УДК 796.035
проблемы медико-педагогического обеспечения фитнеса
Кандидат педагогических наук, доцент О. Г. Лызарь,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Стремительный рост числа фитнес-клубов и тренирующихся в них людей во всем мире привлекает к себе внимание многих исследователей. Но из-за ухудшающегося здоровья населения проявляется проблема медико-педагогического обеспечения фитнеса, которая определяется широким диапазоном нерешенных вопросов - от отсутствия врачебного контроля как такового в большинстве клубов и привлечения к работе врачей самых разных профилей, не являющихся специалистами в области спортивной и восстановительной медицины, реабилитации, функциональной диагностики, до недостаточной профессиональной подготовленности тренеров и инструкторов фитнес-клубов. Все это приводит к снижению эффективности занятий, невозможности индивидуализации физической нагрузки, а также свидетельствует о том, что фитнес в условиях г. Краснодара и края выходит за рамки научно обоснованной оздоровительной методики и приобретает лишь ярко выраженную коммерческую направленность.
Ключевые слова: фитнес, фитнес-клубы, врачебное обследование, состояние здоровья занимающихся.
Введение. Мировой процесс активного развития фитнес-индустрии, рост популярности занятий физкультурой и спортом для обеспечения хорошей физической формы и укрепления здоровья за последнюю четверть века совершенно справедливо рассматривается как революция в образе жизни современного человека [7, 10, 11].
Стремительный рост числа фитнес-клубов и тренирующихся в них людей во всем мире привлекает к себе внимание многих исследователей и создает предпосылки к выделению фитнеса в отдельную форму массовой физической активности [6, 13].
В ряду мер, направленных на оздоровление российских граждан, немаловажное значение имеет вне-
дрение в образ жизни человека оздоровительной физкультуры как простого, общедоступного, мощного и действенного средства борьбы с самым грозным фактором риска - гиподинамией.
Общеизвестно, что адекватные оздоровительные физические нагрузки позволяют действенно про-филактировать и иные факторы риска современного цивилизованного человека, такие как хронический эмоциональный стресс, гипер- и дислипидемия, артериальная гипертензия, нарушение усвоения углеводов, превышение массы тела и др. Оздоровительная физическая нагрузка является универсальным средством повышения резистентности и активизации механизмов специфической и общей адаптации, о чем свидетельствуют многочисленные научные исследования как в нашей стране, так и за рубежом [9].
Но не следует забывать о том, что заниматься в фитнес-клубы приходят лица не всегда относящиеся к категории здоровых и практически здоровых граждан. Имеются данные о возможных ухудшениях здоровья (требующих госпитализации) и даже внезапной смерти при занятиях средней и высокой интенсивности [14]. Этот факт возвращает нас к проблеме медико-педагогического обеспечения фитнеса, которая определяется широким диапазоном нерешенных вопросов - от отсутствия врачебного контроля как такового в большинстве клубов и привлечения к работе врачей самых разных профилей, не являющихся специалистами в области спортивной и восстановительной медицины, реабилитации, функциональной диагностики, до недостаточной профессиональной подготовленности тренеров и инструкторов фитнес-клубов.
Цель исследования - провести оценку физического состояния контингента занимающихся в современных физкультурно-оздоровительных и фитнес-клубах и предложить пути повышения эффективности медико-педагогического обеспечения занятий.
Материал и методы исследования. Анализируе-
54
№3 ! 2011
мый материал - фрагмент социологического исследования состояния здоровья людей, занимающихся фит-несом, а также результатов медико-педагогического контроля и сопровождения занятий. В процедуре обследования приняло участие 162 человека, в том числе 130 женщин и 32 мужчины. Использовалась карта оценки состояния здоровья занимающегося, а также анкета, позволяющая оценить двигательный опыт и отношение к физическим нагрузкам [4].
Результаты исследования и их обсуждение.
Так, проведенное нами первичное врачебное обследование людей, пришедших для занятий в фитнес-клуб, позволило выявить следующие особенности контингента занимающихся. Были обследованы 162 человека, среди которых 130 (80,3%) женщин и 32 (19,7%) мужчины. Такое соотношение объяснялось спецификой спортивно-оздоровительных клубов, в которых проводилось исследование. Среди предлагаемых оздоровительных программ преобладали тренировки, ориентированные прежде всего на женщин - различные виды оздоровительной аэробики, пилатес, танцевальные классы. Возраст обследованных варьировал в широком диапазоне - от 16 до 65 лет, в среднем составляя 31,3 ± 1,2 года.
При оценке состояния здоровья контингента занимающихся было выявлено, что практически здоровыми, т. е. не предъявляющими жалоб и отрицающими наличие заболеваний, были 28,2% обследованных. При этом более половины из всех практически здоровых относились к возрастной группе от 17 до 25 лет, в более старших возрастных группах число практически здоровых существенно уменьшалось.
У 116 обследованных (71,6%) были выявлены отклонения в состоянии здоровья, причем одно заболевание отмечалось у 36 обследованных (22,2%), в остальных случаях имели место два и более заболевания.
Среди наиболее распространенных заболеваний выявлены нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, артрозы), которые были диагностированы у 53 человек (45,7% от числа обследованных с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья).
Варикозное расширение вен нижних конечностей было диагностировано у 25 человек (из них 23 женщины), что составило 21,6%.
Заболевания сердечно-сосудистой системы, такие как нейроциркуляторная дистония, пролапс митрального клапана, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, выявлены в 35 случаях - 30,2% от общего числа лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Заболевания органов дыхания были представлены хроническим бронхитом у 9 обследованных и бронхиальной астмой - у 3 человек, составляя 10,3% всех выявленных заболеваний.
В 22 случаях отмечалась патология органов зрения (19%): миопия слабой и средней степени.
Значительный процент заболеваний (20,7%) составляли нарушения со стороны желудочно-кишечного
тракта (хронический гастрит, дискинезии желчевыво-дящих путей, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки).
Состояние после полостных операций, выполненных в течение последнего года до момента обследования, отмечено у 2 человек, что составляло 1,7% от общего числа лиц с различными заболеваниями.
Беременными на момент обследования были 6 женщин, это физиологическое состояние составило 4,6% от числа всех обследованных женщин. Избыточная масса тела, определяемая в ходе первичного врачебного обследования по индексу массы тела (ИМТ в диапазоне 25-30 кг/м2), отмечалась у 21 человека (13% от общего числа обследованных), а ожирение (при ИМТ более 30 кг/ м2) выявлено у 5 человек (3,1%). Таким образом, для 26 обследованных (16,1%) проблема контроля массы тела была весьма актуальна. При этом желание похудеть, называя это главной целью тренировок, выразили около 54,3% опрошенных.
Это наблюдение выявило опасную тенденцию, особенно среди молодых женщин, выражающуюся в следовании навязанным стереотипам: «модно быть стройным», «похудей любой ценой» и прочее. Таким образом, 62 обследованные женщины (38,3%), не имея реальных проблем с избыточной массой тела, для реализации поставленной надуманной цели были готовы выполнять интенсивные физические нагрузки, не соответствующие их уровню физической подготовленности, использовать ограничительные диеты, различные лекарственные средства и препараты (в том числе медикаментозные).
Важным этапом обследования было получение информации, характеризующей состояние двигательной подготовленности в настоящее время: какие нагрузки выполняются и сколько раз в неделю; самочувствие перед, в процессе и после тренировок; были ли состояния перетренированности и перенапряжения.
Проведённое исследование показало, что регулярные физические нагрузки (не реже 2 раз в неделю) в течение последнего года выполняли 25 человек (15,4% от общего числа обследованных), эпизодические нагрузки (в среднем 1 раз в неделю или «сезонные тренировки» - велосипед, плавание, ролики) - 55 человек (34%). Практически половина приступающих к активным занятиям в клубе - 80 человек (49,4%) - отмечали отсутствие регулярных нагрузок в течение длительного времени (более 3 лет) или никогда (после окончания обучения) не занимались физкультурой и спортом.
В подавляющем большинстве случаев (129 человек - около 80%) оценивали свою двигательную активность как низкую, отмечая ежедневное использование автомобиля или общественного транспорта вместо ходьбы и пассивное проведение досуга.
Заключение. Оздоровительный эффект оптимальных физических нагрузок при занятиях в фитнес-клубах хорошо известен и никем не оспаривается [6, 12]. Вместе с тем не вызывает сомнения и патогенное воздействие на организм неконтролируемых интенсивных нагрузок при занятиях фитнесом [1, 2]. Одной из причин
№3 I 2011
55
такого выявления полярного влияния занятий является факультативность врачебного осмотра в фитнес-клубах, при том, что во многих из них врачебная должность вовсе отсутствует. В функциональные обязанности врача клуба не входят физикальный осмотр, электрокардиография и другие обязательные методы обследования. Указанные особенности медицинского обеспечения фитнес-клубов противоречат нормативным документам [8], согласно которым все лица, тренирующиеся в спортивных и оздоровительных учреждениях, должны получить необходимый врачебный допуск, а также пройти регламентированный объем обследования. Кроме того, врач фитнес-клуба обязан за лимитированный период времени осмотра сформулировать исчерпывающие рекомендации по режиму нагрузок, диетологическим и общепрофилактическим мероприятиям, что невозможно сделать без проведения специальных диагностических исследований, особенно при наличии заболеваний у обследуемого [12].
В то же время отсутствие в статье 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте» положений об ответственности государства за результативность деятельности физкультурно-спортивных организаций при работе с различными группами населения способствует осуществлению тренерской и инструкторской деятельности в фитнес-клубах лицами, не имеющими профильного образования, с недостаточной профессиональной подготовленностью и методической обеспеченностью. Это происходит несмотря на то, что ответственность за контроль состояния здоровья возлагается либо на самих занимающихся, либо на тренеров, которые решают задачи получения обратной связи о показателях физического состояния клиентов и обучение их самих основам самоконтроля.
Все это приводит к снижению качества оценки состояния здоровья тренирующихся и невозможности индивидуализации физической нагрузки, а также свидетельствует о том, что фитнес в условиях г. Краснодара и края выходит за рамки научно обоснованной системы оздоровления и приобретает ярко очерченную коммерческую направленность.
Таким образом, предлагается рассмотреть вопросы лицензирования физкультурно-спортивной деятельности, с учётом обязательного исходного требования для тренерского состава клубов получения среднего или высшего профессионального образования по физической культуре и спорту, а также введения в штатное расписание всех без исключения физкультурно-
оздоровительных и фитнес-клубов врачебной (фельдшерской) должности специалиста по спортивной или восстановительной медицине, функциональной диагностике.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Жигалова, Я. В., Тарасова, Л. В. Построение комплексных оздоровительных фитнес-программ для женщин 30-50-летнего возраста / Я. В. Жигалова, Л. В. Тарасова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 56-57.
2. Крючек, Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е. С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 60 с.
3. Левченко, К. П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура / К. П. Левченко. - М.: РМАПО, 2009. -270 с.
4. Лисицкая, Т. С., Сиднева, Л. В. Аэробика: Частные методики / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.
5. Лучинин, М. Ю., Митина, О. Ф. Проблемы адаптации ССС к физическим нагрузкам у лиц, регулярно занимающихся фит-несом / М. Ю. Лучинин, О. Ф. Митина // Матер. III Национальной научно-практической конференции «Теория и практика оздоровления населения России». - М., 2006. - С.119-120.
6. Максимов, Н. Н. Особенности состояния сердечнососудистой и вегетативной нервной систем у занимающихся фитнесом: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н. Н. Максимов.
- СПб., 2003.
7. Поляев, Б. А., Руненко, С. Д. Актуальные вопросы фитне-са / Б. А. Поляев, С. Д. Руденко // Спорт и медицина. - М., 2005.
- № 3. - С. 18-20.
8. Приказ МЗ РФ №337 от 20.08.2001 г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры».
9. Ромашин, О. В. Система управления целенаправленным процессом оздоровления человека / О. В. Ромашин. - М.: Советский спорт, 2009. - 100 с.
10. Рубаненко, Е. П. Фитнес, велнесс и ... беременность / Е. П. Рубаненко // Медицина и спорт - 2005. - № 8. - С. 45-46.
11. Руненко, С. Д. Врачебный контроль в оздоровительной физической культуре: учебное пособие для студентов к практическому занятию / С. Д. Руненко. - М., 2004. - 84 с.
12. Руненко, С. Д. Врачебный контроль в фитнесе / С. Д. Руненко. - М.: Советский спорт, 2009. - 192 с.
13. Старкова, С. В. Особенности психофизического состояния женщин, занимающихся в оздоровительных группах: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С. В. Старкова. - СПб., 2000.
- С.5.
14. Эдвард, Т., Хоули, Е., Дон Френкс, Б. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Т. Эдвард, Е. Хоули, Б. Дон Френкс. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 375 с.
56
№3 l 2011
modern fitness problems
O. Lizar, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.
An increasing growth of fitness-clubs everywhere in the whole world and people training there attracts attention of those who study this problem. But because of people's health which is becoming worse the problem of medico-pedagogical fitness maintenance is clearly revealed. This problem is determined by a wide diapason of issues which should be solved beginning with the lack of real medical control in a great number of clubs to insufficient professional coaches and fitness-clubs instructors' preparedness. Moreover, physicians of different profiles who are employed to work in fitness-clubs are not
specialists in the sphere of sporting and restorative medicine, rehabilitation, functional diagnostics. All this leads to lowering effectiveness of lessons, impossibility of the individual physical load. Such a situation testifies that fitness in the city of Krasnodar and Krasnodar region as well goes all over the limits scientifically based keepfit methods and acquires clearly expressed commercial tendency.
Key words: fitness, fitness-clubs, medical inspection, practicing fitness people's health condition.
УДК 316.6
технологичный подход к формированию педагогической толерантности студентов
физкультурного вуза в процессе
профессиональной подготовки
Начальник отдела по качеству образования Л. Г. Балановская,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
Контактная информация для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Цель исследования - разработать технологию формирования педагогической толерантности на основе принципов андрагоги-ки и экспериментально доказать эффективность ее применения для формирования педагогической толерантности студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки.
В исследовании применялись теоретические методы научного исследования (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, моделирование, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем) и эмпирические методы научного исследования (изучение научно-методической литерату-
ры, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, статистические методы).
Исследование проводилось в ФГОУ ВПО СибГУФК. В эксперименте участвовали естественные группы, сложившиеся из студентов, выбравших для изучения курс «Педагогика и психология ненасилия». В экспериментальных группах на занятиях курса «Педагогика и психология ненасилия» применялась технология формирования педагогической толерантности. В контрольных группах курс читался с применением традиционной лекционно-семинарской формы организации занятий.
В результате реализации технологии формирования педаго-
№3 l 2011
57