Научная статья на тему 'Проблема определения веса почтовых посылок и передач осужденным к лишению свободы'

Проблема определения веса почтовых посылок и передач осужденным к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПОЧТОВАЯ ПОСЫЛКА / ПЕРЕДАЧА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЛАНКЕТНАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиверстов В.И.

В статье рассматриваются проблемы определения веса почтовых посылок и передач, которые можно отправлять (передавать) осужденным, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы; вопросы законодательной техники формулирования и толкования бланкетных норм, специфика их функционирования в механизме правоприменения. В тексте статьи приводится авторское экспертное заключение по проблеме определения веса почтовых посылок и передач для осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в котором анализируются бланкетная норма ст. 91 УИК РФ об определении веса посылок почтовыми правилами и на основе учета экономических, политических и социальных факторов в целом, а также порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, компетенция определения максимального веса посылок и передач, требования и рекомендации международных стандартов, определяющих обращение с осужденными к лишению свободы в рассматриваемом аспекте. Вносятся предложения об изменении уголовно-исполнительного законодательства с изложением ч. 1 ст. 90 УИК РФ в новой редакции. Материалы статьи содержат аспекты концепции законопроекта о регламентации веса почтовых посылок и передач, а также почтовых бандеролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селиверстов В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of determining the weight of postal parcels and transfers for convicts

The article deals with the problems of determining the weight of postal parcels and transfers that can be sent (transferred) to convicts serving a criminal sentence of imprisonment; questions of legislative techniques for the formulation and interpretation of blanket norms, the specifics of their functioning in the law enforcement mechanism. The article provides the author‘s expert opinion on the problem of determining the weight of postal parcels and transfers for convicts serving a criminal sentence of imprisonment, which analyzes the blanket norm of Art. 91 of the Penal Code RF on determining the weight of parcels by postal rules and on the basis of taking into account economic, political and social factors in general, as well as the procedure for receiving and delivering internal registered mail, the competence of determining the maximum weight of parcels and transmissions, requirements and recommendations of international standards determining the convicts treatment in this aspect. There are proposals to change the penal legislation with a statement of Part 1 of Art. 90 of the Penal Code RF in the new edition. The materials of the article contain aspects of the concept of the draft law regulating the weight of postal parcels and transfers as well as postal parcels.

Текст научной работы на тему «Проблема определения веса почтовых посылок и передач осужденным к лишению свободы»

УДК 34.037

DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-1-15-21

Проблема определения веса почтовых посылок и передач осужденным к лишению свободы

в. и. селиверстов - профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы определения веса почтовых посылок и передач, которые можно отправлять (передавать) осужденным, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы; вопросы законодательной техники формулирования и толкования бланкетных норм, специфика их функционирования в механизме правоприменения. В тексте статьи приводится авторское экспертное заключение по проблеме определения веса почтовых посылок и передач для осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в котором анализируются бланкетная норма ст. 91 УИК РФ об определении веса посылок почтовыми правилами и на основе учета экономических, политических и социальных факторов в целом, а также порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, компетенция определения максимального веса посылок и передач, требования и рекомендации международных стандартов, определяющих обращение с осужденными к лишению свободы в рассматриваемом аспекте. Вносятся предложения об изменении уголовно-исполнительного законодательства с изложением ч. 1 ст. 90 УИК РФ в новой редакции. Материалы статьи содержат аспекты концепции законопроекта о регламентации веса почтовых посылок и передач, а также почтовых бандеролей.

Ключевые слова: осужденный; лишение свободы; почтовая посылка; передача; уголовно-исполнительное законодательство; бланкетная норма.

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

The problem of determining the weight of postal parcels and transfers for convicts

v. i. seliverstov - Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of the Moscow State M. V. Lomonosov University, Dsc. in Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation

The article deals with the problems of determining the weight of postal parcels and transfers that can be sent (transferred) to convicts serving a criminal sentence of imprisonment; questions of legislative techniques for the formulation and interpretation of blanket norms, the specifics of their functioning in the law enforcement mechanism. The article provides the author's expert opinion on the problem of determining the weight of postal parcels and transfers for convicts serving a criminal sentence of imprisonment, which analyzes the blanket norm of Art. 91 of the Penal Code RF on determining the weight of parcels by postal rules and on the basis of taking into account economic, political and social factors in general, as well as the procedure for receiving and delivering internal registered mail, the competence of determining the maximum weight of parcels and transmissions, requirements and recommendations of international standards determining the convicts treatment in this aspect. There are proposals to change the penal legislation with a statement of Part 1 of Art. 90 of the Penal Code RF in the new edition. The materials of the article contain aspects of the concept of the draft law regulating the weight of postal parcels and transfers as well as postal parcels.

Key words: convict; imprisonment; postal parcel; transfer; penal legislation; blanket rule.

12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law

Реферат

Abstract

Еще в ИТК РСФСР 1970 г. было установлено, что вес одной посылки или бандероли, направляемой осужденным в места лишения свободы, ограничивается действующими почтовыми правилами. Вес передачи не должен был превышать максимально допустимого по почтовым правилам веса посылки (ст. 28). Указанная бланкетная норма в несколько измененной редакции в 1997 г. была перенесена в УИК РФ, поэтому до настоящего времени в части определения веса почтовых посылок (соответственно передач) действует бланкетная норма: ч. 1 ст. 90 УИК РФ отсылает в этом вопросе к почтовым правилам.

Почему же законодатель в ИТК РСФСР и УИК РФ не установил вес почтовых посылок и передач непосредственно в нормах этих кодексов, почему решил прибегнуть к бланкетной норме, отослав правоприменителя к почтовым правилам? Следует отметить, что использование бланкетных норм в законодательстве в целом и в уголовно-исполнительном в частности - обычный прием юридической техники. В общей теории права он имеет свое обоснование. Так, известный ученый В. М. Сырых считает, что использование бланкетных норм актуально в тех случаях, когда законодатель хочет особо подчеркнуть важность нормативных предписаний, находящихся за пределами данного закона [1, с. 171]. Как нам представляется, указанный мотив имеет место и при решении вопроса об использовании бланкетной нормы при определении веса почтовых посылок и передач. Так, в 1970 г. впервые был принят нормативный правовой акт на уровне закона, который регламентировал исполнение уголовных наказаний. В ст. 8 ИТК РСФСР было определено правовое положение осужденных, гарантирующее сохранение правового статуса гражданина СССР с ограничениями, установленными законодательством, приговором суда и режимом отбывания наказания. После имевших место грубых нарушений законности, массовых репрессий (1917-1953 гг.) и последовавшего за этим времени непоследовательных попыток их устранения (19561970 гг.) признание в законе того, что осужденный независимо от совершенного преступления остается гражданином государства с соответствующим правовым статусом, было действительно знаковым событием [2, с. 14]. Соответственно в нормах, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания, появились положения, отсылающие к нормам законодатель-

ства, регулирующим отношения, свойственные обычной жизни граждан. Аналогичный мотив был характерен для законодателя и при сохранении бланкетной нормы в УИК РФ. Хотя не следует отрицать и учет законодателем интересов оптимизации правового материала.

Однако у бланкетных норм есть одна особенность. Их использование требует постоянного отслеживания изменений в законодательстве. Более того, такой мониторинг необходим на более ранних стадиях - при анализе тенденций правового регулирования и прогнозировании предстоящих изменений. Бланкетные нормы потенциально опасны тем, что могут произойти изменения, которые не отвечают целям и принципам законодательства, в которых они содержатся. Нередко могут возникнуть противоречия между иными нормами закона, в которых содержится бланкетная норма, и нормами, к которым она отсылает.

Именно эти последствия наблюдаются в настоящее время применительно к бланкетной норме ст. 91 уИк РФ о весе почтовых посылок и передач. В 2012 г. изменились так называемые почтовые правила: ФГУП «Почта России» был принят Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (приказ от 17.05.2012 № 114-п). Исходя из законов рыночной экономики, требующих получения максимальной прибыли и повышения конкурентоспособности почтовой связи, в указанном нормативном акте был увеличен до 50 кг вес отправляемых почтовых посылок. В перспективе до 2020 г. должны появиться большегрузные почтовые посылки весом до 500 кг [3]. При этом разработчики не учли (и вряд ли учтут в будущем) интересы уголовно-исполнительной системы, где максимальный вес посылок был ограничен 20 кг.

Данное правовое противоречие существует с 2012 г. В 2018 г. на него обратили внимание осужденные, отбывающие лишение свободы, их родственники и правозащитники, которые в своих многочисленных обращениях в государственные органы стали настаивать на предоставлении осужденным права получать почтовые посылки и передачи весом до 50 кг. В ряде субъектов Российской Федерации их поддержали прокуроры, надзирающие за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний, и региональные уполномоченные по правам человека. В связи с поступившими обращениями экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Рос-

сийской Федерации обратился к автору настоящей статьи с просьбой высказать свое мнение по проблеме определения веса почтовых посылок и передач. Ниже приводится экспертное заключение, направленное в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, которое в настоящее время готовит законопроект об изменении ч. 1 ст. 91 УИК РФ.

Экспертное заключение по проблеме определения веса почтовых посылок и передач для осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы (обращение председателя экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации от 13 августа 2018 г.)

1. В части первой ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что «осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей:

а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества;

б) мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки».

2. Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п, содержит пять видов посылок с определением максимального веса каждой из них:

1) Мелкая посылка - посылка весом до 3 кг, большая сторона которой не превышает 35 см, а сумма трех измерений не превышает 70 см (п. 3 Порядка).

2) Стандартная посылка - посылка весом до 10 кг минимальным размером 165 х 120 х 100 мм, 265 х 165 х 50 мм, максимальным -425 х 265 х 380 мм (п. 11.2 Порядка).

3) Тяжеловесная посылка - посылка весом от 10 до 20 кг минимальным размером 165 х 120 х 100 мм, 265 х 165 х 50 мм, максимальным - 425 х 265 х 380 мм (п. 11.2 Порядка).

4) Нестандартная посылка - посылка весом до 20 кг в нестандартной упаковке минимальным размером 165 х 120 х 100 мм,

265 х 165 х 50 мм, размер адресной стороны не менее 105 х 148 мм, максимальным - сумма измерений трех сторон не более 300 см. Допускается пересылка отправлений, свернутых трубкой (п. 11.2 Порядка).

5) Тяжеловесная крупногабаритная посылка - посылка весом от 10 до 50 кг минимальным размером 425 х 265 х 380 мм, максимальным - 1900 х 1300 х 3500 мм (п. 11.2 Порядка).

3. В ч. 1 ст. 90 УИК РФ в отношении веса посылок предусмотрена бланкетная норма. В условиях ее действия осужденные к лишению свободы вправе получать установленные в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (приказ ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п) все пять видов посылок, включая и тяжеловесные крупногабаритные посылки весом от 10 до 50 кг.

4. Рассматриваемая бланкетная норма ч. 1 ст. 90 УИК РФ применяется с момента принятия и введения в действие с 1 июля 1997 г. УИК РФ. Однако за этот период изменились сами почтовые правила, которые по мере развития новых технологий в почтовом деле стали предусматривать иные параметры почтовых отправлений, в том числе посылок и бандеролей. В результате этого появилось рассогласование между Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, и Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п. Так, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено, что общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания не может превышать 36 кг. На основании этого положения территориальные органы ФСИН России заявили о своей позиции о неприемлемости приема адресованных осужденным тяжеловесных крупногабаритных посылок весом от 10 до 50 кг.

Все это вызвало появление обращений осужденных в неправительственные правозащитные организации, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в органы прокуратуры, Федеральную службу исполнения наказаний и Министерство юстиции Российской Федерации. В процессе обмена письменными обращениями были даны толкования данной спорной ситуации, а также

приведены доводы, на которых необходимо остановиться.

4.1. Довод о том, что Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п, не является почтовыми правилами, на которые делается отсылка в ч. 1 ст. 90 УИК РФ, не может быть принят во внимание. В УИК РФ не дается название конкретного нормативного акта, а указывается на совокупность норм (правил), содержащихся в различных нормативных актах, относящихся к почтовой сфере деятельности государства.

4.2. Не можем поддержать также довод о том, что положения указанного Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений не носят нормативного характера. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 3176-ФЗ «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно Минкомсвязью России. В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, указанное министерство предоставило право операторам почтовой связи устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи, а также предельные размеры, вес и допустимые вложения указанных почтовых отправлений. Фактически Минкомсвя-зи России делегировало свои полномочия в части нормативного регулирования ряда отношений федеральному оператору почтовой связи - ФГУП «Почта России». Следует отметить, что такое делегирование прошло правовую проверку: приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» 26.12.2014 зарегистрирован в Минюсте России под номером 35442.

4.3. Не можем согласиться с утверждением о том, что отношения по определению веса посылок и передач, поступающих (передаваемых) осужденным в исправительные учреждения, являются исключительно гражданскими правоотношениями, регламентируемыми нормами ГК РФ (договор оказания услуг). Нормы гражданского законодательства в части оказания услуг почтовой связи действуют с момента заключения договора на пересылку внутренних почтовых

отправлений до момента его исполнения в виде выдачи посылки в почтовом отделении уполномоченным представителям администрации исправительного учреждения. Дальнейшие действия по доставке почтовых отправлений регламентируются нормами отчасти трудового, отчасти административного и отчасти уголовно-исполнительного законодательства. Уголовно-исполнительным законодательством в соответствии со ст. 2 УИК РФ регламентируются отношения, возникающие:

- при решении вопроса о приеме посылки на почте и доставке ее осужденному в исправительное учреждение (в пределах решения вопроса о соблюдении лимита и временных рамок получения посылок, установленных в ч. 1 и 3 ст. 90 УИК РФ, ст. 121, 123, 125 и 131 УИК РФ);

- досмотре содержимого посылки и решении вопроса о выдаче содержимого осужденному либо об уничтожении или помещении на склад присланных вещей, изделий или веществ, а также о зачислении на лицевой счет денежных средств (ч. 4 и 5 ст. 90 УИК РФ).

Поэтому определение максимального веса посылок, а тем более передач (поступление последних полностью регламентируется нормами уголовно-исполнительного законодательства) является компетенцией уголовно-исполнительного законодательства. Оно должно производиться законодателем с учетом всего спектра экономических, политических, социальных и духовных факторов, определяющих те или иные изменения и дополнения уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства.

5. В качестве политического (внешнеполитического) фактора следует указать на требования и рекомендации международных стандартов, определяющих обращение с осужденными к лишению свободы.

Так, в правиле 5.1 Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Ман-делы) в качестве общеобязательного стандарта установлено, что «тюремный режим должен стремиться сводить до минимума ту разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая ослабляет чувство ответственности заключенных или уважение их достоинства как человеческой личности». Однако конкретных рекомендаций в отношении получения почтовых посылок и передач, тем более их веса, данный международный акт не содержит, предоставляя

самим государствам определять ту разницу между жизнью в тюрьме и на свободе, которая будет иметь место в области получения осужденными указанных почтовых отправлений и передач.

Аналогичный подход прослеживается в Европейских пенитенциарных правилах 2006 г., где в п. 5 Основных принципов установлено, что «жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе». Для решения вопроса о целесообразности получения почтовых посылок и передач косвенное значение имеет закрепленная в п. 24.5 данных правил обязанность администрации пенитенциарных учреждений помогать заключенным поддерживать адекватные контакты с внешним миром и оказывать им с этой целью соответствующую материальную поддержку. Схожее значение имеет требование к режиму пенитенциарного учреждения, заключающееся в необходимости обеспечивать материальные потребности заключенных (п. 25.3).

6. Представляется, что при определении максимального веса посылок и передач осужденным в первую очередь должны учитываться социальные факторы. Посылки и передачи осужденным, их количество и вес входят в содержание условий отбывания лишения свободы, они отчасти характеризуют карательное содержание наказания в виде лишения свободы. Свидетельством этому является то, что в ст. 121, 123, 125 и 131 УИК РФ регламентированы нормы получения посылок осужденными мужчинами, отбывающими наказание в исправительных колониях. Данные нормы дифференцированны в зависимости от вида режима исправительной колонии (общий, строгий, особый) и условий отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие). Соответственно распределение осужденных по видам режима исправительных колоний определяется тяжестью совершенного преступления (категории преступлений), формой вины и рецидивом. Распределение осужденных по различным условиям отбывания наказания в исправительных колониях зависит в основном от поведения осужденного, включая факт совершения преступления в местах лишения свободы. В такой дифференциации проявляется механизм достижения целей наказания, в первую очередь восстановления социальной справедливости и исправления осужденных.

Было бы нелогичным исходя из указанных социальных факторов относить регла-

ментацию количества посылок и передач к компетенции уголовно-исполнительного законодательства, а их вес - к нормам гражданского законодательства (Почтовым правилам), ориентирующимся в основном на технические возможности почтовой службы и экономические приоритеты (в частности, получение максимальной прибыли). При сохранении действующих в ч. 1 ст. 90 уИк РФ норм об определении веса посылок и передач в будущем с развитием технологий мы можем столкнуться, к примеру, с большегрузными посылками весом в 500 кг. О таком развитии ситуации свидетельствуют положения разработанной во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № АД-П10-9252 Концепции развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 г., в которой предусмотрена в перспективе масса почтовых отправлений вместе с упаковкой 50 кг, а для тяжеловесных почтовых отправлений - 500 кг.

7. Согласно проведенной с 12 по 18 ноября 2009 г. восьмой специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не получали ни одной посылки и передачи 31,9 % содержащихся в воспитательных колониях, 33,1 % осужденных женщин, содержащихся в исправительных колониях общего режима, и 18,4 % осужденных мужчин в исправительных колониях общего, строгого и особого режима. Не получали бандеролей соответственно 93,6 %, 90,5 % и 56,7 % осужденных. Также была зафиксирована достаточно высокая доля лиц, которые получали по одной посылке или передаче, а также бандероли. В настоящее время, возможно, эти цифры изменились, для их уточнения необходимо проведение в 2019 г. девятой специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Однако даже при изменении доли таких осужденных они представляют довольно серьезную, скрытую и потенциально конфликтную массу лиц, которые негативно отнесутся к увеличению веса посылок, получаемых другими осужденными. Любые ультралиберальные увеличения норм получения посылок и передач, их веса, суммы разрешенных для расходования денег, возможности получения дополнительных платных услуг будут приводить к дальнейшему социальному расслоению осужденных в местах лишения свободы в зависимости от их материального положения. Это в свою очередь чревато возникновением конфликтов среди осужденных, расширением практики вымо-

гательства материальных благ у «богатых» осужденных, консолидацией осужденных и их подчинением ворам в законе и другим авторитетам, как правило имеющим возможность распоряжаться поступившими в адрес других осужденных посылками, передачами и денежными средствами. Об этом ярко свидетельствует существующая практика деятельности мест лишения свободы; в связи с необоснованными либеральными шагами в области улучшения материального положения осужденных она может расшириться и укрепиться.

8. При сохранении существующего в настоящее время законодательства о возможности получения тяжеловесных крупногабаритных почтовых посылок весом до 50 кг может возникнуть угроза дискриминации отдельных категорий осужденных, поскольку тяжеловесные крупногабаритные посылки могут отправляться в те местности, где есть специально выделенные для этого отделения почтовой связи. В той же местности, где нет таких отделений, осужденные будут получать посылки весом до 20 кг. Все это будет нарушать принцип равенства осужденных перед законом, порождать конфликтные ситуации между осужденными, а также между осужденными и персоналом исправительных учреждений.

9. При решении этого вопроса следует ориентироваться также на экономические факторы. Необходимыми условиями для приема и выдачи тяжеловесных крупногабаритных посылок в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений названы:

- наличие специально выделенных для приема и выдачи посылок отделений почтовой связи (п. 11.4 Порядка). Речь идет об отделениях, специально оборудованных механизмами и приспособлениями, позволяющими осуществлять прием и выдачу тяжеловесных крупногабаритных посылок (транспортеры, электро- и автоподъемники и т. д.);

- отсутствие перегрузки посылок в пути их следования (п. 11.5 Порядка).

Посылки, поступившие в адрес осужденных, получают на почте сотрудники исправительных учреждений. Соответственно, необходимым условием для получения на почте и выдачи осужденным в исправительном учреждении тяжеловесных крупногабаритных посылок должно являться наличие специальных механизмов и оборудования для перевалки таких посылок. Кроме того, необходимо увеличение штата сотрудни-

ков, осуществляющих досмотр содержимого посылок, а также емкостей складов и холодильных установок в местах лишения свободы. Все это потребует дополнительных материальных затрат бюджета государства на содержание мест лишения свободы. Прием и выдача персоналом столь тяжелых крупногабаритных грузов без приобретения и установки специальных приспособлений и механизмов может повлечь нарушение правил охраны труда и техники безопасности, особенно для персонала женского пола.

10. В настоящее время Минюстом России подготовлен законопроект о регламентации веса почтовых посылок и передач, а также почтовых бандеролей. Данный законопроект с участием автора настоящего экспертного заключения 25.10.2018 был обсужден на заседании постоянно действующей рабочей группы по рассмотрению проектов нормативных правовых актов, подготовленных в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-Р.

Экспертом была поддержана концепция представленного законопроекта и его основные положения. Кроме того, были внесены поправки редакционного плана с изложением ч. 1 ст. 90 УИК РФ в следующей редакции:

«1. Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей:

а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества;

б) мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.

Максимальный вес одной посылки или одной передачи не должен превышать двадцати килограммов, вес одной бандероли -двух килограммов».

Представляется, что указанная норма может быть предложена в рабочую группу Минюста России с обоснованием, изложенным в экспертном заключении.

Все ли проблемы будут решены путем изменения ч. 1 ст. 90 УИК РФ? Конечно, нет.

В этой же части статьи по-прежнему останется правило о том, что осужденные несовершеннолетние и женщины получают посылки и передачи без ограничения их количества. При этом не следует понимать

эту норму таким образом, что осужденные из указанных категорий могут каждый день получать по посылке или передаче. Это далеко не так. Данная норма лишь допускает, что осужденные женского пола и лица, содержащиеся в воспитательных колониях, могут получать неограниченное число посылок и передач в день. Все зависит от того, сколько их будут отправлять (приносить). Возможно, кто-то скажет, что это нереальная ситуация, лишенная здравого смысла. Но ведь и возможность получения посылок и передач весом по 50 кг тоже казалась чем-то нереальным. А сейчас это предусмотрено уголовно-исполнительным законом, есть защитники этой позиции и желающие отправлять осужденным посылки и передачи весом в 50 кг.

Следует учитывать, что в настоящее время в места лишения свободы поступает достаточное число людей, имеющих значительные материальные средства. Вполне можно представить ситуацию, когда родственники осужденных не пожалеют средств для устройства своеобразной клоунады в виде поступления десятков посылок и передач в

день на одного адресата. Что тогда можно противопоставить такой практике? Ограничение в весе предметов, вещей и продуктов, которые могут находиться у одного осужденного в жилом помещении и на складе (36 кг и 50 кг соответственно). Но это не аргумент для омбудсменов, прокуратуры и суда, поскольку все эти ограничения установлены в подзаконном нормативном акте, а норма о получении посылок и передач предусмотрена в УИК РФ. Тогда вновь придется собираться рабочей группе при Минюсте России и решать, каким образом выйти из этой ситуации.

Все изложенное выше приводит к выводу о том, что в нормах уголовно-исполнительного права нет чисто технических норм. Все нормы, закрепляющие количественные показатели, имеют политико-правовое содержание, поскольку они характеризуют положение человека в условиях отбывания уголовного наказания. Необходим постоянный мониторинг их применения, особенно если количественные показатели, такие как вес почтовых посылок, закреплены в бланкетных нормах.

| список литературы

1. Законодательная техника : науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000. 272 с.

2. Комментарий к Исправительно-трудовому кодексу РСФСР / под науч. ред. А. С. Михлина, И. В. Шмарова. М., 1994. 223 с.

3. Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71035736/#ixzz5V8s0zhtI (дата обращения: 24.10.2018).

■ references

1. Zakonodatel'naya tekhnika : nauch.-prakt. posobie / pod red. YU. A. Tihomirova [Legislative technique : scientific and practical manual : ed. by Yu. A. Tikhomirov.]. Moscow, 2000. 272 p. (In Russ.).

2. Kommentarij k Ispravitel'no-trudovomu kodeksu RSFSR / pod nauch. red. A. S. Mihlina, I. V. SHmarova [Comment to the correctional labor code of the RSFSR : ed. by A. S. Mikhlin, I. V. Shmarov]. Moscow, 1994. 223 p. (In Russ.).

3. Koncepciya razvitiya pochtovoj svyazi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The concept of postal communication development in the Russian Federation for the period up to 2020]. Availabte at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71035736/#ixzz5V8s0zhtI (accessed 24.10.2018). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.