Научная статья на тему 'Проблема объединения протестантской и православной церкви в XIX веке: вклад В. Пальмера'

Проблема объединения протестантской и православной церкви в XIX веке: вклад В. Пальмера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема объединения протестантской и православной церкви в XIX веке: вклад В. Пальмера»

Проблема объединения протестантской и православной церкви в XIX веке: вклад В. Пальмера

Надолинская А. И.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как выглядела бы наша религия сегодня, будь она смесью католичества и протестантства? А было ли это возможно? Живя в современном мире, мы и не подозреваем, что православная и англиканская церковь могли быть одной религией уже полтора века назад. Безусловно, история знает много попыток объединения православной и католической церквей, закончившихся неудачей. Гораздо меньше существует прецедентов объединения православной и протестантской ветвей христианства. Если быть точнее, то мы можем назвать только две серьезные попытки. Первая из них произошла еще при Петре Первом, в начале XVIII столетия. Вторая же—в середине XIX. Итак, целью данной статьи является анализ эпизода миссии Вильяма Пальмера в Россию с целью объединения религий. Кто же такой этот человек?

Надо заметить, литературы на русском языке, посвященной личности самого путешественника и его визитам в Россию, достаточно мало. В основном это статьи: в журнале «Слово Истины» за 1913 год, которая называется «Вильям Пальмер и его поиски истиной церкви», а так же в журнале «Альфа и Омега» за 2000 год в статье Т. С. Соловьевой «Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии» можно найти неподробное упоминание о Пальмере. Данную статью будет основана на частях книги Пальмера «Записки о путешествии в Россию», и на предисловии к ней, написанному кардиналом Ньюманом.

Наш герой родился 12 июля 1811 года. Его отец был священником и ректором в Миксбюри, а по матери он был родственником Гладстона. Будучи в 15- летнем возрасте, он поступил в Магдален-Колледж, а в 26 лет он стал преподавателем в Оксфорде1. Долгое время молодой Вильям не вмешивался в разногласия англиканской церкви, понимая, что самым главным для него является получение церковных знаний. Стоит отметить, что к середине XIX века распри в англиканской церкви стали обычным явлением: в ней было достаточно много партий, каждая из которых признавала свои церковные авторитеты. Лозунгом большинства была Единая Вселенская Церковь. Таков был идеал и Пальмера. Мотивацией в стремлении Вильяма объединить родную церковь с православной служило в первую очередь то, что он уважал традиции и обряды православной церкви, они были близки ему по духу. Пальмер—один из сторонников точки зрения о том, что Господь защищает единую церковь. В христианстве 3 ветви — католическая, православная и протестантская. Они, по мысли Вильяма, различаются только внешней атрибутикой, обрядностью. Это движение, представителями которого был и Пальмер и Ньюман (именно участие в Оксфордском движении связало их сердечной дружбой), в истории известно как оксфордское. В его недрах родилась «теория ветвей», по которой англиканская церковь является одной из трех ветвей христианства вместе с католичеством и православием.

Итак, Вильям отправляется в Россию и 19 августа 1840 года приезжает туда. Первое время своего пребывания в Петербурге он провел с Блекмором, капелланом английской церкви в Кронштадте. Их взгляды на объединение церквей совпадали. Много он общался с Муравьевым Андреем Николаевичем ( православный духовный писатель и историк Церкви,) и Протасовым Николаем Александровичем ( обер-прокурором Святейшего Синода). О деятельности Пальмера и о том, как он был встречен русскими богословами, мы подробно узнаем из предисловия к его книге «Записки о путешествии в Россию». Большое место в нем уделяется отношению к нему русских богословов.

1. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.

Исторические науки, археология, культурология и искусствоведение

Можно рассмотреть его как с религиозной, так и с человеческой точки зрения. С одной стороны, в документе подчеркнуто явное непринятие богословами РПЦ Пальмера, цитирует их: «Он—не член нашей церкви, мы ничего не знаем о единстве церквей. Есть только одна подлинная православная церковь. Нет истинного христианства в мире кроме России, Греции и Леванта». Мы видим, что РПЦ отстаивает достаточно категоричную позицию, и не готова идти не на какие контакты с англиканами. Но в то же время Ньюман отмечает, что в общении они вежливы и учтивы, по своей природе русские очень дружелюбны и открыты для контактов и это подтверждается тем, что в России Пальмер нашел много друзей, с которыми вел переписку и после отъезда из страны. После приезда из России Пальмер вступил в переписку с Алексеем Хомяковым—русским поэтом, художником, публицистом, богословом, философом, основоположником раннего славянофильства. Она продолжалась 10 лет и кончилась после поездки Вильяма в Рим и принятия им католичества.

Таким образом, у иностранного гостя сложилось двоякое впечатление о русских: в общении они были очень дружелюбны и готовы контактировать, но в религиозных вопросах имели четкую категорическую позицию. Возможно, это происходило потому, что Пальмер не был официальным делегатом от англиканской церкви, он приехал в Россию как представитель Оксфордского движения, как борец за идею. Московский святитель поставил ему следующие категорические условия соединения: (англикане должны отказаться от XXXIX артикулов), признать критериумом древность и, забыв мелкие споры, серьезно заняться вопросом об исхождении Святого Духа ^йк^ш). Шли споры об исхождении Св. Духа ^И^ш)2 и тут англичанину скоро не хватило аргументов против православного. Вильяма живо заинтересовал вопрос о соединении церквей; он надеялся, что Синод окажет добрую волю в этом деле, если первые шаги будут сделаны английскими прелатами. Однако прошло 10 месяцев, а старания Вильяма не принесли успеха. Тогда для изучения русского быта он решил ехать в Москву, что и было сделано в мае 1841 года. После приезда из Москвы он решил ехать продолжать свое дело в Англии, так как ни русские обвинения против англиканизма, ни резкая отповедь Московского митрополита, ни скептицизм синодальных чиновников не смогли охладить его рвения. В октябре 1842 года он вторично приехал в Петербург, но на этот раз был послан с исповеданием веры также от лица епископа Матвея Лю-скомба3, имевшего пребывание в Париже. В этом документе признавались почти все пункты учения восточной церкви. Со своей стороны Пальмер перечислял все отличия от протестантизма в англо-шотландской церкви, представителем которой он явился в Святейший Синод. Англиканский епископ просил также разрешить Пальмеру общение в таинствах с православной церковью, без принуждения его подчиниться ритуалу, установленному для принятия в лоно восточной церкви еретиков. Святейший Синод, рассмотрев прошение англиканского епископа, отказал ему в его просьбе и мотивировал свой отказ тем, что это прошение не являлось коллективным актом всей англиканской церкви, таким образом подчеркивалось, что у Пальме-ра не было полномочий, чтобы совершать прошения на таком уровне.

Встает вполне закономерный вопрос: откуда кардинал Ньюман мог знать такие подробности о поездке Пальмера

2. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.

3. Palmer W. Notes of a visit to the Russian church. London:Kegan PAUL trench & CO., Paternoster square. 1882

вплоть до цитат русских богословов. Ответ прост: они были близкими друзьями. Именно Ньюман помог Пальмеру получить рекомендательные письма от президента колледжа святой Магдалины и книги для Московского митрополита Филарета (без них Вильям не имел бы возможности поехать в Санкт-Петергбург в первый раз), признаваясь много лет спустя, что ему не нравилась затея друга и его интерес к Восточной церкви . Затем они долго не виделись, и Ньюман ничего не знал о деятельности Палмера в России. Перед смертью Палмер (также обратившийся в католицизм в 1855году и, очевидно, под влиянием Ньюмана) завещал «дорогому другу отцу Ньюману», все свои журналы и дневники. К тому времени Ньюман добился высокого положения в обществе, но разочаровался в англиканстве по причинам проведения исторических исследований («мое отвержение англиканства основано на изучении Святых отцов Церкви»), внутренних размышлениях и переживаниях. Протестантизм, как осознал Ньюман, неизбежно приведет к рационализму и неверию. Таким образом, в 1845 он перешёл в католичество, отстаивал принцип свободы воли, руководил католическим университетом в Дублине (1854-1858). Несмотря на переход в католичество, Ньюман с искренним интересом и уважением отнеся к деятельности Пальмера в России, к его идеям экуменизма, бережно сохранив память о них, донося до нас в документе историю знакомства этого любознательного англичанина с русской церковью и культурой в целом. «Если книга произведет на других такое же влияние, как на меня, она не только откроет Россию, но вызовет самые теплые чувства, любовь и интерес к России и ее людям», — сообщал автор . В ней рассказывалось о многих интересных событиях, происходивших в жизни Пальмера в России. Например, обед с Николаем I.

Попытка объединения англиканской и православной церкви Пальмера очень важна. Не закончившись успехом, она показала, безнадежность стараний Вильяма. Объединение было прежде всего невозможно потому, что главой англиканской церкви был английский король, который бы никогда не пошел на объединение из-за политических мотивов. Но, не смотря на это, Вильям Пальмер—человек, который заслуживает восхищения. Ради идеи, ради ее практического осуществления он поехал в незнакомую, чужую Россию, в XIX веке, когда система транспорта была отнюдь не совершенна. Он не отступился от своей идеи после первого поражения, после первой поездки в Россию и нашел в себе силы дальше за нее бороться: вернуться в нашу страну снова. Конечно, со временем он понял абсурдность его идеи на ту историческую эпоху и перешел в католицизм, однако его идеи оставили след и в XX веке. Одним из ее современных проявлений служит бенедиктинский монастырь в Бельгии, в местечке Амэ-Шеветонь, созданный в 1926 году. Тогда и сейчас идея экуменизма осуществляется там на практике: на его территории есть как православные, так и католические храмы, где проводится служба на разных языках мира. Данная идея достаточно популярна и в современной Европе в целом, экуменические съезды стали частью современной политики. В этом контексте Вильям Пальмер является ярым борцом за глобальную идею, которая нашла свое проявление на землях Европы после смерти ее последователя.

Список использованных источников

1. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.

2. Palmer W. Notes of a visit to the Russian church. London:Kegan PAUL trench & CO., Paternoster square. 1882

Всероссийский журнал научных публикаций № 2(12) 2012

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.