Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ДОО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ДОО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность ребенка к школе / взаимодействие педагога и психолога дошкольной образовательной организации / child's readiness for school / interaction between a teacher and a psychologist of a preschool educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леснянская Жанна Александровна

Статья посвящена проблеме организации взаимодействия педагога и психолога дошкольной образовательной организации как условия эффективного развития готовности детей к школе. Автором рассмотрено понятие готовности к школе, деятельность педагога и психолога в развитии готовности ребенка к школе. Говорится о необходимости организации взаимодействия психолога и педагога в ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леснянская Жанна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ORGANIZING INTERACTION THE PRESCHOOL TEACHER AND PSYCHOLOGIST TO ENSURE THE CHILDREN'S READINESS FOR SCHOOL

The article is devoted to the problem of organizing interaction between the teacher and psychologist of a preschool educational organization as a condition for the effective development of children's readiness for school. The author considers the concept of readiness for school, briefly considers the activities of a teacher and psychologist in the development of a child's readiness for school. It is said that it is necessary to organize interaction between a psychologist and a teacher in a preschool educational organization

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ДОО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 159. 9

Леснянская Жанна Александровна Lesnyanskaya Zhanna Aleksandrovna

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования Candidate of Sciences in Psychology, Docent, associate Professor of the Department of educational psychology Забайкальский государственный университет Transbaikal State University

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ДОО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К

ШКОЛЕ

THE PROBLEM OF ORGANIZING INTERACTION THE PRESCHOOL TEACHER AND PSYCHOLOGIST TO ENSURE THE CHILDREN'S

READINESS FOR SCHOOL

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации взаимодействия педагога и психолога дошкольной образовательной организации как условия эффективного развития готовности детей к школе. Автором рассмотрено понятие готовности к школе, деятельность педагога и психолога в развитии готовности ребенка к школе. Говорится о необходимости организации взаимодействия психолога и педагога в ДОО.

Abstract: The article is devoted to the problem of organizing interaction between the teacher and psychologist of a preschool educational organization as a condition for the effective development of children's readiness for school. The author considers the concept of readiness for school, briefly considers the activities of a teacher and psychologist in the development of a child's readiness for school. It is said that it is necessary to organize interaction between a psychologist and a teacher in a preschool educational organization.

Ключевые слова. готовность ребенка к школе, взаимодействие педагога и психолога дошкольной образовательной организации.

Keywords: child's readiness for school, interaction between a teacher and a psychologist of a preschool educational organization.

Научные междисциплинарные исследования

Известно, что готовность к школе нужна для успешной адаптации и

успешного начала обучения детей в начальной школе. Основная задача начальной школы - научить ребенка учиться, заложить фундамент для дальнейшего обучения. Важность этого периода школьной жизни является очевидной. Чтобы школьный старт был благоприятным, ребенок должен прийти в школу готовым к обучению.

Готовность к школе рассматривается как многокомпонентная характеристика развития ребенка 6-7 лет. Обычно выделяют компоненты готовности к школе, которые отражают готовность и в физическом, и в психологическом аспектах. Центральным компонентом психологической готовности к школе является личностная готовность. Личностная готовность включает в себя сформированность самосознания, мотивационную готовность (наличие глубоких и устойчивых познавательных интересов, интерес к социально значимому статусу); по Л.И. Божович - «внутреннюю позицию школьника» - свидетельство готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, «сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию» [2, с. 217].

Готовность к школе, а именно личностная готовность к школе, как достаточно освещенный с теоретической стороны феномен, мало изучена с точки зрения ее практического развития у детей старшего дошкольного возраста. Главными в ДОО в решении этой задачи являются педагог и психолог. Рассмотрим, в чем заключается деятельность каждого специалиста в развитии готовности детей к школе.

Работа педагога ДОО предполагает достижение детьми целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования они во многом пересекаются с показателями готовности ребенка к школе и выступают залогом преемственности дошкольного и начального общего образования.

Работа педагога по подготовке к школе описана Т.И. Бабаевой: «В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного

Международная научно-практическая конференция детства и завершается в старшем дошкольном возрасте. Особую роль в этом выполняют старшая и особенно подготовительная группа, в которой процесс подготовки к школе разворачивается наиболее полно. Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика. Процесс подготовки к школе отвечает общим требованиям организации современного образовательного процесса в дошкольном учреждении, но вместе с тем требует особых акцентов в отборе содержания, педагогических методов, средств, условий деятельности в целях реализации готовности к школе в полном объеме. Решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе; обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника» [3, с. 440].

Педагог ДОО обеспечивает развитие готовности ребенка к школе, реализуя профессиональную деятельность: планируя, организуя и проводя воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, в соответствии с ФГОС ДО, по пяти образовательным областям (физическому, речевому, социально-коммуникативному, познавательному, художественно-

эстетическому развитию); организуя выполнение режима дня; создавая развивающую предметно-пространственную среду; взаимодействуя с родителями ребенка.

Целью работы психолога ДОО является обеспечение оптимальных условий для развития, обучения и воспитания ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей.

Деятельность психолога в образовательной организации осуществляется по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа,

Научные междисциплинарные исследования психологическое консультирование. В контексте этих направлений

осуществляется и работа по обеспечению готовности ребенка к школе. Так,

психодиагностика готовности к школе позволяет определить уровень отдельных

компонентов готовности к школе, выявить области, нуждающиеся в развитии и

коррекции, наметить план дальнейшей работы. Поэтому диагностику

психологической готовности к школе желательно проводить дважды: в январе-

марте и мае-июне года поступления в школу. Работа психолога на этапе

сопровождения поступления ребенка в школу направлена на разработку и

осуществление педагогами индивидуального подхода к процессу обучения и

воспитания ребенка. Психологическое просвещение адресуется педагогам и

родителям, оно осуществляется для информирования о возрастных

психологических особенностях данного периода жизни ребенка, о сущности

готовности к школе, психологических аспектах процесса поступления в школу и

начала обучения, организации оптимальных условий для ребенка на данном

этапе. Коррекционно-развивающая работа направлена на изменение

психических процессов, свойств, состояний с целью приведения их в норму. Она

может осуществляться в самых разных сферах психической деятельности, в

зависимости от имеющихся проблем. В рамках обозначенной проблематики

коррекционно-развивающая работа может быть нацелена на развитие

познавательных процессов, мелкой моторики, коррекцию негативных

состояний, взаимоотношений и т.д. Психологическое консультирование, как

правило, осуществляется по запросам участников образовательного процесса.

Просвещение, диагностика, коррекционно-развивающая и консультативная деятельность в совокупности выполняют психопрофилактическую задачу, так как своевременное выявление и предупреждение возможных дальнейших трудностей, повышение психологической культуры и непосредственное оказание помощи позволяют предотвратить многие проблемы в будущем.

При всём том, что психолог и педагог ДОО призваны решать общую, обозначенную ранее важную задачу, на деле в ДОО психологи достаточно часто

Международная научно-практическая конференция оказываются работающими «в отрыве» от педагогического коллектива. Как указывает И.В. Бирюкова: «В практике работы современных ДОУ сложилось такое положение, что функции психолога распространяются только там, где воспитатель не в состоянии справиться с задачами психического развития ребенка средствами обучения. И тогда функциональные обязанности психолога сводятся только к диагностической и коррекционной работе в образовательном пространстве ДОУ» [1, с. 35]. Изменить данное положение можно. Для этого нужно повышать психологическую культуру в целом, в том числе психологическую культуру педагогов и родителей, чтобы деятельность психолога осуществлялась не по ситуативному запросу, а в процессе целенаправленной работы, включенной в образовательный процесс ДОО. Немаловажную роль в этом может сыграть реализация организованного взаимодействия психологов и педагогов ДОО.

Взаимодействие педагога и психолога должно осуществляться в совокупности с взаимодействием с ребёнком, с родителями, с администрацией. Оно должно происходить системно, включать определение цели, постановку общих задач, выработку конкретных планов, реализацию этих планов в деятельности с текущим взаимообменом информацией, возможно, промежуточное оценивание и корректировку деятельности в процессе выполнения планов, оценивание результатов и рефлексию по итогам взаимодействия. Взаимодействие психолога и педагога ДОО должно быть таким, чтобы специалисты выступали катализаторами для усиления эффективности профессиональной деятельности друг друга. Эффективная работа психолога и педагога ДОО во взаимодействии обеспечит развитие готовности детей к школе, и, тем самым, сработает на будущее - обеспечит благополучную адаптацию детей к школе и успешный старт обучения в начальной школе, что позволит также решить проблему преемственности в образовательном процессе.

Научные междисциплинарные исследования Библиографический список:

1. Бирюкова, И.В. Психологическое сопровождение образовательного процесса // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 июля 2020 г.). Чебоксары, 2020. С. 34-36.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды /Л.И. Божович: под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 352 с.

3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб: Питер, 2013. 464 с.

© Ж.А. Леснянская, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.