Научная статья на тему 'Приоритеты администрации Дж. У. Буша в реформировании организации объединенных наций'

Приоритеты администрации Дж. У. Буша в реформировании организации объединенных наций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
245
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты администрации Дж. У. Буша в реформировании организации объединенных наций»

Приоритеты администрации Дж. У. Буша в реформировании организации объединенных наций

Кущ В. С.

Со времен окончания Второй мировой войны политической карты мира коснулись серьезн ые перемены. Бывшие колонии и полуколонии обрели независимость и стали играть активную роль в мировой экономике и политике. Количество членов Организации Объединенных Наций (ООН) со времен её образования стало более чем 190, и встал вопрос о расширении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, где развивающиеся страны, в том числе исламские, совершенно не представлены.

Заняв пост Генерального секретаря ООН в 1997 году, К. Аннан определил реформу ООН как приоритетное направление своей деятельности. Реформирование ООН - это комплекс мер, направленных на укрепление центральной координирующей роли ООН, ее адаптацию к меняющимся условиям современного мира и повышение эффективности ее деятельности по всем направлениям. Реформа ООН включает в себя как реформирование внутренней структуры Организации, так и реформу того, как она решает международные проблемы.

В этом отношении особенно актуальным представляется рассмотрение политики США по реформированию Организации Объединенных Наций. США являются главными из «отцов - основателей» всемирной организации, постоянным членом её Совета Безопасности, первым источником формирования бюджета ООН и влиятельнейшим членом международного сообщества.

Ооновская проблематика в российской научной литературе освещается скудно, что весьма парадоксально, учитывая ту степень важности, которую, современная Россия придает роли ООН в решении международных проблем. Работы отечественных ученых посвящены в основном различным направлениям деятельности ООН. Тема политики США в отношении реформирования ООН не нашла отражения в российских научных исследованиях.

В зарубежной научной литературе ООН уделяется большее внимание, однако в сравнении с интенсивностью изучения других проблем, например таких как ситуация в Афганистане, ядерная программа Ирана, роль Китая в международных отношениях, урегулирование палестино-израильского конфликта, она находится на периферии международно-политических исследований.

Что касается проблемы взаимоотношений США и Организации Объединенных Наций в период администрации Дж. Буша-младшего, то к настоящему времени в зарубежной литературе она еще мало изучена и осмыслена. Значительная часть литературы по этой теме относится к статьям американских экспертов, в которых они выносят свои рекомендации для администрации Буша по проведению политики в отношении Организации. Американские научно-исследовательские институты как либеральные, так и консервативные, уделяют внимание изучению ООН, но доступными являются немногие материалы в связи с активным привлечением экспертов к консультированию высшей политической власти США.

За время своего существования в системе управления ООН накопилось множество проблем, требующих безотлагательного решения: неэффективное расходование большого количества ресурсов, раздутый штат сотрудников, серьезный недостаток транспарентности и подотчетности финансовой системы ООН, дублирование функций различных комиссий, комитетов, агентств и т.д. Скандалы, связанные с неудовлетворительной работой миротворцев

ООН в Африке, допустивших геноцид в Руанде и устроивших изнасилования несовершеннолетних в Конго, Либерии и Сьерра-Леоне, а также расследования вокруг программы «Нефть в обмен на продовольствие» пошатнули авторитет ООН и привлекли внимание к системе её управления. Все это порождало недовольство со стороны США.

Выделим основные направления их критики:

• Финансовая сфера.

Неудовлетворение США вызывала процедура принятия бюджета в ООН, его постоянный рост, финансовые растраты и мошенничество. Администрация Буша уделяла повышенное внимание проблемам финансовых растрат и злоупотреблений в практике снабжения миротворческих миссий ООН, которые непосредственно затрагивали взносы США как основного финансового донора Организации. Получалось, что США оплачивали четверть суммы в каждом подобном случае[1]. «Без подотчетной, финансово эффективной, действенной и транспарентной практики поставок ООН не будет иметь необходимых товаров и услуг, миллионы долларов взносов могут быть растрачены и эффективность миротворческих операций ООН поставлена под угрозу», - заявил постпред США при ООН Д. Болтон[2].

Нарекания администрации Буша вызывала и практика частого и длительного проведения ООН различных конференций и саммитов, которые поглощают огромные средства и зачастую не приносят никаких результатов. К примеру, стенографирование таких встреч обходится около 8 тыс. долларов в час.

• Система персонала.

Её США критиковали за раздутость, неэффективность и коррумпированность. Вопросы вызывал уровень заработной платы чиновников ООН и система их назначения, в соответствии с которой назначения производятся не по заслугам, а по настоянию государств.

• Агентства и организации, принадлежащие ООН. Многие из них имеют дублирующие функции, конкурируют друг с другом в реализации программ (мандатов), что приводит к трате средств и сомнительным конечным результатам. «ООН за свою долгую историю разрасталась, как коралловый риф, не следуя никакому генеральному плану. Структуры множились и дублировались. Ничего не упразднялось», - заметил постоянный представитель США при ООН Д. Болтон[3].

Администрация Буша добивалась административных реформ ООН по трем направлениям[4]:

1. Создание культуры транспарентности, отчетности и честности:

• Усиление независимости Управления служб внутреннего надзора (УСВН) (Office of Internal Oversight Services), занимающегося внутренним аудитом, по мнению Соединенных Штатов, являлось ключевым для создания культуры транспарентности, отчетности и честности. По мнению американской администрации, для удовлетворения профессиональных стандартов и проведения эффективного и независимого надзора, УСВН необходимо было быть финансово независимым от тех служб, проверкой которых оно занимается. США предложили предоставить УСВН отдельные бюджетные полномочия, а также создать Независимый ревизионно-консультативный комитет (НРКК) (Independent audit advisory committee) для проверки качества работы служб внутреннего надзора.

Исторические науки, археология, культурология и искусствоведение

• Усиление контроля над культурой поведения сотрудников миротворческих контингентов ООН.

• США выступали за такое усиление полномочий Генерального секретаря по отказу в иммунитете, чтобы можно было в полной мере расследовать действия подозреваемых чиновников ООН и привлекать виновных к ответственности.

• Весьма полезной, с точки зрения администрации Буша, была бы передача служб внутреннего надзора небольших специализированных агентств ООН Управлению служб внутреннего надзора.

• США хотели бы, чтобы правила, регулирующие поведение сотрудников ООН в большей степени внедряли в их сознание то, что необходимо избегать появления конфликта интересов.

2. Повышение эффективности:

• Соединенные Штаты добивались повышения эффективности работы информационных центров ООН по всему миру.

• Администрация Буша выступала за перемещение и расширение уровня автоматизации переводческих служб, потреблявших немалые финансовые средства. США предложили вывести переводческие службы из Нью-Йорка, что сократило бы расходы и привело к созданию новых рабочих мест в развивающихся странах.

• США добивались принятия мер по сокращению административных расходов (накладных, расходов на руководящие органы, проведение конференций, саммитов и др.), чтобы перенаправить необходимые ресурсы туда, где они действительно нужны.

3. Усиление релевантности:

• Соединенные Штаты выступали за расширение полномочий Генерального секретаря по перемещению должностей с низкоприоритетных в высокоприоритетные области, а также соотнесению бюджетных ресурсов с кадровыми ресурсами. Они полагали, что новые должности должны появляться только вместо неэффективных или устаревших.

• Очень важным США считали пересмотр мандатов ООН. В своем докладе в марте 2005 года, Генеральный секретарь К. Аннан предложил ряд мер по административной реформе ООН. В частности, он попросил Генеральную Ассамблею проанализировать все мандаты, которые действовали более пяти лет, для определения того, необходимо ли по-прежнему осуществлять ту или иную деятельность и могут ли выделенные на их осуществление ресурсы быть перераспределены на цели решения новых и возникающих задач. Заместитель государственного секретаря по делам международных организаций М. Лэгон прокомментировал принятие данной меры как то, к чему США стремились долгие годы. США также приветствовали предложение Генерального секретаря о проведении всеобъемлющего обзора бюджетных и кадровых правил, в соответствии с которыми проводилась работа в ООН.

С остальными реформенными предложениями Соединенные Штаты выразили несогласие.

США приветствовали меры по административной реформе ООН, содержавшиеся в Итоговой декларации Юбилейного саммита, принятой в 2005 году. В ней предлагались следующие меры:

• учреждение Бюро по вопросам этики;

• усовершенствование Управления служб внутреннего надзора;

• реформа управленческой структуры Секретариата;

• обзор мандатов старше пяти лет.

Однако заместитель постоянного представителя США при ООН Э. Пэтерсон заявила, что «данный раздел мог бы быть написан с большей ясностью и целенаправленностью». По её словам, была необходима более четкая политика в отношении отказа в иммунитете, а также определение четкого мандата Независимого ревизионного комитета. Управление служб внутреннего надзора должно было быть независимым от тех, кого оно проверяет, а также крайне важным являлось следование призыву Генерального секретаря о регулярном обзоре старых мандатов[5].

В 2006 году в ООН было создано Бюро по вопросам этики (Ethics Office), цель которого заключается в оказании помощи Генеральному секретарю в соблюдении всеми сотрудниками своих обязанностей и выполнении своих функций в соответствии с необходимостью обеспечения самого высокого уровня добросовестности. Были проведены мероприятия по повышению уровня защиты информаторов о ненадлежащем поведении сотрудников ООН, регулярному предоставлению общественности информации о доходах чиновников Организации и введению единого кодекса этики для миротворцев. Заместитель госсекретаря по делам международных организаций К. Силверберг в этой связи отметила: «Мы считаем, что это шаг в правильном направлении, но процесс реформирования идет слишком медленно»[6].

В целом, прослеживается некоторая преемственность политики администрации Дж. Буша в отношении реформы Организации Объединенных Наций с курсом консервативных сил в Соединенных Штатах на возвращение ООН к американским идеалам и ценностям, взятым ими с 1970-х годов в связи с вступлением в Организацию новых членов в лице развивающихся стран, призывавших к новому международному экономическому порядку и приравнивавших сионизм с расизмом.

Уже при президенте Р. Рейгане Соединенные Штаты обосновали необходимость реформы ООН как важного условия продолжения участия США в её деятельности. Еще тогда основными требованиями США к ООН стали преодоление коррупции, некачественного управления финансовыми ресурсами и недостаточного уровня транспарентности. Как отмечает Б. Бонганг, «За финансовыми условиями лежали политические и идеологические цели реформы ООН. Навязывая финансовые ограничения, Соединенные Штаты налагали стандарты и свое видение реформы на организацию, состоящую из более чем 190 государств»[7]. Однако, в отличие от предыдущих попыток реформировать ООН при помощи применения финансового рычага, администрация Буша отказалась от угроз приостановки выплат американских взносов в ООН, в случае, если не будут проведены необходимые реформы.

Всероссийский журнал научных публикаций № 2(12) 2012

s1

Проблема объединения протестантской и православной церкви в XIX веке: вклад В. Пальмера

Надолинская А. И.

Список использованных источников

1. Moving Ahead on UN Reform. Ambassador John R. Bolton, U.S. Permanent Representative to the United Nations. Statement before the House Appropriations Committee, Subcommittee on Science, State, Justice and Commerce. Washington, DC, April 5,

2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.state. gov/p/io/rIs/rrn/64140.htm, дата посещения 12.10. 2007.

2. United Nations Must Reform Peacekeeping Operations, Bolton Says, 22 February, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://usinfo.state.gov/xarchives/display. html?p=wa shfileenglish&y=2006&m=February&x=20060222185955AJat iA0.9397547, дата посещения 18. 06. 2007.

3. Административная реформа ООН. 03.02.2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voanews.com/russian/ archive/2006-02/2006-02-03-voa6.cfm, дата посещения 18. 06.

2007.

4. United States Seeks U.N. Reform in Seven Areas, U.S. Envoy Says. June 22, 2005. US UN Press Release № 119 (05). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://usinfo.state.gov/ xarchives/display.html?p=washfileenglish&y=2005&m=June&x =20050623130722frllehctim0.5458185, дата посещения 12.10. 2007;

5. Statement by Ambassador Anne W. Patterson, Deputy U.S. Permanent Representative to the United Nations, on United Nations Reform, August 2, 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.int/usa/05_147.htm, дата посещения

04. 08. 2007.

6. UN Reform Process Slow and Inadequate So Far. Kristen Silverberg, Assistant Secretary for International Organization Affairs. Interview With Robert McMahon, Deputy Editor,

Council on Foreign Relations, Washington, DC, June 27, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.state.gov/pZ io/rls/68349.htm, дата посещения 19. 10.2007.

7. Bongang В. L. The United States and the United Nations: Congressional Funding and UN Reform. -N.Y.,2007.-P. 197.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как выглядела бы наша религия сегодня, будь она смесью католичества и протестантства? А было ли это возможно? Живя в современном мире, мы и не подозреваем, что православная и англиканская церковь могли быть одной религией уже полтора века назад. Безусловно, история знает много попыток объединения православной и католической церквей, закончившихся неудачей. Гораздо меньше существует прецедентов объединения православной и протестантской ветвей христианства. Если быть точнее, то мы можем назвать только две серьезные попытки. Первая из них произошла еще при Петре Первом, в начале XVIII столетия. Вторая же—в середине XIX. Итак, целью данной статьи является анализ эпизода миссии Вильяма Пальмера в Россию с целью объединения религий. Кто же такой этот человек?

Надо заметить, литературы на русском языке, посвященной личности самого путешественника и его визитам в Россию, достаточно мало. В основном это статьи: в журнале «Слово Истины» за 1913 год, которая называется «Вильям Пальмер и его поиски истиной церкви», а так же в журнале «Альфа и Омега» за 2000 год в статье Т. С. Соловьевой «Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии» можно найти неподробное упоминание о Пальмере. Данную статью будет основана на частях книги Пальмера «Записки о путешествии в Россию», и на предисловии к ней, написанному кардиналом Ньюманом.

Наш герой родился 12 июля 1811 года. Его отец был священником и ректором в Миксбюри, а по матери он был родственником Гладстона. Будучи в 15- летнем возрасте, он поступил в Магдален-Колледж, а в 26 лет он стал преподавателем в Ок-сфорде1. Долгое время молодой Вильям не вмешивался в разногласия англиканской церкви, понимая, что самым главным для него является получение церковных знаний. Стоит отметить, что к середине XIX века распри в англиканской церкви стали обычным явлением: в ней было достаточно много партий, каждая из которых признавала свои церковные авторитеты. Лозунгом большинства была Единая Вселенская Церковь. Таков был идеал и Пальмера. Мотивацией в стремлении Вильяма объединить родную церковь с православной служило в первую очередь то, что он уважал традиции и обряды православной церкви, они были близки ему по духу. Пальмер—один из сторонников точки зрения о том, что Господь защищает единую церковь. В христианстве 3 ветви—католическая, православная и протестантская. Они, по мысли Вильяма, различаются только внешней атрибутикой, обрядностью. Это движение, представителями которого был и Пальмер и Ньюман (именно участие в Оксфордском движении связало их сердечной дружбой), в истории известно как оксфордское. В его недрах родилась «теория ветвей», по которой англиканская церковь является одной из трех ветвей христианства вместе с католичеством и православием.

Итак, Вильям отправляется в Россию и 19 августа 1840 года приезжает туда. Первое время своего пребывания в Петербурге он провел с Блекмором, капелланом английской церкви в Кронштадте. Их взгляды на объединение церквей совпадали. Много он общался с Муравьевым Андреем Николаевичем ( православный духовный писатель и историк Церкви,) и Протасовым Николаем Александровичем ( обер-прокурором Святейшего Синода). О деятельности Пальмера и о том, как он был встречен русскими богословами, мы подробно узнаем из предисловия к его книге «Записки о путешествии в Россию». Большое место в нем уделяется отношению к нему русских богословов.

1. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.