Научная статья на тему 'Форсайт как инновационный инструмент коллективного прогнозирования'

Форсайт как инновационный инструмент коллективного прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ-СЕССИЯ / КРУЖКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА" / СТРАТЕГИЯ УОЛТА ДИСНЕЯ / FORSYTH-SESSION / KRUZHKOVOE MOVEMENT OF "NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE" / WALT DISNEY'S STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова И.А.

Автор статьи презентует опыт организации и проведения форсайт-сессиина примере построения прогноза развития кружкового движения «Национальная технологическая инициатива» в Алтайском крае, подробно описываетформы активностей команды форсайта, приводит сценарный планфорсайт-сессии, работу с картой времени, инструкцию и правила по ее заполнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forsythe as an innovative tool collective forecasting

The author of the article presents the experience of the Organization and conduct of the Forsyth-session for example build kruzhkovogo development forecast of the movement “the national technological initiative” in the Altai region, describes in detail the activities form a team Forsythe leads scenario Forsythe plan-session work with a map of the time, instructions and rules for its filling

Текст научной работы на тему «Форсайт как инновационный инструмент коллективного прогнозирования»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 305-314

Форсайт как инновационный инструмент коллективного прогнозирования

И.А. Новикова1

Алтайский государственный педагогический университет

656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55

Altai State Pedagogical Academy

Molodezhnaya str., 55, Barnaul 656031 Russia

e-mail: novirina17@mail.ru

Ключевые слова: форсайт-сессия, кружковое движение «Национальная технологическая инициатива», стратегия Уолта Диснея.

Key words: forsyth-session, kruzhkovoe movement of "National technological initiative", Walt Disney's strategy.

Резюме: Автор статьи презентует опыт организации и проведения форсайт-сессиина примере построения прогноза развития кружкового движения «Национальная технологическая инициатива» в Алтайском крае, подробно описываетформы активностей команды форсайта, приводит сценарный планфорсайт-сессии, работу с картой времени, инструкцию и правила по ее заполнению.

Abstract: The author of the article presents the experience of the Organization and conduct of the Forsyth-session for example build kruzhkovogo development forecast of the movement "the national technological initiative" in the Altai region, describes in detail the activities form a team Forsythe leads scenario Forsythe plan-session work with a map of the time, instructions and rules for its filling. [Novikova I.A.1 Forsythe as an innovative tool collective forecasting]

18 июля 2017 года на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России под председательством Премьер-министра Д.А. Медведева была утверждена «дорожная карта» кружкового движения Национальной технологической инициативы (далее НТИ).Она представляет собой план мероприятий «по развитию школьного сообщества технологических энтузиастов» (План мероприятий, 2017).

Что такое Кружковое движение НТИ? Каким может и должно стать новое поколение российских инженеров? Что

1 Материал был представлен на Всероссийской конференции «Ресурсы школьного сообщества для социализации учащихся в регионах современной России» (Барнаул, Алтайский край, 2018 г.).

необходимо сделать, какие шаги предпринять, чтобы школьники смогли присоединиться к кружковому движению НТИ? Эти и другие вопросы актуальны сегодня не только для педагогического сообщества, но и для тех, кто заинтересован в развитии нашего общества. А перед руководителями организаций дилемма - как организовать продуктивное изучение «дорожной карты», включить педагогов в решение поставленных задач по развитию кружкового движения НТИ.

Перед нами поставлена задача - создать сообщество технологически ориентированных и одарённых школьников и студентов, среду, в которой эти дети смогут проявлять и реализовывать себя. И самое сложное - не привлечь ребёнка один раз к робототехническим соревнованиям, а создать для него траекторию движения: из детского технопарка - в летнюю школу, оттуда - на инженерную олимпиаду, и дальше - в технический университет.

Цель кружкового движения - дать школьникам почувствовать уже сейчас, что они, собравшись в разновозрастную команду, способны самостоятельно поставить перед собой сложную инженерную задачу, вместе изобрести ее решение, собрать прототип устройства, опробовать его и создать настоящий продукт. Иными словами, научить их одновременно и мечтать, и трудиться.

Как это воплотить в действительность? Временная перспектива будущего является ментальной проекцией смысловой сферы человека, которая сочетает в себе стремления, опасения, надежды и планы. Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, одним из которых является форсайт.

Понятие «форсайт» было введено в оборот Гербертом Уэллсом в 1932 г. В одном из публичных выступлений известный писатель-фантаст высказался о необходимости новой научной специальности «профессор Форсайта», задачей которой должно являться исследование будущих технологических открытий и поиск областей их применения (Карасев, Вишневский, 2017). Форсайт, от английского «foresight» - это взгляд в будущее. По определению американского

исследователя Бена Мартина, форсайт представляет собой «процесс, связанный с систематической попыткой заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые, вероятно, могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды» (Куклина, 2017).

Форсайт не сводится к предсказанию будущего, а скорее формирует его; требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня. Методы форсайта можно воспринимать как своеобразные ускорители сознания. Насколько прорывными окажутся идеи, зависит от исходного потенциала команды и отдельных ее участников, от их способности творчески использовать предлагаемые упражнения.

Ниже приведен сценарный план форсайт-сессии «Кружковое движение в «Национальной технологической инициативе»: конкретные шаги для развития», организованной и проведенной Краевым центром информационно-технической работы в рамках краевой научно-практической конференции «Новое качество дополнительного образования детей в современных условиях», посвященной 100-летию дополнительного образования (Табл. 1).Форсайт собрал более 50 инициативных педагогов (из 6 городов и 15 муниципалитетов края), умеющих думать о будущем и работать с ним.Данный опыт может стать примером организации форм активностей педагогов на Методическом и Педагогическом советах, во время работы Методического объединения.

Команда форсайта: ведущий, модератор (основной и дополнительные), визуализатор, администратор, летописец.

Модератор - ведущий процесса модерации, с нейтральной позицией и знанием предметной области. Рабочий процесс модератора протекает с использованием методов визуализации, вербализации, презентации и обратной связи.

Модератор должен обеспечить рабочий процесс: выдать инструкцию на работу и мотивировать участников (что делаем/зачем); обеспечить выполнение (контроль и корректировка); управлять темпом работы; использовать

альтернативные способы достижения результатов для ускорения/замедления темпа.

Модератор обязан обеспечить коммуникацию участников: подбирать стиль общения, оценивая качества и роли участников; держать фокус на заданной теме; обеспечить оптимальное психологическое состояние (например, смех для снятия барьеров).

Модератор управляет содержанием: владеет предметом (знает терминологию «дорожной карты», имеет базовые представления); отбирает качественные предложения (фильтр -симуляторы, релевантность);помогает формулировать кратко и емко, сохраняя суть.

Ведущий и модераторы несут полную ответственность за процесс и за результат - это не техническая, а содержательная роль.

Обязанности дополнительного модератора (упаковка и администрирование): ведение групповой работы (при разделении группы на микрогруппы); работа с картой будущего; тайминг внутри группы, синхронизация с общим таймингом; верификация групповой работы на карте.

Обязанности основного модератора (коммуникация и управление групповой работой): ведение групповой работы; удержание общей рамки; групповая сборка; верификация работы группы.

Визуализатор («руки» модератора, творец визуального пространства. Готов к любым изменениям и неожиданностям). Следит за таймингом, напоминает согласно договоренности; раздает нужные карточки по сигналу модератора(не больше 2 комплектов карточек на одного участника). Собирает карточки, попутно проверяя: заполнение (читабельность,

корректность).Сразу же после принятия карточки модератором размещает ее на карте. Если карточки перекрываются - двигает, размещает так, чтобы видно было всё. После рабочего такта и перед началом следующего: проверяет, что карточки не отклеиваются и что никто никуда ничего не забрал.

Администратор обеспечивает своевременное получение необходимых для сессии расходных материалов, полностью готовит мероприятие с организационной точки зрения.

Райдер Администратора: листы «Карта будущего» (Табл. 2), «Три смелых первых шага» (Табл. 3), комплекты цветных маркеров, клей-карандаш (по количеству групп), карточки из расчета 2 комплекта на каждого участника, сигнал истекающего времени, магнитно-маркерная доска, магниты.

Летописец(сборщик, ответственный человек с компьютером, фотоаппаратом).

Карта времени - основное поле работы участников, представляет собой лист большого размера, где на горизонтальной оси располагаются временные рубежи, на вертикальной - тренды.

Карта времени заполняется различными объектами, которые представлены карточками: тренд, технология, формат, событие/действие, нормативный акт, риск/угроза, возможности, обеспечение, рекомендации).

За первый такт работы на карту прикрепляются карточки трендов, они располагаются в левом поле.

На втором такте генерируются и прикрепляются карточки технологий. Непризнанные маловероятные и в то же время интересные технологии отправляются в поле «черные лебеди». Процедура отбора «черных лебедей» повторяется для всех карточек.

Затем генерируются и прикрепляются на карту карточки форматов, событий, угроз и нормативных актов. На карту так же могут быть добавлены другие объекты, по усмотрению модератора. На третьем такте участники находят и обозначают связи между сущностями.

Следующий, четвертый такт, посвящен оценке, критике и дополнению карт. В случае, когда рабочих групп несколько, происходит ротация, и участники рассматривают карты других групп. На этом такте карта подвергается «очистке», на ней остаются самые значимые сущности, остальные отправляют в «Черных лебедей».

Сценарный планфорсайт-сессии «Кружковое движение в «Национальной технологической инициативе»: конкретные шаги для развития» Задачи:

познакомить участников форсайт-сессии с основными направлениями дорожной карты «Кружковое движение «НТИ»;

сформировать единое «поле представлений» участников форсайта об основных эффектах«кружкового движения»;

спроектировать возможные действия по налаживанию взаимодействия между проектными, творческими командами; технологическими компаниями, которые готовы принимать, внедрять новые разработки; ведущими университетами; исследовательскими центрами; деловыми объединениями края; экспертными и профессиональными сообществами; заинтересованными министерствами;

определить возможности собственного участия в проекте.

Таблица 1.

Тайминг Содержание Форма Оборудов ание, материал ы Ожидаемы й результат

35 мин. Презентация «Тронная Слайд Формирова

содержания речь» презентац ние

сессии, ведущего ии, подгрупп.

расписания и проектор Согласован

правил работы. Флип-чарт ие позиций

Правила - 1 (доска,

микрофон, без листы)

телефонов,

ошибаться

можно,

соблюдение

тайминга. Что

еще?

Деление на

подгруппы

1 час 30 Выступление Инпут Презентац Представле

мин. основного ия ние

модератора, «Кружков основных

сопровождаемое ое идей

слайдами движение «Кружково

презентации в «НТИ» го

движения в

«НТИ».

Артикулир

ование

трендов

10 мин Проектирование Стратегия Листы Конкретны

инструк возможных Уолта «Карта е шаги для

таж, по действий по Диснея времени» развития

30 мин. реализации целей для на кружковог

мечтате взаимодействия проектиро каждую о движения

ли, между вания группу, «НТИ» в

реалист основными действий инструкци крае

ы, участниками по и

критики Кружкового реализаци группам,

, движения. и трендов. карточки

презент 1. Как если Работа в для

аторы бы цель была группах:« заполнени

2 часа10 реализована мечтатели я

мин. наилучшим

образом? «реалисты

2. Какие

действия нужно «критики»

произвести, с картой

чтобы эта цель времени.

быладостигнута

наилучшим

образом?

3. Почему

эти реальные

действия могут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

быть не

выполнены?

4. Кто, как и

когда может

выполнить эти

действия?

3 Презентация Обсужден Листы План

группы работы групп - ие «Три мероприят

по 30 плана смелых ий по

минут. мероприятий по первых налаживан

1 час 30 реализации шага» на ию

мин. каждой цели каждую взаимодейс

группу. твия между

Магниты заинтересо

ванными

субъектам

и с целью

развития

кружковог

о движения

«НТИ» в

крае

45 мин. Подведение Диалог Слайд Рефлексия

итогов ведущего презентац по итогам

проектирования: модератор ии сессии.

Чем данный цикл а с залом Осознание

работы был участника

полезен? Что ми

уносите с собой в конкретны

свою х действий,

организацию? которые

они могут

совершить

по

возвращен

ию с

сессии

Основная идея - нетворкинг,

коммуницированиепроактивных педагогов, способных договориться о становлении Кружкового движения в рамках проекта «НТИ» и наметить конкретные шаги для развития».

Участники форсайта сформулировали и предложили первые смелые шаги по реализации Плана мероприятий «Кружковое движение» НТИ»:

открыть проектный офис НТИ, консолидирующий деятельность по реализации НТИ на региональном уровне;

разработать «дорожную карту» по реализации НТИ на региональном уровне;

открыть площадку «Точка кипения». Цель открытия этой площадки - вовлечение молодежи и бизнеса в реализацию НТИ;

разработать и запустить реализацию магистерской программы «Организация научно-технического творчества молодёжи» (на базе вуза).

В чем залог успеха сессии? Важно:

использовать энергию позитивного мышления команды, когда совместный проект представляет собой визуализацию желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»);

эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления.

Таблица 2

Карта времени

Тренды Очевидное невероятное Черные лебеди

2018 2019 2020 2021-2025 2026-2030 2031-2035

Нормативные акты

Технологии

События/Действия

Возможности

Форматы

Рекомендации

Обеспечение

Риски/угрозы

Таблица 3

Три смелых первых шага

Что делать Когда Кто Ресурсы

ЛИТЕРАТУРЫ

Карасев О.И., Вишневский К.О. Возможности интеграции Форсайта в разработку инновационной политики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ido.ru/ido_press/ido_press/articles/?content_id=1581&news_id =1292 [17.04.18].

Куклина И.И. Форсайт как инструмент активного исследования и формирования будущего [Электронный ресурс]. - URL: http://www.csrnw.ru/upload/file_category_182.pdf [17.04.18].

План мероприятий («дорожная карта») «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы. Утверждена на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. №3 [Электронный ресурс]. - URL:

http://static.government.ru/media/files/4UnfuTWKc5LejBS49BAmAoXRE 6WJ6qNs.pdf [17.04.18].

Получена / Received: 10.03.2019 Принята/Accepted: 15.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.