- повышается уровень мотивации и вовлеченности студентов, лучше усваивается и систематизируется информация, снижается боязнь перед совершением ошибок;
- дает возможность мгновенной обратной связи, выбора индивидуальной траектории деятельности, развивает исследовательский потенциал студента;
- стимулирует поисковую деятельность, групповое оценивание, развитие критического мышления, стимулирование самообразования студентов [4].
Развитие цифровых компетенций, понимание цифровых сред, адаптация к цифровым контекстам формируют новые развивающие и образовательные стратегии в современных образовательных средах вузов, что формирует новое цифровое мышление у будущих специалистов [2].
Литература:
1. Балунова С.А., Тимофеева Е. А. Развитие способности к самообразованию у бакалавров прикладной информатики // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 57-4. - С. 12.
2. Самерханова Э.К., Балакин М.А. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 4
3. Суханова Н.Т., Балунова С.А. Рефлексивно-креативный подход в подготовке студентов универсального бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. -С. 303-307
4. Титова С.В., Чикризова К.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 1. - С. 135
5. Халиуллина Л.Р. Методика определения уровней развития исследовательского мышления у будущих учителей (бакалавров) // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 5.
6. Хохолева Е.А., Липатова С.Д. Геймификация как инструмент формирования творческой активности в формате цифровой трансформации проектной деятельности студентов / 2-я Международная конференция по цифровизации (DSEME-2ol9), 05-06 декабря 2019 г., Екатеринбург, Российская Федерация. - С. 132
7. Ю. Марченко Теперь в школах можно играть в Мтесгай [Электронный ресурс]: статья /Ю.Марченко - URL:https://platfor.ma/magazme/text-sq/news/mmecraft-educatюn-editюn (дата обращения 30.04.2020)
Педагогика
УДК 373(045)
кандидат педагогических наук, доцент Неясова Ирина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); аспирант Чегрина Алёна Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Серикова Лариса Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании. Раскрывается содержание и структура категории «продуктивный опыт младших школьников». Выявляются педагогические условия (повышение мотивации младших школьников к продуктивной деятельности путем использования практико-ориентированных заданий; реализация авторской дополнительной общеразвивающей программы; включение младших школьников в рефлексивно-ориентированную деятельность, обеспечивающую актуализацию получения субъективного нового продукта; организация субъект-субъектного взаимодействия младших школьников и педагогов дополнительного образования в процессе формирования продуктивного опыта), обеспечивающих эффективность формирования структурных компонентов продуктивного опыта.
Ключевые слова: продуктивный опыт, младший школьник, продуктивная деятельность.
Annоtation. The article actualizes the problem of the formation of productive experience in primary school children in additional education. The article reveals the content and structure of the category "productive experience of primary school students". Pedagogical conditions are identified (increasing the motivation of younger students to productive activities through the use of practice-oriented tasks; implementation of the author's additional general development program; inclusion of younger students in reflexive-oriented activities that ensure the actualization of obtaining a subjective new product; organization of subject-subject interaction of primary school students and teachers of additional education in the process of forming productive experience), ensuring the effectiveness of the formation of structural components of productive experience.
Keyword: productive experience, junior high school student, productive activity.
Введение. Социально-экономические преобразования в современном обществе, свидетельствуют о потребности в личности, обладающей новым типом мышления, способной создавать оригинальные продукты, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного. Социальная практика показывает, что в современных условиях преобразования всех сфер общественной жизни меняются взгляды мирового сообщества на цели образования, а также на развитие личности. Особое внимание уделяется формированию продуктивного опыта у подрастающего поколения.
Особую актуальность в данном контексте приобретает формирование продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста, что обусловлена рядом возрастных предпосылок. Ведущими из которых являются: становление субъектной позиции, умение анализировать, рефлексировать свою деятельность,
планирование и выполнение действий во внутреннем плане, формирование личностно-активного отношения к новому, стремления участвовать в произвольной продуктивной деятельности и т.д.
Большим потенциалом в формировании продуктивного опыта младших школьников обладает дополнительное образование, так как имеет возможности для включения младшего школьника в преобразовательную деятельность по созданию субъективно нового и общественно ценного продукта, имеющего для ребенка эмоционально-ценностную привлекательность, что обеспечивает эффективность формирования продуктивного опыта у детей данной возрастной группы.
Анализ психолого-педагогической литературы (О.Ю. Елькина [1], Э.Ф. Вертякова [2], Н.А. Козлова [2], Ю.Л. Пластинина [4], С.Н. Фортыгина [2], И.В. Щербакова [5]) позволил определить продуктивный опыт как результат практической деятельности, выраженный в синтезе знаний о способах выполнения продуктивной деятельности, умений преобразовывать усвоенные способы деятельности при решении нестандартных задач, способности к рефлексивно-ориентированной деятельности с учетом особенностей возраста, обеспечивающийпроявление субъектной позиции младшего школьника в преобразовательной деятельности по созданию нового ценного продукта, имеющего эмоциональную привлекательность.
Содержательно продуктивный опыт детей младшего школьного возраста выражен в наличие знаний общих ориентировочных основ продуктивной деятельности; понимании преобразующей роли продуктивной деятельности; знании способов и видов выполнения продуктивной деятельности (лепки, рисования, конструирования, моделирования и т.д.); ценностном отношении к практической, творческой и продуктивной деятельности; стремлении к продуктивной деятельности;проявлении интереса к продуктивной деятельности; умении оценивать личный вклад в выполненное задание; умении контролировать и оценивать ход продуктивной деятельности и ее результаты, контролировать эмоциональные состояние при выполнении продуктивной деятельности; оценивать полученный в ходе продуктивной деятельности субъективно новый продукт; владении общими ориентировочными основами продуктивной деятельности [3].
Эффективность формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования обеспечивается рядом педагогических условий: 1) повышение мотивации младших школьников к продуктивной деятельности путем использования практико-ориентированных заданий; 2) реализация авторской дополнительной общеобразовательной программы «Горизонт возможностей»; 3) включение младших школьников в рефлексивно-ориентированную деятельность, обеспечивающую актуализацию получения субъективного нового продукта; 4) организация субъект-субъектного взаимодействия младших школьников и педагогов дополнительного образования в процессе формирования продуктивного опыта.
Изложение основного материала статьи. Повышение мотивации к продуктивной деятельности в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем в образовательном процессе. Ее актуальность обусловлена формированием у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, что невозможно без интереса учащегося к продуктивной деятельности.Данный аспект актуализирует реализацию первого педагогического условия - повышение мотивации младших школьников к продуктивной деятельности путем использования практико-ориентированных заданий.
Эффективным способом повышения мотивации к продуктивным видам деятельность выступает включение младших школьников в решение практико-ориентированных заданий.
Практико-ориентированные задания - это задания, преимущественной целью которых является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения применяются на практике. При работе над новым продуктом, у учащихся возникает потребность в личном участии в процессе создания определенногохудожественного образа.
Практическая реализация данного педагогического условия находит отражение в содержании занятия «Объемная композиция по мотивам творчества Константина Мельникова», в рамках которого рассказывается о творчестве советского архитектора К. Мельникова. Учащиеся знакомятся с реализованными и неосуществленными работами известного во всем мире архитектора, параллельно изучая такие стили архитектуры как авангард, конструктивизм. После знакомства с работами К.Мельникова ученикам предлагается выполнить объемную композицию по мотивам работ архитектора. За основу был взят всем известный «Дом Мельникова», нестандартной формы и конфигурации. Из бумаги для рисования и макетирования (ватман), с помощью таких инструментов как клей ПВА, нож макетный, ножницы, коврик для резки картона и набор простых карандашей обучающиеся изготавливают светильник. Младшие школьники вырезают окна ромбообразной формы на заготовке цилиндра из бумаги, затем склеивают его. Далее в центр «домика»помещается лампочка и выключается свет. Полученный эффект производит огромное впечатление на детей, каждый видит результат своего труда, эстетичность и применение в повседневной жизни, полезность выполненной работы и что способствует повышению мотивации к продуктивной деятельности.
Примером использования практико-ориентированных заданий для повышения мотивации к занятию продуктивными видами деятельности может послужить создание открытки и проведение выставки в технике «Пуантилизм», которое предполагает применения нетрадиционной техники рисования - рисование точками (ватными палочками). «Пуантилизм» произошел от слова «puante» - пальцы, рука и сначала означал рисование пальцами, но потом перерос в рисование точками. Краски на палитре не смешиваются, а наносятся мелкими точками в расчете на их оптическое восприятие в глазах зрителя. Смешение цветов происходит на этапе восприятия картины с дальнего расстояния.
Материал для занятия: ватман или тонированные листы, гуашь, ватные палочки, фотоиллюстрация. В качестве пробного занятия учащимся предлагается создать открытку по готовому эскизу. Ученики перерисоввают сюжет открытки и приступают к раскрашиванию красками с помощью ватных палочек. Сначала обводится контур, потом наносится самый яркий цвет, постепенно переходя к самому светлому. В итоге результаты у учащихся получаются разные, хотя дети рисуют по одному образцу. В каждом рисунке присутствует индивидуальность, особенность характера, знаний, умений, навыков, творческого восприятия ребенка.Затем учащимся предлагается самим выбрать сюжет и создать собственную композицию. По окончанию работы проводится выставка работ в данном стиле и рефлексия.
Продуктивная деятельность в контексте данного занятия развивает цветовое восприятие, усидчивость, совершенствует мелкую моторику пальцев и кистей, формирует умение выбирать цветовую гамму красок,
создает положительный эмоциональный фон, что повышает мотивацию младших школьников к занятию данным видом деятельности.
Второе педагогическое условие предполагает реализацию авторской дополнительного общеобразовательной программы «Горизонт возможностей».
Целью программы является формирование продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста. Основными задачами выступают формирование положительного эмоционального отношения к продуктивной деятельности, интереса и стремления заниматься продуктивной деятельностью; обогащение системы элементарных представлений, знаний об общих ориентировочных основах продуктивной деятельности, способахее выполнения, приобретающих личностную значимость; формирование умений и навыков, позволяющих самостоятельно осуществлять осознанные действия для создания продукта, имеющего субъективную значимость, новизну и ценность; формирование способности контролировать ход продуктивной деятельности и осуществлять самооценку результатов продуктивной деятельности, творческой активности и самостоятельности.
За основу планирования при проектировании авторской образовательной программы необходимо принять последовательное продвижение младших школьников в овладении содержанием структурных компонентов продуктивного опыта.
Данная программа состоит из ряда тем, включающих в себя различные виды продуктивной деятельности, в процессе участия в которой младший школьник осваивает продуктивный опыт. Основными темами программы «Горизонт возможностей» выступают: «Понятие композиция. Законы построение композиции на плоскости и в объеме в творчестве известных архитекторов»; «Создание детской площадки»; «Выполнение коллажа «Мое идеальное пространство»; «Объемная композиция по мотивам творчества К. Мельникова»; «Декоративный натюрморт»; «Объемные композиции из геометрических тел. Врезки»; «Пирамиды - чудеса архитектуры»; «Композиция - Новогодний декор»; «Инсталляция как форма современного искусства»; «Самые высокие здания мира»; «Искусство витража»; «Силуэт города»; «Выполнение открытки по выбранной тематике»; «Современный интерьер»; «Создание открытки в технике «Пуантилизм»; «Моделирование сцены театра»; «Дом будущего» и др. Темы занятий отражают главным образом технологические операции, способы иприёмы, знания о материалах, конструкции, так как данный возрастной период - освоение элементарных технико-технологических знаний и умений.
В содержание курса заложены задания, при выполнении которых, младшие школьники наблюдают, обсуждают, обобщают, выполняют поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых делают открытия новых знаний и умений, выполняют новые субъективно значимые продукты.
В процессе реализации программы «Горизонт возможностей», нацеленной на формирование продуктивного опыта младшими школьниками, важно использовать следующие интерактивные методы: объяснение; рассказ; эвристическая беседа; устный и письменный инструктаж,самостоятельная работа с учебно-технической литературой, учебная дискуссия (словесныеметоды); демонстрация готовых изделий; рисунков; чертежей; технологических карт; таблиц; фотографий; инструментов (наглядные методы); конструирование и моделирование, в том числе и с использованием информационных технологий, упражнения-пробы, опыты, лабораторные работы, самостоятельные разработки конструкций, выполнение технологических работ, выполнение практических заданий, метод многомерных матриц, базирующийся на системном анализе взаимосвязей,анализ и решение проблемных задач и ситуаций (практические).
Программа предполагает постепенное расширение знаний (от простого к более сложному) и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта.
Полученные в ходе занятий младшими школьниками продукты не носят случайный характер, а отвечают цели и задачам каждого занятия и подобраны в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами.
Третье педагогическое условие - включение младших школьников в рефлексивную деятельность, обеспечивающую актуализацию получения субъективного нового продукта.
В младшем школьном возрасте рефлексия формируется преимущественно при выполнении учащимися таких учебных действий, как контроль и оценка.
Разработанная нами программа позволила обеспечить включение младших школьников в рефлексивную деятельность. Особое внимание уделяется рефлексии в ходе выполнения заданий и после. Практически в каждом задании учащимся предлагается проанализировать свою деятельность. Каждый продукт продуктивной деятельности младшего школьника востребуется. Поэтому каждый ученик демонстрирует свой результат. Это обуславливает демонстрацию и сопоставление детских работ. В ходе этой части занятия младшие школьники вовлекаются в оценочную деятельность. То, что получилось (рисунок, поделка, действие, идея) они демонстрируют педагогу, сверстнику, группе, комментируют свои результаты.
Примером вовлечения младших школьников в рефлексивную деятельность может послужить занятие «Мое идеальное пространство». Целью данного занятия является развитие у младших школьников образного мышления, чувства формы и силуэта, пространственного восприятия, освоение практических и теоретических приемов проектирования и моделирования, выработки навыков самовыражения, а также умение их применить в дальнейшей продуктивной деятельности.
Ученику предлагается выбрать в старых журналах картинки, отражающие его идеальный интерьер (комнату мечты). Сюда попадают отдельные предметы мебели, просто атмосферные фотографии, графика, цветовые сочетания. Также можно использовать кусочки ткани, кожи и других материалов и частично дорисовать идею. К каждому изображению предлагается написать маленькое пояснение. Что именно нравится на этом изображении?
На этом этапе происходит очень важное действие - устанавливается связь между образом, цветом, примером, вкусами и личностью ребенка. Здесь можно уже строить предположения, насколько глубоко будет вовлечен ученик в процесс создания интерьера своей комнаты и других заданий в будущем, насколько ему важна детальная проработка интерьера, каким будет дальнейшее сотрудничество.
Происходит более тонкая настройка предпочтений. Осмысление своих требований и желаний.В ходе наших занятий у учащихся формировалась способность оценивать свои успехи в продуктивной деятельности. Повышался уровень мышления, в ходе которого происходило осознание оснований собственных действий; коммуникация и кооперация, где рефлексия является механизмом, обеспечивающим координацию действий
партнеров и организацию их взаимопонимания; самосознание, которому нужна рефлексия при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не Я. Продуктивная деятельность младших школьников на наших занятиях завершается осознанием способов и результатов личной продуктивной деятельности.Подводя итог занятия, ученикам задавались вопросы: «Что вам сегодня удалось. Что каждый из вас сделал интересного, необычного. Что больше понравилось в работе товарищей. Как добились таких результатов».
Четвертое педагогическое условие - организация субъект-субъектного взаимодействия младших школьников и педагогов дополнительного образования в процессе формирования продуктивного опыта.
Процесс формирования продуктивного опыта младшего школьника в дополнительном образовании организуется в рамках широкого спектра взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-коллектив», «ученик-учитель», «учащийся-объект усвоения». Особенности младшего школьного возраста таковы, что в данный возрастной период большую роль в его формировании как субъекта продуктивной деятельности играет личность педагога, характер взаимодействия между субъектами образовательных отношений.
Субъект-субъектные отношения раскрываются как взаимодействие на равных, и это приводит к определенным изменениям во взглядах, ценностных ориентиров каждого из участников процесса.
Основными параметрами совместной деятельности педагога и учащегося являются взаимоотношение, поддержка, доверие. Гуманные отношения педагога и ученика выходят на первый план.
Выводы. Таким образом, эффективность процесса формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста зависит от реализации ряда педагогических условий:1) повышение мотивации младших школьников к продуктивной деятельности путем использования практико-ориентированных заданий; 2) реализация авторской дополнительной общеобразовательной программы; 3) включение младших школьников в рефлексивно-ориентированную деятельность,обеспечивающую актуализацию получения субъективного нового продукта; 4) организация субъект-субъектного взаимодействия младших школьников и педагогов дополнительного образования в процессе формирования продуктивного опыта.
Литература:
1. Елькина О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: монография / О. Ю. Елькина. - М.: Флинта, 2012. - 146 с.
2. Козлова, Н.А. Продуктивная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников / Н.А. Козлова, Э.Ф. Вертякова, С.Н. Фортыгина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - №10 (176). - С. 170-173
3. Неясова И.А., Чегрина А.В. Процессуальные аспекты формирования продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста. Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 3 (120). - С. 26-30
4. Пластинина, Ю.Л. Продуктивная учебная деятельность в образовательном пространстве // Вестник науки ТГУ. - 2012. - №1. - С. 240-242.
5. Щербакова, И.В. Формирование продуктивного опыта младших школьников в процессе диалогизации обучения / И.В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №10. - С. 244-251.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель кафедры информатики и ИТ Никитин Алексей Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)
ПРОБЛЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В КРУЖКОВОМ ДВИЖЕНИИ НТИ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности кружковой деятельности в условиях цифровизации образования, обозначены современные подходы к организации кружковой деятельности в рамках Национальной технологической инициативы. Подробно освещаются отдельные аспекты реализации Дорожной карты «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы и проблема наставничества, которая может быть решена с помощью подготовки студентов-педагогов и организации кружковой деятельности.
Ключевые слова: цифровая экономика, Национальная технологическая инициатива, Дорожная карта, «кружковое движение», кружок, цифровизация образования, наставничество.
Annotation. The article examines the features of circle activities in the context of digitalization of education, outlines modern approaches to organizing circle activities within the framework of the National Technological Initiative. Some aspects of the implementation of the Roadmap "Circle movement" of the National Technological Initiative and the problem of mentoring, which can be solved with the help of training students - teachers and organization of circle activities, are highlighted in detail.
Keywords: digital economy, National Technology Initiative, Roadmap, "circle movement", circle, digitalization of education, mentoring.
Введение. В отечественной педагогической науке традиционно значительное внимание уделялось организации кружковой работы со школьниками и студентами.
В советском государстве участию школьников и студентов в работе кружков придавалось важное идеологическое значение. В конце ХХ века педагоги стали делать упор на возможности развития творческих способностей учащихся с помощью занятий в кружках разных направлений.
В традиционном понимании кружок рассматривался как одна из основных форм организации внеурочной (внешкольной) работы учащихся, добровольно объединенных общностью интересов в творческой деятельности на внеклассных занятиях. Участие в кружковой работе должно было формировать общественную активность, устойчивый интерес к определенным сферам знаний и видам деятельности.
По мнению Т.В.Никулиной современная система образования «должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев