Научная статья на тему 'Проблема объективных и субъективных аспектов безопасности'

Проблема объективных и субъективных аспектов безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1391
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД К БЕЗОПАСНОСТИ / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / PHILOSOPHY OF SECURITY / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE SECURITY / DISCURSIVE APPROACH TO SECURITY / ONTOLOGICAL SECURITY / SECURITY AND CONSUMER SOCIETY / SOCIAL TURBULENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чудинов С. И.

В статье представлен краткий обзор современных теорий, связанных с решением проблемы разграничения и характеристики объективных и субъективных аспектов безопасности от традиционной школы (нео)реализма до анализа современного социума в исследованиях З. Баумана и Э. Гидденса, расширяющего понятие субъективной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of objective and subjective aspects of security

The article presents a brief overview of the modern theories dealing with the problem of distinguishing and describing of objective and subjective aspects of security: from the traditional (neo) realism approach to the analysis of contemporary society in researches of Z. Bauman and A. Giddens expanding the concept of subjective security.

Текст научной работы на тему «Проблема объективных и субъективных аспектов безопасности»

УДК 167:327 Чудинов Сергей Иванович

кандидат философских наук, доцент Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики

ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ АСПЕКТОВ БЕЗОПАСНОСТИ [1]

Chudinov Sergey Ivanovich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Siberian State University of Telecommunications and Information Science

THE PROBLEM OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE ASPECTS OF SECURITY [1]

Аннотация:

В статье представлен краткий обзор современных теорий, связанных с решением проблемы разграничения и характеристики объективных и субъективных аспектов безопасности - от традиционной школы (нео)реализма до анализа современного социума в исследованиях З. Баумана и Э. Гидденса, расширяющего понятие субъективной безопасности.

Ключевые слова:

философия безопасности, объективная и субъективная безопасность, дискурсивный подход к безопасности, онтологическая безопасность, безопасность и потребительское общество, социальная турбулентность.

Summary:

The article presents a brief overview of the modern theories dealing with the problem of distinguishing and describing of objective and subjective aspects of security: from the traditional (neo) realism approach to the analysis of contemporary society in researches of Z. Bauman and A. Giddens expanding the concept of subjective security.

Keywords:

philosophy of security, objective and subjective security, discursive approach to security, ontological security, security and consumer society, social turbulence.

Проблема безопасности (государства, общества и личности) скрывает в себе множество дискуссионных методологических вопросов. Одним из них является вопрос о различении объективных и субъективных аспектов безопасности, то или иное решение которого формирует целые научные школы и методологические направления в области исследования безопасности. В данном исследовании мы рассмотрим современные дискуссии вокруг этого вопроса и остановимся на некоторых социально-гуманитарных теориях, которые расширяют представления о безопасности, углубляясь в ее субъективные аспекты (теории З. Баумана и Э. Гидденса).

Классическое разделение объективных и субъективных аспектов безопасности восходит к А. Вольферсу. Сравнивая безопасность как ценность с другими понятиями, такими как сила (военная мощь) государства и благосостояние общества, Вольферс поясняет, что безопасность в объективном смысле измеряет отсутствие угроз в отношении приобретенных ценностей, тогда как в субъективном смысле - означает отсутствие страха, что эти ценности будут атакованы [2, р. 485]. Таким образом, безопасность в объективном смысле ассоциируется с реальными внешними угрозами по отношению к обществу (нации) и государству, в субъективном значении - со страхами подобных угроз, циркулирующими в различных социальных группах (вне зависимости от наличия объективных оснований такой угрозы).

Объективистское понимание безопасности было заложено в классическом (неореалистическом подходе в исследовании безопасности. Здесь угроза интерпретируется почти исключительно в терминах военного противостояния. Таким образом, безопасность в данном подходе трактуется как способность государства представлять угрозу другим или сдерживать врагов, основываясь на своих материальных возможностях. Субъективистские подходы в формулировке Б. Бузана и его коллег ставят акцент на нематериальные факторы безопасности культурного и психологического характера. Они подчеркивают значение истории, норм, психологии страха и (ложного) восприятия, контекстов взаимоотношений (между друзьями, соперниками, нейтральными субъектами и врагами), внутри которых оформляются угрозы [3, р. 33].

Субъективная безопасность, рассматриваемая в философских и социокультурных аспектах, может быть разложена на ряд взаимосвязанных проблем, таких как когнитивные аспекты восприятия человеком состояния безопасности или угрозы, психологические механизмы образования страха в социальных группах (социальные фобии, алармизм) и его минимизации; коллективная идентичность и безопасность - информационно-психологические атаки, нацеленные на разрушение или манипуляцию идентичностью, взаимосвязь идентичности и обществен-

ной стабильности; гражданское самосознание и способность самоорганизации сообщества перед лицом внешних и внутренних угроз; ценностные и культурные основания общественной системы и их влияние на формирование экзистенциальных страхов или чувство безопасности.

Оригинальное решение, отвергающее сугубо объективистские или же субъективистские трактовки безопасности, предложил дискурсивный подход, концептуализированный в трудах основателей Копенгагенской школы. Он сложился под влиянием неклассической методологии, теории речевого акта Дж. Остина и некоторых постмодернистских идей, относящихся к проблеме связи дискурсивных практик и оформления социальной реальности.

Дискурсивный подход, изначально предложенный О. Уэйвером, был оформлен в виде теории секьюритизации. Теория секьюритизации исходит из посылки «безопасность - это речевой акт» [4]. Это означает, что речевой публичный акт со стороны субъекта политической власти создает из некоторых объективных угроз проблему, относящуюся к безопасности общества и государства. Введение какой-либо угрозы в сферу безопасности означает, что власть легитимирует в глазах общественности применение чрезвычайных мер для ее решения. Речевой акт истэблишмента носит принудительный характер, поскольку он привносит дискурсивно сконструированную когнитивную схему в процесс восприятия политических и социальных проблем обществом (массовым сознанием).

Дальнейшее развитие теории секьюритизации привело к различению философского и социологического направлений в ее интерпретации и отделению процесса секьюритизации от дискурсивных практик в социологическом подходе, где секьюритизация понимается как «стратегический (прагматический) процесс, который осуществляется внутри, и как часть конфигурации обстоятельств, включая контекст, психо-культурные диспозиции аудитории и власть, которую как говорящий, так и слушающий привносят во взаимодействие» [5, р. 1].

Некоторые из современных социально-гуманитарных теорий расширили понимание субъективного измерения безопасности, включив в аналитическое поле проблемы социокультурные, психологические и феноменологические факторы, влияющие на восприятие индивидом и социальными группами собственной защищенности.

В социологических исследованиях З. Баумана была рассмотрена модификация восприятия безопасности в обществе потребления: стремление к компульсивным покупкам ученый связал с отсутствием чувства безопасности. Бауман подразумевает под безопасностью более психологические и широкие коннотации, нежели аспекты, связанные с обеспечением правопорядка и стабильности государственности [6]. В значительной степени опасность здесь ассоциируется с неопределенностью: туманностью жизненных перспектив, отсутствием отчетливых паттернов и нормативных образцов, задающих магистральную линию жизни индивида и придающих жизни смысл.

Состояние сознания человека потребительского общества, рождающее фобии и страхи, о котором рассуждает Бауман, в значительной степени связано с проблемой мировоззренческой -недемаркированной свободой человека. Это - онтологическое и этическое неразличение границы между объективными обстоятельствами, внешними и принудительными по отношению к воле и возможностям человека, и сферой личной ответственности (свободы воли, выражающей духовное и моральное измерения свободы, и онтологической свободы действия). Провиденциальный тип мировосприятия полагает эту границу явным образом, отчетливо маркируя сферу божественной детерминации и область человеческой ответственности. Сциентистское мировоззрение классического модерна, отвергая трансцендентное измерение детерминации, также отличает сферу «законов природы» и сферу человеческого действия. «Расплавка» социокультурных паттернов и когнитивных схем онтологического восприятия окружающего мира в эпоху «текучей современности», аксиологической и мировоззренческой турбулентности устраняет естественные опоры повседневного сознания. Недемаркированная свобода, где каждый полагает свою меру ответственности за результаты поступков и будущее, создает ощущение повышенной личной ответственности за любые неудачи и ошибки и отсутствия какой-либо онтологической опоры, придающей жизни стабильность и защищенность от случайных угроз и некалькулируемых опасностей. Такая свобода начинает тосковать по безопасности и пытается найти возможности ее обретения в условиях потребительской системы ценностных ориентаций.

По мнению Баумана, приобретая товары и услуги, помимо удовлетворения гедонистического «инстинкта», потребители «также пытаются выйти из состояния агонии, которая называется отсутствием безопасности. Они хотят когда-нибудь освободиться от страхов ошибки, нерадивости и небрежности. Они надеются получить уверенность, надежность и доверие; и поразительные достоинства приобретаемых ими объектов состоят в том, что последние (или так кажется некоторое время) обещают определенность». Компульсивные покупки являются дневным ритуалом экзорцизма, «изгнания ужасных призраков неопредленности и отсутствия безопасности, которые продолжают преследовать людей по ночам» [7, с. 90].

Категория безопасности, которой оперирует Бауман, во многом перекрещивается по своему логическому объему с концептом «онтологической безопасности», разработанным Э. Гид-денсом. Оба понятия несут в своей сердцевине социально-психологическое значение, погруженное в социокультурный контекст существования современного человека.

Гидденс разделяет безопасность как объективные условия существования и субъективное чувство человека и социальных групп. Традиционное общество имело дело с угрозами преимущественно природного характера (эпидемии, голод, природные катастрофы), тогда как современное общество стоит перед вызовами рисков, производных от деятельности самого человека. Риски техногенного происхождения с развитием научно-технического прогресса становятся все более многочисленными и менее предсказуемыми, приобретая характер глобальной угрозы. Помимо этого, элемент случайности и турбулентности заложен в саму систему общества через развитие среды институциализированных рисков (рынок инвестиций и др.). Тем не менее Гидденс замечает, что во многих сферах на материальном уровне безопасность жизни человека в обществе модерна повысилась, но данный факт противоречиво сочетается с проблематичностью обретения современным человеком чувства безопасности. При этом он концентрирует свое внимание на то, каким образом психологически и феноменологически конструируется это чувство.

Гидденс утверждает, что ощущение безопасности производно от базового доверия, которое формируется в раннем детстве. Противоположностью этому чувству выступают экзистенциальная тоска или ужас [8, с. 100]. Доверие в традиционном обществе естественным образом формировалось в сознании человека в результате его социализации в коллективе родственников и локально ограниченном социальном пространстве. В эпоху модерна пространство и время стали отделены друг от друга и превратились в стандартизированные, бесконечные и «пустые» расстояния [9, с. 20-21]. Доверие приобретает модифицированные формы, связанные с развитием абстрактных систем (денежных знаков, экспертных систем и пр.).

Онтологическая безопасность вытекает из психологической потребности в рутинизации жизни. Традиционное общество наилучшим образом направляло социальную активность человека по давно апробированным путям рутинизации действительности в рамках религиозной космологии. Рутинизация повседневности в условиях позднего модерна не связана с ориентацией на прошлое, поскольку никакая практика не может быть санкционирована только ссылкой на традицию. Любые традиции должны быть подвергнуты проверке в свете поступающей информации и постоянно модифицироваться [10, с. 38]. Здесь остро встает проблема идентичности личности. Поскольку никаких заранее заданных паттернов повседневности и жизненных стратегий не имеется, человеческое Эго становится проектом самого себя, постоянно заменяющимся личным нарративом [11, с. 74-76]. Онтологическая безопасность становится в таких условиях нестабильной и требует постоянного возобновления.

В теории Гидденса онтологическая безопасность вовсе не указывает на онтологические аспекты человеческого существования, но сводится к субъективному чувству упорядоченности и устойчивости окружающего мира, достигаемому путем рутинизации повседневности. Ученый относит онтологическую безопасность к эмоциональному и подсознательному феномену, проявляющемуся на уровне «практического сознания» (неотрефлексированных моделей поведения). Остается неясным, можно ли гармонизировать личное бытие человека в нестабильном социальном и природном мире, придать ему устойчивость, которая не была бы эфемерным конструктом сознания?

Проблема эпистемологического разделения и детализации характеристики двух типов безопасности, связанных с объективными угрозами и субъективным восприятием безопасности, сохраняет свою актуальность, поскольку в ней остается еще много нерешенных вопросов. В целом за последние десятилетия в данной исследовательской области расширились представления о субъективном измерении безопасности, где были раскрыты социокультурные аспекты ощущения безопасности/незащищенности в массовом сознании в условиях разрыва с традицией (постмодерн) и турбулентности социальных процессов, потребительской ценностной ориентации и куль-турно-«патологических» форм иллюзорного обретения чувства безопасности. Данные аспекты представляются крайне важными в контексте возникновения трансформации прежних угроз материального характера (силовое вмешательство во внутреннюю жизнь государства) в более скрытые, «виртуальные» формы, нацеленные на манипуляцию массовым сознанием.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Философские основы доктрины безопасности в условиях турбулентного социума», проект № 15-33-01310.

2. Wolfers A. "National Security" as an Ambiguous Symbol // Political Science Quarterly. 1952. Vol. 67, No. 4 (Dec.). P. 481-502.

3. Buzan B., Hansen L. The Evolution of International Security Studies. New York, 2009. 383 p.

4. W®ver O. Securitization and Desecuritization // Ronnie D. Lipschutz (ed.) On Security. New York. P. 46-86.

5. Balzacq Th. Securitization Theory. How Security Problems Emerge and Dissolve. New York, 2011. 272 p.

6. Бауман З. Текучая современность : пер. с англ. / под ред. А.В. Асочакова. СПб., 2008. 240 с.

7. Там же. С. 90.

8. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1996. 186 p.

9. Ibid. Р. 20-21.

10. Ibid. Р. 38.

11. Giddens A. Modernity and Self-identity. Stanford, 1991. 264 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.