Научная статья на тему 'Проблема нейтралитета и шведские политические партии'

Проблема нейтралитета и шведские политические партии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
434
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
НЕЙТРАЛИТЕТ / НАТО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / НЕЙТРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПАРТИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ / УМЕРЕННАЯ КОАЛИЦИОННАЯ ПАРТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рудинский Александр Вадимович

В статье рассматривается проблема шведского нейтралитета и вступления страны в НАТО путем анализа программ, заявлений и стратегий основных политических партий Швеции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper addresses the problem of Swedish neutrality and joining NATO through the analysis of programs, applications and strategies of major political parties in Sweden

Текст научной работы на тему «Проблема нейтралитета и шведские политические партии»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вторая Камчатская экспедиция. Документы. 1730—1733 [Текст] / сост. Н. Охотина-Линдт. Ч. 1. Морские отряды. — М.: Памятники истор. мысли, 2001. - 640 с.

2. Грамберг, И.С. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии) [Текст] / И.С. Грамберг. — СПб.: Наука, 2000. — 247 с.

3. Дьякова, Н.А. Россия, США, Норвегия в Арктике: спорные проблемы (к истории вопроса) [Текст] / Н.А. Дьякова // США — Канада: экономика, политика, культура. — 2005. — № 11.

4. Ковалев, А.А. Современное международное морское право и практика его применения [Текст]: монография / А.А. Ковалев. — М.: Научная книга, 2003. — 416 с.

5. Корзун, В.А. Конфликтное использование морских и прибрежных зон России в XXI веке [Текст] / В.А. Корзун. — М.: Экономика, 2004. — 558 с.

6. Овлащенко, А.В. Проблемы правового режима Северного морского пути (к проведению международного полярного года 2007—2008 гг.) [Текст] / А.В. Овлащенко, И.Ф. Покровский // Транспортное право. - 2007. - № 2.

7. Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане [Текст]: постановл. Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1926. - 16 апреля.

8. Об учреждении Плавучего Морского научного института для изучения Северного Ледовитого океана с его морями, устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями Европы и Азии [Текст]: декрет СНК от 10 марта 1921 года № 664 // Известия. - 1921. - 16 марта.

9. Сорокина, Н. Битва за Арктику [Текст] / Н. Сорокина // Рос. газ. - 2007. - 2 августа.

10. Черняховский, Р.И. Георгий Яковлевич Седов [Текст] / Р.И. Черняхоский. - Архангельск, 1956. - 39 с.

УДК 300-399; 32

А.В. Рудинский

ПРОБЛЕМА НЕЙТРАЛИТЕТА И ШВЕДСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Партийная жизнь той или иной страны играет большую роль в определении целей и задач, стоящих перед государством. Если рассмотреть политические программы основных шведских партий, то можно найти предпосылки и причины принятия того или иного политического решения. Не является исключением и внешнеполитический курс Швеции. Партийные идеи в этой стране совпадают с мнением народа, поэтому по результатам парламентских выборов всегда можно определить, какие настроения преобладают у ее населения. В Конституции Швеции сказано, что вся государственная власть в Швеции исходит от народа, правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений, всеобщем и равном

избирательном праве и осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления.

Как же шведские политические партии относятся к политике шведского нейтралитета и потенциальному вступлению Швеции в НАТО?

В настоящее время в Швеции существует несколько партий, оказывающих значительное влияние на общеполитический курс страны. Чтобы получить места в риксдаге, партия должна набрать 4 % от общего числа голосов избирателей по стране или 12 % в одном избирательном округе. Политические партии хорошо организованы [1].

• Социал-демократическая рабочая партия Швеции, основанная в 1889 году, является правящей, крупнейшей в стране. Она тесно связана с движением рабочих профсоюзов, представляет идеи шведской модели демократического социализма.

• Умеренная коалиционная партия, основанная в 1904году (до 1969 года—Правая партия), консервативная, выражает интересы крупных компаний и высших чиновников [2].

• Партия центра, основанная в 1910 году (до 1957 года — Крестьянский союз), выражает интересы средних и мелких землевладельцев, а также части средней и мелкой городской буржуазии.

• Народная партия — либералы, основанная в 1895 году (до 1990 года — Народная партия), представляет интересы крупной, средней и части мелкой буржуазии, чиновников.

• Левая партия, основанная в 1917 году на базе левого крыла Социал-демократической партии (до 1921 года — Левая социал-демократическая партия, в 1921 году переименована в Коммунистическую партию, в 1967 году — в Левую партию — коммунисты, с 1990 году носит нынешнее название), имеет социалистическую и феминистскую ориентацию.

• Партия охраны окружающей среды — «зеленые», основанная в 1981 году, выражает идеи охраны окружающей среды.

• Клерикальная буржуазная партия Христианские демократы основана в 1964 году (до 1987 года — Христианско-демократический союз).

На рисунке показано, как менялось отношение избирателей к политическим партиям Швеции с 1998 по 2006 год.

На диаграмме хорошо видно, что со временем позиции Социал-демократической правящей партии ослабевают. Умеренная коалиционная партия, наоборот, привлекает в свои ряды все больше сторонников. Поскольку внешнеполитические проблемы волнуют избирателей не меньше, чем вопросы внутренней политики (пример: референдум по принятию евро), можно предположить, что данная тенденция перехода голосов избирателей к Умеренной партии в определенной степени связана с их позицией в отношении международных вопросов и места Швеции на мировой арене [3].

%

-Пт- (■ -ггп-1т

1 2 3 4 5 6 7 □ 1998 ■ 2002 □ 2006

Соотношение голосов избирателей, набранных политическими партиями Швеции в 1998, 2002 и 2006 годах: 1 — Социал-демократическая; 2 — Левая; 3 — Умеренная коалиционная; 4 — Партия центра; 5 — Народная — либералы; 6 — Партия «зеленых»;

7 — Христианская демократическая

Окончание холодной войны, распад Советского Союза и вступление Швеции в ЕС породили непрекращающиеся дебаты, связанные с будущей внешней политикой и политикой безопасности Швеции. Действительно ли политика нейтралитета остается единственным целесообразным средством по защите независимости страны? Или Швеции необходимо заключить рамочное соглашение по коллективной безопасности с другими европейскими странами?

Горячий спор на эту тему разгорелся между Умеренной коалиционной и Социал-демократической партиями. «Умеренные» обвинили социал-демократов в том, что те слишком строго придерживаются устаревшей политики нейтралитета и проводят черезмерно пассивную внешнюю политику в зоне шведских политических интересов, в особенности на Балтике. Социал-демократы заявили, что нейтралитет, без сомнения, и по сей день является самым правильным внешнеполитическим курсом для Швеции в случае возникновения каких-либо военных действий вблизи государственных границ. Но в то же самое время это не означает, что страна останется безразличной по отношению к развитию военных событий [4].

Основываясь на принципах демократии, которые широко распространены в Швеции, необходимо выяснить, как шведский народ относится к нынешней проводимой политике безопасности и нейтральной внешней политике? Если Швеция остается нейтральной

страной, означает ли это, что она не позиционирует себя как государство, которое должно оказывать влияние на мировые политические процессы? Действительно ли вступление Швеции в блок НАТО наиболее выгодно скандинавам на данном этапе? На эти вопросы мы постараемся ответить в данной работе.

Швеция не участвует в открытых военных действиях уже на протяжении 195 лет. Окончание наполеоновских войн и отделение Норвегии от Швеции в 1814 году стали отправной точкой для шведской нейтральной политики. В 1830-х годах король Карл XIV Юхан публично заявляет о том, что Швеция будет отныне придерживаться нейтральной политики. Можно утверждать, что этому поспособствовала сложившаяся международная и геополитическая обстановка. Во время двух мировых войн Швеция старалась не отступать от политики неприсоединения к воюющим блокам, что помогло ей остаться в стороне от военных действий. Послевоенный период можно охарактеризовать как мирное время неприсоединения к союзам и блокам. Нейтралитет становится частью шведской национальной идентичности [1].

Окончание холодной войны изменило как внешнюю политику, так и политику безопасности Швеции. Она перестала быть нейтральной буферной страной между двумя великими державами - СССР и США. Швеция становится государством, у которого расширилась свобода действий на международной политической арене и появилась возможность вступления в ЕС. В связи с этим в стране разгорелась дискуссия, породившая три основных политических мнения о том, как именно она должна вести себя в случае войны или военных действий в ее геополитическом регионе. Левая партия, Партия «зеленых» и Партия центра высказали свою точку зрения: в случае войны шведы должны придерживаться политики нейтралитета. Если даже Россия оккупирует регион Балтийского моря, шведский нейтралитет должен быть сохранен [2].

Другого мнения придерживались представители Умеренной и Народной партий: оставаться стране нейтральной или нет, полностью зависит от политической обстановки, характера

военных действий, угрозы национальной безопасности страны. Если случится какой-либо конфликт к Балтийском регионе или какая-то страна - участница ЕС будет вовлечена в военные действия, Швеция не должна оставаться нейтральной.

Между этими двумя противоположными позициями находится третья позиция, выраженная социал-демократами: нейтралитет является наиболее благоприятственной и возможной политикой в случае военной ситуации. Это вовсе не означает, что сохранение политики нейтралитета обязательно будет зависеть от геополитических обстоятельств. Если страна - член ЕС окажется на пороге войны или возникнет военная ситуация на Балтике, у Швеции должна быть возможность свободно формировать свою внешнюю политику без какого-либо принятия на себя обязательств по возможному вступлению в военые действия.

Одна из вышеуказанных позиций должна была стать основным внешнеполитическим направлением для Швеции.

В связи со спорами о политике Швеции в случае войны остро встал вопрос о ее членстве в НАТО. Дискуссии на данную тему ведутся еще с 50-х годов XX века. Журналист и политик Г. Тингстен проводил широкую кампанию за вступление Швеции в НАТО, этому вопросу он посвятил ряд публикаций в газете «Дагенс Нюхетер» («Сегодняшние новости»). Кампания не нашла поддержки ни среди народных масс, ни среди политической элиты. Сегодня Умеренная и Народная партии заявляют, что при рассмотрении проблем политики национальной безопасности не должны приниматься во внимание условия и последствия возможного интегрирования страны в военный блок НАТО. Обе партии фактически поддерживают вступление Швеции в НАТО [5].

Возникают вопросы: Как шведский народ относится к политике нейтралитета и вступлению своей страны в НАТО? Пользуется ли политика нейтралитета поддержкой народа и имеет ли всеобщее одобрение? Каково мнение народа о подаче Швецией заявки на членство в НАТО? В табл. 1 приведены результаты опроса населения, проведенного в 2000 году.

Таблица 1

Отношение шведов к политике неприсоединения к военным блокам и политике нейтралитета страны (по результатам опроса, проведенного в 2000 году, %)

Предложение Одобрили предложение Не одобрили предложение Затруднились с ответом

Швеция должна придерживаться политики неприсоединения к военным блокам в мирное время и политики нейтралитета во время войны 70 7 23

Швеция должна вступить в НАТО 15 48 37

Из данных табл. 1 видно, что политика неприсоединения к различным военным блокам и международным политическим организациям так же, как и политика нейтралитета, имеют большую поддержку у народа Швеции. 70 % опрошенных заявили, что политика нейтралитета — это лучшая политика во время войны, и лишь 7 % считают ее неправильной. Предложение, в результате одобрения которого Швеция вошла бы в НАТО, не получило поддержки среди населения: только 15 % опрошенных одобрили его, а 48 % — нет. Можно констатировать, что идея отступления от политики нейтралитета и предложение о вступлении в НАТО встретили осуждение и неприятие со стороны общества [6].

Интересно рассмотреть отношение к двум данным вопросам с точки зрения партийных предпочтений шведского населения (табл. 2).

Из данных табл. 2 видно, что сторонники нейтралитета и противники присоединения к НАТО находятся в большинстве по всем критериям. Женщины относятся к неприсоединению к военно-политическим блокам позитивнее, чем мужчины, а к членству Швеции в НАТО — негативнее. Молодые люди настроены значительно менее негативно к присоединению страны к НАТО, чем старшее поколение, зато различия во мнениях среди возрастных групп о политике нейтралитета практически нет. Разброс мнений среди приверженцев той или иной партии полностью находит свое отражение в

Таблица 2

Отношение шведов к политике неучастия своей страны в военно-политических блоках и присоединению ее к НАТО в зависимости от пола, возраста и партийной принадлежности

Показатели Швеция должна придерживаться политики неприсоединения к военно-политическим блокам в мирное время и политики нейтралитета во время войны Швеция должна вступить в НАТО

Всего опро- +63 -33

шенных

Мужчины +61 -30

Женщины +65 -35

15-30 лет +62 -45

31-60 лет +61 -32

61-75 лет +69 -20

Партийная

принадлеж-

ность:

Левая партия +83 -58

Социал -де- +69 -36

мократиче-

ская рабочая

партия

Партия центра +65 -35

Народная +45 -27

партия

Умеренная +49 -17

коалицион-

ная партия

Христиан- +70 -32

скиедемо-

краты

Партия «зе- +81 -61

леных»

Примечание. Данные таблицы получены путем вычитания из общего количества «согласных с предложением» людей количества «несогласных» в пределах от — 100 до +100. Так, значение +63 в линии «Всего опрошенных» означает, что 163 человека было «за» предложение, а 37 — против [6].

политической борьбе. Большинство сторонников вступления Швеции в НАТО и противников ее политики нейтралитета принадлежат к Народной и Умеренной партиям. Ярые сторонники политики неприсоединения к международным блокам и НАТО - члены Левой партии и Партии «зеленых». Социал-демократы, Партия центра и Христианские демократы занимают нейтральную позицию. Большинство партий поддерживают политику нейтралитета и не одобряют присоединение к НАТО.

Почему же нейтральная политика не теряет своих позиций в обществе? Почему политические изменения, расширение Европейского союза, интеграция европейских государств не повлияли на шведский нейтралитет? Может ли сегодняшняя Европа позволить какой-либо стране - члену ЕС оставаться нейтральной при военной угрозе?

Швеция продолжает придерживаться нейтралитета прежде всего потому, что в ЕС не выработана единая политика безопасности. Попытка стран - членов ЕС создать такую политику не увенчалась успехом. На данном этапе политика безопасности ЕС - это «расширенное сотрудничество». Роль НАТО в жизни ЕС достаточно ясна. США, являясь двигателем блока НАТО, стараются заманить в североатлантический альянс и европейские страны, чтобы иметь возможность влияния на политические, экономические и социальные решения, принимаемые в ЕС. Задача США - удержать свои лидирующие позиции на мировой геополитической арене. Швеции в данном случае совершенно неинтересно быть участницей продвижения американских идей и целей в рамках НАТО. Надо отметить, что американцы очень стараются убедить все европейские страны (в том числе и Швецию), что участие в НАТО необходимо в первую очередь им самим как способ защиты от врагов. В любом случае для большинства скандинавов НАТО - организация с туманными целями и задачами. Политика нейтралитета, проверенная временем, выжившая в непростые для страны периоды (Первая и Вторая мировая война), а главное, удержавшая страну и ее народ от участия в войнах, остается для Швеции единственно верным внешнеполитическим курсом, которому можно доверять.

Существует мнение, что если государство является нейтральным, то оно не имеет никакого

существенного влияния на международной политической арене. Подобное государство рассматривается как пассивный субъект межгосударственных отношений, без возможности отстаивания своих интересов. Надо сказать, что данное утверждение имеет право на существование, особенно в наше время, когда мир однополярен, несмотря на все попытки Китая, ЕС и России сделать его биполярным или многополярным. Политические дебаты в Швеции часто затрагивают тему политики нейтралитета и индифферентности страны перед лицом внешней опасности. Умеренная партия, например, выдвигает тезис о том, что шведы не могут оставаться нейтральными и пассивными, если Россия захочет нарушить баланс сил на Балтике или если страна -член ЕС будет вовлечена в войну. А социал-демократы заявляют, что нейтралитет не всегда может быть приравнен к пассивности. Если произойдет оккупация Балтийского региона, Швеция сможет противостоять с помощью влияния на общественное мнение, посредничества в урегулировании международных вопросов и политической поддержки союзнических сил в пределах или за пределами района конфликта. Данные шаги полностью осуществимы в рамках политики нейтралитета. Социал-демократы убеждены, что нейтралитет может сочетать в себе как интернационализм, так и действия, направленные на поддержание мира.

Должна ли Швеция оставаться нейтральной в случае оккупации Балтийского региона - это вопрос политический и моральный. Рассмотрим проблему политики нейтралитета и безразличия к международным процессам на примере анализа альтернативных точек зрения сторонников и противников нейтралитета-изоляционизма по некоторым международным вопросам.

Верно ли, что сторонники нейтральной политики изоляционизма негативно относятся к предоставлению помощи воюющим странам и беженцам, а ее противники - позитивно? В табл. 3 показана разница во взглядах сторонников и противников политики неприсоединения к блокам, сторонников и противников вступления Швеции в НАТО в отношении помощи другим государствам и беженцам.

Таблица 3

Отношение к помощи воюющим странам и ситуации с беженцами сторонников и противников нейтралитета-изоляционизма

Вступление в блоки Вступление в НАТО

Предложение Про- Сто- Про- Сто-

тивни- рон- тивни- ронни-

ки ники ки ки

Сократить по- -10 +7 -21 +16

мощь другим

странам

Уменьшить +35 +38 +26 +52

прием беженцев

Примечание. Принцип расчета данных такой же, как и в табл. 2 (см. Примечание к табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из данных табл. 3 видно, что сторонники нейтралитета-изоляционизма позитивнее относятся к беженцам и международной помощи, чем противники. Те, кто придерживается мнения, что Швеция не должна вступать ни в какие блоки, в том числе и в НАТО, лучше относятся к предложению сократить помощь другим странам. Если рассматривать внешнеполитическую индифферентность с точки

зрения предоставления международной помощи и убежища беженцам, то получается, что противники нейтралитета-изоляционизма более индифферентны, чем сторонники данной политики [6].

Различие во мнениях двух сторон не может быть объяснено тем, что противники политики-изоляционизма в большинстве своем находятся в политике «левее» своих оппонентов. Существует различие во мнениях и в самих партиях. Так, например, сторонники нейтралитета-изоляционизма Народной и Умеренной партий позитивнее относятся к помощи другим государствам и беженцам, чем противники такой политики в тех же партиях.

Приверженцы нейтралитета-изоляционизма позитивнее относятся к этим двум вопросам потому, что рассматривают такую политику как выражение глобализма и возможность способствовать сохранению мира. Вступление Швеции в какой-либо союз или блок стран рассматривается ими как инструмент для продвижения внешней политики великих держав.

Идея нейтралитета до сих пор имеет твердые позиции среди шведского народа и доминирует во всех политических партиях. И не только из-за отсутствия в ЕС выработанной политики безопасности. Шведский нейтралитет - это организм, видоизменяющийся сообразно обстоятельствам, способный отражать новые жизненные реалии и отметать устаревшие элементы. Вопрос в том, каким содержанием целесообразнее наполнить это понятие сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чепыгин, А.В. Политическая система Швеции [Электронный ресурс] / А.В. Чепыгин // Образоват. сайт. — 2009. — 31 мая. — Режим доступа: http://revolution. allbest.ru/political/00084566_0.html (дата обращения 16.08.2010).

2. Cramer, P. Neutralitetsbegreppet. Den permanenta neutralitetens utveckling [Text] / P. Cramer. — Stockholm: Norstedts, 1989.

3. Клод, Н. Выборы в Швеции: исторический поворот [Электронный ресурс] / Н. Клод // Офиц. портал Швеции в Интернете. — 2006. — 21 сентября. — Режим доступа: http://www.sweden.se/ru/Start/

Work-live/Reading/Historic-shift-in-Swedish-election/ (дата обращения 18.08.2010).

4. Bjereld, U. Utrikespolitiken som slagf lt. De svenska partierna och utrikesfr gorna [Text] / U. Bjereld, M. Dem-ker. — Stockholm: Nerenius och Santerus, 1995.

5. Petersson, O. Vljarna och v rldspolitiken [Text] / О. Petersson. — Stockholm: Norstedts, 1982.

6. Бьерельд, У. Нейтралитет или присоединение к НАТО? [Электронный ресурс] / У. Бьерельд // Офиц. сайт Гетеборгского университета. — 2009. — 17 ноября. — Режим доступа: http://www.som.gu.se/ digitalAssets/1282/1282981_20_neutralitet_eller_nato-medlemskap.pdf (дата обращения 17.08.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.