Проблема нравственности в античной философии ^e problem of morality in ancient philosophy
Ульябаева Г.Ш.
Студентка 2 курса, институт теплоэнергетики, Казанский государственный энергетический университет,
РФ, г. Казань e-mail: [email protected]
Ulyabaeva G.
2nd year student, institute of Power Engineering Kazan state power engineering University,
Russia, Kazan e-mail:[email protected]
Аннотация.
Данная статья посвящена важной проблеме нравственности в античной философии. В ней проанализированы мнения таких великих философов того времени, как Аристотель, Эпикур, Демокрит, Сократ и Платон. По мнению Аристотеля, нравственность - это стремление к благой цели. Идеалом нравственности у Эпикура является жизнь в согласии с природой. Демокрит же полагал, что нравственность неразрывно связана с уровнем воспитания человека. Истинная нравственность по Сократу - это знание того, что есть благое и полезное для человека. А Платон считал, что добродетельные люди наслаждаются душевным покоем, а безнравственные находятся в дисгармонии со своим внутренним миром. В ходе исследования данной проблемы автор пришел к выводу, что нравственность - понятие абстрактное, и что каждый из философов трактует ее по-своему, но неизменными остаются основные добродетели.
Annotation.
This article is devoted to the important problem of morality in ancient philosophy. It analyzes the opinions of such great philosophers of the time as Aristotle, Epicurus, Democritus, Socrates and Plato. According to Aristotle, morality is the pursuit of a good goal. The ideal of morality in Epicurus is life in harmony with nature. Democritus believed that morality is inextricably linked with the level of education of man. True morality according to Socrates is the knowledge of what is good and useful for man. But Plato believed that virtuous people enjoy peace of mind, and immoral people are in disharmony with their inner world. During the study of this problem, the author came to the conclusion that morality is an abstract concept and that each philosopher interprets it in his own way, but main virtues remains the same.
Ключевые слова: нравственность, философия античности, мораль, добро, зло.
Key words: morality, philosophy of antiquity, morality, good, evil.
Понятие нравственности знакомо каждому из нас, но далеко не все знают подлинное значение этого слова. В настоящее время очень остро стоит проблема нравственности, так как многие люди ведут неправильный, безнравственный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как мораль и этика? Какое поведение можно считать нравственным, а какое безнравственным? Можно ли сказать, что есть определенные правила, определяющие нравственность поступков, поведения, образа жизни? Именно отсутствие правильного ответа на все эти вопросы привело к появлению различных мнений.
Философское знание о нравственности пользуется такими понятиями, как, например, идеал, добро и зло, долг и совесть, свобода, добродетель и порок, счастье и другие. В своей сумме они выражают понятие нравственности. Начиная с античности, нравственность понималась как мера господства человека над самим собой, она являлась показателем того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, как разум доминирует над аффектами, куда разум направляет чувства. Попытаемся разобраться в этом с помощью античных философов.
Самой большой теоретической глубины достигает учение греков о нравственности у Аристотеля. Философ считал, что общей целью человека является стать существом именно добродетельным. Нравственность
человека понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назначением человека, связанным с его разумом. Поэтому дело человека — это разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в выполнении этой самой разумной деятельности. Жизнь, которая стремится к высшему благу, должна быть добродетельной. Настоящая цель человеческой жизни, как ее определяет Аристотель, — это не наслаждение, а блаженство, достигающееся в умозрительной деятельности души. По мнению Аристотеля, добродетельный человек является мерой для других людей, он всегда находится в гармонии с самим собой.
Идеалом нравственности у Эпикура является жизнь мудреца, который не пренебрегал земными благами, а, напротив, жил в согласии с природой. Именно такой человек, как считал Эпикур, лучше всего соблюдает цель жизни, назначенную ею. Только такая жизнь, по мнению Эпикура, рождает гармонию человеческого существования. В противном же случае, «если ты по всякому поводу не будешь приурочивать действий своих к цели природы, если ты отвернешься от этой цели, чтобы искать и избегать чего-нибудь другого, действия твои будут в разладе с мыслью». Высшего удовольствия мудрец может добиться только благодаря жизни в согласии с природой и окружающим его миром, освобожденным от ложных мнений и заблуждений, согласовав свои потребности с естественной необходимостью. Своим ученикам и последователям Эпикур преподал урок исключительной нравственной цельности и душевного мужества. В предсмертном письме Гермарху он пишет: «Гермарху от Эпикура привет! Когда я писал тебе это, я переживал счастливый день, который вместе и мой последний день. Меня преследовали такие муки, что ничего, кажется, нельзя было прибавить к их силе. Но страданиям тела противопоставил я радость духа, исходившую из воспоминания о моих изобретениях. Ты же, Гермарх, чтобы дать новое доказательство той привязанности, которую ты смолоду питаешь ко мне и моей философии, имей попечение о детях Метродора». Эти слова в очередной раз помогают нам убедиться в том, что Эпикур был очень жизнерадостным и умел заботиться о других.
Демокрит ставит нравственное достоинство человека в самую тесную зависимость от его умственного усовершенствования. Он считает, что нравственное достоинство человека определяется не только его поступками, но, прежде всего его внутренним состоянием. По его мнению, тот, кто поступает несправедливо, поистине несчастнее, нежели справедливо страдающий. Демокрит писал, что моральные принципы не даются от рождения, они прививаются в ходе воспитания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что люди становятся хорошими благодаря тренировке, а не природе. Демокрит полагал, что воспитание дает человеку возможность хорошо говорить, мыслить и делать.
Сократ считал, что некоторые нормы в обществе являются абсолютными и действительными для всех. Он верил в объективное добро. Для Сократа знать добро означает делать добро, знать самих себя - значит быть самим собой. По мнению Сократа, мораль сливается со знанием. Истинная нравственность, — знание того, что есть благое и прекрасное, и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Сократ полагал, что нравственность - это стремление осуществить идею добродетели, результатом же этой идеи должно быть достижение блага в жизни. Достичь же такого результата возможно лишь при помощи знаний и, главным образом, посредством опыта и наблюдения.
Платон, в своем диалоге «Государство», поставил вопрос о том, что же может побудить человека поступать справедливо, если несправедливый поступок в итоге оказывается безнаказанным. Платон считал, что существует общая идея добра, а отдельные добрые поступки — это лишь частные проявления этой идеи. Человек, который живет безнравственно, находится в состоянии внутреннего дисбаланса. Добродетельные же люди, напротив, наслаждаются душевным покоем, счастьем и расположением богов. Платон искренне верил в бессмертие души и полагал, что в будущей жизни добродетельных людей ждет большая награда. Особое
значение Платон придает религии, так как она весьма близко стоит к идее нравственности, добра и справедливости.
Проанализировав мнения философов, указанных выше, я пришла к выводу, что нравственность - это абстрактное понятие, и что каждый воспринимает ее по-своему. Она во все времена определяла суть разделения добра и зла, что есть хорошо, а что есть плохо. Наиболее близки мне по духу рассуждения Демокрита, поскольку я тоже считаю, что огромную роль в формировании нравственности играет именно воспитание. Воспитанность -это не только хорошие манеры и умение вести себя, оно является понятием социальным и подразумевает в себе «бережное отношение к окружающему миру». Воспитанный человек соблюдает все нормы морали и поведения в обществе, он уважает интересы других людей так же, как и свои. Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по совести, при этом опираясь на уже сформированные личностные ценности и понятия.
Нравственность особенно ярко проявляется в конкретных поступках. К сожалению, мы не всегда можем дать понятию словарное определение, но зато точно можем определить, правильно человек поступил или нет. А также можем решить для себя как бы повели себя сами в похожей ситуации.
Незаменимыми составляющими нравственной личности являются честь и долг. Нравственный человек - это гармонично образованная и воспитанная личность. Она на протяжении всей своей жизни продолжает развивать и воспитывать себя сама, взвешивает решения перед тем, как совершить той или иной поступок, постоянно анализирует свои действия, умеет признавать и, по возможности, исправлять свои ошибки.
Также к нравственности можно отнести такие качества, как доброта, честность, доброжелательность, милосердие, смелость, и скромность. Не все люди обладают этими качествами, но большинство можно охарактеризовать таким понятием, как «моральные». Поэтому меры определения уровня нравственности для всех различны. Исходя из этого можно сделать вывод, что каждому нужно воспитать в себе эти качества и не осуждать тех, кому это воспитание удается хуже. Когда каждый из нас начнет задумываться над своим поведением и отношением к окружающему миру, все вокруг станет гораздо лучше, и тогда нравственность будет иметь четкие принципы.
Список используемой литературы:
1.Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л.: Изд. ЛГЦ, 1980.
2.Философия. Четвертое издание, переработанное и дополненное. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Москва, 2010.
3. Философия. Учебник для бакалавров и специалистов. Е.Н. Пронина, Москва, 2011.