И.М. Баранова, канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой «Математика», Брянский государственный инженерно-технологический университет,
г. Брянск, Россия, В.Б. Пугин, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, Северный институт предпринимательства, г. Архангельск, Россия, [email protected], [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: МАССОВИЗАЦИЯ, ГЕТЕРОГЕННОСТЬ, НЕОБУЧАЕМОСТЬ
В советский период в силу превалирования добывающих отраслей в нашей стране сложилась сырьевая модель экономики, которую в 1990-е годы унаследовала современная Россия. И поскольку все сферы жизни общества связаны и взаимозависимы, данная модель экономики накладывает негативный отпечаток на различные аспекты социальной жизни, в том числе такие важнейшие сферы, как наука и образование. Наука и образование востребованы, прежде всего, в обществе с прогрессивной инновационной экономикой, а преобладание в нашей стране экономики добывающей влечет недооценку в общественном сознании значимости качественного образования. Коммерциализация высшего образования в 1990-е годы, резкий рост числа высших учебных заведений ещё больше усугубили проблему, повлекли за собой массовизацию высшего образования. В статье этот процесс рассмотрен на примере Архангельской и Брянской областей. В высшие учебные заведения стало поступать значительное число «случайных» людей, что привело к появлению такого феномена, как академическая и мотивационная гетерогенность в студенческих группах. Возникло такое явление, как не-обучаемые студенты. Не меньшей проблемой является и то, что система финансирования высших учебных заведений, в том числе государственных, побуждает последние сохранять у себя даже такой студенческий контингент. Такая ситуация является угрозой для интеллектуального потенциала общества и ведет к его деградации.
Ключевые слова: высшее образование, массовизация, академическая гетерогенность, мо-тивационная гетерогенность, необучаемые студенты, качество образования, условный перевод, демографическая яма.
В настоящее время все сферы жизни общества претерпевают значительные изменения. Существенные перемены наблюдаются и в системе образования: введение Единого государственного экзамена, что вызывает споры уже более десяти лет, внедрение постоянно меняющихся федеральных образовательных стандартов (ФГОСов), переход на многоуровневую систему подготовки, появление понятия «образовательные услуги». Эти и другие факторы, связанные с реформированием системы высшего образования, а также сложная демографическая ситуация поро-
дили и много проблем современной высшей школы.
Одной из важнейших негативных тенденций последних десятилетий стала так называемая массовизация высшего образования. В 1992 году был ликвидирован плановый советский лимит, то есть ограниченное число мест в вузах, разрешено платное образование. Несмотря на демографическую яму, наблюдающуюся с 2000-х годов, когда количество выпускников школ ежегодно уменьшалось, число высших учебных заведений и численность студентов, в них обучающихся, постоянно росло (табл. 1) 1.
Таблица 1
Динамика численности высших учебных заведений и студентов в России
Год Число образовательных учреждений системы высшего образования, тыс. ед. Численность студентов образовательных учреждений системы высшего образования, тыс. чел. Численность населения, млн чел. Численность студентов на 100 000 населения, чел.
1990 514 2824,5 148,3 190
1995 710 2790,7 148,0 188
2000 965 4741,4 146,3 324
2005 1068 7064,6 143,8 493
2010 1115 7049,8 142,9 454
2015 950 4766,5 146,5 325
Особенно значимым рост числа вузов был с 1990 года по 2000 год: с 1990 года по 1995 год их число выросло на 196 единиц, а с 1995 года по 2000 год - на 255. С 2005 года по 2010 год происходило замедление темпов роста числа высших учебных заведений. В эти же годы произошел рост числа студентов вузов. Наиболее значимый рост наблюдался с 2000 года по 2005 год. И это при том, что общая численность населения на протяжении всего указанного периода сокращалась. Таким образом, на 100 тыс. населения России в этот период приходилось все большее число студентов, что подтверждается данными статистики. С 2010 года по 2015 год наблюдалось некоторое сокращение числа студентов и самих вузов.
Данная общая тенденция подтверждается показателями по субъектам Российской Федерации. Идентичность общности динамики изменений исследована авторами на примере Архангельской и Брянской областей (табл. 2)2.
С 1990 года по 2005 год в Архангельской и Брянской областях происходил значительный рост числа студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Также до 2010 года наблюдался устойчивый рост числа студентов, обучающихся в негосударственных вузах. При этом с 2005 года по 2010 год в Архангельской области число студентов, обучающихся в государственных и муниципальных вузах, сократилось. Число обучающихся в негосударственных высших учебных заведениях выросло в 1,7 раза, а в Брянской области численность данного контингента обучающихся выросла в 1,9 раза, что связано с развитием в этот период в данных регионах и в стране в целом системы негосударственного высшего образования.
Наличие демографической ямы, сокращение численности выпускников школ при значительном количестве высших учебных заведений (государственных и негосударственных) провоцирует практику, когда вузы
Таблица 2
Численность студентов образовательных учреждений системы высшего профессионального образования в Архангельской и Брянской областях, тыс. чел.
Архангельская область Брянская область
Год Всех образовательных учреждений системы высшего образования Государственных и муни- Него-судар- Всех образовательных учреждений системы высшего образования Государственных и муни- Него-судар-
ципальных ственных ципальных ственных
1990 14,5 - - 17,1 - -
1995 16,8 16,0 0,8 15,7 15,7 -
2000 32,3 30,0 2,3 27,0 25,7 1,3
2005 47,7 43,8 3,9 45,9 40,3 5,6
2010 42,2 35,7 6,5 57,2 40,6 10,6
2015 22,7 18,9 3,8 34,5 27,9 6,6
дискуссия
журнал научных публикаций
стараются сохранить каждого поступившего, пусть и «неуспевающего» студента. В университетах и институтах издаются специальные локальные нормативные акты, ссылающиеся на ст. 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, позволяющие поставить практику сохранения в вузах необучаемых студентов на «правовую основу». Так, в документе «Порядок условного перевода на следующий курс обучающихся в ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"», в частности, говорится, что «целью условного перевода является соблюдение требований ФЗ об образовании, обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод, предоставление обучающимся возможности продолжения обучения и одновременной ликвидации появившейся задолженности. Условный перевод обучающихся осуществляется в случаях, если:
— обучающийся не прошел промежуточную аттестацию по уважительной причине (болезнь, другое - при наличии подтверждающих документов);
— обучающийся имеет по итогам промежуточной аттестации академическую задолженность.
Академической задолженностью обучающегося признаются его неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение им промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин» 3.
При этом в пункте об уважительных причинах условного перевода студента в данном документе не разъясняется, что имеется ввиду под термином «другое», не уточняется понятие «несколько несдан-ных предметов». Все это позволяет вузу переводить на следующие курсы студен-
тов с любым количеством задолженностей. Ясно, что такая ситуация не способствует укреплению академической дисциплины среди студентов и позволяет числиться в вузе студентам с любым уровнем подготовки и любыми способностями к обучению. Студенты этим злоупотребляют, качество их образования низкое. Они не способны выполнить обязательства по освоению выбранной образовательной программы. Следовательно, государство будет иметь плохих специалистов, что негативно скажется на состоянии экономики страны, культуре и здоровье общества в целом.
При отсутствии постиндустриальной экономики, основанной на знаниях и прогрессе высоких технологий, спроса в обществе на специалистов высокой квалификации мотивацией к массовому поступлению в высшие учебные заведения выпускников школ, а также иных возрастных категорий населения (в основном на заочные отделения) является спрос не на высокую квалификацию, а на диплом. Массовое поступление в вузы обусловлено и тем, что средние специальные учебные заведения (профтехучилища, техникумы и др.) потеряли прежнее значение и статус и перестали рассматриваться потенциальными абитуриентами как привлекательные объекты приложения знаний. Данный феномен, а также невысокие проходные баллы по ЕГЭ в региональных высших учебных заведениях и возможность поступления на платной основе приводят к тому, что бывший контингент профессиональных училищ оказывается в вузах.
Как следствие всего вышеозначенного уже с середины 1990-х годов наблюдается гетерогенность студенческого контингента. Гетерогенность (неоднородность) - это существенные различия в уровне школьной подготовки, качестве знаний4 (академическая гетерогенность), а также различия
При отсутствии постиндустриальной экономики, основанной на знаниях и прогрессе высоких технологий, спроса в обществе на специалистов высокой квалификации мотивацией к массовому поступлению в высшие учебные заведения выпускников школ, а также иных возрастных категорий населения является спрос не на высокую квалификацию, а на диплом.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
в мотивации5 студентов к обучению, в целях их поступления в вуз (мотивационная гетерогенность). Для России эта проблема остается малоизученной, хотя в последнее время стали появляться работы о гетерогенности студенческих групп.
Возник термин «необучаемые студенты». В работе Е.В. Денисовой-Шмидт и Э.О. Леонтьевой «Категория "необучае-мых" студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов)» сформулированы некоторые признаки «необучаемости», по которым выделяют несколько групп необучаемых студентов. К первой группе отнесены те студенты, у ко -торых нет способностей для освоения вузовской программы из-за низкого уровня базовой, то есть школьной, подготовки. Ко второй группе принадлежат студенты, которые попадают в вуз не для учебы, а для популяризации учебного заведения. Они участвуют в спортивных сорев-
Неоднородность студенческой группы, наличие в ней необучае-мых студентов делают невозможным процесс сообучения, когда от способностей одного студента зависят результаты остальных.
нованиях, успешно выступают в различных конкурсах, в КВН и т.д. К третьей, самой малочисленной, группе можно отнести тех, кто не воспринимает правила пребывания в вузе.6
Неоднородность студенческой группы, наличие в ней необучаемых студентов делают невозможным процесс сообучения, когда от способностей одного студента зависят результаты остальных.
В одной студенческой группе обучаются студенты с разным уровнем знаний. Преподаватель должен обеспечить качество знаний. Как известно, качество знаний характеризуется полнотой, прочностью, системностью, фундаментальностью и т. п. Выполнить эту задачу в группе, где собраны студенты с разным уровнем подготовки, различными целями пребывания в вузе, практически невозможно7.
Указанные выше проблемы (массо-визация, академическая и мотивационная
неоднородность, необучаемость) привели к девальвации самого понятия «высшее образование». Это негативно сказывается на состоянии общества. Известно, что образование сегодня - это будущее страны завтра.
В настоящее время проводится политика по сокращению числа негосударственных образовательных учреждений системы высшего образования, а также их многочисленных филиалов. Если пользоваться банковским термином, то наблюдается санация высших учебных заведений, что на фоне озвученных ранее проблем - вполне обоснованная и своевременная мера. Это должно поднять престиж высшей школы, укрепить ценность диплома о высшем образовании и улучшить качество образования в высшей школе.
Литература
1. Российский статистический ежегодник - 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
bgd/regl/b16_13/Main.htm (дата обращения: 26.09.2017).
2. Там же.
3. Официальный сайт Удмуртского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://i.udsu.ru/files/04-education/methodics/9_Poryad-ok_uslovn_perevod.pdf (дата обращения: 12.10.2017).
4. Балашова И.В., Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск.
2014. № 4 (32). С. 129-141.
5. Лазарева О.П. Проблемы мотивации студентов вуза к обучению // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50). С. 46-48.
6. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования.
2015. № 9. С. 86-93.
7. Баранова И.М., Мащенко Т.В. Проблема неоднородности знаний и мотиваций студентов в образовательном пространстве высшей школы // Дискуссия. 2017. № 6 (80). С. 80-85.
MODERN PROBLEMS OF THE HIGHER SCHOOL: MASSIFICATION, HETEROGENEITY AND LEARNING DISABILITY
I.M. Baranova, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent, The head of the department "Mathematics", Bryansk State Technological University of Engineering, Bryansk, Russia, [email protected] V.B. Pugin, Candidate of Philosophy, Docent, The head of the department of humanitarian and social disciplines, North Institute of Entrepreneurship, Arkhangelsk, Russia, [email protected]
In soviet period due to mining branches in our country the raw materials' model of economy had been formed, which was inherited then by the modern Russia. Since all spheres of society's life are connected and interconnected, this model of economy has a negative side in different spheres of social life, including so important ones as a science and an education. Science and education are important is the society with progressive innovative economy, and prevailing of the mining economy in our country leads to underestimation of higher education's significance in public mind. In 90th the higher education's commercialization, rapid growth of institutions of higher education made the situation worse and led to massification of higher education. This process is considered on the example of Arkhangelsk and Bryansk oblasts. A lot of "random " people enter universities and it caused a phenomenon as academic and motivational heterogeneity in student groups. The phenomenon as "students with learning disability" has come. Another one problem is a financing system of institutions of higher education, including state ones; it makes universities to work even with these students. Hence, there is a threat to intellectual potential of our society and this process is coming to degradation.
дискуссия
журнал научных публикаций
Key words: higher education, massification, academic heterogeneity, motivational heterogeneity, students with learning disability, quality of education, relative transition, demographic "pit".
References
1. FSGS Rossijskij statisticheskij ezhegodnik - 2016 [Russian statistical Yearbook - 2016]. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/Main.htm (accessed: 26.09.2017).
2. FSGS Rossijskij statisticheskij ezhegodnik - 2016 [Russian statistical Yearbook - 2016]. URL: http:// www. gks. ru/bgd/regl/b 16_ 13 /Main. htm (acce ssed: 26.09.2017).3. Oficial'nyj sajt Udmurtskogo gosu-darstvennogo universiteta [Official website of the Udmurt state University]. URL: http://Ludsu.ru/files/04-education/methodics/9_Poryadok_uslovn_perevod. pdf (accessed: 12.10.2017).
4. Balashova I.V., Tihomirova E.L., SHadrova E.V Issledovanie potrebnostej geterogennyh grupp obu-chayushchihsya [A study of the needs of heterogeneous groups of students]. Psihologo-pedagogicheskij poisk. Zhurnal. 2014. № 4 (32). S. 129-141.
5. Lazareva O.P. Problemy motivacii studentov vuza k obucheniyu [Problems of motivation of students to learn]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 8 (50). S. 46-48.
6. Denisova-SHmidt E.V, Leont'eva EH.O. Kat-egoriya «neobuchaemyh» studentov kak social'nyj fenomen universitetov (na primere dal'nevostochnyh vuzov) [The category of «unteachable» students as a social phenomenon of universities (on the example of far Eastern universities)]. Sociologicheskie issledovaniya. Zhurnal. 2015. № 9. S. 86-93.
7. Baranova I.M., Mashchenko T.V. Problema neodnorodnosti znanij i mo-tivacij studentov v obrazovatel'nom prostranstve vysshej shkoly [The problem of heterogeneity of knowledge and motivation of students in educational space of high school]. Diskussiya. Zhurnal. 2017. № 6 (80). S. 80-85.