УДК 342.72
DOI 10.21685/2307-9525-2021-9-1-17
М. А. Сидоркина
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ РОССИИ: ПРИЧИНА И РЕШЕНИЕ
Аннотация. Главной целью любого государства является обеспечение своих граждан продовольствием, именно поэтому так важен аграрный сектор экономики. В данной статье рассматривается проблема неэффективного использования сельскохозяйственных земель на территории РФ, что связано с множеством факторов, но одной из главнейшей причин является наличие устаревшей системы земельных долей.
Само по себе появление земельных долей преследовало положительные цели: государство стремилось к созданию благоприятных условий для развития наиболее рациональных форм собственности и появлению нового класса землевладельцев, что должно было поспособствовать увеличению производительности в сельскохозяйственной отрасли.
Но неурегулированный юридический и территориальный статус земельных долей, не реформированная система действия агропромышленного комплекса и отсутствие разъяснительных работ для новых землепользователей привели лишь к торможению оборота сельскохозяйственных земель. Из-за невозможности определения границ своих участков и отсутствия опыта в данной области многие землевладельцы просто забросили их, а агрофирмы, которые из-за реформы лишились права пользования данными землями, также не смогли проводить сельскохозяйственные работы на них. В результате чего появилось огромное количество «вымороченных» земель в РФ.
На основе изученной проблемы были приведены следующие пути решения: проведение землеустроительных работ, включающих в себя три этапа (получение информации о состоянии территории, составление плана рационального использования земельных долей, разработка проектов по перераспределению земельных участков); консолидация земельных долей с целью формирования более крупных массивов сельскохозяйственных земель для облегчения процесса их обработки; выявление существующих пробелов в действующем законодательстве и их устранение.
Ключевые слова: земельный вопрос, сельскохозяйственные земли, невостребованные земельные доли, пай, оборот земель, неиспользуемые участки, «вымороченные» земли, землевладельцы, сельскохозяйственные организации, агропромышленный комплекс, землепользование, консолидация земельных участков сельскохозяйственного назначения, землеустроительные работы, земельное законодательство.
M. A. Sidorkina
Penza State University, Penza, the Russian Federation
THE PROBLEM OF UNUSED AGRICULTURAL LAND IN RUSSIA: THE REASON AND THE SOLUTION
Abstract. The main goal of any state is to provide its citizens with food, which is why the agricultural sector of the economy is so important. This article examines the problem of inefficient use of agricultural land in the territory of the Russian Federation, which is associated with many factors, but one of the main reasons is the presence of an outdated system of land shares.
In itself, the emergence of land shares pursued positive goals: the state sought to create favourable conditions for the development of the most rational
^. 131
© Сидоркина М. А., 2021. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
forms of ownership and the emergence of a new class of landowners, which should contribute to increasing productivity in the agricultural sector.
However, the unsettled legal and territorial status of land shares, the unre-formed system of the agro-industrial complex and the lack of explanatory work for new land users only led to a slowdown in the turnover of agricultural land. Due to the inability to determine the boundaries of their plots and lack of experience in this area, many landowners simply abandoned them, and agricultural firms that lost the right to use these lands due to the reform were unable to carry out agricultural work on them. As a result, there was a huge amount of "frozen" land in the Russian Federation.
On the basis of the studied problem, the following solutions were given: conducting land management works, which include three stages (obtaining information about the state of the territory, drawing up a plan for the rational use of land shares, developing projects for the redistribution of land plots); consolidating land shares in order to form larger tracts of agricultural land to facilitate the process of their processing; identifying existing gaps in the current legislation and eliminating them.
Key words: land issue, agricultural land, unclaimed land shares, share, land turnover, unused land, "frozen" land, landowners, agricultural organizations, agro-industrial complex, land use, consolidation of agricultural land, land management works, land legislation.
На данный момент земельный вопрос является серьезной проблемой в России. Несмотря на то, что Россия является страной с самой огромной территорией, эффективность использования ее сельскохозяйственных земель по сравнению со многими другими странами мира находится на низком уровне. Это связано главным образом с тем, что значительная часть плодородных земель (89,2 из 196 200 тыс. га), находясь в долевой собственности, не использовалась по назначению в течение двадцати пяти лет [1, с. 216]. Из-за плохих представлений об аграрной политике и нормах аграрного права этот процесс был обусловлен тем, что последнее десятилетие территориального планирования привело к непониманию участниками сельскохозяйственных отношений точных границ своих земельных участков или же использованию их незаконно, в результате неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, привело к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции, к деградации и оскудению земель, выведению их из земле-оборота, а также к снижению ресурсного потенциала страны [2, с. 39].
Одна из них - существующая система земельных долей, которая препятствует развитию сельскохозяйственных отношений. Она стала серьезным барьером для продажи сельскохозяйственных земель и привела к неточному учету в вопросе землепользования. По этой причине сегодня из оборота списано около 30 млн га пашни в России. При этом стоит учесть, что категория земель сельскохозяйственного назначения является наиболее важной, так как обеспечение продовольствием людей во всех странах является важнейшей задачей. Дело в том, что земельные ресурсы относятся к долговосстанавливающимся, поэтому большинство стран работает над вопросом рационального и эффективного их использования. Совершенствование системы сельского хозяйства во многом зависит от того, насколько хорошо организован процесс землепользования [3].
Многочисленные научные публикации посвящены земельной доле, так как именно она стала основой приватизации земельных массивов колхозов и совхозов, таким образом, изменила весь образ жизни крестьян. Сама концепция долевой земли, означающая право гражданина на долю земли в долевой собственности в сфере сельского хозяйства организации, была образована в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий при приватизации его земли. Земельная доля (Пай), в отличие от земельного участка, представляет собой «вымышленное» понятие и имеет лишь количественные характеристики [4, с. 7].
Однако большое количество землевладельцев до сих пор не могут выделить свои участки или же, если выделили, то не знают, что с ними делать. В результате появляется такое понятие, как невостребованная земельная доля - земельная доля, которая может быть признана принадлежащей на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд [3].
Невостребованной долей земельного участка также может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не указаны в решениях органов местного самоуправления о приватизации земель сельскохозяйственного назначения, принятых до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», либо доля в земельном участке, собственник которого умер и нет наследников по закону или завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследования, либо все наследники сняты с наследства, или никто из наследников не принял наследство, или все наследники отказались1.
Таким образом, государство хотело выделить новую категорию земли в сельском хозяйстве, для того чтобы повысить эффективность производства путем увеличения мотивации работников сельскохозяйственной отрасли.
Указ Президента РФ2, изданный в декабре 1991 г., ставил своей целью создать широкий слой землевладельцев, закрепив за каждым землю (пай), чтобы дать возможность для ведения собственного хозяйства. Все работники хозяйства, а также люди, служащие в социальных учреждениях, расположенных на территории данного хозяйства, имели право на бесплатный пай для самоуправления или дальнейшего включения в новые организационные формы [5].
Но наша страна не была готова к всеобщей и стремительной приватизации. Старая модель действия агропромышленного комплекса не была реформирована, структура временных организаций и производств осталась прежней. По итогу, за место модернизации земельных отношений, получили лишь факторы, сдерживающих развитие сельского хозяйства РФ [6].
Один из других нормативных актов - Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. - значительно расширяет круг тех, кто получил земельный участок безвозмездно, за счет бесплатного распределения земли (паев), сельских хозяйств3.
Раздел сельскохозяйственных угодий на земельный пай предполагал, что наряду с обеспечением социальной справедливости, в первую очередь, будет усовершенствован и подготовлен механизм перераспределения земли, концентрации ее у тех пользователей, которые смогут обеспечить ее эффективное использование. Но тяжкое финансовое положение агропроизводителей и в значительной степени неурегулированный правовой и территориальный статус земельных паев, напротив, помешали процессу неизбежного с экономической точки зрения передела земли [4, с. 7].
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорит о принципе передачи земельных участков, особенностях совершения сделок с ними, правовом статусе земельных долей, порядке владения, пользования и распоряжения паем, находившемся в
1 Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ (дата обращения: 23.01.2021).
2 О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР: Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №323 (утратил силу) // Там же. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206/ (дата обращения: 24.01.2021).
3 О реализации конституционных прав граждан на землю: Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. №337 (утратил силу) // Там же. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9512/ (дата обращения: 25.01.2021).
непосредственной общедолевой собственности, а также затрагивает другие значительные моменты4.
Появление земельных долей привело к накоплению противоречий в сфере представления законных интересов граждан-собственников данных паев и агрофирм, которые до приватизации владели и пользовались данными землями [5].
Кроме того, ряд особенностей образования таких долей в период 19921993 гг. влияют на АПК нашей страны.
- огромные масштабы: за стремительный срок большая часть земельных ресурсов сельскохозяйственного значения были переданы в частную собственность, что не могло не сказаться на документации, которая из-за срочности была во многом нарушена и привела к проблеме реализации прав большого класса людей на земельную долю;
- значительную часть новых землевладельцев составляли люди, которые не работали никогда в данной области, и, соответственно, не имели представления, что с ней делать;
- отсутствие «реальных» границ земельных долей: передаче подлежали только земли сельскохозяйственного назначения, не отделенные от других неприватизированных земель, поэтому четкого разделения на паи не было. Это привело к спорам о состоянии частного землевладения данными участками;
- предварительное отсутствие разъяснений условий процесса распределения земельных участков: условия ренационализации несколько раз менялись, но нерешенные вопросы, двойственность и спутанность пояснений так и не были преодолены, как в середине, так и во второй половине 90-х гг. [1, с. 216].
В результате разделения земли бывших колхозов и совхозов возникла проблема дегенерации Земли, что не способствовало рациональному использованию земли и развитию сельского хозяйства в целом. Кроме того, наблюдалась большая фрагментация земных участков из-за небольших площадей земельных долей. В результате земельной реформы и отвода земли крупные земельные массивы распались на очень маленькие участки, которыми было трудно воспользоваться в сельскохозяйственных целях. Все это впоследствии стало главной причиной, сдерживающей развитие агропромышленного комплекса нашей страны [7, с. 108].
Наша страна не может полностью обеспечить себя продовольствием, хотя примерно девять процентов плодородных земель мира и пятьдесят процентов мирового чернозема находятся в Российской Федерации [8]. По данным Росре-естра, в Пензенском регионе почти 21 % сельскохозяйственных угодий не используется. Сюда входят невостребованные земельные доли; земли сельскохозяйственных организаций, на деле не занимающиеся указанной отраслью; предприятия и сельскохозяйственные организации, у которых проблема отчуждения права на землю не решена [8, с. 81].
Таким образом, вопрос о судьбе земельных долей остается нерешенным: появление земельных долей должно было оказать благоприятное воздействие на земельно-рыночные отношения, но в настоящее время именно они не позволяют рационально осваивать и обрабатывать плодородные земли. Граждане, владеющие земельными долями, зачастую не понимают, чем именно они владеют [9, с. 254].
Поэтому, на наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо предпринять следующие шаги:
1. Землеустроительные работы по инвентаризации и закреплению земельных участков сельскохозяйственного назначения агрофирмами и гражданами на различном праве. Под землеустройством понимается комплексные действия по
4 Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ (дата обращения: 23.01.2021).
наведению порядка на земле [10, с. 111], который, в свою очередь, включает в себя несколько этапов:
1.1. Получение информации о состоянии территории: изучается история земельного участка, затем его правовые и технические данные, в том числе геодезические, трудовые, картографические, территориальные, геофизические, а также различные другие изыскания и заключения по оценке качества и инвентаризации земель, что дает возможность анализа пригодности земли для аграрных целей.
1.2. Составление плана эффективного использования земельных долей и его последующее исполнение, включая, в частности, делимитацию границ земель сельскохозяйственного назначения. Данные манипуляции являются обязательным условием для полноправного владения и введения в оборот земельного участка. Решение вопроса разграничения границ земельной доли является важнейшим способом ее персонализации в качестве объекта права собственности [11].
Но не все так легко, дело в том, что в РФ сегодня не существует единой системы регулирования земельных отношений: ни один государственный орган власти, включая Росреестр, не имеет должной и необходимой информации о земле, что необходимо для принятия обоснованных решений при планировании и организации использования земель для сельскохозяйственных нужд, а следовательно, и эффективности финансирования сельского хозяйства. В связи с этим необходимо внести предложение по организации мониторинга оборота земель сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне [12]. При помощи современной базы данных об использовании этих участков появится возможность быстрого определения невостребованных земель.
Первоначальный перечень земельных участков граждан (собственников), ранее ставших обладателями земли из коллективной собственности, является отправной точкой для выявления незарегистрированных земельных участков [13, с. 273].
От даты выдачи существующего земельного свидетельства на сегодняшний день первоначальный список дольщиков устарел и должен быть обновлен. В исключительных случаях применить положения об определении доли земельного участка, признанного неиспользуемым на протяжении более чем трех лет, «вымо-роченной землей» [13, с. 275].
Однако сложность связана с тем, что множество договоров земельной собственности являются договорами аренды, которые запрещены законом с 2003 года. Понятно, что информацию об этом виде операции нельзя будет найти в официальном информационном источнике правительства и нужно будет ее запрашивать у самих землепользователей сельскохозяйственных и сельских организаций, что значительно продлевает время, затрачиваемое на проведение инвентаризационных мероприятий. В то же время эти цифры быстро теряют свою актуальность, поэтому каждые три года следует работать над определением доли невостребованной земли [13, с. 275].
1.3. Разработка комплексных проектов по перераспределению земельных участков на территории сельской местности для создания благоприятных пространственных условий инженерной инфраструктуры является последним этапом землеустройства земельных долей. Для рационального использования аграрных ресурсов землепользователи должны предоставлять долгосрочный бизнес-план, основанный на внутреннем землеустроительном проекте [14].
2. Вторым шагом должна стать консолидация сельскохозяйственных угодий. Термин «консолидация» относится к интеграции, объединению земель при землеустройстве.
Консолидация сельскохозяйственных земель позволяет объединить земельные доли для удобного пользования. В результате появляются участки с оптимальными размерами и удобными конфигурациями, что позволяет землепользователям организовывать эффективные формы ведения сельского хозяйства и внедрить современные методы управления, уменьшая производственные затраты. Объеди-
нение сельскохозяйственных угодий позволяет решить проблему распада сельского хозяйства, продвинуть конкурентоспособность АПК РФ и усовершенствовать инфраструктуру сельских территорий [4, с. 8].
Суть механизма консолидации земель на первый взгляд очень проста, поскольку собственники земли должны сами между собой прийти к тому, что для более рационального использования их земли они должны договориться о добровольном объединении земельных паев. Это должно быть в пояснительной форме, чтобы те, кто владеет землей, и сами пользователи понимали необходимость объединения в более большие территории.
В зависимости от формы собственности источником интеграции земель в сельском хозяйстве должно быть:
- владельцы сельскохозяйственных земель;
- органы государственной власти, ответственные за регулирование земельных отношений, и территориальные органы;
- исполнительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления [4, с. 8].
Наконец, консолидация земель должна стать основой для развития новых территориальных агрохолдингов с разумными размерами своих земель, что позволит увеличить производительность почвы и ее урожайность [7, с. 114].
3. Кроме того, целесообразно провести всесторонний обзор действующего земельного законодательства с целью выявления противоречий и парадоксов «замедления» темпов экономического и социального развития.
Таким образом, приоритетным решением проблемы земельных отношений в сельском хозяйстве должен быть четко определённый инструмент контроля и регулирования земельных отношений, представляющий собой радикальное изменение направления вектора развития, ориентированного на повышение земельного потенциала нашей страны. Для этого необходимо формирование системы землевладения и землепользования, что в конечном итоге обеспечит соблюдение и защиту законных прав граждан, юридических лиц, органов государственной или муниципальной власти на получение и рациональное использование земельного участка [15, с. 16].
Комплексное осуществление всех вышеупомянутых шагов позволит:
- создать полную и надежную базу данных о количестве, качестве и правовых условиях сельскохозяйственных угодий;
- создать более устойчивое использование земель в сельском хозяйстве, в результате чего появится возможность получения действительной выгоды от своего земельного участка;
- увеличить производительность сельскохозяйственных предприятий;
- обеспечить 100 % пропитанием [13, с. 280].
Таким образом, вопрос о судьбе земельных паев остается нерешенным. Земельные доли должны были сыграть важную роль в приватизации земель сельскохозяйственного назначения, но по итогу привели к неэффективности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что для реализации всех целей и задач для консолидации земельных долей необходимы землеустроительные работы и внесение изменений в земельное законодательство РФ. Это позволит обеспечить продовольственную безопасность нашей страны и вывести сельское хозяйство на новый уровень.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Липски С. А. Проблема поиска информации о земельных долях и ее достоверности / С. А. Липски / / Аграрная экономическая наука: истоки, состояние, задачи на будущее : материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 22-23 октября 2018 г.). — Москва : ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2018. — С. 216-218.
2. Пашута А. О. К вопросу о невостребованных земельных долях / А. О. Пашута, М. П. Солодовникова / / Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации : материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5-6 октября 2015 г.). — Москва : ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2015. — С. 38-40.
3. Евтушкова Е. П. Рекомендации по совершенствованию использования земельных долей на землях сельскохозяйственного назначения / Е. П. Евтушкова // Московский экономический журнал. — 2019. — № 12. — С. 11.
4. Семочкин В. Землеустройство и консолидация земельных участков, выделяемых в счет земельных долей / В. Семочкин, О. Захарова // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2016. — № 4. — С. 6-8.
5. Галкина А. Е. Внесение земельных долей в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ / А. Е. Галкина / / Юристъ-Правоведъ. — 2009. — № 5 (36). — С. 59-62.
6. Липски С. А. Земельные доли: путь к оптимизации землепользования или препятствие при перераспределении земель / С. А. Липски / / Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2001. — № 2-3. — С. 7-8.
7. Низамзаде Т. Н. Межхозяйственное землеустройство и консолидация земельных долей в азербайджанской республике / Т. Н. Низамзаде // Вестник аграрной науки. — 2020. — № 3 (84). — С. 108-115.
8. Дугина Т. А. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве / Т. А. Дуги-на // Российское предпринимательство. — 2014. — № 2 (248). — С. 78-85.
9. Грачкова Ю. Л. Проблемы правового регулирования оборота земельных долей / Ю. Л. Грачкова / / Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. —
2018. — № 3. — С. 253-257.
10. Волков С. Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства: Т. 1 / С. Н. Волков. — Москва : Колос. — 2001. — 496 с.
11. Землякова Г. Л. Согласование и установление границ земельных участков: проблемы правового регулирования / Г. Л. Землякова / / Аграрное и земельное право. — 2009. — № 6 (54). — С. 66-70.
12. Рогатнев Ю. М. Управление развитием сельскохозяйственного производства посредством целенаправленной организации использования земли / Ю. М. Рогатнев, О. Н. Долматова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2012. — № 10 (94). — С. 24-30.
13. Малышкина И. А. Вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков / И. А. Малышкина / / Вестник Омского государственного аграрного университета. — 2016. — № 1 (21) — С. 272-281.
14. Черноморец Р. В. Земельная доля как источник права собственности на землю в аграрных правоотношениях / Р. В. Черноморец / / Вестник российского университета кооперации. — 2017. — № 2 (28). — С. 142-146.
15. Власов В. А. Некоторые противоречия в развитии земельных отношений в сельском хозяйстве / В. А. Власов, А. В. Воробьёва, Е. Г Несмелова. // Эпоха науки. —
2019. — № 18. — С. 12-17.
REFERENCES
1. Lipski S. A. Problema poiska informatsii o zemel'nykh doliakh i ee dostovernosti [The Problem of Finding Information about Land Shares and its Reliability]. Agrarnaia ekonomich-eskaia nauka: istoki, sostoianie, zadachi na budushchee: materialy XKhlll Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 22-23 oktiabria 2018 g.). [Agrarian Economic Science: Origins, State, Challenges for the Future: Materials of the XXIII International Scientific and Practical Conference]. Moscow, VIAPI imeni A.A. Nikonova Publ., 2018, pp. 216-218.
2. Pashuta A. O., Solodovnikova M. P. K voprosu o nevostrebovannykh zemel'nykh doliakh [On the Issue of Unclaimed Land Shares]. Agrarnaia politika sovremennoi Rossii: nauchno-metodologicheskie aspekty i strategiia realizatsii: materialy XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 5-6 oktiabria 2015 g.). [Agrarian Policy of Modern Russia: Scientific and Methodological Aspects and Implementation Strategy: Materials of the XX International Scientific and Practical Conference]. Moscow, VIAPI imeni A.A. Nikonova Publ., 2015, pp. 38-40.
3. Evtushkova E. P. Recommendations for Improving the Use of Land Shares in the Total Property Law on Agricultural Lands. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal = Moscow Economic Journal, 2019, no. 12, p. 11 (in Russian).
4. Semochkin V., Zakharova O. Land Management and Consolidation of Land Plots Allocated to Land Shares. Mezhdunarodnyi sel'skokhoziaistvennyi zhurnal = International Agricultural Journal, 2016, no. 4, pp. 6-8 (in Russian).
5. Galkina A. E. Contribution of Land Shares to the Authorized (Folding) Capital of Economic Companies. Iurist"-Pravoved" = Lawer, 2009, no. 5 (36), pp. 59-62 (in Russian).
6. Lipski S. A. Land Shares: a Way to Optimize Land Use or an Obstacle to Land Redistribution. Nedvizhmost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie = Estate and investments. Legal regulation, 2001, no. 2-3, pp. 7-8 (in Russian).
7. Nizamzade T. N. Inter-Farm Land Management and Consolidation of Land Shares in the Republic of Azerbaijan. Vestnik agrarnoi nauki = Bulletin of Agrarian Science, 2020, no. 3 (84), pp. 108-115 (in Russian).
8. Dugina T. A. Development of Land Relations in Russian Agriculture. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Entrepreneurship, 2014, no. 2 (248), pp. 78-85(in Russian).
9. Grachkova Iu. L. Problems of Legal Regulation of the Turnover of Land Shares. Probe-ly v rossiiskom zakonodatel'stve. Iuridicheskii zhurnal = Gaps in Russian legislation. Legal journal, 2018, no. 3, pp. 253-257 (in Russian).
10. Volkov S. N. Zemleustroistvo. Teoreticheskie osnovy zemleustroistva: T. 1 [Land management. Theoretical Foundations of Land Administration: Vol. 1]. Moscow, Kolos Publ., 2001, 496 p.
11. Zemliakova G. L. Coordination and Establishment of Land Boundaries: Problems of Legal Regulation. Agrarnoe i zemel'noe pravo = Agrarian and Land Law, 2009, no. 6 (54), pp. 66-70 (in Russian).
12. Rogatnev Iu. M., Dolmatova O. N. Management of Agricultural Production Development Through Targeted Organization of Land Use. Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel' = Land Management, Cadastre and Land Monitoring, 2012, no. 10 (94), pp. 24-30 (in Russian).
13. Malyshkina I. A. Drawing the Lack of Land Shares and Unused Land into Economic Turnover. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Omsk State Agricultural University, 2016, no. 1 (21), pp. 272-281 (in Russian).
14. Chernomorets R. V. Land Share as a Source of Land Ownership in Agrarian Legal Relations. Vestnik rossiiskogo universiteta kooperatsii = Bulletin of the Russian University of Cooperation, 2017, no. 2 (28), pp. 142-146 (in Russian).
15. Vlasov V. A., Vorob'eva A. V., Nesmelova E. G. Some Contradictions in the Development of Land Relations in the Rural Economy. Epokha nauki = The Era of Science, 2019, no. 18, pp. 12-17 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сидоркина Мария ААлександровна — магистрант юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: zmeyka97@yandex.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sidorkina Maria A. — Master student, Institute of Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: zmeyka97@yandex.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Сидоркина М. А. Проблема неиспользуемых сельскохозяйственных земель России: причина и решение / М. А. Сидоркина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2021. — Т. 9, № 1 (33). — С. 131-138. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-1-17.
FOR CITATION
Sidorkina M. A. The Problem of Unused Agricultural Land in Russia: The Reason and the Solution. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2021, vol. 9, no. 1, pp. 131-138, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-1-17. (In Russian).