Научная статья на тему 'Проблема незаконного оборота наркотических и других психоактивных средств и возможные пути ее ослабления'

Проблема незаконного оборота наркотических и других психоактивных средств и возможные пути ее ослабления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2176
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ТЯЖКИЕ И ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИНСТИТУТ ДЕПОРТАЦИИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕВЕНЦИЯ / CRIMINAL LIABILITY / ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS / GRAVE AND PARTICULARLY GRAVE CRIMES / INSTITUTE OF DEPORTATION / TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / LEGAL CULTURE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Билык Г. М.

Введение: анализируется наркотическая ситуация в стране, отмечается отсутствие тенденции уменьшения внешней наркотической угрозы, активное использование транснациональной организованной преступностью миграционных процессов. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых главное место принадлежит диалектическому методу. В статье также используются общенаучные и частнонаучные методы исследования. Результаты: акцентируется внимание на низкой эффективности предупредительного воздействия российского законодательства, полицейских мер, низкой правовой культуре студенческой и мной молодежи. Подчеркивается, что необходимо использовать опыт тех стран, которые успешно используют возможности института депортации. Выводы: предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты, полнее использовать предлагаемые новеллы в превентивных целях. Обращается внимание на использование современных технологий, биометрических данных и необходимость расширения круга информации Единого банка данных о незаконном обороте наркотических средств, что позволит исключать возможность повторного пересечения границы лицами, привлекавшимися ранее к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Билык Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLICIT TRAFFIC IN NARCOTIC DRUGS AND OTHER DRUGS AND POSSIBLE WAYS OF ITS WEAKENING

Introduction: analysis of drug situation in the country, there is no reduction in external narcotic threats, transnational organized crime, migration processes. Methods: a methodological basis of this study is a set of methods of scientific knowledge, among which the leading ranks of the dialectical method. The article also use the General and private scientific research methods. Results: the focus is on the low efficiency of the preventive effects of the Russian legislation, policing, low legal culture of students and other young people. Underlines that it is necessary to use the experience of some other countries that successfully use the possibilities of the Institute of deportation. Conclusions: it is proposed to make amendments in some legislative acts, to use more fully the proposed innovations in the preventive purposes. Attention is drawn to the use of modern technology, biometric data and the need to expand the circle of Unified information database on illicit trafficking in narcotic drugs, which will exclude the possibility of re-crossing the border by persons previously attracted to criminal responsibility for illegal circulation of narcotic drugs, psychotropic substances, committing grave and especially grave crimes.

Текст научной работы на тему «Проблема незаконного оборота наркотических и других психоактивных средств и возможные пути ее ослабления»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 2(24)

V. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС, КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 349.2(09)

ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ ОСЛАБЛЕНИЯ

Г.М. Билык

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]

Аннотация: Введение: анализируется наркотическая ситуация в стране, отмечается отсутствие тенденции уменьшения внешней наркотической угрозы, активное использование транснациональной организованной преступностью миграционных процессов. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых главное место принадлежит диалектическому методу. В статье также используются общенаучные и частнонаучные методы исследования. Результаты: акцентируется внимание на низкой эффективности предупредительного воздействия российского законодательства, полицейских мер, низкой правовой культуре студенческой и мной молодежи. Подчеркивается, что необходимо использовать опыт тех стран, которые успешно используют возможности института депортации. Выводы: предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты, полнее использовать предлагаемые новеллы в превентивных целях. Обращается внимание на использование современных технологий, биометрических данных и необходимость расширения круга информации Единого банка данных о незаконном обороте наркотических средств, что позволит исключать возможность повторного пересечения границы лицами, привлекавшимися ранее к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Ключевые слова: уголовная ответственность; незаконный оборот наркотических средств; тяжкие и особо тяжкие преступления; институт депортации; транснациональная организованная преступность;

правовая культура; превенция

Введение

Резкое обострение наркотической ситуации в России совпало с окончанием ХХ века и достигло своего пика уже после разрушения Советского Союза, с последовавшим ослаблением основных государственных институтов, силовых структур, разрушением жесткой системы пограничного и таможенного контроля. А идея открытости, гласности рыночных отношений, интеграции в мировую экономику и надежды о неизбежности помощи Запада в развитии

© Билык Г.М., 2014

экономики, демократии, замены неэффективного собственника в лице государства, которые активно навязывались как панацея для всего общества, к сожалению, оказались иллюзорными. Рыночные отношения, как известно, изначально ориентированы на максимальное извлечение прибыли. А незаконный оборот наркотических средств и других психически активных веществ (ПАВ) в этих условиях позволяли при минимальных затратах получать колоссальную прибыль, составляющую, по оценкам специалистов, более 1000%. Искусственно созданная ситуация использована и использу-

ется транснациональной и российской организованной преступностью. По оценкам специалистов, это привело к резкому увеличению числа потребителей наркотических средств, других ПАВ, больных наркоманией.

По утверждению А.А. Майорова, «за последние 10 лет (1999-2009. - Г.Б.) число наркоманов в России выросло в 12 раз и достигло по официальным данным 3-х миллионов человек» [2]. По другим данным, число больных наркоманией в стране увеличилось в 99 раз [4]. Профессор Л.А. Прохоров указал на то, что число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, только с 1993 по 2001 год выросло почти на 500% [3]. При всех заявлениях, декларируемых на разных уровнях и усилиях, предпринимаемых обществом, наркотическая агрессия в отношении России продолжается. В Пермском крае, например, в 2012 году правоохранительными органами выявлено и зарегистрировано на 41,3% больше преступлений по незаконному обороту наркотических средств по сравнению с предшествовавшим годом. Одновременно наблюдается тенденция резкого увеличения общего количества наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота. В 2011 году их было 145 кг, в 2012 г. - уже 380. На этом фоне не случаен и рост на 22,4% преступности, выражающейся в сбыте наркотических средств и психотропных веществ. При этом доминируют так называемые тяжелые наркотики: опиаты (героин, опий сырец) и производные конопли (гашиш, марихуана), которые попадают в Россию контрабандным путем с использованием всех видов современного транспорта. В данной связи существует реальная необходимость констатации недостаточной эффективности правовых мер противодействия нарастающей наркотической агрессии в отношении России, поиска дополнительных средств защиты.

Детерминаты неблагоприятной наркотической ситуации

Усилия законодателя в части изменений уголовного законодательства, вытекающих из ряда федеральных законов (18-ФЗ, 87-ФЗ, 420-ФЗ и др.), при всей кажущейся

или действительной радикальности заведомо не могут существенным образом изменить неблагоприятную наркотическую ситуацию, поскольку не влияют на сами детерминанты, а всего лишь являются реакцией на уже совершенные преступления. Если исходить из потенциальной возможности превентивного воздействия устрашающего характера санкций, то, как показывает практика, это малоэффективно. Причиной, вероятно, является низкая правовая культура и грамотность значительной части населения. Примером может быть выборочные исследования среди студентов гуманитарных факультетов вузов Перми. На вопрос о наличии законодательного положения запрещающего в России немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ был получен стопроцентный отрицательный ответ. Между тем ст. 40 Федерального закона от 8января 1998 г. №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» гласит: « В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача» [5]. Такие результаты ограниченного среза социума, где прежде всего должна быть надлежащая информированность и правовая культура, позволяют утверждать, что у прочей молодежи также отсутствуют знания о законодательном запрете потребления наркотиков. Они являются следствием недооценки опасности наркотизации школьников и молодежи, отсутствия должного внимания со стороны всего общества, включая семью, школу, иные учебные заведения, СМИ. Одновременно их можно считать сигналом к активизации усилий по формированию личности вообще и будущих представителей публичных профессий, способных быть генераторами и популяризаторами гуманистических идей, правовой культуры.

Проблема транснациональной преступности

В настоящее время акцент делается на борьбу с незаконным оборотом психически активных веществ, включая наркотики, на декларацию жесткости некоторых мер уголовного наказания, но суровость альтернативных и относительно определенных санкций, установленных законом в отношении

сбытчиков ПАВ, организованной преступности, может легко преодолеть, и весьма успешно, за счет коррумпированной составляющей. Стратегией государственной наркотической политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ №690 от 9 июня 2010 г., рассчитанной до 2020 года, среди главных угроз называется контрабанда на территорию РФ афганских опиатов, производных конопли из стран Центральной Азии (п. 12). Это говорит о недостаточной защищенности РФ от приграничной организованной, транснациональной преступности по линии пограничного и таможенного контроля, высокой степени коррупции. Следовательно, назрела необходимость поиска, принятия и грамотного применения дополнительных мер, позволяющих более качественно противодействовать транснациональной преступности, которая организует и осуществляет контрабанду, транзит через территорию РФ наркотических средств и других ПАВ. Следует согласиться с правильностью суждений, высказываемых в периодической печати, об отсутствии в Российской Федерации эффективных мер противодействия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров на территории России [6]. По данным ФСКН РФ из 30 наиболее разыскиваемых дилеров наркоторговли только три являются гражданами РФ, но и они в прошлом мигранты, а приняли гражданство Российской Федерации в последние годы, что вполне могло быть продиктовано желанием легализации с целью занятия преступной деятельностью. Среди лиц, подозреваемых в организации неоднократных поставок в РФ наркотических средств в особо крупных размерах, - 11 граждан Азербайджана, 7 граждан Таджикистана. За участие в контрабанде соответственно 3 гражданина Таджикистана и по два гражданина Азербайджана, Казахстана, Киргизии. За сбыт наркотических средств в особо крупных размерах разыскиваются 12 граждан Азербайджана и 4 гражданина Республики Таджикистан. Таким образом, прослеживается явное злоупотребление гостеприимством и толерантностью россиян, цинич-

ное использование пробелов в законодательстве. В ряде случаев бездействие властных структур, включая последствия, рассматриваются и используются в качестве повода для разжигания межнациональной вражды, приводит к межэтническим конфликтам, слепо используется радикально настроенной молодежью для оправдания экстремистских настроений и преступлений против личности, совершаемых в отношении случайных, законопослушных выходцев из бывших республик Советского Союза.

Зарубежный опыт борьбы

с транснациональной преступностью

Опыт некоторых стран Западной Европы показывает, что, стремясь обезопасить общество от мигрантов, игнорирующих или сознательно нарушающих законы страны пребывания, парламентарии твердо и последовательно совершенствуют правовую базу, защищая национальные интересы. Например, в Дании могут выслать иностранного гражданина, проживающего там менее 5 лет за любое мелкое правонарушение даже при наличии вида на жительство, а мигрантов, проживающих менее 9 лет, депортировать за преступление, где санкцией закона предусмотрено лишение свободы на срок свыше 6 месяцев. За незаконный оборот наркотических средств закон предусматривает возможность депортации из страны без права вновь пересекать границу, даже лиц, проживающих в Дании более 9 лет. Приезжая в другую страну, особенно с намерением постоянного проживания и последующего принятия гражданства, любое лицо, априори, принимает на себя обязательства уважать национальные традиции, исполнять законодательство. Если этого не происходит, то общество должно предусмотреть механизмы защиты от мигрантов, игнорирующих или сознательно нарушающих законодательство принимающей страны.

Оценка российского миграционного законодательства

Парадоксально, но в настоящее время в Российской Федерации закон допускает депортацию, т.е. принудительную высылку иностранных граждан из России за наруше-

ние миграционного законодательства, выразившееся в отсутствии регистрации, не соблюдении условий передвижения по стране, за уклонение от своевременного выезда из страны, нарушение правил транзитного проезда через территорию. Но нет такой меры воздействия в отношении контрабандистов, организаторов или оптовых сбытчиков наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров. Последствия же их «деятельности» многократно превышают общественную опасность деяний незаконных мигрантов или законных, но нарушивших впоследствии миграционное законодательство, иногда, возможно, по объективным обстоятельствам. Федеральным законом№ 417-ФЗ от 28 декабря 2010 г. частично восполнен пробел в административном законодательстве. Статьи 6.8, 6.9, 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были дополнены ч. 2. Этими изменениями установлена ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за незаконный оборот, потребление, пропаганду наркотических средств, психотропных веществ. Наряду с наложением административного штрафа, либо административным арестом, в случае совершения ими административных деликтов, установлено обязательное административное выдворение за пределы Российской Федерации, что соответствует п. 7 ст. 3.2 названного Кодекса. Степень общественной опасности контрабандистов, организаторов и активных, особенно оптовых сбытчиков наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, значительно выше рассмотренных административных деликтов, что и отразил законодатель, отнеся эти действия к уголовно-наказуемым. Возникает вопрос о соразмерности ответственности за административное правонарушение и преступления. Если законодатель считает возможным рассматривать в качестве специальных субъектов иностранных граждан и лиц без гражданства при совершении административных правонарушений с наркотическими средствами и психотропными веществами, выделяя данные действия в отдельный состав,

то почему более опасные посягательства не влекут указание в уголовном законе на неизбежность депортации?

Участие мигрантов в совершении тяжких и особо тяжких преступлений должно получать адекватную оценку и рассматриваться законодателем как обстоятельства, усиливающие ответственность, позволяющие устанавливать при этом большую, повышенную наказуемость, что, несомненно, отвечает интересам защиты общественных отношений. Статью 44 УК РФ надо дополнить, такой мерой уголовного наказания, как депортация, а в Особенной части Уголовного кодекса в ст. 228.1, 228.4, 229.1 установить, что выдворение, как мера дополнительного наказания является обязательной и назначается судом, а реализуется по отбытии основного наказания за счет средств, заработанных осужденным в период отбывания наказания. В этом случае суды будут защищены от коррупционного влияния на них, поскольку альтернативы выбора законодатель не предусмотрел. Представляется, что изменение уголовного законодательства в данном направлении способно выполнять превентивную функцию и, при надлежащей, т. е. своевременной и полной, информированности всех лиц, пересекающих государственную или таможенную границу, могло бы повлиять на сознание, поведение, мотивацию, выбор варианта решения. Минимальная заработная плата, установленная в Российской Федерации минимум в четыре раза больше, чем в Республике Таджикистан, и в шесть раз больше, чем в Киргизии. Поэтому информированность законопослушных людей из этих стран, стремящихся относительно достойно получать за свой труд, о последствиях участия в преступлениях, вполне может повлиять на выбор линии поведения. Дополнительные, практически пока непреодолимые, сложности с выдворением и экстрадицией возникают в тех случаях, когда мигрант, уже получил гражданство Российской Федерации и совершает тяжкое или особо тяжкое преступление с ПАВ, поскольку ст. 61 Конституция РФ гласит: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государ-

ству». Приведенная норма Основного закона, безусловно, прогрессивна и направлена на защиту прав и свобод законопослушных граждан страны, препятствует преследованию оппонентов власти по политическим мотивам, но, в силу ее несовершенства используется организованной и транснациональной преступностью. Между тем, по признанию самих мигрантов, коррумпированные должностные лица иногда оформляют гражданство за взятку в 120 тыс. руб., что было подтверждено на камеру и показано по 1-му каналу телевидения России. Для организованной, а тем более транснациональной, преступности приведенная сумма ничтожно мала. Поэтому она легко может легализовать своих представителей, по сути, обеспечив их своеобразной охранной грамотой, препятствующей депортации преступника. Между тем это может быть аргументом представителей транснациональной организованной преступности при склонении мигрантов к совершению преступлений, своеобразным стимулом для лица, принявшего или принимающего гражданство Российской Федерации, в том числе и с использованием коррупционных связей. Это актуально и для предупреждения пенитенциарного рецидива, а равно вовлечению в контрабанду, организацию данного преступного «бизнеса» и т. п. женщин и детей.

Пути совершенствования российского законодательства

В рамках совершенствования действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии с основными стратегическими направлениями государственной антинаркотической политики необходимо внести изменения в Конституцию РФ и уголовное законодательство, позволяющие в полной мере использовать возможности превентивного воздействия правовых норм. Расширение арсенала мер и повышения эффективности государственного принуждения по отношению к контрабандистам, их сообщникам, мигрантам, лицам, принявшим российское гражданство, но умышленно совершающим тяжкие и особо тяжкие преступления рассматриваемой категории. В п. 19 Хартии Европейской Безопасности закреплено положение о том, что «... никто не может быть произвольно ли-

шен своего гражданства». В рассмотренных нами вариациях преступной деятельности достаточно оснований для исключения суждений о произвольном лишении гражданства. В случаях со злостным незаконным оборотом наркотических средств и других ПАВ общество вынуждено, в целях защиты законных прав и интересов своих граждан, национальной безопасности, использовать меры принудительного и превентивного воздействия. Логически последовательным было бы создание банка данных либо расширения критериев существующего, с внесением туда информации биометрического характера опасных преступников, которые, как показывает практика, нередко меняют фамилии, паспорта и возвращаются с целью дальнейшего совершения преступлений. Без адекватного государственного принуждения «. право не может быть эффективным регулятором общественных отношений и выполнять стоящие перед ним задачи» [1]. Пятнадцать лет действия Федерального закона №3 от 01.08.1998 года, как и принимавшиеся программы, а равно первые три года, прошедшие после принятия Стратегии, не дают оснований утверждать о существенных результатах по преодолению контрабанды опиатов, производных конопли с афганского направления. Дальнейшая наркотизация, как и алкоголизация, населения, неизбежно вызывает рост преступности не только в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, алкоголя, но и других, в том числе латентных, преступлений, совершаемых не только организованной преступностью. По оценке министра внутренних дел РФ Коло-кольцева, в Российской Федерации прямо или косвенно с наркотическими средствами связано до 70% корыстно-насильственных преступлений. Особая опасность дальнейшей наркотизации населения, как следствия неэффективной защиты от наркотической, особенно внешней, агрессии состоит в разрушении нравственно-этических основ общества, национальных традиций. А это влечет игнорирование или пренебрежение историческим опытом своего народа, а также утрату таких исконных ценностей, как полноценная семья, которая может наиболее успешно выполнять свою социальную роль

по полноценному формированию личности детей, подростков, способных иметь активную жизненную позицию и сознательно противостоять соблазну вовлечения в потребление, незаконный оборот ПАВ.

Постановлением Правительства РФ №31 от 23 января 2006 г. утверждено Положение о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и противодействию их обороту. Это свидетельствует о стремлении собирать и аккумулировать всю информацию Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, что позволяет получить базовую информацию, необходимую для объективного анализа и выработки направлений эффективного противодействия незаконному обороту. Однако перечень информации, представляемой для включения в состав единого банка данных, включает не все сведения по легальному и нелегальному обороту наркотиков, о лицах, попавших в поле зрения правоохранительных органов в связи с совершением правонарушений, преступлений. Официальный Перечень информации, представляемой для включения в состав единого банка данных по незаконному обороту наркотиков, согласно постановлению Правительства РФ (в ред. от 20.06.2011 г. №485), не содержит данных о мигрантах, в том числе и принявших российское гражданство, совершивших контрабанду, осуществивших оптовый сбыт или преступная деятельность которых была пресечена. По нашему мнению, необходимо дополнить перечень, восполнив пробел. Ведение единого банка данных имеет целью не только констатацию систематизированных и учтенных правонарушений. По данным некоторых исследований, только около 10% наркотиков удается обнаружить полицейскими мерами [7]. Поэтому основной задачей следует считать сбор сведений, позволяющих на статистическом уровне определить эффективность существующей нормативной базы, выявить возможности ее совершенствования, оценить качество работы различных субъектов предупредительной деятельности, найти пути ее совершенствования, улучшить результативность самих

мер воздействия, использовать данные банка для прогресса в прогнозировании и профилактике.

Библиографический список

1. Егоров В.С. Общее понятие правового принуждения // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2007. Вып. 8 (13). С. 30.

2. Майоров А.А. Криминологическая характеристика лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Рос. следователь. 2009. №2. С. 23-27.

3. Прохорова М.Л. Наркотизм. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 384 с.

4. Светлаков Б.И. Оказание помощи наркозависимым и политика по отношению к ним // Профилактика наркомании и помощь наркозависимым / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2004. С. 38.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №2, ст. 219.

6. Хатаева М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России // Журнал рос. права. 2010. №12. С. 63.

7. Clark C. Drug Problem // Police Journal. 1995. №1. Р. 17.

References

1. Yegorov V.S. Obshcheye ponyatiye pravovogo prinuzhdeniya [General concept of legal coercion] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Yuridicheskiye nauki -Bulletin of the University of Perm. Series: Legal science. 2007. Vyp. 8(13). S. 30. (In Russ).

2. Mayorov A.A. Kriminologicheskaya kha-rakteristika lits, svyazannykh s nezakonnym oborotom narkotikov [Criminological characteristics of individuals associated with illicit drug trafficking] // Ros. sledovatel -Russian investigator. 2009. №2. S. 23-27. (In Russ).

3. Prokhorova M.L. Narkotizm [The Drug]. SPb.: Yurid. tsentr Press, 2002. 384 s. (In Russ).

4. Svetlakov B.I. Okazaniye pomoshchi narkozavisimym i politika po otnosheniyu k nim [Providing assistance to drug addicts

and policy in relation to them] // Profilakti-ka narkomanii i pomoshch narkozavisimym - Drug abuse prevention and assistance to drug addicts / Perm. gos. nats. issled. un-t. Perm, 2004. S. 38. (In Russ).

5. Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Fed-eratsii [Russian Federation Code]. 1998. №2, st. 219. (In Russ).

6. Khatayeva M.A. Razvitiye zakonodatelstva v sfere protivodeystviya nezakonnomu

oborotu narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv i ikh prekurso-rov v Rossii [The development of legislation in the sphere of combating illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors in Russia] // Zhurnal ros. prava. - Journal of Russian law. 2010. №12. S. 63. (In Russ).

7. Clark C. Drug Problem // Police Journal. 1995. №1. P. 17. (In Eng).

ILLICIT TRAFFIC IN NARCOTIC DRUGS AND OTHER DRUGS AND POSSIBLE WAYS OF ITS WEAKENING

G.M. Bilyk

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Abstract: Introduction: analysis of drug situation in the country, there is no reduction in external narcotic threats, transnational organized crime, migration processes. Methods: a methodological basis of this study is a set of methods of scientific knowledge, among which the leading ranks of the dialectical method. The article also use the General and private scientific research methods. Results: the focus is on the low efficiency of the preventive effects of the Russian legislation, policing, low legal culture of students and other young people. Underlines that it is necessary to use the experience of some other countries that successfully use the possibilities of the Institute of deportation. Conclusions: it is proposed to make amendments in some legislative acts, to use more fully the proposed innovations in the preventive purposes. Attention is drawn to the use of modern technology, biometric data and the need to expand the circle of Unified information database on illicit trafficking in narcotic drugs, which will exclude the possibility of re-crossing the border by persons previously attracted to criminal responsibility for illegal circulation of narcotic drugs, psychotropic substances, committing grave and especially grave crimes.

Keywords: criminal liability; illicit trafficking in narcotic drugs; grave and particularly grave crimes; Institute of deportation; transnational organized crime; legal culture; prevention

Информация для цитирования:

Билык Г.М. Проблема незаконного оборота наркотических и других психоактивных средств и возможные пути ее ослабления // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 2(24). С. 211-217.

Bilyk G.M. Problema nezakonnogo oborota narkoticheskih i drugih psihoaktivnyh sredstv i vozmozhnye puti ee oslablenija [The problem of Illegal Traffic of Drugs and Other Psychoactive Drugs and Possible Ways of its Weakening] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №2(24). P. 211-217. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.