Научная статья на тему 'Проблема непризнанных государств в современном мире (на примере Донецкой Народной республики)'

Проблема непризнанных государств в современном мире (на примере Донецкой Народной республики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1368
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРИЗНАННОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВА / ООН / ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / UNRECOGNIZED STATE / RECOGNITION OF THE STATE / UN / DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павленко Надежда Романовна

В данной статье представлен анализ проблемы определения статуса непризнанных государств (на примере Донецкой Народной Республики), которая является одной из самых сложных в международно-правовой практике. Большое внимание уделяется историческим предпосылкам возникновения данной проблемы и прогнозу ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of unrecognized in the modern world (on the example of the Donetsk People’s Republic)

The article gives an analysis of the problem of determining the status of unrecognized states (on the example of the Donetsk People’s Republic), which is one of the most difficult in the international legal practice. Much attention is given to historical background of this problem and the forecast of its further development.

Текст научной работы на тему «Проблема непризнанных государств в современном мире (на примере Донецкой Народной республики)»

Проблема непризнанных государств в современном мире (на примере Донецкой

Народной Республики)

The problem of unrecognized in the modern world (on the example of the Donetsk People's

Republic)

Павленко Надежда Романовна

Студентка 4 курса Направление подготовки: Зарубежное регионоведение Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова

Россия, Архангельск e-mail: nadya.pavlenko. 99@mail. ru

Pavlenko Nadezhda Romanovna

4th-year student Direction of training: Foreign regional studies Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: nadya.pavlenko. [email protected]

Аннотация.

В данной статье представлен анализ проблемы определения статуса непризнанных государств (на примере Донецкой Народной Республики), которая является одной из самых сложных в международно-правовой практике. Большое внимание уделяется историческим предпосылкам возникновения данной проблемы и прогнозу ее дальнейшего развития.

Annotation.

The article gives an analysis of the problem of determining the status of unrecognized states (on the example of the Donetsk People's Republic), which is one of the most difficult in the international legal practice. Much attention is given to historical background of this problem and the forecast of its further development.

Ключевые слова: Непризнанное государство, признание государства, ООН, Донецкая Народная Республика.

Key words: Unrecognized state, recognition of the state, UN, Donetsk People's Republic.

В настоящее время далеко не все государства признаны мировым сообществом. Проблема непризнанных государств привлекает к себе внимание многих политиков, дипломатов, исследователей международного права.

Для того, чтобы грамотно разобраться в проблеме непризнанных государств, необходимо выявить определение данного термина. Непризнанное государство - это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (конституция, правительство, вооруженные силы и т.д.), не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений. Они не имеют дипломатического признания со стороны большинства государств-членов ООН, а их территория, как правило, рассматривается общепризнанными государствами как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН. Нельзя забывать, что данное понятие весьма условное, и среди ученых нет единого подхода к определению.

Вопрос признания и непризнания государств является одним из самых сложных в международно-правовой практике. Международное сообщество до сих пор не пришло к единому мнению относительно механизмов международно-правового признания государств. В целом, признание нового государства или правительства - акт, который могут совершить или отказаться совершить только другие государства и правительства, однако в современной системе международных отношений символом признания стало членство в ООН, несмотря на то, что существуют примеры международно признанных государств вне членства в ООН

(Швейцария до 2002 года). Кроме того, ряд государств-членов ООН не признается некоторыми другими государствами-членами ООН (Армения, Израиль).

Согласно Уставу ООН, прием в члены Организации «открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе ООН обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Решение принимается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. В кратком виде процедуру можно изложить следующим образом:

1 Государство направляет Генеральному секретарю заявление и письмо, в котором оно официально принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе.

2 Заявление рассматривается Советом Безопасности. Рекомендация о приеме считается принятой, если за нее проголосовали 9 из 15 членов Совета, и при этом никто из 5 постоянных членов - Китай, Российская Федерация, Великобритания, США и Франция - не проголосовали против.

3 Если Совет выносит рекомендацию о приеме, она представляется на рассмотрение Генеральной Ассамблее. Для приема нового государства необходимо большинство в две трети голосов членов Ассамблеи.

4 Членство вступает в силу с даты принятия резолюции о приеме.

Признание государства и признание правительства, в свою очередь, имеют свои различия и особенности. Признание государства имеет место, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее по различным причинам - например, революция или раздел государств. Основной критерий признания в данном варианте - независимость нового государственного образования и его самостоятельность в осуществлении власти. Признание правительства, как правило, происходит одновременно с признанием нового государства, но не всегда - например, признание правительства возможно в случае его прихода в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданская война). Основной критерий в данном случае -эффективность, т.е. фактическое обладание государственной властью на территории. Существует также такое понятие, как признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Подобная практика была широко распространена во время Второй мировой войны, и в настоящее время редко используется. Также в середине XX века имело место признание органов сопротивления и национально-освободительных движений, однако подобная практика не относится ни к признанию государства, ни к признанию правительства. Признание освободительных движений имеет своей задачей обеспечение международной защиты борющегося народа.

Упоминая борющиеся народы, необходимо остановиться на важном аспекте признания государства -соотношение принципов территориальной целостности и национального самоопределения. Это самое известное противоречие, содержащееся в Уставе ООН. Заключается оно в одновременном закреплении права нации на самоопределение, которое предоставляет народам право решать вопрос о форме своего государственного существования; и запрете любых попыток нарушения территориальной целостности государств. То есть, Декларация принципов запрещает действия, ведущие к распаду государства, но не налагает запрета на признание новых государств, вышедших из состава других. Урегулирование данного вопроса было осуществлено 4 ноября 2011 года, когда ПАСЕ приняли резолюцию №1832 - «Национальный суверенитет и государственность в современном международном праве: необходимость прояснения вопроса». В ней отмечено: «даже если бы в международном праве было признано право национальных или этнических меньшинств... такое право не давало бы автоматически права на отделение». Данный документ призвал все государства-члены воздерживаться от признания или какой-либо поддержки структур, ставших фактической властью на отдельных территориях в результате незаконного отделения (особенно тех, которые поддерживаются иностранным вмешательством). Этнические, религиозные, языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их

интересов в рамках демократического государства, но это не исключает определенных обязанностей по отношению к государству, на территории которого они находятся.

Можно сделать вывод, что место проблемы непризнанных государств в теории и практике международных отношений весьма противоречиво. Феномен подобных государственных образований воспринимается и как естественное продолжение признания права на самоопределение, и как конфликтообразующий фактор политического развития. В настоящее время в политической науке возникает явная необходимость систематизации сложившихся подходов и теорий, а также выработки механизмов решения проблем, связанных с возникновением государств.

Проблема непризнанных государств многократно возникала на международной арене. Событие, которое спровоцировало обострение данной проблемы в XX веке - это, безусловно, распад СССР. После коллапса на территории бывшего СССР образовалось несколько государственных образований, не признанных мировых сообществом - Чеченская республика Ичкерия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская республика. Позиция России в их отношении может быть описана как прагматичная, с опорой на национальные интересы. Например, в 2008 году Российская Федерация пошла на полное признание Абхазии и Южной Осетии в рамках осуществления своей геополитической цели -не допустить активизации стран НАТО на территории бывшего СССР. Однако в то же время, в целях недопущения ухудшения отношения с Западом, Россия не признает Приднестровье (увеличение влияния России в регионе, с которым даже нет сухопутной границы, вызвало бы противоречия). Что касается Нагорного Карабаха, Россия прагматично соблюдает баланс отношений, обеспечивая переговорный процесс Армении и Азербайджана.

Русская весна 2014 года привела к созданию двух новых непризнанных республик - Донецкой и Луганской.

Исторические обстоятельства, обусловившие борьбу Донецкой Народной Республики за независимость, можно описать следующим образом:

- экономическая самодостаточность региона (мощный промышленный потенциал: во второй половине XX века в регионе появились крупные комбинаты, создан Донецкий совнархоз, что положительно повлияло на экономическую ситуацию);

- наличие территории с постоянно компактно проживающим населением;

- практический опыт государственного строительства (Донецко-Криворожская республика в 1918-1919

гг.).

Необходимо отметить, почему ДНР стала камнем преткновения в отношениях между Россией и Украиной. Еще в XIX веке, с наступлением промышленной революции, основой населения Донбасса стали великороссы, которые переезжали в данный регион с целью заработка; также постепенно вливались и другие этнические компоненты - евреи, белорусы, армяне, которые во многом воспринимали элементы русской культуры. Следствием стала русскоязычность Донбасса, что было обусловлено не насильственной русификацией, как принято считать на Украине, а естественным историческим процессом.

ДНР была провозглашена в пределах Донецкой области Украины весной 2014 года в ходе массовых протестов против нового руководства страны, пришедшего к власти в результате Евромайдана (после состоявшегося референдума о самоопределении). В данный момент ДНР не получила признания ни от одного государства-члена ООН. Единственное государство, признавшее независимость ДНР - это Южная Осетия, которая сама не является членом ООН и имеет ограниченное признание. Украина не признает ДНР государством

и рассматривает ее как террористическую, сепаратистскую организацию, вооруженную с помощью России и действующую в ее интересах. Территория, контролируемая ДНР, считается временно оккупированной Россией.

Однако Россия не торопится как с признанием республики, так и тем более с присоединением. Это обусловлено, во-первых, опасением дипломатической изоляции и введения дополнительных торгово-экономических санкций. Во-вторых, немалую роль играет финансово-экономический фактор - необходимость денежных вливаний в случае принятия в состав этих республик. Кроме того, территория ДНР, в отличие от Крыма, не имеет стратегического значения для обеспечения безопасности России (на территории Крыма расположен российский флот). Следовательно, реализация «крымского сценария» в случае ДНР не представляется выгодной, и возможность такого варианта крайне мала.

Присутствует вариант «абхазского» сценария. В соответствии с ним, и ДНР, и ЛНР могут принять статус частично признанных государств. Условие реализации такой возможности - сохранение контроля над территорией в долгосрочной перспективе, что может спровоцировать признание республик государствами-членами ООН. Существует также идея «боснийского» сценария - изменения статуса государств с помощью нового соглашения, для заключения которого необходима эскалация вооруженного конфликта.

Я считаю, что «абхазский» сценарий - наиболее вероятный. Безусловно, территория ДНР сохранит особый политический статус, но вхождение в состав Украины (даже при условии сохранения «особого статуса») не представляется возможным. И «крымский», и «боснийский» сценарии возможны только в случае усугубления ситуации в регионе, но более вероятно, что конфликт останется в «подмороженном» состоянии, как заявлено в докладе Центра политической конъюнктуры (возможность данного варианта - 30%). Вероятность «заморозки» подтверждается также неэффективностью предпринятых попыток урегулирования (речь идет о Минских соглашениях). Следовательно, дальнейшая судьба территории зависит от того, смогут ли власти осуществлять бесперебойный контроль над территорией, не усугубляя при этом внутренних и внешних противоречий во избежание эскалации вооруженного конфликта - и если через 3-5 лет исход будет положительный, есть вероятность перехода ДНР в статус частично признанного государства.

Список используемой литературы:

1. Донбасс - предпосылки и предыстория народных республик [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://news.rambler.ru/cis/36398064-donbass-predposYlki-i-predYStoriYa-narodnYh-respublik/7updated, свободный (дата обращения : 25.11.2019). - Загл. с экрана.

2. Жмилевский, В. Д. Непризнанные и частично признанные государства: географические аспекты исследований [Электронный ресурс] / В. Д. Жмилевский // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 133-136. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/134/37544/, свободный (дата обращения : 19.11.2019).

3. Курдюков, Г. И. Признание и непризнание в практике ООН [Электронный ресурс] / Г. И. Курдюков // Вестник экономики, права и социологии. - 2008. - №5. - С. 64-70. - Режим доступа : https://cYberleninka.ru/article/n/priznanie-i-nepriznanie-v-praktike-oon/viewer, свободный (дата обращения : 19.11.2019).

4. Николаев, Д. Г. Феномен непризнанных государств в мировой политике [Электронный ресурс] / Д. Г. Николаев // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. -2010. - №1. - С. 27-41. - Режим доступа : https://cyberleшnka.rUarticle/n/fenomen-nepriznannyh-gosudarstv-v-mirovoy-politike/viewer, свободный (дата обращения : 18.11.2019).

5. Сербина, А. А. Проблема определения статуса непризнанных государств [Электронный ресурс] / А. А. Сербина // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. - 2010. - С. 86-92. -Режим доступа : https://cYberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniYa-statusa-nepriznannYh-gosudarstv-1/viewer, свободный (дата обращения : 21.11.2019).

6. Сквозников, А. Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности [Электронный ресурс] / А. Н. Сквозников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2011. - №2. - С. 3-12. - Режим доступа : https://cyberleшnka.ru/article/n/fenomen-nepriznannyh-i-chastichno-priznannyh-gosudarstv-i-osobennosti-ih-pravosubektnosti/viewer, свободный (дата обращения : 21.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.