GS4 ЮРИДИЧЕСКИИ АРХИВ
'Qd
УДК 94(47)+323/324+349.3 ББК 63.3.(2)53
DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11058
ЗЛАТИНА Мария Александровна,
доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected], [email protected]
РОГУШИНА Людмила Геннадьевна,
доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
ФРУМЕНКОВА Татьяна Георгиевна,
доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ВОЙНЫ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1917 гг.)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 19-09-00128 А «Становление и развитие государственных и общественных благотворительных организаций в Российской империи в период военных потрясений
(XIX - нач. XX вв.)».
Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальной проблемы нормативно-правового регулирования процедуры ликвидации организаций помощи пострадавшим от боевых действий во время социальных катаклизмов (война, революция) в период Первой мировой войны до утверждения советской власти. На основе анализа законодательных актов, архивных документов и научной литературы по теме исследования авторы пришли к следующим выводам: в период Первой мировой войны существовали базовые нормативно-правовые акты, определявшие порядок ликвидации общественных и государственных организаций помощи пострадавшим от боевых действий. Однако они не были должным образом адаптированы и конкретно прописаны для сложных форс-мажорных ситуаций войны и революции. Временные правила об обществах и союзах, утвержденные 4 марта 1906 г., не предусматривали решения всех нюансов столь сложной, с учетом военного времени. процедуры. Лакуны в уставах и положениях об учреждении обществ, с одной стороны, давали возможность затягивать ликвидацию, а с другой - вынуждали тратить много времени на разрешение всех не предусмотренных ранее моментов.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, беженцы, Первая мировая война, общественные благотворительные организации, государственные учреждения помощи жертвам войны.
ZLATINA Maria Aleksandrovna,
Associate Professor of the Russian history, Herzen RSPU, St.-Petersburg
ROGUSHINA Liudmila Gennadievna,
Associate Professor of the Russian history, Herzen RSPU, St.-Petersburg
FRUMENKOVA Tatiana Georgievna,
Associate Professor of the Russian history, Herzen RSPU, St.-Petersburg
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE FOR THE LIQUIDATION OF ORGANIZATIONS AID TO THE VICTIMS OF WAR DURING THE PERIOD OF THE FIRST WORLD WAR (1914 - 1917)
Annotation. The article is devoted to the study of the actual problem of legal regulation of the procedure of liquidation of organizations of assistance to victims of hostilities during social cataclysms (war, revolution) in the period of the First world war before the establishment of Soviet power. Based on the analysis of legislative acts, archival documents and scientific literature on the subject of the study, the authors came to the following conclusions: during the First world war, there were basic normative legal acts that determined the procedure for the liquidation of public and state organizations to help victims of hostilities. However, they were not properly adapted and specifically prescribed for the complex force majeure situations of war and revolution. The provisional rules on societies and unions, approved on March 4, 1906, did not provide for the solution of all the nuances of such a complex procedure taking into account wartime. Gaps in the charters and regulations on the establishment of companies, on the one hand, made it possible to delay the liquidation, and on the other - forced to spend a lot of time to resolve all the issues not previously provided for.
Key words: legal acts, refugees, the First World War, public charities, state institutions of assistance to victims of war.
Для периода Первой мировой войны, как и для других столь же масштабных войн, было характерно появление значительного числа пострадавших от боевых действий. Начиная от непосредственных участников сражений (раненые воины), заканчивая мирным населением страны (беженцы, семьи убитых и раненых воинов, семьи запасных, призванных на военную службу и пр.). Для оказания помощи жертвам войны, численность которых день ото дня росла в геометрической прогрессии, в срочном порядке переформатировались уже действовавшие на тот момент благотворительные организации, а также спешно создавались новые государственные и общественные комитеты содействия пострадавшим.
В российской и зарубежной историографии активно изучается обзорная история создания и деятельности различных учреждений подобного профиля, а также исследуются частные случаи работы отдельных филантропических организаций. Однако авторы всех этих научных трудов основной акцент делают именно на самой деятельности данных учреждений, реже, но останавливают внимание на истории их открытия. Однако нередко упускается из виду не менее важная проблема: насколько было продумано и успешно реализовано правовое регулирование процедуры ликвидации в условиях военных и революционных потрясений организаций данного типа, так в соответствующих нормативных актах был предусмотрен порядок отчетности и передачи имущества расформировывавшихся учреждений помощи жертвам войны, прописаны условия, при которых закрывались подобные организации.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
В работах А.Н. Курцева, посвященных обзору истории беженского движения в период Первой мировой войны, упоминается только о ликвидации весной 1917 г. по решению Временного правительства должности фронтовых и тыловых главноуполномоченных по устройству беженцев. Обозначается официальная причина прекращения их деятельности: они дублировали прямые контакты местных органов с центральными беженскими учреждениями, сообщается, что имущество было передано Земгору [12, с. 107]. Но никаких подробностей о самой процедуре ликвидации и передаче материалов не сообщается. Нет сведений и о других примерах закрытия учреждений помощи жертвам войны в период с 1914 по 1917 г.
В диссертации А.Н. Грицаевой упоминается без каких-нибудь деталей только о ликвидации Земско-городского отдела по устройству беженцев, просуществовавшего до декабря 1916 г. [5, с. 163].
В диссертации Д.Г. Цовяна [28, с. 113, 114] также сообщается лишь о самоликвидации в начале 1917 г. объединенного отдела по устройству беженцев ВЗС и ВСГ как результата распрей внутри руководства Союзов и взаимных претензий с правительственными органами. Никаких подробностей самоликвидации или иных случаев расформирования организаций помощи жертвам войны сведений не представлено. Указывается лишь, что после Февральской революции отделы по устройству беженцев ВЗС и ВГС уже не вели такой интенсивной работы и вскоре, как и все городское и земское самоуправление, были упразднены.
И.Б. Белова [3, с. 41-47] пишет о ликвидации организаций помощи жертвам войны, но только
применительно к 1918 г. и последующему периоду, когда советское правительство стало упразднять прежние учреждения подобного типа, заменяя их новыми, своими.
Российские и зарубежные исследователи, специализирующиеся на изучении истории оказания помощи различным национальным и конфессиональным группам в период Первой мировой войны [1; 2; 11; 30; 31], обращаются к проблемам правового регулирования, но только процесса открытия и деятельности подобных учреждений или положения лиц, пострадавших от войны. Если и затрагивается вопрос упразднения, например, в диссертации В.С. Утгоф [27], то, опять же, применительно к советскому периоду.
В западноевропейской и американской историографии, например, в работе английского историка П. Гэтрелла [29], рассматривается вопрос об открытии и деятельности организаций помощи пострадавшим от боевых действий в Российской Империи в годы Первой мировой войны, но не заостряется внимание на нормативно-правовой составляющей и не говорится о ликвидации каких-либо из учреждений подобного типа.
В контексте данной проблематики следует отметить научные труды, посвященные именно законодательному аспекту в области благотворительной деятельности, однако такие работы, как правило, преимущественно затрагивают период либо до начала ХХ в., либо до Первой мировой войны.
Так, например, в статье С.П. Вольф [4, с. 92-100] обзорно рассматривается проблема становления и развития благотворительного законодательства в Российской Империи, но больший акцент сделан на периодах царствования Петра I, Екатерины II и на XIX в. Применительно к началу ХХ в. упоминается важный нормативно-правовой акт: Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г., но без подробностей о применении его, тем более, в период Первой мировой войны.
Значительный вклад в изучение проблемы правового регламентирования процедуры открытия и детальности благотворительных организаций начала ХХ в. внесла А.С. Туманова. Однако в её работах либо не охватывается период Первой мировой войны [23, с. 82-86; 22 с. 344-355], либо не упоминаются проблемы, связанные с процедурой ликвидации учреждений подобного профиля (хотя сами факты подобных случаев приводятся, но без должных подробностей) [24].
В работах Г.Н. Ульяновой [25, с. 17-32] и А.Р. Соколова [21, с. 137-154] поднимается проблема правого регулирования деятельности благотворительных организаций, в т.ч. по оказанию помощи
жертвам войны, но доводится изучение этого вопроса только до начала Первой мировой войны.
В защищенной в 2020 г. диссертации Н.Г. Семионкиной «Правовое регулирование общественного призрения и благотворительности в Российской империи» [22] также не затрагивается период после 1907 г.
Таким образом, в российской и зарубежной историографии при сохраняющейся высокой научной и общественной актуальности исследований по истории организации помощи нуждающемуся населению, в т.ч. с позиции её нормативно-правового регулирования, нередко упускается из виду не менее важный аспект. Проблема правового регулирования процедуры ликвидации организаций помощи жертвам войны во время социальных катаклизмов (война, революция), включая период Первой мировой до утверждения советской власти.
К нормативно-правовым актам, регламентировавшим процедуру создания, ликвидации и саму деятельность общественных и государственных организаций помощи жертвам войны в России в период 1914-1917 гг., можно отнести, во-первых, Временные правила об обществах и союзах, утвержденные 4 марта 1906 г. [14].
В них были прописаны в общих чертах условия, при которых центральные и местные отделения государственных и общественных организаций, в т.ч. помощи страждущим, могли быть закрыты по распоряжению министра внутренних дел или главноуправляющих отдельной частью (ч. 1, ст. 3, 11, 12), а также местными органами власти по принадлежности (ч. 1, ст. 13-16, 33, 35-40). Но при этом, согласно ст. 21, для утверждаемого устава организации не было отмечено в качестве обязательного элемента наличие пункта об условиях самоупразднения учреждения. В отличие от правил о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий, где подобная позиция была обозначена как обязательная (ч. 2, ст. 11, п. М.). При этом имелась ст. 29, в которой отчасти прописывалось определение правообладателя имущества ликвидируемой организации. Таким образом, с одной стороны, был в наличии известный правовой регулятор процедуры расформирования государственных и общественных организаций помощи нуждающимся. С другой - он был определен только для ситуации, при которой расформирование происходило по инициативе органов власти, кроме того, не все нюансы этой процедуры были учтены и прописаны. Так же необходимо иметь в виду, что в законе, по понятным причинам, не были предусмотрены особые условия деятельно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
сти организаций подобного типа в период войны и изменений политического строя.
Во-вторых, уставы обществ, положения и Наказы, утверждавшиеся министерством внутренних дел (или иным органом власти по принадлежности) и определявшие регламент работы каждого отдельно взятого учреждения. В них как раз и должны были бы быть прописаны механизмы ликвидации данных организаций (при каких условиях, кем принимается решение, кому передается оставшееся имущество, сроки процедуры ликвидации и пр.). Однако далеко не всегда в подобных актах присутствовали и были продуманы и зафиксированы все необходимые в данном случае позиции. Например, в уставе латышского благотворительного общества «Родина» (Дзимтене) в ст. 18 применительно к вопросу об условиях ликвидации организации и её отделов сообщается лишь о том, что данное решение может быть рассмотрено только в Общих собраниях при наличии одной второй состава и быть утверждено двумя третями голосов присутствующих [26, с. 7]. Все остальные аспекты этой сложной процедуры не учтены. Что, с одной стороны, логично, т.к. все эти пункты предполагалось, видимо, решать на Общих собраниях во время самой ликвидации, с другой - это предвосхищало сложности в принятии соответствующих решений в сам момент расформирования. Устав же Центрального еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) подробно сообщал, судьбу каких материалов и активов и кто будет решать в случае закрытия общества и ликвидации его дел. Но не было точно определено, при каких условиях, как и кем будет приниматься решение о саморасформировании учреждения [18, л. 8-12об.]. Подобные примеры отсутствия тех или иных четко прописанных элементов в механизме процедуры расформирования общественных благотворительных организаций были характерны для большинства уставов подобных учреждений.
В Положении об учреждении Комитета вел. кнж. Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий [16, с. 212, 213], как и в Наказах главноуполномо-ченным по устройству беженцев на фронте [15, с. 7, 8], внутри империи [13, с. 2-5] вообще не рассматривался вопрос о прекращении деятельности ими и созданными под их эгидой организациями. Понятно, что в данном случае судьбу общественно-государственных и государственных учреждений помощи жертвам войны решали бы органы власти по принадлежности, но, опять же, даже не было намечено изначального правового регулирования всех нюансов данной процедуры для столь специфичных организаций, порожденных военным временем.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
Все вышеперечисленные моменты отнюдь не облегчали впоследствии работу по расформированию общественных и государственных учреждений подобного типа.
Наконец, Положение об обеспечении нужд беженцев [17, с. 2423-2426]. В нем напрямую никак не затрагивалась проблема расформирования каких-либо организаций содействия жертвам войны. Но именно в созданном согласно данному законодательному акту учреждении - Особом совещании по устройству беженцев - нередко обсуждались и разрешались вопросы о прекращении деятельности того или иного общественного или государственного комитета помощи пострадавшим от боевых действий (с последующим их утверждением в МВД и правительстве). Хотя, повторимся, никаких статей, фиксирующих данную функцию Особого совещания по устройству беженцев в Положении от 30 августа 1915 г., напрямую прописано не было. Подобные вопросы выносились на обсуждении в Совещании в порядке применения ст. 8, 9, 13 п. 8, 14, 17 Положения об обеспечении нужд беженцев.
При изучении проблемы правового регулирования процедуры ликвидации организаций помощи жертвам войны введем следующую классификацию учреждений данного типа, чью деятельность решено было остановить, а их самих расформировать. Во-первых, общественные благотворительные организации, самоликвидировавшиеся в связи с изменившимися политико-правовыми условиями деятельности или обнаружением отсутствия необходимости дальнейшей работы (снижение количества нуждающихся в помощи, появление организаций с дублирующими функциями и пр.). Во-вторых, благотворительные организации, расформированные по распоряжению органов власти в связи неисполнением ими своих функций, заявленных в уставе, неэффективностью деятельности или обнаружением в их работе иных, противозаконных деяний. В-третьих, государственные или общественно-государственные комитеты помощи пострадавшим от войны, ликвидированные по решению властей из-за изменившейся политической ситуации в стране. В-четвертых, упомянутые в третьем пункте учреждения, которые упразднялись правительством как неосу-ществившие или плохо исполнившие поставленные перед ними задачи.
В качестве примера организации первого типа можно привести Консультацию присяжных поверенных по оказанию юридической помощи неимущим евреям Петрограда. В описи фонда № 1547 РГИА, в котором хранятся материалы данного образования, ошибочно заявлено, что она была упразднена Указом Временного правительства от 20 марта 1917 г. На самом деле решение о
её судьбе было принято сначала на заседаниях Бюро консультации, а затем на Общих собраниях учреждения. Именно 20 марта 1917 г. состоялось заседание Бюро, на котором был поднят вопрос о дальнейшей судьбе консультации, надо ли сохранять её в изменившемся для евреев политико-правовых положений [19, л. 33-35 об.]. Принятое Временным правительством 20 марта 1917 г. Постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений, т.е. законов, которые были предметом рассмотрения Консультации и которые когда-то породили потребность в создании подобного учреждения, минимизировало необходимость дальнейшего функционирования данной организации. Но при открытии Консультации не было предусмотрено, при каких условиях она будет закрыта, а кроме того, она была создана до начала Первой мировой войны (в 1908 г.) и до учреждения новых комитетов помощи жертвам войны, и не было понятно и кому передавать в случае ликвидации ее дела. Вследствие этого обсуждение судьбы Консультации и выбор ее правопреемника растянулись на несколько месяцев. Лишь в мае 1917 г. в Бюро и на Общем собрании Консультации было принято решение поручить «Бюро произвести ликвидацию дел. Передать все имеющиеся материалы в Юридический отдел ЕКОПО. Так же было высказано пожелание, чтобы данный Юридический отдел привлек в свой состав всех членов Бюро, не состоявших на тот момент членами ЕКОПО» [19, л. 21 об -22].
Примером учреждения второго типа может послужить ситуация, сложившаяся вокруг Гродненского губернского обывательского комитета. Его работа подверглась критике на заседании Комиссии по распределению кредитов при Особом совещании по устройству беженцев [6, л. 623 об. - 624]. В результате дополнительной проверки комитет был обвинен в нецелевом расходовании средств, которые преимущественно тратились на сотрудников организации, а не на помощь пострадавшим от военных действий, и неисполнении функций, заявленных в уставе общества. В итоге, Особое совещание по устройству беженцев приняло решение прекратить впредь до производства ревизии Гродненского обывательского комитета его работу и выделение ему ассигнований от каких-либо учреждений, снабжавших его средствами [6, л. 623 об.]. После долгих разбирательств названный комитет был закрыт в январе 1917 г. по распоряжению министра внутренних дел [8, л. 55 об.]. Однако его ликвидация и передача дел и материалов затянулась вплоть до сентября 1917 г. [8, л. 86-86 об.]. Таким образом, даже при выявленных нарушениях в деятельности общественных организаций помощи жертвам войны, их упразднение, в т.ч. ввиду отсутствия
четко прописанного в нормативных актах механизма расформирования учреждений подобного особого типа в условиях социальных катаклизмов (войны и революции), занимало немало времени и сопровождалось спорами о том, кому передать оставшееся имущество.
В качестве примера организации третьего типа можно привести частично удавшуюся попытку расформирования Комитета Ее императорского высочества вел. кнж. Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий (Татьянинский комитет) в марте 1917 г. Под предлогом свершившейся Февральской революции на Особом совещании по устройству беженцев был поднят вопрос о ликвидации Татьянинского комитета как организации, имеющей отношение к императорской фамилии. После длительных прений, занявших несколько месяцев, комитет сохранили, но он потерял свое прежнее название, став Всероссийским комитетом для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Он утратил ряд своих прежних функций, финансовую независимость и возможность получать дополнительные денежные средства из казны, пользуясь особым статусом общественно-государственной организации [10].
К учреждениям четвертого типа можно отнести ликвидацию «Северопомощи» и «Югобе-женца», а также упразднение по решению Временного правительства должности фронтовых и тыловых главноуполномоченных по устройству беженцев. Формально деятельность главноупол-номоченных фронтов была прекращена в связи с тем, что задача, поставленная перед ними, была признана выполненной [7, л. 694 об. - 695]. На самом деле на заседаниях Особого совещания неоднократно звучала критика в адрес деятельности, например, С.И. Зубчанинова, главноуполно-моченного Северо-Западного фронта, и находящегося в его ведении Главного управления по устройству беженцев Северо-Западного фронта («Северопомощь»). В ходе процедуры расформирования вышеозначенного учреждения был выявлен ряд совершенных преступных деяний, не всплывших ранее, т.к. речь шла о государственной организации. Но и в данном случае процесс ликвидации затянулся, в т.ч. потому, что отсутствовали нормативные документы, определявшие, как проводить процедуру и кому именно передавать дела и остававшиеся материалы и активы «Северопомощи» [9].
Подводя итог, можно констатировать, что в период Первой мировой войны были в наличии базовые нормативно-правовые акты, определяющие порядок ликвидации общественных и государственных организаций помощи пострадавшим
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
от боевых действий. Но они не были должным образом адаптированы и в достаточной мере конкретно и четко прописаны для сложных форс-мажорных ситуаций войны и революции. Временные правила об обществах и союзах, утвержденные 4 марта 1906 г., не предусматривали решения всех нюансов столь сложной с учетом военного времени процедуры. Лакуны в уставах и положениях об учреждении обществ, с одной стороны, давали возможность затягивать ликвидацию, а с другой -вынуждали тратить много времени на разрешение всех не предусмотренных ранее моментов.
Список литературы:
[1] Арутюнян А.А. Первая мировая война и армянские беженцы (1914-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Ереван, 1989. - 214 с.
[2] Бартеле Т., Шалда В. Латышские беженцы в Петрограде. 1915-1920 // Россия и Балтия. Вып. 5: Войны, революции и общество. - М., 2008. - С. 8-112.
[3] Белова И.Б. Вынужденные мигранты: беженцы и военнопленные Первой мировой войны в России. 1914 - 1925 гг. (По материалам центральных губерний Европейской России): дис. ... д-ра ист. наук. Брянский государственный ун-т им. акад. И.Г. Петровского. - Брянск, 2015. - 461 с.
[4] Вольф С.П. Благотворительное законодательство в Российской империи: камень преткновения или прочная основа для развития благотворительности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - № 1 (17). - С. 92-100.
[5] Грицаева А.Н. Благотворительность в России в годы первой мировой войны (1914 - февраль 1917 г.): опыт помощи пострадавшим от военных действий: дис. ... канд. ист. наук. - М., 2008. - 289 с.
[6] Дело с черновыми журналами комиссии по распределению кредитов, отпускаемых на нужды беженцев ... Ч. 1 // РГИА. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 2.
[7] Дело с черновыми журналами Особого совещания по устройству беженцев. Ч. 1 // РГИА. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 3.
[8] Дело с черновыми журналами Особого совещания по устройству беженцев. Ч. 2 // РГИА. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 9.
[9] Златина М.А. Деятельность Особого совещания по устройству беженцев по организации ликвидации учреждений помощи жертвам войны (март-сентябрь 1917 г.) // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды: сб. науч. ст. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. -С. 115-121.
[10] Златина М.А. Обсуждение дальнейшей деятельности Татьянинского комитета на заседа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
ниях Особого совещания по устройству беженцев (март - апрель 1917 года) // Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды: сб. науч. ст. -СПб.: Издательство «ЭлекСис», 2019. - С. 89-95.
[11] Златина М.А. Проблема еврейского беженства в России в период Первой мировой войны (июль 1914 - зима 1915/1916 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2010. - 25 с.
[12] Курцев А.Н. Беженцы первой мировой войны в России (1914-1917) // Вопросы истории.
- 1999. - № 8. - С. 98-113.
[13] Наказ Главноуполномоченным по устройству беженцев внутри Империи, утвержденный МВД 29 октября 1915 года // Законы и распоряжения о беженцах. - М., 1916. Вып. II. С. 2-5.
[14] О временных правилах об обществах и союзах: Именной Высочайший указ 4 марта 1906 г. // ПСЗ - 3. Т 26. № 27479; Собрание узаконений.
- 1906. - 7 марта. - Отд. I. - Ст. 308.
[15] Об утверждении Наказа Главноуполно-моченным по устройству беженцев Северо-Западного и Юго-Западного фронтов // Законы и распоряжения о беженцах. - М., 1916. - Вып. 1. - С. 7, 8.
[16] Положение о Комитете вел. кнж. Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий // Высочайшие законы, указы и распоряжения военного времени. - Пг.: Изд-во «Н.К. Мартынов», 1915. - С. 212, 213.
[17] Положение об обеспечении нужд беженцев. 30 августа 1915 г. № 1842 // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. - Пг., 1915.
- Отд. 1. - С. 2423-2426.
[18] Проект устава Центрального еврейского общества помощи жертвам войны. // ГА РФ. Ф. 9458. Оп. 1. Д. 155.
[19] Протоколы заседаний Бюро и Общего собрания Консультации о деятельности за 19161917. Ликвидация консультации // РГИА. Ф. 1547. Оп. 1. Д. 60.
[20] Семионкина Н.Г. Правовое регулирование общественного призрения и благотворительности в Российской Империи: дис. ... канд. юрид. наук. - Белгород, 2019. - 133 с.
[21] Соколов А.Р. Роль Министерства внутренних дел в развитии российской благотворительности // Правоведение. - 2005. - № 5. - С. 137-154.
[22] Туманова А.С. Временные правила об обществах и союзах 4 марта 1906 г. и особенности их реализации в Западном крае // Псторыя i сучас-насць: беларуская дзяржаунасць ва усходнееура-пейсмм цыв^зацыйным кантэксце: зборшк наву-ковых прац, прысвечаных 90-годдзю з дня нараджэння прафесара I. А. Юхо. - Мшск, 2012. -
С. 344-355. Код доступа: https://elib.bsu.by/ handle/123456789/34006.
[23] Туманова А.С. Законодательство об общественных организациях России в начале XX в. // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 82-86.
[24] Туманова А.С. Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 -февраль 1917 г.). - М.: РОССПЭН, 2014. - 326 с.
[25] Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в Российской империи. XIX -начало ХХ века // Отечественная история. - 2005. - № 6. - С. 17-32.
[26] Устав общества вспомоществования Родина («Дзимтене»). - Пг.: Тип. «Орбита» Торговый дома Смирнов-Дмитриев, Кристинин и Ко., 1915. - 8 с.
[27] Утгоф В.С. Белорусские беженцы Первой мировой войны в 1914-1922: дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2003. - 183 с.
[28] Цовян Д.Г. Деятельность государственных органов и общественных организаций по оказанию помощи беженцам в годы Первой мировой войны. 1914-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - М., 2005. - 216 с.
[29] Gatrell P.A. Whole Empire Walking: Refugees in Russia during World War I. - Bloomington, Indiana, 1999. - 317 р.
[30] Жванко Л.М. Перша свпюва вшна: бiженцi в УкраМ (1914-1918 рр.): автореф. ... д-ра ют. наук. - Харш, 2013. - 40 с.
[31] Лапановiч С.Ф. Дзейнасць дзяржауных i грамадсмх аргаызацый па аказанн дапамоп у Беларус у гады Першай сусветнай вайны (1914-кастрычшк 1917 г.). - Мшск: Академiя МУС, 2010. -126 с.
Spisok literatury:
[1] Arutyunyan A.A. Pervaya mirovaya vojna i armyanskie bezhency (1914-1917 gg.): dis. ... kand. ist. nauk. - Erevan, 1989. - 214 s.
[2] Bartele T., Shalda V. Latyshskie bezhency v Petrograde. 1915-1920 // Rossiya i Baltiya. Vyp. 5: Vojny, revolyucii i obshchestvo. - M., 2008. - S. 8-112.
[3] Belova I.B. Vynuzhdennye migranty: bezhency i voennoplennye Pervoj mirovoj vojny v Rossii. 1914 - 1925 gg. (Po materialam central'nyh gubernij Evropejskoj Rossii): dis. ... d-ra ist. nauk. Bryanskij gosudarstvennyj un-t im. akad. I.G. Petrovskogo. -Bryansk, 2015. - 461 s.
[4] Vol'f S.P. Blagotvoritel'noe zakonodatel'stvo v Rossijskoj imperii: kamen' pretknoveniya ili prochnaya osnova dlya razvitiya blagotvoritel'nosti // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. - 2016. - № 1 (17). - S. 92-100.
[5] Gricaeva A.N. Blagotvoritel'nost' v Rossii v gody pervoj mirovoj vojny (1914 - fevral' 1917 g.):
opyt pomoshchi postradavshim ot voennyh dejstvij: dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2008. - 289 s.
[6] Delo s chernovymi zhurnalami komissii po raspredeleniyu kreditov, otpuskaemyh na nuzhdy bezhencev ... Ch. 1 // RGIA. F. 1322. Op. 1. D. 2.
[7] Delo s chernovymi zhurnalami Osobogo soveshchaniya po ustrojstvu bezhencev. Ch. 1 // RGIA. F. 1322. Op. 1. D. 3.
[8] Delo s chernovymi zhurnalami Osobogo soveshchaniya po ustrojstvu bezhencev. Ch. 2 // RGIA. F. 1322. Op. 1. D. 9.
[9] Zlatina M.A. Deyatel'nost' Osobogo sovesh-chaniya po ustrojstvu bezhencev po organizacii likvi-dacii uchrezhdenij pomoshchi zhertvam vojny (mart-sentyabr' 1917 g.) // Revolyuciya 1917 goda v Rossii: novye podhody i vzglyady: sb. nauch. st. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2020. - S. 115-121.
[10] Zlatina M.A. Obsuzhdenie dal'nejshej deyatel'nosti Tat'yaninskogo komiteta na zasedani-yah Osobogo soveshchaniya po ustrojstvu bez-hencev (mart - aprel' 1917 goda) // Revolyuciya 1917 goda v Rossii: novye podhody i vzglyady: sb. nauch. st. - SPb.: Izdatel'stvo «ElekSis», 2019. - S. 89-95.
[11] Zlatina M.A. Problema evrejskogo bezhen-stva v Rossii v period Pervoj mirovoj vojny (iyul' 1914
- zima 1915/1916 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk.
- SPb., 2010. - 25 s.
[12] Kurcev A.N. Bezhency pervoj mirovoj vojny v Rossii (1914-1917) // Voprosy istorii. - 1999. - № 8. - S. 98-113.
[13] Nakaz Glavnoupolnomochennym po ustrojstvu bezhencev vnutri Imperii, utverzhdennyj MVD 29 oktyabrya 1915 goda // Zakony i rasporyazheniya o bezhencah. - M., 1916. Vyp. II. S. 2-5.
[14] O vremennyh pravilah ob obshchestvah i soyuzah: Imennoj Vysochajshij ukaz 4 marta 1906 g. // PSZ - 3. T 26. № 27479; Sobranie uzakonenij. -1906. - 7 marta. - Otd. I. - St. 308.
[15] Ob utverzhdenii Nakaza Glavnoupolnomo-chennym po ustrojstvu bezhencev Severo-Zapad-nogo i Yugo-Zapadnogo frontov // Zakony i rasporyazheniya o bezhencah. - M., 1916. - Vyp. 1. - S. 7, 8.
[16] Polozhenie o Komitete vel. knzh. Tat'yany Nikolaevny dlya okazaniya vremennoj pomoshchi postradavshim ot voennyh bedstvij // Vysochajshie zakony, ukazy i rasporyazheniya voennogo vremeni.
- Pg.: Izd-vo «N.K. Martynov», 1915. - S. 212, 213.
[17] Polozhenie ob obespechenii nuzhd bezhencev. 30 avgusta 1915 g. № 1842 // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Pravitel'stva, izdavaemoe pri Pravitel'stvuyushchem Senate. - Pg., 1915. - Otd. 1. - S.2423-2426.
[18] Proekt ustava Central'nogo evrejskogo obshchestva pomoshchi zhertvam vojny. // GA RF. F. 9458. Op. 1. D. 155.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020
[19] Protokoly zasedanij Byuro i Obshchego sobraniya Konsul'tacii o deyatel'nosti za 1916-1917. Likvidaciya konsul'tacii // RGIA. F. 1547. Op. 1. D. 60.
[20] Semionkina N.G. Pravovoe regulirovanie obshchestvennogo prizreniya i blagotvoritel'nosti v Rossijskoj Imperii: dis. ... kand. yurid. nauk. - Belgorod, 2019. - 133 s.
[21] Sokolov A.R. Rol' Ministerstva vnutrennih del v razvitii rossijskoj blagotvoritel'nosti // Pravove-denie. - 2005. - № 5. - S. 137-154.
[22] Tumanova A.S. Vremennye pravila ob obshchestvah i soyuzah 4 marta 1906 g. i osoben-nosti ih realizacii v Zapadnom krae // Gistoryya i suchasnasc': belaruskaya dzyarzhaynasc' va ysk-hodneeyrapejskim cyvilizacyjnym kanteksce: zbornik navukovyh prac, prysvechanyh 90-goddzyu z dnya naradzhennya prafesara I. A. Yuho. - Minsk, 2012. -S. 344-355. Kod dostupa: https://elib.bsu.by/han-dle/123456789/34006.
[23] Tumanova A.S. Zakonodatel'stvo ob obsh-chestvennyh organizaciyah Rossii v nachale XX v. // Gosudarstvo i pravo. - 2003. - № 8. - S. 82-86.
[24] Tumanova A.S. Obshchestvennye organ-izacii Rossii v gody Pervoj mirovoj vojny (1914 - fevral' 1917 g.). - M.: ROSSPEN, 2014. - 326 s.
[25] Ul'yanova G.N. Zakonodatel'stvo o blagotvoritel'nosti v Rossijskoj imperii. XIX - nachalo HH veka // Otechestvennaya istoriya. - 2005. - № 6. - S. 17-32.
[26] Ustav obshchestva vspomoshchestvo-vaniya Rodina («Dzimtene»). - Pg.: Tip. «Orbita» Tor-govyj doma Smirnov-Dmitriev, Kristinin i Ko., 1915. -8 s.
[27] Utgof V.S. Belorusskie bezhency Pervoj mirovoj vojny v 1914-1922: dis. ... kand. ist. nauk. -SPb., 2003. - 183 s.
[28] Covyan D.G. Deyatel'nost' gosudarstven-nyh organov i obshchestvennyh organizacij po oka-zaniyu pomoshchi bezhencam v gody Pervoj mirovoj vojny. 1914-1917 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2005. - 216 s.
[29] Gatrell P.A. Whole Empire Walking: Refugees in Russia during World War I. - Bloomington, Indiana, 1999. - 317 r.
[30] Zhvanko L.M. Persha svitova vijna: bizhenci v Ukraini (1914-1918 rr.): avtoref. ... d-ra ist. nauk. -Harkiv, 2013. - 40 s.
[31] Lapanovich S.F. Dzejnasc' dzyarzhaynyh i gramadskih arganizacyj pa akazanni dapamogi u Belarusi y gady Pershaj susvetnaj vajny (1914-kas-trychnik 1917 g.). - Minsk: Akademiya MUS, 2010. -126 s.
4
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020