Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Алексей Юрьевич

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия готовности студентов - будущих педагогов к организации кружковой деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий. На основе анализа современных педагогических исследований проблемы готовности студентов - педагогов к профессиональной деятельности автором конкретизировано понятие готовности будущих педагогов к организации кружковой деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий в рамках решения проблемы наставничества в «кружковом движении» НТИ. Особое внимание уделяется использованию цифровых технологий в процессе подготовки будущих потенциальных руководителей кружков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE CONTENT OF THE CONCEPT OF READINESS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS FOR ORGANIZING THE CIRCLE ACTIVITIES OF STUDENTS

The article discusses the main approaches to defining the concept of the readiness of students - future teachers to organize students' circle activities using digital technologies. Based on the analysis of modern pedagogical studies of the problem of student teachers' readiness for professional activity, the author concretized the concept of future teachers' readiness to organize students' circle activities using digital technologies as part of solving the problem of mentoring in the NTI circle movement. Particular attention is paid to the use of digital technologies in the preparation of future potential circle leaders.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Межличностные отношения в микрогруппах соотносятся с успеваемостью их участников. При одновременном сопоставлении учебных интересов и успеваемости в устойчивых микрогруппах выявлено полное совпадение по данным параметрам в 44% случаев. Обнаружено влияние межличностных отношений на предметные результаты; на личностный результат в виде интересов детей, а также на метапредметный результат - коммуникативные навыки группового взаимодействия.

3. Сравнительный анализ результатов, полученных в городской и сельской школах не выявил значимых отличий. Это свидетельствует о незначимости влияния объективного фактора местоположения школы на межличностные отношения младших школьников и их образовательные результаты.

4. На всех этапах исследования в классах № 2 и 3 городской и сельской школ получены схожие результаты: благоприятные межличностные отношения, средние показатели успеваемости, большой коэффициент совпадения интересов, высокий уровень коммуникативных навыков группового взаимодействия. В то же время результаты в классе №1 сельской школы имеют существенные отличия: низкая сплоченность класса, отсутствие устойчивых межличностных дружеских и приятельских отношений, высокая успеваемость, большое разнообразие интересов, низкий уровень коммуникативных навыков группового взаимодействия. Полученные данные можно объяснить следующим образом: школьники, имеющие высокие академические достижения, больше ориентированы на индивидуальный стиль деятельности, межличностные отношения не оказывают существенного воздействия на их образовательные результаты. Напротив, школьники со средним уровнем академических достижений заинтересованы в межличностном общении, с большим желанием завязывают дружеские и приятельские контакты в классе, межличностные отношения оказывают существенное влияние на их образовательные результаты, выполняя функции поддержки, компенсации, дополнения. Полученные результаты требуют дальнейшей проверки на более широких выборках и осмысления во взаимосвязи с результатами других исследований.

5. Ввиду того, что большая часть обучающихся, согласно закону нормального распределения, обладают средними академическими способностями, формирование и поддержание благоприятных межличностных отношений в детском коллективе может оказывать положительное влияние на достижение младшими школьниками образовательных результатов. В связи с этим, педагогам можно рекомендовать проведение специальной воспитательной работы, направленной на сплочение детского коллектива, содержательную, наполненную, базирующуюся на общих интересах и нравственных ценностях, совместную деятельность младших школьников как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Литература:

1. Акопян А.А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А.А. Акопян, М.А. Абелян // Наука и образование сегодня. - 2018. - №7 (30). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 26.06.2021).

2. Бондаренко М.А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки, 2013. - №4. - С. 140-151

3. Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентированого педагога: практическое пособие / Е.В. Слизкова [и др.]. - Москва: Юрайт, - 2018. - 138 с.

4. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 348 с.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Москва: Юрайт, - 2016. - 365 с.

6. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

7. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 224 с.

8. Игнатьева Е.Ю. Оценивание образовательных результатов школьников как обучающая стратегия // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - №3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-shkolnikov-kak-obuchayuschaya-strategiya (дата обращения: 26.06.2021).

9. Невзорова А.В. Профессиональные задачи педагога в области культурно-просветительской деятельности // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: Материалы шестой всероссийской научно-практической интернет-конференции. Редакционная коллегия: Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, М.В. Новиков (научный редактор). - 2014. - С. 125-128.

10. Невзорова А.В. Развитие творческих способностей в дополнительном художественном образовании детей // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития: материалы I международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 115-117.

11. Невзорова А.В. Формирование лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 200-203.

12. Hattie J. Visible learning for teachers: maximizing impact on learning / John Hattie First published 2012 by Routledge

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры информатики и ИТ Никитин Алексей Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия готовности студентов - будущих педагогов к организации кружковой деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий. На основе анализа современных педагогических исследований проблемы готовности студентов -педагогов к профессиональной деятельности автором конкретизировано понятие готовности будущих

педагогов к организации кружковой деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий в рамках решения проблемы наставничества в «кружковом движении» НТИ. Особое внимание уделяется использованию цифровых технологий в процессе подготовки будущих потенциальных руководителей кружков.

Ключевые слова: цифровые технологии, готовность к педагогической деятельности, кружковая деятельность, наставничество, интегративное свойство личности.

Annotation. The article discusses the main approaches to defining the concept of the readiness of students -future teachers to organize students' circle activities using digital technologies. Based on the analysis of modern pedagogical studies of the problem of student teachers' readiness for professional activity, the author concretized the concept of future teachers' readiness to organize students' circle activities using digital technologies as part of solving the problem of mentoring in the NTI circle movement. Particular attention is paid to the use of digital technologies in the preparation of future potential circle leaders.

Keywords: digital technologies, readiness for pedagogical activity, circle activities, mentoring, integrative personality traits.

Введение. Сегодня цифровые технологии очень быстро становятся частью экономической, политической и культурной жизни человека, информация и знания выступают в качестве основы общественного прогресса, к которой неприменимы традиционные понятия и модели. Л.В. Шмелькова подчеркивает, что важнейшей чертой человека, адекватного цифровой экономике, является то, что эта личность владеет цифровыми технологиями, применяет их в профессиональной деятельности [4].

Современная система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность [10, с. 248]. Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения.

Цифровизация образования направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения [12, с. 21-25]. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он сам должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска и обмена информацией, коммуникацию [8]. Эти требования в полной мере относятся и к руководителям кружков, они зафиксированы в Дорожной карте «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы. Данный проект реализуется в контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Дорожная карта «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы была одобрена решением президиума Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 18 июля 2017 года [9]. Ее разработчики в качестве одной из проблем «кружкового движения» отмечают проблему наставничества, которая выражается в отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров для организации кружковой деятельности со школьниками в условиях цифровизации образования. Эта проблема может быть решена путем привлечения студентов -будущих педагогов в ряды руководителей кружков и формирования у них готовности к организации кружковой деятельности школьников с использованием цифровых технологий. Для достижения этих целей будет предложена модель формирования готовности студентов - будущих педагогов к организации и проведению кружковой деятельности со школьниками с применением цифровых технологий.

В основу исследования положены современные концепции готовности (И.Б. Гриншпун, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий), теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.А. Литвак, Д.И. Фельдштейн и др.); теории высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, И.В. Резанович, Л.И. Савва, В.А. Сластенин и др.); методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.), теории педагогического проектирования (Н.Г. Алексеев, В.П. Беспалько, В.А. Болотов, М.П. Горчакова - Сибирская, И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.О. Яковлева и др.).

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [9].

Достижение экономических и социальных эффектов реализации мероприятий по развитию «кружкового движения» и решение поставленных задач в значительной степени зависит от подбора кадров для организации кружкового движения. Значительную часть этих кадров в будущем составят сегодняшние студенты, обучающиеся в университетах по направлению подготовки «Педагогическое образование».

В контексте сотрудничества цифровых технологий с системой образования в эпоху цифровой экономики рассматривается кружковое движение НТИ (Национальной технологической инициативы). (В.С. Шароненко, А.А. Маткин - 2019; С.М. Диго, Е.Г. Нуралиев - 2020).

Однако, несмотря на существующий интерес ученых к проблеме формирования готовности студентов к организации и проведению кружковой деятельности с обучающимися в средней школе, а также накопленный к настоящему времени опыт, данная проблема по-прежнему остается мало разработанной в педагогической науке.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что термин «готовность» имеет широкую трактовку и рассматривается как некая установка (Д.Н. Узнадзе), набор качеств личности (В.А. Крутецкий), способность субъекта к выполнению какой-либо деятельности (Б.Г. Ананьев), как условие и регулятор определённого вида деятельности (М.И. Дьяченко, К.К. Платонов).

С психологической точки зрения профессиональная готовность представляет собой субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определённой профессиональной деятельности и стремящейся её выполнять (К.К. Платонов). Также необходимо отметить, что в психологическом плане готовность рассматривается на различных уровнях: на личностном уровне как проявление индивидуальных личностных качеств (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев), на функциональном уровне как умение реализовывать наиболее значимые ресурсы, необходимые для осуществления определённого вида деятельности (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов), на личностно-деятельностном уровне как целостное проявление всех сторон личности, позволяющее эффективно выполнять свои профессиональные функции (Л.А. Кандыбович).

С педагогической точки зрения профессиональная готовность - это интегративное личностное качество, определяющее эффективность профессиональной деятельности (И.Ф. Бережная, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, А.И. Щербаков).

В начале XXI века понятие готовности будущих педагогов к различным видам и формам деятельности рассмотрено в ряде диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Результаты этих исследований могут быть представлены в таблице следующим образом:

Понятие Определение Автор, год защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук Тема диссертации

Готовность будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения динамично развивающаяся система специальных знаний, умений, качеств, мотивов и опыта педагога, обеспечивающая целенаправленное использование ИСО в обучении информатике [51 Куликова Наталья Юрьевна (2014) Методика формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

Готовность будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения комплекс качеств человека, необходимых для эффективной работы в условиях смешанного обучения;его концептуальные знания о сущности, условиях и способах осуществления процесса смешанного обучения; формирование необходимых свойств и качеств личности, обеспечивающих профессиональное, добросовестное и творческое выполнение своих трудовых обязанностей при работе в условиях смешанного обучения [71 Медведева Марина Сергеевна (2015) Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения

Готовность будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников интегративное динамическое качество личности, которое проявляется в применении совокупности специальных знаний, умений и опыта в организации этой деятельности, осознании их ценности и установке на использование в будущей профессиональной деятельности; Структура понятия в составе мотивационного, когнитивного, праксиологического, личностно-творческого, рефлексивного компонентов [2] Берсенева Олеся Васильевна (2017) Формирование готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников в условиях бинарного обучения математике в вузе

Готовность будущих педагогов к самостоятельной работе интегративное качество будущего педагога, способствующее приобретению профессиональных ценностных ориентаций; Мамаева Вазипат Анваровна (2018) Формирование готовности студентов к самостоятельной работе средствами инновационных технологий

положительной мотивации обучения; становлению профессионально важных личностных качеств, саморазвитию и самообразованию; формированию профессиональных знаний, умений, способов деятельности. Структурными компонентами готовности студентов к самостоятельной работе являются: мотивационный (развитие интереса студентов к самостоятельной работе); содержательно-технологический (знания, творческие возможности, творческий потенциал студентов, реализующиеся средствами инновационных технологий); рефлексивно-оценочный (готовность к осуществлению самостоятельной работы с использованием возможностей инновационных технологий) [61

Готовность будущего педагога к тьюторской деятельности сложное интегративное свойство личности, основу которой составляют мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный, личностно-рефлексивный компоненты, необходимые для осуществления индивидуализации образовательного процесса. Формирование готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности-организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на развитие мотивационно-ценностного, когнитивно-операционального, личностно-рефлексивного компонентов готовности педагога к тьюторской деятельности на основе принципов индивиду ализации и управленческого сопровождения [14] Цилицкий Виталий Сергеевич (2018) Формирование готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности

Готовность педагогов к использованию современных форм контроля и оценки образовательных достижений школьников это умения: использовать учебную деятельность как средство повышения качества образовательной подготовки школьников; отбирать из Банка готовых тестовых материалов, разработанных специалистами в области педагогических измерений, задания, отвечающие специфике изучаемого материала и целям Амбарцумова Элеонора Мкртычевна (2019) Формирование готовности педагогов к использованию современных форм контроля и оценки образовательных достижений школьников

проверки; разрабатывать новые задания, нацеленные на применение географических знаний для решения различных учебно-познавательных и практических задач; использовать задания с учетом специфики учебной работы с данным составом обучающихся; находить оптимальное сочетание различных форм контроля; давать качественную характеристику ответам школьников на основе разработанных критериев, самостоятельно разрабатывать проверочные средства для выявления подготовки обучающихся по вопросам, не включенным в итоговую аттестацию [1]

Конфликтологическая готовность интегративное личностное качество, содержательно представленное взаимосвязанными когнитивным, практико-ориентированным и личностным компонентами, обеспечивающими профессиональную деятельность будущих педагогов-психологов по диагностике, профилактике и разрешению конфликтов с субъектами образовательного процесса [31 Бисембаева Асем Кумаровна (2020) Формирование конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе

Определения, приведенные в данной таблице позволяют конкретизировать понятие готовности студентов - будущих педагогов к организации и проведению кружковой деятельности с использованием цифровых технологий. В нашем исследовании готовность студентов к организации и проведению кружковой деятельности определяется как интегративное свойство личности, системообразующее ориентационный, целеполагающий, операционный, коммуникативный и оценочный компоненты, показатели которых представлены профессионально значимыми стремлениями и способностями к успешной реализации профессиональной деятельности в сфере кружковой деятельности.

Принимая это во внимание, в статье нами уточнено, что организация кружковой деятельности в средней школе с использованием цифровых технологий - это сложная многоступенчатая совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на осознание значимости цифровых технологий и цифровой образовательной среды (ЦОД) в организации кружковой деятельности и научно-исследовательской деятельности для личного и профессионального становления и развития студента - будущего педагога.

Выводы. Определение вышеобозначенного понятия подвело к выводу, что готовность студента -будущего педагога к организации кружковой деятельности в средней школе с использованием цифровых технологий необходимо рассматривать как интегративную характеристику личности, включающую знания методологии работы в ЦОД, особенностей организации кружковой деятельности с помощью цифровых технологий и научно-исследовательской деятельности; осознание значимости цифровых технологий и ЦОД в организации кружковой деятельности и научно-исследовательской деятельности для личного и профессионального становления и развития; исследовательские умения и навыки работы с компьютерными программами, позволяющие решать научно-исследовательские задачи с учётом специфики профессиональной деятельности.

Литература:

1. Амбарцумова, Э.М. Формирование готовности педагогов к использованию современных форм контроля и оценки образовательных достижений школьников : специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Амбарцумова Элеонора Мкртычевна - Москва, 2019. - 34 с.

2. Берсенева, О.В. Формирование готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников в условиях бинарного обучения математике в вузе: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Берсенева Олеся Васильевна. - Красноярск, 2017. - 22 с.

3. Бисембаева, А.К. Формирование конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе: специальность 13.00.08 "Теория и методика

профессионального образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бисембаева Асем Кумаровна - Челябинск, 2020. - 22 с.

4. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 15.03.2018).

5. Куликова, Н.Ю. Методика формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Ю. Куликова. - Волгоград, 2014. - 181 с.

6. Мамаева, В.А. Формирование готовности студентов к самостоятельной работе средствами инновационных технологий: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мамаева Вазипат Анваровна - Махачкала, 2018. - 25 с.

7. Медведева, М.С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Медведева Марина Сергеевна. -Нижний Новгород, 2015. - 22 с.

8. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Никулина Татьяна Валерьевна, Стариченко Евгений Борисович // Педагогическое образование в России. -2018. - № 8. - С. 107-113.

9. Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 22.06.2021)

10. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

11. План мероприятий ("Дорожная карта") "Кружковое движение" Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nti2035.ru/documents/docs/DK_kruzhkovoye_dvizheniye.pdf (дата обращения: 22.06.2021)

12. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв.ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019 - 155 с.

13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: "http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 22.06.2021)

14. Цилицкий, В.С. Формирование готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Цилицкий Виталий Сергеевич. - Челябинск, 2018. - 203 с.

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Адиева Алсу Табрисовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОО

Аннотация. В данной статьи рассматривается процесс организации методического сопровождения по развитию речи в дошкольной образовательной организации в рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. Он акцентирует внимание на направлениях, которые должны присутствовать в методической работе по речевому развитию детей и делится собственным опытом по анализу этой работы и по повышению ее уровня. В статье приведены конкретные рекомендации по улучшению методической работы.

Ключевые слова: дошкольная педагогика, методическая работа, речевое развитие, дошкольник, дошкольная образовательная организация, методист, речь, федеральный государственный стандарт.

Annotation. The author of this article examines the process of organizing methodological support for the development of speech in preschool education in the framework of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard. He focuses on the areas that should be present in the methodological work on the speech development of children and shares his own experience in analyzing this work and improving its level. The article provides specific recommendations for improving methodological work.

Keywords: preschool pedagogy, methodical work, speech development, preschooler, preschool educational organization, methodologist, speech, federal state standard.

Введение. На сегодняшний момент вся система обучения и воспитания дошкольников претерпевает существенные изменения. Связано это, в первую очередь, с введением ФГОС дошкольного образования. Современное время требует пересмотра методической работы детского сада, контроля за использованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.