCE / INTER-SUBJECTIVITY / COMMUNICATION / EXISTENTIAL COMMUNICATION / COMMUNICATION SYSTEM / EXISTENTIAL COMMUNICATION SYSTEM / CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Байдачная Елена Васильевна, Полещук Артур Романович

Теоретическое решение проблемы культурного кризиса, по мнению авторов, предполагает осмысление экзистенциальных оснований культуры и, следовательно, обращение к источникам философии существования. В статье сделан вывод, что в экзистенциализме К. Ясперса и М. Бубера культура согласно типу коммуникации (экзистенциальная/объективная) может быть разделена на «подлинную» (собственно культуру) и «неподлинную» (цивилизацию). Культура формируется посредством экзистенциальной коммуникации. Интерсубъективные отношения экзистенциальных субъектов образуют своего рода экзистенциальную коммуникационную систему, которая лежит в основе мира культуры и обладает свойствами открытости и неравновесности, что является залогом ее существования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential basis of culture in the philosophy of existence: communicative aspect

According to the authors, theoretical solution of the cultural crisis problem supposes comprehension of the existential basis of the culture, and consequently, appeal to the sources of the philosophy of existence. It is concluded that in the existentialism of K. Jaspers and M. Buber the culture according to the type of communication (existential / objective) may be divided into "authentic" (culture as it is) and "unauthentic" (civilization). The culture is developing by means of existential communication. Intersubjective relations of existential subjects generate so called existential communicative system, which lies in the basis of the culture world, and has the properties of openness and non-equilibrium, which is a guarantee of its existence and development.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные основания культуры в философии существования: коммуникационный аспект»

УДК 141.32:130.2

Байдачная Елена Васильевна

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры философии,

культурологии и педагогики

Казанского государственного института культуры

Полещук Артур Романович

соискатель кафедры философии,

культурологии и педагогики

Казанского государственного института культуры

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Baydachnaya Elena Vasilyevna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy, Cultural Studies and Education Science Department, Kazan State Institute of Culture

Poleshchuk Artur Romanovich

PhD applicant, Philosophy, Cultural Studies and Education Science Department, Kazan State Institute of Culture

EXISTENTIAL BASIS OF CULTURE IN THE PHILOSOPHY OF

EXISTENCE: COMMUNICATIVE ASPECT

Аннотация:

Теоретическое решение проблемы культурного кризиса, по мнению авторов, предполагает осмысление экзистенциальных оснований культуры и, следовательно, обращение к источникам философии существования. В статье сделан вывод, что в экзистенциализме К. Ясперса и М. Бубера культура согласно типу коммуникации (экзистенциальная/объективная) может быть разделена на «подлинную» (собственно культуру) и «неподлинную» (цивилизацию). Культура формируется посредством экзистенциальной коммуникации. Интерсубъективные отношения экзистенциальных субъектов образуют своего рода экзистенциальную коммуникационную систему, которая лежит в основе мира культуры и обладает свойствами открытости и неравновесности, что является залогом ее существования и развития.

Ключевые слова:

экзистенциализм, экзистенция, интерсубъективность, коммуникация, экзистенциальная коммуникация, коммуникационная система, экзистенциальная коммуникационная система, культура.

Summary:

According to the authors, theoretical solution of the cultural crisis problem supposes comprehension of the existential basis of the culture, and consequently, appeal to the sources of the philosophy of existence. It is concluded that in the existentialism of K. Jaspers and M. Buber the culture according to the type of communication (existential / objective) may be divided into "authentic" (culture as it is) and "unauthentic" (civilization). The culture is developing by means of existential communication. Intersubjective relations of existential subjects generate so called existential communicative system, which lies in the basis of the culture world, and has the properties of openness and non-equilibrium, which is a guarantee of its existence and development.

Keywords:

existentialism, existence, inter-subjectivity, communication, existential communication, communication system, existential communication system, culture.

Кризис современной культуры является одной из актуальных тем философии и культурологии, а также средств массовой информации. Субъектом культуры, ее творцом, продуктом и транслятором выступает человек. Человек вне культуры и иным способом как «культура» существовать не может [1, с. 51]. Современное бытие человека в культуре характеризуется экзистенциальным кризисом, то есть утратой смысложизненных ориентиров и одновременно стремлением к поиску новых смыслов своего существования. Парадоксально, но условием для обретения новых смыслов является сама современная культура, способствовавшая формированию экзистенциального сознания человека [2, с. 48-49]. Поэтому теоретическое решение проблемы кризиса культуры включает рассмотрение проблем «человек и культура», «человек и смысл жизни» и предполагает осмысление экзистенциальных оснований культуры.

Человеческое существование в мире - центральная тема экзистенциальной философии, поэтому анализ экзистенциальных оснований культуры предполагает обращение к концепции культуры экзистенциализма. Несмотря на то что бытие человека, а не культуры является объектом философской рефлексии экзистенциализма, осмысление существования человека так или иначе соотносится с бытием культуры, критикой современной культуры, что позволяет проанализировать и обобщить экзистенциалистские представления о культуре.

В экзистенциализме бытие человека понимается как бытие-мышление, «переживающее переживание», и разделяется на «подлинное» и «неподлинное». Подлинное бытие человека раскрывается в так называемых пограничных ситуациях, характеризуемых специфическим опытом

переживания и осмысления «онтологического ужаса» (М. Хайдеггер), а также «тошноты» и «скуки» (Ж.-П. Сартр). Неподлинное бытие совпадает с «повседневностью», а по сути с социокультурным бытием человека, и проявляется в переживании состояний «брошенности» (М. Хайдеггер) или «отчуждения» (Э. Фромм).

Проблема неподлинного бытия человека развивается в экзистенциальной психологии Э. Фромма и В. Франкла. Отчуждение Фромм образно определяет как «бегство» от свободы [3, с. 131], Франкл заостряет внимание на феномене «экзистенциального вакуума» в обществе и культуре, то есть на утрате смысла человеческого существования [4, с. 25-26].

Подлинное существование обретается в бытии единичного субъекта. Согласимся с М. Ма-мардашвили, что «экзистенциализм предписывает человеку разрыв существующих развитых общественных связей и создание действительно человеческого содержания жизни лишь в стороне от них, где-то рядом...» [5]. Тем не менее само существование (экзистенция) для своей самореализации требует бытия другого. Как замечал К. Ясперс, «я существую лишь в коммуникации с другими» [6, с. 68]. Значимость «совместного» (социального) бытия не отрицалась и другими философами-экзистенциалистами.

В отличие от философии Хайдеггера и Сартра, совместное бытие в экзистенциализме Ясперса, Бубера может быть разделено на «подлинное» и «неподлинное». Так, К. Ясперс выделяет «сообщество самобытных людей» и «массу», М. Бубер - «общество» и «общность». Подлинный способ совместного существования достигается посредством так называемой экзистенциальной коммуникации (в противовес объективной коммуникации), которая достигается в переживании интерсубъективного опыта (М. Бубер, К. Ясперс).

Согласно Ясперсу, экзистенциальная коммуникация является подлинной формой человеческого общения, в которой возможно раскрытие творческих способностей отдельной личности [7, с. 170]. Ясперс пишет: «Целое являет собой напряжение несоединимого. Оно для нас - не предмет, а в непреодолимом горизонте пребывание людей как самосущих экзистенций, их творений как зримых образов, возвеличивание сверхчувственного в чувственном - и все это в погружении в бездну небытия» [8, с. 352].

В основе мира культуры (из которого исключаются наука и техника), согласно Буберу, лежит дорефлексивное отношение Ты, процесс непрерывного соотнесения индивидуального существования с бытием в сфере коэкзистенции. Ты-отношение становится условием индивидуального творчества и существования мира культуры в целом [9, с. 26-27, 35].

Таким образом, культура, понимаемая как широкий культуротворческий процесс, образуется в рамках интерсубъективных отношений. Связь человека и культуры раскрывается в Ты-отношении М. Бубера, «подлинной коммуникации» К. Ясперса. Такая связь имеет личностный, коэкзистенциальный характер.

Можно заключить, что в экзистенциализме культура согласно типу коммуникации (экзистенциальная/объективная) может быть разделена на «подлинную» и «неподлинную». «Подлинная культура» формируется в ходе общения экзистенциальных субъектов, то есть посредством «живой» экзистенциальной коммуникации. «Неподлинная культура» характеризуется способом существования «как все», отсутствием творческого потенциала, утратой смысла существования и соответствует негативно понимаемой «цивилизации».

Можно предположить, что интерсубъективные отношения экзистенциальных личностей образуют своего рода экзистенциальную коммуникационную систему, которая лежит в основе мира культуры. Культура как сложная экзистенциальная система обладает свойствами открытости и неравновесности, что является залогом ее существования и развития. Отметим, что культура в этом аспекте может быть соотнесена с общественным сознанием: «Под общественным сознанием может пониматься социокультурная система, базовой организующей подсистемой которой является коммуникационная система, структурно образуемая экзистенциалами, содержание которых составляет индивидуально переживаемый опыт совместного человеческого бытия-в-мире» [10, с. 42].

Добавим, что в настоящее время «феномен коммуникации выводится за пределы только языковых и текстовых практик и определяется как информационно-смысловое взаимодействие в сложных системах» [11, с. 7]. Коммуникационная система, лежащая в основе мира культуры, образуемого культуротворческим процессом, может являться примером такого взаимодействия.

Ссылки:

1. Байдачная Е.В. Экзистенция и экзистенциальность культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4-1. С. 51-56.

2. Чухлеб С.Н. До различения добра и зла (Культура и экзистенция) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1997. № 3. С. 44-64.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. 256 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 367 с.

5. Мамардашвили М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st021.shtml (дата обращения: 30.01.2016).

6. Цит. по: Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. 224 с.

7. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 28-99.

8. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Там же. С. 288-419.

9. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 175 с.

10. Полещук А.Р. Проблема общественного сознания в свете экзистенциального подхода // Дискуссия. 2015. № 2. С. 40-43.

11. Клягин С.В. Предстояние: о познании жизни в опознании коммуникации // Феномен коммуникации в познании и творчестве жизни. СПб., 2014. С. 5-18.

References:

1. Baydachnaya, EV 2013, 'Existence and existential culture', Herald of the Kazan State University of Culture and Arts, no. 41, p. 51-56.

2. Chukhleb, SN 1997, 'Prior to distinguish between good and evil (Culture and existential)', Bulletin of Moscow University. Series 7. Philosophy, no. 3, p. 44-64.

3. Fromm, E 1995, Escape from Freedom, Moscow, 256 p.

4. Frankl, V 1990, Man in search of meaning, Moscow, 367 p.

5. Mamardashvili, MK 2016, Category of social existence and the method of its analysis in the existentialism of Sartre, retrieved 30 January 2016, <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st021 .shtml>.

6. Cit. by: Bolnov, OF 1999, The philosophy of existentialism, St. Petersburg, 224 p.

7. Jaspers, K 1991, 'Origins of history and its purpose', The meaning and purpose of history, Moscow, p. 28-99.

8. Jaspers, K 1991, 'Spiritual situation of time', The meaning and purpose of history, Moscow, p. 288-419.

9. Buber, M 1995, 'I and Thou', Two images of faith, Moscow, 175 p.

10. Poleshchuk, AR 2015, 'The problem of social consciousness in the light of the existential approach', Discussion, no. 2, p. 40-43.

11. Klyagin, SV 2014, 'Anticipation: knowledge of life in the identification of communication', Phenomenon of communication in the knowledge and creativity of life, St. Petersburg, p. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.