ОТКРОВЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВЕДНОСТИ (РИМ. 1:16-17)
Иерей Владимир Дмитриевич Грицевич,
магистр богословия, Минская духовная академия, Белорусский государственный университет,
Беларусь, г. Минск
Аннотация. Послания апостола Павла - это важная часть в корпусе Писаний Нового Завета. Одна из ключевых тем послания - праведность, греч. Sicaioouvri. Обращаясь к различным переводам, очень сложно уловить изначальный замысел автора касательно того или иного понятия, поэтому необходимо обращение к тексту оригинала. Однако даже обращение к греческому тексту не всегда проясняет смысл Посланий. Это касается и исследуемого термина. Апостол Павел жил на границе двух культур: еврейской и греческой. В связи с этим необходимо при исследовании терминологии у Павла обращаться к литературным памятникам как еврейской, так и греческой цивилизаций.
Ключевые слова: этр, Sicaioowri, праведность, Ветхий Завет, Новый Завет, апостол Павел.
REVELATION OF DIVINE RIGHTEOUSNESS (ROM. 1:16-17)
Priest Vladimir Dmitrievich Gritsevich,
master of theology, Minsk Theological Academy, Belarusian State University, Belarus, Minsk
Abstract. The epistles of apostle Paul are an important part of the New Testament. One of the key themes of the epistles is righteousness (greek 5icaioouvr|). Turning to different translations, it is very difficult to catch the original intention of the author regarding a particular concept, so it is necessary to refer to the original text. However, even an appeal to the Greek text does not always clarify the meaning of the Epistles. This also applies to the term under study. The Apostle Paul lived on the border of two cultures: Jewish and Greek. In this regard, when studying the terminology of Paul, it is necessary to refer to the literary monuments of both the Jewish and Greek civilizations.
Key words: этр, 5icaioouvr|, righteousness, Old Testament, New Testament, Apostle Paul.
Введение
Послание к Римлянам является одним из основополагающих посланий апостола Павла, в котором он раскрывает свое богословие. На протяжении послания апостол последовательно рассматривает ряд тем, дополняющих и объясняющих одна другую. Послание к Римлянам - единственное из всех посланий, адре-
БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ
Иерей Владимир Дмитриевич Грицевич «Откровение Божественной Праведности» (Рим. 1:16-17)
сованное общине, не созданной лично Павлом, состоящей из довольно разнородных членов общества. В ней находились как знатные граждане Рима, так и рабы, иудеи и язычники. Подобное положение общины наложило свой отпечаток на текст послания. Апостол прибегает к различным аргументам, понятным как иудею, так и язычнику.
Одна из тем, затрагиваемая автором послания к римлянам, это тема праведности (6lкaюauvп), волновавшая как и бывших язычников, так и иудеохристиан. Апостол переосмысливает ветхозаветное понятие праведности и предлагает его своим слушателям. Бесспорно, что римляне уже были знакомы с благой вестью о Христе и имели представление о Его учении, поэтому нельзя рассматривать контекст послания Павла к Римлянам без предварительного изучения ветхозаветного, евангельского и культурного контекстов. Понятие о праведности было широко распространено в Ветхом Завете, в межзаветной литературе, в греко-римских памятниках и в Евангелии. В данной статье мы рассмотрим вводную часть Послания к Римлянам, где апостол Павел заявляет тему всего дальнейшего письма и использует различные приемы для ее раскрытия.
Рим. 1:16-17 являются вводными стихами в дальнейшую тему послания. Апостол Павел в этих стихах заявляет основную тему вероучительной части послания к Римлянам. Чарльз Баррет считает, что эти два стиха являются кратким изложением всего богословия апостола Павла в послании к Римлянам [4, р. 27]. Следует отметить, что эти два стиха представляют из себя не только начало новой темы, но они также связывают следующую часть Послания с приветствием. На это указывает союз <^ар». Таким образом, можно заключить, что этими стихами апостол заявляет о своей теме: «благовестие праведности». Апостол подчеркивает, что его главная задача - проповедь Евангелия, способная изменить человека.
Откровение Благой Вести
Свою речь апостол Павел начинает со слов «не стыжусь», что может вызывать вопросы: почему он прямо не заявляет о своей гордости проповедовать Евангелие. На эту тему есть несколько предположений:
Апостол Павел этими словами подчеркивает реалистичность своего положения, когда он хочет и должен проповедовать Евангелие. Евангелием должны гордиться христиане, но из-за того, что для некоторых оно «соблазн и безумие», постоянно подвергаются искушению и стыдятся открыто говорить о том, что они последователи Иисуса [7, р. 88].
Апостол использует литературный прием, для того чтобы опосредованно сказать, что он «гордится Евангелием». Более того, апостол подчеркивает тот факт, что он гордится тем, что он может проповедовать язычникам о том, что и они могут стать праведными, поверив во Христа. Подобный аргумент в глазах праведного иудея был «уму не постижим» и вызывал только насмешки и непонимание [4, р. 41].
Третья версия объединяет две предыдущие и заключается в том, что были такие христиане, которые стыдились проповедовать Евангелие. Кроме того, оно было предметом насмешек и неприятия. «Павлу приходилось очень часто сталкиваться с полным непониманием и отрицанием Евангелия» [16, с. 43].
Апостола Павла в те времена обвиняли в том, что его проповедь о спасении без дел Закона приведет к уничтожению отеческой веры и к безнравственности. Как об
№ 1 (12), 2022
этом заметил Карл Барт: «Бог должен был бы стыдиться нас, если бы Он не был Богом, -именно так, а не наоборот» [13, с. 9]. Вероятно, апостола Павла обвиняли даже в богохульстве, утверждая, что он нарушает Тору тем фактом, что идет проповедовать к язычникам. Иудеи считали, что Писание было дано только богоизбранному народу, и кроме него Бог не может никому открываться. Могут быть «прозелиты», но никак не верные чада [11, р. 225]. Исходя из этого пункта становится понятным следующий тезис апостола, где он утверждает, «что оно [Евангелие] есть сила Божия ко спасению каждому верующему: как Иудею, первому, так и Эллину» (Рим. 1:16)
Апостол Павел подчеркивает то, что ему не стыдно проповедовать Евангелие по той причине, что он уверен в том, что Оно - Сила Божия, благодаря которому каждый может достичь спасения. Похожий тезис мы можем найти в 1 Кор. 1:18: «слово о кресте <...> - сила Божия». Можно заключить, что апостол Павел использует два тезиса, которыми он объясняет, почему он не стесняется проповедовать Евангелие. В греческом тексте они обозначены через частицу «^ар». Таким образом, можно понять, почему апостол не стыдится проповедовать Евангелие: 1) «Оно есть сила Божия ко спасению» (Рим. 1:16Ь);
2) В Нем открывается Праведность Божия (Рим. 1:17а).
Говоря о спасении, апостол Павел имеет ввиду эсхатологический период, когда все творение получит освобождение от разрушающего его греха [9, р. 35], зла и погибели [19, с. 407]. Спасение здесь заключает в себе еще «идею сообщения блага, вечной жизни в общении с Богом» [19, с. 407]. Безусловно, всю полноту обещанных благ христиане получат только во время Второго пришествия, но некоторый отголосок будущего христиане могут ощущать уже и сейчас. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «А так как эта сила Божия бывает и в наказание (ведь когда Бог наказал египтян, то сказал: сия есть сила моя великая), и в погибель, как и сказано: «убойтеся... могущаго и душу и тело погубити в геенне» (Мф. 10:28), то апостол, вследствие этого, и говорит: иду к вам не с такою силою, несу не казни и мщение, но то, что служит ко спасению» [17, с. 506]. Однако необходимо оговориться о том, что апостолом выстраивается определенная последовательность, согласно которой будет явлена Сила Божия: сначала иудеям, а потом всем язычникам. Мы должны понимать, что данная иерархия основывается не на превосходстве иудеев над язычниками, но на том факте, что иудеи - богоизбранный народ. Исполняя Свои обещания, Бог сразу обращается к ним, но, как мы знаем из Священной истории, был отвергнут, поэтому следующим объектом, согласно Божественным обетованиям, стали язычники (см. Быт. 12:2-3; 22:17-18).
Следующий пункт гордости у апостола Павла - это явление Праведности Бо-жией. Говоря о понятии «Праведность», стоит оговориться, что в современной би-блеистике нет единого мнения о том, как стоит определять данное понятие. Ряд экзегетов полагают, что это понятие обозначает правовой статус, полученный человеком от Бога [6, р. 97-99]. Это мнение присуще протестантской экзегетике, однако данное определение не во всей полноте раскрывает этот термин и наполняет исключительно судебными оттенками. Согласно этому определению, человек объявляется невиновным на Божественном суде. Также это понятие относит нас в эсхатологический период, когда Бог придет, для того чтобы исправить человечество [10, р. 87]. Подобную мысль можно найти у пророка Исаии: «Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Моё не замедлит; и дам Сиону спасение,
Иерей Владимир Дмитриевич Грицевич «Откровение Божественной Праведности» (Рим. 1:16-17)
Израилю славу Мою» (Ис. 46:13). Второе объяснение этого термина предполагает верность Бога Своим обещаниям и народу [8, р. 40-42]. Второго мнения придерживались некоторые раннехристианские экзегеты, например Амвросиаст. Он пишет: «правда Божия в том, что Он дал то, что обещал. Так что верующий в то, что он следует обещанному Богом через Его пророков, подтверждает праведность Бога, и праведность Его - свидетель тому» [14, с. 48].
Апостол Павел использует в Рим. 1:17 настоящее время с целью подчеркнуть факт постоянного действия Божественной благодати в Евангелии [7, с. 89]. В контексте послания к Римлянам надо понимать, что Евангелие в данном отрывке - это Божья благодать, которая даруется человеку не по его заслугам, но исключительно даром, при этом нет разницы кто будет получателем этого дара (иудей или язычник). Блаженный Августин пишет: «Эта правда - благодать Нового Завета, в которой верующие праведны, пока живут верой, пока совершенная праведность не приведет их к видению, подобно как совершенство спасения - к бессмертию телесному» [14, с. 50].
«Праведник верой жив будет» (Рим. 1:17 // Авв. 2:4)
После того, как апостол Павел изложил уверенность в силе своей проповеди, основанной на вере, он обращается пророку Аввакуму и цитирует его, согласно Сеп-туагинте:
ЫД 28 1.ХХ
о 5е 51каю£ ¿к яштеюд ^оетоа о 5е 51каю£ ¿к дои ^оетоа
Вероятно, использование данной цитаты в контексте Рим. 1:16-17 обусловлено раввинистической традицией. В трактате «Маккот» в Вавилонском талмуде мы читаем: «613 заповедей Торы были сказаны пророку Моше из уст Всевышнего. <...> Пришел царь Давид и установил все положения Торы на одиннадцати ... заповедях. <...> После царя Давида пришел пророк Йеашаяу и установил все положения Торы на шести ... заповедях. <...> После пророка Йеашаяу пришел пророк Миха и установил все положения Торы на трех ... заповедях. <...> Пришел пророк Хавакук и установил все положения Торы на одной заповеди. Как сказано: тст^р зктлгл уеса^ Ьеетипа1:о д^'е» [15, с 301-306]. Апостол хочет подчеркнуть этим связь с иудейской традицией, а также тот факт, что уже пророки осознавали невозможность исполнения всех постановлений Торы. Эту же цитату апостол Павел использует и в другом своем послании. Стоит отметить и тот факт, что послание к Римлянам и послание к Галатам имеют ряд схожих тем, в том числе и тему праведности. Они настолько схожи между собой, что имеют даже схожую структуру построения аргументации.
Однако, обращаясь к цитате из пророка Аввакума, необходимо иметь ввиду сложность интерпретации данного термина. «По-еврейски они звучат так: «праведный будет жить его верой». Местоимение «его» может относиться к Богу или к человеку, а «вера» может быть верой/верностью самого праведника или верностью Бога по отношению к праведнику. В итоге получается четыре варианта понимания. К тому же греческие рукописи Септуагинты имеют два чтения: «Праведник будет жить Моей верностью» и «Мой праведник будет жить верой»» [18, с. 47].
№ 1 (12), 2022
Апостол Павел специально опускает местоимение ^ои, тем самым смещая акцент на веру. В свою очередь пророк Аввакум пишет свой текст в тот период, когда иудеи находились под гнетом вавилонян. В период, когда наступает неприятель, кажется, что сил для спасения уже нет, однако Бог может сотворить чудо. Но только при одном условии: если у евреев будет вера. Иеромонах Евстафий (Халиманков) пишет: «Это прообраз того, что исполнилось в Новом Завете. Вера спасала Израиль в древности, и только вера спасает сейчас кающегося грешника - ни его какие-то подвиги, старания, исключительная нравственность - нет, только чудо веры. Без веры -пустота, тупик, смерть» [16, с. 51].
Ряд западных экзегетов предлагают учитывать значение термина «вера» в контексте Ветхого Завета как доверие и верность, а также допустить возможную игру значений. Как результат они толкуют этот стих в следующем ключе: от Божественной верности обетования завета к человеческому отклику верой [12, с. 122-123]. Эту мысль можно также найти в толковании на Послание к Римлянам Амвросиаста: «Что это значит, как не то, что вера Божия в том, что Он обещал; а вера человека в том, чтобы верить обещавшему, - так, чтобы из веры Бога, обещающего в веру человека верящего, открывалась правда Божия? В верующем является Бог праведный. Тому, кто не верит, Он кажется несправедливым. Истинно отрицает Бога тот, кто не верит, что Он дал обещанное» [14, с. 48].
Таким образом апостол Павел специально использует видоизмененную цитату из пророчества Аввакума с целью достичь определенной двусмысленности, тем самым связывая Ветхий Завет с Новым. Апостол Павел специально вкладывает множество значений в термин «вера». Джеймс Данн предполагает, что это намеренная двусмысленность. С одной стороны, «от веры» имеет ветхозаветное значение, а с другой стороны, вера означает здесь и как изначальное уверование, так и продолжение спасения [8, р. 48-49].
Заключение
Таким образом, в послании апостола Павла к Римлянам 1:16-17 являются ключевыми стихами для всего послания. В них апостол заявляет свою основную тему для всего текста. Собственно ключевым текстом в указанном отрывке является цитата из пророка Аввакума, т.к. в нем содержатся основные понятия для богословия апостола Павла [18, с. 47-48], которые он будет раскрывать на протяжении дальнейших текстов Посланий.
Кроме того, можно сделать следующие выводы.
Апостол Павел указывает на важность проповеди Евангелия, т.к. в Нем открывается Сила и Праведность Божии, благодаря которым мы можем достичь спасения.
В контексте Послания к Римлянам надо понимать, что Евангелие - это Божья благодать, которая даруется человеку не по его заслугам, но исключительно в качестве дара. При этом нет разницы, кто будет получателем этого дара (иудей или язычник).
Использование апостолом Павлом цитаты из пророка Аввакума не случайно. Ею он связывает Ветхозаветное благовестие со своей проповедью. Благодаря двусмысленности выражения апостол указывает на спасение и оправдание. Об этом Павел будет рассуждать в дальнейшем тексте послания.
БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ
Иерей Владимир Дмитриевич Грицевич «Откровение Божественной Праведности» (Рим. 1:16-17)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Nestle-Aland. NOVUM TESTAMENTUM GRAECE. 28th Revised Edition. Edited by Barbara and Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M.Martini, Bruce M.Metzger. Edited by the Institute for New Testament Textual Research, Munster/Westphalia. Deutsche Bibelgesellschaft. United Bible Societies. Stuttgart, 2012. - 890 р.
2. Rahlfs-Hanhart. SEPTUAGINTA. Editio altera quam recognovit et emendavit, Munster/Westphalia. Deutsche Bibelgesellschaft. United Bible Societies. Stuttgart, 2006. -941 p.
3. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. - Москва : Издание Московской Патриархии, 1992. - 1372 с.
4. Barrett, C. K. A Commentary on the Epistle to the Romans. - New York: Harper & Row, Publishers, Inc., 1957. - 302 p.
5. Bird, Michael F. Romans: The Story of God Bible Commentary. - Zondervan, 2015. -576 p.
6. Cranfield, C. E. B. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans : in 2 vol. - Vol. 1. - New-York, 1975. - 496 p.
7. Dockery, David S. Romans 1:16-17 // Review & Expositor. - 1989. - № 86. - С. 87 - 91.
8. Dunn, James D. G. Romans 1-8 // Word Biblical Commentary. - 1988. - Vol. 38. - 592 p.
9. Matera, Frank J. Romans. - BakerAcademic, 2010. - 400 p.
10. Moo, Douglas J. The Epistle to the Romans. - Cambridge, 1996. - 1038 p.
11. Reasoner, Mark. The Strong and the Weak - Cambrige, 1999. - 296 р.
12. Антоний (Паканич), архиепископ. Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библе-истику - Киев : Издательский отдел УПЦ, 2009. - С. 122-123.
13. Барт К. Послание к Римлянам // Пер. с нем. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. - 580 с.
14. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том VI: Послание к Римлянам. / Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под редакцией Дж. Брэй. / Русское издание под редакцией К. К. Гаврилкина и С. С. Козина. - Тверь : Герменевтика, 2003. - 600 с.
15. Вавилонский Талмуд. Трактат Макот / Пер. рав. Реувен Пятигорский. - М. : Ле-хаим, 2016. - 328 с.
16. Евстафий (Халиманков), иеромонах. Богословско-экзегетический комментарий на Послание к Римлянам. - Жировичи : Издательство Минской духовной семинарии, 2020. - 482 с.
17. Иоанн Златоуст, святитель. Творения : в 12 т. - Т. 9. Кн. 2 - Санкт-Петербург, 1903. - 1008 с.
18. Кузнецова, В. Н. Письмо христианам Рима апостола Павла. Комментарий. - М.: ОПУ осн. прот. А. Менем, 2013. - 368 с.
19. Лопухин, А. П. Толковая Библия : в 11 т. / А. П. Лопухин. - Петербург, 1904-1913. -Т. 10. / А. П. Лопухин, 1912. - 519 с.