Научная статья на тему 'МЕТАФОРА «УСЫНОВЛЕНИЕ» (υἱοθεσία) В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:КОНТЕКСТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ «СЫНОВСТВА» ИЗРАИЛЯ'

МЕТАФОРА «УСЫНОВЛЕНИЕ» (υἱοθεσία) В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:КОНТЕКСТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ «СЫНОВСТВА» ИЗРАИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОСТОЛ ПАВЕЛ / НОВОЗАВЕТНЫЕ ПОСЛАНИЯ / «УСЫНОВЛЕНИЕ» (υἱοθεσία) / ГРЕКО-РИМСКАЯ АДОПТАЦИЯ / ИУДЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ АЛЛЮЗИИ / ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭСХАТОЛОГИЯ / «СЕМЯ АВРААМА»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карева С.В.

В статье рассматриваются вопросы происхождения метафоры υἱοθεσία(«усыновление») в посланиях апостола Павла, ее богословское содержание и взаимодействие с иудейской традицией «сыновства» Израиля. В библейской литературе метафора υἱοθεσία встречается только у апостола Павла и может рассматриваться как одна из характеристик его экзегетики и богословия. Проблема источников (традиций) появления метафоры Павла (иудейские тексты или греко-римские юридические нормы и практика) связана с особенностями его личности и богословия: Павел был человеком двух культур - еврейской и греческой. В статье анализируется содержание метафоры υἱοθεσία в Посланиях к Галатам и Римлянам во взаимодействии с метафорами «сыновства» Израиля в иудейской традиции с целью определить, как известные Павлу идеи, заключенные в υἱοθεσία, связаны с ветхозаветным откровением и какие собственные концепции апостол намеревался донести до аудитории. Статья раскрывает, как с помощью метафоры υἱοθεσίαПавел представляет собственную интерпретацию «сыновства» Израиля и объединяет свои идеи исполнения Божественных обетований в единый эсхатологический сценарий с центральной идеей «усыновления». Находясь в центре повествования об Иисусе, встроенного в общую историю Израиля, метафора υἱοθεσίαслужит апостолу Павлу для обоснования его определения «семени Авраама», включающего язычников наравне с иудеями в число наследников Божественных обетований, данных Аврааму, и показывает, каким образом происходит их исполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION (Υἱοθεσία) METAPHOR OF APOSTLE PAUL: CONTEXT AND INTERACTION WITH THE JEWISH TRADITION OF ISRAEL SONSHIP

The article deals with the matters of origin of apostle Paul’s υἱοθεσία (adoption) metaphor, its theological content and interaction with the Jewish tradition of Israel sonship. In all the biblical literature, υἱοθεσία metaphor occurs only in Paul’s epistles and can be studied as one of the characteristics of his exegetics and theology. The problem of sources (traditions) of Paul’s metaphor (Jewish texts or Greek-Roman legal norms and practices) is associated with dichotomy of his personality and theology, since Paul was a man of two cultures - Jewish and Greek. The article analyzes the content of υἱοθεσία in Galatians and Romans in its interaction with metaphors of Israel sonship of the Jewish tradition with the purpose to determine how well-known ideas of υἱοθεσία relate to Old Testament revelation, and what are Paul’s own concepts he intends to convey to his audience. The article discloses how Paul represents his own interpretation of Israel sonship referring to υἱοθεσία and how Paul puts his ideas of fulfilling God’s promises into one eschatological scenario with the central “adoption” idea. Being placed in the center of the story about Jesus embedded in the general history of Israel, υἱοθεσίαmetaphor serves as justification for Paul’s definition of the “seed of Abraham”, including gentiles along with Jews as heirs of the Divine promises to Abraham, and shows how that promises are fulfilled.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРА «УСЫНОВЛЕНИЕ» (υἱοθεσία) В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:КОНТЕКСТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ «СЫНОВСТВА» ИЗРАИЛЯ»

БИБЛЕИСТИКА

С. В. Карева

Метафора «усыновление» (тобеаьа) в посланиях апостола Павла: контекст и взаимодействие с иудейской традицией «сыновства» Израиля

Карева Cветлана Всеволодовна, независимый исследователь (Москва) / Kareva Svetlana Vsevolodovna, Independent scholar (Moscow) • skareva2014@yandex.ru

Карева С. В. Метафора «усыновление» (uioGeoia) в посланиях апостола Павла: контекст и взаимодействие с иудейской традицией «сыновства» Израиля // Вестник Свято-Фила-ретовского института. 2021. Вып. 37. С. 123-138. • DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.007

В статье рассматриваются вопросы происхождения метафоры rno6eoia («усыновление») в посланиях апостола Павла, ее богословское содержание и взаимодействие с иудейской традицией «сыновства» Израиля. В библейской литературе метафора mo6eoia встречается только у апостола Павла и может рассматриваться как одна из характеристик его экзегетики и богословия. Проблема источников (традиций) появления метафоры Павла (иудейские тексты или греко-римские юридические нормы и практика) связана с особенностями его личности и богословия: Павел был человеком двух культур — еврейской и греческой. В статье анализируется содержание метафоры mo6eoia в Посланиях к Галатам и Римлянам во взаимодействии с метафорами «сыновства» Израиля в иудейской традиции с целью определить, как известные Павлу идеи, заключенные в mo6eoia, связаны с ветхозаветным откровением и какие собственные концепции апостол намеревался донести до аудитории. Статья раскрывает, как с помощью метафоры mo6eoia Павел представляет собственную интерпретацию «сыновства» Израиля и объединяет свои идеи исполнения Божественных обетований в единый эсхатологический сценарий с центральной идеей «усыновления». Находясь в центре повествования об Иисусе, встроенного в общую историю Израиля, метафора mo6eoia служит апостолу Павлу для обоснования его определения «семени Авраама», включающего язычников наравне с иудеями в число наследников

Божественных обетований, данных Аврааму, и показывает, каким образом происходит их исполнение.

ключевые слова: апостол Павел, новозаветные послания, «усыновление» (тобеоьа), греко-римская адоптация, иудейская традиция, ветхозаветные аллюзии, историко-типологическая модель, эсхатология, «семя Авраама».

* Рим 8:15, 23; 9:4; Гал 4:5; Еф 1:5

Апостол Павел — единственный из авторов книг Священного писания, который в трех посланиях * использует термин «усыновление» (uio0£aia) как богословскую метафору. Эта уникальность метафоры Павла позволяет исследовать ее как одну из характеристик экзегетики и богословия апостола и привлекает внимание ученых к вопросам ее происхождения и содержания.

Ylo0eoia — термин, использовавшийся в современных Павлу греко-римских юридических нормах и социальной практике; он образован от uloç («сын») и 0eoia («поставление»), в свою очередь образованного от глагола тШ^М^ («ставить», «класть»), и буквально означает «поставить в положение сына».

Большинство ученых начинают исследовать содержание ulo-0eoia у Павла с вопроса о происхождении метафоры: какие источники и традиции (иудейские тексты или греко-римские нормы и практика) стоят за обращением апостола к термину, который не используется больше никем в библейской и околобиблейской литературе, какие новые идеи он хочет донести до своей аудитории или какие известные концепции переосмыслить.

В древней греко-римской практике с усыновлением были связаны три важнейшие семейные категории, которые нужно было сохранить после смерти главы дома: имя, состояние, культовые ритуалы. Римское право различало два типа усыновления: i) «arroga-tio» — усыновление семейно-самостоятельного молодого человека более взрослым мужчиной, которое осуществлялось публично в народном собрании и одобрялось императором и судом; 2) «adop-tio»—усыновление семейно-подвластных лиц: освобождение их от власти отца и передача под опеку нового главы семьи [Kim, 135].

Сначала главным мотивом адоптации было принятие статуса нового родителя и освобождение от обязательств, связанных с первой семьей. Усыновление с такой мотивацией использовалось главным образом римской элитой, известной неспособностью воспроизводить себя [Dixon, 112]. В период Римской империи возник-

ли дополнительные мотивы — аристократия стала использовать адоптацию с целью передачи власти. Примерами такой практики служат усыновления римских императоров, самое известное из которых — усыновление Октавиана, впоследствии Августа, Юлием Цезарем. Начиная с Октавиана усыновления императоров стали публично празднуемыми событиями; сведения о них распространялись через надписи на статуях, монетах, во время публичных церемоний. Почти все члены первой императорской династии Рима (Юлии-Клавдии) получили власть в результате усыновления.

Император Август начал строить храмы и приносить жертвы духу божественного Юлия Цезаря, установив традицию обожествления императоров после их смерти. Август таким образом объявлял себя «сыном бога» при жизни и обозначал на монетах свой титул как DF (divi filius — «сын бога»). Это стало новшеством для Рима, который, в отличие от Древнего Востока, не знал до этого обожествления правителей. Теодор Моммзен, автор классического труда «Римская история», пишет по поводу легенды о божественном превращении царя Ромула: «.. .совершенно не римское превращение царя Ромула в бога Квирина ясно доказывает, как поздно и как неудачно была сочинена легенда об основании Рима» [Моммзен, 146 ].

Римские идеи, конечно же, оказали влияние на Павла, который был римским гражданином и проповедовал в римских колониях. Роберт Льюис (Robert Lewis), сторонник признания римского влияния на метафору Павла, уверен, что именно римский контекст наилучшим образом объясняет, почему Павел объединяет термины «усыновление» и «дух». В восточных эллинистических городах, замечает Льюис, усыновление было обычным событием, но его связь с фамильным духом — специфически римская идея [Lewis, 154].

С этим утверждением можно спорить, нам хорошо известен ветхозаветный сюжет патриархального периода, в котором усыновление означает не только получение имущественных прав, но и участие в благословении рода: Иаков усыновляет и включает в завет с Богом старших сыновей Иосифа — Манассию и Ефрема *1. *1 Быт 48:16 В истории божественного избрания Саула, а затем избрания Давида и отвержения Саула так же, как в учении Павла, действует Дух и идет речь о преображении под воздействием Духа *2. *2 1 Цар 9-15

В более позднем иудейском произведении, Книге Юбилеев, связь «усыновления» с Духом выражена еще более отчетливо: «.Я буду их отцом, и они будут Моим сыном, и все будут именоваться сынами Божиими и все сынами Духа» *3. *3 Юб 1:24

Льюис указывает на исключительное значение культа фамильных духов-покровителей (гениев) в Римской империи, который сохранялся до конца ее существования, в особенности, в домах патрициев. Однако природа этих духов, согласно описанию Теодора Моммзена, считалась подобной природе вещей, которые постоянно находятся в колеблющемся движении. «Гений — хранитель какого-нибудь отдельного действия — жил не дольше, чем само действие; гений — хранитель отдельного человека — жил и умирал вместе с самим человеком» [Моммзен, 141]. Маловероятно, что учение апостола Павла о «духе усыновления» могло опираться на подобные представления.

Идея, бесспорно связывающая метафору Павла с греко-римской традицией, — усыновление как дарование статуса с правом наследовать. Выражение этой идеи обнаруживается уже в Ветхом завете, о чем упоминалось выше (Иаков наделяет двух сыновей Иосифа правами наследства наравне с собственными детьми). На это же указывает и восклицание Сарры об Измаиле, рожденном от рабыни: «.. .выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследу-" Быт 21:10 ет сын рабыни сей с сыном моим Исааком» \

Мы попытаемся выяснить, как известные апостолу Павлу идеи, заключенные в понятии uío0eoía, связаны с ветхозаветным откровением и общей иудейской традицией, и какие собственные идеи он намеревался донести с помощью своей метафоры.

Ученые, полагающие, что апостол Павел заимствует концепцию усыновления в иудейской традиции, находят ее прообразы в Ветхом завете и в более поздней иудейской литературе. Джеймс Скотт (James Scott), автор обстоятельного диссертационного исследования о происхождении понятия uío0eoía, отмечает, что классическое римское определение и процедура усыновления не применимы к анализу ветхозаветных текстов [Scott, 68-69]. Иллюстрацией этого служит Книга Руфь: «И взяла Ноеминь дитя сие. Соседки нарекли ему имя и говорили: „У Ноемини родил-*2 Руф 4:16-17 ся сын".» *2. По римскому законодательству Ноэминь не могла усыновить ребенка как женщина. Но для иудеев здесь не может идти речи об усыновлении по другой причине — ребенок Руфи и Вооза в левиратном браке должен был считаться сыном Малона, умершего бездетным.

1. Здесь и далее цитаты из Библии, кроме случаев, когда оговорен другой вариант, даны в синодальном переводе. — Прим. ред.

Скотт и его последователи доказывают наличие «иудейской формулы усыновления» в династическом обетовании Давиду в 2 Цар: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном...» Эта формула обнаруживается и в более поздних иудейских текстах, например, как было показано выше, когда говорилось о связи «усыновления» с Духом, в Книге Юбилеев: «.Я буду их отцом, и они будут Моим сыном.» *2.

Иудейские авторы (Иосиф Флавий, Филон Александрийский и др.) использовали понятие «усыновление» (не прибегая прямо к тоЭеаьа) в своем изложении ветхозаветных сюжетов. Иосиф Флавий пишет об усыновлении Лота: «Не имея прямого потомства, Аврам усыновил (ешелоь^аато) Лота, сына брата своего Арана и брата жены своей Сарры.» [Флавий, 26]. Он также называет усыновлением взятие на воспитание Моисея дочерью фараона: «Не имея собственных детей, Фермуфис ввиду таких его качеств усыновила (лжба ло1£1та1) его» [Флавий, 123].

Эти примеры показывают, что практика усыновления была хорошо известна иудейским авторам, но они не могут свидетельствовать о концепции усыновления в самих ветхозаветных текстах. Иудейский закон не содержит указаний об усыновлении, а те немногие ветхозаветные сюжеты, в которых можно обнаружить прообразы усыновления, относятся к событиям патриархального периода, до формирования народа Израиля, или к событиям, происходившим в других культурах.

Отголосок ближневосточного обычая усыновления с целью передачи наследства можно найти в Быт 15:2, где Авраам говорит: «.Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска» *3.

Аллюзией на усыновление может служить рассказ, в котором Рахиль и Лия признают детей Иакова, рожденных их служанками, Валлой и Зелфой, как своих собственных: «.вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее» *4. Другой, уже упоминавшийся нами пример патриархального периода, — усыновление Иаковом и включение в завет с Богом Манассии и Ефрема: «.да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» *5.

Рассказ о принятии дочерью фараона в свой дом младенца Моисея *6, возможно, отражает ближневосточный обычай усыновления подкидышей: брошенного младенца можно было усыновлять, не опасаясь, что его придется возвращать родителям.

1 2 Цар 7:14

2 Юб 1:24

*3 Быт 15:2

*4 Быт 30:3

*5 Быт 48:16

*6 Исх 2:10

В пророчестве Иезекииля есть отголосок этой традиции: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кро-" Иез 16:6 вях твоих, и сказал тебе: „в кровях твоих живи!"» *1.

...В свете ближневосточных параллелей упоминание о девочке (Израиль!), «брошенной в кровях», намекает на существование уз адоптации между нею и Богом, а фраза «в кровях твоих живи!» может быть понята как формальное заявление об адоптации [Дэвидсон, 440].

Еще одной аллюзией на ближневосточные формулировки адоптации считается удочерение Мардохеем Есфири: «И по смерти отца ее и матери Мардохей взял ее в качестве дочери.» *2.

Стоит признать, что мотив усыновления в Ветхом завете присутствует, даже если мы не обнаруживаем там его полноценных примеров. В божественных обетованиях Давиду сходство с ближневосточными формулами особенно отчетливо: «.Он сказал мне: „Ты — сын Мой, Я ныне родил тебя"» *3. Это сходство, по мнению Ричарда Дэвидсона, даже производит впечатление распространенности усыновления в древнем Израиле:

... Мотив усыновления Господом народа Израилева и давидического царя усиливает впечатление, что адоптация встречалась достаточно часто, — иначе эта метафора была бы бессмысленна! [Дэвидсон, 442].

В отличие от «усыновления» тема божественного «сыновства» Израиля — одна из центральных в Ветхом завете и в межзаветной литературе. Сама идея, что весь народ Израиля может быть назван «сыном» Бога, уникальна. У других народов «сыновья бога» — правители; «божественное сыновство» делает их природу отличной от других людей. У Израиля весь народ, включая правителя, — «сыновья и дочери Бога». Метафоры «сыновства» Израиля в иудейских писаниях («сын», «первенец», «единственный сын») указывают на отцовскую любовь, защиту, заботу, терпение, желание действовать в интересах «сына».

Впервые метафора «сыновства» появляется в Исх 4:22 как объяснение того, почему Бог действует на стороне Израиля: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой». За этим немедленно следует угроза первенцу фараона: «Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, *4 Исх 4:23 первенца твоего» *4.

*2 Есф 2:7

*3 Пс 2:7

с. в. КАРЕВА • МЕТАФОРА «УСЫНОВЛЕНИЕ» (y'IO0E2'Ia) В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА: КОНТЕКСТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ «СЫНОВСТВА» ИЗРАИЛЯ

Тревор Берк (Trevor Burke) предлагает посмотреть на события в Книге Исхода как на титаническую борьбу с вовлечением в нее отношений «сыновства». Между Богом Израиля и фараоном ведется поединок, в котором задействованы «первенцы»: Бог противопоставляет Израилю чужого сына, первенца фараона. Заявление «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» означает прямую угрозу царствующей в Египте династии. Берк обращает внимание на структуру (хиазм) стихов Исх 4:22-23, что, по его мнению, подчеркивает их богословскую значимость [Burke, 38-39].

Метафора «первенец» (греч. прмтбтокод) указывает на особый статус Израиля: первенец может быть только один, он — наследник и глава семьи после смерти отца, имеет право на двойную долю наследства если, подобно Исаву, не продаст свое первородство. Все первенцы, люди и животные, посвящались Господу.

Другие ветхозаветные метафоры «сыновства» тоже появляются чаще всего в связке с особым статусом Израиля *2. В книге «Второзаконие» сыновство связано с воспитанием Израиля во время сорокалетнего странствования в пустыне: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» *3. Этим переносится акцент с трудностей испытаний Израиля на особую привилегию быть сыном Божьим, а сама пустыня становится местом родительской любви и заботы [Heim, 274-275].

Ветхозаветное сыновство должно напоминать Израилю об обязательствах Завета: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» *4. Оно связано с этнической избранностью Израиля: «Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» *5.

В пророчествах Исайи метафоры сыновства появляются в связи с обвинением Израиля в неисполнении своих обязанностей. «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня» *6. Пророк Иеремия видит в сыновстве израильтян залог их возвращения из плена: «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением, ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой» *7. У пророка Осии Израиль становится эсхатологическим народом Божьим; обновленное сыновство способно привести его к покаянию и восстановлению: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской. и там, где говорили им: „вы не Мой народ", будут говорить им: „вы сыны Бога живаго"» *8.

Таким образом, метафоры сыновства Израиля в иудейской традиции выражают различные стороны завета с Богом: напоми-

1 Втор 21:17

*2 Втор 14:1-2; 32:20; Ис 43:3-7

3 Втор 8:5

4 Втор 14:1

5 Втор 14:2

*6 Ис 30:9

7 Иер 31:9

*8 Ос 1:10

нают о необходимости особого поведения, создают основу для воспитательных действий Бога. Чаще всего сыновство появляется в тесной связи с национальной идентичностью Израиля, отличием от других народов.

Павел, прежде всего, подтверждает сыновство Израиля в ветхозаветном контексте, перечисляя его привилегии: «...израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и *1 Рим 9:4 законоположение, и богослужение, и обетования» Но усынов-

ление израильтян имеет у него оттенок отрицания естественности их привилегий. Павел подчеркивает особый статус Израиля без указания на его первородство, акцентируемое такими терминами как «первенец» или «единственный сын» [Heim, 296]. Другие народы тоже могут получить этот статус через усыновление, чего не допускает метафора «первенец».

Другая особенность аргументации Павла связана с тем, что он переносит достоинство первенца с Израиля на Христа, называя *2 Рим 8:29 Его «первородным между многими братиями» *2, тогда как в Вет-

хом завете слово «первенец» указывает как на потомка Давида, так и на весь Израиль. Метафора Павла объединяет в «сыновство» через «усыновление» всех верных под превосходящим сынов-ством одного «первенца» — Христа.

Наконец Павел подчеркивает абсолютный характер милости Бога в избрании: «.не плотские дети суть дети Божии, но дети *3 Рим 9:8 обетования признаются за семя» *3.

Анализ метафоры ulo0eoia в сопоставлении с иудейской традицией сыновства Израиля позволяет предположить, что Павел намеренно использует новую терминологию, напоминая о сы-новстве Израиля в иудейских текстах, чтобы побудить слушателей по-новому взглянуть на его содержание. Апостол предлагает собственный взгляд на Божественное сыновство, имплицитно противопоставляя усыновление и биологическое сыновство. Он продолжает подчеркивать особые отношения Израиля с Богом, но утверждает, что божественное сыновство не может быть привилегией одной этнической группы. Ylo0eoia у Павла указывает на выбор и милость Бога больше, чем на превосходство Израиля.

Теперь рассмотрим, как метафора ulo0eoia объединяет в одном сценарии эсхатологические идеи Павла, способствует разъяснению им конечной цели и отдельных действий божественного плана спасения. Мы обратимся к историко-типологической модели Джеймса Скотта, в которой ulo0eoia интерпретируется как эсхатологический Исход [Scott, 149-150].

Скотт анализирует фрагмент Гал 4:1-7, условно разделяя его на две части. Первую часть * он соотносит с усыновлением Изра- *1 Гал 4:1-2 иля во время исторических событий исхода Израиля из Египта, а вторую *2 — с совершенным и окончательным всеобщим усынов- *2 Гал 4:3-7 лением в эсхатологическое время.

В своем анализе Скотт исходит из предположения, что в первой части Гал 4:1-2 2 Павел сравнивает несовершеннолетнего наследника в подчинении воспитателей и управителей (émxpónoui; Kai oiravó^oui;) с Израилем под властью египетских надзирателей.

По мнению Скотта, Бог здесь представлен Отцом благодаря аллюзии на Ос 11: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» *3. За подтверждением своей мысли Скотт об- *3 Ос 11:1 ращается к Рим 9, где Павел перечисляет привилегии израильтян, «.которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» *4. Он располагает спи- *4 Рим 9:4 сок привилегий Израиля из шести существительных женского рода в виде трех пар соответствий, в которых uloBeoía оказывается рядом с vo¡ioBeoía, получением Закона на Синае, следовательно, считает Скотт, указывает на то же событие — исход Израиля из Египта.

Усыновление (uloBeoía) Законоположение (vo|io6eoía)

Слава (Só^a) Богослужение (Xaxpeía)

Заветы (SiaGflicai) Обетования (enaweXiai)

Вторую часть исследуемого фрагмента Гал 4:3-5 3 Скотт сопоставляет с первой частью следующим образом: положение израильтян в Египте он соотносит с состоянием всеобщего духовного порабощения «стихиями этого мира» (oxoi/eia xou mo¡iou), а исторический исход Израиля из Египта — со всеобщим искуплением и «усыновлением» (uloBeoía) при наступлении «полноты времен» xou xpóvou). Свой анализ он завершает выводом, что в Гал 4:5 uloBeoía относится к эсхатологическому «второму исходу».

Представленный подход Джеймса Скотта и основные выводы его исследования разделяют многие ученые, среди которых Николас Томас Райт (Nicolas Wright), Гордон Фи (Gordon Fee), Сильвия Кисмат (Sylvia Keesmaat), Амос Вайлдер (Amos Wilder).

2. «.Наследник все то время, пока он во младен-

честве, ничем не отличается от раба. до назначен-

ного отцом срока» (Гал 4:1-2; пер. А. Десницкого).

3. «Так и мы, пока были младенцами, были подчинены стихиям этого мира, а когда пришла полнота времени, Бог послал Собственного Сына. чтобы Он искупил подчиненных закону и чтобы мы были усыновлены» (Гал 4:3-5; пер. А. Десницкого).

Райт, убежденный сторонник типологии Исхода в учении апостола Павла, уверен, что тема возвращения Израиля из плена не утратила актуальности в I веке н. э.: «Многие, были убеждены, что обещанное Исаией, Иеремией, Иезекиилем и другими пророками „возвращение из плена" еще не произошло» [Райт, 43-44].

При этом некоторые библеисты считают роль типологии Исхода в интерпретации Скотта неоправданно преувеличенной [Garner, 84]. Есть те, кто выражает сомнение в обоснованности предпосылок его модели; они готовы признать связь uio0£aia с дарованием Закона в Рим 9:4-5, но не видят оснований считать, что «воспитатели и управители» (епьтропоид rai oikovo^ouq) в Гал 4:2 могут указывать на египетских надзирателей, учитывая позитивное, в основном, значение этих терминов [Wehrle, 250].

Отметив эти замечания, мы согласимся, что предложенная Джеймсом Скоттом интерпретация в контексте событий Исхода достаточно обоснована и перспективна для исследований метафоры Павла. Для нас важно, что в его историко-типологической модели можно увидеть, как mo0eaia связывает ветхозаветные обетования Израилю с их эсхатологическим исполнением в Новом завете.

Основная проблема типологии Исхода в интерпретации учения Павла, на наш взгляд, состоит в том, что в ее рамках невозможно объяснить напряженность ожидания верными окончательного усыновления, о котором Павел говорит в Послании к Римлянам: «.мы сами, хоть и имеем начаток Духа, внутренне стенаем, ожи-" Рим 8:23 дая усыновления и искупления наших тел» (пер. А. Десницкого)

Yio0eaia появляется здесь в центре короткой цепочки связанных метафор: «начаток», «усыновление», «искупление», проясняющих, что ожидающие «усыновления» — это те, кто имеют «начаток Духа» (xf| алархл той nveu^atog). Павлу образ «начатка» помогает объяснять роль Духа в определении состояния верных («уже, но еще не»). Этот же образ Павел использует в 1 Кор 15 по отношению ко Христу как «первенцу» общего эсхатологического воскресения: «Но Христос воскрес из мертвых — первенец из всех почивших» *2 1 Кор 15:20 (anapx^ t&v K£rni|ir|Mivwv; пер. А. Десницкого) *2.

Кульминация эсхатологического сценария Павла получает выражение в Рим 8:19-21:

Велико нетерпение, с которым все творение ожидает, что откроется в сынах Божьих. Ведь творение. будет некогда освобождено от рабства тлению че-*3 Рим 8:19-21 рез свободу и славу сынов Божьих (пер. А. Десницкого) *3.

С. В. КАРЕВА • МЕТАФОРА «УСЫНОВЛЕНИЕ» ^'Ю0Е2'1А) В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА: 133

КОНТЕКСТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ «СЫНОВСТВА» ИЗРАИЛЯ

Принятые в «сыны Божьи» через усыновление — сила, которая преобразит весь мир. Павел не поясняет, как это произойдет, но призывает надеяться: «В этой надежде — наше спасение, а надежда может быть лишь на незримое.» (пер. А. Десницкого) *1 Рим 8:24

Теперь вернемся к метафоре тобеоаа в Послании к Галатам, рассматривая ее в центре Гал 4:4-6. Исследователи предлагают располагать эти стихи в разных вариантах хиазма, например, таким образом \Wehrle, 266]:

.а когда пришла полнота времени, A Бог послал Собственного Сына, B родившегося от женщины,

C и в подчинении закону *2, *2 Гал 4:4 С чтобы Он искупил подчиненных закону,

B' и чтобы мы были усыновлены *3. А раз вы сыны, *3 Гал 4:5 A' Бог вселил в наши сердца дух Своего Сына,

взывающий: «Авва Отче!» *4. *4 Гал 4:6

Это рассказ о Христе, смысле и цели Его миссии в спасительном плане Бога Отца, в соединении с действиями Духа, выражающий, по мнению Ричарда Хейза, сердцевину благовестия апостола Павла. Хейз отмечает, что исследователи рассматривают эти стихи как целостное повествование и даже усматривают в них наличие ранней формулы исповедания христианской веры [Hays, 95]. Керигма-тическое содержание и структура этих стихов, действительно, напоминают первую часть христианского Символа веры. Обращает на себя внимание уникальность выражений «родившегося от женщины» (yevo^evov ек yuvaimg) и «в подчинении закону» (yevo^evov йтсо vo^ov), которые Павел больше нигде не использует.

Возможно ли, чтобы апостол Павел заимствовал эти стихи из литургических текстов ранней церкви? Вопрос остается открытым, поскольку мы не располагаем достоверными свидетельствами, чтобы на него ответить. Вероятнее всего, считает Ричард Хейз, вопрос об источниках христологических формул этого фрагмента никогда не будет решен. Хейз добавляет, что, допуская их происхождение в гипотетической до-Павловой традиции, сам он уверен, что именно Павел собрал их в единую повествовательную структуру [Hays, 111].

В рассматриваемом нами варианте расположения стихов Гал 4:4-6 соответствие крайних строк определено их отношением к действиям Бога Отца и повторением формулы «Бог послал

Сына» («вселил дух Сына»). Центральные строки описывают атрибуты воспринятой для искупления человеческой природы и земной жизни Христа, а двойное «чтобы» (iva) указывает на цель и результат Его воплощения. В последней строке поясняется, как апостол Павел определяет тех, кто получает усыновление.

Повествование об Иисусе Павел представляет как продолжение рассказа об Аврааме, встраивая его в общую историю Израиля и показывая, каким образом осуществляется верность Бога завету с Авраамом. Основу своей аргументации он разворачивает в третьей главе послания, а в четвертой главе ее закрепляет. В Гал 3 Павел сообщает, что Христос освободил нас от проклятия Закона и все верные, включая язычников, должны получить благословение Авраама:

А Христос искупил нас от этого проклятия, Сам приняв проклятие за нас, ведь написано: «проклят всякий, кто повешен на дереве». Итак, народы получили Авраамово благословение через Христа Иисуса, а мы получаем обе* Гал 3:13-14 щанные дары Духа по вере (пер. А. Десницкого) *1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Гал 4 Павел развивает последовательность метафор «наслед-*2 Гал 4:3-6 ства» в единый эсхатологический сценарий *2. Он повторяет ос-

новные темы Гал 3 и резюмирует свои рассуждения.

*3 Гал 3:10 *4 Гал 4:3 *5 Гал 4:4 *6 Гал 3:13

*7 Гал 3:13 *8 Гал 4:5 *9 Гал 4:5 *10 Гал 3:14

*11 Гал 3:14 *12 Гал 4:6

Гал 3:10, 13-14 Гал 4:3-6

«Кто полагается на соблюдение закона, на того падает проклятие.» *3 «.мы, пока были младенцами, были подчинены стихиям этого мира» *4

«.Сам приняв проклятие за нас.» *6 «.в подчинении закону.» *5

«.Христос искупил нас от этого проклятия.» *7 «.Он искупил подчиненных закону.» *8

«.народы получили Авраамово благословение через Христа.» *10 «.чтобы мы были усыновлены» *9

«.а мы получаем обещанные дары Духа по вере» *11 «А раз вы сыны, Бог вселил в наши сердца дух Своего Сына» *12

Мы видим, что изложение событий в параллельных фрагментах развивается по одному сценарию: Проклятие / рабство — благословение / усыновление — принятие Духа. Начало сце-

С. В. КАРЕВА • МЕТАФОРА «УСЫНОВЛЕНИЕ» ^'Ю0Е2ТА) В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА: КОНТЕКСТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ «СЫНОВСТВА» ИЗРАИЛЯ

нария — признание положения рабского «подчинения» *1, или *1 Гал 4:3-4 «проклятия», «клятвы» *2. Затем следует объявление об иску- *2 Гал 3:10-13 плении, совершенном Христом, когда Он «принял проклятие за нас», или «подчинился Закону» (уеуо^еуо^ катара/уеуо^еуоу йло уо^оу), чтобы сделать возможным получение язычниками благословения Авраама и усыновления. В нашем сопоставлении благословение Авраама для народов в Гал 3:14 оказывается параллельным «усыновлению» в Гал 4:5.

Нужно отметить, что здесь возникает дискуссионный момент: может показаться, что усыновление, как и благословение Авраама, предназначается только для язычников. Но это не обязательно так. Мы можем предполагать, что Павел намеренно называет всех получателей благословения Авраама «народами», включая израильтян, с учетом того, что он говорит об их привилегиях в Рим 9:4: «.Им принадлежит усыновление, и слава, и заветы». В этом случае Павел не исключает верующих иудеев из числа получивших усыновление.

Основные выводы наших рассуждений состоят в следующем. Значение метафоры тоЭшьа у апостола Павла определяется связью с иудейской традицией сыновства Израиля больше, чем эллинистическим происхождением и юридическим смыслом термина. При этом метафора Павла переосмысливает иудейскую традицию, определяет новые границы и природу сыновства Израиля. Она устраняет биологическую естественность сыновства и позволяет говорить об особом статусе Израиля без указания на его первородство, дающее превосходство над другими народами.

С помощью метафоры тоЭшьа Павел представляет собственную интерпретацию сыновства как эсхатологического дара божественного усыновления: оно подтверждается Духом, ведет к изменению природы усыновленных и потенциально распространяется на все человечество.

Yíо0шíа служит апостолу Павлу для обоснования идеи нового определения «семени Авраама», включения язычников в число наследников обетований Аврааму. Она находится в центре повествования Павла об Иисусе, встроенного в общую историю Израиля, и показывает, каким образом происходит исполнение божественных обетований Аврааму. Древнееврейское представление о сыновстве как избранничестве меняется, но при этом остается связанным с центральным для иудаизма учением об избранных как «семени Авраама», а прежний и новый Израиль оказываются не противопоставленными, но взаимосвязанными.

Источники

1. Новозаветные послания : В переводе Андрея Десницкого. URL: http:// perevod.desnitsky.ru/rim/8/ (дата обращения: 10.09.2020).

2. Новый завет на греческом и русском языках. Москва : РБО, 2002. 799 с.

Литература

1. Дэвидсон = Дэвидсон Р. Пламя Яхве. Сексуальность в Библии / Пер. с англ. Г. Г. Ястребова. Москва : Эксмо, 2015. 1008 с.

2. Моммзен = Моммзен Т. История Рима : В 5 т. Т. 1 : До битвы при Пид-не / Пер. с нем. В. Н. Неведомского; под ред. Н. А. Машкина. Санкт-Петербург : Наука : Ювента, 1997. 731 с.

3. Райт = Райт Н. Т. Что на самом деле сказал апостол Павел. Был ли Павел из Тарса основателем христианства / Пер. с англ. С. Панич. Москва : ББИ, 2010. 186 с.

4. Burke = Burke T. J. Adopted into God's Family : Exploring a Pauline Metaphor. Downers Grove, IL : IVP, 2006. 237 p.

5. Dixon = Dixon S. The Roman Family. Baltimore : The Johns Hopkins University Press, 1992. 279 p.

6. Garner = Garner D. B. Sons in the Son : The Riches and Reach of Adoption in Christ. Phillipsburg, N J : P&R Publishing Co, 2016. 400 p.

7. Hays = Hays R. B. The Faith of Jesus Christ : The Narrative Substructure of Galatians 3:1-4:11. 2 ed. Grand Rapids : W. B. Eerdmans Publishing Co., 2002. 308 p.

8. Heim = Heim E. M. Adoption in Galatians and Romans : Contemporary Metaphor Theories and the Pauline Huiothesia Metaphors. Leiden : Brill, 2017. 391 p.

9. Kim = Kim K. S. Another Look at Adoption in Romans 8:15 in Light of Roman Social Practices and Legal Rules // Biblical Theology Bulletin. 2014. V. 44.

N 3. P. 133-143.

10. Lewis = Lewis R. B. Paul's "Spirit of Adoption" in its Roman Imperial Context. Bloomsbury T&T Clark, 2016. 223 p.

11. Scott = Scott J. M. Adoption as Sons of God : An Exegetical Investigation into the Background of YIO0E2IA in the Pauline Corpus. Tübingen :

J. C. B. Mohr, 1992. 353 с.

12. Wehrle = Wehrle C. F. Adoption and the Formation of Eschatological Identity : An Exegetical Study of Huiothesia : A Dissertation Presented to the Faculty of The Southern Baptist Theological Seminary. Louisville, 2016. 363 с.

С. В. КАРЕВА • МЕТАФОРА «УСЫНОВЛЕНИЕ» (y'io0e2'ia) В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА: КОНТЕКСТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИУДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ «СЫНОВСТВА» ИЗРАИЛЯ

S. V. Kareva

Adoption (YloOeoia) Metaphor of Apostle Paul: Context and Interaction with the Jewish Tradition of Israel Sonship

The article deals with the matters of origin of apostle Paul's ulo6eoia (adoption) metaphor, its theological content and interaction with the Jewish tradition of Israel sonship. In all the biblical literature, ulo6eoia metaphor occurs only in Paul's epistles and can be studied as one of the characteristics of his exegetics and theology. The problem of sources (traditions) of Paul's metaphor (Jewish texts or Greek-Roman legal norms and practices) is associated with dichotomy of his personality and theology, since Paul was a man of two cultures — Jewish and Greek. The article analyzes the content of ulo6eoia in Galatians and Romans in its interaction with metaphors of Israel sonship of the Jewish tradition with the purpose to determine how well-known ideas of mo6eoia relate to Old Testament revelation, and what are Paul's own concepts he intends to convey to his audience. The article discloses how Paul represents his own interpretation of Israel sonship referring to ulo6eoia and how Paul puts his ideas of fulfilling God's promises into one eschatological scenario with the central "adoption" idea. Being placed in the center of the story about Jesus embedded in the general history of Israel, ulo6eoia metaphor serves as justification for Paul's definition of the "seed of Abraham", including gentiles along with Jews as heirs of the Divine promises to Abraham, and shows how that promises are fulfilled.

keywords: "adoption" (ulo6eoia), Greek-Roman adoption, Jewish tradition of sonship, Old Testament allusions, "formula of adoption", historic-typological model, eschatological scenario, "seed of Abraham".

References

SOURCES

1. Novyi zavet na grecheskom i russkom iazykakh [The New Testament in Greek and Russian]. Moscow : Russian Biblical Society, 2002 (in Russian).

2. Novozavetnye poslaniia : v perevode Andreia Desnitskogo [New Testament Epistles : Translated by Andrew Desnitsky], available at: http://perevod.desnitsky.ru/rim78/ (10.09.2020) (in Russian).

LITERATURE

1. Burke Trevor J. (2006). Adopted into God's Family: Exploring a Pauline Metaphor. Downers Grove, IL : IVP.

2. Davidson R. (2015). Plamia Iakhve. Seksual'nost' v Biblii [The Flame of Yahweh. Sexuality in the Bible]. Moscow : Eksmo (in Russian).

3. Dixon S. (1992). The Roman Family. Baltimore : The Johns Hopkins University Press.

4. Garner D. B. (2016). Sons in the Son : The Riches and Reach of Adoption in Christ. Phillipsburg, NJ : P&R Publishing Co.

5. Hays R. B. (2002). The Faith of Jesus Christ: The Narrative Substructure of Galatians 3:1-4:11. 2 ed. Grand Rapids : W. B. Eerdmans Publishing Co.

6. Heim E. M. (2017). Adoption in Galatians and Romans: Contemporary Metaphor Theories and the Pauline Huiothesia Metaphors. Leiden : Brill.

7. Kim K. S. (2014). "Another Look at Adoption in Romans 8:15 in Light of Roman Social Practices and Legal Rules". Biblical Theology Bulletin, 2014, v. 44, n. 3, pp. 133-143.

8. Lewis R. B. (2016). Paul's "Spirit of Adoption" in its Roman Imperial Context. Bloomsbury T&T Clark.

9. Mommsen T. (1997). Istoriia Rima [History of Rome] : In 5 v., v. 1 : Do bitvy pri Pidne [Before the battle of Pidne]. Saint Petersburg : Science : Juventa (in Russian).

10. Scott J. M. (1992). Adoption as Sons of God: An Exegetical Investigation into the Background of YIO0E2IÄ in the Pauline Corpus. Tübingen : J. C. B. Mohr.

11. Wehrle C. F. (2016). Adoption and the Formation of Eschatological Identity: an Exegetical Study of Huiothesia : A Dissertation Presented to the Faculty of The Southern Baptist Theological Seminary. Louisville.

12. Wright N. T. (2010). Chto na samom dele skazal apostol Pavel. Byl li Pavel iz Tarsa osnovatelem khristianstva [What St. Paul Really Said. Was Paul of Tarsus the Founder of Christianity]. Moscow : BBI (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.