Научная статья на тему 'Курсы иностранного (английского) языка в структуре образования взрослых'

Курсы иностранного (английского) языка в структуре образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА КУРСОВ / УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ / LIFELONG EDUCATION / ADULT EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATION / COURSE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низкодубов Гавриил Анатольевич

Представлен анализ подсистем локального уровня образования взрослых; выделяются наиболее типичные модели образовательных систем, рассматриваются типичные признаки, характеризующие курсы иностранного языка для взрослых обучающихся. Автор предлагает классификацию курсов иностранного языка как эффективное средство достижения максимальной результативности при обучении английскому языку взрослых обучающихся, отображает преемственность между уровнями владения иностранным (английским) языком и целесообразность использования образовательных программ, обеспечивающих обучение на этих уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низкодубов Гавриил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH LANGUAGE COURSES IN ADULT EDUCATION

The paper deals with a compositional analysis of levels in adult education. The analysis is aimed at revealing key features, which determine models of adult education, peculiarities of English language courses for adult learners. The author suggests a classification for English language courses as an effective means for acquiring the maximum level in English language learning.

Текст научной работы на тему «Курсы иностранного (английского) языка в структуре образования взрослых»

УДК 14.37.27

Г. А. Низкодубов

КУРСЫ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Представлен анализ подсистем локального уровня образования взрослых; выделяются наиболее типичные модели образовательных систем, рассматриваются типичные признаки, характеризующие курсы иностранного языка для взрослых обучающихся. Автор предлагает классификацию курсов иностранного языка как эффективное средство достижения максимальной результативности при обучении английскому языку взрослых обучающихся, отображает преемственность между уровнями владения иностранным (английским) языком и целесообразность использования образовательных программ, обеспечивающих обучение на этих уровнях.

Ключевые слова: непрерывное образование, андрагогика, образовательная система, модель, структура курсов, уровень владения английским языком.

Интерес к образованию взрослых растет во всем мире, в том числе и в России, где потребность в нем объясняется тем, что взрослые люди осознают проблему или несоответствие между своим профессиональным, социальным и культурным уровнем и тем, кем им хотелось бы стать в профессиональной, социальной и культурной сферах. Для ликвидации существующего разрыва взрослые обучающиеся прибегают к возможностям непрерывного образования.

Непрерывное образование представляет собой сознательно спланированный процесс роста личности на протяжении всей человеческой жизни, который чаще всего происходит спланированно, в специально организованных формах и учреждениях дополнительного образования.

К непрерывному образованию взрослых относятся многочисленные виды образовательных учреждений (курсы, лектории, центры, институты и университеты), являющиеся звеньями системы постдипломного, дополнительного образования и системы повышения квалификации.

В содержательном плане эти образовательные учреждения реализуют два основных направления: содействуют совершенствованию (или приобретению) профессиональной подготовки и обеспечивают общекультурное развитие взрослого.

К задачам нашего исследования мы относим:

1. Изучить подсистемы локального уровня образования взрослых.

2. Выделить наиболее типичные модели образовательных систем.

3. Рассмотреть типичные признаки, характеризующие курсы иностранного языка для взрослых обучающихся.

4. Классифицировать курсы иностранного языка.

Рассмотрим подсистемы локального уровня, в структуру которых входят: программно-целевая, учебно-методическая, кадровая, материально-техническая, подсистема контингент обучающихся и их взаимодействие с андрагогическими кадрами.

Деятельность андрагогических кадров обусловлена, с одной стороны, рядом внутренних факторов (подготовленность кадров, их профессиональная мотивация, ценностные ориентации), с другой - программно-целевой и учебно-методической подсистемами.

В программно-целевую подсистему входят учебные планы и программы, цели обучения взрослых, традиции и нормы, сложившиеся в данном образовательном учреждении. Основная функция этой подсистемы - стратегическое ориентирование андрагогических кадров, согласование их ценностных ориентаций, достижение приемлемого взаимопонимания. Кроме того, программно-целевая функция обеспечивает организационную сторону образовательного процесса, практическую координацию действий преподавателей-андрагогов, руководителей, вспомогательного персонала.

Программно-целевой блок важен и для обеспечения соответствия результатов функционирования образовательной системы выдвигаемым критериям образования взрослых.

К учебно-методической подсистеме относятся: комплекс методик преподавания, образовательных технологий, средств обучения. Результативность образовательного процесса зависит от качества учебно-методического обеспечения, его соответствия программно-целевому блоку, а также от степени освоенности методических ресурсов андрагоги-ческими кадрами.

Неотъемлемым звеном образовательной системы является ее материально-техническая база (состояние учебных помещений, наличие необходимой аппаратуры, приборов, техники, уровень комфорта для обучающих и обучающихся), от которой зависит функционирование всех перечисленных выше подсистем.

Образовательную систему взрослых следует рассматривать во взаимодействии с окружающей социокультурной средой, которая является источником внешних воздействий как положительного, так и негативного характера [1].

При всем многообразии образовательных учреждений для работающих взрослых, многоликости практики можно выделить три наиболее типичные модели образовательных систем: корпоративную, специализированную и виртуальную. Указанные три модели образовательных систем для взрослых в реальной практике существуют параллельно, в какой-то мере дополняя друг друга.

Корпоративные образовательные системы создаются крупными предприятиями, фирмами, корпорациями для обучения своих работников, различных категорий персонала. Эффективная организация образовательного процесса непосредственно на предприятии имеет важные социальноэкономические, культурно-психологические последствия не только для самого предприятия, но и для общества в целом. Современные крупные фирмы являются местом концентрации огромных интеллектуальных, духовных, культурных ресурсов, успешно конкурируя с системой образования.

Специализированные образовательные системы функционируют на базе учебных заведений, специально предназначенных для обучения работников какой-либо отрасли народного хозяйства, определенной профессиональной группы. Классическими примерами таких систем являются факультеты или институты повышения квалификации, а также специализированные курсы при различных учебных заведениях.

Виртуальные образовательные системы создаются взрослым обучающимся с использованием компьютерно-информационных технологий для удовлетворения личных образовательных потребностей. Они позволяют человеку создать для себя «образовательное учреждение» согласно своим запросам, способностям, жизненным и профессиональным планам [1, 2].

Курсы иностранных языков для взрослых являются неотъемлемым компонентом специализированных и виртуальных образовательных систем. Виртуальная образовательная система выступает как одна из форм самостоятельной работы изучающих иностранные языки.

В последнее десятилетие отмечается стабильный рост количества обучаемых на курсах иностранного языка, а также заметен и прирост самих курсов. Такая тенденция роста, на наш взгляд, не только сохранится, но и приумножится в ближайшем будущем. Причиной этому является недостаточное знание иностранного языка выпускниками средней и высшей школы. Система общего и профессионального образования включает обучение иностранному языку во всех средних и высших учебных заведениях. Однако подготовка отдельных специалистов предусматривает овладение языком на достаточно высоком уровне, необходи-

мом для чтения литературы и тем более для разговорной и переводческой практики. Современная ситуация в России требует от разных категорий граждан знания иностранного языка, в большинстве случаев - английского. Необходимость изучения английского языка может быть вызвана разными причинами - от производственной необходимости до путешествий в зарубежные страны.

Таким образом, курсы иностранных языков в общей системе образования выступают главным звеном внешкольного и послевузовского образования взрослых в области обучения иностранным языкам.

Как любая образовательная система, курсы иностранных языков для взрослых обладают типичными признаками. К основным из них относятся [3, 4]:

- организованная структура, обеспечивающая учебный процесс;

- определенные учебные планы и программы, а также реализующие их учебные пособия;

- учебный процесс, сочетающий разные формы и методы обучения;

- постоянный состав слушателей;

- андрагогический состав, обеспечивающий выполнение учебной программы.

Вместе с тем курсы иностранных языков являются специфическими учебными заведениями:

- на курсы иностранного языка принимаются все желающие;

- обучение на курсах иностранного языка в основном имеет платную основу;

- если в большинстве других внешкольных учебных заведений обучаемые получают знания, связанные с их основной специальностью, то на курсы поступают в большинстве своем лица, не преследующие цели профессионального овладения иностранным языком.

Таким образом, курсы иностранного языка можно определить как специфическое учебное заведение внешкольного типа, имеющее целью предоставить обучаемым систематические знания, сформировать навыки и умения в области изучаемого иностранного языка.

Специфика курсов иностранных языков выявляется при определении цели обучения иностранным языкам слушателей курсов. По этому признаку все курсы могут быть классифицированы следующим образом [5]:

1) курсы, слушатели которых изучают иностранный язык ради достижения какой-то учебной цели в другом учебном заведении;

2) курсы, слушатели которых изучают иностранный язык для повышения своего общеобразовательного уровня;

3) курсы, слушатели которых изучают иностранный язык для повышения своей профессиональной квалификации.

На курсах иностранного языка 1-го типа занимаются обычно лица, обучающиеся в других учебных заведениях. Принципиальным отличием курсов этого типа заключается в том, что цели изучения языка на них определяются той учебной целью, которую ставят перед собой слушатели. Например, курсы иностранных языков для дошкольников в большей степени не эффективны, так как не существует никакой преемственности между программами курсов для дошкольников и школьников; эти учебные заведения не согласуются по целям и содержанию обучения.

На курсах 2-го типа слушатели обучаются для повышения своего образовательного уровня. Овладевая иностранным языком, они стремятся проникнуть в культуру другого народа как путем чтения письменных источников, так и путем прямого общения с его представителями (туристические поездки, культурные и иные контакты). Общеобразовательная функция изучения иностранного языка проявляется еще и в повышении обшей языковой культуры обучаемых (понимание родного языка при сравнении его с иностранным, повышение культуры составления письменных документов).

Начальный курс предполагает обучение взрослых, никогда не изучавших английский язык, или взрослых, которые обладают минимальными знаниями по английскому языку. По окончании данного этапа обучения слушатели понимают иностранную речь и передают ее смысл в общих чертах в наиболее знакомых ситуациях.

Базовый курс состоит из трех этапов, что позволяет взрослым обучающимся сделать выбор в зависимости от цели обучения, а также позволить тем взрослым, которые обладают достаточным уровнем знаний по иностранному языку, избежать повторения и начать свое обучения с Advanced English. По окончании этапа Intermediate English слушатели в достаточной мере овладевают иностранным языком, несмотря на имеющиеся погрешности в правильности речи и понимании смысла услышанного; используют средней сложности грамматические конструкции.

Этап Advanced English предполагает успешное владение английским языком, убедительное обоснование сложных положений. Слушатели понимают англоязычную речь, непонимание возможно лишь изредка, в незнакомых ситуациях.

Отметим, что получение специализированных знаний по английскому языку (BEC, ESP, EAP) возможно и целесообразно только при владении базо-

Программы подобных курсов могут совпадать с соответствующими программами других учебных заведений лишь по конечным требованиям к уровню владения языком. Установление нескольких уровней владения иностранным языком для выпускников учебных заведений разного типа целесообразно - в этом случае обучающиеся могли бы безболезненно и последовательно переходить с одной ступени на другую, занимаясь в разных типах учебных заведений. Это не означает унификацию учебных процессов, программ и учебных материалов - конечный уровень знаний, навыков и умений может и должен быть достигнут разными путями.

На курсах 3-го, профессионального типа слушатели получают специальную подготовку. В этом случае курсы не берут на себя задачу повышения мастерства по основной специальности, а снабжают знанием языка тех, кто нуждается в них в дополнение к своей основной специальности.

В таблице представлена структура краткосрочных курсов по иностранным языкам для взрослых обучающихся при Национальном исследовательском Томском политехническом университете.

выми знаниями английского языка, а представленная таблица, на наш взгляд, наглядно демонстрирует то, как достичь максимальной результативности при обучении взрослых английскому языку, отображает преемственность между уровнями владения иностранным (английским) языком и целесообразность использования образовательных программ, обеспечивающих обучение на этих уровнях.

Подводя итог, еще раз отметим следующее:

1) изучив подсистемы локального уровня образования взрослых, мы выделяем такие: программно-целевую, учебно-методическую, кадровую, материально-техническую, подсистему контингент обучающихся и их взаимодействие с андрагогиче-скими кадрами;

2) мы выделяем наиболее типичные модели образовательных систем взрослых: корпоративную, специализированную и виртуальную;

3) рассмотрев ряд признаков, характеризующих курсы иностранного языка для взрослых, мы выделяем наиболее типичные: организованная структура, определенные учебные планы и программы, учебный процесс, постоянный состав слушателей, андрагогический состав;

4) нами была представлена классификация курсов иностранного языка для взрослых: а) курсы, слушатели которых изучают иностранный язык

Структура курсов, реализующих обучение взрослых иностранному языку

Начальный курс Базовый курс Специализированный курс

Корректирующий курс General English Intermediate English Advanced English English for Specific Purposes (ESP)/English for Academic Purposes (EAP)/Business English Course (BEC)

— І74 —

ради достижения какой-то учебной цели в другом общеобразовательного уровня; в) курсы, слушате-учебном заведении; б) курсы, слушатели которых ли которых изучают иностранный язык для повы-изучают иностранный язык для повышения своего шения своей профессиональной квалификации.

Список литературы

1. Калинина А. Г. Индивидуально-ориентированная модель организации дополнительного образования взрослых по иностранным языкам (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 155 с.

2. Веснина Л. В. Тенденции изменений в современном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 17-24.

3. Змеев С. И. Андрагогика: Основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: Изд-во: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.

4. Громкова М. Т. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых. М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2005. 496 с.

5. Глухий Я. А., Ростовцева В. М. Обучение языку специальности в контексте развития профессиональных компетенций // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (92). С. 104-107.

Низкодубов Г. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634034.

E-mail: mnusa@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 11.03.2013.

G. A. Nizkodubov ENGLISH LANGUAGE COURSES IN ADULT EDUCATION

The paper deals with a compositional analysis of levels in adult education. The analysis is aimed at revealing key features, which determine models of adult education, peculiarities of English language courses for adult learners. The author suggests a classification for English language courses as an effective means for acquiring the maximum level in English language learning.

Key words: lifelong education, adult education, system of education, course structure.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: mnusa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.