Научная статья на тему 'Выборы в Швеции и НАТО'

Выборы в Швеции и НАТО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
433
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЦИЯ / НАТО / ПОЛИТИКА СВОБОДЫ ОТ СОЮЗОВ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ШВЕЦИИ / УМЕРЕННАЯ КОАЛИЦИОННАЯ ПАРТИЯ / ШВЕДСКИЕ ДЕМОКРАТЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ШВЕЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плевако Наталия Сергеевна

Автор анализирует суть и особенности политической дискуссии в Швеции по поводу возможного вступления страны в НАТО. Выявляются позиции партийно-электо-ральных блоков, приводятся доводы и аргументы в пользу того или иного решения. Проблема приобрела особую остроту ещё накануне парламентских выборов, которые состоялись 9 сентября 2018. Примерное равенство электоральных возможностей обоих блоков внесло особую интригу в избирательный процесс, в котором задействована и третья сила из года в год набирающая политический вес и получившая на выборах приращение в 4,7% голосов из-бирателей партия Шведские демократы, при определённых условиях готовая к сотрудничеству с Умеренной коалиционной партией, активно защищающей идею превращения Швеции в полноправного члена НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выборы в Швеции и НАТО»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

УДК 323, 324, 327 Наталия ПЛЕВАКО

ВЫБОРЫ В ШВЕЦИИ И НАТО

Аннотация. Автор анализирует суть и особенности политической дискуссии в Швеции по поводу возможного вступления страны в НАТО. Выявляются позиции партийно-электоральных блоков, приводятся доводы и аргументы в пользу того или иного решения. Проблема приобрела особую остроту ещё накануне парламентских выборов, которые состоялись 9 сентября 2018. Примерное равенство электоральных возможностей обоих блоков внесло особую интригу в избирательный процесс, в котором задействована и третья сила - из года в год набирающая политический вес и получившая на выборах приращение в 4,7% голосов избирателей - партия Шведские демократы, при определённых условиях готовая к сотрудничеству с Умеренной коалиционной партией, активно защищающей идею превращения Швеции в полноправного члена НАТО.

Ключевые слова: Швеция, НАТО, политика свободы от союзов, социал-демократическая партия Швеции, Умеренная коалиционная партия, Шведские демократы, внешняя политика Швеции.

Вступление в НАТО - важный вопрос выборов

Выборы в парламент Швеции, которые прошли 9 сентября 2018 г., не принесли определённости в вопрос, какие партии войдут в будущее правительство. Переговоры об этом, по всей вероятности, займут немало времени. Силы двух блоков: Альянса буржуазных партий и Красно-зелёных оказались практически равными, ни одна партия не имеет большинства в риксдаге, и поэтому возникает необходимость создания коалиции, состав которой пока невозможно предопределить. Один из основных вопросов внешней политики, волнующий всех, -возможное вступление в Североатлантический альянс. Видный шведский социал-демократ, дипломат и политолог Пьер Шори1 ещё до выборов высказал мнение, что «если буржуазные партии выиграют выборы, это будет означать смену системы в области политики безопасности». Эта тема обсуждается в Швеции давно, временами очень активно, особенно, когда заходит речь о шагах, направленных на сближение с НАТО и требующих определённых корректив в шведской внешней политике.

Споры о вступлении в НАТО в последнее время были непосредственно связаны с парламентскими выборами: победа того или иного политического блока действительно может означать либо следование политике тесного сотрудничества без вступления в организацию (Красно-зелёный альянс), либо курс на присоединение к Североатлантическому блоку и выбор новой концепции политики безопасности для страны (Альянс правых партий). Фактически линия водораздела в дискуссиях о вступлении в НАТО совпадает с размежеванием по вопросу об отношении к РФ. Несмотря на резкую критику внешней политики нашей страны, противники вступления в НАТО не верят в военную угрозу с её стороны и считают, что присоединение к этой организации лишь ослабит политику безопасности. Сторонники, напротив, убеж-

© Плевако Наталия Сергеевна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра Северной Европы ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Россия, Москва, ул. Моховая ул., д. 11, стр. E-mail: natalia_plevako@mail.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42018150154

1 URL: http://www.nejtillnato.se/

дены, что существует риск возможного конфликта с Россией, и считают, что вступление в НАТО застрахует страну от российской агрессии. Особенно активно такая точка зрения стала проявляться после присоединения Крыма, событий в Донбассе, а также в связи с пропагандистской кампанией по поводу российского «вмешательств» в американские выборы.

Очевидно, переориентация внешнеполитического статуса страны, т.е. кардинальные изменения политики безопасности для государства с длительной практикой нейтралитета не может решаться единовременно: укоренившаяся в сознании шведов практика поиска консенсуса между различными политическими силами в стране традиционно играла определяющую роль.

Сотрудничество Швеции с НАТО поднималось по ступенькам: началось оно ещё в 1994 г., когда Швеция присоединилась к реализации программы «Партнёрство ради мира», а в 1997 г. стала членом Совета Евроатлантического партнерства. В 1999 г. шведские вооружённые силы участвовали в военных действиях в Югославии (Косово). В 2003 г. Швеция не только поддержала акции США и других стран НАТО в Афганистане на политическом уровне, но и направила в эту страну 412 военнослужащих, которые вошли в состав контингента, сформированного в рамках возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности (ISAF). Наконец, в 2011 г. Швеция не только поддержала интервенцию стран НАТО в Ливии, но направила туда для участия в операции несколько боевых самолётов. В 2014 г. было подписано соглашение о партнёрстве с НАТО, согласно которому Швеция предоставляет свою территорию для войск быстрого реагирования НАТО во время учений в случае катастроф, чрезвычайных обстоятельств и при угрозе безопасности страны. Теперь речь идёт о качественно ином уровне отношений с Североатлантическим альянсом.

Поэтому те политические силы, которые стремятся внести изменения в политику безопасности страны, вынуждены добиваться широкой поддержки в обществе и в политическом классе в целом. Это не простая задача: ментальная инерция настолько сильна, что, несмотря на энергичную агитацию со стороны тех, кто стремится к вхождению в НАТО, электоральные массы в большинстве (хотя и небольшом) пока не поддерживают этот проект. Страсти накалены до предела. И защитники традиционной политики нейтралитета, и их оппоненты связывают с выборами большие надежды, как в плане собственно проведения эффективной внешней политики, так и с точки зрения укрепления своих внутриполитических позиций. Вопросы внутренней жизни и отношения к внешнему миру сплелись как никогда в крепкий узел.

Противостояние двух Альянсов

Четыре партии, входящие в буржуазный Альянс, в настоящий момент едины во мнении о необходимости вступления в НАТО и выступают за значительное увеличение ассигнований на оборону. Одним из требований к стране, желающей стать членом организации, является увеличение военных расходов до 2% от ВНП. Умеренная коалиционная партия (УКП), лидер Альянса, выступает за увеличение расходов до 2% в течение 10 лет и предлагает рост ассигнований на 3 млрд крон в 2019 г. Лидер партии У. Кристерссон считает, что для оборонного ведомства важно иметь готовый конкретный план усиления обороны. В своём интервью газ-те «Свенска Дагбладет» он дал ясно понять, что «во всех практических вопросах, помимо

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

членства, взаимных обязательств и планирования обороны, Швеция уже считается частью сообщества». Политик сожалеет, что его страна не вступила в НАТО раньше, и в отличие от своего предшественника на посту председателя УКП и премьер-министра страны (2006-2014 гг.) Ф. Райнфельдта, который был склонен к соглашению с социал-демократами по этому вопросу, считает, что СДРПШ «не имеет вечного права вето» по вопросу о вступлении в НАТО1.

Таким образом, У. Кристерссон полагал, что в случае победы на выборах его правительство может подать заявку на вступление в НАТО даже при отсутствии единства в парламенте. Такую позицию поддерживает и Народная партия, которая в 2014 г. заявила, что вопрос вступления в НАТО желательно решить до выборов 2018 г. Партия Центра традиционно была сторонником политики свободы от союзов, однако и она в 2015 г. на своём съезде присоединилась к сторонникам вступления, что было воспринято как историческое событие для этой партии. Христианские демократы также поддержали линию на вступление в НАТО. Однако между партиями нет единства по вопросу о сроках вступления в военную организацию.

В правящей социал-демократической партии мнения о дальнейшей политике безопасности разнятся. Партия выступает за расширение сотрудничества с НАТО и США, усиление обороны, которая должна быть действенной в случае военной опасности, и предпринимает практические шаги в этом направлении (например, развёртывание военного контингента на острове Готланд, военные учения Аврора 2017 с участием военных из стран НАТО). Однако брать на себя новые обязательства, связанные со вступлением в эту организацию, она не хочет, в т.ч. из-за связанных с этим финансовых проблем.

В ноябре 2014 г. Швеция получила статус партнёра НАТО с расширенными возможностями, который, по мнению посла Швеции при НАТО Х. Мальмквиста, «предоставил платформу для развития более гибких и индивидуальных отношений помимо других форматов партнёрства»2. В партии есть люди, открыто выступающие за вступление, но руководство официально заявляет о несвоевременности и нежелании делать это. «Свобода от военных союзов способствует стабильности и преемственности политики в нашей части мира и должна в дальнейшем быть важной частью шведской внешней политики и политики безопасности. Швеция своим опытом показала, что полезно сочетать активное чувство ответственности за нашу собственную безопасность и безопасность других стран с неприсоединением к военным союзам»3. Так формулируется цель политики безопасности в предвыборной программе СДРПШ.

Кроме того, социал-демократы подчёркивают, что Швеция всегда воспринималась в мире как страна, выступающая с мирными инициативами, борец за права человека, разоружение. Именно гуманитарные акции способствовали восприятию её не малой страной, а одним из самых влиятельных государств в мире. В отличие от Умеренной коалиционной партии, социал-демократы хотят вернуться к существовавшей некогда статье расходов на экономическую помощь слаборазвитым странам (1% ВНП). Союзниками социал-демократов по блоку яв-

1 URL: http://www.ostrasmaland.se/ledare/valet-2018-tycks-bli-en-folkomrostning-om-nato/

2 URL: https://www.nato.int/docu/review/2018/Also-in-2018/sweden-and-nato-23-years-down-the-road-defence-securi ty/EN/index. htm.

3 URL: https://www.socialdemokraterna.se/var-politik/a-till-o/alliansfrihet/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

ляются Партия окружающей среды и Левая партия, выступающие против вхождения в НАТО.

В стране традиционно сильны пацифистские организации. Противодействие вступлению в НАТО оказывают массовые движения. Одно из них - национальное объединение «Нет НАТО», в котором участвуют люди различных политических взглядов. Своими мыслями по поводу вступления в военный союз часто делится в статьях и лекциях бывший посол Швеции в РФ, член Военной Академии С. Хирдман. Он полагает, что истерия в шведских СМИ по поводу российской угрозы нарушает традиционно дружественное отношение России к Швеции, которое весьма ценно для страны и которое она может утерять. По его мнению, бойкот России не лучшее средство политической безопасности, поэтому необходимо избежать или уменьшить взаимную подозрительность между шведским и российским обществом1.

Вступление в НАТО и договор о запрещении ядерного вооружения

Проблема вступления в НАТО коррелируется с проблемой подписания договора о запрете ядерного вооружения. Швеция поддержала договор, проголосовав за его принятие, однако его ратификация вызвала дискуссию между различными партиями. Буржуазные партии выступили против подписания договора, ибо это могло испортить отношения с США и поставить под сомнение тесные связи Швеции с НАТО в области обороны. Партия окружающей среды и Левая партия поддержали подписание и выступают за его ратификацию. Позиция правящей социал-демократической партии - выжидательная. В ней есть и сторонники, и противники подписания договора.

Несомненно, заметное влияние на ситуацию оказало давление, оказываемое США и странами НАТО. На встрече с министром иностранных дел М. Вальстрём американская сторона заявила, что подписание Швецией договора будет иметь далеко идущие последствия. В послании министру обороны П. Хультквисту американский министр обороны Д. Мэттис предупредил, что в этом случае НАТО не возобновит статус Швеции как страны с расширенными возможностями, и сотрудничество в сфере безопасности будет затруднено2. Газеты писали о противоречиях в позициях по поводу подписания договора между министром иностранных дел М. Вальстрём и министром обороны П. Хультквистом. В результате было принято решение создать комиссию для изучения данного вопроса, результаты работы которой будут учтены при принятии решения. Разработки комиссии должны быть оглашены уже после выборов сентября 2018 г.

Выводы

Поскольку проблема НАТО становится проблемой партийных блоков, а силы этих блоков примерно равны, то в игру, как это уже случалось, вступает третья сила, у которой появляются возможности определять политический курс страны. Эта третья сила - партия Шведские демократы. Пока они выступают против вступления, но есть вероятность того, что они изменят свою позицию в новых условиях. «Старые» партии отказываются сотрудничать с Шведскими демократами, считая эту партию ненадёжным партнёром, положение которого

1 URL: https://www.vlt.se/artikel/opinion/debatt/sven-hirdman-krigshysterin-om-ryssland-ar-farlig-och-obegriplig.

2 URL: https://www.aftonbladet.se/nyheter/a/o09Jg/usa-varnar-sverige-for-att-skriva-under-karnvapenforbud.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

усугубляют тесные контакты с другими популистскими партиями. В условиях острого соперничества двух блоков не исключено, что Шведские демократы смогут влиять на принятие решений в области политики безопасности.

Несомненно, выборы в Швеции имеют не только национальное, но и региональное (особенно внимательно за развитием событий в Швеции следят в Финляндии, столкнувшейся с аналогичными проблемами) и международное значение. Если победят пронатовские силы, то международная ситуация значительно усугубится (девальвация политики нейтралитета как таковой) и усилится давление на Россию. Это будет означать приближение к точке невозврата в отношениях между НАТО и РФ, ростом угроз общеевропейской и, вероятно, мировой катастрофы. Победа антинатовского блока сохраняет небольшое, но жизненно важное пространство для диалога, ведущего к взаимопониманию и сотрудничеству в Европе и мире.

Список литературы

Швеция и НАТО: 23 года спустя. Вестник НАТО. URL: https://www.nato.int/docu/review/ 2018/Also-in-2018/sweden-and-nato-23-years-down-the-road-defence-security/RU/index.htm.

Громыко Ал.А., Плевако Н.С. О возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО. Современная Европа, №2, 2016. С. 13-17.

References

Shvetsiya i NATO 23 goda spustya. Vestnik NATO. URL: https://www.nato.int/docu/review/ 2018/Also-in-2018/sweden-and-nato-23-years-down-the-road-defence-security/RU/index.htm.

Gromyko Al.A., Plevako N.S. O vozmozhnom vstuplenii Shvetsii i Finlyandii v NATO. Sovremennaya Evropa, №2, 2016. P. 13-17.

Elections in Sweden and NATO

Author: Plevako Natalia. PhD (History), Leading Researcher, Head of the Centre for Northern Europe Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Adress: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: natalia_plevako@mail.ru.

Abstract. The article reveals the essence and features of the political debate in Sweden about the possible entry into NATO. The positions of party-electoral blocs are explained, arguments in favor of this or that decision are presented. The problem has become particularly acute on the eve of parliamentary elections in September 2018. The approximate equality of electoral capabilities of both blocs introduces a special intrigue in the electoral process. The third force involved is Sweden Democrats gaining political weight from year to year. Under certain conditions the party is ready to cooperate with Moderate coalition party, actively defending the idea of turning Sweden into a full member of NATO.

Key words: Sweden, NATO, Swedish foreign policy, policy of freedom from alliances, Swedish social democrats, Moderate coalition party.

DOI: http://dx .doi.org/10.15211/vestnikieran42018150154

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.