Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ δικαιοσυνη В ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЯХ'

СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ δικαιοσυνη В ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / БИБЛЕЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / БИБЛЕЙСКАЯ ЭКЗЕГЕТИКА / ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ / ПРАВЕДНОСТЬ / ОПРАВДАНИЕ / δικαιοσύνη / БОГОСЛОВИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА / НОВЫЙ ЗАВЕТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грицевич Владимир Дмитриевич

В статье рассматривается термин δικαιοσύνη в контексте Пастырских посланий. Рассмотрению данного термина апостол Павел уделяет очень много внимания в посланиях к Римлянам и Галатам, где предлагает теоретическую базу для понимания исследуемого термина. Особый интерес представляют именно Пастырские послания, поскольку они были написаны последними. В связи с этим можно проследить то, как меняется понимание термина апостолом Павлом, и то, как оно воспринимается христианскими общинами. Стоит обратить внимание на то, что δικαιοσύνη не является основным понятием в Пастырских посланиях и употребляется только пять раз, четыре из которых - это исключительно практические наставления ученикам апостола Павла. Только последний случай употребления (2 Тим. 4:8) можно назвать уникальным, т.к. он в своей концепции очень близок к Посланиям к Римлянам и Галатам, что позволяет заключить, что апостол Павел на протяжении всей своей проповеди придерживался одинакового взгляда на понятие δικαιοσύνη, иногда отступая от него, с целью пастырского назидания верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF UNDERSTANDING δικαιοσύνη IN PASTORAL EPISTLES.

In the article, the author considers the term δικαιοσύνη in the context of Pastoral Epistles. It is worth noting that the Apostle Paul pays a lot of attention to the consideration of this term in the epistles to the Romans and Galatians, where the apostle gives a theoretical basis for understanding the term under study. The Pastoral Epistles are of particular interest, since they were written last. In this regard, it is possible to trace how the understanding of the term by the Apostle Paul is changing, and how it is perceived by Christian communities. It is worth paying attention to the fact that δικαιοσύνη is not the main concept in the Pastoral Epistles and is used only 5 times, 4 times of which are exclusively practical instructions to the disciples of the Apostle Paul. Only the last case of use (2 Tim. 4:8) can be called unique, because in its concept it is very close to the Epistles to the Romans and Galatians, which allows us to conclude that the Apostle Paul throughout his sermon adhered to the same view of the concept of δικαιοσύνη, sometimes departing from it, for the purpose of pastoral edification of believers.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ δικαιοσυνη В ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЯХ»

УДК 22.07

Иерей Владимир Грицевич

СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ AIKAIOEYNH В ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЯХ

Аннотация: В статье рассматривается термин SiKaioauv^ в контексте Пастырских посланий. Рассмотрению данного термина апостол Павел уделяет очень много внимания в Посланиях к Римлянам и Гала-там, где предлагает теоретическую базу для понимания исследуемого термина. Особый интерес представляют именно Пастырские послания, поскольку они были написаны последними. В связи с этим можно проследить то, как меняется понимание термина апостолом Павлом, и то, как оно воспринимается христианскими общинами. Стоит обратить внимание на то, что SiKaioauv^ не является основным понятием в Пастырских посланиях и употребляется только пять раз, четыре из которых - это исключительно практические наставления ученикам апостола Павла. Только последний случай употребления (2 Тим. 4:8) можно назвать уникальным, поскольку он в своей концепции весьма близок к Посланиям к Римлянам и Галатам, что позволяет заключить, что апостол Павел на протяжении всей своей проповеди придерживался одинакового взгляда на понятие 6iKai£>auvr|, иногда отступая от него, с целью пастырского назидания верующих.

Ключевые слова: Библия, библейские исследования, библейская экзегетика, Пастырские послания, праведность, оправдание, 6iKai£>auvr|, богословие апостола Павла, Новый Завет.

Об авторе: Иерей Владимир Дмитриевич Грицевич - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии. E-mail: vova.i.mir@mail.ru ORCID: 0000-0002-3207-1183

Ссылка на статью: Грицевич Владимир, иерей. Специфика понимания 6ixaio>auvr| в Пастырских посланиях // Труды Минской духовной академии. 2022. № 2 (21). С. 11-27.

Введение

Термин SiKaioouvn в богословии апостола Павла занимает важное место, поскольку во многом определяет вектор его проповеди. Очень подробно это понятие рассматривается Павлом в его Посланиях к Римлянам и Галатам, но также этот термин употребляется и в других апостольских текстах, как, например, Пастырские послания. Если Послания к Римлянам и Галатам являются посланиями, которые можно назвать теоретическими, то Пастырские послания в большей мере касаются внутреннего устройства Церкви. В связи с этим многие понятия, которые апостол рассматривает ранее в теории, теперь применяются на практике, поэтому важно рассмотреть то, как апостол Павел употребляет термин SiKatoauvn в исследуемых посланиях для того, чтобы понять, как трансформируется данный термин и как он, согласно точке зрения апостола Павла, должен применяться на практике.

Тема праведности в богословии апостола Павла до сегодняшнего дня детально не разработана. Чаще всего термин разбирается в контексте толкования и комментариев на Послания апостола Павла. На современном этапе в русскоязычной научной среде нет ни единой монографии, посвященной SiKaioauvn, стоит отметить, что имеется статья в Православной Энциклопедии, где в очень сжатой форме представлен анализ данного термина как в контексте Священного Писания, так и в святоотеческом богословии [Домусчи 2020, 673-679]. Подобного рода статья имеется и в Словаре Нового Завета [Onesti and other 2010, 603-616]. В ней авторы больше внимания уделяют библейским текстам, однако в силу формата издания не могут уделить достаточно внимания рассмотрению данного вопроса. Следует отметить, что многие русскоязычные монографии, посвященные изучению данного вопроса, концентрируют свое внимание в большей степени на последующей богословской

рецепции данного текста (так, например, поступает патриарх Сергий (Страгородский) в своем труде «Православное учение о спасении» [Страгородский 2010] или в его же статье «Разбор инославных учений об оправдании» [Страгородский 1895]; подобную ситуацию мы видим и в труде Роберта Д. Произа «Оправдание и Рим» [Произ 1999]). Следует отметить, что очень часто авторы исследований заранее определяют термин SiKaioouvn как «праведность» или «оправдание», что зачастую сводит исследование только к одному из возможных оттенков греческого термина. Так, например, поступают и Р. Д. Произ и священник Стефан Домусчи [Домусчи 2011].

Подобного рода ситуация складывается в англоязычных монографиях, хотя стоит отметить, что количество исследований посвященных, непосредственно библейским исследованиям в данной сфере, намного больше, например, монография Дж. А. Цеслера «Значение праведности у Павла: лингвистическое и богословское исследование» [Ziesler 1972] или различные Библейские словари и лексиконы [Brawn 1971].

Стоит, однако, отметить тот факт, что основное внимание уделяется Посланиям к Римлянам и Галатам, как посланиям, в которых учение о SiKaioouvn раскрывается в большей мере, но очень часто в подобного рода исследованиях недостаточно внимания уделяется более поздним посланиям, таким как Пастырские или Послание к Евреям. Очень часто отдельных статей или монографий по данному вопросу в Пастырских посланиях не имеется. В связи с этим видится актуальным рассмотрения данных посланий через призму исследуемого термина. Таким образом, целью данной статьи является раскрытие значений термина SiKatoauvn в корпусе Пастырских посланий, а для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1. Охарактеризовать связь SiKatoauvn и дел на основании Пастырских посланий; 2. Проанализировать связь SiKatoauvn с верным учением, которое проповедует апостол

Павел; 3. Проследить, как изменилось восприятие апостолом Павлом исследуемого термина.

Основная часть

Стоит отметить, то, что исследуемый термин в данных посланиях не является ключевым, поскольку главная задача -решение пастырских проблем общины. Д1каюоиуп употребляется только 5 раз в корпусе Пастырских посланий (1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:22, 3:16, 4:8; Тит. 3:5). Очевидно, что основной объем приходится на Послания к Тимофею, поэтому начнем анализ текстов именно с них.

Д1кшоайуп - дела (1 Тим. 6:11, Тит. 3:5)

Первое употребление исследуемого термина мы находим в 1 Тим. 6:11 в завершающей части текста, где апостол Павел обращается с увещанием к своему ученику апостолу Тимофею (1 Тим. 6:11-16). Ряд исследователей Священного Писания предполагают, что этот текст является отрывком либо из кре-щальной молитвы, либо обращением к новорукоположенному пресвитеру [БЛеИш 1972, 87]. 1 Тим. 6 представляет собой учение о двух путях, и наставление к Тимофею - явное указание на путь, которым должны следовать христиане и конкретно Тимофей. Указание на это можно увидеть в выражении 9еои, можно увидеть параллели с Ветхим Заветом (Втор. 33:1, Пс. 89:1 и др.), а также непосредственно к ученикам апостола Павла (2 Тим. 3:17). Очень подробное объяснение данному термину дает Филон Александрийский: «Божьи же люди - священники и пророки, которые не сочли достойным приобщиться к государству, которое в мире, и стать гражданами мира, но, превзойдя все чувственное, переселились в умопостигаемый мир и обосновались в нем, приписанные к государству нетленных и бестелесных идей» [Филон Александрий-

ский 2013, 20]. Таким образом апостол Павел показывает то, насколько высоко служение Тимофея, и переходит напрямую к тем добродетелям, которые должны быть присущи человеку Божию, среди них стоит и SiKaioauvr В указанном отрывке SiKaioauvr скорее понимается как некоторого рода непорочность, которая тесно связана с благочестием (euaepeiav) и отображает два вектора веры: горизонтальный и вертикальный, с акцентом на нравственную составляющую человека [Towner 2006, 149]. Святитель Иоанн Златоуст на параллельное место дает следующее объяснение SiKaioauvr «Он [Павел] называет праведностью вообще всякую добродетель: благочестие в жизни, веру, любовь, кротость» (пер. автора)1.

Сходная идея высказывается и в Тит. 3:5, где апостол говорит о делах, которыми человек не спасается. В данном отрывке апостол приравнивает понятие SiKaioauvr к делам. Следует отметить, что апостол в этом стихе отходит от стандартного шаблона, когда говорит о «делах Закона». Вероятно, это объясняется тем, что в Послании к Титу апостол Павел очень часто говорит именно о добрых христианских делах и о добродетелях [Towner 2006, 205]. Евфимий Зигабен так комментирует данный термин в ключе Послания к Титу: «Он спас и оправдал нас не за дела, совершенныя нами по требованию правды законной согласно с добродетелию и вообще правильно, не от дел, "ихже сотворихом мы"; потому что мы и не совершили их (да и как это возможно, когда мы были полны таких грехов?), но "по своей Его милости", так как Он милосерд и сострадателен. Далее он указывает и самый образ спасения» [Зигабен 1894, 91]. Затем апостол Павел говорит о спасении, которое совершается по благодати Божией, о чем он подробно писал в Посланиях к Римлянам и Галатам, а также проводит аллюзию на Крещение, совершающееся над входящими в общину. В указанном

1 В оригинале: 6iKaioauvr|v t^v KaGoXou apst^v Asysi, t^v ¿v тф ptw suaspaav, maTiv, aya-n^v, npaoTrTa [Joannis Chrysostomi 1862, 631].

отрывке апостол делает акцент на уже совершившемся факте крещения, поэтому и предостерегает верующих от опасности надеяться только на свои добрые дела, хотя они и связаны с христианской добродетелью.

Таким образом, в указанных отрывках б1каюошп понимается в категориях дел. Это можно объяснить тем, что послание адресуется в первую очередь людям, которые уже приобрели навык в христианской жизни. Апостол Павел предупреждает читателя о том, что при неправильном подходе к Евангелию и его учению христиане снова могу впасть в прежние заблуждения, хотя они и будут называться по новому.

Д|каюа^уп как противовес лжеучений (2 Тим. 2:22,

3:16)

Больше всего исследуемый термин встречается во Втором послании к Тимофею. Данное послание является продолжением наставлений апостола Павла Тимофею. Во 2-й главе Второго Послания к Тимофею апостол Павел призывает Тимофея избегать аргументов лжеучителей, которые приводят только к ссорам. Кроме того, апостол призывает ученика к тому, чтобы он спасал людей из беды, в которую они попали из-за своего греховного поведения.

Весь следующий раздел посвящен Тимофею и его обязанностям в связи с присутствием лжеучения. Доминирующая тема - мир. Лжеучители наслаждаются спорами, которые порождают ссоры (ср. 1 Тим. 6:4); Тимофей, напротив, должен стремиться к миру. Апостол Павел начинает свой призыв снова с перечисления добродетелей, которые начинаются б1каю0^п. Во многом это место идентично 1 Тим. 6:11. В отрывке подчеркивается, что Тимофей должен убегать от греха и как молодой пресвитер должен стремиться к добродетели. Он должен «стремиться к праведности», то есть «правильному поведению человека, которое угодно Богу и угодно ему само-

му» [Knight 1992, 40]. Он должен лично стремиться к нравственному поведению, прославляющему Бога.

Апостол Павел предупреждает Тимофея о том, чтобы он был внимателен к своему юношескому темпераменту, качества которого Павел описывает в предыдущих стихах. Дальнейшее употребление термина SiKaioauvr - непривычное для богословия апостола Павла, что подчеркивается многими комментаторами Пастырских посланий [Mounce 2000, 284]. Апостол Павел подчеркивает тот факт, что жизненные устремления Тимофея должны быть сосредоточены на праведности, то есть послушании Божиему слову, вере, то есть доверии к Божиему имени, милосердии, то есть любви к Божьему народу, и мире, то есть внутреннем спокойствии от Божиего присутствия [Gowens 2018, 201].

Святитель Феофан так комментирует данный отрывок: «Строго соблюдай законы справедливости во всем, — в помышлениях о других, в отношениях к ним словом, в сделках с ними и в столкновениях — и тем паче в судах. Всякому воздавай свое. На милость нет закона; а правда свою определенную имеет меру, отступление от которой, и небольшое, вводит в неправду. Соблюсти тебе такой образ действования нельзя при любостяжании. Оно на всяком шагу будет вязать тебе руки и путать ноги. При нем весы твоей правды не могут стоять право, а все будут клониться на кривду. Только нестяжатель-ность даст тебе полную свободу действия; только при ней цвести может правда твоя и дела твои беспрепятственно будут тещи путем ее» [Феофан Затворник 2005, 566].

Следующий отрывок также помогает глубже понять исследуемый термин в контексте Пастырских посланий и говорит о важности Священного Писания. Этот отрывок важен потому, что он единственный, который в Пастырских посланиях адресуется не ученикам Павла, а касается других неотъемлемых частей христианского вероучения, в данном случае - Свя-

щенного Писания: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

Конечно, Писание, рассматриваемое во 2 Тим. 3:16, относится в первую очередь к Ветхому Завету, поскольку в то время, когда писал Павел, Новый Завет находился в процессе написания, хотя есть предположение, что апостол Павел имеет в виду и некоторые Новозаветные тексты [НЗ 2002, 685]. Необходимо отметить важную связь между стихами 15 и 16, касающимися Священных Писаний, которым учили Тимофея. Евфимий Зигабен пишет: «Ободрив ученика своего многими другими способами, он теперь указывает ему утешение и от Писаний. <...> Тимофей, как говорит Книга Деяний (Деян. 16:1), был сыном одной Иудеянки и отца Эллина. Мать внушала ему благочестие и учила его Божественным Писаниям, . как найти спасение: ибо эллинския писания умудряли на другое. То есть верою во Христа, которая тесно соединена с указанными Писаниями. Так что если и меня, твоего учителя, не будет, говорит Апостол, то для тебя вполне будет достаточно, для спасения, этих Писаний, соединенных с верою» [Зигабен 1894, 75-76].

Священное Писание полезно для наставления в праведности. Это дает правило для святой жизни и поведения. Наставление в праведности означает дисциплинированное обучение праведной жизни. После просвещения, разоблачения и исправления жизни верующего Библия регулирует его будущее мышление, отношение и поведение. Другими словами, Священное Писание полезно для раскрытия истины, выявления того, где верующие ошибаются, показывает, как снова стать правильными, а затем говорит, как оставаться правильными [Сст№еп8 2018, 232].

Апостол Тимофей может быть уверен, что Слово Божие, которому его учили в юности и которым он владеет в настоя-

щее время, является богодухновенным, авторитетным и самодостаточным ресурсом для жизни. По мере того, как безбожие и зло мира усиливаются, Слово Божие является убежищем и наставлением для жизни.

Завершает свое послание апостол Павел тем, что готовит Тимофея к известию о скорой кончине апостола. Об этом он уже говорил в 3-й главе, а здесь непосредственно говорит о близкой смерти. Апостол Павел использует метафору из атлетических соревнований, где сравнивает себя с бегуном, который, победив, венчается победным венком.

Венец правды (2 Тим. 4:8)

Второе послание к Тимофею является завершающим во всем корпусе Посланий апостола Павла, поэтому в этом тексте он подводит итог своей проповеди и выражает надежду на будущее воздаяние. В 2 Тим. 4:8 можно выделить три основные мысли, которые автор пытается донести до своего читателя:

1. Апостол Павел говорит об уверенности в своей победе;

2. Метафора переходит в богословское описание эсхатологического события, которое ознаменует победу;

3. Апостол Павел превращает свою победу в картину надежды для всех верующих.

Греческое слово, обозначающее «венец», - это не 5ia6n^a (наподобие царской короны), а aTe^avoq - венок победителя. Павел с нетерпением ожидает того момента, когда «Господь, праведный Судия» возложит венок победителя.

«Венец праведности» является центральным элементом этого образа. Спортивная образность сразу уступает место религиозной при добавлении слова «праведность», что приводит к двум возможным интерпретациям. В соответствии с верой Павла, что «праведность» была чем-то, что еще предстоит получить в полной мере при Эсхатоне (Гал 5:5) [Towner 2006, 620].

Экзегеты выделяют несколько пунктов, которые необходимо отметить, разбирая данный стих.

1. Апостол Павел может понимать б1каюошп как дар, который человек получит в будущем даром. Его возможно получить во время Второго Пришествия.

2. Верующим необходимо соработничество с Богом, для обретения этого дара путем благочестивой жизни.

3. Понятие праведность в данном стихе необходимо соотносить с понятием «справедливость», особенно если мы говорим о Боге как о «праведном судье».

Архиепископ Никифор (Феотокис) пишет: «то есть, воз-даемое за добродетель Царствие. Не сказал же, даст ми, но воздаст ми, дабы показать, что такового воздаяния требует правда Божия: посему и о праведном Судии, и о дни праведного суда упоминает, говоря: "егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия": праведно воздаст почести правды подвизавшимся за веру и добродетель» [Феотокис 1839, 696-697].

То, что Павел не ожидает награды за свою жизнь только для себя, очевидно из того факта, что он не единственный, кто удостоится такой чести: «и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8). Венец победителя будет дан каждому христианину, который достойно совершил свой путь, ибо Иисус Христос обеспечил праведность от имени всех, кто был дан ему в завете Отцом: «Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» (Ис. 45:25); «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:33) и др. места.

Хотя каждый из тех, кто избран Отцом, искуплен Сыном и призван Святым Духом, разделит славу небесного блаженства, в тексте дается особая уверенность верующим, которые ожидают Второго Пришествия Христа. Блаженный Феодорит так комментирует данную мысль апостола Павла: «Любви всегда время. Явление же Владыки любит тот, кто последует зако-

нам Его и живет по оным. Ибо с доброю надеждою ожидает он Божия суда. Сказал же сие Апостол, не величаясь, но побуждая ученика держаться подвигов, потому что за них предлежат не-стареющиеся венцы. Потом зовет его к себе» [Феодорит Кир-ский 2003, 620].

Та же мысль выражена в Послании к Евреям 9:28: «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». В отличие от неверующего мира, который либо отрицает возвращение Искупителя, либо страшится его, христианин должен жить каждое мгновение, желая этого знаменательного дня. Все, кто разделяет эту благословенную надежду, могут встретить смерть с уверенностью, подобно Павлу, поскольку они предвкушают празднование победы, ожидающее их в небесной славе.

Таким образом, понятие SiKaioauvr в этом отрывке стоит понимать как верх добродетелей, как некоторого рода награду, которую Бог обещает верующим, прошедшим путь христианской добродетели. Данный отрывок вновь приближается в своем понимании исследуемого термина к категориям Послания к Римлянам и Галатам, где SiKaioauvr понимается как божественный дар и свойство Божие, которое Он раздает всем, стремящимся к соединению со Христом.

Заключение

Таким образом, в Пастырских посланиях термин SiKaio-auvn в основной своей части понимается исключительно в терминах эллинистических добродетелей: 1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:22 и др. места [Brawn 1971, 365].

AiKaioauvr встречается в 1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:22; 3:16; 4:8; Тит. 3:5. Первые три относятся к Божественной праведности, в то время как Тит. 3:5 обозначает ту человеческую праведность, которая не может спасти. Все они находятся в явном от-

ношении к Богу. По-видимому, «венец праведности» во 2 Тим. 4:8 означает «венец в награду за праведность» [71ез1ег 1972, 154-156]. Таким образом, 51каю0шп в Пастырских посланиях понимается как добрые дела, что во многом не совпадает с другими посланиями апостола Павла и вероятно может свидетельствовать о том, что первоначальный посыл апостола Павла был истолкован неправильно. В связи с этим апостол Павел вновь объясняет суть своего учения, о чем свидетельствует тот факт, что последний случай употребления 51каю0шп вновь возвращается в своем понимании к ранним посланиям Павла.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. НЗ (2002) — Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа и Псалтирь. Синодальный перевод с комментариями и приложениями. М.: Лепта, 2002.

2. СП (2013) — Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 2013.

3. Феодорит Кирский (2003) — Феодорит Кирский. Творения. М.: Паломник, 2003.

4. Феофан Затворник (2005) — Феофан Затворник, святитель. Толкование Посланий апостола Павла к Титу, Тимофею (Пастырские послания). М.: Правило веры, 2005.

5. Филон Александрийский (2013) — Филон Александрийский. О гигантах / Пер. с древнегреч. и комментарии Е. Д. Ма-тусовой // Историко-философский ежегодник 2012. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 12-45.

6. Joannis Chrysostomi (1862) — S. P. N. Joannis Chrysostomi. Homilía VI in Epistulam Secundam ad Timotheum Commentarius // Patrologia Graeca. Tomus XI. Paris: J.-P. Migne, 1862. Col. 629-636.

Литература

7. Домусчи (2011) — Домусчи С. А. Оправдание как категория нравственной философии. Воронеж, 2011. 149 с.

8. Домусчи (2020) — Домусчи Стефан, священник. Праведность // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. LVII. С. 673-679.

9. Зигабен (1894) — Евфимий (Зигабен). Толкование пастырских посланий Апостола Павла // Пер. с древнегреч. В. Любимова. Тула, 1894.

10. Произ (1999) — Произ Д. Роберт. Оправдание и Рим. Мн.: Лютеранское наследие, 1999. 135 с.

11. Страгородский (1895) — Сергий (Страгородский), архимандрит. Разбор инославных учений об оправдании // Богословский вестник. 1895. Т. 2. № 4. С. 1-26; № 6. С. 346-364. Т. 3. № 8. С. 141-156.

12. Страгородский (2010) — Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. СПб., 2010. 320 с.

13. Феотокис (1839) — Никифор (Феотокис), архиепископ. Толкование воскресных апостолов с нравоучительными беседами. М.: Синодальная типография, 1839.

14. Onesti and other (2010) — Onesti K. L, Brauch M. T, Newman C. C. Праведность // Словарь Нового Завета. М.: Би-блейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. Т. 2: Мир Нового Завета. С. 603-616.

15. Brawn (1971) — Brawn C. Righteousness, Justification // The New International Dictionary of New Testament Theology. Vol. 3. 1971. Р. 365-377.

16. Dibelius (1972) — Dibelius Marti, Conzelmann Hans. The Pastoral Epistles. Translated by Buttalph Philip and Yarbro Adela. Philadelphia: Fortress Press, 1972.

17. Gordon (1988) — Gordon D. Fee. 1 and 2 Timothy, Titus. Massachusetts: Hendrickson Publishers, Inc., 1988.

18. Gowens (2018) — Gowens, L. Michael. The Pastoral Epistles. Shallote, North Carolina: Sovereign Grace Publication, 2018.

19. Knight (1992) — KnightIII, George W. The Pastoral Epistles. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1992.

20. Mounce (2000) — Mounce, D. William. Pastoral Epistles. Dallas: T. Nelson, 2000 (Word Biblical Commentary).

21. Towner (2006) — Towner, Н. Philip. The Letters to Timothy and Titus. Eerdmans, 2006 (New International Commentary on the New Testament).

22. Ziesler (1972) — Ziesler J. A. The Meaning of Righteousness in Paul a Linguistic and Theological Enquiry. Cambridge: at the university press, 1972.

THE SPECIFICS OF UNDERSTANDING AIKAIOEYNH IN PASTORAL EPISTLES

Priest Vladimir Gritsevich

Abstract: In the article, the author considers the term SiKaioauvri in the context of Pastoral Epistles. It is worth noting that the Apostle Paul pays a lot of attention to the consideration of this term in the epistles to the Romans and Galatians, where the apostle gives a theoretical basis for understanding the term under study. The Pastoral Epistles are of particular interest, since they were written last. In this regard, it is possible to trace how the understanding of the term by the Apostle Paul is changing, and how it is perceived by Christian communities. It is worth paying attention to the fact that SiKaioauvri is not the main concept in the Pastoral Epistles and is used only 5 times, 4 times of which are exclusively practical instructions to the disciples of the Apostle Paul. Only the last case of use (2 Tim. 4:8) can be called unique, because in its concept it is very close to the Epistles to the Romans and Galatians, which allows us to conclude that the Apostle Paul throughout his sermon adhered to the same view of the concept of SiKaioauvr|, sometimes departing from it, for the purpose of pastoral edification of believers.

Keywords: Bible, biblical studies, biblical exegesis, Pastoral epistles, righteousness, justification, SiKaioauvr|, theology of the Apostle Paul, the New Testament.

About the author: Priest Vladimir Dmitrievich Gritsevich - Master of Theology, postgraduate student of the Minsk Theological Academy. E-mail: vova.i.mir@mail.ru ORCID: 0000-0002-3207-1183

Article link: Gritsevich Vladimir, priest. The specifics of understanding SiKaioauvri in Pastoral Epistles. Scientific Works of Minsk Theological Academy, 2022, no. 2 (21):11-27. (In Russian).

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Novyy Zavet Gospoda nashego Iisusa Khrista i Psaltir'. Sino-dal'nyy perevod s kommentariyami i prilozheniyami. [The New Testament of our Lord Jesus Christ and the Psalter. Synodal Translation with Comments and Appendices]. Moscow: Lepta, 2002. (In Russian).

2. Bibliya. Svyashchennoe Pisanie Vetkhogo i Novogo Zaveta. Sinodalnyy perevod [The Bible. Holy Scriptures of the Old and New Testaments. Synodal translation]. 2013. Moscow: Izdatel'stvo Mos-kovskoy Patriarkhii. (In Russian).

3. Feodorit Kirskiy. 2003. Tvoreniya [Works]. Moscow: Pa-lomnik. (In Russian).

4. Feofan Zatvornik, saint. 2005. Tolkovanie Poslaniy apostola Pavla k Titu, Timofeyu (Pastyrskie poslaniya) [Interpretation of the Epistles of the Apostle Paul to Titus, Timothy (Pastoral Epistles)]. Moscow: Pravilo very. (In Russian).

5. Filon Aleksandriyskiy. 2013. «O gigantakh» [«About giants»]. Istoriko-filosofskiy ezhegodnik 2012. Moscow: «Kanon+» ROOI «Reabi-litatsiya»:12-45. (In Russian).

6. Joannis Chrysostomi (1862) — S. P. N. Joannis Chrysostomi. Homilia VI in Epistulam Secundam ad Timotheum Commentarius. Patrologia Graeca. Tomus XI. Paris: J.-P. Migne, 1862. Col. 629-636. (In Latin and Old-Greek).

References

7. Domuschi, S. A. 2011. Opravdanie kak kategoriya nrav-stvennoy filosofii [Justification as a category of moral philosophy]. Voronezh. (In Russian).

8. Domuschi Stefan, svyashchennik. 2020. Pravednost' [Righteousness]. Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow. Vol. LVII: P. 673679. (In Russian).

9. Evfimiy (Zigaben). 1894. Tolkovanie pastyrskikh poslaniy Apostola Pavla [Interpretation of the Pastoral Epistles of the Apostle Paul]. Translated by V. Lyubimov. Tula. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Proiz, Robert D. 1999. Opravdanie i Rim [Justification and Rome]. Minsk: Lyuteranskoe nasledie. (In Russian).

11. Sergiy (Stragorodskiy), archimandrite. 1895. «Razbor ino-slavnykh ucheniy ob opravdanii» [«Analysis of non-Orthodox teachings on justification»]. Bogoslovskiy vestnik, vol. 2, no. 4: 1-26, no. 6: 346-364; vol. 3, no. 8: 141-156. (In Russian).

12. Sergiy (Stragorodskiy), archbishop. 2010. Pravoslavnoe uchenie o spasenii [The Orthodox Doctrine of Salvation]. Saint-Petersburg. (In Russian).

13. Nikifor (Feotokis), archbishop. 1839. Tolkovanie voskres-nykh apostolov s nravouchitelnymi besedami [Interpretation of the Sunday Apostles with moralizing conversations]. Moscow: Sinodal'-naya tipografiya. (In Russian).

14. Onesti, K. L., Brauch, M. T., Newman, C. C. 2010. Pravednost'. [Righteousness]. Slovar' Novogo Zaveta. Moscow: Bibleysko-bogoslovskiy institut sv. apostola Andreya, vol. 2: 603-616. (In Russian).

15. Brawn, C. 1971. «Righteousness, Justification». The New International Dictionary of New Testament Theology. Vol. 3:365377. (In English).

16. Dibelius, Martin and Conzelmann, Hans. 1972. The Pastoral Epistles. Translated by Buttalph Philip and Yarbro Adela. Philadelphia: Fortress Press. (In English).

17. Gordon, D. Fee. 1988. 1 and2 Timothy, Titus. Massachusetts: Hendrickson Publishers, Inc. (In English).

18. Gowens, Michael L. 2018. The Pastoral Epistles. Shallote, North Carolina: Sovereign Grace Publication. (In English).

19. Knight III, George W. 1992. The Pastoral Epistles. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1992. (In English).

20. Mounce, William D. 2000. Pastoral Epistles. Dallas: T. Nelson (Word Biblical Commentary). (In English).

21. Towner, Philip H. 2006. The Letters to Timothy and Titus. Eerdmans (New International Commentary on the New Testament). (In English).

22. Ziesler, J. A. 1972. The Meaning of Righteousness in Paul a Linguistic and Theological Enquiry. Cambridge: at the university press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.