Научная статья на тему 'Проблема оптимизации бухгалтерских служб в зависимости от размеров хозяйствующего субъекта'

Проблема оптимизации бухгалтерских служб в зависимости от размеров хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оптимизации бухгалтерских служб в зависимости от размеров хозяйствующего субъекта»

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКИХ СЛУЖБ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА Тангиева А.Б.

Тангиева Ася Багаудиновна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ингушский государственный университет, г. Магас

Для многих предпринимателей на сегодняшний день бухгалтерия это «черный ящик» и большинство из них недолюбливают бухгалтерию, считая, что именно из-за нее происходит удорожание конечного продукта. Так или иначе, но согласно Российскому законодательству, предприниматель обязан вести учет хозяйственных операций, составлять и сдавать отчетность в налоговые службы. Как мы знаем, бухгалтерский учет образуется в зависимости от размеров хозяйствующего субъекта, а значит, в зависимости от объема и масштаба учетной работы, он может вестись:

1. Бухгалтерской службой с главным бухгалтером во главе. Она создается в результате большого объема учетной работы организации.

2. Штатным бухгалтером, принимаемым по трудовому договору.

3. С помощью привлеченной специализированной организации или же внешнего консультанта. Единственный минус - это передача всей внутренней информации внешнему лицу.

4. Руководителем организации. Плюсом этой формы является экономичность, возможность держать все под контролем.

Как показывает практика, работа с крупными деньгами или наличие информации, связанной с деньгами, попавшая в руки недобропорядочных бухгалтеров, является немало опасной. Очень часто бухгалтерия работает по принципу - «Главный бухгалтер сказал, руководитель сделал». Часто руководитель доверяет всю работу бухгалтеру. И мы знаем, не каждый откажется использовать преимущества своего рабочего статуса в своих целях, что и происходит. В таких случаях, эффективность работы бухгалтерских служб далека от оптимальной.

Противоположным является случай, когда, согласно закону ФЗ № 402, за неправильную организацию бухгалтерского учета бухгалтер и руководитель обоюдно несут ответственность перед законом, но при выявлении ошибок и искажений, контролирующие органы влекут к ответственности главного бухгалтера, хотя бухгалтер часто привлекал внимания руководителя на неправомерное поведение сотрудников, точнее менеджеров, а зачастую и самого руководителя [1]. «Бухгалтер все знал, но ничего не сообщил» - этим принципом руководствуется руководитель. А невыполнение требований главного бухгалтера предоставлять первичную документацию своевременно, или же просьбы внедрения штатных единиц, из-за неуспеваемости выполнить всю работу, бессонные ночи и потраченные выходные не учитываются. В таком случае, необходимо установить статус бухгалтерской службы вместе с главным бухгалтером на один уровень с руководителями других структурных служб с точки зрения ответственности и прав.

Руководителю, которому не безразлично, что происходит у него на фирме, необходимо провести анализ существующей структуры, и найти проблемные зоны, препятствующие оптимальной работе бухгалтерских служб. Часто ими могут быть следующие зоны: учетный персонал, автоматизация учетных процессов, организация системы документооборота компании, оптимизация бизнес-процессов.

Основу хорошего бухгалтерского аппарата составляет учетный персонал. Недобросовестный, безответственный персонал лишь снижает эффективность работы. Во-первых, подбор кадров должен опираться на квалифицированность работников, наличие высокой степени ответственности, компетентности, честности. Во-вторых,

эффективность работы бухгалтерских служб обосновывается благодаря тому, насколько замотивированы работники бухгалтерии. Хорошая оплата труда и поощрения увеличивают стимул работников более качественно выполнять работу. В-третьих, нельзя раздувать штат. Это приносит лишь дополнительные затраты, отсутствует распределение обязанностей и функций между работниками, производительность каждого работника очень низкая. Порой задачи, которые могут легко решить двое-трое сотрудника, выполняют 5-6 человек.

Если говорить о проблемах отсутствия автоматизации, то стоит отметить, что автоматизация учетного процесса просто необходима, так как очень много времени тратится на обработку первичных документов. Необходимо говорить и о правильной организации документооборота, ведь это необходимо для того, чтобы избежать дублирования документов и функций, а также сэкономить время на подготовку, отражение и проверку первичных документов. Это можно осуществить, если весь процесс разбить на микро-участки [1].

Во многих организациях (предприятиях) на бухгалтерские службы возложены несвойственные им функции. Иными словами, бухгалтеру, например, приходится тратить время по поводу отсутствующих первичных документов, а также недостающей подписи. Необходимо освобождать своих бухгалтеров от таких обязанностей.

Чем крупнее хозяйствующий субъект, тем крупнее бухгалтерская служба, численность работников, тем больше шансов недосмотреть где-то или ошибиться. Поэтому необходимо правильно оптимизировать работу бухгалтерии таким образом, чтобы обеспечить необходимое число сотрудников учетного персонала, обеспечить эффективную работу бухгалтерской службы.

Список литературы

1. Безруких П. С. Бухгалтерское дело: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАН А, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.