18. GARK. F.64. Op.1. D.1050. Ob otkaze Bahchisarajskoj Dumoj raznym licam v ustupke gorodskoj zemli po postrojku, 1901 g., 4 l.
19. GARK. F.64. Op.1. D.1163. Ob ustupke bahchisarajskomu meshchaninu Georgiyu Konstantinovichu Kateli gorodskoj zemli v prihode EHrmeni-Maale g. Bahchisaraya pod postrojku, 1l.
20. GARK. F.64. Op.1. D.727. Ob ustupke gorodskoj zemli pod postrojku v prihodah: Koz-oglu-Kry Useinu Asan-oglu, EHski-YUrt Umeru Ali-oglu i YAni-Maale Adzhi Osmanu Ibraim-oglu, a takzhe ob otkaze zemli pod postrojku Kadyru Abdul' Kerim-oglu, 1894-1895 gg., 11 l.
21. GARK. F.64. Op.1. D.776. Ob otkaze raznym licam k ustupke gorodskoj zemli pod postrojku Domnikii Ivanovoj, Evdokii Machukati, Mustafa Kurt Amet-oglu, Alekseyu Oksyuzu Bakirdyani i Muzhdaba Mustafa-oglu, 1895 g., 8 l.
22. GARK. F.64. Op.1. D.639. Ob otvode v prihode EHrmeni-Maale bliz kladbishcha gorodskogo mesta 20 kv. sazh. provizoru apteki Vladislavu Gostkovskomu dlya ustrojstva lednika, 1892-93, 8 l.
23. GARK. F.64. Op.1. D.730. O priobretenii gorodom ot vdovy Iriny YAkovlevny SHembelevoj doma s dvorom v prihode EHrmeni-Maale gor.Bahchisaraya, 1894 g., 2l.
24. GARK. F.64. Op.1. D.908. O perekhode gorodu doma s dvorom v slobodke posle bezdetno umershih Efima i zheny ego Sofi Tumakovyh za ne yavkoj naslednikov v techenii 10 let, 1897-98 gg., 5 l.
25. Dombrovskij F.M. Istoriko-statisticheskij ocherk g. Bahchisaraya // Novorosijskij kalendar'. - Odessa: v gorodskoj tipografii, 1848. - S. 380-396.
26. Nikol'skij P.V. Bahchisaraj. Kul'turno-istoricheskie ehkskursii. - Simferopol': izdanie Krymohrisa, 1924. - 62 s.
27. GARK. F.64. Op.1. D.358. Ob ispravlenii dvuh fontanov sostoyashchih v prihode EHrmeni-Maale i Adzhi-Kokej goroda Bahchisaraya, 1885-87 gg., 7 l.
28. GARK. F.64. Op.1. D.1115. O nazvanii ulicy Slobodki Kazanskoyu, 1902, 2 l.
ОСМАНОВ ЭЛЬВИЗ ЭДЕМОВИЧ - преподаватель кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета. Россия, Симферополь.
OSMANOV, ELVIS E. - teacher of ^air of History of Crimean Engineering and Pedagogic University. Russia, Simferopol.
УДК 94( 100)« 1914/19»
БАГДАСАРЯН А.О.
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ХОДЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: Первая мировая война, эвакуация население, беженцы, Российская империя, государственные органы, благотворительные организации.
В статье представлен обзор организации и деятельности создававшихся во время Первой мировой войны в Российской империи органов государственной власти, ответственных за эвакуацию населения и прием беженцев. На основе широкого документального и архивного материала того периода рассмотрены особенности и условия взаимодействия этих органов с различного рода благотворительными общественными организациями, возникшими уже в ходе войны. Показано, что потребности координации деятельности всех государственных и добровольческих организаций и повышения эффективности мероприятий, осуществлявшихся для помощи беженцам, обусловили необходимость создания при Министерстве внутренних дел специального органа - Особого Совещания по устройству беженцев. Принятие единого нормативного акта и формирование иерархии органов, осуществляющих эвакуацию населения, позволили выработать единые принципы организации всех видов помощи беженцам.
BAGDASARYAN, A.O.
TO THE QUESTION ON INTERACTION OF STATE AUTHORITIES AND GENERAL PUBLIC IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE EVACUATION OF THE POPULATION IN THE YEARS OF THE FIRST
WORLD WAR
Keywords: First World War, evacuation of population, refugees, Russian Empire, state authorities, charitable organizations.
In the article provides an overview of the organization and activity of state authorities responsible for the evacuation of the population and the reception of refugees that were created during the First World War in the Russian Empire. On the basis of the broad documentary and archival materials of that period, it viewed the peculiarities and conditions of interaction of these authorities with various kind of charitable public organizations, which arose already during the war. It is shown that the need to coordinate the activity of all state and voluntary organizations and improve the effectiveness of events implemented to help refugees, was necessitated the creation of a special authority under the Ministry of Internal Affairs - the Special Meeting on the Establishment of Refugees. The adoption of a single normative act and the formation of a hierarchy of authorities carrying out the evacuation of the population made it possible to work out unified principles of organizing all types of assistance to refugees.
Современные вооруженные конфликты, даже локального характера, отличаются высокой интенсивностью боевых действий и приводят к таким гуманитарным катастрофам, как беженство. При этом вызванные боевыми действиями миграционные процессы представляют собой социальное бедствие не только для воюющих сторон, но и для приграничных и других стран, куда направляются потоки беженцев. Так, к примеру, в последнее время в России в результате вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины вынуждены были столкнуться с проблемой приема и размещения большого количества беженцев. Только в 2014 г., по различным сведениям, в Российскую Федерацию прибыло от 730 тысяч до 1,3 миллиона беженцев, которые были размещены в 44 регионах страны [1, с.80]. В дальнейшем также нельзя исключать, что в случае возникновения даже небольшого пограничного или локального вооруженного конфликта на границах России, страна вынуждена будет решать новые вопросы принятия беженцев, либо даже эвакуации собственного населения. В данном контексте интересно рассмотреть опыт деятельности государственных органов власти Российской империи по организации эвакомероприятий и приему беженцев годы Первой мировой войны.
Масштаб и интенсивность ведения боевых действий, а также проводимая военным командованием стран Центральных держав политика устрашения мирного населения оккупированных территорий, впервые в истории поставили перед российским руководством задачу по столь масштабной эвакуации населения.
Стоит отметить, что в Российской Империи еще до войны прорабатывались вопросы эвакуации из приграничной полосы государственных учреждений и их служащих вместе с членами семей, готовилась соответствующая нормативная база. Так, к началу войны для гродненского губернатора руководством по эвакуации служили «Временные правила по эвакуации населения и имущества в случае войны», разработанные командованием Виленского военного округа в конце 1912 года. В июле 1914 г. Генеральный штаб разработал ряд новых правил и положений по эвакуации [2, с. 118].
С началом войны этот вопрос стал прорабатываться более усиленно. 20 августа (3 сентября) 1914 г. Советом Министров было утверждено Временное положение о вывозе за счет средств казны, по военным обстоятельствам, государственного имущества, правительственных учреждений, служащих и их семейств. Согласно этому Положению, вывозу из прифронтовых районов, а точнее эвакуации, подлежали следующие категории населения: лица, состоящие на службе Правительства, то есть различного рода чиновники, включая священнослужителей, и члены их семей, а также прислуга. При необходимости эвакуации подлежали воспитанники интернатов или иных закрытых учебных заведений. Решение о начале их эвакуации принимали командующие округами, главнокомандующие фронтами, командующие флотами или коменданты крепостей [3, с. 19, 120, 123].
Однако этот закон предусматривал только эвакуацию государственных служащих и их семейств [4, с.14, 16]. Остальные категории населения при планировании эвакуации не учитывались. Вопросами их вывоза из прифронтовых районов, а также оказания им всесторонней помощи стали заниматься различные благотворительные общественные организации, созданные уже в ходе войны. Основную работу в этой области проводил образованный 14 сентября 1914 г. Комитет Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий -Татьянинский Комитет. Деятельность Комитета охватывала широкий спектр вопросов: оказание беженцам единовременной материальной помощи, содействие отправлению на родину или на место постоянного жительства, трудоустройство и т.п. [5, с. 48]. Однако само Положение о нем не регулировало процесс эвакуации населения и проблемы, которые возникали при этом [6, с.232].
Таким образом, вопрос эвакуации населения из прифронтовых территорий в начале войны не был решен. Наиболее остро он встал в 1915 г.
Наступление германских и австро-венгерских войск и проводимая в ходе отступления русской армии политика отселения населения, вызвали во второй половине 1915 г. бегство
миллионов беженцев из прифронтовых западных районов Российской Империи, что обусловило необходимость решения проблемы беженства и эвакуации населения из регионов, оказавшихся перед угрозой оккупации.
Стоит отметить, что в годы Первой мировой войны были предприняты первые попытки систематизации и осмысления эвакуационных мероприятий, проведения периодизации процесса эвакуации населения и т.д. Многие выработанные в это время положения актуальны и для современных историков. Практическое решение задач эвакуации при этом было возложено на Министерство внутренних дел, которое в этих целях образовало в конце июля - начале августа 1915 г. институт Главноуполномоченных по устройству беженцев при фронтах. Для непосредственного выполнения эвакомероприятий при Главноуполномоченных были образованы государственные организации «Северопомощь» на Северо-Западном и «Югобеженец» - на Юго-Западном фронте [7, с. 120, 141]. Вскоре, по аналогии с Северо-Западным и Юго-Западным фронтами, было определено должностное лицо по эвакуации беженцев на Кавказском фронте [8, л.л. 169-169 об.].
Главноуполномоченные по устройству беженцев определяли порядок выселения с прифронтовых территорий, направления и способы транспортировки беженцев на новые места жительства вглубь империи, были обязаны обеспечивать беженцев продовольствием, медицинской и ветеринарной помощью и т.д. [9, с. 30].
В помощь главноуполномоченным были учреждены для каждой губернии, прилегавшей к Юго-Западному и Северо-Западному фронтам, особоуполномоченные районов фронтов, которые должны были стать основными координаторами передвижения эвакуируемого населения на местах. При них образовывались канцелярии и назначались помощники. На местах также работал институт уполномоченных. Помимо этого, были введены должности наблюдающих за движением беженцев [10].
При самом главноуполномоченном по устройству беженцев на фронте образовывались специальные комитеты из представителей земских, городских, сословных и других обществ, а также комитеты из правительственных чиновников [11, с.47].
Так как в России выполнение эвакуационных мероприятий в таких масштабах проводилось впервые, то к моменту начала беженского движения отсутствовала необходимая нормативная база, которая бы регулировала все эти процессы. Поэтому, в целях достижения единых принципов при осуществлении эвакуации населения, в стране был разработан Закон об обеспечении нужд беженцев. 30 августа 1915 г. было утверждено Положение об обеспечении нужд беженцев [12, с. 63]. Данным законом были определены основные принципы организации эвакуации населения и обеспечения беженцев. Так, согласно Положению, беженцами признавались лица, оставившие местности, угрожаемые неприятелем, или им уже занятые, либо выселенные распоряжением военных или гражданских властей из района военных действий, а также выходцы из враждебных России государств. Заботы по обеспечению беженцев возлагались на Министра внутренних дел, главноуполномоченных по устройству беженцев, губернаторов и градоначальников, на земские учреждения и городские общественные управления и на местные комитеты.
Для обсуждения объединения всех мер по обеспечению нужд беженцев, а также для контроля за их выполнением при МВД было организовано Особое Совещание по устройству беженцев, в состав которого вошли представители Государственной Думы и Государственного Совета, ряда министерств (военного, иностранных дел, финансов, народного просвещения, путей сообщения, торговли и промышленности), а также главного управления землеустройства и земледелия, управления наместника Его Императорского Величества на Кавказе, Комитета великой кн. Татьяны Николаевны, Общества Красного Креста, Всероссийского земского и городского союзов, различных национальных комитетов, главноуполномоченные по устройству беженцев. Председателем Совещания был Министр внутренних дел [13].
Таким образом, при Министерстве внутренних дел был образован специальный орган, который осуществлял координацию деятельности всех государственных и добровольческих
организаций и наблюдение за выполнением мероприятий помощи беженцам. Положение о беженцах устанавливало вертикаль власти: министр внутренних дел -главноуполномоченные по устройству беженцев - губернаторы и градоначальники - земские и городские управы - местные комитеты [6, с. 233].
Принятие единого нормативного акта и формирование иерархии органов, осуществляющих эвакуацию населения, позволили выработать единые принципы организации всех видов помощи беженцам. Были определены следующие виды обеспечения эвакуируемого населения: продовольственное обеспечение, квартирное довольствие, перевозка беженцев, оборудование бань, врачебно-санитарная помощь, вещевое обеспечение, трудовая помощь, удовлетворение духовных нужд (содержание школ и т.п.) [14].
При осуществлении эвакуации населения Главноуполномоченные по устройству беженцев выполняли свои обязанности при активном взаимодействии с Красным Крестом, земскими, городскими и другими общественными учреждениями, частными благотворительными обществами. Губернские и местные власти, правительственные и общественные учреждения обязаны были оказывать им содействие [15, с.8].
Большинство общественных учреждений и организаций приняли самое активное участие в организации помощи беженцам и в проведении эвакуации. По сведениям Всероссийского городского союза, в 1916 г. число беженских организаций в стране достигло примерно 1200. Из них 35 % составляли земско-городские объединения, 36 % -национальные комитеты, 13 % - отделения Татьянинского комитета, 10 % - разномастные общества и их отделения, 2 % - комитеты духовного ведомства [16, с. 123]. Не осталось в стороне и Российское общество Красного Креста. В конце июня 1915 г. по приказу главнокомандующего фронта и Начальника санитарной и эвакуационной части на Красный Крест были возложены задачи помощи беженцам: питание и борьба с заразными болезнями [8, л. 98].
Летом 1915 г. основным способом «эвакуации» гражданского населения в ближние губернии выступали гужевые перевозки. Власти формировали беженские обозы во главе с «проводниками» из местного духовенства, сельской администрации и т.д., которые получали брошюры с указанием местности, куда следовало эвакуироваться, и описанием всего маршрута следования. На главных грунтовых дорогах «были устроены для беженцев питательные пункты, на которых они получали горячую пищу», «детям еще молоко и белый хлеб», запас продуктов «сухим пайком» для питания в пути и фураж для скота. Заболевшим оказывали медицинскую помощь, а «семьям с маленькими детьми и старикам» предоставляли ночлег на пункте или в соседних избах крестьян.
С осени 1915 г. вывоз беженцев в тыловые районы происходил в основном по железным дорогам, главным образом так называемыми «маршрутными поездами» с прямой доставкой до пункта назначения. Уже в октябре действовало 200 таких поездов. Каждый вмещал более тысячи человек с вещами. У станций западных губерний были собраны транзитные обозы и, чтобы ускорить вывоз, организована скупка у беженцев лошадей с повозками и прочего скота [17, с.134-135].
На пути к железнодорожным станциям, где были оборудованы пункты отправления поездами, устраивались питательно-санитарные пункты на расстоянии не далее 25 верст друг от друга. На питательно-санитарных пунктах были оборудованы специальные помещения для здоровых, бараки для больных, изоляционные помещения для заразных. Здесь же заготавливались подводы для детей, женщин, стариков. Беженцы отправлялись партиями не более 1000 человек с расчетом, чтобы на станциях не скапливалось количество людей, превышающих пропускную способность железной дороги. На всем пути следования беженцев сопровождало специально командированное должностное лицо, а на конечном пункте их встречали организации, ответственные за размещение беженцев [18].
С целью упорядочивания деятельности по устройству эвакуируемого населения страна была разделена на двенадцать районов [19, с.44]. Эти районы включали в себя
несколько губерний. Для объединения усилий местной власти, правительственных и общественных учреждений, а также частных организаций и лиц, которые помогали беженцам, в этих районах были введены должности главноуполномоченных по устройству беженцев внутри империи [6, с.234]. На эти должности были назначены губернаторы и высшие должностные лица из эвакуируемых губерний (Таблица 1)
Таблица 1
Районы деятельности уполномоченных по устройству беженцев и эвакуируемого населения внутри Империи [7, с. 404].
Район размещения беженцев Губернии, входящие в район Уполномоченные по устройству беженцев
I. Архангельская, Вологодская, Вятская губернии Сувалкский губернатор Н.Н. Купреянов
II. Олонецкая, Тверская, Новгородская губернии президент Варшавы А.А. Миллер
III. Ярославская, Костромская губернии Варшавский губернатор П.П. Стремухов
IV. Владимирская, Рязанская губернии Ломжинский губернатор С.П. Папудогло
V. Тамбовская, Пензенская губернии Люблинский губернатор И.И. Стерлигов
VI. Курская, Воронежская губернии, область Войска Донского Ковенский губернатор Н.Д. Грязев
VII. Казанская, Симбирская, Нижегородская губернии Холмский губернатор Б.Д. Кашкаров
VIII. Калужская, Орловская, Тульская губернии и.д. Келецкого губернатора В.В. Лигин
IX. Харьковская, Полтавская, Черниговская губернии и.д. Калишского губернатора Н.А. Толмачёв
X. Самарская, Уфимская, Пермская губернии Плоцкий губернатор А.И. Фуллон
XI. Астраханская, Саратовская губернии Петроковский губернатор М.Э. Ячевский
XII. Оренбургская, Симбирская губернии Варшавский обер-полицмейстер генерал-майор П.П. Мейер
Помимо губерний Европейской части России часть населения эвакуировалась на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток [20, с. 278].
Основная тяжесть по перевозке, размещению и содержанию беженцев легла на плечи губернских и местных властей, на территориях которых они были расселены. Это было связано с тем, что губернаторы занимали главенствующее положение в беженском деле. Будучи верховными представителями МВД на местах, они фактически являлись там главными координаторами оказания помощи беженцам. Между тем, непосредственное попечение о них было предоставлено органам местного самоуправления — земствам и городским думам, которым разрешалось создавать особые комитеты с участием местных деятелей и беженцев для руководства работой по обустройству беженцев [21, с. 52]. Например, в Смоленской губернии в июле 1915 года был образован Соединенный Комитет членов Губернских Комитетов Земского и Городского союзов и представителей Смоленского Городского бюро помощи беженцам. При нем были образованы комиссии: квартирная (по обеспечению оседающих беженцев помещениями), питательная (по вопросам довольствия), санитарно-медицинская (по приисканию труда беженцам) [4, с.9].
В сентябре 1915 г. был создан Объединенный отдел Всероссийского земского союза и Всероссийского городского союза по устройству беженцев, просуществовавший до конца 1916 г. В его состав входили статистический, юридический, медико-санитарный подотделы,
подотдел питательных пунктов, проводников, эвакуационный подотдел и подотдел помощи детям - беженцам [22, с. 443].
Однако не все главы губернских или местных органов с энтузиазмом отнеслись к вопросу выполнения мероприятий по оказанию помощи эвакуируемому населению. Многими губернскими и местными должностными лицами отмечалось, что беженцы дестабилизировали социальную обстановку во внутренних губерниях, отказывались работать, тунеядствовали. Кроме того, они являлись источником болезней и эпидемий [23, с. 14,25].
Отдельной проблемой стало использование трудовых ресурсов эвакуируемого населения. Силами объединенного отдела о беженцах Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов в сентябре 1915 г. было создано Всероссийское бюро труда. Это учреждение было призвано содействовать выяснению и упорядочению спроса и предложения труда беженцев. Всероссийское бюро труда изначально проектировалось как центр, объединяющий все областные и местные организации, причастные к трудоустройству беженцев. В 1915 г. Всероссийское бюро труда наладило связи с более чем 140 бюро труда в 56 городах [24, с. 112].
Таким образом, к концу 1915 г. в Российской империи были сформированы основные органы управления, ответственные за эвакуацию населения, его размещения и всестороннего обеспечения. Несмотря на то, что к этому времени в связи со стабилизацией линии фронта волна беженского движения спала, в России действовала система эвакуации населения, которая в случае возникновения необходимости могла своевременно осуществить вывоз населения из угрожаемых районов. Работа по совершенствованию организации эвакуации населения продолжалось, велась системно и последовательно (уточнялись маршруты эвакуации, подготавливались дороги, по которым можно было бы в короткий срок вывезти жителей, как это делалось к примеру, в Ревеле[25] и т.д.).
Несмотря на то, что в 1915-1916 гг. была сформирована четкая система государственных органов по эвакуации населения, революционные события 1917 г. существенно повлияли на ее работу. Весной 1917 г. Временное правительство ликвидировало должности фронтовых и тыловых главноуполномоченных по устройству беженцев - на том основании, что их деятельность свелась преимущественно к посредническим функциям и дублировала прямые контакты местных органов с центральными беженскими учреждениями; имущество фронтовых управлений перешло к Земгору. Эта ликвидация, как и попытки упразднить Татьянинский комитет, а также игнорирование новым руководством страны решений Особого совещания по устройству беженцев во многом объяснялись давним их соперничеством с Всероссийскими земским и городским союзами, претендовавшими встать во главе беженского дела в центре и на местах.
С февраля по октябрь 1917 г. делались попытки «демократизировать» и «советизировать» беженское дело: появились местные беженские советы, прошли два всероссийских съезда беженцев, был учрежден Всероссийский союз беженцев. Однако практической отдачи эти политические акции не дали [26, с.98-113].
Таким образом, в годы Первой мировой войны в Российской империи был накоплен богатый опыт по эвакуации населения и размещению беженцев. Была создана соответствующая нормативно-паровая база и определены структуры, ответственные за проведение эвакомероприятий. Организация эвакуации населения находилось в ведении Министерства внутренних дел, в составе которого было создано Особое совещание по устройству беженцев. В него входили представители Государственной Думы и Государственного совета, различных министерств, общественных организаций и Всероссийского Городского и Земского союзов. Непосредственно данную работу на фронтах выполняли специальные должностные лица - Глановуполномоченные, особоуполномоченные и уполномоченные по устройству беженцев, активно взаимодействующие с военным командованием и губернскими и местными властями. За размещение и оказание всесторонней помощи беженцам отвечали главы губерний и
специальные лица - главноуполномоченные по устройству беженцев внутри империи. Они оказывали различную помощь по предоставлению жилья эвакуируемому населению, их трудоустройству, выплату им пособий, продовольственному и иному обеспечению.
Следует признать, что полученный в годы Первой мировой войны опыт по эвакуации населения и приему беженцев сохраняет свою актуальность и в наши дни.
Литература и источники:
1. Попова А.Р., Тимофеева Т.С. Проблема переселения беженцев из Украины: социальные и экономические последствия для России. // Фундаментальные исследования. - 2015. - №11. - Ч.1. - С. 179-184.
2. Белова И.Б. Вынужденные мигранты: беженцы и военнопленные Первой мировой войны в России. 1914-1925 гг. - М.: АИРО-XXI, 2014. - 432 с.
3. Памятная книжка Комитета ее императорского высочества великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий: (издана к 3 мая 1915 года): приложения к памятной книжке... / Комит. по оказанию врем. помощи пострадавшим от воен. бедствий. - Пг., 1915.
4. Журналы Чрезвычайного Смоленского Губернского Земского Собрания заседаний: 10 - 11 сентября 1915 г. -Смоленск: Электро-Типо-Литография Я.Н. Подземского, 1915.
5. БахуринЮ. Татьянинский комитет. 1914-1917. // Старый Цейхгауз. - 2013. - № 2 (52). - С. 48-52.
6. Жванко Л.Н. Правовые аспекты беженства Первой мировой войны в Российской Империи. // Первая мировая война - пролог XX века. Материалы международной научной конференции, 8-10 сентября 2014 г. Ч. II. / отв. ред. Е.Ю. Сергеев. - М.: ИВИ РАН, 2015. - С.231-235.
7. Белова И.Б. Вынужденные мигранты: беженцы и военнопленные Первой мировой войны в России. 1914-1925 гг. (По материалам центральных губерний Европейской России). Дисс. ... докт. ист. наук. - Брянск: БГУ им. Академика И.Г. Петровского, 2014. - 461 с.
8. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2018. Оп. 1. Д.48.
9. Утгоф В.С. Белорусские беженцы Первой мировой войны в 1914-1922 гг. Дисс ... канд. ист. наук. - СПб., 2003. - 183 с.
10. РГВИА Ф. 14388. Оп.1 Д. 1. Л. 1об.
11. Хасин В.В. Миграционные процессы в Российской империи в Первую мировую войну: По документам Нижнего Поволжья. Дисс. ... канд. ист. наук. Саратов, 2009. - 189 с.
12. Букалова С.В. Роль местного самоуправления в организации помощи беженцам в годы I мировой войны. // Петербургский исторический журнал. - 2016. - №3. - С.61-79.
13. Югобеженец. - 1915. - 9 ноября. - №2. - С.1-2.
14. ЦГИА СПб. Ф. 261. Оп. 1. Д. 149. Л.Л. 10-17.
15. Законы и распоряжения о беженцах. Вып. 1. / изд. Юрид. отд. Глав. комит. Всерос. союза городов. - 2-е изд., доп. - М., 1916.
16. Суржикова Н.В. Проблема беженцев в конфликтах и компромиссах властей и общественности России в годы Первой Мировой войны (по материалам периодической печати). // Вестник Пермского университета. История. - 2016. - № 1(32). - С. 122-133.
17. Курцев А.Н. Беженство. // Россия и Первая мировая война (Материалы Международного научного коллоквиума). - СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1999. - С. 134-135.
18. Югобеженец, 1915. - 1 ноября. - № 1. - С. 1.
19. Цовян Д.Г. Деятельность государственных органов и общественных организаций по оказанию помощи беженцам в годы первой мировой войны. 1914-1917 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2005. - 216 с.
20. Нам И.В. Численность и национальный состав беженцев в Сибири в годы Первой Мировой войны. // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. IV научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Сборник научных трудов. Кн. II - Барнаул, 2003. - С. 276-279.
21. Туманова А.С. Организационно-правовое обеспечение беженства в годы Первой мировой войны // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». - 2013. - №1(11). - С.50-58.
22. Букалова С.В. Роль местного самоуправления в помощи беженцам (по материалам Орловской губернии). // Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1915 год: доклады и выступления участников V Международной научно-практической конференции. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2016. - С. 440-446.
23. Журнал Чрезвычайного Екатеринославского губернского Земского собрания 15-го сентября 1915 года. -Екатеринослав: Типография Губернского Земства, 1915.
24. Туманова А.С. Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1817 г.). -М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 327 с.
25. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 949. Оп. 1. Д. 89. Л.Л. 62-62 об., 61 об., 168-169 об.
26. Курцев А.Н. Беженцы первой мировой войны в России. // Вопросы истории. 1999. - № 8. - С. 98-113.
References and Sources
1. Popova A.R., Timofeeva T.S. Problema pereseleniya bezhencev iz Ukrainy: social'nye i ehkonomicheskie posledstviya dlya Rossii. // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - №11. - CH.1. - S.179-184.
2. Belova I.B. Vynuzhdennye migranty: bezhency i voennoplennye Pervoj mirovoj vojny v Rossii. 1914-1925 gg. - M.: AIRO-XXI, 2014. - 432 s.
3. Pamyatnaya knizhka Komiteta ee imperatorskogo vysochestva velikoj knyazhny Tatiany Nikolaevny dlya okazaniya vremennoj pomoshchi postradavshim ot voennyh bedstvij: (izdana k 3 maya 1915 goda): prilozheniya k pamyatnoj knizhke... / Komit. po okazaniyu vrem. pomoshchi postradavshim ot voen. bedstvij. - Pg., 1915.
4. ZHurnaly CHrezvychajnogo Smolenskogo Gubernskogo Zemskogo Sobraniya zasedanij: 10 - 11 sentyabrya 1915 g. - Smolensk: EHlektro-Tipo-Litografiya YA.N. Podzemskogo, 1915.
5. Bahurin YU. Tat'yaninskij komitet. 1914-1917. // Staryj Cejhgauz. - 2013. - № 2 (52). - S. 48-52.
6. ZHvanko L.N. Pravovye aspekty bezhenstva Pervoj mirovoj vojny v Rossijskoj Imperii. // Pervaya mirovaya vojna - prolog XX veka. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 8-10 sentyabrya 2014 g. CH. II. / otv. red. E.YU. Sergeev. - M.: IVI RAN, 2015. - S.231-235.
7. Belova I.B. Vynuzhdennye migranty: bezhency i voennoplennye Pervoj mirovoj vojny v Rossii. 1914-1925 gg. (Po materialam central'nyh gubernij Evropejskoj Rossii). Diss. ... dokt. ist. nauk. - Bryansk: BGU im. Akademika I.G. Petrovskogo, 2014. - 461 s.
8. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv (RGVIA). F. 2018. Op. 1. D.48.
9. Utgof V.S. Belorusskie bezhency Pervoj mirovoj vojny v 1914-1922 gg. Diss ... kand. ist. nauk. - SPb., 2003. - 183 s.
10. RGVIA F. 14388. Op.1 D. 1. L. 1ob.
11. Hasin V.V. Migracionnye processy v Rossijskoj imperii v Pervuyu mirovuyu vojnu: Po dokumentam Nizhnego Povolzh'ya. Diss. ... kand. ist. nauk. Saratov, 2009. - 189 s.
12. Bukalova S.V. Rol' mestnogo samoupravleniya v organizacii pomoshchi bezhencam v gody I mirovoj vojny. // Peterburgskij istoricheskij zhurnal. - 2016. - №3. - S.61-79.
13. YUgobezhenec. - 1915. - 9 noyabrya. - №2. - S.1-2.
14. CGIA SPb. F. 261. Op. 1. D. 149. L.L. 10-17.
15. Zakony i rasporyazheniya o bezhencah. Vyp. 1./ izd. Yurid. otd. Glav. komit. Vseros. soyuza gorodov. - 2-e izd., dop. - M., 1916.
16. Surzhikova N.V. Problema bezhencev v konfliktah i kompromissah vlastej i obshchestvennosti Rossii v gody Pervoj Mirovoj vojny (po materialam periodicheskoj pechati). // Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. - 2016. - № 1(32). - S. 122-133.
17. Kurcev A.N. Bezhenstvo. // Rossiya i Pervaya mirovaya vojna (Materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo kollokviuma). - SPb.: Izdatel'stvo «Dmitrij Bulanin», 1999. - S. 134-135.
18. YUgobezhenec, 1915. - 1 noyabrya. - № 1. - S. 1.
19. Covyan D.G. Deyatel'nost' gosudarstvennyh organov i obshchestvennyh organizacij po okazaniyu pomoshchi bezhencam v gody pervoj mirovoj vojny. 1914-1917 gg. Diss. ... kand. ist. nauk. - M., 2005. - 216 s.
20. Nam I.V. CHislennost' i nacional'nyj sostav bezhencev v Sibiri v gody Pervoj Mirovoj vojny. // Istoricheskij opyt hozyajstvennogo i kul'turnogo osvoeniya Zapadnoj Sibiri. IV nauchnye chteniya pamyati professora A.P. Borodavkina: Sbornik nauchnyh trudov. Kn. II - Barnaul, 2003. - S. 276-279.
21. Tumanova A.S. Organizacionno-pravovoe obespechenie bezhenstva v gody Pervoj mirovoj vojny // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». - 2013. - №1(11). - S.50-58.
22. Bukalova S.V. Rol' mestnogo samoupravleniya v pomoshchi bezhencam (po materialam Orlovskoj gubernii). // Pervaya mirovaya vojna: vzglyad spustya stoletie. 1915 god: doklady i vystupleniya uchastnikov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M.: Izd-vo MNEHPU, 2016. - S. 440-446.
23. ZHurnal CHrezvychajnogo Ekaterinoslavskogo gubernskogo Zemskogo sobraniya 15-go sentyabrya 1915 goda. - Ekaterinoslav: Tipografiya Gubernskogo Zemstva, 1915.
24. Tumanova A.S. Obshchestvennye organizacii Rossii v gody Pervoj mirovoj vojny (1914 - fevral' 1817 g.). - M.: Politicheskaya ehnciklopediya, 2014. - 327 s.
25. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-morskogo flota (RGA VMF). F. 949. Op. 1. D. 89. L.L. 62-62 ob., 61 ob., 168-169 ob.
26. Kurcev A.N. Bezhency pervoj mirovoj vojny v Rossii. // Voprosy istorii. 1999. - № 8. - S. 98-113.
БАГДАСАРЯН АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - кандидат исторических наук, начальник отдела ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».
BAGDASARYAN, ARTEM - Ph.D. in History, Head of the Department Russian Agency for Disaster and Emergency Management ([email protected])
УДК 94(47+57) «1917/1991»
ЯХУТЛЬ Ю.А.
КАЗАЧЕСТВО И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 1920-Х ГОДОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДОНА И КУБАНИ)
Ключевые слова: казак, Дон, Кубань, новая экономическая политика, земельный вопрос, аренда земли, власть и общество.
Переход к новой экономической политике, как средство и метод выхода из экономического кризиса, означал, с одной стороны, возможность сохранения ряда устоявшихся хозяйственно-экономических отношений, а с другой -возможность использовать механизмы, характерные для рыночной экономики. Крестьянство получило право выбора между хозяйственным прогрессированием или же ограниченностью самопотребления и удовлетворения собственных нужд. В этих условиях, с учетом принятых законов о земле, возникает вопрос: так боролись ли крестьяне за землю, или их интересовало еще что-то в системе советской власти? Показано, что решение земельного вопроса в интересах большинства сельского населения в период новой экономической политики было сопряжено с проблемами обеспеченности сельскохозяйственным инвентарем, наличия