МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Е. Ю. Косевич*
Мексика в поисках реформы Совета Безопасности ООН
Аннотация. В статье проведен системный анализ современной позиции Мексики в отношении наиболее сложной и противоречивой реформы Совета Безопасности ООН, сформировывавшейся за сроки правления нескольких администраций, преемственность которой сохранилась и при действующем президенте Энрике Пенья Ньето. Дается исторический аспект членства Мексики в рамках ООН, занимающей второе место в Латинской Америке по развитию экономики (после Бразилии) и являющейся одним из государств — учредителей этой организации, высшего носителя современного международного права. Приводятся международно-правовые документы, инициированные и заключенные при активном участии этой латиноамериканской страны по таким вопросам, как разоружение и денуклеаризация, запрет на применения силы и оружия в космической деятельности, мораторий на ядерные испытания, торговля оружием, отстаивание прав и свобод человека. Рассматривается особое отношение Мексики к соблюдению принципа невмешательства во внутренние дела государств и повышению транспарентности деятельности Совета Безопасности, принципиальная позиция которой подтверждается рядом случаев: в отношении косовского кризиса, принятия американского варианта резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, при поиске разрешения конфликта в Сирии.
Ключевые слова: международное право, международное сотрудничество, Мексика, Совет Безопасности ООН, международные организации.
001: 10.17803/1994-1471.2017.85.12.148-159
В современном мире внешняя политика стран вынуждена считаться с нормами международного права, опираться на него. Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государств, ни одно из которых не в состоянии пренебрегать его нормами, не рискуя ослабить свои политические позиции. Устав ООН в качестве одной из целей создания этого международного объединения ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обяза-
тельствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Таким образом, с самых первых дней существования Организации Объединенных Наций вопрос соблюдения и укрепления международного права является важнейшей частью ее деятельности. И непосредственно Совет Безопасности ООН уполномочен учреждать операции по поддержанию мира, вводить санкции или разрешать применение силы в случае, когда имеет место угроза международному миру и безопасности.
© Косевич Е. Ю., 2017
* Косевич Екатерина Юрьевна, научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Бка1ег1па . ко$еу1сИ@§таИ . сот
115035, Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 21
Сегодня есть все основания говорить, что мир находится в переходном состоянии, когда биполярный миропорядок отошел в прошлое и происходит формирование иной системы глобального регулирования — мироустройства многополярного. За последние десятилетия особую роль стала играть тенденция усиления неравномерности экономического развития, прослеживающаяся по разным направлениям, важнейшее из которых связано с заменами в составе мировых лидеров. В первую декаду XXI в. на траекторию восхождения в мировом рейтинге вышли такие страны, как Китай, Индия и Россия, а также два латиноамериканских гиганта — Мексика и Бразилия.
Оценивая современную ситуацию, стоит обратить внимание, что именно Мексика стала региональной державой, все в большей мере определяющей общую ситуацию во всей Латинской Америке. Прочно заняв место латиноамериканского гиганта, эта страна резко выделяется не только на региональном, но и на общемировом фоне за счет своего демографического, территориального и производственного потенциала. Стоит заметить, что Мексика обрела свой устойчивый международный статус уже с 90-х гг., став членом «клуба» развитых держав — Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Знаменательным можно назвать и назначение в 2006 г. на пост Генерального секретаря ОЭСР бывшего министра иностранных дел и министра финансов Мексики Хосе Анхеля Гурриа Тревиньо, полномочия которого продлены уже на третий срок — до конца 2021 г.
Актуальность проведенного исследования, посвященного позиции Мексики относительно реформы Совета Безопасности ООН, а также ее участия в формировании международно-правовых документов по ряду значимых вопросов обусловлена необходимостью по-новому взглянуть на политические аспекты развития современной системы международного права, с учетом восходящего потенциала этого государства, претендующего на региональное лидерство. Задача работы заключается том,
что целостная концепция генезиса и анализа практики участия Мексики в деятельности ООН позволяет глубже понять основные тенденции в развитии современного международного права.
Отношения между Мексикой и Организацией Объединенных Наций можно квалифицировать как интенсивные, непрерывные и взаимные, с соблюдением принципов внешней политики, которые ООН поддерживала с момента своего создания, продолжающие иметь важное значение для всех ее областей1.
Мексика всегда активно и решительно участвовала в процессе развития ООН. Точную характеристику их отношений дала министр иностранных дел Мексики Росарио Грин 24 октября 2000 г. на церемонии празднования 50-й годовщины создания ООН: «Мексика всегда стремилась к укреплению ООН, особенно потому, что считала, что эта организация смогла добиться более справедливого международного порядка, выполняя роль форума, где путем консультаций и диалога находятся совместные пути разрешения глобальных проблем... и именно в рамках этой организации Мексика нашла благоприятную среду для своего влияния на построение современного мирового порядка»2.
Оглядываясь в прошлое, стоит заметить, что Мексика, является одним из 50 членов — учредителей ООН. Мексиканская делегация была представлена Эзекелем Палильа, Мануэлем Тельо и Франсиско Кастильо Нахера, подписавших 26 июня 1945 г. Устав Организации Объединенных Наций, впоследствии вступивший в силу 24 октября того же года. Ранее Мексика участвовала в обсуждении всесторонних инициатив на Межамериканской конференции по проблемам войны и мира, также известной как Чапультепекская конференция 1945 г. по предложениям, озвученных в Думбартон-Оксе совместно со странами Латинской Америки. Позже на конференции в Сан-Франциско Мексика стала частью специальной группы из десяти стран, разработавших структуру и функции главных органов организации.
1 México y las Naciones Unidas // URL: http://www.cinu.org.mx/onu/mexico.htm (дата обращения: 1 января 2017 г.).
2 Oficina de la UNESCO en México // URL: http://www.unesco.org/new/es/mexico/communities/united-nations-system-in-mexico/mexico-to-the-united-nations/ (дата обращения: 13 января 2017 г.).
Хотя Мексика и является одним из государств — учредителей ООН, первое представительство этой организации появилось в этой стране в 1947 г. Учреждения, фонды и программы, которые составляют единую систему Организации Объединенных Наций в Мехико, придерживаются общей стратегии действия и сотрудничества в целях содействия более широкому приобщению и соблюдению принципа равенства всех людей, основываясь на правах человека и в соответствии с национальными приоритетами, а также в соответствии с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года3 .
В настоящее время представительство ООН в Мексике включает более 20 программ, фондов и учреждений, а также около 800 должностных лиц, которые работают совместно с федеральными, государственными и муниципальными органами власти, организациями гражданского общества, научными институтами, средствами массовой информации, представителями частного сектора, а также широкой общественностью. Совместная работа и опыт, накопленный за почти 70 лет работы, создали систему эффективного сотрудничества и связей с этой страной, способствующие достижению общих успехов4 .
Мексика четыре раза была выбрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН: в 1946 г., при президенте Мигеле Алемане Вальдесе, с 1980 по 1981 г. при Хосе Лопе-се Портильо, в третий раз с 2002 г. по 2003 г. при Висенте Фоксе, а также в четвертый раз в 2009—2010 гг. при Фелипе Кальдероне.
Стоит отметить и активную позицию, занимаемую Мексикой в вопросе разоружения и денуклеаризации. Мексика инициировала создание безъядерной зоны на территории Латинской Америки и Карибского бассейна, нашедшую свое закрепление в 1967 г. в Договоре о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне, более известном как Договор Тлателолько. Ключевую роль в разработке и продвижении этого документа сыграл министр иностранных дел Мексики Аль-фонсо Гарсия Роблес, за что он впоследствии
получил Нобелевскую премию мира. Мексика поддержала предложение о создании штаб-квартиры Агентства по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (OPANAL) со штаб-квартирой в Мехико, деятельность которого подчинена положениям Договора Тлателолько. Также эта страна способствовала принятию запрета на размещение на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия, включив их в список безъядерных зон, что было закреплено в рамках договоров 1968 и 1982 гг., определяющих основные правовые рамки международного космического права.
Мексика продвигала запрет применения силы и оружия в космической деятельности в 1968 и 1982 гг. Во многом благодаря этому получил свое официальное закрепление запрет для всех государств-участников на размещение ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, на его установки на Луне или любом другом небесном теле, в том числе на станциях в космическом пространстве.
Также заметным было влияние Мексики на подписание Делийской декларации 1985 г., что способствовало установлению моратория на ядерные испытания. Примечательным было участие Мексики совестно с шестью другими странами в продвижении инициативы, известной как «Новая программа по разоружению», призывающая к принятию обязанностей ядерных держав ограничить свои арсеналы, а также в активизации региональных усилий по контролю и сокращению доступности стрелкового и химического оружия в течение последнего десятилетия XX в.
Это латиноамериканское государство выступило в поддержку принятия в 1997 г. Оттавской конвенции — договора, который запрещает применение, складирование и производство противопехотных мин.
Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии, МАГАТЭ, одобрил 12 марта 2004 г. присоединение Мексики к Дополнительному протоколу Договора о нераспространении ядерного оружия, который существенно расширил возможности Агентства по
3 Nuevo programa de desarrollo sostenible. ONU // URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ about/development-agenda/ (дата обращения: 21 декабря 2016 г.).
4 ONU México // URL: http://www.onu.org.mx/onu-mexico/ (дата обращения: 2 декабря 2016 г.).
обнаружению незаявленных ядерных материалов, предоставляя МАГАТЭ более широкие права доступа к информации, ядерным установкам и другим местам нахождения материала. В результате эксперты МАГАТЭ стали правомочны производить досмотр всех сооружений по использованию и изучению атомной энергии5 в Мексике без всяких ограничений и без предварительного уведомления6.
Мексика активно содействовала заключению Международного договора о торговле оружием, вступившего в силу в 2014 г., принципы которого на сегодняшний день уже стали реальностью. Упоминаемый договор стал основой закрепления международного режима контроля над обычными вооружениями, а также вооружениями, которые могли использоваться при совершении геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и терактов, для предотвращения их незаконного оборота. И это стало подтверждением вклада Мексики в вопрос укрепления мира на планете.
Эта страна активно участвовала в отстаивании прав и свобод человека на международной арене в качестве универсальной ценности и демократической идентичности, что привело к избранию ее первым председателем Совета по правам человека ООН, учрежденного в 2006 г. Преемственность этого курса сохранилась при нескольких администрациях. В рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Энрике Пенья Ньето ясно дал понять, что
Мексика продолжает быть страной, связанной обязательствами по соблюдению законов, прав человека и мирового порядка: «Мексика целиком взяла на себя высокие обязательства быть частью Совета по правам человека ООН на трехлетний период 2014—2016 гг., поскольку мы располагаем более развитым законодательством, служащим в интересах соблюдения прав человека, и мы продолжаем работать в направлении обеспечения его действия на всей национальной территории»7. Указанное высказывание представляется несколько необоснованным в свете общеизвестных данных о совершаемых в Мексике преступлениях как при президентском сроке самого Пенья Ньето, так и при его предшественнике Филипе Каль-дероне. Нельзя не отметить, что в отношении вопроса соблюдения прав человека мексиканский президент намеренно выдает желаемое за действительное.
Традиционно строгое соблюдение этой страной принципов невмешательства во внутренние дела других государств, мирного разрешения конфликтов и самоопределения народов получили свое воплощение в рожденной мексиканской дипломатией еще в 30-х гг. XX в. Доктрине Эстрада8. Доктрина неформального признания правительств, выдвинутая министром иностранных дел Мексики X. Эстрада, закрепила идею о том, что признание правительства данной страны не требует особого акта иностранных государств. А возникновение нового правительства ставит перед участника-
В Мексике, несмотря на размеры страны, существуют только две действующие атомные электростанции, используемые для производства электроэнергии: в городе Пунта Лимон расположена атомная электростанция «Зеленая Лагуна» (исп. Central Nuclear Laguna Verde), а также в городе Веракрус — атомная электростанция «Зеленая Лагуна II» (исп. Central Nuclear Laguna Verde II). Обе электростанции находятся в штате Веракрус. Также в штате Мехико существует центр ядерных исследований, названный в честь «Доктора Набора Каррильо Флореса» (исп. Centro Nuclear «Dr. Nabor Carrillo Flores») и являющийся штаб-квартирой Национального института ядерных исследований (исп. Instituto Nacional de Investigaciones Nucleares, ININ).
Centrales Nucleares en México // URL: http://www.ecologiahoy.com/centrales-nucleares-en-mexico (дата обращения: 2 декабря 2016 г.).
Peña Nieto se pronuncia por modernizar Consejo de Seguridad de la ONU // URL: http://eastern-road-485. appspot.com/mexico/34140-pena-nieto-se-pronuncia-por-modernizar-consejo-de-seguridad-de-la-onu (дата обращения: 5 декабря 2016 г.).
Доктрина Эстрада в основном была направлена против использования института признания правительств для вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран со стороны США и ряда других государств. Впоследствии она нашла свое закрепление в ст. 12 Устава Организации американских государств.
5
6
7
8
ми международного общения лишь вопрос о том, вступать ли с ним в дипломатические сношения. Доктрина Эстрада, отвечающая общепризнанным принципам декларативной концепции признания, применительно к ООН впоследствии получила выражение в форме Доктрины Тельо, застрагивающей последствия вхождения в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена. По мнению ее автора, это неизбежно должно было привести к вовлечению Мексики в международные конфликты, а также к необходимости отстаивания мексиканской дипломатией определенных позиций по ряду вопросов, а как следствие — возникновению спорных моментов в отношениях с США. Инициатор данной доктрины Мануэль Тельо, бывший постоянный представитель Мексики при ООН, не только резко возражал против возможностей участия Мексики в Совете Безопасности ООН, но и решительно не принимал выдвигаемые в 90-х гг. XX в. аргументы Германии и Японии за увеличение числа постоянных членов этого органа.
Вопрос о реформе Совета Безопасности ООН прочно занял место одной из основных задач международной повестки дня всех администраций Мексики за последние десятилетия. Осознавая особое положение ООН как влиятельного субъекта международного права и ключевого участника международных отношений, Мексика активно стремится участвовать в этом процессе.
В январе 2016 г. на сегодняшний день уже бывший министр иностранных дел Мексики Клаудия Руис Масье во время своего участия в заседании Гарвардского университета по теме «Гарвардская национальная модель Организации Объединенных Наций — в Латинской Америке (HNMUNLA)», заверила, что Мексика активно содействует процессу модернизации Совета Безопасности ООН. «Мы по-прежнему располагаем Советом Безопасности, который не соответствует ни новой расстановке сил, ни новой реальности, сложившейся в XXI в. Совет Безопасности не развивается сообразно прогрессу, который уже происходит в международной системе», — заявила она. Согласно мнению, выраженному Руис Масье, «Мексика
искренне стремится к реформированию Совета Безопасности, и мы убеждены в том, что в противном случае все окажутся в проигрыше. Если мы не добьемся его реформы, то мы рискуем, что как Совет Безопасности, так и сама ООН станут нерелевантными, и во главе будет стоять порядок в вопросах безопасности, далекий от принципов, пропагандируемых ООН, или даже еще хуже — решения Совета Безопасности будут вовсе игнорироваться государствами».
Разговоры о реформе ООН ведутся с момента завершения биполярного противостояния, но к единому знаменателю государства прийти еще не в состоянии. Ведь именно с начала 90-х гг. резко возросло количество разного рода инициатив и предложений по реформе ООН, большинство из которых заостряли внимание на теме управляемости глобальными процессами.
Единый подход латиноамериканских государств к реформе ООН, и особенно к преобразованию Совета Безопасности, окончательно назрел к 2000 г. и был озвучен лидерами латиноамериканских стран на Саммите тысячелетия ООН. Активно поддерживаемая и со стороны Мексики главная идея Саммита заключается в корректном отражении реалий нового тысячелетия и процессе большей демократии международных отношений. Стоит сказать, что процесс реформирования Совета Безопасности уже был начат в 1993 г. с принятием резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, впервые озвучившей возможность его реорганизации, включая возможное расшире-ние9. Этот документ постановил начать процесс консультаций с тем, чтобы прийти к общеприемлемому результату, способному обеспечить справедливую географическую представленность всех регионов в этом органе, что, в свою очередь, обеспечит повышение его эффективности. Крайне важной проблемой является вопрос о региональном представительстве.
Однако весь процесс никак не может выйти на финишную прямую из-за наличия непримиримых противоречий между двумя группами стран, отстаивающих две противоположные позиции по реорганизации важнейшего органа организации. Первая группа стран, придержи-
9 Лавров: Реформа СБ ООН требует компромисса между двумя подходами по категориям расширения // URL: http://tass.ru/politika/2254950 (дата обращения: 21 ноября 2016 г.).
вающаяся мнения о том, что состав членов Совета Безопасности следует увеличить в категории постоянных членов. Идею создания новых постоянных мест в Совете Безопасности поддерживает «Группа «четырех», включающая Германию, Японию, Индию и Бразилию. Вторая же группа выступает за увеличение численного состава только за счет непостоянных членов. В список этих стран, входящих в объединение под названием «Объединившиеся ради консенсуса» (ранее — «Coffee Club») наряду с Италией, скандинавскими странами, Испанией, целым рядом азиатских стран, включая Пакистан, Малайзию, входит и Мексика.
Преимуществом этой системы является тот факт, что новые члены будут выдвигаться регионами, а конкретное государство займет свое место по решению региональной группы. Реформирование группы постоянных членов Совета Безопасности расширит возможность влияния непостоянной группы, предоставив возможность дольше занимать свое место, укрепляя доверие и институциональную память, что приведет к лучшей работе на региональном и глобальном уровне. «Мексика подтверждает свою готовность запустить процесс подлинных межправительственных переговоров по выработке всеобъемлющей реформы Совета Безопасности, которая была бы приемлемой для подавляющего большинства государств-членов ООН»10, — говорилось в распространенном в декабре 2014 г. заявлении МИД Мексики.
Расширение и реформирование Совета Безопасности ООН, отвечающего за поддержание мира и международной безопасности, должны, по мнению Мексики, привести к большей представительности этого органа и особенно — к повышению эффективности и прозрачности его работы в части отчетов перед международным сообществом за принятые решения. Выдвигая предложения по увеличению репрезентативности Совета Безопасности, Мексика также придерживалась подхода, предусма-
тривающего повышение транспарентности решений этого института, придание им большей легитимности, изучение практики применения права вето, а также согласованность Совета с другими органами ООН, особенно с Генеральной Ассамблеей.
Увеличение же числа постоянных членов Совета Безопасности, по мнению Мексики, может ограничить доступ других государств в Совет и обострить противоречия между его членами.
Мексика предлагает расширить Совет Безопасности с 15 государств до 26, чтобы в него вошли, помимо пяти постоянных членов, шесть стран от Африки, пять — от Азии, четыре — от Латинской Америки и Карибского бассейна, три страны от Западной Европы, две — от Восточной и представитель малых развивающихся государств. В последний раз расширение Совета Безопасности состоялось в 1963 г., когда число его членов было увеличено с 9 до 15.
Современная позиция Мексики по вопросу модернизации Совета Безопасности ООН, формировавшаяся в периоды правления предыдущих администраций, преемственность которой сохранилась и при Пенья Ньето, включает в себя следующие пункты11.
1. Введение принципа немедленного переизбрания непостоянных членов, что будет гарантировать более частое и более продолжительное участие тех государств, которые в большей степени готовы играть активную роль в решении самых важных вопросов повестки, особенно в поддержании международного мира и безопасности. По мнению МИД Мексики, реформа и расширение Совета Безопасности более объективно отразят новые глобальные геополитические реалии и произошедший рост числа членов ООН с 51 государства-члена в 1945 г. до 193 стран, принятых в ООН на настоящий момент12.
2. Регламентирование права вето и анализа методов работы, которым должны подвергаться и пять постоянных членов Совета Без-
10 Мексика предлагает расширить Совбез ООН // URL: https://ria.ru/world/20141229/1040611121.html (дата обращения: 25 января 2016 г.).
11 Мексика: парадоксы модернизации : колл. монография / отв. ред. В. М. Давыдов. М. : ИЛА РАН, 2013. 336 с.
12 Crecimiento de Número de Estados Miembros de las Naciones Unidas, desde 1945 al presente // URL: http://www.un.org/ru/sections/member-states/growth-united-nations-membership-1945-present/index. html#2000-Present (дата обращения: 2 февраля 2016 г.).
опасности ООН, нацеленное на то, чтобы эта организация смогла отражать реалии нового тысячелетия, а также продвигать идеи демократизации в международных отношениях. В этом вопросе Мексика продолжает занимать активную позицию.
В своем выступлении в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Эн-рике Пенья Ньето заявил о неприемлемости использования права вето исключительно для национальных целей, тем самым тормозя международные векторы деятельности всей организации. Глава Мексики высказал мнение, что постоянные члены Совета Безопасности «несут особую ответственность за обеспечение мира и международной безопасности, которые они должны брать на себя в любые времена, особенно когда нарушаются основные ценности»13. Пенья Ньето подчеркнул, что, следуя этой цели, Мексика поддерживает инициативу Франции по ограничению использования права вето в случаях серьезных нарушений международного права и прав человека, таких как военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Глава Мексики подчеркнул, что главная цель состоит в том, чтобы сделать решения ООН более эффективными, ответственными и, прежде всего, отражающими идеалы гуманности.
3. Необходимость отчетности о своей деятельности в Совете Безопасности со стороны его непостоянных членов, стремящихся к переизбранию.
Вопрос о транспарентности работы Совета Безопасности стал одним из первостепенных для ряда латиноамериканских государств, и в частности для Мексики, применительно к проблеме легитимности ряда его решений.
Мексика всегда выступала за повышение транспарентности Совета Безопасности в вопросах обнародования результатов консультаций и приглашения к участию в обсуждениях представителей других органов, региональных организаций и гражданского общества в це-
лом. В течение своих двух недавних председа-тельств в этом органе Мексика стала инициатором проведения пяти публичных дебатов по вопросам укрепления примирительных процедур, исключения участия детей в вооруженных конфликтах, ситуации на Гаити и соблюдения норм международного права. Мексика стала организатором «интерактивных диалогов», которые способствовали стабилизации ситуаций, сложившихся в Шри-Ланке и Кыргызстане. Эта страна председательствовала в Комитете по санкциям по Сомали и Эритрее, а также в Комитете 1540, выступающим против распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также в Рабочей группе по проблеме положения детей, находящихся в зонах вооруженных конфликтов. В рамках этой Рабочей группы Мексике удалось согласовать Резолюцию 1882 (2009), которая расширила круг вопросов, подлежащих рассмотрению, включив в них случаи, связанные с убийствами и нанесением увечий детям в условиях вооруженного конфликта, изнасилованием и другими формами сексуального насилия, используемыми для принуждения детей к участию в военных действиях либо в качестве формы коллективного наказания.
Отказ президента Югославии Слободана Милошевича уступить давлению НАТО и подписать соглашение в Рамбуйе, означавшее полную утрату суверенитета его страны14 (соглашение предусматривало практически полный контроль над Югославией со стороны НАТО), привело к натовским бомбардировкам. После действий НАТО в Косово, представлявших собой откровенное неуважение к международному праву, и последующих изменений ее оборонной доктрины усилилась настороженность всех латиноамериканских государств в отношении НАТО, и в частности Мексики. В Югославии был «создан прецедент, вызывающий обоснованные опасения всех стран, не входящих в НАТО. По югославскому образцу может быть подвергнута наказанию любая страна, не обладающая
13 Peña Nieto se pronuncia por modernizar Consejo de Seguridad de la ONU // URL: http://eastern-road-485. appspot.com/mexico/34140-pena-nieto-se-pronuncia-por-modernizar-consejo-de-seguridad-de-la-onu (дата обращения: 27 декабря 2016 г.).
14 Regueiro Dubra R. Diferencias y similitudes entre los casos de Kosovo y Osetia del Sur según el Derecho internacional // Defensa y Globalización. Dir. Cueto Nogueras C., Calatrava A. Granada : Universidad de Granada, 2012. P. 385.
соответствующим потенциалом реагирования»15. И сложившееся положение дел явно не устраивало страны Латинской Америки.
Реакция Группы Рио на подобный эпизод последовала незамедлительно. Эта международная организация, членом которой является Мексика с момента ее формирования в 1983 г., опубликовала коммюнике, в котором осудила действия НАТО и нарушение норм международного права со стороны этой организации16 . В отношении косовского кризиса, на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН представитель Мексики от лица страны выразил беспокойство в связи с незнанием мировым сообществом причин, которые привели к «маргинализации Совета Безопасности в улаживании конфликта в Косове», так как рассмотрение существа вопроса «проходило не только за закрытыми дверями, но и велось в обстановке полной секретности в узком кругу постоянных членов»17 . Позиция Мексики, преследующая цель отделить действительное миротворчество от интервенции или других способов продвижения и воплощения национальных интересов ряда государств, бесспорно, достойна уважения.
Будучи избранной в Совет Безопасности ООН на период 2002—2003 гг., Мексика активно поддерживала принципы невмешательства и транспарентности применительно к односторонним военным действиям, предпринятым со стороны США в Ираке и совершенным без предварительных консультаций с Советом Безопасности. «Мексика считает, что односторонние военные действия, предпринятые без предварительных консультаций с Советом Безопасности, подорвали бы основы новой структуры международной безопасности», — заявил Хорхе Кастаньеда (министр иностранных дел с 2000 по 2003 г.) на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН18. Не уступив нажиму Вашингтона
и не поддержав принятие предложенной США и Британией «второй резолюции», угрожающей «серьезными последствиями», если Ирак не подчинится режиму работы новых инспекций вооружения, Мексика, будучи на тот момент непостоянным членом Совета Безопасности, выступила против предоставления администрации Буша подобной международной санкции на войну, разделяя данную позицию с Чили. Эти две страны сорвали принятие американского варианта резолюции по Ираку, являвшейся абсолютно циничным документом, в котором намеренно выдвигались требования, которые Ирак не смог бы принять. Мексика добилась разрешения иракского кризиса политическими средствами, выступив против одностороннего вторжения и склонив мировую общественность к многостороннему решению в соответствии с положениями международного права. Это государство, будучи самым ближайшим соседом США среди стран Латинской Америки и в значительной степени зависимое от них экономически, решительно продемонстрировало свое нежелание обеспечить политическое прикрытие всеобщей капитуляции перед Вашингтоном в иракском вопросе, в отличие от других членов Совета Безопасности. Вместо того, чтобы «подстроиться» под Соединенные Штаты, с целью получения еще больших дивидендов, Мексика наглядно показала, что и при однополюсном миропорядке можно не заискивать перед империализмом США, поддерживая его преступления против арабских масс, а соблюдение морали и принципов может быть совместимо с большой политикой19 .
«Поиск решения конфликта в Сирии должен полностью придерживаться принципов и положений, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, в частности тех, которые связаны с правом применения силы»20, — та-
15 Клименко А. Ф. Уроки Балканского кризиса: роль силы в обеспечении стабильности и безопасности в европейском регионе // Мир после Косово. М. : ИЛА РАН, 2000. C. 11.
16 Дабагян Э. С. Реакция в Латинской Америке на Косовский кризис // Мир после Косово. C. 119.
17 Латинская Америка в мировой политике : колл. монография / отв. ред. В. М. Давыдов М. : ИЛА РАН, 2009. С. 581.
18 ООН. Генеральная Ассамблея. А/57/РУ5. C. 27.
19 Сударев В. П. Две Америки после окончания «холодной войны». М. : Наука, ИЛА РАН. 2004. С. 98—99.
20 SRE pide escuchar a ONU en caso de Siria // URL: http://www.lacronica.com/EdicionEnLinea/Notas/ Nacional/29082013/746860-SRE-pide-escuchar-a-ONU-en-caso-Siria.html (дата обращения: 29 декабря 2016 г.).
кова реакция МИД Мексики на войну в Сирии. Мексика всегда подчеркивала важность международных институтов, в частности «Совета Безопасности ООН как единственного органа, уполномоченного принимать коллективные меры в случае угрозы международному миру и безопасности», — говорилось в заявлении Министерства иностранных дел Мексики21. По мнению главы МИД Мексики Хосе Антонио Ме-аде, конфликт в Сирии проверяет на прочность главные органы ООН, необходимо предать гласности результаты исследований, проводимых миссией ООН в отношении предполагаемого использования химического оружия в Сирии. «Мексика ожидает, что эта миссия завершит свою работу и сможет представить свой доклад и выводы Совету Безопасности», — озвучил он, поднимая вновь вопрос о транспарентности и отчетности в деятельности стран — членов Совета Безопасности ООН22.
Еще в рамках своей предвыборной кампании кандидат от Институционно-революционной партии (PRI) озвучил несколько первостепенных задач своего курса внешней политики по обеспечению Мексике статуса одной из самых влиятельных стран своего региона, среди которых особенно выделялось активное участие страны в международных организациях и форумах по таким темам, как экономика, коррупция, организованная преступность, права человека, экономическая отсталость, изменение климата23. Также отдельно отмечалась линия по улучшению имиджа Мексики в мире, выделяемая в качестве одной из ключевых. Стоит заметить, что в последние десятилетия Мексика традиционно старалась максимально дистанцироваться от участия в мировых конфликтах, будучи более погруженной во внутренние нерешенные проблемы. После своего вступления в должность президента в 2012 г. Энрике Пенья Ньето начал вести активную деятельность по улучшению международной
репутации возглавляемого им латиноамериканского государства. Это прежде всего проявлялось в подтверждении участия Мексики в миротворческих миссиях ООН после нескольких лет пребывания ее в стороне от международных конфликтов24 .
Такая позиция соответствовала курсу внешней политики, проводимой его предшественником Фелипе Кальдероном. Несмотря на успешное избрание страны на период 2009— 2010 гг. в Совет Безопасности ООН и достаточно активную деятельность в нем Мексики, тем не менее возглавляемое им правительство не поддержало отправку мексиканских войск для участия в рамках операций ООН по поддержанию мира. Это возобновленное членство подтвердило преемственность политики, инициированной еще при Висенте Фоксе, которая может быть интерпретирована как попытка мексиканского правительства повлиять на строительство международного порядка и закрепить за собой позицию, соответствующую ее значимости в международной системе. Деятельность Совета Безопасности, под рассмотрение которого подпадают такие вопросы, как разоружение и мирное урегулирование споров, представляет особый интерес для Мексики. Кроме того, присутствие Мексики в этом органе помогло привлечь внимание международного сообщества к вопросам, касающихся борьбы с транснациональной организованной преступностью и торговлей оружием.
Позиция Кальдерона в отношении участия Мексики в операциях ООН по поддержанию мира была достаточно прямолинейной: «Этот вопрос вызывает огромную озабоченность всего международного сообщества, и я знаю, что он затрагивает очень спорную тему. Я знаю, что он порождает несогласие в мексиканском обществе, и по этой причине сейчас не время искать решение этой проблемы... у нас в Мексике
21 México condena violencia contra civiles en Siria: SRE // URL: http://archivo.eluniversal.com.mx/nacion-mexico/2013/mexico-siria-condena--946035.html (дата обращения: 21 января 2016 г.).
22 México pide solución a conflicto en Siria apegada a la ONU // URL: http://www.excelsior.com.mx/ nacional/2013/08/28/915953 (дата обращения: 2 января 2016 г.).
23 Elecciones del 2012 // URL: http://deviatan.com/elecciones-2012-mexico-propuestas-de-candidatos (дата обращения: 2 февраля 2016 г.).
24 México propone ampliar Consejo de Seguridad de la ONU // URL: http://www.forbes.com.mx/mexico-propone-ampliar-consejo-de-seguridad-de-la-onu/ (дата обращения: 28 декабря 2016 г.).
идет страшная война, и мы не будем участвовать в решении проблем за рубежом»25. Таким образом, при Кальдероне участие Мексики в международной деятельности имело четкие пределы и проявлялось в том, чтобы избегать ее участия в подобных миссиях.
Пенья Ньето же возобновил политику по предоставлению Мексикой в полное распоряжение ООН своего опыта в области оказания гуманитарной помощи. И в эпоху глобализации Мексика продолжила расширять свои усилия в вопросе поддержания мира на планете, активизировав свое участие в операциях по поддержанию мира, являющихся явным доказательством ее ответственности. Так, в июле 2016 г. правительство Мексики подтвердило присоединение своей страны к новым миссиям ООН. Указанное обязательство было подтверждено в ходе рабочего визита в Мексику заместителя Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира Эрве Лад-су26. Уже начиная с 2015 г. Мексика постепенно присоединилась к этим операциям, отправив туда своих специалистов, включая военных наблюдателей и офицеров штабов по трем миссиям: в Гаити, Западной Сахаре и Ливане.
Стоит отметить, что Мексика занимает второе (после Бразилии) место среди латиноамериканских государств по уровню своего финансирования операций ООН по поддержанию мира. Характерно, что Мексика опустилась с первого места на второе по размеру своих взносов в регулярный бюджет ООН именно во время президентства Пенья Ньето (см. таблицу27).
Государство-член Размеры взносов в регулярный бюджет
на на в 2010—2012 гг. 2013—2015 гг. 2016—2018 гг.
Мексика 2,356 1,842 1,435
Бразилия 1,611 2,934 3,823
Многие проблемы, стоящие перед Мексикой, заставляют ее использовать все потенциальные инструменты для их разрешения, в том числе и возможности ее многосторонней политики. И участие Мексики в Совете Безопасности — это перспективная возможность активно продвигать приоритетные интересы ее внешнеполитического курса. Среди них выделяется, во-первых, вопрос контрабанды оружия, который рассматривается с точки зрения коллективной ответственности, не ограничивающейся лишь нейтралитетом, но включающей поддержание и обеспечение мира, безопасности и развития. Во-вторых, это укрепление роли самого Совета Безопасности в отношении гуманитарной помощи, защиты беженцев и мигрантов, а также возрождения международного права в целом.
Активная позиция Мексики по отношению к реформе Совета Безопасности ООН затрагивает сразу несколько направлений: содействие многомерной концепции безопасности, обеспечение безопасности людей, отстаивание уважения прав человека и международного гуманитарного права, разоружение и мирное урегулирование споров. Также одна из ключевых целей — вновь привлечь внимание международного сообщества к одной из центральных для этой страны проблем — транснациональной организованной преступности и торговли оружием.
Международная политика Мексики продолжает базироваться на принципах справедливости, равенства и соблюдения норм международного права, стремясь навести мосты между развитыми и развивающимися государствами при поиске ответов на новые вызовы времени. Как на современном этапе, так и в прецедентах прошлого эта латиноамериканская страна активно выступает и, несомненно, будет выступать за преимущественную силу
25 México, Presidencia de la República, entrevistas, Leonardo Curzio, Enfoque la emisión, 3 de septiembre de 2008 // URL: http://www.presidencia.gob.mx/prensa/entrevistas/?contenido=38 363&imprimir=true (дата обращения: 11 декабря 2016 г.).
26 México se compromete con la ONU en nuevas misiones de paz // URL: https://mundo.sputniknews.com/ mundo/201606301061432456-mexico-onu-misiones-paz (дата обращения:1 февряля 2016 г.).
27 URL: https://documents-dds ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N 09/438/76/PDF/N 0943876.pdf?OpenElement ; https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N 12/451/03/PDF/N 1245103.pdf?OpenElement ; https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N 15/459/64/PDF/N 1545964.pdf?OpenElement (дата обращения:! февряля 2016 г.).
международно-правовых норм и принятых обязательств государств над их национальными интересами.
В рамках ООН как площадки, позволяющей государствам как основным субъектам международного права скоординировать свои интересы, активная позиция, занимаемая Мексикой, а также ее наметившийся переход в ка-
тегорию реальных и влиятельных протагонистов новой «мировой сцены» в совокупности доказывают, что это государство в ближайшие десятилетия сможет претендовать на более весомое место в системе формирования новых принципов и норм международного права, а также оказывать непосредственное воздействие на конфигурацию всего миропорядка.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Дабагян Э. С. Реакция в Латинской Америке на Косовский кризис // Мир после Косово. — М. : ИЛА
РАН, 2000.
2 . Давыдов В. М., Бобровников А. В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы
Бразилии и Мексики в глобальном измерении). — М. : ИЛА РАН, 2009.
3 . Клименко А. Ф. Уроки Балканского кризиса: роль силы в обеспечении стабильности и безопасности
в европейском регионе. Мир после Косово. — М. : ИЛА РАН, 2000.
4. Латинская Америка в мировой политике : колл. монография / отв. ред. В. М. Давыдов. — М. : ИЛА РАН, 2009.
5. Мексика: парадоксы модернизации : кол. монография / отв. ред. В. М. Давыдов. — М. : ИЛА РАН, 2013.
6 . Сударев В. П. Две Америки после окончания «холодной войны». — М. : Наука ; ИЛА РАН, 2004.
7. Regueiro Dubra R. Diferencias y similitudes entre los casos de Kosovo y Osetia del Sur según el Derecho internacional // Defensa y Globalización. Dir. Cueto Nogueras C., Calatrava A. — Granada : Universidad de Granada, 2012. P. 385.
Материал поступил в редакцию 27 марта 2017 г.
MEXICO IN SEARCH OF THE UN SECURITY COUNCIL REFORM
KOSEVICH Ekaterina Yurievna — Researcher at the Center for Political Research for the Institute of Latin
America of the Russian Academy of Sciences (ILA RAS) Expert on Mexico
Ekaterina . kosevich@gmail . com
115035, Russia, Moscow, ul. Bolshaya Ordynka, d. 21
Abstract. The article provides system analysis of the modern Mexico's views on the most difficult and controversial reform of the UN Security Council, which was formed during several prior administrations. These views have been preserved under the current President Enrique Peña Nieto. The author considers historical aspect of Mexico's membership in the UN that takes the second place in Latin America for the economic development (with Brazil taking the lead) and is a founding member of this organization, and a higher speaker for contemporary international law. The author names a number of international legal instruments initiated and signed with the active participation of the Latin American countries on such issues as disarmament and denuclearization, the ban on the use of force and weapons in space activities, moratorium on the nuclear tests, arms trafficking, upholding human rights and freedoms. The article discusses particular views of Mexico on observance of the principle of non-interference in the internal affairs of States and enhancement of the transparency of the activities of the Security Council. A number of cases supports this principled position: the Kosovo crisis, the adoption of the American version of the UN Security Council resolution on Iraq, search for a solution to the conflict in Syria.
Keywords: international law, international cooperation, Mexico, the United Nations Security Council, international organizations.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Dabagjan Je. S. Reakcija v Latinskoj Amerike na Kosovskij krizis // Mir posle Kosovo. — M. : ILA RAN, 2000.
2 . Davydov V. M, BobrovnikovA. V. Rol' voshodjashhih gigantov v mirovoj jekonomike i politike (shansy Brazilii
i Meksiki v global'nom izmerenii). — M. : ILA RAN, 2009.
3 . Klimenko A. F. Uroka Balkanskogo krizisa: rol' sily v obespechenii stabil'nosti i bezopasnosti v evropejskom
regione. Mir posle Kosovo. — M. : ILA RAN, 2000.
4 Latinskaja Amerika v mirovoj politike : koll. monografija / otv. red. V. M. Davydov. — M. : ILA RAN, 2009. 5. Meksika: paradoksy modernizacii : koll. monografija / otv. red. V. M. Davydov. — M. : ILA RAN, 2013.
6 . Sudarev V. P. Dve Ameriki posle okonchanija «holodnoj vojny». — M. : Nauka ; ILA RAN, 2004.