УДК 327.5: 341.1 Алексей ГРОМЫКО Наталия ПЛЕВАКО
О ВОЗМОЖНОМ ВСТУПЛЕНИИ ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ В НАТО1
Аннотация. В последние два года тема вступления Швеции и Финляндии в НАТО широко обсуждается в этих странах, став наряду с иммиграционной одной из важнейших в политической повестке дня. Причиной роста внимания к ней шведские и финские политологи считают ответом на активность российской внешней политики, в частности, в северном регионе Европы. При этом есть существенные нюансы в формах и содержании этой полемики в обеих странах Северной Европы.
Ключевые слова: Северная Европа, партнёрство Россия-НАТО, миротворчество, военно-политические блоки, нейтралитет, внутриполитическая борьба.
Проблема вступления в НАТО не является новой для Швеции. Сторонники вступления, а это, прежде всего, правые политические круги, впервые декларировали свои позиции ещё в период создания НАТО в конце 1940-х гг., но их влияние не казалось слишком заметным. Их представители, даже оказываясь у власти, вернее, принимая участие в управлении страной, практических мер по изменению политики нейтралитета и неприсоединения не предпринимали.
Сейчас ситуация изменилась: нагнетая страсти по поводу "агрессивных" намерений России, они принялись активно выступать за прямое присоединение к НАТО. Подоплека этой кампании в значительной степени лежит в плоскости внутриполитической борьбы. Стремясь вернуться к власти, правые и центристские партии обвиняют социал-демократов в недальновидности, в отсутствии продуманной политики и в вопросах военной безопасности, и в вопросах миграции. Поэтому, рассматривая нынешние дебаты по вопросу о вступлении в НАТО Швеции, надо в первую очередь учитывать постоянное противостояние социал-демократов и Альянса правых и центристских партий.
Политика нейтралитета, имеющая глубокие исторические корни в Швеции, всегда была выигрышной картой социал-демократов. В послевоенные годы наряду с экономическими успехами Швеции, превратившими страну в передовую индустриально развитую страну, её конструктивная внешняя политика (прежде всего во времена У. Пальме) воспринималась в самой стране и за её пределами как противопоставление ценностей справедливости и демократии насилию и авторитаризму на
1 Аналитическая записка№5, 2016 (№35).
© Громыко Алексей Анатольевич - д.полит.н., директор Института Европы РАН, председатель Координационного совета профессоров РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] Плевако Наталия Сергеевна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра партийно-политических исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail, [email protected] DOI: http,//dx.doi.org/10.15211/soveurope220161316
мировой арене. Швеция - небольшое, в принципе, государство - воспринималась в мире важной величиной благодаря политике активного нейтралитета, рассматривалась главным претендентом на роль объективного рефери в международных конфликтах и всерьёз претендовала на титул "великой моральной нации". И сейчас социал-демократы, охотно и даже задиристо критикуя внешнюю политику России, саму ситуацию не оценивают настолько критической, чтобы отказаться от традиционной внешней политики.
Недавние выступления премьер-министра страны С. Лёвена, министра иностранных дел М. Вальстрём покоятся на тезисе о том, что именно политика неприсоединения способствует стабильности и безопасности на Севере Европы. Из этого, однако, не следует, что Швеция и Финляндия выступают против расширения сотрудничества с НАТО и отдельными членами этой организации.
Обе страны осознают необходимость координации деятельности своих правительств по вопросу о вступлении в НАТО, что особенно подчёркивается в последнее время1. Отход от линии на координацию внешнеполитических курсов более всего не устраивает Финляндию. Это признала и министр иностранных дел Швеции М. Вальстрём во время визита в соседнюю страну. Она отметила, что в Финляндии существуют опасения, что Швеция изменит свою политическую линию в отношении вступления в НАТО без предварительного согласования с финской стороной. В недавнем прошлом уже существовал прецедент, когда Швеция подала заявление о вступлении в ЕС без согласования с линией Финляндии.
Исходя из этого, министр иностранных дел подчёркивает, что только совместно выработанная линия двух стран, предполагающая тесное внешнеполитическое, военное и сотрудничество по безопасности, приемлема в данной непростой ситуации. Вместе с тем, она подчеркнула, что шведское правительство не согласно не только со вступлением в НАТО, но даже отказывается от идеи создания комиссии, которая бы изучала вопрос о преимуществах и недостатках возможного вступления страны в НАТО. Тем не менее, в Финляндии вырабатывается иная тактика: там есть готовность официально рассмотреть данный вопрос. В 2016 г. начата работа над докладом о внешней политике безопасности Финляндии, в которой будут оценены возможные последствия вступления страны в НАТО.
В определённой степени заявления официального Стокгольма были ответом на призыв 25 видных шведских дипломатов и военных признать необходимость вступления Швеции в точка зрения исходит из того, что вступление в
НАТО будет в интересах Швеции, так как уменьшит доминирование России в регионе Балтийского моря, увеличит влияние Швеции в вопросах безопасности на международной арене, приведёт к более действенному сотрудничеству северных и прибалтийских стран в области обороны и безопасности. При этом утверждается, что данная линия никоим образом не приведёт к увеличению риска начала войны в регионе, хотя и признается, что следствием её реализации станут неизбежное раздражение России и её негативная реакция.
Определённое влияние на формирование этой позиции оказывает и довольно активное лобби стран Балтии в Швеции. В определённых шведских кругах полагают, что бывшие советские прибалтийские республики, находившиеся после распада
1 Этому посвящено совместное заявление премьер-министров Швеции и Финляндии С. Лёвена и Ю. Сипиле по вопросу совместного сотрудничества по безопасности. См. статью шведской центральной газете "Дагенс Нюхетер", 10.01.2016.
2 "Страх перед Россией не должен препятствовать нашему вступлению в НАТО", "Dagens МуИегег" 06.01.2016.
О возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО
15
СССР преимущественно в зоне политического тяготения к Стокгольму, после их вступления в НАТО, переориентировались на Вашингтон и Берлин, и считают, что Швеция может вернуть "опеку" над ними, если окажется вместе с прибалтийскими республиками в НАТО. Вместе с тем, существуют опасения, что Швеция и Финляндия будут вынуждены как сильные в финансовом отношении страны нести основное бремя расходов стран Балтии по перевооружению и поддержанию боеспособности войск.
В Швеции противостоят планам вступления в НАТО не только социал-демократы, но и быстро набирающая политический вес партия "Шведские демократы". Здесь речь идёт не о политическом союзе двух партий, а о совпадении позиций по одному из злободневных политических вопросов. "Шведские демократы" считаются правой националистической, даже ксенофобской партией, и социал-демократы отказываются от какого-либо идеологического или политического родства с ними. "Шведские демократы" полагают, что Швеции угрожает потеря не только самобытности, но в перспективе и суверенитета, если она подчинит свою политику гражданским и военным бюрократам из Брюсселя, которые уже породили проблему неконтролируемой иммиграции из южных стран.
Профсоюзы, роль которых в общественно-политической жизни страны в последние десятилетия также заметно снизилась, по традиции придерживаются линии, выработанной в руководстве СДРПШ.
Позиция предпринимательского корпуса не выглядит консолидированной. Некоторые бизнесмены сомневаются в необходимости присоединения к НАТО, другие видят не только политические, но и экономические выгоды от такого акта. Они полагают, что Швеции, где на военные расходы идёт 1,2% от ВВП, придется "подтянуться" до общих для всех стран НАТО 2%, что сулит дополнительные вливания в производящую экономику и НИОКР. Впрочем, решение об увеличении военных расходов обсуждается, и это не противоречит позиции правящей социал-демократической партии. Её руководство настаивает на росте финансирования и улучшения качества собственно шведской обороны и системы безопасности как противовесах вступлению в НАТО.
Очевидными противниками вступления в НАТО выступают представители творческой, научной и университетской интеллигенции - главные носители такой исторически устойчивой характеристики шведского менталитета, как пацифизм. "Нынешняя политика НАТО делает Швецию заложницей в международной игре", подчеркивают деятели культуры в письме в "Дагенс Нюхетер". Их критика коснулась соглашения о партнёрстве с НАТО, подписанного в 2014 г. Согласно соглашению Швеция должна предоставить свою территорию для войск быстрого реагирования НАТО во время учений, в случае катастроф, чрезвычайных обстоятельств и при угрозе безопасности страны.
29 февраля 2016 г. после прений по этому вопросу правительство опубликовало проект закона, по которому страна обязуется предоставлять свою территорию для военных учений НАТО и принимать здесь силы реагирования североатлантического альянса. Голосование в риксдаге должно состояться весной нынешнего года, и в случае победы сторонников этого предложения, закон вступит в силу уже 1 июля 2016 г. В предложении вновь оговаривается положение Швеции как страны, стоящей вне военных блоков, размещение ядерного оружия на территории которой невозможно. Почти никто не сомневается, что законопроект будет принят в риксдаге большинством голосов, несмотря на несогласие с ним части членов социал-демократической партии, Партии окружающей среды и значительной части населения страны.
Опросы общественного мнения (цифры которых несколько разнятся) показывают, что большинство населения Швеции не поддерживает идею вступления в НАТО (34% считают, что стране надо вступать в НАТО, 50% - против, 16% не определились). Год назад - примерно те же цифры1. Однако трудно отказаться от мысли, что происходит выхолащивание политики нейтралитета по мере размывания границы между членством в НАТО и пограничным с этим положением, свидетельством которого является появление вышеназванного проекта закона.
Вопрос окончательно не решён, его судьба во многом зависит от развития событий за пределами Швеции. Если напряжённость между Россией и Западом будет возрастать, у сторонников объединения с НАТО появятся дополнительные аргументы.
Что касается Финляндии, то там учитывают и соображения экономического свойства. Политики и представители делового мира в целом негативно относятся к антироссийским санкциям ЕС и хотели бы вернуться к устойчивым российско-финляндским хозяйственным отношениям. Именно последние много десятилетий были существенным фактором стабильности и политического спокойствия в этой части Европы.
В целом необходимо признать, что вероятность присоединения данных стран к Северо-атлантическому Альянсу в последнее время повысилась. В ближайшем будущем закреплению этой тенденции может способствовать дальнейшее нагнетание конфронтационных в отношении России настроений в рамках саммита НАТО в Варшаве и в контексте президентских выборов в США.
В этих условиях представляется важным выдвинуть нижеследующие инициативы.
1. По линии двусторонних отношений со Швецией и Финляндией предложить непроведение без оповещения и без присутствия своих военных наблюдателей крупных военных учений и маневров на северо-западе России и на территории этих двух стран.
2. Выступить с предложением заключить со шведскими и финскими военными соглашение, аналогичное (и желательно более продвинутое) меморандуму о предотвращении воздушных инцидентов между Россией и США в Сирии.
3. Привлечь внимание общественности трёх стран к вкладу нейтральных государств в безопасность Европы в последние 70 лет (Швейцария, Австрия, Финляндия, Швеция). Во многом именно благодаря политике нейтралитета перечисленные государства пользуются высоким авторитетом и миротворческими возможностями на международной арене.
On the Sweden's and Finland's optional membership in NATO
Authors. Gromyko Al.A., Doctor of Political Science, Director of the Institute of Europe (Russian Academy of Sciences). Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Plevako N.S. Candidate of Sciences (History). Leading Researcher of the Center Party and Political Studies, Institute of Europe (Russian Academy of Sciences). Address: 11-3, Mokhovaja Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail, [email protected]
Abstract. In the past two years, the Sweden's and Finland's membership of NATO has been extensively discussed. The issue has become one of the priorities in the political agenda in both countries, along with immigration. According to Swedish and Finnish political analysts, that is reasoned by response to the Russian foreign policy activities, particularly in the Northern region. At the same time, there are significant differences in substance and form of these debates in each of these Nordic states.
Key words: Nothern Europe, Russia-NATO partnership, peacemaking, military and political blocs, neutrality, internal political struggle.
Дата выпуска: 2 марта 2016 года.
Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analvtics
1 http,//svenska.yle.fi/artikel/2016/01/10/wallstrom-vi-forstar-finlands-radsla