Научная статья на тему 'Понятие счастья в древнегреческой философии'

Понятие счастья в древнегреческой философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3066
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / ФИЛОСОФ / ДУША / ДОБРОДЕТЕЛИ / ЧЕЛОВЕК / УДОВОЛЬСТВИЕ / ДЕНЬГИ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ / РАЗВЛЕЧЕНИЕ / ГАРМОНИЯ / СПОКОЙСТВИЕ ДУШИ / HAPPINESS / PHILOSOPHER / SOUL / VIRTUES / PERSON / PLEASURE / MONEY / WELL-BEING / SATISFACTION / ENTERTAINMENT / HARMONY / PEACE OF MIND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маннапова Илюза, Шайхутдинова Илюза,

Данная статья посвящена раскрытию содержания понятия счастья в учениях древнегреческих мыслителей, а также выявлению специфики античного понимания данной категории. В работе приведены концепции ключевых философов, которые стремились осмыслить данное состояние человека, проанализированы учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и Марка Аврелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of happiness in ancient Greek philosophy

This article is devoted to the concept of happiness in ancient Greek philosophy and its importance in human life. The article presents the concepts of key philosophers who sought to give an accurate definition of this concept. The article analyzes the teachings of Democritus, Socrates and Plato, Aristotle, Epicurus, Marcus Aurelius.

Текст научной работы на тему «Понятие счастья в древнегреческой философии»

Понятие счастья в древнегреческой философии The concept of happiness in ancient Greek philosophy

Маннапова Илюза

Студент 1 курса, Институт Цифровых Технологий и Экономики ФГБОУ ВО «Казанский Государственный Энергетический Университет»

РФ, г. Казань e-mail: mmmmmmmi99@bk.ru

Mannapova Iluza

1st year student, Institute of Digital Technology and Economics KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY

Russia, Kazan e-mail: mmmmmmmi99@bk.ru

Шайхутдинова Илюза

Студент 1 курса, Институт Цифровых Технологий и Экономики ФГБОУ ВО «Казанский Государственный Энергетический Университет»

РФ, г. Казань e-mail: Iluza2000.I@yandex.ru

Shaikhytdinova Iluza

1st year student, Institute of Digital Technology and Economics KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY

Russia, Kazan e-mail: Iluza2000.I@yandex.ru

Научный руководитель Миннуллина Э. Б.

Доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой философии и медиакоммуникаций

e-mail: elinafil@mail.ru

Scientific adviser Minnullina E. B.

Doctor of philosophical science, assistant professor, Head Department of Philosophy and Media Communications

e-mail: elinafil@mail.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена раскрытию содержания понятия счастья в учениях древнегреческих мыслителей, а также выявлению специфики античного понимания данной категории. В работе приведены концепции ключевых философов, которые стремились осмыслить данное состояние человека, проанализированы учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и Марка Аврелия.

Annotation.

This article is devoted to the concept of happiness in ancient Greek philosophy and its importance in human life. The article presents the concepts of key philosophers who sought to give an accurate definition of this concept. The article analyzes the teachings of Democritus, Socrates and Plato, Aristotle, Epicurus, Marcus Aurelius.

Ключевые слова: счастье, философ, душа, добродетели, человек, удовольствие, деньги, благополучие, удовлетворение, развлечение, гармония, спокойствие души.

Key words: happiness, philosopher, soul, virtues, person, pleasure, money, well-being, satisfaction, entertainment, harmony, peace of mind.

Уже несколько тысячелетий люди стремятся осмыслить феномен счастья. Этот важный для человека вопрос, безусловно, актуален и сегодня, в философской этике он является ключевым. Человек двадцать первого века, как и в древности, думает о счастье, однако содержание категории наполняется иными ценностными составляющими, изменяются и подходы философов к рассмотрению данной проблемы. Счастье для каждого уникально, неповторимо, оно не имеет вкуса, запаха, однако заметить его не трудно. Для каждого это будет что -то своё, особенное, желаемое. Человек должен понимать, какой путь ему выбрать, и сделает ли это его счастливым. Почему кому-то для счастья нужно совсем мало, кто-то видит его в любви, понимании, уважении близких и друзей, а кто-то - в деньгах и удовольствии? Философия стремится дать ответы на эти вопросы, узреть общее в индивидуальном и эксплицировать понятие счастья. Цель исследования - рассмотреть данное понятие в античных философских учениях, проанализировать, сравнить мысли древнегреческих философов и выделить особенности первых трактовок счастья.

Одним из первых философов, сказавшим о счастье, был Демокрит. Согласно его взглядам: «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость». Он настаивал на том, что необходимо сдерживать страсти, культивировать скромность и что «свиноподобны те люди, которые стремятся к роскоши» [1, с. 82]. Счастье, по словам Демокрита, это особенное состояние души, для которого характерны хорошее настроение, баланс, гармония, симметрия, бесстрашие, уравновешенность. Философ очень точно усмотрел ценность счастья в мудрости: ведь зачем стремиться к деньгам и роскоши, когда у тебя всё хорошо, ты честен, и в твоей жизни всё гармонично. Да, возможно бывают такие случаи, когда человеку не хватает денег, но это всего лишь временные трудности, которые можно пережить.

Сократ, так же, как и Демокрит, считал, что источник счастья находится не в теле, а в душе человека, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутреннего удовлетворения. Сократ ценил не жизнь саму по себе, а жизнь добродетельную. Мудрец посвятил свою жизнь поиску ответа на вопрос о наиболее достойной жизни и высшем благе. Человек счастлив, когда его душа упорядочена и добродетельна. «Лишь добродетельный человек счастлив. Неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда» [2, с. 21]. По его представлениям, счастье невозможно без свободы. Когда человек свободен и имеет душевный покой, он не может страдать ни в жизни, ни в смерти, потому что в жизни человека есть только физические страдания, которые могут причинить ему враги или обстоятельства. В этом случае мучение испытывает только тело, а не душа, которая является бестелесной.

Ещё одним философом, раскрывавшим понятие счастья и осмыслившим его возможности, стал ученик Сократа Платон. Он разделял интеллектуальную традицию Сократа и развивал мысли учителя, уподобляя духовную добродетель гармонично организованной душе, в которой здравый смысл руководит страстями. Философ считал, что счастье состоит из рациональных желаний и безопасности тела, удачи в деле, доброй славы, богатства и других средств к жизни [3, с. 163]. В «идеальном государстве» Платона люди должны быть счастливы, потому что каждый занимает в обществе то место, которого он заслуживает по природе своей души, философы и стражи (воины) полностью обеспечены, не обременены семьями и детьми, а ремесленники и земледельцы имеют свою собственность и семьи в обмен на питание и обеспечение всего общества [4]. Если Демокрит видел счастье во внутренней удовлетворенности жизнью, то для Сократа и Платона искомым требованием счастливой жизни является господство высших благ.

Для Аристотеля источником счастья является «деятельность души в полноте добродетели», которая приносит человеку радость и моральное удовлетворение, так как высшее благо есть и счастье, и цель. Он считал, что счастье раскрывается в общественных делах, а не развлечениях и бессмысленном времяпровождении. Ставя

234

выше всех добродетелей (мужества, умеренности, щедрости, правдивости, дружелюбия) разумную мудрость, Аристотель полагал, что для счастья необходимы как полнота добродетели, так и достаток внешних благ. «Внешние блага необходимы для счастья, потому что невозможно или сложно делать хорошие поступки без средств» [5, с. 80]. Таким образом, в понимании Стагирита, совершенная цель состоит в деятельности - тогда человек, живущий добродетельно, может быть счастлив и достичь высшего блага.

Если Аристотель полагал, что счастье как высшее благо связано с наукой об управлении государством, то философ эпохи эллинизма Эпикур, напротив, мыслил, что счастье человека - в спокойствии души, уравновешенности и наслаждении, которые предполагают отстранение от политической суеты. «Благополучие и счастье - не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих (всему) пределы, назначенные природой» [6, с. 7]. Он утверждал, что счастье зависит от воли, оно достижимо: всё, что необходимо человеку, доступно; оно состоит в отсутствии боли, освобождении от суеверий и страха перед богами и смертью. Человеку не нужны никакие внешние блага или деньги, он может существовать и жить без них. Именно страх является главным препятствием на пути к человеческому счастью. Философ пытался убедить своих учеников в том, что не нужно бояться ни богов, ни смерти: «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

С точки зрения стоиков, основой для достижения счастья являются добродетели. Если человек выбирает путь добродетели, подчиняется судьбе, подавляя свои влечения, и занимается совершенствованием внутреннего мира, то он достигает свободы и спокойствия, и тогда становится счастливым. Также они считали, что любой человек может найти счастье в самом себе, независимо от общества. Марк Аврелий писал, что благоденствие не зависит от людей, событий или перемен, а заключено в человеческой душе. «Куда бы я ни попал, я могу быть счастлив... Счастлив же тот, кто уготовил себе благую участь. Благая же участь - это благие склонности души, стремления, благие дела» [5, с. 92]. То есть, где бы человек не находился, он может быть счастлив, если обладает добродетелью и совершает добрые дела.

Итак, как было показано выше, счастье у философов связывалось с наличием добродетельных и интеллектуальных качеств в человеке: для Демокрита счастье заключалось в гармонии и спокойствии души, для Сократа - в высшей справедливости и интеллектуальных способностях человека, которые обусловливают нравственную жизнь, для Платона счастье - это определение своего места в процветающем справедливом обществе, которое человек занимает соответственно его способностям, для Аристотеля - высшее благо и добродетели, для Эпикура - отсутствие страха и спокойствии души, для Марка Аврелия - благая участь. Обобщив, мы можем установить следующие составляющие счастья в античном мировоззрении:

1. Добродетельность: тот, кто придерживается правильных взглядов и обладает достаточной свободой, для того чтобы совершать добрые поступки, является по-настоящему счастливым. Добродетель — это внутренняя потребность человека совершать добро не из-за того, что «так надо», а потому, что по-другому просто-напросто не можешь. К добродетели относят такие качества, как мудрость, альтруизм, доброту, благожелательность, честность, скромность и отзывчивость. Любое из этих чувств сделает человеку честь, все они воспеваются поэтами и писателями и к обладанию ими следует стремиться каждому из нас.

2. Спокойствие души: счастье проявляется в гармонии души и в слаженности с внешним миром, в отсутствии страданий. Многим добиться этого состояния очень сложно, поскольку приходится ежедневно переживать тревоги и сомнения. Для таких людей внутренняя гармония - непозволительная роскошь. Секрет достижения внутреннего баланса может быть постигнут каждым. Для этого достаточно понять, что все определяет наш собственный выбор, а не внешние факторы. Счастье - это внутреннее спокойствие, гармония и

235

умение радоваться жизни без страхов, когда человек понимает смысл каждой прожитой минуты, красоту окружающего мира, а не богатство и бессмысленные развлечения, которые рано или поздно закончатся. Не нужно искать свое счастье где-то далеко, оно находится в глубине души.

3. Высшее благо: благо - достижение конечной цели, для чего совершается деятельность. Почти все этические теории определяют высшее благо как сочетание добродетели и счастья. Поскольку моральность сама по себе может быть несчастной, а чувственное удовольствие остается эфемерным. Только счастье, приобретенное по заслугам, представляет собой чистое благо. Отсюда и благая участь - благие склонности души, поступки и стремления. Щедрость и готовность прийти на помощь делает человека счастливым. Избрать благую участь -значит придерживаться наиболее полезного для себя жизненного пути.

Таким образом, учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков, Марка Аврелия стали основой дальнейшего изучения понятия «счастье». Мыслители Древней Греции заложили фундамент европейской эвдемонистической интеллектуальной традиции, связав рассматриваемую категорию с деятельностью души.

Список используемой литературы:

1. Мотрошилова Н.В. Демокрит о человеке, его жизни и ценностях. /История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. - С.82-85.

2. Семенов Александр. Занимательная философия. - СПб.: Издательство Пальмира, 2015. - С.448.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Ред. тома и авт. вступ. ст. А.Ф.Лосев; Перевод М.Л. Гаспарова, - 2-е изд. - М.: Мысль, 1986. -С.571.

4. Платон. Государство. Переводчик: Егунов А.Н.Редактор: Дамте Давид Соломонович. М.: Академический проект, 2015 г. - С. 398.

5. Дубко, Е.Л. Идеал, справедливость, счастье / Дубко Е.Л., Титов В.А. - Москва: Изд-во МГУ, 1989. -

С.188.

6. Никоненко, С.С. Где искать счастье? / Никоненко. С. С. - Москва: Московский рабочий, 1971. -С.88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.