Научная статья на тему 'Проблема обратной связи в общении: обзор психологических исследований'

Проблема обратной связи в общении: обзор психологических исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4770
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов А.Б.

В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы обратной связи в общении. Рассматриваются различные определения обратной связи. Выделяются основные направления ее изучения в современной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема обратной связи в общении: обзор психологических исследований»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОБЩЕНИИ: ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

А.Б. БЕЛОВ*

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы обратной связи в общении. Рассматриваются различные определения обратной связи. Выделяются основные направления ее изучения в современной психологии.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, обратная связь.

Понятие «обратная связь» встречается во всех сферах современной жизни, предполагающих диалогическое взаимодействие людей. Сотрудник организации получает обратную связь (ОС) от руководителя и клиентов, преподаватель - от студентов, врач - от пациента, политик - от избирателей и т.д. Большинство социальных систем взаимодействия одним из принципов, обеспечивающих высокую эффективность функционирования, предусматривает подачу и учет ОС. Функционирование канала ОС является необходимым условием развития и повышения эффективности деятельности не только организации, но и личности. В связи с этим исследования проблемы ОС приобретают особую актуальность и значимость.

Вместе с тем актуальность проблемы ОС определяется и логикой развития психологии как науки: изучение ОС необходимо для более полного представления феноменологии общения, построения структуры эффективного диалогического взаимодействия, выявления роли ОС в процессе социализации личности, регуляции совместной деятельности и общения.

© Белов А.Б., 2012

* Для корреспонденции:

Белов Андрей Борисович аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Тел.: +7 (903) 204-47-26, +7 (915) 353-51-48 E-mail: andy_belov@mail.ru

Выделение проблематики ОС из традиционной для психологии проблематики межличностного общения произошло в 70-е годы прошлого века в связи с поисками механизмов регуляции совместной деятельности и общения, а также способов воздействия на их протекание.

Понятие ОС было введено в науку Н. Винером [11]. Ему принадлежит идея о циркулировании информации в системе, в которой ОС замыкает цепочку циркулирования информации, ОС - это воздействие с выхода системы на ее вход [37]. Позднее Н. Винер описывал в кибернетических терминах и взаимодействия людей. В кибернетике проблема ОС была признана одной из актуальнейших проблем, были установлены факты ее проявления во многих сферах социальной жизни и детально анализировались ее функции и значимость [18].

ОС как социально-психологический феномен и предмет отдельного изучения в социальной психологии связывает с кибернетическим понятием лишь терминологическая общность и функциональная направленность [37].

Феномен ОС в социально-психологическом контексте представляет собой ситуации, когда человек получает от партнера по общению сведения о том, как он сам, его слова, действия были восприняты. От того, как люди отражают и интерпретируют облик, поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их

взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности [9]. Именно «благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными» [10].

Следует отметить, что объектом исследования в социальной психологии является, прежде всего, намеренная вербальная ОС. Это объясняется, по-видимому, тем, что изучение невербальных способов подачи ОС, представляющее для психолога неменьший интерес, сопряжено с многочисленными трудностями методического характера [37].

В современной социальной психологии, как отмечает О.В. Соловьева [35], термин «обратная связь» используется в двух основных значениях. В широком смысле ОС рассматривается применительно к процессу коммуникации: как «сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого» [2, с. 91]. В данном случае ОС будет содержать ответ на вопрос «Что сообщается?», выполнять функцию приращения информации, ориентировки собеседников в обсуждаемой ими проблеме.

В узком смысле принцип ОС рассматривается в социальной психологии как сочетающий в себе не только коммуникативную, но и перцептивную стороны общения. В этой трактовке обратная связь будет отвечать на вопросы «Кто сообщает информацию?» и «Как информация сообщается?». Особенно важно отметить, что при рассмотрении ОС в узком смысле меняется также и соотношение «межличностное общение - обратная связь». Если при широкой трактовке межличностное общение выступает в роли «поля», в котором осуществляется ОС, то при узкой трактовке межличностное общение становится в дополнение к своей основной роли

также и предметом, по поводу которого дается ОС [35].

В традиции изучения межличностной ОС, заложенной Л.А. Петровской на кафедре социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ОС рассматривается именно в узком, специфичном значении [35].

Несмотря на две разные трактовки ОС как предмета социально-психологического изучения, феноменология этого явления намного сложнее, чем существующие аналитические представления о нем. Поэтому наиболее продуктивным, с нашей точки зрения, служит комплексное рассмотрение ОС в русле «узкого» подхода к ее пониманию. Пример такого комплексного понимания ОС дан Л.А. Петровской. Она рассматривает данный феномен и как ситуацию (когда субъект восприятия получает от партнера по общению сведения о том, как он воспринят), и как процесс (процесс предоставления сведений о восприятии), и как информацию (всякую информацию, получаемую субъектом восприятия от реципиента своего поведения, а в данном случае, коммуникатора обратной связи) [31, с. 152].

Л.А. Петровской разработана классификация видов ОС, изучены особенности ее подачи и принятия в условиях социально-перцептивного тренинга [30, 31].

В результате исследований, проведенных в русле данного подхода к анализу ОС, были изучены характеристики и роль ОС в процессе группового развития, выделены функции ОС в регуляции поведения, межличностных отношений, процессе самопознания [37], особенности ОС в педагогическом общении [1, 4, 40], совершенствование подачи обратной связи в тренинге через процедуру дебрифинга [17].

В настоящее время под руководством О.В. Соловьевой на кафедре социальной психологии МГУ проводятся дальнейшие исследования проблематики обратной связи. Изучены такие аспекты ОС, как: вербальные и невербальные характеристики ОС, располагающие реципиента к комму-

никатору [25]; соотношение вербальной и невербальной ОС в межличностном общении [38]; ОС как характеристика стиля общения родителей с детьми [27]; ОС в социально-психологическом тренинге [5, 8]; критическая ОС и факторы ее принятия [21]; специфика ОС и ее восприятия в личностном и деловом общении [39]; взаимосвязь самовосприятия сотрудника, восприятия им клиента и подачи ОС клиенту в деловом взаимодействии [7].

Понятие ОС активно используется в отечественной педагогике и педагогической психологии [13, 23, 42]. ОС в педагогике может рассматриваться как средство управления учебной деятельностью при преподавании отдельных предметов [28, 34]. Некоторые исследователи не только изучают проблему, но также предлагают свои социально-психологические модели управления ОС в обучающих коммуникациях [24]. Особое место занимает использование учителем ОС в построении диалогических отношений с учеником [40, 41].

Необходимо подчеркнуть, что изучение ОС как механизма обучения и развития представляет собой одно из основных направлений не только отечественных, но и зарубежных исследований ОС.

ОС часто рассматривается как информация о результатах деятельности, например, информация об успешно выполненной или невыполненной задаче. При этом часто ОС обладает специально заданными коммуникатором (экспериментатором/ экспертом/тренером) параметрами и подается в определенной последовательности в зависимости от предыдущих удач/неудач реципиента (обучаемого/оцениваемого). ОС выступает как обучающий механизм и определяется как совокупность рекомендаций, которые приведут к желаемому результату [29, 33]. Довольно характерно определение обратной связи, которое дает Т. Рассел: «Обратная связь - предоставление человеку информации о том, какие его действия способствовали достижению

необходимого уровня работы и как он должен действовать дальше» [33, с. 24].

Дж. Хэтти и Х. Тимперлей предлагают использовать для изучения ОС модель четырех уровней [46]. Она разработана на основе исследования подачи ОС учителями. Основной целью ОС выступает уменьшение расхождения между желаемым результатом и нынешним поведением/пониманием проблемы. Эффективная ОС должна отвечать на три основных вопроса: «К чему я стремлюсь?» (вопрос о целях), «Как я действую?» (о продвижении к достижению цели), «Что делать дальше?» (какие действия надо предпринять, чтобы продолжить/ускорить продвижение к цели). Эти вопросы соотносятся с концептами «обратной связи вверх» (feed up), «обратной связи назад» (feed back) и «обратной связи вперед» (feed forward). Авторы модели четырех уровней подачи ОС утверждают, что эффективность ОС зависит от уровня ее подачи:

- ОС на уровне задачи/результата говорит о правильности или неправильности выполнения задания;

- ОС на уровне процесса предполагает рекомендацию реципиенту конкретных действий по достижению цели;

- ОС на уровне саморегуляции содержит информацию о навыках самооценивания, самоорганизации и связана с уверенностью в достижении цели;

- ОС на уровне личности предполагает оценивание коммуникатором личности реципиента.

Наиболее эффективная ОС, по мнению указанных авторов, соответствует уровням процесса и саморегуляции. ОС по поводу результата/продукта возможна только при определенных типах задач, которые позволяют улучшать результат в процессе работы над ним, а ОС на уровне личности наименее эффективна в любых условиях [44, 48, 49, 57].

В отечественных исследованиях тоже было установлено, что успешность контакта учителя с учениками в большой мере

определяется характеристиками подаваемой им ученикам ОС. В ряде исследований обратной связи [3, 20, 36, 37] выделены характеристики ОС, способствующие принятию ее реципиентом, такие как описатель-ность, неотсроченность, специфичность, соотносимость с потребностями реципиента. Между тем показано, что в реальном общении, в том числе педагогическом, ОС часто неинформативна и поступает от коммуникатора в форме, не способствующей ее принятию [3, 4, 40].

Особенности (содержательные и формальные) ОС могут рассматриваться в качестве одного из параметров для различения диалогического и монологического общения между педагогом и учеником. Образ учителя, складывающийся на основе многообразных обратных связей от педагога к школьникам, отражает специфику его коммуникативных установок [40].

В реальном повседневном общении функционирование ОС часто сопряжено со многими обстоятельствами, ограничивающими ее эффективность. Большие возможности преодоления этих ограничений и повышения эффективности ОС открываются в условиях социально-перцептивного тренинга. Первые и ставшие классическими работы по изучению ОС в социально-психологическом тренинге были выполнены Л.А. Петровской. Были выявлены следующие тенденции трансформации межличностной обратной связи по сравнению с реальным общением:

- интенсификация подачи намеренной обратной связи;

- повышение ее адекватности и рост ее информативности;

- интенсификация восприятия обратной связи в тренинге за счет минимизации оценочных суждений, увеличения использования автодескриптивных суждений, увеличения специфичности обратной связи [30].

В ряде исследований ОС в контексте тренинга стала предметом изучения. Было установлено, что социально-психологический тренинг обеспечивает создание спец-

ифических условий развития рефлексии за счет развернутой системы ОС [22].

Е.Б. Березиной было выделено три аспекта обратной связи, подаваемой в тренинге: когнитивный (высказывания, направленные только на изменение или дополнение знаний реципиента), эмоциональный (высказывания, касающиеся чувств или переживаний реципиента, а также оценочные высказывания) и поведенческий (высказывания, направленные на коррекцию определенных действий), которые дифференцируются в связи с направленностью на различные составляющие личности - когниции, эмоции или поведение. Ею также проведено сравнение видов обратной связи и особенностей их использования в деловом и личностно-о-риентированном тренинге [8].

В плане тренинга умений ОС может объясняться «как предоставление участникам тренинга информации о том, какие их действия способствовали достижению необходимого уровня исполнения работы и что именно так они должны действовать в дальнейшем, а также информации о том, какие действия препятствовали достижению необходимых стандартов и повторения каких действий необходимо избегать» [33, с. 24].

Ю.М. Жуков и Е.Н. Павлова в своем исследовании коммуникативной компетентности продемонстрировали важность ОС для совершенствования и поддержания коммуникативных умений. Однако ими также была отмечена относительная полезность ОС и меньшая эффективность подачи ОС по сравнению с другими методами обучения [16].

Помимо использования тренером ОС для совершенствования навыков и умений участников тренинговой группы, ОС рассматривается как источник различных психологических «эффектов» [14, 15, 21].

В видеотренинге под ОС понимается использование организаторами видеосъемки таким образом, чтобы участники могли увидеть себя потом со стороны

и вместе с ведущим тренинга и другими участниками обсудить свое впечатление и его расхождение с тем, что они увидели на видеозаписи [26, 32].

В современной психологии одной из важных и перспективных сфер изучения ОС является, с нашей точки зрения, сфера делового общения. Исследования ОС от руководителя подчиненному приобрели большой размах в зарубежной психологии [47, 50, 58] и становятся все более частыми в отечественной психологии [39]. В статье В. Клейна отчетливо показано, что люди больше предпочитают ОС, которую получают на работе, нежели ОС, которую они получают в магазине; первая для них более значима [47]. Л. Стилман, П. Леви, А. Смел, изучая проблему мультиресурс-ности ОС, доказали, что существуют отличия в эффективности ОС, полученной от начальника и от коллег [52]. ОС от начальника более продуктивна, кроме того, она сильнее влияет на удовлетворенность работой [53].

Были также получены данные, свидетельствующие об улучшении работы рядовых сотрудников, старших менеджеров и руководителей после прохождения процедуры ОС по методу «360 градусов» [54]. Д. Вальдерман и Л. Атватер в своем исследовании ОС от подчиненного к начальнику пришли к выводу о том, что после получения негативной ОС руководитель демонстрирует снижение вовлеченности в работу и поддержки своих подчиненных [56]. Созданы специальные компьютерные программы, которые могут обеспечивать не только процесс сбора данных по ОС, их анализ, но и составление рекомендаций для каждого сотрудника [45].

Изучение подачи ОС осуществлялось и в Асессмент-центрах (центрах оценки и развития персонала). ОС служит тем механизмом, с помощью которого достигается цель всего процесса работы с персоналом в центре оценки: предоставить сотруднику четкую информацию о пробелах в его профессиональной квалификации, дать

рекомендации по их устранению и мотивировать на выполнение этих рекомендаций [19]. Исследование закономерностей принятия ОС является необходимой основой повышения эффективности применения центров оценки в организации [6].

Изучение ОС в контексте организации породило новую сферу исследований - изучение намеренного поиска сотрудниками ОС на фоне желания получить оценку своих действий, совет и т.д. Это изучение поведения, направленного на «поиск обратной связи» (feedback-seeking behavior). В основе данного поведения лежат три мотива: инструментальный (выполнение работы), эго-защитный (защита своей самооценки и образа себя от негативной информации) и имиджевый (налаживание хороших отношений с руководителем) [43, 51, 55].

В 1990-е годы А.Н. Клюгер и А.С. Де-ниси провели мета-анализ существующих эмпирических исследований ОС для проверки постулата о ее эффективности [48]. Они изучили более 3000 публикаций, так или иначе затронувших ОС. В большинстве случаев результаты мета-анализа показали незначительное, но позитивное влияние ОС на общую эффективность; однако в 38% случаев были обнаружены негативные эффекты ОС. Существенно, что индивидуальные различия не являлись в случае ОС важным объяснительным принципом ее эффективности. Исследователи предложили другие объяснительные принципы, которые они объединили в модель, названную ими «теорией воздействия с обратной связью» - feedback intervention theory [48, 49]. Модель А.Н. Клюгера и А.С. Дениси основана на пяти основных положениях:

1. Поведение регулируется сопоставлением ОС с целью деятельности или стандартом ее выполнения.

2. Цели организованы иерархически.

3. Внимание человека ограниченно.

4. В обычных условиях внимание направляется соответственно уровню цели в иерархии.

5. Воздействия с ОС изменяют локус внимания и таким образом оказывают влияние на поведение.

А.Н. Клюгер и А.С. Дениси выделяют три уровня иерархии целей. Высший уровень - это уровень мета-задач (meta-task processes), который соответствует самооценке личности. Следующий уровень -уровень решения задачи (task motivation или task level), на котором цели соотносятся с поставленной в данный момент задачей и эффективностью ее решения. Третий уровень - уровень научения (task learning level) - самый низкий; он включает в себя цели, соответствующие деталям. ОС на этом уровне помогает усовершенствовать процесс решения задачи, что может привести к росту эффективности деятельности, если поощряет человека к разработке адекватных гипотез о том, как улучшить деятельность [29].

ОС эффективна, если она ведет к изменениям или к интенциям на эти изменения. Согласно модели эффективности ОС, разработанной Е.Н. Стремоусовой на основе изучения подачи обратной связи в организации, изменения возможны на трех уровнях: поведенческом, уровне взаимоотношений, уровне самоотношения/самопознания. Если изменения происходят в соответствии с полученной информацией, то такая ОС рассматривается как эффективная. ОС может быть неэффективной, то есть реципиент воспринимает ОС, но действует не так, как ему рекомендует коммуникатор, то есть происходят обратные изменения поведения или намерения [39].

Надо указать на то, что, несмотря на активное изучение проблематики ОС в общении, можно выделить малоизученные аспекты, представляющие как научный, так и практический интерес. В частности, в настоящее время проблема подачи ОС в общении сотрудников компании с клиентами представляется новой и практически не исследованной в психологии. Вопросы о соотношении особенностей партнеров по деловому общению и подачи ими ОС

остаются во многом неясными. В связи с этим нами было проведено исследование связи между особенностями самовосприятия коммуникатора и характеристиками подаваемой им ОС на примере делового общения персонала компании с клиентами. Было установлено, что особенности самовосприятия сотрудников компании (соотношение объективных и субъективных категорий в самоописаниях) связаны с частотой подачи, видом и эмоциональным знаком реальной ОС, которую они подают клиентам [7].

Изучение проблематики ОС, как отмечают исследователи [12], сопряжено с определенными трудностями: многозначностью термина «обратная связь»; включенностью ОС во все структурные компоненты общения (является составляющей коммуникативной, перцептивной, интерактивной сторон общения); трудоемкостью выделения и изучения обратной связи в диалоге, особенно в групповом общении. Вместе с тем феномен ОС продолжает вызывать большой интерес у отечественных и зарубежных исследователей, так как связан с решением актуальных проблем оптимизации общения и взаимодействия в различных сферах жизни и деятельности человека.

Заключение. Представленный в статье обзор отечественных и зарубежных исследований ОС в общении убедительно доказывает сложность и многоплановость этой актуальной проблемы.

В социальной психологии проблематика ОС разрабатывается сравнительно небольшой период времени. Вместе с тем уже накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий различные аспекты ОС в общении.

Понятие «обратная связь» характеризуется многозначностью и может относиться как к процессу передачи информации другому человеку, так и результату этого процесса - сообщению.

Сложная феноменология этого явления обусловливает различные трактовки

ОС как предмета психологического анализа и различные подходы к исследованию ОС. С нашей точки зрения, наиболее продуктивен предложенный Л.А. Петровской комплексный подход к определению и изучению ОС. В рамках этого подхода проведена большая часть отечественных исследований ОС, в результате которых была разработана и реализована концептуальная схема изучения ОС, определено место межличностной ОС в структуре общения, установлены зависимости между формой подачи ОС и принятием ее как достоверной, изучены виды и характеристики обратной связи в различных ситуациях общения и взаимодействия.

Главная тенденция, которая прослеживается как в отечественных, так и зарубежных исследованиях ОС, - это расширение понимания самой ОС в направлении признания ее диалогической природы.

Представление об ОС как механизме обучения и развития открывает возможности для решения не только научных, но и практических задач. Можно выделить основные направления психологических исследований, которые имеют большое практическое значение: изучение ОС в сфере педагогики (ОС педагога ученику); анализ ОС в сфере делового общения (ОС сотрудников организации); использование ОС как источника самопознания в условиях социально-психологического тренинга.

В последние годы отмечается расширение тематики исследований ОС, выделяются новые аспекты ее изучения. Среди перспективных направлений дальнейших исследований ОС можно выделить следующие:

- соотношение личностных характеристик партнеров по общению и особенностей подачи и принятия ими ОС;

- гендерные, возрастные особенности подачи и принятия ОС в общении;

- роль ОС в установлении взаимопонимания в деловом и межличностном общении.

Литература

1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении / Личность. Общение. Групповые процессы. - М., 1991. - С. 37-74.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

3. Арутюнян М.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком / Психология межличностного познания. - М., 1981.

4. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. - 1997. -№ 6. - С. 23-30.

5. Ахмадеева Д.П. Социально-психологический тренинг с использованием обратной связи как метод развития межличностного понимания / Психология общения: тренинг человечности: Тезисы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской - М.: Смысл, 2007. - С. 33-34.

6. Базаров Т.Ю., Ладионенко М.А. Принятие критической обратной связи по итогам проведенной оценки персонала // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». -2008. - № 3. - С. 3-18.

7. Белов А.Б. Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами / В кн.: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века». Санкт-Петербург, 21-23 апреля 2011 года. Под науч. ред. О.Ю. Щел-ковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.- С. 391-392.

8. Березина Е.Б. Виды обратной связи в деловом и личностно-ориентированном тренинге / Психология общения: тренинг человечности: Тезисы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской - М.: Смысл, 2007. - С. 35-36.

9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. унта, 1982.

10. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.

11. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Под ред. Г.Н. Поварова. - М.: Наука, 1983.

12. Гордиенко В.И. О необходимости обновления концептуальных подходов к исследованию межличностной обратной связи / Сборник трудов Международной конференции «Общение 2006. На пути к энциклопедическому знанию». - М.: 2006. - С. 25-28.

13. Гуревич К.М. Вопросы организации психологической обратной связи в системе образования // Психологический журнал.

- 1997. - Т. 18. - № 4. - С. 17-25.

14. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. -М.: Гардарики, 2003.

15. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дисс. ... доктора психол. наук. - М., 2003. - 38 с.

16. Жуков Ю.М., Павлова Е.Н. Эффективность обратной связи при совершенствовании коммуникативных умений // Журнал практического психолога. - 2007. - № 5. - C. 79-101.

17. Журавлева Н.С. Способы подачи обратной связи и ее эффекты в корпоративном тренинге. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2004.

18. Касаткин С.Ф. Техника обратной связи. -СПб.: Питер, 2002.

19. Колкунова Т.Ю., Сергиенко С.К. Роль центра оценки в развитии персонала организации // Кадровик. Кадровый менеджмент.

- 2006. - № 12. - С. 50-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Копец Л.В. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении. Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1987.

21. Короткина Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2002.

22. Лушпаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1989.

23. Малиночка Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. - Саратов: СГУ, 1989.

24. Малолетнева И.В. Актуализация обратных связей в обучении // Вестник университе-

та. Государственный университет управления. Сер.: Социология и управление персоналом. - 2001. - № 1. - С. 195-198.

25. Мещанкин И.В. Исследование вербальных и невербальных характеристик обратной связи, располагающих реципиента к коммуникатору / В сб.: 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). Под ред. В.И. Панова. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 329 с.

26. Миккин X. Психологический эффект обратной видеосвязи / Средовые условия групповой деятельности. Под ред. X. Мик-кина. - Таллинн, 1988. - С. 167-182.

27. Молодцова Е.М. Особенности обратной связи как характеристика стиля родитель-ско-детского общения / Психология общения: тренинг человечности: Тезисы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской. - М.: Смысл, 2007. - С. 42-44.

28. Некрасова О.А. Управление учебной деятельностью школьников на основе использования задачного подхода в обучении математике / Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дро-бышевой. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004. - С. 156-159.

29. Павлова Е.Н. Методы повышения точности межличностного восприятия. Дисс... канд. психол. наук. - М., 2002.

30. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

31. Петровская Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе / Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 152-168.

32. Повалкович Т.Г. Идеографический подход к измерению эффективности видеотренинга делового общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М, 1996.

33. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. - СПб.: Питер, 2002.

34. Соболева Н.А. Рейтинговая оценка успеваемости учащихся и обратные связи в

управлении учебным процессом в инновационном учебном заведении // Вестник СОФМШ. - 1999. - № 3. - С. 173-175.

35. Соловьева О.В. Две традиции понимания обратной связи в социальной психологии / Психология общения: тренинг человечности: Тезисы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской - М.: Смысл, 2007. - С. 44-45.

36. Соловьева О.В. Методика изучения межличностной обратной связи / Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

37. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении - М.: Изд-во Моск. унта, 1992.

38. Солошенко Л.Ю. Соотношение вербальной и невербальной обратной связи и отношение коммуникатора к реципиенту / Психология общения: тренинг человечности: Тезисы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской - М.: Смысл, 2007. - С. 48-49.

39. Стремоусова Е.Н. Эффективность обратной связи в межличностных отношениях сотрудников организации. Дисс....канд. психол. наук. - М., 2010. - 249 с.

40. Худякова Т.Л. Некоторые методические аспекты исследования педагогического общения / Проблемы организации школьной психологической службы. - Воронеж, 1993. - С. 13-14.

41. Чеснокова Е.Н. Структура и функции развивающего диалога в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2005. - № 5(12). - С. 71-83.

42. Шишкина А.И. Теоретико-экспериментальное исследование подкрепления в учении с позиций деятельностного подхода // Молодой ученый. - 2009. - № 5. - С. 165174.

43. Ashford S., Blatt R., VandeWalle D. Reflections on the looking glass: a review of research on feedback-seeking behavior in organizations // J. of Management. - 2003. - Vol. 29. - N 6. -P. 773-799.

44. Carroll A., Durkin K., Hattie J., Houghton S. Goal setting among adolescents: A compar-

ison of delinquent, at-risk, and not at-risk youth // J. of Educational Psychology. - 1997.

- Vol. 89. - P. 441-450.

45. Griffin E., Sanders C., Craven D., King J. A computerized 360 feedback tool for personal and organizational development in general practice // Health Informatics. - 2000. - Vol. 6. - P. 71-80.

46. Hattie J., Timperley H. The power of feedback // Review of Educational Research. - 2007. -Vol. 77 - N 1. - P. 81-112.

47. Klein W.M. Effects of objective feedback and «single other» or «average other» social comparison feedback on performance judgments and helping behavior // P.S.P.B. - 2003. - Vol. 29. - N 3. - P. 418-429.

48. Kluger A.N., DeNisi A.S. The effects of feedback interventions on performance: A historical review, a meta-analysis, and a preliminary feedback intervention theory // Psychological Bulletin. - 1996. - Vol. 119(2). - P. 254-284.

49. Kluger A.N., DeNisi A.S. Feedback effectiveness: Can 360-degree appraisals be improved? // Academy of Management Executive. - 2000.

- Vol. 14 (1). - P. 129-139.

50. Nyhan R. Changing the paradigm. Trust and its role in public sector organizations // American Review of Public Administration. - 2000.

- Vol. 30. - N 1. - P. 87-109.

51. Renn R., Fedor D. Development and field test of feedback seeking, self-efficacy, and goal setting model of work performance // J. of Management. - 2001. - Vol. 27. - P. 563583.

52. Steelman L.A., Levy P.E., Snell A.F. The feedback environment scale: construct definition, measurement and validation // Educational and Psychological Measurement. - 2004. -Vol. 64. - N 1. - P. 165-184.

53. Suskind A.M., Borchgrevink C.P., Kacmar K.M., Bryner R.A. Customer service employees' behavioral intentions and attitudes: an examination of construct validity and a path model // International J. of Hospitality Management. - 2000. - Vol. 19. - P. 53-77.

54. Tyson S., Ward P. The use of 360 degree feedback technique in the evaluation of management development // Management Learning.

- 2004. - Vol. 35(2). - P. 205-223.

55. VandeWalle D. A goal orientation model of feedback-seeking behavior // Human

Resource Management Review. - 2003. - Vol. 13. - N 4. - P. 581-604.

56. Walderman D., Atwater L. Attitudinal and behavioral outcomes of an upward feedback process // Group Organization Management. - 2001. - Vol. 26. - N 2. - P. 189-205.

57. Wilkinson S.S. The relationship of teacher praise and student achievement: A meta-ana-

lysis of selected research // Dissertation Abstracts International. - 1981. - Vol. 41(9-A). - P. 3998A.

58. Wright B., Kim S. Participation's influence on job satisfaction // Review of Public Personnel Administration. - 2004. - Vol. 24. - N 1. - P. 18-40.

THE PROBLEM OF FEEDBACK IN COMMUNICATION: REVIEW OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

A.B. BELOV M.V. LomonosovMoscow State University, Moscow

This article provides an overview of domestic and foreign studies on feedback in communication. Various definitions of feedback are considered. The main directions of its study in the modern psychology are distinguished.

Keywords: communication, interaction, feedback.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.