Научная статья на тему 'Проблема неоднородности знаний и мотиваций студентов в образовательном пространстве высшей школы'

Проблема неоднородности знаний и мотиваций студентов в образовательном пространстве высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕОБУЧАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ / ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ЗНАНИЙ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ НЕОДНОРОДНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "UNTEACHABLE" STUDENTS / HETEROGENEITY OF KNOWLEDGE / MOTIVATION OF STUDENTS / GRADE STUDYING / PROBLEMS OF HETEROGENEITY IN STUDENT GROUPS / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Низкое качество образования, появление так называемых необучаемых студентов важнейшая проблема нашего общества. В статье речь идет об еще одной актуальной проблеме высшей школы гетерогенности знаний студентов, трудностях, связанных с этим явлением. Рассмотрены пути преодоления таких негативных явлений, как отсутствие мотивации к обучению у студентов, неоднородность студенческого контингента, появление в вузе «случайных» студентов. Преподавательская деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов устойчивых навыков к обучению. Рассматриваются факторы, способствующие повышению мотивации к обучению. Неоднородность учебной группы приводит к тому, что обучение ориентировано на слабого учащегося. Это плохо отражается на целенаправленных студентах, которые мотивированы к получению выбранной профессии. Возникает необходимость введения дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение служит созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей обучающихся с разным уровнем знаний. Оно направлено на преодоление неоднородности среди обучающихся. Индивидуальный подход, ориентирование обучения на личность студента, привлечение студента к научной работе, развитие междисциплинарных связей способствуют повышению творческого потенциала, профессиональной ориентации студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HETEROGENEITY OF KNOWLEDGE AND MOTIVATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL

The low quality of education and appearance of the so-called “unteachable” students are the most important problem of our society. The article talks about one of the acute problems of higher school as heterogeneity of students ’ knowledge and difficulties connected with this phenomenon. The authors consider ways of overcoming such negative phenomena as the lack of motivation to learn among students, heterogeneity of students and appearance of “random” students at university. University teaching activities should be aimed at formation of sustainable skills for learning. The paper examines the factors contributing to the increase of motivation to learn. The heterogeneity of study groups leads to the fact that studying process is focused on a weak learner. It influences negatively on focused students who are motivated to obtain the chosen profession. There is a need to introduce grade studying. The grade studying is used to create optimal conditions for development of interests and abilities of students with different levels of knowledge. It aims at overcoming heterogeneity among students. Individual approach, education focused on students’ personalities, attracting students to scientific work and development of interdisciplinary connections enhance creative potential and professional orientation of a student.

Текст научной работы на тему «Проблема неоднородности знаний и мотиваций студентов в образовательном пространстве высшей школы»

И.М. Баранова, канд. физ.-мат. наук, доцент, Т.А. Мащенко, канд. с.-х. наук, доцент, Брянский государственный инженерно-технологический университет,

г. Брянск, Россия, ppbarano@yandex.ru

ПРОБЛЕМА НЕОДНОРОДНОСТИ ЗНАНИЙ

И МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Низкое качество образования, появление так называемых необучаемых студентов - важнейшая проблема нашего общества. В статье речь идет об еще одной актуальной проблеме высшей школы - гетерогенности знаний студентов, трудностях, связанных с этим явлением. Рассмотрены пути преодоления таких негативных явлений, как отсутствие мотивации к обучению у студентов, неоднородность студенческого контингента, появление в вузе «случайных» студентов. Преподавательская деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов устойчивых навыков к обучению. Рассматриваются факторы, способствующие повышению мотивации к обучению. Неоднородность учебной группы приводит к тому, что обучение ориентировано на слабого учащегося. Это плохо отражается на целенаправленных студентах, которые мотивированы к получению выбранной профессии. Возникает необходимость введения дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение служит созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей обучающихся с разным уровнем знаний. Оно направлено на преодоление неоднородности среди обучающихся. Индивидуальный подход, ориентирование обучения на личность студента, привлечение студента к научной работе, развитие междисциплинарных связей способствуют повышению творческого потенциала, профессиональной ориентации студента.

Ключевые слова: необучаемые студенты, гетерогенность знаний, мотивация студентов, дифференциация обучения, проблемы неоднородности в студенческих группах, междисциплинарные связи, профессиональная деятельность.

Сегодня низкое качество образования -важнейшая проблема нашего общества. Социологи бьют тревогу: появились так называемые необучаемые студенты1. Преподаватели обязаны с ними работать, так как от количества, а не от качества контингента зависит финансирование вуза. Под этих студентов переделываются все образовательные программы, сокращается объем знаний, занижаются требования, которые должны предъявляться к будущим специалистам.

Другая проблема высшей школы - гетерогенность, то есть неоднородность аби-

туриентов по баллам ЕГЭ.2 В Брянском государственном инженерно-технологическом университете (БГИТУ) в 2016 году для студентов, поступивших на направление обучения «Строительство», коэффициент вариации проходного балла составил более 36%. Неоднородность абитуриентов связана также с навыками, заложенными в школе, и с мотивацией к получению образования.3 Здесь стоит определиться с понятием «мотивация». Мотивация - это процесс, который порождает активизацию, целенаправленность поведения при различных действиях, в ко-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

нечном счете, при обучении, при выборе профессии.4 Отсутствие мотивации при выборе профессии ведет к появлению «случайных», немотивированных студентов. Низкие проходные баллы во многих -вузах привели к тому, что вместе со студентами, целенаправленно поступившими на выбранное направление подготовки, обучаются слабо подготовленные, без соответствующей мотивации, не имеющие своей целью получение высшего образования. Неоднородность студентов неизбежно ведет к падению качества образования, к уменьшению образовательного ресурса вуза.

Известно, что знания - это активный, саморазвивающийся ресурс. К сожалению, в последние годы у студентов наблюдаются неустойчивость навыков учения, разный уровень интереса к изучаемым предметам, а школа не закладывает интеллектуальных навыков у выпускников.

Учебная деятельность в вузе должна быть направлена на повышение мотивации. Однако неоднородность учебной группы приводит к тому, что обучение ориентировано на слабого учащегося. Это плохо отражается на целенаправленных студентах, которые мотивированы к получению выбранной профессии. Поэтому требуется индивидуальный, дифференцированный подход к каждому студенту. Ведь известно, что чем тверже знания, тем больше на них можно заработать на рынке труда.

Дифференцированное обучение, которое и служит созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей обучающихся, направлено на преодоление неоднородности среди обучающихся. Слабые студенты, которые, к сожалению, есть в каждой группе, и их немало, обязывают преподавателя ориентироваться на среднестатисти-

Отсутствие мотивации при выборе профессии ведет к появлению «случайных», немотивированных студентов. Низкие проходные баллы во многих вузах привели к тому, что вместе со студентами, целенаправленно поступившими на выбранное направление подготовки, обучаются слабо подготовленные, без соответствующей мотивации.

Слабые студенты, которые есть в каждой группе, и их немало, обязывают преподавателя ориентироваться на среднестатистического студента. Есть и просто «необучаемые» студенты.

ческого студента. Есть и просто «необучае-мые» студенты.

Направлений преодоления перечисленных трудностей множество. Мы хотели бы остановиться на том, что в процессе обучения у студентов можно выработать заинтересованность и выделять мотивированных студентов. Мы видим решение проблемы гетерогенности в дифференциации обучения и в межпредметных связях. Рассмотрим это на примере нескольких дисциплин, = изучаемых по направлению подготовки бакалавров 08.03.01 Строительство в БГИТУ. Это дисциплины «Математика» (Б1.Б.6), «Геодезия» (Б2.Б8.1), «Инженерно-геодезическое обеспечение строительно-монтажных работ» (Б2.В1).

Общая трудоемкость дисциплины «Математика» составляет 468 часов (13 зачетных единиц). В соответствии с ФГОС ВО и требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы изучение этой дисциплины является основой для формирования следующих компетенций: способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат.

Дисциплина «Гео -дезия» имеет трудоемкость 144 часа (4 зачетных единицы). Целью освоения дисциплины «Геодезия» является формирование научных представлений о методах использования то-пографо-картографических материалов

и измерений на поверхности Земли; приоб- Изучение «Геодезии» представляет

ретение умений работы с основными геоде- собой овладение теоретическими и практи-

зическими инструментами, выполнения всех ческими знаниями, их оптимальным соче-

видов геодезических измерений, составле- танием. Прослушав лекционный курс, тео-

ния планов, профилей, оформления чертежей; использование сведений о геодезических измерениях, понятий теории погрешностей для решения задач при проектировании, реконструкции и реставрации сооружений.

Задачи поставлены грандиозные. Если группа неоднородна, то с большой вероятностью можно утверждать, что развить указанные компетенции, дать знания, привить навыки невозможно. Студенты обучаются с разными способностями к овладению знаний, с разными возможностями, интересами, с разной подготовкой. Не все студенты умеют рационально использовать свое время. Не все студенты умеют конспектировать услышанное на лекциях.

При изучении дисциплины «Геодезия» в негеодезических вузах5, к которым относится и БГИТУ, у студентов возникают трудности при восприятии новых терминов, новых категорий и понятий; изучение геодезических приборов также проходит нелегко из-за наличия совершенно нового материала, с которым бывший школьник раньше не сталкивался. Но изучение данной дисциплины должно способствовать развитию интереса к будущей профессии, дать основу для познания других дисциплин. То, что на начальном этапе трудно воспринимается, в дальнейшем должно стать базовой составляющей мышления и речи студента, которому требуется достойно преодолеть эти трудности, адаптироваться в обучении, принять участие в научно-исследовательской деятельности.

Нельзя не отметить значение межпредметных связей геодезии, математики в плане перехода от курса математики средней школы к изучению инженерной геодезии, важность их установления для комплексного перехода к обучению и организации учебного процесса.

То, что на начальном этапе трудно

воспринимается, в дальнейшем должно стать базовой составляющей мышления и речи студента, которому требуется достойно преодолеть эти трудности, адаптироваться в обучении, принять участие в научно-исследовательской деятельности.

ретическое объяснение преподавателя на лабораторных занятиях, студент применяет свои знания в работе с геодезическими инструментами, выполняет обработку полевых измерений изученных на занятиях съемок, выполняет построение топографических планов. В этом виде студенческой деятельности проявляются межпредметные связи: используется математический аппарат обработки результатов, графически оформляются планы и выполняется необходимое теоретическое и прикладное решение задачи.

Не смотря на трудности при изучении совершенно нового предмета, которым является геодезия, некоторые студенты проявляют творческий подход к изучению предмета, используют полученные при изучении математики знания и применяют их при усвоении основных геодезических понятий.

Как уже было сказано, преподаватель вынужден ориентироваться на среднестатистического студента. При этом мы обязаны удовлетворять высокие запросы мотивированных студентов. В сложившейся обстановке это возможно сделать, например, привлекая студентов к научной работе.

Рассмотрим пример из нашей практики. Студент строительного института при изучении дисциплины «Математика» заинтересовался темой «Графы», написал по этой теме научную работу. Изучив на первом курсе дисциплину «Геодезия» и, придя на второй курс и приступив к изучению дисциплины «Геодезическое обеспечение строительно-монтажных работ», применил полученные знания по математике и геодезии к основным видам геодезических работ. Он распознал в геодезических явлениях, изученных в курсе геодезии, новые графы. Как известно, граф - это множество точек или вершин и множество линий или ребер, со-

№ 6(80) ИЮНЬ 2017

т

единяющих между собой все или часть этих точек.6 Графы широко используются в разных разделах современной науки.

Студент выполнил научную работу по применению графов в геодезии. В своей работе он отметил, что при взгляде на географическую карту сразу бросается в глаза сеть железных дорог. Это типичный граф: кружочки, обозначающие станции, - вершины графа, а соединяющие их пути - ребра.

Геодезические измерения - сложнейший процесс, в котором нужно учитывать многие факторы, например, такие, как точность выполняемых работ. Элементы теории графов способствуют формированию картографических знаний. В процессе изучения курса геодезии предусматривается существенное развитие знаний студентов. Успешное усвоение материала и его применение возможны на основе умелого привлечения знаний и опыта из других дисциплин, в том числе математики.

Так, изучив тему «Системы координат, применяемые в геодезии», в своей работе студент написал, что плоская система прямоугольных координат, имеющая в качестве элементов ось ОХ, направление которой принимается параллельной осевому меридиа-

ну, и ось ОУ - перпендикулярную ей линию экватора, представляет собой направленный граф. Точки пересечения осей - вершина графа, а оси ОХ и ОУ являются ребрами графа.

В своей работе он привел множество примеров графов из курса геодезии. Например, он отметил граф при измерении горизонтальных углов способом приемов. Способ приемов состоит из двух полуприемов, которые выполняются при разных положениях вертикального круга для измерения угла в полуприеме. Второй полуприем выполняют для контроля измерения и снижения влияния инструментальных ошибок. Центр круга является вершиной графа, из которой выходят два ребра. Теория графов в данной задаче помогает определить величину измеряемого угла.

Изучив тему «Виды нивелирования», студент отметил, что при нивелировании «из середины» вершинами графов являются нивелиры, установленные между нивелирными рейками, ход лучей от нивелира до рейки -это ребра направленного графа.

Можно сказать, что студент самостоятельно создал концептуальный граф, который объединил две дисциплины. Творческий подход студента является примером

того, что студент не только усвоил основные понятия дисциплин «Математика» и «Геодезия», но и сумел расширить свои знания, проявил творческий подход к изученному материалу, осуществил саморазвитие.

Хочется надеяться, что, глядя на таких целеустремленных студентов, и у «случайных» студентов проявится интерес к изучаемым дисциплинам.

По мнению авторов, не стоит ориентироваться на слабых студентов. Преподавательское мастерство также должно быть направлено на то, чтобы «завлечь» студентов, пробудить у них интерес к изучаемым дисциплинам, и чтобы неоднородная по знаниям, навыкам, целям студенческая группа стала насчитывать большее число мотивированных студентов.

Таким образом, на сегодняшний день проблема мотивации студентов к обучению стоит очень остро, поэтому преподавателям высших учебных заведений необходимо так строить свою работу, чтобы студентов «захватывал» учебный процесс и у них усиливался интерес к получаемой специальности. Профессиональная направленность при ведении учебных занятий предусматривает понимание задач профессиональной деятельности. Преподаватель должен стараться вызвать у учащихся интерес к преподаваемому предмету не только за счет профессиональных знаний, но и своими личными качествами. Эффективным средством повышения мотивации является рейтинговая оценка знаний студента.

Заинтересованность при изучении отдельных предметов нужно развивать, мотивированных студентов выделять и поощрять, способствовать развитию творческого подхода к полученной при обучении информации. Заинтересованные в обучении студенты справятся с проблемой профессиональной мотивации и из них получатся хорошие, творчески думающие, квалифицированные специалисты, конкурентоспособные на рынке труда, владеющие профессией и ориентированные в смежных областях производственной и научной деятельности.

Литература

1. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86-89.

2. Балашова И.В., Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 4 (32). С. 129-141.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003. 860 с.

4. Лазарева О. П. Проблемы мотивации студентов вуза к обучению // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50). С. 46-48.

5. Нестеренок М.С. О внедрении инноваций в преподавание геодезии при профессиональной подготовке инженеров и техников-строителей // Вестник БНТУ 2008. № 5. С. 107-109.

6. Судоплатов С.В. Дискретная математика. М.: Изд-во НГТУ, 2010. 279 с.

THE PROBLEM OF HETEROGENEITY OF KNOWLEDGE AND MOTIVATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER SCHOOL

I.M. Baranova, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent, T.A. Maschenko, Candidate of Agricultural Sciences, Docent, Bryansk State University of Engineering and Technology, Bryansk, Russia, ppbarano@yandex.ru

The low quality of education and appearance of the so-called "unteachable" students are the most important problem of our society. The article talks about one of the acute problems of higher school as heterogeneity of students' knowledge and difficulties connected with this phenomenon. The authors consider ways of overcoming such negative phenomena as the lack of motivation to learn among students, heterogeneity of students and appearance of "random" students at university. University teaching activities should be aimed at formation of sustainable skills for learning. The paper examines the factors contributing to the increase of motivation to learn. The heterogeneity of study groups leads to the fact

that studying process is focused on a weak learner. It influences negatively on focused students who are motivated to obtain the chosen profession. There is a need to introduce grade studying. The grade studying is used to create optimal conditions for development of interests and abilities of students with different levels of knowledge. It aims at overcoming heterogeneity among students. Individual approach, education focused on students' personalities, attracting students to scientific work and development of interdisciplinary connections enhance creative potential and professional orientation of a student. Key words: "unteachable" students, heterogeneity of knowledge, motivation of students, grade studying, problems of heterogeneity in student groups, interdisciplinary relations, professional activity.

References

1. Denisova-SHmidt E.V., Leont'eva EH.O. Kate-goriya «neobuchaemyh studentov kak social'nyj fenomen universitetov (na primere dal'nevos-tochnyh vuzov) [The category of «unteachable» students as a social phenomenon of universities (on the example of far Eastern universities)] // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. №9. S. 86-89.

2. Balashova I.V., Tihomirova E.L., SHadro-va E.V. Issledovanie potrebnostej geterogennyh grupp obuchayushchihsya [A study of the needs of heterogeneous groups of students] // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2014. № 4 (32). S. 129141.

3. Hekhauzen H. Motivaciya i deyatel'nost' [Motivation and activity]. M.: Smysl, 2003. 860 s.

4. Lazareva O.P. Problemy motivacii studentov vuza k obucheniyu [Problems of motivation of students to learn] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016, №8(50). S.46-48

5. Nesterenok M.S. O vnedrenii innovacij v prepoda-vanie geodezii pri professional'noj podgotovke inz-henerovi tekhnikov-stroitelej [To introduce innovations in the teaching of geodesy at training engineers and construction technicians] // Vestnik BNTU. 2008. № 5 C. 107 - 109.

6. Sudoplatov S. V. Diskretnaya matematika [Discrete mathematics]. M.: NGTU, 2010. 279 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.