Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРОБЛЕМА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орфография / орфографическая зоркость / орфографическая ошибка / орфографическая грамотность / словарно-орфографическая работа / spelling / spelling vigilance / spelling error / spelling literacy / vocabulary and spelling work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Н. Соловьева

В данном исследовании раскрывается проблема орфографической грамотности студентов, которая до сих пор не теряет своей актуальности. На основе обобщения работ ученых и методистов по исследуемой проблеме рассмотрены основные понятия (орфография, орфографическая зоркость). Намечены цели, задачи исследования, значимость и перспективы. Анализ орфографических ошибок, допущенных студентами при написании словарно-орфографической работы, направил на создание системы орфографических упражнений на правописание гласных и согласных в корнях слов, а также на развитие речи студентов, которые имеют практическую значимость (задания на подбор синонимов, составление словосочетаний, предложений, связного текста). Материал, представленный в нашем исследовании, используется на практических занятиях по дисциплине «Речевые практики» при изучении раздела «Нормы правописания». В данной работе представлены упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STUDENTS’ SPELLING LITERACY

The study reveals a problem of spelling literacy of students, which still does not lose its relevance. Based on the generalization of the works of scientists and methodologists on the problem under study, the basic concepts (spelling, spelling vigilance) are considered. The goals, objectives of the study, significance and prospects are outlined. The analysis of spelling mistakes made by students when writing vocabulary and spelling work directed to the creation of a system of spelling exercises for spelling vowels and consonants in the roots of words, as well as to the development of students’ speech that have practical significance (tasks for the selection of synonyms, composing phrases, sentences, connected text). The material presented in the study is used in practical classes in the discipline “Speech Practices” when studying the section “Spelling Norms”. The paper presents exercises on the spelling of vowels and consonants in roots of words.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Библиографический список

1. Кабакова Е.П., Николаева Е.Н. Идея разностороннего развития детей как современная педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 195-197.

2. Зайцева А.А. Экспериментальные исследования взаимосвязи самоактуализации и профессиональной идентичности личности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 26-29.

3. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

4. Анкваб М.Ф. Принципы воспитания в абхазской народной педагогике. Человек и образование. 2014; № 4 (41): 157-162.

5. Чаплаева Л.Г Особенности эстетического воспитания подростков. Гуманитарные науки. 2019; № 4: 84-86.

6. Цвык И.В. Воспитание личности: нравственный и эстетический аспекты. Вестник Бурятского государственного университета. 2021; Выпуск 3: 18-26.

7. Камалова Г.Р Роль организации музыкально-эстетической деятельности в процессе развития культуры досуга молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 40-42.

8. Исмаилова УА. Реализация этнокультурного компонента в физическом развитии детей дошкольного возраста. Евразийская педагогическая конференция: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2018: 87-89.

9. Эхаева РМ. Роль народной педагогики в формировании личности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 201-203.

10. Анкваб М.Ф. Концепция народной педагогики и её становление в республике Абхазия. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015; Т. 7, № 4: 101-106.

11. Шамаев А.М., Кодзоков Б.В. Этнопедагогика народов Северного Кавказа в первой половине XVIII века. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 68-3: 297-300.

12. Уракова Ф.К. Формирование у младших школьников представлений о фольклоре как системе нравственных ценностей. Вестник АГУ. 2020; Выпуск 4 (268): 117-123.

13. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Формирование патриотических ценностей у обучающихся в культурнодосуговой деятельности «Я - эхо своего деда, патриота страны гор». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 214-217.

14. Добровенскис Д.В., Соловьева Н.В., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции профессиональной подготовки будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 122-124.

References

1. Kabakova E.P, Nikolaeva E.N. Ideya raznostoronnego razvitiya detej kak sovremennaya pedagogicheskaya problema. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 195-197.

2. Zajceva A.A. 'Eksperimental'nye issledovaniya vzaimosvyazi samoaktualizacii i professional'noj identichnosti lichnosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 26-29.

3. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

4. Ankvab M.F. Principy vospitaniya v abhazskoj narodnoj pedagogike. Chelovek i obrazovanie. 2014; № 4 (41): 157-162.

5. Chaplaeva L.G. Osobennosti 'esteticheskogo vospitaniya podrostkov. Gumanitarnye nauki. 2019; № 4: 84-86.

6. Cvyk I.V. Vospitanie lichnosti: nravstvennyj i 'esteticheskij aspekty. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; Vypusk 3: 18-26.

7. Kamalova G.R. Rol' organizacii muzykal'no-'esteticheskoj deyatel'nosti v processe razvitiya kul'tury dosuga molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 40-42.

8. Ismailova U.A. Realizaciya 'etnokul'turnogo komponenta v fizicheskom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta. Evrazijskaya pedagogicheskaya konferenciya: sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i prosveschenie, 2018: 87-89.

9. 'Ehaeva R.M. Rol' narodnoj pedagogiki v formirovanii lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 201-203.

10. Ankvab M.F. Koncepciya narodnoj pedagogiki i ee stanovlenie v respublike Abhaziya. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015; T. 7, № 4: 101-106.

11. Shamaev A.M., Kodzokov B.V. 'Etnopedagogika narodov Severnogo Kavkaza v pervoj polovine XVIII veka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 68-3: 297-300.

12. Urakova F.K. Formirovanie u mladshih shkol'nikov predstavlenij o fol'klore kak sisteme nravstvennyh cennostej. VestnikAGU. 2020; Vypusk 4 (268): 117-123.

13. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. Formirovanie patrioticheskih cennostej u obuchayuschihsya v kul'turnodosugovoj deyatel'nosti "Ya - 'eho svoego deda, patriota strany gor". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 214-217.

14. Dobrovenskis D.V., Solov'eva N.V., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii professional'noj podgotovki buduschih uchitelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 122-124.

Статья поступила в редакцию 30.01.23

УДК 378

Soloveva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF STUDENTS' SPELLING LITERACY. The study reveals a problem of spelling literacy of students, which still does not lose its relevance. Based on the generalization of the works of scientists and methodologists on the problem under study, the basic concepts (spelling, spelling vigilance) are considered. The goals, objectives of the study, significance and prospects are outlined. The analysis of spelling mistakes made by students when writing vocabulary and spelling work directed to the creation of a system of spelling exercises for spelling vowels and consonants in the roots of words, as well as to the development of students' speech that have practical significance (tasks for the selection of synonyms, composing phrases, sentences, connected text). The material presented in the study is used in practical classes in the discipline "Speech Practices" when studying the section "Spelling Norms". The paper presents exercises on the spelling of vowels and consonants in roots of words.

Key words: spelling, spelling vigilance, spelling error, spelling literacy, vocabulary and spelling work.

О.Н. Соловьева, канд. филол. наук, ст. преп., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В данном исследовании раскрывается проблема орфографической грамотности студентов, которая до сих пор не теряет своей актуальности. На основе обобщения работ ученых и методистов по исследуемой проблеме рассмотрены основные понятия (орфография, орфографическая зоркость). Намечены цели, задачи исследования, значимость и перспективы. Анализ орфографических ошибок, допущенных студентами при написании словарно-орфографиче-ской работы, направил на создание системы орфографических упражнений на правописание гласных и согласных в корнях слов, а также на развитие речи студентов, которые имеют практическую значимость (задания на подбор синонимов, составление словосочетаний, предложений, связного текста). Материал, представленный в нашем исследовании, используется на практических занятиях по дисциплине «Речевые практики» при изучении раздела «Нормы правописания». В данной работе представлены упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов.

Ключевые слова: орфография, орфографическая зоркость, орфографическая ошибка, орфографическая грамотность, словарно-орфографи-ческая работа.

Формирование орфографической зоркости и выработка грамотного письма - процессы сложные и длительные. Работа с нормами правописания активно ведется не только в школах, но и средних специальных и высших учебных заведениях. Часто преподаватели высшей школы при работе со студентами сталкиваются с проблемой неграмотного письма. Обучающиеся затрудняются в постановке орфографической задачи, связанной с нахождением и выделением орфограммы, а также с решением поставленной задачи (нахождением способов

и алгоритмов решения). Именно поэтому проблема орфографической грамотности остается актуальной.

Новизна заключается в том, что в данном исследовании предложена система упражнений на предупреждение орфографических ошибок и повышение орфографической зоркости студентов (на материале проведения практических занятий по дисциплине «Речевые практики» (раздел «Нормы правописания»)).

Цели и задачи работы:

1. Провести краткий обзор работ ученых и методистов по проблеме орфографической грамотности.

2. Проанализировать орфографические ошибки, допущенные студентами при написании словарно-орфографической работы.

3. Представить систему упражнений на предупреждение орфографических ошибок и повышение орфографической грамотности студентов.

4. Определить перспективы исследования проблемы грамотного письма студентов.

Теоретическая и практическая значимость научной работы состоит в разработке системы упражнений, направленных на формирование норм правописания, которые могут быть использованы преподавателями для повышения орфографической грамотности и культуры речи студентов.

Проблема орфографической зоркости и грамотного письма отражена в работах ведущих ученых и методистов (М.Р Львова, В.Ф. Ивановой, П.С. Жедек, М.М. Разумовской, К.Д. Ушинского, В.П. Шереметевского, В.В. Репкина и др.) [1].

Исследователи полагают, что первостепенное место в обучении орфографии должно отводиться правилам правописания и их применению.

Обратимся к понятиям, исследуемым в нашей работе: «орфография» и «орфографическая зоркость».

Орфография - исторически сложившаяся система написания, которая принимает и которой пользуется общество; правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты [2, с. 1].

Методист В.П. Шереметевский ввел понятие орфографической зоркости. Под орфографической зоркостью он понимал пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего [3, с. 33].

Некоторые ученые интерпретируют орфографическую зоркость как способность выявлять орфограммы, то есть умение не решать, а ставить орфографические задачи [4].

М.Р. Львов определяет рассматриваемое понятие как способность быстро находить в тексте орфограммы, верно определяя их типы, и ошибки, допущенные самим собой и другими. Отсутствие орфографической зоркости является одной из главных причин допускаемых ошибок [5, с. 46].

В этом можно убедиться, проанализировав орфографические ошибки студентов, допущенные во время выполнения словарно-орфографической работы.

На первом практическом занятии по теме «Нормы правописания» студенты выполняли словарно-орфографическую работу.

Задание. Списать слова, вставляя пропущенные орфограммы и раскрывая скобки. Графически объяснить правописание орфограмм.

Алл..д..сменты, з..рница, агентство, а(л/лл)юминий, ан..логия, ко(л/лл) ичество, иску..ный, ка(л/лл)играфия, ко..ьба, жу(ж/жж)елица, к..ричневый, чу.. ство, я..ства, б..лкон, ка(с/сс)ета, небес..ный, шо(с/сс)е, гри(м/мм), ни..кий, хо(б/бб)и, ёмкос..ный, к..мл..тентный, заг..релый, трос..ник, ровес..ник, ненас.. ный, леревя..ка, утверждение, те(р/рр)аса, а(л/лл)огизм, ру(с/сс)ист, сл.лать-ся, л..рила, сер..бро, роко(к/кк)о, фу(р/рр)ор, вр..стать, бл..стеть, зам..рать, к..ртофель, м..н..фест, ба(л/лл)он, уча..ствовать, лрелес..ный, ло..кий.

Рассмотрим ошибки, допущенные студентами при выполнении работы.

1. Неправильное графическое оформление орфограмм (например, в слове ру(с/сс)ист многие выделили корень -ру(с/сс)ист-; в слове бл..стеть выделяют корень -бл..с-, не видят корень с чередующейся гласной -бл..ст-, что приводит к орфографической ошибке).

2. Орфографические ошибки (лИрила, руССист, коЗьба, анОлогия, слЕ-латься, ненаСНый, комлИтентный, блИстеть, баЛон, учаВствовать, фуР-

Рор).

Трудности в написании некоторых слов связаны с незнанием правил русской орфографии, неумением их применять на практике, невнимательностью.

При выполнении задания также важно было учитывать принципы русской орфографии, что облегчило бы понимание слов. Знание ведущего морфологического принципа позволит обучающимся с легкостью находить нужную морфему и применять соответствующее правило правописания. Традиционный принцип орфографии поможет избежать ошибок в написании словарных слов. Идеографический принцип поспособствует разграничению и верному написанию слов-омонимов.

Для предупреждения орфографических ошибок и повышения орфографической зоркости студентов рассмотрим систему упражнений на правописание гласных и согласных в корне слова. Данные упражнения применяются на практических занятиях по дисциплине «Речевые практики» (раздел «Нормы правописания»).

Приведем примеры упражнений.

Упражнение 1. «Найдите лишнее». В каждом ряду отметьте слово, которое является лишним. Ответ поясните.

A) Предложение, заг..релый, к..снуться, к..са, р..стение.

Б) Пол..г, р..внина, отр..сль, изг..рь, з..ря, р..стовщик.

B) Посв..щение, обм..кнуть, просв..щение, р..скошный, объединить.

Г) Сер..бро, к..рабль, сув..нир, б..гряный, б..рдовый.

Д) Зал..реть, отд..рать, расст..лить, бл..стеть, уб..ру.

Е) В..кансия, к..т..лог, к..кофония, в..трушка, к..ричневый.

Образец рассуждения.

В пункте А «лишним» является слово коса, т. к. в нем пропущена орфограмма, проверяемая ударением (коса - косы (мн. ч.). Написание орфограмм в других словах регламентируется правилом «Правописание чередующихся гласных в корне слова» (лредлОжение, загОрелый, кОснуться, рАстение).

В пункте Г слова кОрабль, сувЕнир, бАгряный, бОрдовый содержат непроверяемую гласную в корне, в слове серЕбро гласную можно проверить (серЕбряный).

Упражнение 2. Распределите слова в группы так, чтобы в каждой из них были лексические единицы с орфограммой, написание которой регулируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

Положение, акв..рель, к..снется, б..чонок, выр..внить (площадку), заг.. рать, р..бота, в..сёлый, ут..лический, оз..рять, р..стительный, ан.логия, б..рёза, т..мнота, с..млатия, ст..лендия, з..рница, ж..ргон, в..н..грет, лрил.. гательное, выч..тать, г..рмония, совм..щать, уд..ляться, л..сок, зел..нь, соск.. чить, лриск..кать, к..са, сж..гать, неисс..каемый, насл..ждается, лрил..жение, заг..дать, выл..лить (из пушки), ар..мат, г..лерея, к..нфорка, р..ф..рат, зас.. дание, Р..стов.

Образец выполнения.

Слова с проверяемой гласной в корне Слова с непроверяемой гласной в корне Слова с чередующейся гласной в корне

Бочонок (бочка) Акварель Положение

весёлый (весело) Работа Коснется

Упражнение 3. Выполните тестовое задание на тему «Правописание проверяемых гласных в корне слова».

1. В каком предложении во всех словах пропущена одна и та же буква?

A) Из-за д..ждя у нас во дв..ре много в..ды.

Б) Веч..ром лрил..тели лт..нцы и сели на дер..во, где мы закр..лили к..рмушку.

B) В л..сной гуще, куда лрон..кали лучи солнца, л..тали огромные шм..ли.

Г) Я с..жу на л..ньке около л..сной опушки.

2. Отметьте предложение, в котором во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне.

A) На б..р..гу р..ки расположилась б..льшая с..сна.

Б) М..лодой врач тв..рит чуд..са.

B) Его отраженье в т..мноте др..жало и зам..рало.

Г) Р..са на л..ствеукр..шает д..ревья.

3. Укажите предложение, которое содержит слово с орфографической ошибкой.

A) Я всегда наслождаюсь чтением любимых книг.

Б) Она быстро удалялась от берега.

B) Я не стал близко подходить к палисаднику.

Г) Павлик не хотел сторожить эту маленькую повозку.

4. Найдите предложение, в котором во всех лексических единицах пропущены проверяемые гласные в корне слова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A) Мал..нький мужич..нка ок..зался сл..пым.

Б) Старич..к с в..лнистыми в..лосами д..ржал в руке хлеб.

B) Он р..спол..жился у самой д..роги.

Г) В..сна оживила п..ля ил..са, по..вилась з..леная тр..ва и нежные ласточки на д..ревьях.

5. Укажите вариант, в котором все слова с пропущенными орфограммами можно проверить.

A) К..ричневый, сл..пой, инициатива, ст..льной, гл..зной, охр..няемый, неприкасаемый.

Б) Пр..рода, дост.жения, сл..жение, ассоциация, в..ренье, зерк..ло, в..трина.

B) Т..желый, м..рской, н..бесный, скр..пучий, гр..бной, л..нейный, ж..мчуж-

ный.

Г) Р.дник, ч..сло, с..бака, хр..брец, св..сток, к..рова, п..нал.

Ключ

1-А, 2-Г 3-А, 4-Г 5-В.

Упражнение 4. Спишите слова в алфавитном порядке. Составьте словосочетания или предложения с тремя любыми словами. Сделайте этимологический анализ выделенного слова.

Диаг..наль, ж..люзи, к..мпания (рекламная), к..мпания (друзей), к..нд..ци-онер, д..мино, б..рдюр, к..миссия, т..ория, ск..лет, ун..кальный, коричневый, ц..в..лизация, к..медия, к..лосс, б..клажан, г..пербола, д..минанта, в..кцина, в..ол..нчель, барх..т, к..нцелярия, ап..льсин, м..нт..л..тет, об..яние, об..няние, в..ст..бюль.

Примеры словосочетаний.

Большой баклажан, красивые жалюзи, интересная комедия.

Упражнение 5. Заполните таблицу. Подберите синонимы к выделенным словам.

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова Слова с непроверяемыми согласными в корне слова Слова с проверяемыми согласными в корне слова Слова с двойными согласными в корне слова

Гигантский (гигант) Рюкзак ходьба (ходить) Аккордеон

участник (участие) Абсолютная нарезка(нарезать) Кристалл

\

Э(м/мм)игрант, и(п/пп)охондрия, сер(д/-)це, и(л/лл)юстрация, а(н/ нн)улировать, здра(в/-)ствуйте, во(к/г)зал, погру(з/с)ка, импре(с/сс)арио, мес(т/-)ный, гу(м/мм)анизм, це(л/лл)офан, режи(с/сс)ёр, фу(т/д)бол, жа-лос(т/-)ливый, ре(з/с)ьба, арти(л/лл)ерия, а(л/лл)юминий, сосе(д/т)ство, космона(в/ф)т, ане(г/к)дот, поз(д/-)ний, фу(р/рр)ор, га(л/лл)ерея, про(с/з)ьба, ука(с/з)ка, мане(ж/ш).

Примеры синонимов.

Иллюстрация - картинка, пример, рисунок, пояснение.

Гуманизм - гуманность, человечность.

Поздний - конечный, отдаленный.

Упражнение 6. Выпишите из перечня слов лексические единицы, в которых отсутствуют двойные согласные. Составьте связный текст из 5 предложений, используя слова из данного перечня.

Дро(ж/жж)и, ра(с/сс)а, фи(н/нн)ский, (ж/жж)ение, (с/сс)ора, коло(н/нн) ка, ба(с/сс)ейн, пре(с/сс)а, ко(л/лл)екция, тро(л/лл)ейбус, компроми(с/сс), ба(л/лл)юстрада, опере(т/тт)а, сте(л/лл)аж, актри(с/сс)а, ко(р/рр)идор,

Библиографический список

1. Новиченко Д.Р К проблеме формирования орфографических умений обучающихся. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015; № 43: 153-158.

2. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. Available at: http://www.rulit.me/-books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59

3. Шереметевский В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности. Сочинения. Москва, 1897: 35-90.

4. Калайджян Т.В., Кулик В.Н. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике. Гуманитарная парадигма. 2018, № 1 (4): 20-27.

5. Львов М.Р Правописание в начальных классах. Москва: Просвещение, 1990.

References

1. Novichenko D.R. K probleme formirovaniya orfograficheskih umenij obuchayuschihsya. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakíicheskogo primeneniya. Novosibirsk: OOO «Centr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva», 2015; № 43: 153-158.

2. Ivanova V.F. Sovremennyjrusskijyazyk. Grafika i orfografiya. Available at: http://www.rulit.me/-books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59

3. Sheremetevskij V.P. Ob orfografii voobsche i o pis'me pod diktovku kak uprazhnenii 'elementarnom v osobennosti. Sochineniya. Moskva, 1897: 35-90.

4. Kalajdzhyan T.V., Kulik V.N. Problema formirovaniya orfograficheskoj zorkosti u uchaschihsya nachal'noj shkoly v teorii i na praktike. Gumanitarnaya paradigma. 2018, № 1 (4): 20-27.

5. L'vov M.R. Pravopisanie v nachal'nyh klassah. Moskva: Prosveschenie, 1990.

Статья поступила в редакцию 31.01.23

УДК 372.881.111.1

Kaigorodova M.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching,

Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

INTERNATIONAL PHONETIC ALPHABET IN THE COURSE ON ENGLISH PHONETICS FOR UNIVERSITY STUDENTS. The research is dedicated to a question of teaching practical and theoretical phonetics to students, who major in teaching English. A problem of effectiveness of teaching phonetics is solved through elaborating the contents of the Course of Practical Phonetics. The author proposes to master skills of English transcription in students through the process of learning part of the International Phonetic Alphabet. The paper introduces letters of the IPA for vowels and consonants, as well as symbols to be used as diacritics, which enhance the learning process of methods of transcription. The work demonstrates the use of new ways in mastering the skill of reading and writing transcription (with and without the use of digital technologies) through certain types of exercises targeting at reinforcing and controlling the acquisition of material. The researcher shares her experience of arranging anonymous polls in a public channel that reinforce skills of transcription, syllabic division and marking intonation of speech units.

Key words: International Phonetic Alphabet, English transcription, teaching English phonetics, English pronunciation, educational Telegram-channel on phonetics, t.me/feel_free_gasu, anonymous polls in phonetics.

М.А. Кайгородова, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: [email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Исследование посвящено вопросу преподавания курсов практической и теоретической фонетики английского языка для будущих учителей иностранного языка. Задача повышения эффективности преподавания фонетики в вузе решается путем совершенствования содержания курса «Практическая фонетика». Автором предлагается развивать навыки транскрибирования после детального знакомства с частью международного фонетического алфавита. В статье приводятся графемы МФА для гласных и согласных звуков фонологической системы английского языка, отдельные диакритические и супрасег-ментные знаки. Работа демонстрирует использование новых приемов в развитии навыков транскрибирования с использованием цифровых технологий через приведенные в статье типы заданий на закрепление и контроль материала. Автор знакомит с опытом организации викторин, посвященных совершенствованию навыков транскрибирования, слогоделения и интонирования.

Ключевые слова: международный фонетический алфавит, английская транскрипция, обучение фонетике английского языка, английское произношение, образовательный Телеграм-канал по фонетике, t.me/feel_free_gasu, анонимные викторины по фонетике.

ре(с/сс)ора, ка(л/лл)ория, де(с/сс)ерт, опере(т/тт)очный, пятиба(л/лл)ь-ный.

Представленные упражнения на правописание гласных и согласных в корне слова, а также морфемный и этимологический анализы слов, на наш взгляд, усовершенствуют орфографическую ориентировку студентов, сформируют умение быстро опознавать, называть и запоминать трудные орфограммы, правильно соотносить орфограмму с изученным правилом.

Орфографические упражнения необходимо сочетать с заданиями на развитие речи студентов (задания на составление словосочетаний, предложений, связного текста, подбор синонимов). Такой подход закрепит теоретические знания студентов, обогатит их речевой арсенал и позволит активизировать мыслительную деятельность обучающихся. В перспективе считаем, что есть необходимость в проведении орфографической работы на протяжении всего курса дисциплины «Речевые практики», т. к. работа с орфографией, проводимая во взаимосвязи с такими разделами языка, как морфемика, словообразование, лексика, синтаксис, позволит студенту рассматривать слово с разных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.