В связи с этим формирование мотивации и правильного понимания ЗОЖ у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у студентов ЗОЖ. На наш взгляд начинать надо с формирования правильного понимания ЗОЖ, которое через некоторое время должно трансформироваться в установку на здоровый образ жизни.
Таким образом, мы считаем, что основными психологическими аспектами формирования у студентов здорового образа жизни являются мотивация и установки на здоровье и здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Ведение в общую и прикладную валеологию. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 192 с.
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебник. Изд-во УПИ, 2003.
ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТОЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Попова Е.С.1, Иванова Н.А.2
'Попова Елена Сергеевна — студент магистратуры;
2Иванова Наталья Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт искусств
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов
Аннотация: в статье поднимается проблема недостаточной физической активности современных школьников. Проведен мониторинг мнения родителей, рассмотрены основные причины низкой физической активности детей. Ключевые слова: спорт, активность, школьник, здоровье.
Вопросы недостаточной активности детей школьного возраста поднимаются очень часто, но несмотря на многочисленные разговоры на эту тему и примеры ужасающей статистики, уже много лет этот вопрос остается только все более возрастающей проблемой, не теряющей своей актуальности.
Термин «физическая активность» не следует путать с таким понятием как «упражнение». Упражнение - это вид физической активности, являющийся структурированным, повторяющимся и задействующий определенную часть скелетно-мышечного аппарата человека. Под физической активностью по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) понимается любое движение тела человека, на которое тратится энергия, это не только спортивные упражнения, но и любое другое движение по время выполнения домашних дел, игр, работы, поездок и прогулок. Двигательная активность это одна из важнейших естественных потребностей человека, она формирует структуру и все функции нашего организма. Эта связь между физической активностью и функционированием всех органов человека сложилась в ходе длительной эволюции. Ни одно лекарственное средство не заменит человеку необходимую двигательную активность, медицина не может защитить организм, который не будет достаточно двигаться.
В последние годы у школьников все больше увеличивается учебная нагрузка. Основную часть времени, проведенного в школе, дети проводят за партами, а дома за выполнением домашних заданий, в следствии в режиме дня остается очень немного времени на двигательную активность. По статистике, приведенной исследователями, 82-85% дневного времени дети школьного возраста проводят в статическом положении. Это более чем на 50% больше чем данные по детях дошкольного возраста. Причем чем в более старшем классе ребенок, тем процент физической активности меньше, согласно исследованиям, особенно мало активны школьники в зимнее время года.
По рекомендациям ВОЗ дети в возрасте от 5 до 17 лет должны уделять активным физическим нагрузкам не менее 60 минут в день, более продолжительные нагрузки принесут только
дополнительную пользу организму. Физической активностью направленной на развитие скелетно-мышечного аппарата необходимо заниматься не менее трех раз в неделю. Не выполнение этих даже минимальных рекомендаций влечет за собой огромные риски ухудшения здоровья и риск развития различных неинфекционных заболеваний. Особенно важно это в детскоподростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка.
Регулярные физические нагрузки улучшают состояние скелетно-мышечного аппарата, а также дыхательной и сердечной-сосудистой системы организма, вследствие этого снижается риск развития ишемических болезней сердца, диабета и даже различных видов рака. Улучшение состояние костей ведет к снижению риска перелома позвоночника и шейки бедра при случайных падениях или ударах. Улучшается функциональное здоровье, улучшается энергообмен, поддерживается уровень нормального веса, кардинально уменьшается риск развития депрессии.
Малоподвижный вид жизни ухудшает не только здоровье организма, но и ведет к снижению работоспособности мозговой деятельности ребенка: снижается внимание, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. И мы приходим к замкнутому кругу: к необходимости еще большего времени для освоения школьного материала и как следствие еще большему количеству времени проводимым школьником за партой или рабочим столом.
Британские ученые провели исследование, изучив физическую нагрузку почти 5 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Физическая активность измерялась браслетом, который дети не снимали в течение недели. По собранным данным оказалось, что в среднем мальчики были активны 29 минут в день, а девочки 18 минут в день. При этом также собирались данные по показателям успеваемости этих детей в школе по естественно научным предметам. В результате ученые получили прямую зависимость между длительностью двигательной активности в день и оценками, дополнительная физическая активность на 12-17 минут в день повышала оценку ребенка на один балл. Особенно ярко эта зависимость прослеживается именно у девочек.
К снижению физической активности детей ведет не только увеличивающаяся нагрузка в школе, но и многие другие факторы окружающей среды. Многие исследователи этого вопроса отмечают, что повышению уровня физической активности детей препятствуют опасения взрослых, связанные с нахождением ребенка на улице, такие как возможные риски, связанные с интенсивным движением транспорта, опасения стать жертвой насилия или других уличных преступлений, сильно загрязненный воздух, отсутствие тротуаров, недостаточное количество парков или других безопасных огражденных и оборудованных мест для активных прогулок.
Даже младшие школьники согласно статистике, подвержены проблеме недостаточной физической активности, их произвольная активность занимает только около 18% времени. Это приводит к недостаточной сопротивляемости детского организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки формирования слабого сердца, также зачастую малая физическая активность сопровождается неправильным питанием и ведет к избыточной массе тела, тучности, неповоротливости, еще более склоняя к малой физической активности.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные последствия, возникающие у школьников при продолжительном напряженном сидячем умственном труде, - это активный отдых от школы, организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни. Роспотребнадзор настоятельно рекомендует кроме утренней зарядки, подвижных игр и активных прогулок на улице посещение спортивных кружков и секций. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья и развития недостаточности сердечно - сосудистой системы, а также таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции. Два урока в неделю по физической культуре явно недостаточно для полноценной физической активности детского растущего организма. По данным мониторинга государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта физическая подготовленность и состояние здоровья выпускников школ стала намного ниже по сравнению с показателями прошлых лет.
С целью погружения в тему и подтверждение статистики официальных учреждений был проведен собственный опрос. В опросе приняли участие родители 224 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Распределение по возрастам обозначено на диаграмме № 1. Среди них 146 девочек и 78 мальчиков.
Рис. 1. Диаграмма. Распределение по возрасту детей опрошенных родителей
Более 75% опрошенных (Рис. 2) отмечают, что на их взгляд существует острая проблема недостаточной физической активности современных школьников.
ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТОЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
■ Да ИСкорееда 1 Затрудняюсь ответить ■ Скорее нет ■ Нет
■ 554 1 43%
А
Рис. 2. Диаграмма. Ответ на вопрос: существует ли на ваш взгляд острая проблема недостаточной физической
активности современных школьников
Среди факторов, приводящих к недостаточной физической активности их ребенка (Рис. 3), на первом месте родители отмечают: нагрузку в школе (31%), об этом факторе мы уже говорили выше. На втором месте - незаинтересованность детей (21%). На этот пункт стоит обратить особое внимание.
Педагоги не могут насильно заставить ребенка включиться в спортивную жизнь, если у ребенка изначально нет заинтересованности и осознанности необходимости этого включения. Любовь к спорту и активному образу жизни прививается в первую очередь в семье и должна вкладываться с самого раннего возраста. Отдавая с малых лет ребенка на занятия в спортивную или хореографическую секцию без предварительной подготовки большинство родителей сталкивается с нежеланием ребенка заниматься, постоянными капризами перед занятиями и другими уловками, требующие пропусков занятий. На этом этапе родители порой опускают руки и идут на поводу у ребенка, обвиняя педагога в том, что он не смог заинтересовать их ребенка. Стратегия насильно заставлять ребенка посещать занятия, несмотря на его слезы, тоже не самый лучший вариант. Такая тактика не прибавит здоровья, а может и вовсе отбить у ребенка желание заниматься. В такой ситуации помогут три простых совета:
1. Нет ничего лучше собственного примера. Если вы постоянно будете твердить ребенку, что нужно заниматься, а сами будете лежать на диване, вряд ли он воспримет ваши слова.
2. Чаще хватите ребенка, а не ругайте. Необходимо замечать даже малейшие успехи и продвижения.
3. Мотивируйте ребенка к занятиям. Для этого необходимо создать условия, которые помогут заинтересоваться, и сделают его занятия более веселыми и увлекательными. Это может быть форма, инвентарь для занятий, просмотр фильмов, чтение книг о спортсменах и т.д.
Но самым верным будет приучение ребенка к активному образу жизни практически с рождения, в наше время для этого есть все условия: большой выбор спортивных площадок и турников, секции плавания младенцев, огромный выбор спортивного инвентаря (велосипеды, беговелы, самокаты, ролики и т.п.), частые и длительные пешие прогулки. Активный образ жизни должен быть у ребенка в системе, а не изредка раз от раза и результат не заставит себя ждать.
Третья причина недостаточной физической активности детей, по мнению опрошенных родителей, - отсутствие студий в районе (18%). К сожалению, не у всех родителей есть возможность возить ребенка на занятия в другой конец города, хотя эту причину отчасти можно объединить с еще двумя причинами, отмеченными родителями, это финансовые вопросы (13%) и не заинтересованность родителей (5%). Действительно, большинство спортивных секций и хореографических студий на данный момент платные. Этот факт еще больше подчеркивает необходимость пересмотра списка секций, входящих в перечень бесплатных в рамках дополнительного образования.
Среди факторов недостаточной физической активности школьников родители также отмечают противопоказания по здоровью (6%), гаджеты, интернет (3%), небезопасность на улице (3%).
Рис. 3. Диаграмма. Ответ на вопрос: какой главный фактор, по вашему мнению, приводит к недостаточной
активности вашего ребенка
Результаты опроса подтверждают приведённые выше причины недостаточной активности детей и подростков и опасения родителей. Также стоит отметить, что дети, занимающиеся спортом или танцами, согласно опросу их родителей, болеют значительно реже, чем не занимающиеся или занимающиеся время от времени. Почти 60% опрошенных родителей считают, что танцы популярны среди школьников, самыми лучшими танцевальными направлениями для современных школьников родители назвали современные (49%) и спортивные (27%).
Из этого мы приходим к выводу необходимости интеграции в учебное пространство кроме уроков физической культуры альтернативных форм двигательной активности, таких как хореография, танцы, ритмика, отвечающим современным основам здоровье сберегающей педагогики. Но, к сожалению, на данный момент такие предметы если и введены в школьную программу, то не приносят ожидаемых результатов по многим на то причинам. К счастью дети имеют возможность посещения танцевальных и спортивных секций в рамках дополнительного образования.
Список литературы
1. Березовская В.А., Козлитина Е.Ж., Мигачева С.К. Искусство танца как средство развития ребенка // Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации, 2017. С. 371-373.
2. Вдовина Л.Н., Бондарева И.А. Влияние спортивных бальных танцев на физическое и психическое здоровье // Научный альманах, 2015. № 6. С. 109-112.
3. Дужак О.И., Фомина Н.А. Эстрадный танец как средство физического воспитания школьников // Физическое воспитание и спортивная тренировка, 2016. № 1 (15). С. 21-25.
4. Ерменова Б.О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников // Проблемы педагогики, 2016. № 7 (18). С. 23-27.
5. Мурзаев Е.А. Необходимость формирования двигательной активности обучающихся в условиях дополнительного образования для исполнения брейкинга // Осовские педагогические чтения" Образование в современном мире: новое время-новые решения", 2014. № 1. С. 116-118.
6. Скляров Д.А., Скляров А.В., Мунчаев К.М. Двигательная активность школьников и оптимальная физическая нагрузка как здоровье укрепляющие факторы // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2011. № 3. С. 78-80.
АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОК В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ Касимова В.С.1, Тастанов Н.А.2
'Касимова Висола Сагдуллаевна - старший преподаватель;
2Тастанов Нуржан Абдикулович — доцент, кафедра медицинских и биологических дисциплин, Ташкентский фармацевтический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в теории и практике спортивной тренировки в различных видах спорта, по сей день, существует целый ряд противоречий, связанных с выбором и эффективным соотношением объема, интенсивности, и продолжительности нагрузки в различные периоды подготовки, обеспечивающих эффективный рост спортивного мастерства в спортивных единоборствах на протяжении всей спортивной карьеры.
Ключевые слова: спортивные единоборства, методика, тренировка, анализ, нагрузка.
Уровень современного спорта требует углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способностей и возможностей спортсмена, выделении признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере способствует достижению высоких спортивных результатов.
Теоретический анализ показал, что основой совершенствования системы управления индивидуальной подготовкой юных спортсменов является функционально-временной принцип систематизации индивидуально-типологических признаков, учитывающий врожденные и приобретенные конституциональные особенности подростков, стратегию адаптации и поведения при воздействии различных внешних факторов в период роста и развития [1].
Определены наиболее информативные тесты, отражающие уровень развития двигательных качеств и разносторонней подготовленности в спортивных единоборствах (самбисты).
Так, для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности можно применять: прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 10 сек., подтягивание на перекладине за 10 сек., сгибание и разгибание туловища, лёжа на спине за 10 сек.;
- для оценки уровня силы: рывок штанги, толчок штанги, жим штанги от груди, кистевую динамометрию, динамометрию разгибателей бедра, голени, туловища, сгибателей плеча и туловища;
- для оценки специальной выносливости и функциональной подготовленности проводить четырёхминутную и одноминутную пробы со специфическими нагрузками,
- техническо-тактическая подготовленность определяется на основании определения запаса двигательных навыков, активности и эффективности соревновательной деятельности, экспертной оценки сложных технических действий и соревновательной результативности.
Важным фактором в оптимизации тренировочного процесса является психологическая подготовленность. Объективными критериями, отражающими уровень психологической подготовленности, являются, субъективная оценка удовлетворённости своей подготовленностью, оценка волевых качеств, потребности в достижениях, самооценка.
Установлено, что борцы тяжёлых весовых категорий имеют большую мышечную массу, в результате чего происходит снижение скоростных возможностей и вариативности техники, но увеличиваются возможности выполнения силовых бросков. Борцы лёгких и средних весовых категорий, имея относительно небольшую мышечную массу, отличаются высокой подвижностью и разнообразием технико-тактических действий.