Научная статья на тему 'Проблема обучения взрослых людей французскому языку'

Проблема обучения взрослых людей французскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ВЗРОСЛЫЕ / ADULTS / АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGICS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПОДХОД / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелькова Л.А., Родионова Е.Ф.

Статья посвящена исследованию обучения иностранному языку взрослых людей, так как владение тем или иным иностранным языком зачастую является профессиональной необходимостью или жизненной потребностью взрослых людей, которые уже имеют высшее образование и работают по какой-либо специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема обучения взрослых людей французскому языку»

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

1 2 © Метелькова Л.А. , Родионова Е.Ф.

1Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой романо-германской филологии; 2студент факультета иностранных языков.

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Аннотация

Статья посвящена исследованию обучения иностранному языку взрослых людей, так как владение тем или иным иностранным языком зачастую является профессиональной необходимостью или жизненной потребностью взрослых людей, которые уже имеют высшее образование и работают по какой-либо специальности.

Ключевые слова: иностранные языки, взрослые, андрагогика, коммуникация, подход. Keywords: foreign languages, adults, andragogics, communication, approach.

Актуальность данной работы предопределена растущим интересом к изучению иностранных языков. Неоспоримым фактом является то, что для детей процесс обучения проходит гораздо легче. Однако, в настоящее время все больше взрослых людей начинают изучать иностранные языки в зрелом возрасте, тем самым продолжая свое образование. Желание изучать иностранные языки связано с социальными факторами: расширение международной торговли, возможность сотрудничества с иностранными партнерами в области экономики, политики, культуры, рост туризма. Вместе с тем, желание изучать менее распространенные по сравнению с английским языки чаще всего обусловлены личными мотивами обучающихся.

Опрос слушателей курсов французского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева показал, что большинство тех, кто выбирают французский язык, видят в нем красоту. Ответ «французский язык - самый красивый язык» доминировал среди респондентов. Также французский язык выбирают те взрослые, чьи родственники находятся во Франции или в одной из франкоговорящих стран. В последние годы увеличилось число слушателей, свободно владеющих первым иностранным языком (английским, немецким, испанским) и выбирающих французский язык для реализации профессиональных задач.

Необходимо отметить, что взрослые испытывают повышенные трудности при изучении иностранного языка, что в первую очередь связано с имеющимся безрезультативным предыдущим опытом изучения иностранного языка и с желанием овладеть языком в кратчайшие сроки. Это и является следствием возникновения необходимости определения педагогических условий для эффективного изучения иностранного языка взрослыми.

Успешное решение данной проблемы обусловлено, по крайней мере, двумя аспектами: 1) теоретическим изучением специфических особенностей обучения взрослых и формированием на основе этого принципов, практическое применение которых станет условием успешного обучения взрослых иностранному языку и 2) выбором научно-обоснованной методики обучения иностранному языку взрослых в условиях дополнительного образования.

Остановимся на первом аспекте: изучением взрослого человека и закономерностей его обучения занимается относительно новая наука - «андрагогика». Взрослый человек определяется в ней как лицо, которое обладает физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения [2].

© Метелькова Л. А., Родионова Е.Ф., 2016 г.

Исследователи процесса обучения взрослых различают подход к обучению взрослых и подхода к обучению детей. Многие отличия, как правило, связаны с возрастными особенностями зрелого человека, которые сами по себе несут определенные противоречия: с одной стороны в период зрелости человеку сопутствует достижение целей, расширение сферы потребностей, сферы мотивации, имеются большие возможности развития личности; с другой - кризис несоответствия между «Я - реальным» и «Я - идеальным», потеря чувства нового, отставание от жизни, понижение собственной оценки, усталость. По мнению многих ученых-андрогогов, взрослый обучающийся имеет ряд отличий от обучающегося ребенка.

Основные из них следующие:

1) взрослый обучаемый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и имеет большой жизненный опыт (в том числе учебный);

2) обладает высокой изначальной и конкретной мотивацией к обучению, которая обусловлена возможностью решить свои профессиональные проблемы при помощи учебной деятельности;

3) взрослый обучаемый стремится к немедленному практическому применению полученных знаний и умений в повседневной и профессиональной жизни;

4) взрослый обучаемый предъявляет повышенные требования в отношении качества и результатов обучения [2].

Результаты опроса слушателей курсов французского языка нашего университета, а также наблюдение за процессом их обучения показал к данным характеристикам необходима также добавить следующие частные особенности:

1) взрослые часто не выполняют домашних заданий в силу их занятости в профессиональной деятельности (сегодня было много работы, я не успел);

2) некоторые взрослые не готовы работать в группе и предпочитают индивидуальные занятия (я хочу рассказать диалог один);

3) взрослые не всегда воспринимают текст (тему) как учебный материал, а рассматривают его с точки зрения своих интересов (текст не очень интересный, поэтому я его читаю);

4) взрослые не всегда способны запоминать (заучивать) тексты, что связано с возрастными изменениями в организме человека (у меня плохая память) и т.д.

В рамках центра дополнительного образования на базе университета преподаватели используют следующие методики, способствующие организовать работу выделенных нами типов взрослых.

В первом случае, когда обучающиеся устали на работе, в процесс обучения вводятся «расслабляющие» задания, позволяющие отдохнуть душой: работа со стихотворением, песней, дружеская беседа с чаепитием и т.д.

В случае расхождения интересов каждому обучающемуся время от времени предлагается подготовить пересказ, чтение, реферирование и т.д. текста по его собственному выбору. На занятии обучающиеся представляют результат своей работы в рамках небольших групп, что позволяет также сблизить и сплотить обучающихся в одной группе взрослых людей.

Таким образом, можно выделить основные педагогические принципы в организации обучения взрослых: приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; опора на опыт; индивидуализация; гибкость в формировании программ обучения; практическая направленность обучения; преподаватель является экспертом, организатором, соавтором, наставником, консультантом, вдохновителем, источником знаний [1].

Что же касается эффективного обучения иностранному языку взрослых, то одним из компонентов технологии обучения является научно обоснованная методика преподавания иностранных языков. Необходимость повышения эффективности обучения иностранным языкам в условиях научно-технического и информационного взрыва привела к разработке и использованию в практике обучения ряда интенсивных методик.

Одним из факторов интенсификации в этих методиках выступает принцип коммуникативности, который предполагает создание на занятиях ситуации реальной коммуникативной деятельности, в ходе которой непреднамеренно усваиваются необходимые языковые средства. Это предопределило необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением, аудированием, а также чтением и письмом.

Главной задачей интенсивного метода обучения иностранному языку является овладение в условиях жесткого лимита времени иностранным языком как средством общения и средством познания. Для этого необходим минимум словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полного участия его как личности в процессе общения. Отбор словарного материала для курса интенсивного обучения происходит по частотно-тематическому принципу, по их семантической стоимости, сочетаемости [4].

Что касается грамматических явлений языка, то они все находят отражение в курсе обучения. В работе со взрослыми обучающимися полностью оправдывает себя когнитивно-коммуникативный метод, т. е. обучение через познание, осмысление и понимание системы языка. Чистая имитация и репродукция может дать положительные результаты только на начальном этапе.

Наиболее полно отвечают объявленным целям такие методики, в основу которых лег личностно-ориентированный подход. К практикуемым в настоящее время личностно-ориентированным технологиям относятся: обучение в сотрудничестве, метод проектов, «портфель обучаемого», интернет-технологии, т.е. речь идет о формировании обобщенного метода овладения иноязычной речевой деятельностью, который получил сегодня название «компетентностный подход».

Таким образом, при обучении взрослых особое значение имеет не только передача определенной суммы знаний, а формирование мнения, отношения, а также умения и желания дальше совершенствоваться в области изучаемого иностранного языка.

Литература

1. Ширс А. Подготовка преподавателей курса менеджмента / А. Ширс. - М., 1997. - 176 с.

2. Барыбин А.В. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования взрослых // Междунар. научн. пед. Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире"<от.ги>/-2000.

3. Кабанова, О. Я. Деятельностная теория - основа создания новых технологий / О. Я. Кабанова, Б. Б. Леонтьев. - М. : Центр, 1991. - 46 с.

4. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам. - Иностранные языки в школе. - 1980. - № 2. - С. 67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.