Научная статья на тему 'Проблема определения термина «Δικαισύνη» в Послании апостола Павла к Римлянам'

Проблема определения термина «Δικαισύνη» в Послании апостола Павла к Римлянам Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
праведность / послание / апостол Павел / библеистика / текстология / righteousness / epistle / Apostle Paul / biblical studies / textual studies

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Удод Дмитрий Олегович

Термин праведность «δικαισύνη» неоднократно фигурирует в разных посланиях святого апостола Павла. При этом наиболее «проблемным», с богословской точки зрения, является учение об оправдании в послании к Римлянам. Стоит отметить, что в контексте истории христианской Церкви возникали многочисленные споры относительно понимания данного учения в целом. Однако наиболее явно данная проблема коснулась паствы так называемой Западной Церкви. В данной работе мы не будем затрагивать историческую тему данных богословских споров. В свою очередь мы предлагаем разобрать наиболее важные места из данного новозаветного источника, а также кратко рассмотреть параллельные библейские тексты, затрагивающие данную тему. Как основной научный инструмент автором статьи используется метод текстологический анализа. В качестве опоры в данной работе используются как традиционные экзегетические толкования, так и отечественная, а также зарубежная научная литература. Помимо этого, как уже мы отмечали выше, для аргументации научной позиции автора не редко приводятся параллельные места из Священного Писания. Подобный широкий спектр трудов позволяет наиболее обширно взглянуть на рассматриваемую проблему, а соответственно получить корректные результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of defining the term «Δικαισύνη» in the epistle of the Apostle Paul to the Romans

The term righteousness "δικαισύνη" repeatedly appears in various epistles of the Holy Apostle Paul. At the same time, the most "problematic", from a theological point of view, is the doctrine of justification in the epistle to the Romans. It is worth noting that in the context of the history of the Christian Church, numerous disputes have arisen regarding the understanding of this teaching as a whole. However, this problem most clearly affected the flock of the so-called Western Church. In this paper we will not touch on the historical topic of these theological disputes. In turn, we propose to analyze the most important passages from this New Testament source, as well as briefly consider parallel biblical texts dealing with this topic. As the main scientific tool, the author of the article uses the method of textual analysis. Both traditional exegetical interpretations and domestic and foreign scientific literature are used as a support in this work. In addition, as we have already noted above, parallel passages from the Holy Scriptures are often cited to argue the scientific position of the author. Such a wide range of works allows you to take the most extensive look at the problem under consideration, and, accordingly, to obtain correct research results.

Текст научной работы на тему «Проблема определения термина «Δικαισύνη» в Послании апостола Павла к Римлянам»

Удод Дмитрий Олегович

священник, аспирант E-mail: udod9494@mail.ru

Московская духовная академия Русской православной церкви

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра

Проблема определения термина «Д1кшаигф> в Послании апостола Павла к Римлянам

Термин праведность «б1ка1стшп» неоднократно фигурирует в разных посланиях святого апостола Павла. При этом наиболее «проблемным», с богословской точки зрения, является учение об оправдании в послании к Римлянам. Стоит отметить, что в контексте истории христианской Церкви возникали многочисленные споры относительно понимания данного учения в целом. Однако наиболее явно данная проблема коснулась паствы так называемой Западной Церкви. В данной работе мы не будем затрагивать историческую тему данных богословских споров. В свою очередь мы предлагаем разобрать наиболее важные места из данного новозаветного источника, а также кратко рассмотреть параллельные библейские тексты, затрагивающие данную тему. Как основной научный инструмент автором статьи используется метод текстологического анализа. В качестве опоры в данной работе используются как традиционные экзегетические толкования, так и отечественная, а также зарубежная научная литература. Помимо этого, как уже мы отмечали выше, для аргументации научной позиции автора не редко приводятся параллельные места из Священного Писания. Подобный широкий спектр трудов позволяет наиболее обширно взглянуть на рассматриваемую проблему, а соответственно получить корректные результаты исследования.

Ключевые слова: праведность, послание, апостол Павел, библеистика, текстология.

Для цитирования: Удод Д.О. Проблема определения термина «Д1ка1стшг|» в Послании апостола Павла к Римлянам // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 2. С. 62-69. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0110

Dmitry O. Udod

Priest, PhD Student E-mail: udod9494@mail.ru

Moscow Theological Academy of the Russian Orthodox Church

Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, Moscow region 141300

The problem of defining the term «AiKaiauvn» in the epistle of the Apostle Paul to the Romans

The term righteousness "SiKaicuvr)" repeatedly appears in various epistles of the Holy Apostle Paul. At the same time, the most "problematic", from a theological point of view, is the doctrine of justification in the epistle to the Romans. It is worth noting that in the context of the history of the Christian Church, numerous disputes have arisen regarding the understanding of this teaching as a whole. However, this problem most clearly affected the flock of the so-called Western Church. In this paper we will not touch on the historical topic of these theological disputes. In turn, we propose to analyze the most important passages from this New Testament source, as well as briefly consider parallel biblical texts dealing with this topic. As the main scientific tool, the author of the article uses the method of textual analysis. Both traditional exegetical interpretations and domestic and foreign scientific literature are used as a support in this work. In addition, as we have already noted above, parallel passages from the Holy Scriptures are often cited to argue the scientific position of the author. Such a wide range of works allows you to take the most extensive look at the problem under consideration, and, accordingly, to obtain correct research results.

Keywords: righteousness, epistle, Apostle Paul, biblical studies, textual studies.

For citation: Udod D.O. The problem of defining the term «AiKaiauvrp in the epistle ofthe Apostle Paul to the Romans. Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 2, pp. 62-69. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0110

Термин «праведность» («51Ш1о6уп») в Послании к Римлянам встречается 34 раза, имея в контексте послания несколько смежных значений. Следует отметить, что при обсуждении вопроса в области этимологии среди исследователей возникают значительные разногласия (в особенности относительно понятия «51каюш» [«оправдание»]) [Иларион (Алфеев), 2018. С. 65].

Наиболее часто споры ведутся при детальном исследовании текстов следующих отрывков: Рим. 1:16-17, Рим. 3:21-24, Рим. 10:4-10.

В данной работе мы ставим целью проанализировать вышеуказанные группы стихов, рассмотрев возможные варианты этимологии термина «51шюиуп» в рамках православной традиции и оставив за пределами нашего исследования многовековую межконфессиональную полемику.

Ниже мы предлагаем рассмотреть отрывки с употреблением термина «51каюиуп», а также его производных, предложив краткий экзегетический анализ.

Однако прежде необходимо сказать, что сам термин «51Ш1о6уп» помимо апостольских посланий используется достаточно часто как в Священном Писании Нового Завета, так и в Ветхом Завете.

В связи с этим в данном исследовании мы также коснёмся важного вопроса, является ли учение апостола Павла революционным в рамках текстов Священного Писания, или же оно является логическим продолжением ветхозаветной традиции.

Итак, впервые термин «праведность» встречается нам в рамках 17-го стиха первой главы Послания к Римлянам1:

ôtKatoauvn yàp 0soû èv aùtw änoKaXuntstai ек niatswç sic; niativ, ка0шс; yéypantai ô ôè ôiKaio; ек niatswç Z^astai. (Рим. 1:17 BGT)

Ибо правда Божия в нём [благовествовании] открылась от веры в веру, как написано: «А праведный верой жить будет».

Необходимо сказать, что 17-й стих тесно связан с контекстом предыдущего отрывка. В нём термин «то eùayyéAiov» («благовествование») выступает в качестве предиката [Oliver, 2018. P. 2].

При этом само слово («то eùayyéAiov») имеет в виду не какое-то абстрактное благовествование словом, но, как утверждает святой Ефрем Сирин, возвещение Божественной истины через праведную жизнь. Т. е., по мысли святого отца, апостол Павел как бы говорит, что для получения спасения нужно руководствоваться деятельным примером веры праотцев [Свт. Ефрем Сирин, 2014. С. 13].

Здесь же святой Павел раскрывает то, каким образом Божья сила через благовествование ведёт нас ко спасению. На это указывает введение частицы «уар» (указание на причинность) [Rutherford, 2017. P. 9].

Также следует сказать и о близкой синтаксической связи между терминами «niaieuç» («вера») и «ôiKaioauvn» («праведность»). Эта же связь будет прослеживаться в более позднем отрывке (Рим. 10:6-10), поэтому мы подробнее обсудим данный вопрос ниже._

1 Здесь и далее греческие тексты приведены по электронному изданию BibleWorks. BibleWorks 10. Copyright (c) 2015 Bibel Works, LCC. Version 10.0.4.114. (Electronic edition).

«'О 5е ¿к тотеш^ ^Поета1» («праведный верой жить будет») — весьма интерес-

ный отрывок, который несколько раз встречается нам в Писании. Эта часть стиха является цитатой из Аввакума (Авв. 2:4), а также используется в Послании к Галатам (Гал. 3:11) и Евреям (Евр. 10:38). Фактически он означает, что праведник — это тот человек, который живёт согласно истине Божией [СгапАеЫ, 1985. Р. 101].

Таким образом, в данном случае мы видим прямое продолжение ветхозаветной традиции понимания данного термина. В подтверждение данной мысли приведём ещё несколько схожих отрывков из ветхозаветных текстов:

a^oin 6s люто; t^v eautou o6ov (Иов. 17:9 BGT) Но праведник будет держаться пути своего...

D"11 ¡'1^ ТПИЧ (Иов. 17:9 BHS) Но праведник будет держаться пути своего.

o; dvaatp£9£tai ацшцо; ev 6iKaioauvn (Притч. 20:7 BGT) Праведник ходит в непорочности

7'та innn "ftnnn (Притч. 20:7 BHS) Ходящий в непорочности праведен

Kai toi; npoatay^aaiv цои nsnopsutat Kai та SiKai^^atd цои n^uAaKTai тои noi^aai auTa 6iKaio; (Иез. 18:9 BGT) поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои: то он — праведник...

¡'1^ DON niWi/7 'UDWni ^70' 'Л1 ¡7П11 (Ezek. 18:9 BHS) Ходящий по заповедям Моим и суды Мои хранящий для творения истины — праведник

Интересен также и другой стих:

6iKaiou^£voi 6wpeav т^ auTou xdpiTi 6ia т^с dnoAmpwaetoc т^с ev Хрютф 'Inaou (Рим. 3:24 BYZ) Получая оправдание даром по Его благодати через искупление во Христе Иисусе

Данный отрывок, который берёт своё начало с 21-го стиха (Рим. 3:21), является своего рода поворотной точкой в контексте рассматриваемой нами темы (на данное обстоятельство указывают вводные слова 21-го стиха «но ныне» [vuv! 5е]) [Barret, 1958. P. 69]. Наиболее подробное раскрытие, по нашему мнению, рассматриваемая здесь тема получит в десятой главе послания.

В этом стихе мы встречаем пассивное причастие «SiKaiou^voi» («оправдание»). Данная грамматическая форма может свидетельствовать о том, что дар оправдания дан человеку Богом безвозмездно [Aklilu Kuma. P. 9].

Согласно мнению протестантских исследователей, апостол Павел в этом стихе декларирует, что со времён искупительной жертвы Христа христиане оправданы благодатью Бога. На данный факт указывает каузальная форма причастия «SiKaiou^voi» («оправдание»).

В связи с таким пониманием данного отрывка впоследствии протестантами будет сформулировано известное «учение об оправдании верой».

Стоит отметить, что в схожем ключе ими толкуются и следующие два стиха:

Nuvl 6S XwPlC vo^ou StKatoauvn 0£ou n^avepwtat цартироиц^п ило tou vo^ou Kal twv npo9nt^v,

StKatoauvn 6s 0£ou 6ia niat£toc 'Inaou Xpiatou £ic navta; touc mat£uovtac;. (Рим. 3:21-22 BYZ)

Но сейчас вместо закона явлена праведность Божия, засвидетельствованная через закон и пророков,

а праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех верующих верующему.

Однако необходимо сказать, что в данном случае автор использует иные грамматические формы, из-за чего вышеуказанное предложение несёт другую смысловую нагрузку.

В частности, в данном отрывке, используя термин «51Ш1о6уп»2, апостол Павел мог иметь в виду, что праведность даётся человеку безвозмездно (независимо от дел Ветхого Закона). Также вполне возможно иное осмысление: праведность является деятельным свойством Божиим.

Стоит отметить, что оба варианта можно встретить в контексте Писания Ветхого Завета.

О праведности как безвозмездном даре читаем следующее:

Kal eniat£ua£v APpaц тш 0£ф Kal ¿\oyia0n autw £i; StKatoauvnv (Gen. 15:6 BGT) И поверил Авраам Богу, и вменилось ему в праведность.

:п[77^ I? nnwm njnQ декп (Gen. 15:6 BhS) И поверил Господу и вменилось ему в праведность

Kal eatn Ф^££; Kal ¿^tXaaato Kal ¿Konaa£v ^ 0pauaic Kal ¿\oyia0n autw £i; StKatoauvnv (Ps. 105:30-31 bGt) И встал Финеес, и произвел суд, — и остановилась язва. И [это] вменено ему в праведность

:пэдпп iayrii IIDM om1; "гпум П|77^7 1? n^nni (Пс. 106:30-31 BHS) И встал Финеес, и произвел суд, — и остановилась язва. И вменилось ему в праведность

Следует заметить, что в данном случае используется пассивная конструкция, что указывает на Бога как действующее лицо в деле оправдания. Таким образом, в тексте говорится не столько о личных заслугах, сколько об их оценке со стороны Божественного Суда.

Также есть и другое указание на рассматриваемый нами тезис:

ел' aut^c ou yap enl tai; StKatoauvatc %£t; 6£o^0a ev tai; npoa£uxaic evwrnov aou aAAa 6ia то aov sA.£o; (Дан. 9:18 BGT)

молитвы наши к Тебе не вменяем за праведность нашу; но уповаем на твоё милосердие.

2 Изначально этот глагол относится к судебной сфере, как и многие смежные термины, используемые апостолом в данном послании (напр., «преступление» [параптшца]). Возможно, автор послания не намеренно пользуется подобным юридическим лексиконом, проводя параллели между Богом и человеком; между строгостью судебного процесса и исполнением Ветхого Закона [Иларион (Алфеев), 2018. С. 67].

'э □'l7'!E5)g mmN и'л'тту"7у N7

(Dan. 9:18 BHS)

Не на праведность нашу мы уповаем, творя молитвы наши пред лицом Твоим, но на милость Твою великую

В этом месте пророк Даниил напрямую говорит, что перед Богом в принципе невозможно оправдаться только собственными праведными делами.

А о том, что Бог праведен и изливает эту праведность на других людей, говорится также неоднократно в Ветхом Завете:

0£ос люто; Kai ouk sa™ d6iKia 6iKaio; Kai 5aio; Kupio; (Втор. 32:4 BGT) Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен Господь

:Nin im ¡'IN 7iy щ "niiON 7N (Втор. 32:4 BHS) Бог истинен и нет неправды в Нём; праведен и справедлив Он

5т1 6iKaio; Kupio; Kai SiKaioauva; ^yannasv £u0uтnтa sI6sv то npoawnov auTOu (Пс. 10:7 BGT) ибо праведен Господь и любит правду; лице Его видит праведника

МП'ЗЭПП' iU inN Di71N nin' 7'1Т'Э T T J v: V Т т Л" Т _|| т • т »• | j * - 1 (Пс. 11:7 BHS) ибо праведен Господь и любит правду; праведника видит пред лицом Своим

о 6s Kupio; 6iKaio; ev цшф au^c Kai ou noqafl a6iKov npwi npwi 6wasi Kpi^a auTOu si; фш; Kai ouk dnsKpuPn (Соф. 3:5 BGT) Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно

177:111 1711 n7|y niuv N7 nii"i77^ njn' iiN'7 131' (Соф. 3:5 BHS) Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет свет Свой

Впрочем, предлагаем разобрать подробнее каждое из значений, не выходя за рамки самого послания.

Если мы рассматриваем данное выражение как «праведную деятельность Бога», то признаём, что автор послания использует субъективный родительный падеж.

В качестве аргумента, что данное предположение является верным, следует ещё раз рассмотреть отрывок Рим. 1:17, где мы находим схожую грамматическую конструкцию.

Здесь, в стихе 17, термин «праведность Божья» мы можем понимать как «деятельное проявление Бога» в связи с тем, что эта конструкция используется в субъективном родительном падеже. То, что данное выражение имеет именно субъективную форму, можно понять, исходя из предыдущего стиха (Рим 1:16), в котором выражение «5uvaцlq yap 0eou» («Божественная сила») явно используется в данной форме [Aklilu Kuma. Р. 7-8].

В свою очередь, мы имеем иную интерпретацию слов апостола Павла, если определяем, что «SiKaiouvn» используется в объективном родительном падеже. В этом случае праведность фигурирует как дар Бога человеку.

В качестве аргумента сторонники данной версии приводят синтаксически схожий отрывок из Книги пророка Аввакума:

eav unoat£iXntat ouk £u6oK£i ^ ^u^n |*ou ev autw о 6s SiKato; ек niat£toc цюи Z^a£tat (Авв. 2:4 BYZ)

Вот, надменен неправедный душой своей; а праведник верой своей жив будет.

В частности, они указывают, что в данном случае используется объективный родительный падеж, а значит, и в отрывке Рим. 3:21-22 автор мог употребить ту же форму. Однако в настоящее время эта гипотеза является спорной, хотя и имеет большое количество последователей [там же. Р. 8-9].

Впрочем, вполне вероятно, что святой Павел мог вложить в свой текст оба смысла.

Наконец, следует рассмотреть и ряд стихов из десятой главы (Рим. 10:6-10), которые являются квинтэссенцией всего вышесказанного.

Начнём с четвёртого (вводного) стиха:

TsXo; yap vo^u xpiato; £i; SiKaioauvnv navtl ту niat£uovti. (Рим. 10:4 BYZ)_

Ибо конец закона — Христос, в праведность всякому верующему

Здесь апостол Павел говорит, что теперь для нас, христиан, Моисеев закон не имеет той обязательности, которая присутствовала до пришествия Христа в мир.

Теперь, когда Ветхий Закон был исполнен Сыном Божиим, то цель человека (спасение и обожение) достигается иными путями, которые указывает нам апостол (Рим. 10:6-8):

шотеш^ 51каюаиуп (Рим. 10:6)

то рпца тп$ шотеш^ (Рим. 10:8)

Оба эти понятия как раз и заключают в себе всё, что необходимо христианину для искомого спасения: а) принятие слова веры (то рпца тп^ шотеш^); б) праведная (деятельная) жизнь по вере (шотеш^ 51каюоиУп).

Таким образом, в данной группе стихов с опорой на ветхозаветную традицию апостол Павел связывает сразу три понятия: праведность, веру и спасение. Именно через эту неразрывную связь мы можем наиболее полно раскрыть значение термина «51Ш1О6УП».

Это слово, как мы видим, вмещает в себя гораздо большее, чем справедливая жизнь в юридическом смысле. Праведность — это не что иное, как отражение нашей веры (её деятельное завершение), а вместе с тем и её начало (т. к., по слову апостола Иакова, «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» [Иакова 2:17]). Вместе же оба этих явления составляют как бы единый ключ, отворяющий нам дверь в Царство спасения.

Литература

Иларион (Алфеев), митр. Благодать и Закон. Толкование на Послания апостола Павла к Римлянам. М.: Издательский дом «Познание», 2018. Свт. Ефрем Сирин. Творения. Т. VII. М.: Русский Паломник, 2014. Aklilu Kuma. Righteousness Language in Paul (Romans 3:21-26). Barrett C.K. A commentary on the Epistle to the Romans. New York, 1958.

Bible Works 10. Copyright (c) 2015 Bible Works, LLC. Version 10.0.4.114. (Electronic edition). Cranfield B.B. A critical and exegetical commentary on the Epistle to Romans. Vol. 1 Romans 1-8. Edinburgh, 1985.

Oliver W.H. Faith, righteousness and salvation in Romans // Theological Studies. 2018, vol. 74, no. 4. Rutherford J.A. A consideration of the meaning ofthe righteousness of God in Romans 1:17. Vancouver, 2017.

References

Aklilu Kuma. Righteousness Language in Paul (Romans 3:21-26). Barrett C.K. A commentary on the Epistle to the Romans. New York, 1958. Bible Works 10. Copyright (c) 2015 Bible Works, LLC. Version 10.0.4.114. (Electronic edition). Cranfield B.B. A critical and exegetical commentary on the Epistle to Romans. Vol. 1 Romans 1-8. Edinburgh, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hilarion (Alfeev), Metropolitan. Grace and Law. Commentary on the Epistles of the Apostle Paul to the Romans. Moscow, Publishing house «Knowledge», 2018. (In Russian) Oliver W.H. Faith, righteousness and salvation in Romans. Theological Studies, 2018, vol. 74, no. 4.

Rutherford J.A. A consideration of the meaning ofthe righteousness of God in Romans 1:17. Vancouver, 2017.

St. Efrem Sirin. Creations. T. VII. Moscow, Russian Palomnik, 2014. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.