УДК 504.3.054: 625.7
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДЕЛОВОЙ ЧАСТИ ГОРОДА
Е.М. Гецович, профессор, д.т.н., О.О. Холодова, ассистент, М.О. Казакова, ассистент, ХНАДУ
Аннотация. Сформулированы задачи, последовательное решение которых позволяет разработать основы комплексного метода организации дорожного движения в центральной деловой части города.
Ключевые слова: центральная деловая часть города, организация дорожного движения, улично-дорожная сеть, транспортный поток, центр тяготения, делимитация.
Введение
Наличие проблемы организации дорожного движения в центральной деловой части города (ЦДЧГ) очевидно и характерно для любого крупного города. Многочисленные «пробки» и «тянучки» существенно увеличивают время проезда по ЦДЧГ, что влечет за собой значительные экономические потери и повышение уровня загазованности.
Анализ публикаций
Известен и апробирован целый ряд мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения в ЦДЧГ: ограничение въезда в ЦДЧГ, например, введением экологического сбора за въезд [1]; организация в ЦДЧГ зон «успокоенного» движения с ограничением скорости движения величиной 40 (а иногда и 30) км/ч [1, 2]; развязка встречных потоков за счет одностороннего движения [1, 3]; запрещение парковки (а иногда и остановки) на улично-дорожной сети ЦДЧГ [1, 3, 4]; создание подземных и надземных паркингов [1]; светофорное регулирование пересекающихся потоков [5]; запрещение левого поворота на нерегулируемых перекрестках [1, 3] и т.д. В последние годы наибольшее развитие получило направление создания «интеллектуальных» систем сетевого управления движением, одной из основных задач которого является перераспределение потоков с более загруженных магистралей на менее загруженные с учетом непрерывно ме-
няющихся ситуаций на улично-дорожной сети [6]. Перечисленные мероприятия или какие-либо их сочетания применяются для решения проблем отдельных перекрестков или частей ЦДЧГ. При этом сочетание мероприятий для всей ЦДЧГ оказывается случайным, а выбранные независимо друг от друга комплексы мероприятий для смежных частей ЦДЧГ плохо сочетаются или даже входят между собой в противоречие.
Цель и постановка задачи
В данной статье сделана попытка сформулировать перечень задач, последовательное решение которых позволит определить наиболее рациональное сочетание мероприятий по организации дорожного движения во всей ЦДЧГ. Проблема организации дорожного движения в ЦДЧГ усложняется многими факторами, среди которых следует выделить: ЦДЧГ включает, как правило, исторический центр и зоны старой застройки города, для которых характерна стесненная улично-до-рожная сеть; для ЦДЧГ характерна высокая плотность размещения центров тяготения (ЦТ); второй фактор обуславливает высокий спрос на въезд, проезд и парковку, а также значительно большую, чем в других частях города, плотность пешеходных потоков; первый фактор находится в противоречии с третьим, а разрешить это противоречие путем расширения улиц, организацией развязок в нескольких уровнях и т.п. в большинстве случаев невозможно; для ЦДЧГ характерна
также высокая плотность улично-дорожной сети, что увеличивает число пересечений потоков на единицу длины сети и уменьшает площадь, которая может быть выделена под парковку; разгрузка улично-дорожной сети ЦДЧГ путем запрета на парковку без предложения альтернативной парковки делает въезд в ЦДЧГ бессмысленным, т.е. вступает в противоречие с третьим фактором. Решением проблемы может быть организация дорожного движения путем определения и реализации комплекса мероприятий для всей ЦДЧГ, который устраняет возможные противоречия и удовлетворяет спрос на въезд, проезд и парковку. Обеспечение такого уровня организации движения не представляется возможными без последовательного решения четырех основных задач: делимитация ЦДЧГ; разработка критерия оценки уровня организации движения; синтез алгоритма и разработка программы оптимизации транспортной сети ЦДЧГ; синтез алгоритма и разработка программы сетевого управления движением во всей ЦДЧГ.
Решение задачи
Задача делимитации ЦДЧГ заключается в выделении из всей улично-дорожной сети города той части, которая, как отмечалось выше, отличается высокой плотностью и стесненностью, а также высокой концентрацией ЦТ. При этом взаимодействие выделенной части с остальными частями улично-до-рожной сети должно быть учтено в виде входящих и выходящих потоков с учетом их плотности. Для делимитации необходимо ввести количественный показатель, учитывающий концентрацию ЦТ, плотность и стесненность сети, и определить его граничное значение. Уровень организации движения может быть оценен по ряду показателей: количеству конфликтных пересечений потоков, средней скорости движения, времени проезда, количеству выбросов в атмосферу и т.д. Сравнительная оценка вариантов комплекса мероприятий по организации движения с использованием набора частных критериев весьма затруднительна и не всегда объективна. Обобщенный (или комплексный) критерий оценки может быть разработан на основе частных критериев с учетом обоснованных их весовых коэффициентов. Тем более, что некоторые частные критерии находятся в противоречии, например, уменьшение числа конфликтных пересечений может привести к
увеличению времени проезда. Наиболее сложными и трудоемкими задачами являются третья и четвертая. Для их решения необходимо разработать и совместить модели: улично-дорожной сети всей ЦДЧГ; дислокации на этой сети всех ЦТ с учетом спроса на парковку для каждого из них; транспортных потоков с учетом спроса на въезд и проезд, определяемого плотностью входящих и исходящих потоков; варьируемого комплекса мероприятий по организации дорожного движения, включающего дорожные знаки, разметку, парковки и паркинги (без светофорного регулирования); сетевого управления движением, включающую светофорное регулирование, табло оперативного информирования, переключаемые дорожные знаки и т. п; вычисления обобщенного критерия и сравнительной оценки вариантов.
Вывод
Последовательное решение сформулированных выше задач позволяет создать основу методики рациональной организации дорожного движения в ЦДЧГ.
Литература
1. Справочник по безопасности дорожного
движения. - Осло - Москва - Хельсинки, 2001 .
2. Шештокас В.В. Город и транспорт. - М.:
Стройиздат, 1984. - 176 с.
3. Хомяк Я.В. Организация дорожного дви-
жения: Учебник для вузов. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. - 271 с.
4. Метсон М., Смит С., Хард В.. Организация
движения: Сокращ. перевод с англ. Р.Л. Гончаровой, Н.Е. Елизарьева, М.С. Коросташевского, Е.В. Марского, П.П. Шипцо / Под ред. А.П. Алексеева, НТИ. - М., 1960. - 463 с.
5. Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афана-
сьев Н.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. - М.: ИКУ «Академкнига», 2005. - 279 с.
6. Бандинер С.М. Автоматизированные си-
стемы управления на автомобильном транспорте: Учебник для автотранспортных техникумов. - М.: Транспорт, 1977.
Рецензент: В.П. Волков, проф., д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 31 мая 2008 г.