Научная статья на тему 'Проблема организации дорожного движения в центральной деловой части города'

Проблема организации дорожного движения в центральной деловой части города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1188
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центральная деловая часть города / организация дорожного движения / улично-дорожная сеть / транспортный поток / центр тяготения / делимитация
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гецович Евгений Моисеевич, Холодова Ольга Александровна, Казакова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consecutive solution of tasks which allow to develop fundamentals of traffic flow complex method of organization in the city business center have been formulated.

Текст научной работы на тему «Проблема организации дорожного движения в центральной деловой части города»

УДК 504.3.054: 625.7

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДЕЛОВОЙ ЧАСТИ ГОРОДА

Е.М. Гецович, профессор, д.т.н., О.О. Холодова, ассистент, М.О. Казакова, ассистент, ХНАДУ

Аннотация. Сформулированы задачи, последовательное решение которых позволяет разработать основы комплексного метода организации дорожного движения в центральной деловой части города.

Ключевые слова: центральная деловая часть города, организация дорожного движения, улично-дорожная сеть, транспортный поток, центр тяготения, делимитация.

Введение

Наличие проблемы организации дорожного движения в центральной деловой части города (ЦДЧГ) очевидно и характерно для любого крупного города. Многочисленные «пробки» и «тянучки» существенно увеличивают время проезда по ЦДЧГ, что влечет за собой значительные экономические потери и повышение уровня загазованности.

Анализ публикаций

Известен и апробирован целый ряд мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения в ЦДЧГ: ограничение въезда в ЦДЧГ, например, введением экологического сбора за въезд [1]; организация в ЦДЧГ зон «успокоенного» движения с ограничением скорости движения величиной 40 (а иногда и 30) км/ч [1, 2]; развязка встречных потоков за счет одностороннего движения [1, 3]; запрещение парковки (а иногда и остановки) на улично-дорожной сети ЦДЧГ [1, 3, 4]; создание подземных и надземных паркингов [1]; светофорное регулирование пересекающихся потоков [5]; запрещение левого поворота на нерегулируемых перекрестках [1, 3] и т.д. В последние годы наибольшее развитие получило направление создания «интеллектуальных» систем сетевого управления движением, одной из основных задач которого является перераспределение потоков с более загруженных магистралей на менее загруженные с учетом непрерывно ме-

няющихся ситуаций на улично-дорожной сети [6]. Перечисленные мероприятия или какие-либо их сочетания применяются для решения проблем отдельных перекрестков или частей ЦДЧГ. При этом сочетание мероприятий для всей ЦДЧГ оказывается случайным, а выбранные независимо друг от друга комплексы мероприятий для смежных частей ЦДЧГ плохо сочетаются или даже входят между собой в противоречие.

Цель и постановка задачи

В данной статье сделана попытка сформулировать перечень задач, последовательное решение которых позволит определить наиболее рациональное сочетание мероприятий по организации дорожного движения во всей ЦДЧГ. Проблема организации дорожного движения в ЦДЧГ усложняется многими факторами, среди которых следует выделить: ЦДЧГ включает, как правило, исторический центр и зоны старой застройки города, для которых характерна стесненная улично-до-рожная сеть; для ЦДЧГ характерна высокая плотность размещения центров тяготения (ЦТ); второй фактор обуславливает высокий спрос на въезд, проезд и парковку, а также значительно большую, чем в других частях города, плотность пешеходных потоков; первый фактор находится в противоречии с третьим, а разрешить это противоречие путем расширения улиц, организацией развязок в нескольких уровнях и т.п. в большинстве случаев невозможно; для ЦДЧГ характерна

также высокая плотность улично-дорожной сети, что увеличивает число пересечений потоков на единицу длины сети и уменьшает площадь, которая может быть выделена под парковку; разгрузка улично-дорожной сети ЦДЧГ путем запрета на парковку без предложения альтернативной парковки делает въезд в ЦДЧГ бессмысленным, т.е. вступает в противоречие с третьим фактором. Решением проблемы может быть организация дорожного движения путем определения и реализации комплекса мероприятий для всей ЦДЧГ, который устраняет возможные противоречия и удовлетворяет спрос на въезд, проезд и парковку. Обеспечение такого уровня организации движения не представляется возможными без последовательного решения четырех основных задач: делимитация ЦДЧГ; разработка критерия оценки уровня организации движения; синтез алгоритма и разработка программы оптимизации транспортной сети ЦДЧГ; синтез алгоритма и разработка программы сетевого управления движением во всей ЦДЧГ.

Решение задачи

Задача делимитации ЦДЧГ заключается в выделении из всей улично-дорожной сети города той части, которая, как отмечалось выше, отличается высокой плотностью и стесненностью, а также высокой концентрацией ЦТ. При этом взаимодействие выделенной части с остальными частями улично-до-рожной сети должно быть учтено в виде входящих и выходящих потоков с учетом их плотности. Для делимитации необходимо ввести количественный показатель, учитывающий концентрацию ЦТ, плотность и стесненность сети, и определить его граничное значение. Уровень организации движения может быть оценен по ряду показателей: количеству конфликтных пересечений потоков, средней скорости движения, времени проезда, количеству выбросов в атмосферу и т.д. Сравнительная оценка вариантов комплекса мероприятий по организации движения с использованием набора частных критериев весьма затруднительна и не всегда объективна. Обобщенный (или комплексный) критерий оценки может быть разработан на основе частных критериев с учетом обоснованных их весовых коэффициентов. Тем более, что некоторые частные критерии находятся в противоречии, например, уменьшение числа конфликтных пересечений может привести к

увеличению времени проезда. Наиболее сложными и трудоемкими задачами являются третья и четвертая. Для их решения необходимо разработать и совместить модели: улично-дорожной сети всей ЦДЧГ; дислокации на этой сети всех ЦТ с учетом спроса на парковку для каждого из них; транспортных потоков с учетом спроса на въезд и проезд, определяемого плотностью входящих и исходящих потоков; варьируемого комплекса мероприятий по организации дорожного движения, включающего дорожные знаки, разметку, парковки и паркинги (без светофорного регулирования); сетевого управления движением, включающую светофорное регулирование, табло оперативного информирования, переключаемые дорожные знаки и т. п; вычисления обобщенного критерия и сравнительной оценки вариантов.

Вывод

Последовательное решение сформулированных выше задач позволяет создать основу методики рациональной организации дорожного движения в ЦДЧГ.

Литература

1. Справочник по безопасности дорожного

движения. - Осло - Москва - Хельсинки, 2001 .

2. Шештокас В.В. Город и транспорт. - М.:

Стройиздат, 1984. - 176 с.

3. Хомяк Я.В. Организация дорожного дви-

жения: Учебник для вузов. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. - 271 с.

4. Метсон М., Смит С., Хард В.. Организация

движения: Сокращ. перевод с англ. Р.Л. Гончаровой, Н.Е. Елизарьева, М.С. Коросташевского, Е.В. Марского, П.П. Шипцо / Под ред. А.П. Алексеева, НТИ. - М., 1960. - 463 с.

5. Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афана-

сьев Н.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. - М.: ИКУ «Академкнига», 2005. - 279 с.

6. Бандинер С.М. Автоматизированные си-

стемы управления на автомобильном транспорте: Учебник для автотранспортных техникумов. - М.: Транспорт, 1977.

Рецензент: В.П. Волков, проф., д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 31 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.