Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ'

ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
самоактуализация / учителя / удовлетворенность / self-actualization / teachers / satisfaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева О.Н.

В статье рассматривается проблема самоактуализации учителей и представлены результаты эмпирического исследования выявленных особенностей самоактуализации учителей сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FEATURES TEACHERS' SELF-ACTUALIZATION RURAL SCHOOLS

The article deals with the problem of self-actualization of teachers and presents the results of an empirical study of the identified features of self-actualization of rural school teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ»

УДК 159.9

Киселева О.Н.

магистрант Института непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Аннотация: в статье рассматривается проблема самоактуализации учителей и представлены результаты эмпирического исследования выявленных особенностей самоактуализации учителей сельских школ.

Ключевые слова: самоактуализация, учителя, удовлетворенность.

В современном быстро меняющемся, развивающемся мире, проблема зрелой личности с сформированной личной и профессиональной идентичностью, включающую направленность на профессиональную самоактуализацию стоит остро как никогда.

В настоящем исследовании под самоактуализацией личности учителя мы понимаем деятельность, направленную на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, реализацию их в педагогической деятельности с учетом требований, которые она предъявляет специалисту.

В нашем исследовании мы изучили и выявили особенности самоактуализации учителей сельских школ. Мы предположили, что компоненты самоактуализации значительнее выражены у учителей городских школ, чем у педагогов, работающих в сельских школах, показатели удовлетворенностью своей работой ниже, чем учителей, работающих в городских школах. Объектом исследования стало самоактуализация личности

как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Теоретической основой исследования являлись: положение А. Маслоу о самоактуализации личности, как о стремлении человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [4, с. 265], положение А. Маслоу о том, что удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире, положения А. Н. Леонтьева об основных принципах: принципе личностного и деятельного подходов, принципе детерминизма (личной обусловленности), принципе деятельного опосредования [2, с. 143], положение Н. Г. Абульхановой - Славской о том, что удовлетворенность включается в структуру активности как выражение психологического результата (эффективности), как проявление механизма обратной связи между различными составляющими и этапами жизненной активности, как критерий оценки жизни самим человеком [3, с. 28].

Проблеме самоактуализации личности в разное время уделяли внимание как зарубежные (К. Роджерс, А. Маслоу), так и отечественные (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев и др.) психологи [1, с. 94]. Несмотря на разные подходы к трактовке данного понятия, мы можем сделать вывод, что самоактуализация представляет собой процесс, направленный на изменение человеком себя на протяжении всей жизни с целью раскрытия собственного потенциала и включение в активную деятельность всех его способностей и талантов.

Для достижения целей эмпирического исследования нами были применены методики опросник «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шострома (в адаптации Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз), опросник «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) (Джеймса Крамбо и Леонрда Махолика, в адаптации Д. А. Леонтьева), опросник «Опросник удовлетворенности работой» (П. Е. Спектр). Для выявления

особенностей самоактуализации учителей сельских школ нами применен статистический непараметрический Ц-критерий Манна-Уитни.

Испытумые в нашем исследовании были 50 учителей сельских и городских общеобразовательных школ.

Анализ результатов по опроснику «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шострома (в адаптации Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз), показал следующие результаты: у двадцати испытуемых сельских и городских школ по Шкале Ориентация во времени (Тс) был выявлен высокий балл (60 Т). Это свидетельствует о способности переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видеть свою жизнь целостной. Такой человек не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а живет в настоящем, воспринимая его в единстве с прошлым и будущим, менее обременен чувством вины, сожаления, обиды, идущими от прошлого. Его надежды разумно связаны с действующими в настоящее время целями. Его вера в будущее лишена ригидных или идеалистических целей. 6 испытуемых (12% опрошенных) набрали средние баллы (45 Т). Т.е. они не всегда могут переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видеть свою жизнь целостной. 10 испытуемых (20 % опрошенных) набрали низкий балл (30 Т), что означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Такая личность может ориентироваться только на будущее или на настоящее, то есть, ее цели не связаны с текущей деятельностью, а ее прошлый опыт мало влияет на поведение. Такой человек неправильно ориентируется во времени. Людям, живущим преимущественно будущим, обычно присущ страх за свою жизнь. Несамоактуализирующаяся личность не соотносит прошлое и будущее с настоящим. 2 испытуемых (2 % опрошенных) по Шкале «Ориентация во времени» набрали высокие баллы. Т.е. это означает направленность их личности на себя и направленность на других. Респонденты относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что,

однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию. Для самоактуализирующейся личности характерно определенное соотношение «ориентации на себя и на других».

Анализ по результатам теста «Смысложизненных ориентаций» (далее СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика адаптация Д. А. Леонтьева показал, первая шкала «Цели в жизни» характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. 9 человек из учителей сельских школ и 12 человек из городских школ имеют высокий балл, для них характерна не только целеустремленность, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. По второй шкале «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность Жизни» получили следующие результаты, 14 из учителей сельских школ и 16 испытуемых учителей городских школ имеют высокие баллы - это говорит о том, что испытуемые воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По третьей шкале «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» получили следующие результаты. Высокие баллы по этой шкале у 10 учителей сельских школ и у 12 учителей городских школ, отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы выявлены у 28 испытуемых, для них характерна неудовлетворенность прожитой частью жизни. Результаты четвертой шкалы «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» показал, что 11 учителей сельских школ и у 13 учителей городских школ, высокие баллы. Они соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. У 26 выявлены низкие баллы, это говорит о том, что испытуемые не верят в свои силы контролировать события собственной жизни. Результаты по пятой шкале «Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни» показали следующее, 18

испытуемых обеих групп поучили высокие баллы - для них характерно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы имеют 32 учителя сельских и городских школ - они убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Результаты уровня

«Осмысленность жизни» показал, что среди испытуемых групп учителей преобладают с высоким уровнем 24, со средним уровнем осмысленности жизни 17 с низким уровнем - 9.

По опроснику «Опросник удовлетворенности работой» (П. Е. Спектр): количество учителей городской школы, показавших средний уровень удовлетворенностью своей работой, составило 32%, что на 4% ниже, чем у учителей сельской школы. Там количество учителей со средним уровнем удовлетворенности работой составило 36%. Это максимальные показатели в обеих группах. Количество учителей, продемонстрировавших уровень удовлетворённости свой работой ниже среднего в обеих группах, оказался равным и составил 24%, так же, как и количество учителей с уровнем удовлетворённости выше среднего. В каждой группе их, оказалось, по 10%. У учителей сельской школы также было выявлено 8% учителей, чей уровень удовлетворенности собственной работой оказался низким. В обеих группах не было выявлено учителей с высоким уровнем удовлетворенности своей работой.

Результаты исследования удовлетворенности работой по девяти аспектам (шкалам) представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели удовлетворённости работой по шкалам (по методике «Опросник удовлетворенности работой П. Е. Спектр)

Группа испытуемых Шкалы, ср. балл

ЗП Пр Р ДЛ ЗВ Усл К ХР Инф ОУ

Учителя сельских школ 3,54 3,24 3,22 3,27 3,27 2,71 4,26 2,67 2,9 3,41

Учителя городских школ 3,05 2,74 3,26 2,68 2,62 2,27 3,19 2,08 2,1 3,01

Как можно заметить, ни один критерий удовлетворенности не приближен к максимальному значению и свидетельствует о средней удовлетворенности трудом. Наибольшую удовлетворенность, как показало исследование, городские педагоги испытывают от взаимоотношений с коллегами (4,03 из 6). Сельские педагоги в отличие от городских коллег набольшее удовлетворение испытывают от общения с руководством (3,22 из 6) и коллегами (3,19 из 6). Удовлетворенность совокупным доходом педагогов оказалась не столь высока. У городских учителей: блок заработной платы (3,34), зависимых вознаграждений (3,22) и дополнительных льгот (3,17) оказался приблизительно равным. У сельских учителей аналогичные показатели по данному блоку незначительно ниже и составляют: блок заработной платы (3,05), зависимых вознаграждений (2,68) и дополнительных льгот (2,62). Показатели в обеих группах соответствуют среднем и ниже среднего уровня удовлетворенности оплатой труда. Это можно объяснить, на наш взгляд тем, что многие учителя полагают, что их оплата труда значительно ниже усилий, которые они прилагают, а также не учитывает всех видов деятельности, которую им приходится выполнять.

Как показало исследование, наименьшую удовлетворенность как городские, так и сельские учителя испытывают от характера работы. У учителей сельских школ этот показатель составил 2,67 из 6, а у учителей городских школ - 2,28 из 6. Не удовлетворены учителя и условиями работы. У

учителей сельских школ этот показатель равен 2,71 из 6, у городских - 2,27 из 6. Это связано с бюрократизмом и формализмом, с которым сталкиваются педагоги. Респонденты обеих групп отмечают высокий уровень бумажной волокиты на работе. Процесс заполнения документации из-за изменения форм отчетности отнимает много времени от учебного процесса.

Анализ полученных результатов исследования удовлетворенности работой городских и сельских учителей позволил сделать следующие выводы. Подавляющее большинство респондентов как учителя городской школы (36%), так и учителя сельской школы (32%) группе оценивают свой уровень удовлетворенности работой как средний. У учителей сельской школы эти показатели незначительно ниже, чем у учителей городской школы.

Наибольшую удовлетворённость в процессе работы респонденты обеих групп имеют от взаимоотношений с коллегами и руководством. Наименьшую удовлетворённость учителя испытывают от характера и условий работы. Такая ситуация указывает на то, что у большинства педагогов сильная внутренняя мотивация к деятельности, обусловленная самой профессией, однако недостаточность материального признания важности их работы значительно снижает удовлетворенность трудом.

Для определения статистической значимости различий выраженности психологических показателей уровня самоактуализации и удовлетворенностью своей работой между учителями сельских и городских школ нами использовался метод Ц-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 2 и таблице 3.

Таблица 2. Результаты исследования уровня самоактуализации и ее компонентов между учителями сельских школ и учителями городских школ

Шкалы Учителя сельских школ Учителя городских школ

ср.балл

Поддержка (I) 8,43 8.03

Ориентация во времени (Tc) 45,14* 49,15

Ценностная ориентация (Sav) 11.12 12,68

Гибкость поведения (Ex) 11.56 4,59

Сензитивность к себе (Fr) 6.27 8,67

Спонтанность(S) 7.27 7,8*

Самоуважение (Sr) 7, 4* 10

Самопринятие (Sa) 12.13 10,63

Представления о природе человека (Nc) 5.67 5,73

Синергия (Sy) 4.28 4,13

Принятие агрессии (A) 8.53 7,86

Контактность (C) 10 10,3*

Познавательные потребности (Cog) 5.60 5,8

Креативность (Cr) 6,68 6,75

Таблица 3. Результаты исследования уровня удовлетворенностью по шкалам своей работой учителями, работающих в сельских и городских школах

Группа испытуемых Шкалы, ср. балл

ЗП Пр Р ДЛ ЗВ Усл К ХР Инф ОУ

Учителя сельских школ 3,54* 3,24** 3,22 3,27 3,27 2,71 4,26 2,67 2,9 3,41

Учителя городских школ 3,05 2,74 3,26 2,68** 2,62** 2,27 3,19** 2,08 2,1 3,01

Статистической значимости различий выраженности психологических показателей уровня самоактуализации между учителями сельских и городских школ не выявлено (Ц=94.5 при р<0.05). Выявлена статистическая значимость

показателей удовлетворенностью своей работой между учителями сельских и городских школ (Ц=17 при р<0.01) по шкалам: «Возможность продвижения», «Дополнительные льготы», «Зависимые вознаграждения», «Коллеги».

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла частичное подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАУРЫ:

1. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации/ 3-е изд., стереотип. - Москва: Издательство МГУ, 2021. -158 с.;

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / 2-е изд., стереотип. - Москва: Смысл, 2004. - 304 с.;

3. Леонтьев, Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. - Москва: Смысл, 2012. - С. 13-46;

4. Маслоу, А. Мотивация и личность / 3-е изд. - Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2007. - 352 с

Kiseleva O.N.

Khakass State University (Abakan, Russia)

PROBLEM OF FEATURES TEACHERS' SELF-ACTUALIZATION RURAL SCHOOLS

Abstract: the article deals with the problem of self-actualization of teachers and presents the results of an empirical study of the identified features of self-actualization of rural school teachers.

Keywords: self-actualization, teachers, satisfaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.