Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В КРУЖКОВОМ ДВИЖЕНИИ НТИ'

ПРОБЛЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В КРУЖКОВОМ ДВИЖЕНИИ НТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ДОРОЖНАЯ КАРТА / «КРУЖКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ» / КРУЖОК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Алексей Юрьевич

В статье рассматриваются особенности кружковой деятельности в условиях цифровизации образования, обозначены современные подходы к организации кружковой деятельности в рамках Национальной технологической инициативы. Подробно освещаются отдельные аспекты реализации Дорожной карты «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы и проблема наставничества, которая может быть решена с помощью подготовки студентов-педагогов и организации кружковой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MENTORING IN THE NTI CIRCLE MOVEMENT

The article examines the features of circle activities in the context of digitalization of education, outlines modern approaches to organizing circle activities within the framework of the National Technological Initiative. Some aspects of the implementation of the Roadmap "Circle movement" of the National Technological Initiative and the problem of mentoring, which can be solved with the help of training students - teachers and organization of circle activities, are highlighted in detail.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В КРУЖКОВОМ ДВИЖЕНИИ НТИ»

партнеров и организацию их взаимопонимания; самосознание, которому нужна рефлексия при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не Я. Продуктивная деятельность младших школьников на наших занятиях завершается осознанием способов и результатов личной продуктивной деятельности.Подводя итог занятия, ученикам задавались вопросы: «Что вам сегодня удалось. Что каждый из вас сделал интересного, необычного. Что больше понравилось в работе товарищей. Как добились таких результатов».

Четвертое педагогическое условие - организация субъект-субъектного взаимодействия младших школьников и педагогов дополнительного образования в процессе формирования продуктивного опыта.

Процесс формирования продуктивного опыта младшего школьника в дополнительном образовании организуется в рамках широкого спектра взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-коллектив», «ученик-учитель», «учащийся-объект усвоения». Особенности младшего школьного возраста таковы, что в данный возрастной период большую роль в его формировании как субъекта продуктивной деятельности играет личность педагога, характер взаимодействия между субъектами образовательных отношений.

Субъект-субъектные отношения раскрываются как взаимодействие на равных, и это приводит к определенным изменениям во взглядах, ценностных ориентиров каждого из участников процесса.

Основными параметрами совместной деятельности педагога и учащегося являются взаимоотношение, поддержка, доверие. Гуманные отношения педагога и ученика выходят на первый план.

Выводы. Таким образом, эффективность процесса формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста зависит от реализации ряда педагогических условий:1) повышение мотивации младших школьников к продуктивной деятельности путем использования практико-ориентированных заданий; 2) реализация авторской дополнительной общеобразовательной программы; 3) включение младших школьников в рефлексивно-ориентированную деятельность,обеспечивающую актуализацию получения субъективного нового продукта; 4) организация субъект-субъектного взаимодействия младших школьников и педагогов дополнительного образования в процессе формирования продуктивного опыта.

Литература:

1. Елькина О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: монография / О. Ю. Елькина. - М.: Флинта, 2012. - 146 с.

2. Козлова, Н.А. Продуктивная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников / Н.А. Козлова, Э.Ф. Вертякова, С.Н. Фортыгина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - №10 (176). - С. 170-173

3. Неясова И.А., Чегрина А.В. Процессуальные аспекты формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста. Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 3 (120). - С. 26-30

4. Пластинина, Ю.Л. Продуктивная учебная деятельность в образовательном пространстве // Вестник науки ТГУ. - 2012. - №1. - С. 240-242.

5. Щербакова, И.В. Формирование продуктивного опыта младших школьников в процессе диалогизации обучения / И.В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №10. - С. 244-251.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры информатики и ИТ Никитин Алексей Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)

ПРОБЛЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В КРУЖКОВОМ ДВИЖЕНИИ НТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности кружковой деятельности в условиях цифровизации образования, обозначены современные подходы к организации кружковой деятельности в рамках Национальной технологической инициативы. Подробно освещаются отдельные аспекты реализации Дорожной карты «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы и проблема наставничества, которая может быть решена с помощью подготовки студентов-педагогов и организации кружковой деятельности.

Ключевые слова: цифровая экономика, Национальная технологическая инициатива, Дорожная карта, «кружковое движение», кружок, цифровизация образования, наставничество.

Annotation. The article examines the features of circle activities in the context of digitalization of education, outlines modern approaches to organizing circle activities within the framework of the National Technological Initiative. Some aspects of the implementation of the Roadmap "Circle movement" of the National Technological Initiative and the problem of mentoring, which can be solved with the help of training students - teachers and organization of circle activities, are highlighted in detail.

Keywords: digital economy, National Technology Initiative, Roadmap, "circle movement", circle, digitalization of education, mentoring.

Введение. В отечественной педагогической науке традиционно значительное внимание уделялось организации кружковой работы со школьниками и студентами.

В советском государстве участию школьников и студентов в работе кружков придавалось важное идеологическое значение. В конце ХХ века педагоги стали делать упор на возможности развития творческих способностей учащихся с помощью занятий в кружках разных направлений.

В традиционном понимании кружок рассматривался как одна из основных форм организации внеурочной (внешкольной) работы учащихся, добровольно объединенных общностью интересов в творческой деятельности на внеклассных занятиях. Участие в кружковой работе должно было формировать общественную активность, устойчивый интерес к определенным сферам знаний и видам деятельности.

По мнению Т.В.Никулиной современная система образования «должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев

населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность» [6, с. 107].

В контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая активно реализуется сегодня в нашей стране, поддержка технологического предпринимательства осуществляется в рамках такого мегапроекта государственной инновационной политики, как «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) [1].

НТИ включает в себя комплекс проектов и программ, направленных на активное включение России в формирование стандартов глобальных рынков будущего [3]. Национальная технологическая инициатива может быть определена как долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках [5].

Решением президиума Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 18 июля 2017 года была одобрена Дорожная карта «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы [4].

Стратегическая цель дорожной карты - создать к 2025 году самоорганизующееся разновозрастное сообщество энтузиастов численностью не менее 500 тысяч человек, принимающих технологические вызовы новых рынков и успешно справляющихся с ними ("кружковое движение").

"Кружковое движение" рассматривается как подходящая форма организации энтузиастов, желающих создавать новые компетенции, исходя из практических нужд соответствующих рынков.

Предполагается, что люди, прошедшие через "кружковое движение", будут выгодно отличаться от получивших только классическое образование своими практическими навыками, нестандартным мышлением, склонностью к экспериментаторству.

Сегодня остро стоит задача привлечения в кружковую деятельность заинтересованных студентов и специалистов, сформулированы приоритеты реализации «дорожной карты» [7]. Среди приоритетов указаны:

1. Ставка на молодежь;

2. Институт наставничества и неформальной педагогики;

3. Самоорганизующийся технологический кружок;

4. Генерация вызовов на решение технологических задач;

5. Олимпиады и конкурсы НТИ;

6. От технологического кружка к компании.

Первостепенной задачей является привлечение в "кружковое движение" взрослых технологических энтузиастов в роли лидеров проектов, модераторов, консультантов, учебных мастеров, компетентных и способных взаимодействовать со школьниками в недирективной манере.

Разработчики концепции НТИ обращают внимание на то, что «на текущий момент вопрос о привлечении в «кружковое движение» наставников стоит достаточно остро. Спрос на научно-технические кружки разных форм растет, повсеместно открываются кружки программирования, робототехники, быстрого прототипирования и др. Основная масса школьных кружков комплектуется преподавателями физики или информатики. При этом кружки, инициированные частными компаниями, как правило, опираются на другую категорию - студентов вузов и молодых специалистов [5]. Предполагается, что кружки станут естественными источниками кадров и единомышленников для энтузиастов-предпринимателей и управленцев, взявшихся за создание новых технологий и продуктов, в том числе в рамках НТИ [8].

Изложение основного материала статьи. Сегодня существующие образовательные программы в вузах способны дать будущим специалистам рынков НТИ лишь общетеоретическую подготовку, которую следует признать недостаточной для наставника и участника «кружкового движения». В системе образования расширяется применение цифровых технологий, но в соответствии с современными требованиями нормативно, технологически и содержательно обеспечен только курс информационно-коммуникационных технологий в программах высшего образования, у выпускников отсутствуют необходимые для кружковой работы практические навыки.

Достижение экономических и социальных эффектов реализации мероприятий по развитию «кружкового движения» и решение поставленных задач в значительной степени зависит от подбора кадров для организации кружкового движения. Значительную часть этих кадров в будущем составят сегодняшние студенты, обучающиеся в университетах по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Выпускников направления подготовки «Педагогическое образование» разных профилей должен отличать высокий уровень культуры, способность адекватно оценивать свой личностный потенциал, проектировать модели своего профессионального поведения и общения в ситуациях межличностного взаимодействия, в том числе в системе кружковой деятельности. Однако в настоящее время в рамках профессиональной подготовки данному вопросу не уделяется должное внимание. В связи с этим возникает потребность в решении ряда вопросов, связанных с формированием готовности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» при освоении учебного курса к организации и проведению кружковой деятельности со школьниками с использованием цифровых технологий.

Проблема цифровой трансформации образования является предметом изучения различных наук социально-гуманитарного знания.

В педагогике проблема исследуется на протяжении длительного периода, и в настоящее время теоритическая база изучения проблемы включает в себя работы ряда отечественных авторов.

Среди отечественных научных работ в этой области следует отметить работы А.В. Уварова, В.С. Блинова (2019). Трансформация образования в условиях цифровизации освещается в исследованиях Т.Н. Никулиной (2018), Е.Н. Клочковой, Н.А. Содовниковой (2020).

В контексте сотрудничества цифровых технологий с системой образования в эпоху цифровой экономики рассматривается кружковое движение НТИ (научно - технологической инициативы). (В.С. Шароненко, А.А. Маткин - 2019; С.М. Диго, Е.Г. Нуралиев - 2020).

Значительное внимание уделяется анализу проектной деятельности школьников на занятиях в рамках «кружкового движения» НТИ (С.Н. Шайланов, В.И. Цыфаркин, Ю.Э. Гизятулина - 2019).

Отдельные работы посвящены формированию дополнительных профессиональных компетенций у будущих педагогов дополнительного образования (Е.Л. Антифеева, Д.Г. Петрова - 2019) и выявлению проблем развития современной системы дополнительного образования детей в Российской Федерации (Е.С. Сошникова - 2019).

В ряде статей анализируется готовность будущих педагогических кадров к реализации кружковой деятельности (Г.К. Изгарина, И.В. Сергиенко - 2019; Н.А. Абрамова - 2018; А.Н. Сергеев, П.Н. Медведев - 2018).

Однако, несмотря на существующий интерес ученых к проблеме формирования готовности студентов к организации и проведению кружковой деятельности с обучающимися в средней школе, а также накопленный к настоящему времени опыт, данная проблема по-прежнему остается мало разработанной в педагогической науке.

Несмотря на то, что на сегодняшний день накоплен обширный теоретический и практический материал в области кружковой деятельности, данное поле исследования нуждается в научном осмыслении, уточнении и систематизации.

Нередко и сегодня кружковая работа понимается только как деятельность самодеятельных объединений, учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи кружковой работы - углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Но в современном прочтении в рамках НТИ кружок - это минимальная единица самоорганизации людей, объединенных целями исследования, образования или создания нового, деятельность которой может разворачиваться как в форме образовательной программы, так и в иных формах (клуба по интересам, сообщества энтузиастов, проектных команд, технологического стартапа).

Особую роль в развитии «кружкового движения» НТИ играют сетевые ресурсы, направленные на учет и координацию существующих ресурсных центров и мероприятий. Работать в этих центрах и проводить данные мероприятия должны энтузиасты и наставники со сформированными профессиональными компетенциями. С сожалением приходится констатировать, что на данный момент в стране имеется недостаточное количество таких специалистов, медленно растет число наставников.[2] Для привлечения в кружковую деятельность заинтересованных студентов и специалистов, сформулированы приоритеты реализации «дорожной карты» [4]. Главный из них - ставка на молодежь - реализуется путем привлечения энергичных студентов и молодых специалистов педагогического направления подготовки разных профилей.

Разработчики концепции НТИ обращают внимание на то, что «на текущий момент вопрос о привлечении в «кружковое движение» наставников стоит достаточно остро [8]. Основная масса школьных кружков комплектуется преподавателями физики или информатики. При этом кружки, инициированные частными компаниями, как правило, опираются на другую категорию - студентов технических вузов и молодых специалистов.

Достижение поставленных задач в значительной степени зависит от подбора кадров для организации кружкового движения. Значительную часть этих кадров в будущем составят сегодняшние студенты, обучающиеся в университетах. Сегодня существующие образовательные программы в вузах часто способны дать будущим специалистам рынков НТИ лишь общетеоретическую подготовку.

В процессе подготовки бакалавров и магистров следует формировать у них компетенции, необходимые для организации кружковой работы в соответствии с требованиями НТИ.

В целях выявления уровня готовности студентов к кружковой работе было проведено анкетирование, в котором приняли участие 102 человека - студенты II и Ill курса Инженерно-технологического института (ФТИ) и Института естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Анкета содержала сведения о поле, возрасте и годе окончания школы. В нее были включены следующие вопросы:

1. Пол, возраст.

2. В каком году Вы закончили школу?

3. Вы посещали кружки во время обучения в школе? Если да, то какие (перечислите их).

4. Нравилось ли Вам посещать кружки и почему?

5. Помогали ли занятия в кружках в школе и в жизненных ситуациях? Каким образом?

6. Кто руководил кружками, которые Вы посещали - школьный учитель или педагог дополнительного образования?

7. Назовите 5-7 качеств, которыми, по Вашему мнению, должен обладать руководитель кружка.

8. Дайте свое определение понятию «кружок».

9. Чем должен отличаться современный кружок от кружка начала 2000-ых годов?

10. Какие направления в развитии кружковой деятельности Вы можете предложить?

11. Какие основные задачи реализует кружковая деятельность?

12. Что необходимо для привлечения людей к кружковой деятельности?

Согласно полученным сведениям 98% сегодняшних студентов посещали кружки во время обучения в школе. Лишь 2% дали отрицательный ответ. Примерно 2/3 (67%) посещали сразу несколько кружков. 75% опрошенных посещали кружки технического творчества и математического профиля. 99% студентов ответили, что им было интересно заниматься в кружках, нравилось общение с руководителем кружка, оно носило дружеский, партнерский характер, часто многие обсуждали с руководителем сложные для себя вопросы и находили на них ответы с помощью руководителя. Именно эта сторона взаимоотношений, возможность общения с опытным и знающим человеком отмечена как положительная в кружковой деятельности. Больше половины (56%) отмечают, что занятия в технических кружках значительно помогли им в учебе (прежде всего в освоении математических дисциплин), повлияли на выбор будущей профессии. Интересным и необычным представляется мнение студента (21 год) о кружках своей школьной поры: «Они делали жизнь веселее, а значит, помогали».

Большинство анкетированных (92%) с радостью и некоторой ностальгией вспоминают о кружковых занятиях. Как правило, большинство из них пишет о том, что за время обучения в школе занимались в 4-5 кружках, среди них упоминаются технические (авиамодельный, робототехники, физический), спортивные (волейбол, баскетбол, плавание), музыкальные (вокальное пение, игре на гитаре). При этом почти все подчеркивают, что в кружке существовала особая дружеская атмосфера, дружеские отношения многие сохраняют на долгие годы. В качестве руководителей кружков чаще всего называют школьных учителей (62%), школьных библиотекарей, педагогов дополнительного образования, при этом отношение к руководителю кружка в школьный период определяется его личностными качествами и высоким уровнем профессиональной подготовки.

Наибольший интерес вызвал вопрос №7, при ответе на который студенты называли ряд качеств, которыми должен обладать современный руководитель кружка.

На первом месте среди требуемых качеств (63%) стоит «компетентность». В пояснениях к ответам компетентность понимается как интегративное качество, которое в обязательном порядке объединяет в себе глубокие знания, владение цифровыми технологиями, высокие личностные качества (честность, доброта, чувство юмора). Второе место среди ответов занимает «коммуникабельность» (58%), которая понимается как «создание благоприятной психологической среды, выстраивание отношений среди всех участников кружковой деятельности». На третьей позиции стоит «отзывчивость» (54%).

Анализ ответов анкетируемых позволяет утверждать, что руководитель кружка, по мнению студентов, должен соответствовать формуле «добрый, отзывчивый, общительный» (в 42% ответов эти три качества названы вместе, часто прописаны одной строкой). Далее следуют «ответственность» и «толерантность» (24%). Обобщая полученные данные, можно констатировать, что названные студентами профессиональные и личностные качества руководителя кружка соответствуют требованиям для наставников в кружковом движении НТИ.

При попытке дать собственное определение понятию «кружок» многие писали ответы, близкие к определению кружка в Дорожной карте Кружковое движение НТИ: кружок - это объединение (группа) людей с общими интересами и совместной деятельностью. Среди ответов на этот вопрос присутствуют такие варианты, как «сообщество по интересам, хобби», «своего рода секция, организовывающая определенное количество учащихся по определенным видам деятельности», «группа людей, объединенных едиными увлечениями и обучающихся у одного человека все сразу в определенное время». Два человека рассматривают кружок как «тематический клуб по интересам». В целом у студентов существует правильное и современное единое смысловое понимание кружковой деятельности.

Студенты с энтузиазмом откликнулись на возможность высказать свои предложения по облику современного кружка и направлениям в развитии кружковой деятельности в ближайшем будущем. Более 72% респондентов считают, что среди современных кружков большая доля должна принадлежать научно-техническим, 21% - художественно-эстетическим, 7% - спортивно-техническим кружкам. Следует отметить, что 90,6% опрошенных отметили, что в работе кружковых объединений обязательно должны использоваться цифровые технологии, т.к. именно они могут помочь заинтересовать школьников. Примерно 58% студентов особо отметили, что важное значение играет личность руководителя кружка, его личные и профессиональные качества.

При освещении вопроса №11 об основных задачах, которые реализует кружковая деятельность, названы развитие общего кругозора, мышления, исследовательских навыков, технических и творческих способностей. Для привлечения новых участников к кружковой деятельности рекомендуется использовать больше практики, обеспечить возможность общения с действующими специалистами в определенной области. Самым распространенным (78%) является здесь мнение о необходимости современного технического оснащения кружков, которое позволит освоить цифровые технологии.

Выводы. Сегодня мы можем констатировать, что кружковая деятельность не потеряла своей значимости в педагогическом процессе. В эпоху глобальной цифровизации она позволяет решать новые задачи, стоящие перед современной системой образования. Кружковое движение НТИ формирует технологически грамотного, умеющего разбираться в огромном потоке информации гражданина, обладающего при этом чувством патриотизма и креативностью. В качестве одной из проблем кружкового движения специалисты называют проблему наставничества, т.к. цифровизация образования предъявляет особые требования к руководителю кружка в наши дни. Решить эту проблему можно путем привлечения студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» разных (преимущественно математического и технического) профилей. Для этого необходимо прежде всего разработать эффективную модель подготовки студентов к организации кружковой деятельности со школьниками, которая будет использовать цифровые технологии. Эта модель будет реализована в ходе учебного процесса.

По оценкам самих студентов можно говорить о наличии у них положительного отношения к кружковой работе, желания руководить кружками школьников, мотивации для осуществления этой деятельности. Но у них недостаточно специальных знаний в предметных областях, в области современных цифровых технологий, в методических вопросах. В качестве второго пути решения проблемы можно рекомендовать создавать условия для участия в конкурсах и олимпиадах НТИ. Они будут способствовать формированию у студентов необходимых компетенций для организации кружковой деятельности.

Литература:

1. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИ Геосистем, 2017. - 28 с.

2. Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровизации. Открытое образование. 2019; 23(4):13-22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22 (дата обращения: 15.03.2021)

3. Компания Rusbase - независимое издание о технологиях и бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rb.ru/young/nti-all-russia-contest/ (дата обращения: 15.03.2021)

4. Кружковое движение НТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teachingame.ru/kruzhkovoe_dvizhenie_nti (дата обращения: 20.03.2021)

5. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 22.03.2021)

6. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Никулина Татьяна Валерьевна, Стариченко Евгений Борисович // Педагогическое образование в России. -2018. - № 8. - С. 107-113.

7. План мероприятий ("Дорожная карта") "Кружковое движение" Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nti2035.ru/documents/docs/DK_kruzhkovoye_dvizheniye.pdf (дата обращения: 22.03.2021)

8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 22.03.2021)

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Адиева Алсу Табрисовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОО

Аннотация. В данной статьи рассматривается процесс организации методического сопровождения по развитию речи в дошкольной образовательной организации в рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. Он акцентирует внимание на направлениях, которые должны присутствовать в методической работе по речевому развитию детей и делится собственным опытом по анализу этой работы и по повышению ее уровня. В статье приведены конкретные рекомендации по улучшению методической работы.

Ключевые слова: дошкольная педагогика, методическая работа, речевое развитие, дошкольник, дошкольная образовательная организация, методист, речь, федеральный государственный стандарт.

Annotation. The author of this article examines the process of organizing methodological support for the development of speech in preschool education in the framework of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard. He focuses on the areas that should be present in the methodological work on the speech development of children and shares his own experience in analyzing this work and improving its level. The article provides specific recommendations for improving methodological work.

Keywords: preschool pedagogy, methodical work, speech development, preschooler, preschool educational organization, methodologist, speech, federal state standard.

Введение. На сегодняшний момент вся система обучения и воспитания дошкольников претерпевает существенные изменения. Связано это, в первую очередь, с введением ФГОС дошкольного образования. Современное время требует пересмотра методической работы детского сада, контроля за использованием форм и методов, применяемых воспитателями, в процессе организации занятий (в том числе и занятий по развитию речи).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие речи дошкольников - одно из важнейших направлений в работе дошкольного учреждения. Речь -это главное средство общения людей, она позволяет изучать накопленный человечеством опыт, приобщаться к культурным и духовным ценностям. Кроме того язык и речь - это необходимые условия воспитания и обучения.

Актуальность разработки методических рекомендаций по руководству работой по речевому развитию в дошкольной образовательной организации обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте у детей активно формируются все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Овладение речью на достаточном уровне является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Без речи невозможно поделиться своими знаниями, опытом и чувствами.

Методическая служба в дошкольной образовательной организации должна содействовать воспитателям в вопросах организации занятий по развитию речи и следить за тем, чтобы эти занятия соответствовали ФГОС дошкольного образования.

Главной целью методической работы в дошкольной образовательной организации является поиск и внедрение инновационных методов работы к развитию кадрового потенциала детского сада в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Цель данной работы: изучить особенности организации системы методической работы с воспитателями по развитию речи дошкольников.

Изложение основного материала статьи. На плечи методиста ложится сразу много задач. Он не только должен организовать методическое сопровождение процесса обучения, но и должен следить за постоянным развитием воспитателей, за повышением их квалификации.

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны элементы, которые включены с состав развития речи дошкольников:

- малыши должны овладеть речью как важнейшим средством общения и усвоения культурных ценностей;

- необходимо способствовать обогащению лексикона дошкольников;

- развивать у них связную, грамматически правильную речь (как монологическую, так и диалогическую);

- знакомить дошкольников с детской художественной литературой, учить их понимать тексты разных жанров детской литературы и т.д.

Задача методиста следить, чтобы все эти элементы были внедрены в образовательный процесс. Воспитателям может быть, сложно сразу адаптироваться к новым компонентам стандарта, а методист должен направить их, помочь с применением новых требований на практике.

Однако здесь может возникнуть целый ряд проблем:

- неготовность воспитателей менять привычную форму обучения и воспитания;

- неэффективное методическое сопровождение;

- несоблюдение требований к организации работы по развитию речи и многое другое.

Рассмотрим направления, которые должны присутствовать в методическом руководстве по речевому развитию детей дошкольного возраста:

- создание специальных условий, способствующих развитию речи дошкольников;

- оказание содействия и методической помощи воспитателю;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.