РАЗДЕЛ XIII ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 378.1
Чернявская Валентина Станиславовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, tina v@,rambler.ru Владивосток
Каерова Елена Владиславовна
Заведующая кафедрой физической культуры и спорта Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ekaerova@ va ndex.ru. Владивосток
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Chemyavskaya Valentina Stanislavovna
Professor Vladivostok state university of économies and service, tina [email protected]
Kaerova Elena Vladislavovna
Chief of pulpit physical culture and sport, [email protected]. Vladivostok
FEEDBACK IN PROFESSIONAL COMMUNICATION OF THE ATHELETIC TRAINER AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Правительство России поднимает на государственный уровень проблему здоровья нации, признает её крайне актуальной и сложной. Средняя продолжительность жизни в стране стала ниже возраста выхода на пенсию. Такой демографический спад приближается к катастрофе, к вырождению России. Сложность проблемы обуславливает многообразие средств ее решения. Среди этих средств важная роль принадлежит образованию и физической культуре, спортивно-оздоровительной работе.
В настоящих условиях можно констатировать, что в России не сформирована система подготовки тренеров по фитнесу и аэробике, которые становятся все более актуальными и востребованными видами физической культуры. Вместе с тем быстрые темпы развития фитнес-индустрии и потребность в высококвалифицированных специалистах диктуют не просто спрос на таких тренеров, назрела необходимость в разработке модели и концепции подготовки спортивных тренеров в соответствии с современным состоянием психолого-педагогической науки.
В процессе спортивной тренировки тренер вступает в профессиональную коммуникацию с тренирующимися (клиентами), при этом влияние личности тренера и особенностей его общения весьма сильно сказывается как на мотивации к спортивно-оздоровительным тренировкам, так и на качество выполнения конкретных типов упражнений. Здесь проявляются известные личностно-профессиональные особенности педагогической деятельности тренера (тренер-педагог- тренирующийся-учащийся)
и добавляются новые характеристики коммуникации в сфере сервиса (тренер- клиент).
Современный тип подготовки специалиста требует его владения ключевыми компетенциями. Так И.А. Зимняя в первую очередь в качестве таковых рассматривает «компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения», а в качестве ориентировочного критерия- критерий здоровьесбережения [1]. То есть, компетентность в профессиональном общении, коммуникации тренера является ключевой и должна быть обеспечена средствами его профессионального образования. Л.А. Петровская определила обратную связь как сообщаемые коммуникатором реципиенту «сведения относительно того, как, каким он воспринят» в деятельности и общении [6 с. 152]. Она рассматривает данный феномен и как ситуацию (когда субъект восприятия получает от партнёра по общению сведения о том, как он воспринят), и как процесс (процесс предоставления сведений о восприятии), и как информацию (всякую информацию, получаемую субъектом восприятия от реципиента своего поведения, а в данном случае, коммуникатора обратной связи) [6, с.152].
Т. Рассел термин «обратная связь» рассматривает как сообщение о результатах деятельности. Обратная связь определяется «как предоставление участникам тренинга (учебной деятельности) информации о том, какие их действия способствовали достижению необходимого уровня исполнения работы и что именно так они должны действовать в дальнейшем, а также информацию о том, какие действия препятствовали достижению необходимых стандартов и повторения каких действий необходимо избегать» [7, с.24]. О.В. Соловьёва определяет межличностную обратную связь как «намеренное вербальное сообщение другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты» [8,с.5].
Рассмотрим место обратной связи в профессиональной коммуникации спортивного тренера.
С.П. Миронова утверждает, что именно обратными связями порождается специфика системы управления физическим воспитанием. Происходит это в связи с тем, что объективная и достоверная информация о конечном результате образовательного процесса по физической культуре отсутствует[5].
Среди различных видов оздоровительной физической культуры аэробика продолжает удерживать самый высокий рейтинг. В этом виде спортивной активности крайне важной является обратная связь тренера, которая в процессе тренировок дает дополнительные психолого-педагогические ресурсы личности тренирующегося. Следует отметить отсутствие в России определенной сформированной системы подготовки инструкторов -тренеров по фитнесу и аэробике, коммуникативная подготовка тренеров либо отсутствует либо сводится к универсальным сервисным клише.
Было обнаружено, что идеальная модель тренера, включающая важнейшие характеристики, которыми он должен обладать, напрямую или косвенно, связаны с компетентностью в подаче обратной связи [2, 3, 6].
В связи с отсутствием адекватных методов исследования обратной связи, была предпринята попытка адаптировать к целям исследования ведущие подходы O.A. Соловьевой к изучению обратной связи (межличностной обратной связи). Нами был разработан опросник самооценки обратной связи для тренеров. С его помощью тренер мог определить наличие у себя тех или иных возможностей, которые необходимы для подачи и принятия обратной связи тренирующимся. Для тренирующихся был подготовлен соответствующий (симметричный) опросник, с помощью которого, тренирующиеся, как эксперты, определяли характеристики комптентности в обратной связи идеального тренера и их тренера.
Были выделены три критерия (уровня) компетентности в обратной связи; а)эмоциональный- понимание эмоций, б) когнитивный- знание и владение вербальной информацией в области физического развития клиента и в)поведенческий- использование обратной связи в коммуникации с тренирующимися.
Эмоциональный уровень обратной связи (ОС), предполагал, что тренер разбирается в эмоциональных состояниях и может понять эмоции и чувства тренирующегося в контексте данных спортивно-оздоровительных занятий и в случае необходимости подать информацию в нужном эмоциональном ключе; когнитивный уровень характеризовал понимание, рефлексию и осознание предоставляемой и получаемой информации, и подачу информации на понятном для клиента языке; поведенческий уровень обратной связи подразумевал, практическое использование правил приема и подачи обратной связи по поводу выполнения конкретных упражнений. Исходя из этих критериев (уровней) результаты были разделены по трем шкалам. В исследовании приняли участие 8 тренеров, (стаж работы от 1 года до 40 лет, работающие с группами и индивидуально), которые имели профессиональный опыт в разных сферах спортивно-оздоровительной деятельности, а так же преподавали в университете. Были выявлены представления тренеров о владении их обратной связью (самооценка). Оказалось, что средние показатели по каждому критерию от максимально возможного (100%) составили: эмоциональный- 89%; когнитивный- 100%; поведенческий- 83,3%. Представленные результаты свидетельствует о том, что тренеры высоко оценили свой уровень компетентности в обратной связи. Тренеры считают, что они достаточно хорошо разбираются в эмоциональной сфере, в понимании и практике обратной связи, корректируют поведение клиента в спортивно-оздоровительной тренировке, в случае необходимости.
Сравнение с идеальными результатами результатов самооценки тренеров представлено ниже (Рисунок 1).
Рисунок 1. Представление тренеров о владении обратной связью (самооценка)
Однако во время наблюдения и видеонаблюдения за тренировками с целью регистарции и анализа характеристик обратной связи, а также анализа отснятых видеоматериалов, было замечено, что цикл обратной связи часто не был закончен. Наиболее часто регистировалась оценка, при этом не учитывалась информация о восприятии ее тренирующимся. Вместе с тем компетентная обратная связь включает внимание к реакции тренирующегося на возможную корректировку выполнения упражнения. Поэтому возникла необходимость исследования эмоционального уровня обратной связи тренера. Для этого был использован тест П. Экмана (face test), в соответствии с подходом К. Изарда [10]. В тесте представлены 8 эмоций (радость, удовольствие, интерес, гнев, печаль, отвращение, удивление, ужас (страх). Тренеру было необходимо распознать изображенную эмоцию. Результаты подсчета общего количества правильных ответов тренеров по тесту представленные средними значениями и в процентном содержании от максимально возможного (Таблица1).
Каждый из тренеров работал с тестом независимо от остальных.
Таблица 1 - Понимание тренерами эмоций
Представленная эмоция Общие результаты тренеров Максимально возможное количество балов
радость 7 8
удовольствие 6 8
интерес 4 8
гнев 7 8
печаль 7 8
отвращение 3 8
удивление 5 8
Ужас (страх) 7 8
среднее значение 5,75 8
процент от максимального значения 71% 100%
Представленные результаты продемонстрировали достаточный уровень владения информацией об эмоциональных проявлениях человека, мимике. Следует отметить, что результаты по тесту П. Экмана близки к результатам, которые были получены в результате анализа результатов самооценки компетентности в обратной связи, и имеют лишь незначительные расхождения.
результаты по результаты фзйе эмоциональной теста
шкале
Рисунок 2 - Показатели эмоционального уровня самооценки и результатов диагностики с помощью фэйс-теста
Применение статистических методов обработки результатов полученных при сопоставлении результатов полученных по эмоциональной шкале самооценки обратной связи и результатами фэйс-теста П. Экмана, с целью установить наличие взаимосвязи (корреляции) между умением тренеров распознавать эмоции и применением этих навыков в процессе подачи и приема обратной связи с тренирующимися.
В качестве числовой характеристике вероятностной связи использовался коэффициент корреляции Пирсона (г), получены данные о достоверности взаимосвязи объективных и субъективных (самооценки) данных об эмоциональном уровне обратной связи тренеров исследуемой группы.
Так же эти результаты могут говорить так и о том, что в процессе передачи обратной связи для тренеров важно психо-эмоциональное состояние тренирующегося (клиента), а так же имеют способность распознавать с достаточно высокой вероятностью, какая эмоция преобладает в данный момент как у них самих, так и у клиента, что способствует более адекватной обратной связи. Так в процессе тренировки возникает усталость, которая так же проявляется эмоционально, тренер определяет это и делает небольшие остановки, либо призывает уставших отдохнуть, это следует также из анализа видеозаписей.
Результаты показывают, что максимального значения 100% тренеры не получили. Было обнаружено, что наличие и качество обратной связи тренера зависит от количества тренирующихся. Так индивидуальным занятиям сопутствует более интенсивная обратная связь, это оказало влияние на ход исследования и обнаружило необходимость соответствующего анализа.
Таблица 2 - Взаимосвязь результатов фейс-теста и результатов
самооценки ОС
Тренеры Результаты, полученные тренерами по фэйс тесту (ср. знач. в %) Результаты, полученные тренерами по эмоциональной шкале из опросника ОС, (ср. знач. в %)
Тренер 1 87,50% 66,60%
Тренер 2 87,50% 100%
Тренер 3 75% 100,00%
Тренер 4 75% 100%
Тренер 5 75% 100%
Тренер 6 62,50% 66,60%
Тренер 7 62,50% 66,60%
Тренер 8 62,50% 66,60%
коэффициент корреляции Пирсона (г) 0,480384
Тренирующиеся (выборки индивидуальной и групповой работы, в основном- женщины, как новички, так и тренирующиеся более 5 лет) отвечали на вопросы либо после тренировок либо в домашних условиях. Были выявлены характеристики обратной связи тренера с точки зрения тренирующихся (Таблица 3).
Таблица 3 - Обратная связь тренеров с точки зрения тренирующихся в группе и индивидуально
Уровень восприятия обратной связи (компоненты) тренирующиеся в группе тренирующиеся индивидуально с тренером
эмоциональный 90,40% 74%
когнитивный 63,80% 95,30%
поведенческий 61,40% 95,30%
Представлены средние результаты - в процентах от максимально возможных. Обнаружены различия по всем уровням (критериям). Оказалось, что тренирующиеся в группе более высоко оценили эмоциональную сторону обратной связи от тренеров. Тренирующиеся индивидуально- когнитивную и поведенческую. Действительно, видеосъемки также подтверждают более высокий уровень эмоциональной включенности тренирующихся в группе , чем при индивидуальных тренировках с тренером.
В качестве следующего этапа, адекватного предмету исследования, было проведено сопоставление результатов представления об обратной связи тренеров и их клиентов (тренирующихся) (Таблице4).
Таблица 4 - Сопоставление результатов опроса тренеров и тренирующихся по обратной связи (результаты в %)
Участники процесса коммуникации эмоциональный когнитивный поведенческий среднее значение обратной связи по категориям исследования
тренирующиеся в группе 90,40% 63,80% 61,40% 71,87%
тренирующиеся индивидуально с тренером 74% 95,30% 95,30% 88,2%
тренеры Среднее значение по комп.ОС 89% 100% 83,30% 90,77%
Из приведенных данных (Табл.4), видно, что все три категории участников спортивно-оздоровительной тренировки воспринимают обратную связь по- разному. В каждой из групп различие между компонентами ОС находятся примерно на одинаковом уровне, что может указывать на однородность восприятия ОС, а так же на последовательности её применения, характеризующейся результативностью, то есть побуждением к определенному действию, правильному выполнению упражнения.
Следует так же отметить и общий уровень владения ОС тренерами, который определен как достаточно высокий. При этом оценка обратной связи тренерами практически не отличается от значений оценки обратной связи тренеров от тренирующихся индивидуально (Рисунок 3).
100,00% 90.00% 30,00% 70,00% 60,00% ьо,оо%
40.00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
эмоциональный когнитивный гюведенчесний обратная связь в
целом
Рисунок 3 - Сопоставление уровней обратной связи в разных выборках
Из результатов (Рисунка 3) видно, что характеристики ОС различаются, в том числе значительно. Особо отличаются значения ОС тренирующихся в группе: их результаты значительно ниже по когнитивному и поведенческому уровням и соответственно это сказалось на общем уровне ОС от тренеров. Это указывает на то, что в при одинаковом способе коммуникации тренера тренирующиеся в группе часто недопонимают информацию об их «степени правильности» выполнения упражнений, поступающую от тренера. Это может говорить о неполной адекватности обратной связи в процессе групповой тренировки, и необходимости сделать акцент на изменение характера обратной связи для тренирующихся в группе.
Таблица 5 - Общие результаты по уровням представления об об-
ратной связи тренера участниками тренировки
участники тренировки эмоциональный когнитивный поведенческий
тренеры 89% 100% 83,30%
тренирующиеся 82% 80% 78%
Различия в соответствующих уровнях говорит о возможностях оптимизации ОС тренера. В целом можно утверждать, что методы изучения характеристик ОС в достаточной мере показывает свою надежность. Выявленные тенденции, связанные с различиями в характеристиках ОС, а также методами развития компетентности в ОС будущих тренеров являются основанием для дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. - № 8.
1. Ильин, Е.Л. Психология физического воспитания [Текст] / Е.Л. Ильин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
2. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е.А. Климов. -М., 1995.
3. Ладионенко, М.А., Т.Ю. Базаров Принятие критической обратной связи по итогам проведенной оценки персоналат [Текст] / М.А. Ладониченко, Т.Ю. Базаров // Вестник МГОУ. - М.: МГОУ, 2008. - № 3. - С. 3 - 18.
4. Миронова, С.П. Педагогический мониторинг как условие повышения эффективности управления процессом физического воспитания студентов [Текст]. - дисс. канд. пед. наук, Тюмень, 2004.
5. Петровская, Л.А, Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во Моск. Гос. Ун-та, 1982.
6. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи [Текст] / Т. Рассел. - СПБ.: Питер, 2002.
7. Соловьева, О-В. Обратная связь в в межличностном общении [Текст] / О.В. Соловьева. - М.: изд-во МГУ, 1992. - 112 с.
8. Флетчер, К. Оценка и обратная связь [Текст] / К. Флетчер. - HIPPO PUBLISHING LTD, 2006.
9. Экман, П. Психология лжи [Текст] / П. Экман, - СПб.: Питер, 2000.
10. Субетто, А. И. Онтология компетентностного подхода в образовательной сис-темологии [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. -С. 100-126.
11. Терегулов, Ф. Ш. О соотношении обучения и развития в формирующем образовании [Текст] / Ф. III. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. - 2009 - № 1. -С. 127-142.
12. Быковская, Е. Ф. Ресентимент в образовании: предварительные констатации [Текст] / Е. Ф. Быковская // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. -С. 142-150.
13. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№3. - С. 61-77.
14. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н. В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 122-131.
15. Шипилика, Л. А. К вопросу о разработке компетентностной характеристики магистра педагогики [Текст] / Л. А. Шипилина // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 1. - С. 114-127.
16. Апарина, Л. А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] / Л. А. Апарина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 35 - 42.
17. Дубровская, Е. О. Формирование результативной образовательной системы колледжа [Текст] / Е. О. Дубровская // Сибирский педагогический журнал. - 2009 - № 3. -С. 279 - 285.
18. Степанова, Л.М. Особенности реализации педагогических условий игрового моделирования образовательной деятельности в формировании профессиональной готовности педагога по физической культуре [Текст] / Л.М. Степанова, С.С. Коровин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 322 - 327.
19. Зубарева, Т. Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования [Текст] / Т. Г. Зубарева // Сибирский педагогический журнал. - 2009 - № 4. - С. 297 - 310.
20. Бобыкина, И. А. К проблеме развития самообразовательной компетенции учащихся [Текст] / И. А. Бобыкина // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 4. -С. 196 -204.
21. Мунасыпов, И. М. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей технологии [Текст] / И. М. Мунасыпов // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. -С. 130-139.
22. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] / В. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С.139-145.