устраивались или бывают руководимы форменными сумасшедшими разных типов», - говорил известный итальянский ученый — психиатр Ломброзо в своей книге «Политическая преступность и революции». [2] Иностранцы видели в России одну только революцию, между тем, как в политической жизни русского народа имелось другое более важное историческое течение, которому уже было присвоено в обществе название «освободительное». «В колоссальной стране только и возможны грандиозные политические явления». [5] Многие люди верили, что при начавшемся общественном пробуждении, при подъеме энергии в освежающей атмосфере народной свободы, при избытке сил, требующих творческого и полезного применения, совершался процесс величественного обновления русского государства. Этот процесс совершался сам собою в силу исторического закона, в силу естественного хода вещей, не зависящих от влияния на него каких бы то ни было лиц или навязанных идей. Россия вступала в такой период политического бытия, когда историю страны должны уже делать не отдельные, хотя и выдающиеся талантом или авторитетом личности, а весь народ.
Страшные эксцессы русского освободительного движения вызывали подозрительное, отстраненное отношение к русским эмигрантам, от которых все государства старались оградиться. Европа в своих обращениях к русским говорила, чтобы народ был умнее и осторожнее: «Ваши социал-демократы не пророки, а нарушители покоя и благосостояния людей». [7] Иностранцы не хотели русским оказывать даже гостеприимства, так как считали, что они его не заслуживали.
Таким образом, получается, что в западноевропейских политических сферах взгляд на русскую революцию и на ее деятелей сильно изменился не в их пользу. Моральная беззастенчивость «освободителей» постепенно лишила их ошибочно приданного им ореола борцов за возвышенные принципы. Выяснявшиеся постепенно политические и социальные взгляды русских революционеров, где присутствовало отрицание собственности, семьи, принципов власти и дисциплины — занимали первое место. Получается, что взгляды культурных людей Запада, которые привыкли ценить все это, приобретенное тяжким трудом целых поколений, отвернулись от русских революционеров.
Список использованных источников:
1. Вятский вестник. 1906. 16 августа. № 177.
2. Пермский вестник. 1906. 18 августа. № 18.
3. Пермские губернские ведомости. 1906. 4 марта. № 50.
4. Пермские губернские ведомости. 1906. 1 октября. № 213.
5. Уфимские губернские ведомости. 1906. 9 февраля. № 32.
6. Уфимский край. 1906. 24 ноября. № 114.
7. Уфимский край. 1907. 6 мая. № 99.
Информация об авторах
• Баева А.А., аспирант кафедры истории, культурологи, социологии и права ЧГПУ, г. Челябинск
История становления англикано-православных отношений в контексте англо-российских с первой половины XIX века до 1853 года
Надолинская А.И.
Предыстория Крымской войны хорошо освещена как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Создано много трудов, освещающих дипломатические, экономические отношения накануне войны, между странами-участницами. Выдвинуто много версий о причинах ее начала. Однако историки сходятся в одном — в поводе, спровоцировавшем данный конфликт. Турецкий султан отнял ключи от храма Господ-нева у православной общины, что сопровождалось большим ажиотажем в прессе, многие страны следили, чем же закончится этот скандал, и передал их католической общине под давлением Франции, притом, что подавляющее большинство населения Иерусалима исповедовало православие. Несомненно, что поводом к началу войны явился религиозный аспект. Но это был только итог длительной и запутанной цепочки отношений православной церкви с католиками и англикана-ми. Предметом исследования данной статьи является становление, развитие, апогеи и кризисы отношений между представителями англиканской и православной церквями до начала Крымской войны.
Попытки объединения англиканской и Русской православной церкви предпринимались несколько раз. Духовные деятели с той и другой стороны считали это необходимым и полезным для обеих конфессий. Нельзя не отметить, что начало этого процесса можно наблюдать еще с XVIII века. На наш взгляд, стоит остановиться на этом моменте, так как он служит предтече попыток, которые были сделаны накануне Крымской войны. Итак, в 1715 году в Англию прибывает архиепископ Фиваидский Арсений. Цель его визита — сбор милостыни. Интересным является то, что сразу после его прибытия в Британию с ним встретились деятели англиканской церкви. Ими было высказано желание объединиться с РПЦ. И достаточно быстро слова перешли в дело: был составлен проект конкордата, а так же обращение к константинопольскому патриарху Иеремии III1 с просьбой принять их в обращение, что особенно важно - без устранения различий. Потом мы увидим, что и в XIX веке эти требования останутся неизменными. Они и будут составлять принципиальную статью разногласий между представителями двух конфессий. Остановимся подробнее на этих различиях в религии. Какого рода они были и в чем заключались?
В первую очередь это непризнание ими обязательности определений Вселенских соборов наравне со св. Писанием, отрицание поклонения Пресвятой Богородице, молитвенного обращения к ангелам и святым, почитания икон и пресуществления Св. Даров в таинстве Евхаристии.2 Приехав на Родину, Арсений высказал предложения англиканских священнослужителей Синоду и императору Петру I. Последних это
1. Тальберг Н. Д. Попытки англиканской церкви к соединению с православной // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history2/78.html .
2. Тальберг Н. Д. Попытки англиканской церкви к соединению с право-
славной // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history2/78.html .
предложение заинтересовало, однако ответ был дан однозначный: принятие в общение с нею может быть только при условии принятия всего ее вероучения и всех постановлений Вселенских соборов. Англиканские деятели не прекращали переписки, однако российская сторона категорически не шла на уступки, окончательно сношения РПЦ и англиканской церкви прекратились после смерти Петра I в 1725 году. Так попытки объединения РПЦ и англиканской церкви затихли еще почти на сто с лишним лет.
В первой четверти — середине XIX века современники снова стали наблюдать тенденции объединения русской православной и англиканской церкви. Конечно, это осуществлялось пока не на государственном уровне, а отдельными, частными, заинтересованными в духовном сближении России и Англии лицами.
В XIX веке попытки соединения церквей чаще всего исходили от представителей англиканской церкви, а в ней самой — от той исторической школы, которая создана реакцией против протестантского влияния. Стоит подробнее остановиться на идеях и действиях выдающегося идеолога объединения РПЦ и англиканской церкви в XIX веке, англичанине Вильяме Паль-мере. Он сделал целью и делом своей жизни соединение этих двух церквей, их сближение и поиск компромиссов по между представителями двух конфессий в деле их объединения.
Для того чтобы понять мотивацию стремления Пальмера, необходимо кратко остановиться на основных вехах его биографии. Итак, он родился 12 июля 1811 года. Его отец был священником и ректором в Миксбюри, а по матери он был родственником Гладстона. Будучи в 15- летнем возрасте, он поступил в Магдален-Колледж, а в 26 лет он был уже экзаменатором в Оксфорде.3 Долгое время молодой Вильям не вмешивался в разногласия англиканской церкви, понимая, что самым главным для него является получение церковных знаний. Стоит отметить, что для середины XIX века распри в англиканской церкви стали обычным явлением: в ней было достаточно много партий, каждая из которых признавала свои церковные авторитеты. Были и такие, которые признавали исключительную роль папы Римского, но они были в меньшинстве. Католичество становилось все менее популярным среди англичан. Лозунгом же большинства была Вселенская Церковь лишь бы без Папы и без протестантов. Таков был идеал и Пальмера. Нелегкую попытку Вильяма объединить англиканскую церковь и РПЦ можно разделить на несколько этапов: встреча в Англии с Александром II — наследником русского престола, передача последнему записки, где были изложены основные положения воссоединения РПЦ и англиканской церкви. Но записка осталась без ответа цесаревича. Второй этап — поездки Пальмера в Россию, которых было две, для претворения своих идей в
3. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.
жизнь. Но, на наш взгляд, важно остановиться на предыстории первого путешествия. Вильям понимал, что для того, чтобы произвести серьезное впечатление на православных богословов, ему было необходимо получить рекомендации от оксфордских прославленных и авторитетный профессоров. Но стоит констатировать, что первая попытка провалилась. Пальмеру было отказано. Однако он не опускал руки и искал выход из положения. Спустя время нашелся один человек, который решился на этот ответственный шаг. Это был профессор богословия Рут.4 Итак, Вильям добился своей цели: можно было отправляться в Россию. Первое время своего пребывания в Петрограде он провел с Блек-мором, капелланом английской церкви в Кронштадте. Этот соотечественник был ему очень полезен, так как его взгляды на соединение церквей были тождественны с пальмеровскими.5 Пальмер решился написать письмо графу Протасову — синодального обер-прокурора - с изложением своих взглядов и идей по поводу объединения церквей. Стоит отметить, что последний разрешил Вильяму креститься по православному обряду только с тем, что Пальмер не имел право диктовать своих религиозных условий. Скажем лишь только, что граф был человеком достаточно целеустремленным и властным, он четко ставил перед собой цели и неизменно их выполнял. Именно ему Вильям Пальмер решил написать письмо с изложением своих идей об объединении церквей. В нем он излагал желание ознакомить Англию с апостольскими восточными церквями, исцелить тяжелые раны Кафолической Церкви, соединив ее членов взаимной любовью. Он пишет о том, что считает истиной церковью ту, к которой принадлежат русские епископы и не признает никакой другой юрисдикции, кроме них. Это свидетельствует о серьезных намерениях Вильяма по вступлению в лоно русской православной церкви.
Однако ему отказали, мотивируя это тем, что в православной религии устои, каноны и традиции уже определены. От них нельзя отклоняться и для кого-либо делать исключение. Ведь это не то, что в Англии, где в ходу широкие взгляды на католичество. Греческая церковь не то, что римская. В Западной Церкви есть центральная власть, которой все подчинено. Папа может завязывать сношения, разъяснять вопросы и даже уступать во внешних вещах. Для греков это не возможно, — у них клир и миряне необразованны и слепо привязаны к преданиям и к малейшим обрядовым особенностям. Позже, в 1851 году Пальмер снова просил принять его в лоно православной церкви, но при условии, что он не будет повторно крещен. И снова был получен отказ.
В деле воссоединения церквей Пальмер принял и литературное участие. Будучи в России, он написал книгу «A Harmony of Anglican Doctrine with the Church
4. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.
5. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.
of East» («Созвучие англиканского учения с учением восточной церкви»).6 Здесь вспоминается случай, описанный нами выше, о попытке воссоединения церквей при жизни Петра Первого, таким образом, Пальмер подчеркивает преемственность своих намерений.
Четность своих попыток объединения церквей Пальмер окончательно понял только после путешествия на Восток, где его считали еретиком. На наш взгляд, есть несколько причин того, почему попытки Пальмера закончились неудачей:
• Неготовность РПЦ к религиозным компромиссам с англиканской церковью;
• Отсутствие авторитетных и влиятельных сторонников идей Пальмера, которые бы полностью их поддерживали, как с российской, так и с английской стороны;
• Высшее духовенство, обладающее церковной властью, не понимали в полной мере необходимость объединения церквей и не видели в этом своей цели.
• «Дело не получило желаемого окончания потому, что диакон Пальмер хотел принадлежать в одно время к двум неединомысленным в вере Церквам», - так суть событий и причину неудач Пальмера описывал метрополит Филарет.7
Таким образом, попытка воссоединения церквей не удалась, как и в XVIII веке. Но очень важно отметить, что, несмотря на это, после жизни Пальмера появились люди, которые изучали его литературные труды и которым импонировали его идеи. И не исключено, что когда-нибудь усилия Вильяма Пальмера увенчаются успехом уже посмертно и найдется человек, который станет успешно претворять его идеи в жизнь.
Вильям Пальмер был не единственным в середине XIX века человеком, который хотел объединения церквей. Он положил начало интересу английских богословов русской православной церковью. Метрополит Филарет прервал дискуссию с Пальмером, понимая, что компромисс никогда не будет достигнут, однако, был заинтересован перепиской с другими деятелями англиканской церкви, которые хотели поближе познакомиться традициями и канонами Восточной церкви. Это были Э. Лоу, Дж. Вильямсом, Р. Блэкмором, И. Нилем и другие. Митрополит Филарет консультировал англичан по вопросам гомилетики, литургики, догматики, церковной истории и археологии, оказывая им всяческое содействие, вплоть до того, что лично редактировал сборник иерусалимских проповедей оксфордского капеллана Джорджа Вильямса, члена протестантской англо-прусской миссии в Святой Земле в 1841 - 1843 гг. В письме к А. Н. Муравьеву Вильямс писал: «Я никогда не забуду его великую доброту и, как
6. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913.
7. Смирнова И.Ю. Митрополит Московский Филарет и контакты с представителями западных конфессий в середине XIX в.: по документам российских архивов // Отечественные архивы. № 4. 2010. С. 28-33
и Пальмер, буду глубоко хранить самые добрые о нем воспоминания. Молю Вас выразить Его Высокопреосвященству заверение моего глубокого уважения и признательности за его незаслуженное расположение и благосклонность»8. До 1953 года мы видим возрастание интереса к Восточной церкви у английских богословов, они изучают ее каноны, традиции, обряды. 40-е годы стали самой высшей точкой в развитии отношений между православной и англиканской церквями. И об этом прежде всего говорит тот факт, что наряду с повышением интереса богословов двух конфессий друг к другу и расширением в этой связи литературной базы, обыденный характер приобрели визиты англиканских деятелей по приезду в Россию митрополита Филиппа. Они стали обсуждать богословские традиции, изучать основы и особенности религии друг друга.
Но не смотря на это ни только англиканские миссионеры проявляли инициативу, русские церковники так же ратовали за объединение церквей. Наиболее ярким примером, подтверждающим это, может служить визит в 1842 г. в Лондон русского посольства священника Евгения Попова. Он являлся протоиреем города Перми, автором многих книг по богословию. Учился в пермской духовной семинарии, основал в родном городе просветительное общество св. Стефана Великопермского.9 Его визит сделал возможным постоянные контакты между русской православной и англиканской Церквями. По мере изучения англиканства Попов, который изначально являлся сторонником объединения, все больше менял свои взгляды в противоположную сторону. В 1851 г. группа англикан составила проект ходатайства в российский Синод о желании перейти в православие, но при сохранении англиканского богослужения. Из этого ничего не вышло, так как Синод не принял эти инициативы. Но попытки в Британии по сближению с православием продолжались. В начале 50-х гг. в Калифорнии американскихе англикане (епископалов) изъявили желание перейти под покровительство православному епископу Алеутскому и Аляскинскому как каноническому архиерею данной территории. Но эта попытка потерпела крах. Это был не единичный случай проявления такой инициативы. Популярность русской православной церкви среди англикан неизменно росла. Однако стоит не упускать из внимания того, что РПЦ, в отличие от англикан, ни во времена Петра I, ни в середине XIX века, не шла на компромиссы со вторыми: объединение церквей может произойти при условии принятия протестантами всех вероучений РПЦ. И это являлось для русских богословов ключевым моментом.
Отношения двух конфессий резко меняются в 1853 году, когда Россия в связи с Крымской войной начи-
8. Смирнова И.Ю. Митрополит Московский Филарет и контакты с представителями западных конфессий в середине XIX в.: по документам российских архивов // Отечественные архивы. № 4. 2010. С. 28-33
9. http://bogoslov.spassmon.ru/index.php?option=com_content&view=arti cle&id=73&Itemid=116
нает восприниматься общественным сознанием как враг, как и РПЦ, которая не признала право обладания ключами от Храма гроба Господня католической общины. Так или иначе, отношения между двумя церквями ухудшаются. Результатом этого становится прекращение переписок богословов друг с другом и, безусловно, попыток воссоздания той ситуации, которая сложилась в 40-х годах XIX века. Это яркий пример тому, как политика может влиять на различные сферы общественной жизни общества, в том числе и на церковную.
Регресс в отношениях стал наблюдаться еще в самом начале 50-х годов. Именно в это время мы можем проследить ряд конфликтов и кризисов, связанных с РПЦ и ослабляющих ее позиции, как на мировой арене, так и в Константинополе. Не секрет, что очень часто религиозные конфликты используются политиками для достижения той или иной цели правящей верхушки. Речь идет о поднятом тем же В. Пальмером в 1851 г. в греческих церковных кругах вопросе относительно различий обрядов Греческой и Русской церквей, в частности так называемого перекрещивания.10 Сквозь века мы не можем судить о мотивах поступка Пальмера и установить их достоверно: сделал он это сугубо в политических целях или искренне хотел устранить различия между церквями одной конфессии — не известно. Тогда почему именно в этот момент, когда отношения двух конфессий и без того были натянуты. Единственное, что мы можем сказать достоверно, это то, что именно этот повод был использован английским послом в Константинополе лордом Стэфордом Каннингом в качестве искусственно подогреваемого для церковного раскола между Россией и Константинополем. Не сложно догадаться, зачем Западу нужно было рассорить представителей одной религии разных стран. На наш взгляд, это был только лишь хитрый ход, целью которого было отвлечь внимание российских и некоторых западных держав на церковный конфликт, тем временем одной из задач европейских дипломатов стало вытеснение России из сферы влияния на Ближнем Востоке.11 Невольно была достигнута и другая цель: ухудшение отношений между представителями одной конфессии разных стран и ослабления позиций православия в Константинополе в целом. Кризис в православии углублялся. Вопрос о перекрещивании все больше приобретал огласку и стал носить публичный характер. Несложно догадаться, что именно этого и добивался Запад.
Но этот конфликт был не единственным, в котором участвовала Русская православная церковь в Палестине. В начале 1850-х годов еще один скандал был спро-
10. И. Ю. Смирнова. Митрополит Московский Филарет и контакты с представителями западных конфессий в середине XIX в.: по документам российских архивов // Отечественные архивы. № 4. 2010. С. 28-33
11. И. Ю. Смирнова. Митрополит Московский Филарет и контакты с
представителями западных конфессий в середине XIX в.: по документам российских архивов // Отечественные архивы. № 4. 2010. С. 28-33
воцирован протестантским епископом в Иерусалиме Самуилом Гоббатом. Суть его заключалась в нарушении условий деятельности англиканских миссионеров в пределах Иерусалима. Имеется в виду обращение в протестантство православных арабов с обещанием им покровительства английского консульства. Воззвание духовенства Англиканской церкви к восточным патриархам и к синодам Русской и Греческой православных церквей (август 1853 г.) о деятельности Гоббата в Иерусалиме с сопроводительным письмом профессора И. М. Ниля, сохранившееся в фонде Муравьева, ярко свидетельствует о напряженности межцерковных отношений в период назревавшего военно-политического противостояния.12
Таким образом, мы видим, что религиозная обстановка в Палестине, в частности нарастание конфликта между православной и другими конфессиями, ослабление позиций первой в Палестине, вызывались искусственно. Непосредственное участие в этом приняли англиканские деятели и миссионеры: в первом случае конфликт разжег Пальмер, во втором — Гоббат. Случайным совпадением это назвать нельзя. Западные страны чувствовали неизбежность войны и целью их было ослабить в ее преддверии позиции России как в политической, так и в церковной сфере. Это был стратегически продуманный ход, который, безусловно, дал свои плоды сразу же в начале такого глобального с политической точки зрения события, как Крымская война.
Список использованных источников:
1. Тальберг Н. Д. Попытки англиканской церкви к соединению с православной//http://lib.eparhiasaratov.ru/books/18t/ 1а1Ьегд/Ыз1:огу2/78.Ь1:т1.;
2. Вильям Пальмер и его поиски истинной церкви // Слово истины, 1913;
3. Смирнова И.Ю. Митрополит Московский Филарет и контакты с представителями западных конфессий в середине XIX
в.: по документам российских архивов // Отечественные архивы. № 4. 2010;
4. http://bogoslov.spassmon.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=73&Itemid=116.
Информация об авторах
• Надолинская А.И., магистр первого года обучения кафедры Новой и Новейшей истории, Южного Федерального университета
12. И. Ю. Смирнова. Митрополит Московский Филарет и контакты с представителями западных конфессий в середине XIX в.: по документам российских архивов // Отечественные архивы. № 4. 2010. С. 28-33