5. Leichik V.M. Languages for special purposes in the structure of modern national language. Stereot-opnost' i tvorchestvo v tekste. sb. nauch. trudov. Vipusk 9. Perm: Izd-vo Permskogo un-ta. 2005. P. 153-160. [in Russian].
6. Mikhalkin N.V. Genesis, philosophy and methodology of science. M.: Izd-vo MGOU, 2007. P. 363. [in Russian].
7. Neliubin L.L. Explanatory dictionary of translation terms. M.: Flinta: Nauka, 2003. P. 320. [in Russian].
8. Novikova T.A. Modeling of terminological system on the basis of thesaurus description of terms in students'professional training in a technical university. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). Orel, 2008. P. 36. [in Russian].
9. Polikovskaya S.I. Selection and organization of learning vocabulary for reading specialized literature (non-lin-guisticuniversity). Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 1983. P. 199. [in Russian}.
10. Superanskaya A.V., Podolskaya N.V., Vasilyeva N.V. General terminology: Theoretical problems. M.: Librokom, 2012. P. 248. [in Russian].
11. Tolikina E.N. Some linguistic issues in the study of the term. Lingvisticheskie problemy nauchno-tekh-nicheskoy terminologii. L.: Nauka. 1970. P. 53-67. [in Russian].
12. Khomutova T.N. Language for special purposes (LSP): linguistic aspect. Izvestia RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. №71. P. 96-106 [in Russian].
Сведения об авторе: Кузьмина Марина Андреевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики, Московский государственный университет геодезии и картографии, г. Москва, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Kuzmina Marina Andreevna,
Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Linguistics, Moscow State University of Geodesy and Cartography, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
УДК 4и(07) ББК 81р30
О.П. Лазарева
повышение познавательного интереса и учебной мотивации к изучению иностранных языков в университете
Автор статьи рассматривает проблему повышения учебной мотивации в вузе, анализируя ситуацию, сложившуюся в процессе обучения иностранным языкам. Проведено теоретическое обобщение направлений и подходов к изучению мотивации. Предложен авторский подход к проблеме мотивации изучения иностранных языков. Обозначены проблемные поля повышения познавательного интереса к изучению иностранных языков. Рассмотрена роль различных видов мотивации в процессе обучения. Дана характеристика группе необучаемых студентов, представляющих наибольшую трудность в обучении. Проанализированы основные причины снижения мотивации к изучению иностранных языков, зависящие как от ситуации в обществе, так и от самих студентов и преподавателей.
Проанализированы основные виды деятельности в вузе, влияющие на мотивацию и познавательный интерес к обучению. Предложены основные способы повышения мотивации к изучению иностранных языков.
Ключевые слова: познавательный интерес, мотивация, изучение иностранных языков, вуз, деятельность.
O.P. Lazareva
the increase of cognitive interest and motivation to learning foreign languages at university
The problem of motivation in learning at university and analyses the situation of teaching foreign languages is discussed. The author gives the generalization of different approaches to motivation investigation and suggests her own approach to the motivation of foreign languages learning. The problems of cognitive interest increase and the role of different types of motivation in the process of study are indicated. A group of students that can't study well and the most important reasons for decrease of the motivation in foreign languages learning is analyzed. The reasons given in the article are connected with the situation in the society, lecturers and students of universities.
The main types of university activities that influence motivation in learning and cognitive interest are described. The main ways of increase of motivation in foreign languages learning are suggested.
Key words: cognitive interest, motivation, foreign languages learning, university, activity.
ro
ca ф
^ ro
to
ro
d о
В настоящее время знание иностранных языков требуется от специалистов различного уровня и сферы деятельности. Языковая подготовка студентов в университете стала одним из основных видов деятельности, что подтверждается существующими учебными программами. Но наличие таких программ не говорит о том, что на выходе все студенты будут владеть иностранным языком на должном уровне. Перед современным преподавателем иностранных языков стоит очень важная проблема повышения мотивации к изучению иностранных языков. Как привить познавательный интерес к обучению, как сделать его насущной необходимостью личностного и профессионального развития студентов? Этот вопрос задает себе практически каждый преподаватель иностранных языков, заинтересованный в результате своей работы. В данной статье речь пойдет о проблеме мотивации молодежи к изучению иностранных языков, а также о способах ее преодоления.
Мотивация является основной проблемой для преподавателей иностранных языков в вузах, так как у большей части наших студентов низкий познавательный интерес к изучению иностранных языков. Кроме этого, многие студенты имеют слабое представление о том, понадобится ли знание второго языка им в будущем, у них нет четкой мысли по этому поводу, для них это что-
то неопределенное и далекое. Поэтому первым шагом в решении данной проблемы должно стать понимание самих преподавателей значения и огромной роли мотивации в любом обучении. Именно мотивация является ключевой силой, подталкивающей студента к выполнению заданий по предмету, к проведению необходимого времени для изучения, к использованию собственной энергии и сил для осуществления задач в обучении. Мотивация - это сложный феномен, включающий в себя и желание самого человека что-то делать, и его чувство необходимости чего-то достичь, и сам успех в результате работы, его любопытство к новому и т.д. Все эти факторы играют свою определенную роль в любом обучении.
Цель данной статьи - изучить роль познавательного интереса и мотивации при изучении иностранных языков, выявить основные пути разрешения проблемы повышения мотивации студентов. Для осуществления данной цели было поставлено несколько задач, а именно:
• рассмотреть различные подходы к проблеме мотивации в целом;
• исследовать мотивацию как основную движущую силу на пути приобретения знаний;
• изучить так называемых «необу-чаемых» студентов, которые относятся к поколению, живущему в виртуальном мире;
• проанализировать основные виды деятельности в вузе, влияющие на мотивацию к изучению иностранных языков.
Термин «мотивация» можно поставить в один ряд с такими словами, как, например, «справедливость», «мир во всем мире»... Мы все знаем, что это очень хорошо, но не знаем как этого лучше добиться. Мы можем говорить о внутренней и внешней мотивации, которая способна заставить наших студентов учить иностранный язык, но порой нам сложно активировать эти мотивирующие компоненты, когда мы сталкиваемся с преградами на своем пути.
В процессе работы над статьей изучались различные подходы к проблеме мотивации. Проблема имеет давнюю историю. Многие ученые обращались к ней в своих попытках объяснить действия человека. Ведь от мотивации зависит не только наше поведение и обучение, но также и наше восприятие мира, представление о нем и мышление.
Данной теме посвящены труды таких зарубежных ученых, как Пфендер («Мотив и мотивация», 1911), Янг («Мотивация и поведение», 1936) и др. Существует несколько подходов к проблематике. Рассмотрим вкратце каждый из них.
Так, первый подход, родоначальником которого считается Мак-Дауголл, основан на теории инстинкта. Последователи данного подхода, Лоренц и Тим-берген, в своей теории доказывают, что наше поведение основывается на инстинктах и побуждениях. Они выделяют такие аспекты человеческого действия, как: познавательный (человек получает и перерабатывает информацию), эмоциональный (после того, как человек переработал полученную информацию, он эмоционально возбуждается) и двигательный аспект (когда человек полностью готов к действиям).
Второй подход к изучению мотивации, теоретико-личностный, основан на психологии личности. Родоначальниками данного подхода считается несколько ученных: Вундт, Ах, Дарвин, Фрейд. Именно они доказали, что человек способен быстро приспосабливаться к из-
меняющимся условиям благодаря тому, что в процессе приобретения жизненного опыта он делает соответствующие выводы и тем самым сохраняет свой вид. В данном случае личность и ее индивидуальные отличия описываются и понимаются с точки зрения мотивации, а сама мотивация человека объясняет реальное поведение.
Третий подход - теоретико-ассоциативный, в котором прослеживается интерес к изменению ассоциаций между стимулом и реакцией. Здесь следует выделить таких ученых, как Джеймс, Торндайк, Павлов. Они считали, что в результате развития нервной системы появляется человеческое сознание. Согласно данной теории человек управляет внешними и внутренними раздражителями, играющими основную роль в его поведении.
Рассматривая мотивацию с различных точек зрения, невозможно дать единое определение данному явлению. Так, согласно Х. Хекхаузену, «мотивация не является единым процессом, равномерно от начала до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» [6, с. 18].
Таким образом, на сегодняшний день нет единой теории изучения проблемы мотивации, исследование данного феномена продолжается, и тема, затронутая в статье, является актуальной, особенно для образовательной сферы. Ведутся споры по поводу различных типов мотивации и их влияния на деятельность человека, в том числе и студента, обу-
го со
н о
О Ф
X I-
Ю Ф
ф I-
н 5 ф
го со
0 ^ ф I
а. ^ £ т
1 со
0 °
! £ с *
n
со го го
1
и 2
I ^ ф I
р
-О ^
со т
о ^
С *
го
ш
ф
^ го
со
го ^
С
о
чающегося в стенах вуза. Но каковыми бы ни были споры, все исследователи этой сферы приходят к единому выводу о том, что мотивация является основной движущей силой любого вида деятельности, в том числе и образовательной. По определению А.Н. Леонтьева она (мотивация) - «мотор деятельности». Но, в отличие от целей, которые ставит перед собой человек, мотивы и мотивация им не осознаются: «когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают» [4, с. 122].
Получение образования в вузе сегодня очень популярно, многие молодые люди стремятся к этому, так как понимают, по словам Е.Ю. Колесниковой, что «высшее образование выступает значимым элементом образовательной траектории человека. На сегодняшний день это практически единственный демократичный инструмент вертикальной мобильности и построения успешной жизненной карьеры молодого человека. В настоящее время все граждане страны, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют законодательное право получить образование, в том числе и высшее» [3, с. 125]. Познавательный интерес студентов формируется в процессе обучения. Здесь немаловажную роль играют преподаватели, которые ведут не только учебную, но и воспитательную работу. Именно эти два вида деятельности влияют на мотивацию. Так, в процессе воспитательной работы преподаватели имеют возможность формировать у студентов определенные моральные ценности, которые в дальнейшей жизни помогут им сознательно совершать те или иные поступки. Если говорить о повышении мотивации к изучению иностранных языков, то можно выделить развлекательные или обучающие мероприятия, основной целью которых должно быть повышение интереса к иностранному языку. В процессе различных игр и развлечений студенты узнают что-то новое о людях и культуре других странах, в этом случае иностранный язык способствует их самовыражению, познанию того, что
отлично от привычного, знакомого, возбуждает их интерес к обучению.
Что касается учебной деятельности студентов неязыковых вузов, то она должна быть организована таким образом, чтобы постоянно поддерживать мотивацию к изучению иностранных языков. Если у студентов появится интерес к использованию иностранного языка для общения, для чтения оригинальной литературы, для продвижения по службе в будущем, они будут понимать, что язык необходим для достижения каких-либо целей в профессиональной деятельности, на наш взгляд, они заинтересуются изучением иностранных языков, пусть даже неосознанно, и достигнут хороших результатов. Преподаватели должны использовать такие методы обучения, которые бы делали занятия не только интересными, но и способствовали пониманию и взаимодействию между преподавателем и студентами. Когда студенты будут видеть заинтересованность преподавателя в результатах в своей работы, они будут понимать, что это нужно и им. На сегодняшний день существует множество способов повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков. Обмен студентов -самый действенный, но, к сожалению, не всегда возможный способ. Приглашение зарубежных преподавателей дает возможность студентам общаться и выражать свои мысли на иностранном языке. Проведение научных и практических конференций на иностранном языке, особенно с привлечением иностранных студентов, публикации в зарубежных журналах заставляют студентов задуматься о необходимости знания иностранного языка для выражения своих идей и мыслей, обсуждения насущных проблем со своими партнерами из-за рубежа. Преподаватели иностранных языков, по нашему мнению, имеют целый арсенал «инструментов», которые могут мотивировать студентов к изучению языка, только этот арсенал необходимо правильно использовать. Так, использование коммуникативного метода обучения на занятиях дает нам возможность побудить студентов к разговору, т.е. раскрывает их коммуникатив-
ную мотивацию, благодаря которой они начинают понимать тот факт, что иностранный язык можно использовать как средство общения, тем самым получая удовлетворение от того, что они делают. Здесь немаловажную роль играет доброжелательная обстановка на занятии, доверительные отношения между преподавателем и студентами, между самими студентами. Все это зависит от того, может ли преподаватель организовать свою работу так, чтобы учитывать интересы своих подопечных. На занятиях по иностранному языку у преподавателя есть возможность конструировать ситуации, близкие к реальным, интересным для студентов, тем самым вовлекая всех участников в обсуждение, потому что они начинают чувствовать реальную потребность взаимодействия с другими участниками. Мотивация к разговору (важному аспекту в изучении любого языка) не возникает сама по себе, здесь требуется ежедневная работа преподавателя по подбору материала, тем для высказываний, упражнений, направленных на снятие языкового барьера, видов работы, в которых студенты почувствуют потребность использования языка. Ролевые игры, парная и групповая работа способствуют общению студентов в любых ситуациях, независимо от темы, уровня владения иностранным языком и наличия собеседника.
На современном этапе развития нашего общества очень сложно заинтересовать студентов в изучении иностранных языков. Нынешние студенты - это поколение, которое в большей степени воспитано телевизором и компьютером, особенно компьютером. С помощью этого устройства они попадают в интернет, в так называемый виртуальный мир, в котором можно почувствовать полную свободу от какого бы то ни было контроля, свободу делать все, что хочется, в том числе и осуществлять свои асоциальные желания, безнаказанно делать то, что запрещено в реальной жизни. В социальных сетях дети могут создавать желаемый образ и поддерживать его, проявлять свою индивидуальность, добиваться успеха и завоевывать популярность [1, с. 127].
У детей, которые проводят большую часть своего времени в интернете, постоянно перегружая свой мозг информацией, «атрофируется мотивация к обучению, им становится неинтересно, они не могут удержать внимание» [5, с. 75].
И вот такие дети приходят в университет. Многие из них «необучаемы» в принципе. Но по причине предоставления платных услуг вузы адаптируют свои программы под таких студентов, так как они для них - основной источник инвестиций. Многие студенты изначально ориентированы только на оценки, на хороший диплом, а не, к сожалению, на знания и умения, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. Мы не говорим только о студентах-очниках, потому что в этой категории обучающихся большинство - все-таки обучаемы. Речь идет о таких формах обучения, как заочное, дистанционное и др. «Студенты заочной формы обучения составляют значительный по численности контингент, по характеристикам базовой подготовки и мотивированности к учебе проигрывающий студентам-очникам. Данные опросов показывают, что ни престиж вуза, ни качество образования не являются для заочников существенными признаками при выборе вуза» [2, с. 90]. Некоторых студентов принимают в вузы на целевое обучение, так как они показывают хорошие результаты в спорте, актерстве, музыке. Таких студентов с удовольствием берут в вузы, так как хорошие показатели в соревнованиях и конкурсах очень важны в условиях нынешней конкуренции среди вузов. И основная задача таких студентов - не учеба, а участие в различных мероприятиях, защищающих честь вуза. Мотивация к учебе у таких студентов занижена, так как они уверены, что получат хорошие оценки за другие виды деятельности. Здесь речь идет о внешних демотиваторах, снижающих интерес к учебе. Стоит также упомянуть и роль науки в обществе. Если в обществе не престижно заниматься наукой, государство не уделяет внимания развитию образования, то и уровень интереса к обучению снижается.
го со
н о
О Ф
X I-
Ю Ф
ф I-
н 5 ф
го со
0 ^ ф I
а. ^ £ т
1 со
0 °
! £ с *
n
со го го
1
и 2
I ^ ф I
р
-О ^
со т
о ^
С *
Говоря о снижении мотивации к изучению иностранных языков, необходимо также сказать о причинах снижения познавательного интереса среди студентов, зависящих от преподавателей и студентов. Так, преподаватель может не владеть в должной степени современными методами преподавания иностранных языков, он может неправильно выбирать материал для занятий, который может быть социально не интересным для студентов, его может быть слишком много либо слишком мало, что не есть хорошо в обоих случаях. Иногда преподавателям приходится работать с очень старыми, не аутентичными, учебниками или учебно-методическими пособиями, что приводит к непониманию со стороны студентов и, в конечном итоге, снижению их интереса.
Некоторые преподаватели неправильно строят свои отношения со студентами, что тоже приводит к снижению интереса к предмету. Но снижение интереса к изучению может зависеть и от самих студентов, когда они изначально приходят в вуз с очень низким уровнем знаний, когда они не умеют работать и находить нужную информацию самостоятельно, либо у них не сложились отношения с коллективом, с которым приходится учиться.
Таким образом, проблема мотивации студентов к изучению иностранных языков должна решаться всеми заинтересованными сторонами: студентами, преподавателями и самими вузами. Только сообща можно добиться от обучающихся заинтересованности в учебе и повышения учебной мотивации
Библиографический список
1. Гуркина, О.А. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками [Текст] / О.А. Гуркина, Д.В. Мальцева // Социологические исследования. - 2015. - № 5. - С. 123-130.
2. Денисова-Шмидт, Е.В. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) [Текст] / Е.В. Денисова-Шмидт, Э.О. Леонтьева // Социологические исследования. - 2015. - № 9. - С. 86-92.
3. Колесникова, Е.Ю. Влияние семьи на формирование мотивации к получению высшего профессионального образования у учащихся с инвалидностью [Текст] / Е.Ю. Колесникова, Е.М. Новикова // Социологические исследования. - 2014. - № 4. - С. 124-131.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
5. Хагуров, Т.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования [Текст] / Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко; Инс-т РАН; Рос. акад. соц. наук, Краснодар. регин. отд-е. - М.; Краснодар: Парабеллум, 2013. - 107 с.
6. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
Referencеs
1. Gurkina O.A., Maltseva D.V. Motives of virtual social nets usage by teenagers. Sotsiologicheskie issledova-nia, 2015. № 5. P. 123-130. [in Russian].
2. Denisova-Shmidt E.V., Leontyev E.O. Category of students who can not study as a social phenomenon of universities (by the example of Far East universities). Sotsiologicheskie issledovania, 2015. № 9. P. 86-92. [in Russian].
3. Kolesnikova E.U., Novikova E.M. Family influence on formation of motivation of handicapped students for getting high education. Sotsiologicheskie issledovania, 2014. № 4. P. 124-131. [in Russian].
4. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M. Politizdat, 1975. P. 304. [in Russian].
5. Khagurov T.A., Ostapenko A.A. Education reform as it is seen by teachers and lecturers: experience of sociological study. Institute RAN. M. Krasnodar: Parabellum, 2013. P. 107. [in Russian].
6. Khekhausen X. Motivation and activity. Saint-Petersburg: Piter, M.: Smysl, 2003. P. 860. [in Russian].
Сведения об авторе: Лазарева Оксана Петровна,
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры иностранных языков
и межкультурной профессиональной
коммуникации,
Тюменский государственный
университет,
г. Тюмень, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Lazareva Oksana Petrovna,
Candidate of Sciences (Sociology),
Academic Title of Associate Professor
Associate Professor,
Department of Foreign Languages
and Intercultural Professional Communication,
Tyumen State University,
Tyumen, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.26
А.Ф. Матушак, М.Н. Сметанина исследование межличностного аспекта
культуры доверия будущих учителей
В статье рассматривается понятие и структура культуры доверия. На основе опроса студентов педагогических специальностей, оценки выполнения заданий, метода экспертных оценок изучается межличностный аспект культуры доверия, т.е. их культура доверия преподавателям. Предлагаются критерии и показатели оценки культуры доверия. Описаны уровни межличностного аспекта культуры доверия будущих учителей. Анализируется роль культуры доверия в профессиональной подготовке будущих учителей. Сделан вывод о необходимости целенаправленно формировать культуру доверия будущих учителей.
Ключевые слова: культура доверия, профессиональная подготовка, подготовка будущих учителей.
A.F. Matuszak, M.N. Smetanina
research of teachers-to-be culture of trust interpersonal aspect
The concept and structure of culture of trust is discussed. On the basis of a survey among pedagogical students, their doing tasks and the method of experts' evaluation students' interpersonal aspect of culture of trust, i.e. culture of trust to lecturers, is studied. Criteria and indicators of culture of trust assessment are suggested. The levels of interpersonal aspect of culture of trust are described. The role of culture of trust in future educators' training is analyzed. The conclusion about the need to purposefully build future educators' culture of trust is made.
Key words: culture of trust, professional training, future educators' professional training.
Современное профессиональное образование в России традиционно предполагает наличие двух субъектов - преподавателя и студента. Но такой состав участников процесса профессиональной подготовки не является неоспоримым. Западные системы профессионального
образования все больше подчеркивают целесообразность перехода от обучения к учению, ставя под сомнение необходимость преподавателя в процессе профессиональной подготовки студента, а также указывая на изменение ролей преподавателей и студентов в учебном про-
<и ç
си H s
т >.
Si
ю
ф CÛ
о ч ъ
.0
га
ф с о го