Научная статья на тему 'Проблема национальной идентичности в контексте функционирования раскрепощенного сознания в современной России'

Проблема национальной идентичности в контексте функционирования раскрепощенного сознания в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифорова П. Г.

Рассматривается проблема национальной идентичности в контексте формирования и функционирования раскрепощенного сознания в современной России. Приведены результаты социологического исследования, целью которого является изучение национальной идентичности молодежи народа саха в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of national identity in terms of function of unfettered consciousness in contemporary Russia

The author discusses an issue of national identity in context of function of unfettered consciousness in contemporary Russia. The article presents results of sociological research that is aimed at study of national identity of Sakha young people under condition of modern period.

Текст научной работы на тему «Проблема национальной идентичности в контексте функционирования раскрепощенного сознания в современной России»

избирательности и целенаправленности. Основной критерий существования этого внутреннего индивидуального мира - действенная автономия самосознающего субъективного духа, синтезирующего в себе противоречивую реальность человеческого бытия.

Субъективный мир человека представляет собой процесс постоянного саморазвития, он находится в состоянии «постоянного зановорождения». И этот феномен случается лишь в той мере, в какой человеку удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления. Различные жизненные программы или проекты, которые производит наше сознание и из которых наша воля может свободно выбирать, отнюдь не предстают перед нами в молчаливом бесстрастии; какой-то голос, идущий из тайных и неведомых глубин нашего существа зовет нас выб-

рать что-то одно и забыть все остальное. Все планы кажутся осуществимыми и цели достижимыми, но одна, только одна цель содержит в себе то, кем мы должны быть. В этом - самая необычная и загадочная особенность человека.

Литература

1. Кант И. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль. 1964. 638 с.

2. Нойманн Эрих. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, 1998. 464 с.

3. МарголисДж. Личность и сознание.: Перспективы непродуктивного материализма. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

4. МамардашвилиМ.К. Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания / М.К. Мамар-дашвили. М.: Высшая школа, 1968. 192 с.

PZ. Tobukov, E.P. Yakovleva

A category of consciousness and some aspects of adaptation

The authors have analyzed theoretical-methodological problems of consciousness. Besides, a peculiarity of consciousness as a result of natural selection has been investigated. The authors revealed a relation between positive adaptation of people to changing environment and continuous developing knowledge. Moreover, they study a flexibility of adaptive strategies as a condition of successful adaptation.

‘v‘v‘v

УДК 101.1.

П.Г. Никифорова

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСКРЕПОЩЕННОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматривается проблема национальной идентичности в контексте формирования и функционирования раскрепощенного сознания в современной России. Приведены результаты социологического исследования, целью которого является изучение национальной идентичности молодежи народа саха в современных условиях.

Известно, что для различных исторических эпох характерен свой, особый тип общественного сознания, которое не только отражает общественное бытие, но и является логическим следствием предшествующих процессов и явлений. Так, к примеру, в античное время преобладало мифологическое сознание, в средневековье - религиозное, а с эпохи Возрождения до второй половины 20 века в общественном сознании преобладал атеизм, навеянный высокими достижениями, в основном, естественных наук. В современном мире, в том числе и в России, общественное сознание характеризуется некоторой раскрепощенностью, которое подразумевает свободное, творческое мышление индивида. Раскрепощенное сознание, как правило, формируется и функционирует в переломные, кризисные

моменты развития человечества. К примеру, основной причиной осуществления социалистической революции в России стал возникший в то время политический и социальный кризис и на основе этого понимание трудовыми людьми своего неравного социального положения. Тем самым революция, с одной стороны, отражала сложившееся общественное бытие, а с другой, - явилась логическим продуктом хода развития российского общества.

Формирование нынешнего раскрепощенного сознания в России связано с перестроечными процессами, протекавшими в начале 90-х гг. 20 века. Известно, что больше полвека граждане бывшего СССР находились как бы в замкнутом пространстве, где вся жизнь общества находилась под полным контролем органов государственной власти.

К примеру, ученые проводили преимущественно те исследования, которые соответствовали государственным интересам. И так было во многих сферах общественной жизни. Общественное сознание было «сковано» в рамках одной идеологии, одной «системы координат» миропонимания. Распад СССР привел к массовой модификации идеалов, ценностей и ориентиров жизни. В стране появилась своеобразная свобода выбора индивидом самого себя, образовался некий плюрализм мировосприятия. В итоге наряду со свободой мы получили хаос, и эта возникшая ситуация привела к формированию некого раскрепощенного сознания в России.

Область функционирования раскрепощенного сознания многообразна и проявляется исключительно противоречиво практически во всех сферах человеческой деятельности: в политике, экономике, культуре и т.д. Основной формой проявления раскрепощенного сознания в области политики в положительном плане является свобода отстаивания индивидами своей жизненной позиции. За последнее десятилетие в России и в нашей республике появились разнообразные общественные институты, союзы и организации. К примеру, в Республике Саха (Якутия) существуют такие общественные организации, как «Молодая гвардия», «Совет молодых ученых и специалистов ЯГУ», «Лига “Женщины-ученые Якутии”», «Координационный совет молодых ученых и специалистов РС (Я)» (КСМУИС), «Казачий полк», «Союз пенсионеров», националистические движения «Саха ому к», «Саха кэскилэ» и т.д. Их работа заключается в осуществлении взаимосвязи между обществом и органами государственной власти. К примеру, КСМУИС является неким посредником в системе «государство-общество» в сфере воспитания, образования и просвещения. Формирование и функционирование таких общественных организаций в республике является основной предпосылкой для образования гражданского общества.

В экономической сфере деятельности человека раскрепощенность современной эпохи проявилась в формировании системы экономических отношений и образовании рыночной системы торговли. В нашей стране существует целый комплекс предприятий, компаний, которые ведут свою, «свободную» от государства политику торговли. Также активно развиваются отрасли энергетики и промышленности, в первую очередь, угольная, нефтегазодобывающая и алмазная.

Как каждое явление, раскрепощенное сознание содержит в себе противоречия позитивного и негативного характера. Наиболее ярко такое взаимодействие можно наблюдать в культурной сфере общества. Положительной стороной функционирования в стране раскрепощенного сознания в культурной сфере является доступность информации, появились новые веяния в литературе, просвещении, кинемотографе, в театральном деле и т.д. К наиболее существенным отрицательным сторонам этого явления можно отнести «отравленность общества избытком либи-

до», распространение чуждых здоровому духу ценностей и представлений, которые «развращают» подрастающее поколение.

Еще одной важной формой проявления раскрепощенного сознания является возрождение национального самосознания, которое рассматривается не только как продукт перестроечных процессов, протекавших в начале 90-х годов 20 века, но и как ответная реакция народов на распространение ценностей и моделей массовой культуры, то есть процессов «культурной глобализации» [1]. Мучительный и вместе с тем динамичный процесс осознания народами своих коренных интересов и идеалов, перспектив и проблем своего дальнейшего развития, своего собственного «Я», поиск ими возможностей самоутверждения и самовыражения в условиях российского социума носят сложный и противоречивый характер. Все это нашло заметное отражение в процессе суверенизации в национальных республиках, в их стремлении получить суверенное развитие, тем самым достойно найти свое место в российском и мировом экономическом, политическом и культурном пространстве. Однако при определенных условиях, в общем-то, позитивные процессы возрождения национального самосознания, как свидетельствуют мировая и российская действительность, могут нести негативный характер и нежелательные последствия. Как показывает исторический опыт, гипертрофированное возрождение национального самосознания может выступать мощнейшим оружием деструкции общественной жизни. Поэтому необходимы исследования с обоснованных теоретико-методологических позиций комплекса проблем, связанных с процессами пробуждения и развития самосознания наций как важнейшего духовно-нравственного потенциала возрождения России, а не как фактора разрушающего ее исторически сложившуюся государственную целостность [2].

Для исследования проблемы национальной идентичности в современных условиях нами было проведено социологическое исследование, целью которого является исследование национальной идентичности и ее уровней среди молодежи народа саха. Социологическое исследование проводилось в виде анкетирования и было проведено в марте-апреле 2007 года с общим охватом 212 человек, преимущественно проживающих в городе Якутске. Возраст респондентов колеблется от 17 до 25 лет включительно. Респондентами являются студенты высших и средних учебных заведений республики - ЯГУ (ИФ, БГФ, ФТИ, МИ, ФП, ИТФ), ЯГСХА, АГИКиИ, СГПА, ЯПК, ЯСХТ, МШИ (Мирный).

Хотелось бы сразу оговориться, что наше исследование носит предварительный характер и оно будет продолжено. В качестве задачи исследования мы поставили определение «места» национальной идентичности в идентификационных матрицах молодежи народа саха. Для этого была использована методика «Кто Я?», разработанная М. Куном и Т. Макпартлэндом, которая позволяет судить о соци-

альной идентичности личности по ее самоописаниям [3]. В результате анализа выяснилось, что, в целом, в общественном сознании молодежи народа саха существуют различные типы идентификации: ролевые, гендерные, профессиональные, семейные и т.д. Исследования показали, что в шкале социальной идентификации у 70,7% респондентов существует национальная идентичность. Следует отметить, что наряду с национальной идентификацией у 6,4% респондентов существует также гражданская идентичность. Кроме того, в идентификационных матрицах молодежи народа саха обнаруживаются такие варианты идентификаций, как житель РС (Я), житель г. Якутска, приехавшие из разных улусов, член рода, семьи, патриот.

Следующей задачей исследования явилось определение отношения респондентов к своей(му) национальности/этносу. Для этого был предложен вопрос: «С каким утверждением Вы согласитесь? А) Я равнодушен к своей национальности; Б) Я горжусь своей национальностью; В) Я стыжусь своей национальности; Г) Затрудняюсь ответить». Респондентам предлагалось выбрать только один вариант ответа. Количество ответивших на этот вопрос составило 207 человек (табл. 1).

Как видно из табл. 1, для молодого поколения якутов более характерным является гордость за свою национальность (63,2%). Равнодушие к своей национальности проявляют 26,5% всех опрошенных. Чувство стыда за свою наци -ональность испытывают 1,4%.

Таблица 1

Отношение респондентов к своей национальности

№ Варианты ответов Количество ответивших, %

1 Я равнодушен 26,5%

2 Я горжусь 63,2%

3 Я стыжусь 1,4%

4 Затрудняюсь ответить 8,2%

Задачей исследования было еще определение этнокон-солидирующих признаков среди молодежи народа саха. Для этого были проанализированы ответы на вопрос: «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности». Количество

ответивших на этот вопрос составило 211 человек (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что основными этноконсолидирую-щими признаками респонденты считают такие признаки, как родной язык, культура и родная земля.

Таблица 2

Основные этноконсолидирующие признаки

№ Варианты ответов Количество ответивших,%

1 Язык 86,7%

2 Культура/обычаи 63,9%

3 Родная земля 73,9%

4 Черты характера 36,4%

5 Религия 10,9%

6 Историческое прошлое 25,5%

7 Внешний облик 39,8%

8 Общая государственность 17%

9 Ничто не роднит 1,8%

Родной язык как основной этноконсолидирующий признак нами был исследован далее в виде следующего вопроса: «В какой мере вы владеете родным языком?». Количество ответивших на этот вопрос составило 210 человек (табл. 3).

Как видно из табл. 3, большинство респондентов оценивают свои знания родного языка на среднем уровне (59%). В совершенстве якутский язык знают лишь 36,1% опрошенных и 4,2% респондента «почти не владеют» и «не владеют» родным языком.

Таблица 3

Уровень знания родного языка среди молодежи народа саха

№ Варианты ответов в совершенстве На среднем уровне Почти не владею Не владею

1 Количество ответивших, % 36,1% 59% 3,3% 0,9%

Интересным было выявление поведенческого компонента национальной идентичности, которая базируется на национальных отношениях. Для этого были проанализированы ответы на вопрос: «Влияет ли национальная принадлежность другого человека на Ваше к нему отношение?». В вопросе предлагались различные ситуации (табл. 4).

Как видно из табл. 4, во всех описанных ситуациях отношение большинства респондентов к людям другой национальности, в целом, положительное. Важно отметить, что у молодежи народа саха имеется тенденция к проявлению национальной эндогамии. Так, на вопрос: «Влияет ли национальная принадлежность человека при Вашем реше-

нии вступить в брак» только 44,6% (меньше половины) респондентов выбрали ответ «не влияет», а остальные 37,3% и 17,9% (больше половины) выбрали соответственно ответ «да, влияет» и «затрудняюсь ответить». Следует отметить, что исследования, проведенные в 1999 году Институтом социологии РАН под руководством Л.М. Дробижевой, также показывают наличие среди якутов эндогамии. Так, анализ вопроса: «Как Вы относитесь к браку Вашего ребенка с человеком другой национальности?» показал, что в городской местности у опрошенных саха в два раза больше лиц, предпочитающих в данной ситуации лиц своей национальности, чем у русских; у сельских в четыре раза больше, чем у сельских русских [4].

Таблица 4

Отношение респондентов к людям другой национальности в различных ситуациях

№ Ситуации Количество ответивших, чел. Да Не могу сказать Нет

1 При знакомстве 199 28,1% 17% 54,7%

2 При выборе круга друзей 206 20,8% 17,9% 62,1%

3 При выборе места жительства 206 28,1% 25,7% 45,1%

4 При решении вопроса о вступлении в брак Ваших родственников 207 18,3% 26,5% 53,6%

5 При Вашем решении вступить в брак 206 37,3% 17,9% 44,6%

Таким образом, исследования показали, что национальная идентичность молодежи народа саха в современных условиях претерпевает коренные изменения и характеризуется довольно высоким уровнем национального самосознания, усилением роли родного языка, культуры, родной земли и наличием положительного (толерантного) отношения к представителям другой национальной группы. Но, несмотря на это, исследования позволяют также констатировать наличие некоторого противоречия в национальной идентичности молодежи народа саха. Так, наряду с повышением роли национальной идентичности среди молодежи народа саха имеется некая тенденция ассимиляционных процессов. Например, 63,2% респондентов ответили, что они гордятся своей национальностью. Воспитание чувства национальной

гордости - важнейшая проблема гражданского общества. Именно через это формируется уважительное отношение к представителям другой национальности, к другим ценностям.

Несомненно, проблема национальной идентичности весьма актуальна как в российской действительности, так и в общественной жизни Республики Саха (Якутия). Решение этой проблемы должно базироваться на контролируемом воспитании созидающего характера возрождения национального самосознания. Последнее предполагает общение, взаимодействие представителей различных этносов, наций в неком «культурном пространстве», где каждый человек знает и уважает не только свою культуру, но и представителя другой нации. Урегулирование межнациональных отношений в целом, процессов роста сознания и

самосознания народов, в частности, должно основываться на обязательном учете достижений науки и практики межнационального взаимодействия в современных условиях [2]. Об этом нас предупреждают последние негативные события в разных регионах России, произошедшие на почве национальной неприязни.

Таким образом, раскрепощенное сознание оказывает свое влияние на все современные процессы и явления. И оно выражается практически во всех областях человеческой деятельности и обуславливает их, «управляет» ими, а также вызывает ряд существенных изменений в проблеме формирования национальной идентичности.

Литература

1. Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии. № 3. 2005. С. 20-28.

2. Родионов Т.П. О проблеме самосознания малых народов. / / Тезисы XV ежегодной конференции «Философское осмысление судеб цивилизации», 29-30 января. М., 2002. С. 125-126.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум: Учебное пособие для студенов вузов / Т.Г. Стефаненко. М.: Аспект-Пресс, 2006. 208 с.

4. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Academia, 2002. 480 с.

PG. Nikiforova

Problem of national identity in terms of function of unfettered consciousness in contemporary Russia

The author discusses an issue of national identity in context of function of unfettered consciousness in contemporary Russia. The article presents results of sociological research that is aimed at study of national identity of Sakha young people under condition of modern period.

■4НКГ

УДК 745/749

Г.Н. Родионов

КОСТОРЕЗНОЕ ИСКУССТВО АРКТИКИ

Автор рассказывает о косторезном искусстве народов, населяющих Арктику. В материале показана история развития косторезного ремесла жителей Чукотки и Якутии.

Искусство народов, проживающих в Арктике, часто называют уникальным. Люди, живущие в суровых природных условиях, создали исключительно своеобразную художественную культуру. Одно из ярких ее проявлений -резьба по кости животных. В настоящее время косторезное искусство существует лишь в нескольких регионах -на Аляске, в Якутии и на Чукотке.

Наиболее древним это искусство считается на Чукотке, где произведения, вырезанные из кости животных, были найдены на стоянках людей, датируемых 2000 лет назад. Эти находки наиболее древние в Арктике. Обнаруженные на этих стоянках многочисленные изделия и предметы из костей животных обладают высокими художественными достоинствами и имеют неоспоримую эстетическую ценность . Об этом говорят результаты первой выставки худо -жественных изделий Чукотки, проходившей в 1937 г. в Государственной Третьяковской галерее Москвы. Многие экспонаты выставки были собраны А. Л. Горбунковым.

Изобразительное творчество, по-видимому, играло большую роль в жизни чукчей и эскимосов Чукотского полуострова [1]. Следует отметить, что косторезное искусство Чукотки первых веков нашей эры имеет много общего с искусством Аляски, прослеживаются в нем и влияние древних цивилизаций Южной Сибири, а также Восточной Азии и Центральной Америки. В 1920-1930-х гг. традиции косторезного искусства народа нашли свое продолжение в работах советских художников Чукотки [2]. В это время резьба по кости животных уже выделилась в один из видов изобразительного искусства и отошла от утилитарности. В этот период художники-резчики изображали одиночные фигуры, несколько позднее - в 1950-1980-х гг. - мастера стали тяготеть к созданию многофигурных композиций. У самого известного резчика этого периода - Хухутана сюжеты произведений были связаны с охотой. В конце XX и в начале XXI вв. в косторезном искусстве Чукотки ярко проявились два основных направления. Одно из них - стрем -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.